Сильно сказано -- концепция, а ведь прав Валентин!
Номер раз — туристская, как у всех туристов: байдарочников, сплавщиков, велосипедистов... Номер два — яхтенная, крейсерсая. «Попандопола», «Бабадаг», «Борей», «Котоярви», «Вайгач», большие лодки Кулика. Палатки со спальными местами для экипажа... Понятное дело: все это большие, мощные, тяжелые машины для морских походов.
Но вот, пожалуйста: казалось бы простое плавание по уютной реке. О скалы грозные не бьются с шумом волны... а с ночлегом засада на засаде.
На самодельных катамаранах часто делали небольшую полукруглую рубочку впереди, московская команда "Варяги" так в походы ходила. Такая рубка мала, только для ребенка. Для «Ветра» Тритон делает неплохую палатку-кабриолет, одному-вдвоем можно заночевать при необходимости. Но как устроиться если экипаж больше, вещей много, все забито, кругом балки-веревки торчат... Пусть не с полным комфортом, но всем заночевать на борту - неужели неразрешимая задача для современных катамаранов?
А вот на дедушке надувного флота «Альбатросе» всему экипажу втроем — пожалуйста, хоть и тесновато но удобно: обвесы кокпита уже стоят, небольшая палатка сверху и готов домик. Лучше на берегу конечно, но на худой конец и в камыши какие-нибудь забиться можно. Создавая туристскую лодку, В.М.Перегудов позаботился о таком варианте.
Есть психологический момент: ясно, приятнее после дня на воде ночевать на суше. И привычка. Когда купили тримаран Кулика «Фрези Грант 18» с рубкой-убежищем, два сезона ходили как обычно. Случилось по разу переночевать на лодке, в первом походе у причала, во втором в закутке среди камней. Но сначала казалось, что такая ситуация — караул, почти ЧП: не нашли место!
Потом обзавелись толстой пенкой для подстилки... Всего-навсего! Раз переночевали в неудобном месте, потом чтобы не таскать барахло туда-сюда, потом чтобы время сберечь... и очень оказалось приятно и спокойно ходить когда не надо волноваться о месте стоянки.
Хороший бережок, дневка — в палатке, надо только переночевать — в лодке, приткнувшись к берегу или просто в затишке на якоре. Следующие три похода без ночевок на лодке вообще не получились бы.
Так что есть смысл заранее подумать и позаботиться о ночлеге на лодке. Чтобы концепции менять как перчатки, по своему усмотрению
:-)
Г.Шмерлинг
Журнал Катера и Яхты, 1981 г. "Альбатрос готов к запуску на конвейер". Вид с палаткой.
Палатка на катамаране «Феникс» К. Федорова, Финский зал., 2001 г.
Кокпит с тентом на катамаране Ветер А.Свадковкого, Онега, 2003 г.
Кэп спит — служба идет! На катамаране Простор «Марио» А.Чверткина, Белое море, 2008 г.
Тримаран Фрези Грант 18 «Grinda» Г.Шмерлинга, шхеры на юге Норвегии, 2009 г.