В.Коваленко, Е.Антонов и другие.
(по материалам форума Под гиком, 2013 г.
Они живут, пока мы о них помним.... а между тем, совсем редко вспоминаем Игоря. Я знал его совсем мало, но здесь на форуме живут владельцы и капитаны лодок его постройки... его воспитанники и ученики бессменно лидируют в украинских регатах...
Начал эту тему, потому, что просматривая домашние архивы нашел только одну фотографию Игоря.
Филь Игорь Алексеевич родился 16 декабря 1960 года. Первое время их семья жила на Донбассе, после чего они переехали в г. Боярка Киевской обл., где и обосновались. После армии Игорь остался на срочную службу и служил в части при местном военном заводе, где познакомился с Владимиром Науменко, который в то время уже занимался конструированием моторных и парусных катамаранов.
Владимир Науменко был знаком с Василием Перегоном, впоследствии директором киевской фирмы по производству надувных лодок Фиорд-Бот, через которого они познакомились с Владиславом Лукьяновым и Александром Кондауровым, которые в то время уже жили в Киеве. (Лукьянов стал потом создателем катамаранов Альпиро, а Кондауров — катамаранов Даки).
Весной, 199(1-2) года, Владислав на своём катамаране «470» и Александр на своём катамаране «45», пригласили Игоря Филя и Владимира Науменко принять участие в соревнованиях на Кубок Донбасса. Игорь был в составе экипажа Александра Кондаурова, а Науменко на «470»-ке. Тогда Александр Кондауров со своей командой уверенно одержали победу и выиграли кубок.
Плоды этих событий не заставили себя долго ждать: уже к осени 1992 г., во время соревнований на Кубок газеты «Вечерний Киев» Игорь спустил на воду свой первый надувной разборный парусный катамаран, названный «Лыба» за очаровательный оскал акулы, нарисованный на носах обоих поплавков.
Зимой 1992-93 гг Игорь с Владимиром Науменко открыли секцию по парусному туризму в одной из боярских школ, куда сагитировали ватагу местных школьников, одним из которых был и я.
Одной из ближайших целей секции было участие в соревнованиях в рамках киевского «Бот Шоу 1993», в состав оргкомитета которого входил Александр Кондауров. Соревнованиями занимался Владислав Лукьянов. Тогда эти соревнования собрали больше 20 вымпелов, по праву имели статус республиканских, поскольку кроме участников из Украины, прибыло немало экипажей из Прибалтики и России. На них Игорь впервые познакомился с парусятниками Донбасса и всплыли забавные факты: оказалось, с разницей в несколько лет что они служили на одном и том же корабле с Виктором Феденюком!
Главный приз увезли домой прибалты – их ажурные катамаранчики были как нельзя лучше приспособлены для озёрных условий киевского Днепра. Не смог их достать даже «470» Владислава Лукьянова. «Лыба» Игоря, принявшая участие в соревнованиях, оказалась в хвосте. Построенная по мотивам ближайших образцов «45» и «470», она имела хороший потенциал: было к чему стремиться. Эти соревнования дали серьёзный толчок в дальнейшем развитии. В тот год Игорь продолжил обкатку «Лыбы» на Каневском вдхр., было также несколько выходов в составе парусной секции.
А потом был Азов. Так мы начинали.
В 1994 году Игорь спланировал поездку на соревнования на Азовском море, которые проходили по маршруту Геническ – Керчь. Это была авантюра, ведь на тот момент опыта речных, а тем более морских походов на парусных катамаранах у нас ещё не было. Желающих, включая неопытных подростков, набралось на два экипажа, а катамаран был один – «Лыба».
Было решено к соревнованиям построить ещё один катамаран. Игорь всегда мыслил и действовал глобально и основательно, с прицелом наперёд. При постройке своего первого катамарана, он собрал материалы с запасом, детали сразу делал с расчётом на два катамарана. Используя готовые наработки, в короткие сроки появился на свет брат-близнец «Лыбы» — «Гвалт»! Название нового катамарана появилось не случайно, оно характеризовало обстановку его появления на свет. Катамаран в буквальном смысле слова доделывали в поезде, но к старту успели.
В тот поход пошло шесть человек. Рулевым на второй катамаран Игорь пригласил своего школьного товарища – Юрия Шкоду, который получил свой парусный опыт в экипаже киевской яхты «Горбоконик». Ее капитаном был знаменитый Алексей Грищенко, который жил, кстати, также в Боярке. Напомню, что Алексей Грищенко был капитаном яхты «Фазиси», первой и единственной яхтой от СССР, которая приняла участие в гонке вокруг света «Whitbread» (теперь Volvo Ocean Race) в 1989/1990 гг.
Азовскую регату организовали дончане. Это были командные гонки, каждая команда состояла из двух катамаранов. Всего было 8 лодок. «Лыба» и «Гвалт» успешно прошли маршрут, а экипажи набрались бесценного опыта морских путешествий.
На первом фото финиш одного из этапов на Арабатской стрелке, слева направо катамараны: Простор А.Ерёменко, "470" В.Лукьянова, "Лыба" и "Гвалт" И.Филя. На втором фото групповое фото участников соревнований.
1. Шкода Юрий
2. Захарченко Пётр
3. Лукьянов Антон
4. Лукьянов Владислав
5. Филь Аня
6. Филь Тамара
7. Филь Игорь
8. Лукьянов Иван
9. Лукьянова Наталья
10. Коваленко Виталий
11. Захарченко Сергей
12. Гаврилюк Евгений
13. ...
14. Филь Катя
15. Емельянова ...
16. .... Лариса
17. Гедзур ...
18. Емельянов Захар
19. Лесничий Юрий
20. Хаджинов Михаил
21. Петровская ...
22. ....
23. Ерёменко Александр
24. ...
25. Ерёменко Татьяна
26. Бахмут Алексей
27. ...
28. Петровский ...
29. ...
30. ...
94-й... хороший был год. Мы 4-мя катамаранами (Феденюк, Рагулин, Антонов и Круглых) шли из Севастополя на Мариуполь и в Генеральском встретились с эскадрой Филя. Это было 6 августа. Филь позвал посмотреть новую лодку (Гвалт) — помню, был удивлен мачтой из трубы 45х2 и такелажем из тросика 1,5мм. На Лимоне тогда стояла мачта с "Гуляльного" d=94мм стенка 3.5 мм , а на Корсаре 80х5мм и тросы - шестерка. В бортжурнале "Настойчивого" записано, что было три лодки из Боярки — Киева. Какая была третья? Может, "470"? Душевный вечер был. Пели до утра... море светилось...
Из Боярки были Лыба и Гвалт, был ещё 470 из Киева, У0517 Ерёменко (тогда еще в виде Простора), и 4 альбатроса: Лесничего, Игнатовой и ...
А про ту встречу хотел написать, она была тоже знаковой. Под впечатлением от увиденного луганского флота, Игорь задумался о постройке новых, более крупных катамаранов и уже осенью 1994 г. было принято совместное решение о постройке двух новых катамаранов, тогда ещё без названия, впоследствии они получили имена "Ураган" и "Тайфун".
К тому моменту школьная секция преобразовалась в яхт-клуб «Марина», также детище Игоря. Он понимал, что для развития новоиспечённого яхт-клуба нужно привлекать молодёжь, а для этого нужны новые лодки. Параллельно Игорь начал строить 10 новых катамаранов, в размерах нынешнего Даки 13. При помощи этих катамаранов Игорь планировал приобщать желающих к парусам, устраивать на них регаты и путешествия. Планы грандиозные и амбициозные и всё это лежало, фактически, на плечах одного человека! Игорь тогда служил прапорщиком и возможностей олигарха у него не было. Не стоит забывать, что за окном был 1994 г.
Зима 1994-95 гг. была занята активным поиском материалов и строительством заложенных катамаранов. Весной 1995 г. от яхт-клуба «Марина», на очередной Кубок Донбасса снова поехала «Лыба». Если не ошибаюсь, тогда даже заняли 3-е место. Главным конкурентом в тот год был «Slam» Александра Коломойца, который тогда и победил. Летом снова были соревнования на Азове. Из катамаранов были "Лыба" и "Гвалт", но на этот раз дальше мыса Чаганы идти не стали и уехали домой из Нижнезаморского.