Речь пойдет о методе исправления дефектов формы грота катамарана "Простор", которые могут быть обнаружены на новых парусах, а так же образоваться в процессе эксплуатации паруса.
Метод одинаково применим как для парусов с классическим параллельным расположением полотнищ, так и для парусов с радиальным раскроем, хотя радиальный раскрой вряд ли можно признать удачным для лавсановых (а пусть даже и для дакроновых) парусов.
В конце статьи приведена схема апробированной системы рифления грота радиального раскроя, которая не вызывает деформацию полотнищ паруса и потерю его формы.
Обычно на парусе "Простора" обнаруживаются или образуются дефекты двух видов:
Первый дефект обусловлен излишней выкружкой (серпом) передней шкаторины или неправильным профилем выкружки, второй - несоответствием длины передней шкаторины и ликтроса из-за неправильной посадки паруса на ликтрос или же вследствие вытяжки передней шкаторины.
В большинстве случаев такие дефекты можно исправить. Для этого необходимы:
Для исправления указанных дефектов нужно выполнить следующие операции:
(если на парусе присутствует только один из приведенных дефектов то надо сделать соответствующую "выборку")
1. Снять фаловую дощечку, все упоры лат и люверсы вдоль передней шкаторины.
2. Спороть ликтрос (вместе с карманом).
3. Разложить парус на плазе и проверить переднюю шкаторину на наличие вытяжки.
Если передняя шкаторина вытянулась, то на плазе излишек ткани будет выглядеть в виде волана (волнистости) вдоль передней шкаторины, в основном в нижней половине паруса. Если этот излишек не превышает 60-70 мм - его можно убрать в швы полотнищ и в закладки (вытачки). Это можно смоделировать, закалывая вытачки глубиной до 5-7 мм и длиной 100-200 мм на примерно равном расстоянии друг от друга вдоль швов и между ними обычными портновскими булавками. Закладки между швами должны располагаться параллельно долевой нити ткани. Если таким способом удастся "разложить" парусину, примыкающую к передней шкаторине, на плоскость без "пузырей", то "лечение" паруса можно продолжить, если нет - то, увы, парус придется "списать" или перекроить на что-нибудь меньшей площади.
Смоделированные вытачки надо превратить в законченные закладки. При этом вытачки вдоль швов надо убрать, подпоров швы и увеличив их перекрой по размерам вытачек. Вытачки между швами лучше разрезать "по долевой" (например, остро заточенным паяльником) и "закрыть" внахлест.
4. Подкроить переднюю шкаторину по требуемому профилю.
Ниже приведен профиль передней шкаторины грота для штатного вооружения "Простора" (т.е. с гиком-уишбоном) и для бермудского грота на стандартную "просторовскую" мачту. Профили рассчитаны на диапазон регулирования "пуза" примерно от 5 до 15%, при условии, что закладками по полотнищам (при пошиве паруса) не задан больше.
Операции по подкрою:
- парус разложить на плазе и "пришпилить" к полу шильями или гвоздиками в точках "а" и "с";
- между этими точками натянуть нитку - "отбить" прямую "ас";
- от точки "с" вдоль этой прямой разметить отрезки по 500мм и отложить ординаты профиля. Если длина передней шкаторины реального паруса окажется больше или меньше 6000мм, профиль можно удлинить или укоротить (в пределах +/- 5%) по линии "ав" - этот отрезок - часть прямой.
Если при разметке ординаты профиля "вылезут" за срез передней шкаторины (а это может произойти после устранения вытяжки шкаторины или если профиль изначально был неверно подкроен), то следует перенести прямую "ас" "вглубь" паруса параллельно или относительно точек "а" или "с", в зависимости от того, в каком случае будет меньше потеря площади. При большом переносе (> 50-60мм) стоит "передвинуть" боуты.
Примечание: на "просторовских" парусах "позднего пошива" можно столкнуться с профилем, имеющем стрелку прогиба до 300мм (на чертеже она 110мм). Такому профилю надо делать нещадное "обрезание", если только парус не используется исключительно для гонок в штиль. Парус с таким профилем имеет чудовищное "пузо", которое не убрать, сколько мачту ни гни;
- после разметки ординат профиля полученные точки соединить плавной кривой (рекомендуется с помощью гибкой рейки длиною около 2м) и подкроить профиль.
5. Пришить НОВЫЙ ликтрос в кармане. Заготовка для ликтроса должна быть на 0,5м длиннее среза передней шкаторины, что понадобится при дальнейших операциях. Если парус уже "ходил" и карман ликтроса потерт, то рекомендуется выкроить новый карман из парусной ткани.
Для ликтроса можно использовать любой полиамидный (капроновый) трехпрядный или плетеный трос диаметром 8-9 мм кроме иногда встречающихся низкокачественных "коломенских веревок" и т.п. Главное чтобы поверхность троса была ровной, без узлов, "колышков" и "грыж". Кевларовые тросы и тросы с кевларовым сердечником лучше не использовать - в них плохо держит прошивка.
Трос желательно предварительно растянуть усилием около 50 кг в течение 3-4-х дней, это "снимет" проблему с неупругим растяжением, которая встречается довольно часто.
- ликтрос вложить в карман, карман приметать к срезу передней шкаторины и пристрочить швом "зигзаг";
- прострочить карман вплотную к ликтросу прямым стачным швом. Для такой операции у большинства промышленных и бытовых швейных машин есть специальная "уполовиненная" лапа (для вшивания застежек-молний);
6. Прошить ликтрос в фаловом углу и поставить фаловую дощечку.
7. ПРАВИЛЬНО(!) посадить парус на ликтросе и прошить в галсовом и ОБЯЗАТЕЛЬНО(!) в риф-галсовом углах. Делается это так:
- закрепить фаловый угол за какой-нибудь прочный "пень" (например, за батарею отопления) и натянуть ликтрос со стороны галсового угла с усилием 25-30кг (что соответствует натяжению грота-фала или галс-оттяжки). Для такой операции понадобится или помощник или блок и гиря. Ликтрос упруго растянется на 100-200мм, в зависимости от его свойств.
- расправить карман по ликтросу так, чтобы передняя шкаторина приняла форму без складок и морщин, но не растягивать ее. Зафиксировать карман на ликтросе в галсовом и риф-галсовом углах с помощью шильев или больших игл. Снять нагрузку с ликтроса (он укоротиться, а карман соответственно припосадится) и прошить ликтрос в зафиксированных углах;
8. обрезать излишек троса, оставив в галсовом углу "хвостик" 150-200 мм.
При постановке паруса на рангоут ликтрос также будет растягиваться под натяжением грота-фала, позволяя расправиться парусине, но при этом нагрузка от фала "ляжет" на ликтрос. Со временем, после неизбежной вытяжки парусины (под ветровой нагрузкой) операцию по ликовке можно повторить, для чего мы и оставили "хвостик".
9. Установить люверсы и упоры лат.
ПОСТАВИТЬ "РЕАНИМИРОВАННЫЙ" ПАРУС И - В ПУТЬ!
В заключение - несколько слов о системе рифления, без которой нельзя отправляться в сколь либо серьезное плавание. Если ваш парус имеет параллельное расположение полотнищ, то доработка его рифами не представляет сложности. Если же вам "повезло" и ваш парус имеет радиальный крой, то систему рифления, не вызывающую последующей деформации паруса, можно "организовать" только вдоль нижней латы - желательно сквозной, усилив линию рифов риф-бантом (который может быть совмещен со сквозным лат-карманом), скроенным "по долевой" из аналогичной парусной ткани.
В противном случае при взятии рифов форма паруса будет безвозвратно испорчена.
Еще раз напомню об обязательной прошивке ликтроса в риф-галсовом углу. Без такой прошивки при взятии рифов нагрузка от натяжения фала придется на карман ликтроса и переднюю шкаторину паруса, что неизбежно приведет к их вытяжке.
Для быстрого взятия рифов полезно в нок гика заранее ввязать карабин, а на скобу для крепления галсового угла навесить или карабин или прочный крюк. После взятия рифов свободная часть паруса подвязывается к "новой" нижней шкаторине с помощью риф-штертиков, нашитых вдоль риф-банта, или посредством риф-сезня (веревочки диаметром 4-5 мм и длиной около 3 м), пропускаемого через небольшие люверсы, установленные так же вдоль риф-банта.
Кстати, заменить короткую нижнюю лату на сквозную полезно для паруса радиального раскроя даже без доработки его системой рифления. Короткая лата, "упираясь" передним концом в диагонально расположенное полотнище, очень быстро вызывает вытяжку ткани и образование "пузыря", исправить который практически невозможно.
Надеюсь что приведенные рекомендации кому-нибудь помогут. Замечания, вопросы и предложения можно обсудить "под гиком" или "на 10 кв.м".