23-24 июня состоялась регата Volvo на озере Пяйянне в Финляндии. Предварительная информация по регате была представлена здесь http://www.yarva.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=331&start=0.
Регата была разбита на два этапа. Первый этап проходил в пятницу 23 июля и назывался Volvo PrePäitsi 2010. Он представлял серию из 3-х гонок по классической короткой дистанции: верхний и нижний знаки, посередине линия старта – финиша. Дистанция назначалась левая, в три круга, и строго ориентировалась по направлению ветра. Между гонками ГК корректировал дистанцию в соответствии с изменением направления ветра, что вызывало серьезные задержки со стартом следующей гонки. Все катамараны были в одной стартовой и зачетной группе Multi-корпуса.
Всего заявилось16 катамаранов. Из них россияне привезли пять катамаранов: четыре 13-метровика и один 10-метровик. Нашу команду представляли М 948, рулевой Белоклоков В., СП 103, рулевой Загулов М., СП 36, рулевой Овсянников Д., СП 44, рулевой Новицкий С., СП 41, рулевой Ланцов А. Все наши рулевые имели достаточный гоночный опыт и проверенную парусную технику. Катамараны Santa Maria и Pumba производства верфи Успенских. Тайфун Bruno и Ветер были на баллонах той же фирмы. С. Новицкий выступал на катамаране “Тайфун-спорт”.
Финско-эстонский флот многокорпусников состоял из катамаранов HobieCat 18 F, изготовленных во Франции. Основные параметры 18-футовиков:
Длина 5,5 м
Ширина 2,52 м
Общая площадь лавировочных парусов 22,1 кв. м
Площадь геннакера 21,1 кв. м
Вес 180 кг.
Последняя модель этих катамаранов 2009 г. носит название Wild Cat. Она имеет специфические обводы и отрицательный, обратный наклон форштевня. В отличие от предыдущих моделей с вертикальными штевнями и острыми носовыми обводами, модель 2009 года имеет в носовой подводной части расширенное уплощение. Вероятно, это позволяет всплывать носам на больших скоростях, опираясь на гидродинамическую подушку, образуемую носовым уплощением. Подводная форма этих корпусов очень напоминает наши надувные поплавки с перемычками. Только ширина в миделе меньше, чем у надувных баллонов. Следует добавить, что ширина обоих кинжальных швертов 18F составляла всего 170 мм.
Общий старт позволил сравнить скорости прохождения дистанции всех катамаранов. При ветре 4-7 м/сек, катамараны 18 F успевали проходить три круга, а надувные за это время два. Основной отрыв происходил на попутной части дистанции. Результаты первого этапа регаты представлены http://online.paijannepurjehdus.fi/static/2010/PrePaitsi_2010_Kokonaiskilpailu.htm.
Второй этап регаты носил название Volvo Päijännepurjehdus 2010. Он стартовал в 10 часов утра следующего дня и представлял собой маршрутную гонку по озеру Пяйянне в направлении с севера на юг. Протяженность маршрута составила 117 км. Весь день дул стабильный северо-восточный ветер 5-10 м/сек. Основной курс – бакштаг левого галса. Основную часть маршрута надувные катамараны пролетели под геннакерами со скоростью 20-27 км/ч. Мы шли плотной компанией из пяти наших катамаранов с периодической сменой лидера. Всего на переход было затрачено около 7,5 часов с небольшим разрывом на финише между нашими судами в несколько минут. Катамараны F 18 стартовали на 2 часа позже нас, их лидеры подошли к финишу вместе с нами. Всего в этой маршрутной гонке приняло участие около 200 яхт. Результаты заключительного этапа здесь http://online.paijannepurjehdus.fi/Tulokset.aspx?k=10&vp=144&rid=7.
Отмечу дружелюбие хозяев регаты, которые предоставили российской команде великолепную поляну для установки палаток и сборки катамаранов, возможность пользоваться туалетом, душем и даже сауной. На флагштоках яхт-клуба, наряду с флагами Финляндии и Эстонии, был поднят флаг России.
До финского яхт-клуба Ювяскюля из Москвы поездка на машине у меня заняла два дня. Время прохождения границы составило 1,5 – 2 часа. Декларации на катамараны заверялись российскими таможенниками без предъявления каких-либо документов типа судовых билетов или паспортов. Просто в декларации сообщалось: тип судна “Тайфун”, стоимость 10 000 руб. Полезно иметь с собой фотографию катамарана, если возникнет вопрос у таможенника: “ А что это такое - парусный разборный катамаран?”. На машину теперь декларация не заполняется вообще.
Остался вопрос: “ Могут ли в принципе разборные туристские суда конкурировать по скорости с серийными гоночными катамаранами класса F 18 или Торнадо?”. По моему мнению, технически приблизиться к их уровню вполне можно. Достаточно увеличить площадь парусов и соответственно повысить жесткость каркаса. Задача непростая в инженерном и материальном плане, но реальная. Но самое сложное и, пожалуй, главное – это подготовить хорошо тренированный экипаж, способный эффективно использовать такую технику. Например, лидирующий финский экипаж катамарана FIN- 98 является попросту профессиональным, т.е. его работа - ходить под парусами.
Нам повезло на маршрутной гонке с ветром, а то вполне можно было оказаться на финише темной ночью или под утро. В целом впечатление очень приятное. Особенно если есть возможность прибавить к регате небольшое путешествие по Финляндии.
Успенский В.Н.
Катамаран А.Ланцова
Катамаран Д.Овсянникова
Награда