Идеальных лодок не бывает. У каждой свой характер, свои плюсы и минусы. Нужно понять, для чего вам яхта, с какими минусами можно мириться и какие плюсы просто необходимы.
Стать владельцем крейсерской яхты я мечтал еще подростком. В 15 лет ходил навигацию шкотовым на гоночной яхте олимпийского класса «Звездный» на Волге. Потом был очень большой перерыв в освоении паруса, но все мои увлечения были связаны с водой: я занимался подводным плаванием, водным туризмом (байдарки, плоты), управлял катером…
Все лето 1965 года я работал мотористом и водолазом...
Вот еще несколько фотографий, память о тех временах.
В 1996 году я с семьей переехал в Финляндию. Подходило время выхода на пенсию. Я боялся этого момента и много думал, чем буду заниматься. Жить в Хельсинки рядом с финскими шхерами, на берегу Финского залива и ходить в море только на пассажирских паромах? Ну уж нет. Я решил вернуться к своей мечте — путешествовать под парусом.
В России у меня была большая коллекция книг по парусному спорту и журналов «Катера и яхты». В Финляндии я пристрастился ходить на бот-шоу, читал яхтенные журналы, так что был в курсе мировых тенденций в этом вопросе. Я понимал, что заказать и купить новую крейсерскую яхту мне не по карману, поэтому обратил свой взор на вторичный рынок. Идеальных лодок не бывает. У каждой свой характер, свои плюсы и минусы. Нужно понять, для чего хочется иметь яхту, с какими минусами можно мириться и какие плюсы просто необходимы.
У меня было два желания: ходить под парусом, приобщая к этому делу внуков, и совершать дальние плавания. Для первого хорошо было бы приобрести яхту-компромисс вроде «Ассоли», для второго — хороший круизер.
С выбором материала корпуса вопросов не было: конечно, стеклопластик! Он требует минимального ежегодного ухода, но вот информации о длительности эксплуатации судов из него я не нашел. С другой стороны, стеклопластик пришел в судостроение в 60-е годы прошлого века, и многие первые лодки из этого материала по-прежнему живы и на ходу. Поэтому я решил, что если возьму яхту 80–90-х годов постройки, то могу смело рассчитывать на 20–30 лет ее службы.
Второй вопрос — размеры яхты. Понимая, что чем больше яхта, тем она дороже, я был готов довольствоваться небольшой лодкой.
Регулярно стал посещать брокеражные сайты, и первым заинтересовавшим меня предложением стала финская яхта проекта «Rok 20». Эта 7-метровая лодка 1978 года постройки продавалась по цене 3000 евро. При ее осмотре, заглянув под слани, я обнаружил там воду. Владелец сказал, что вода в трюмах появляется регулярно, и приходится хотя бы раз в неделю откачивать ее. Это насторожило меня, и я, усомнившись в качестве состояния корпуса, отказался от покупки. |
Потом меня привлекла другая яхта. Она была небольшой, всего 5,5 м, недорогой и на фото выглядела хорошо, причем в ней угадывалось что-то очень знакомое. Мне подумалось, что для плаваний с внуками 11 и 7 лет это будет неплохим вариантом. Вместе с женой мы отправились в маленький городок в 300 км от Хельсинки на «смотрины». Яхта стояла на территории фирмы, где работал ее владелец, на автомобильном трейлере под тентом. Оказалось, эта яхта — подарок отца. Они с семьей переехали в Финляндию из Петрозаводска, откуда и привезли лодку с собой. И тут все встало на свои места: ну, конечно, это «Ассоль»! Еще в 1980 году я видел ее в Ленинграде, в Апраксином дворе, хотел купить, мечтал о походах... Но оказалось, что на Петрозаводской судоверфи в год выпускают всего 50 корпусов, а очередь из желающих ее купить — более 400 человек. Пришлось тогда путешествовать всей семьей не на яхте, а на плоту. Я внимательно осмотрел лодку. Корпус ниже ватерлинии был в мелких пузырьках осмоса. Табличка судоверфи на яхте отсутствовала, никаких документов не было, из парусов — старенький грот и стаксель. Многое смущало. И мы с женой снова отказались от покупки. |
Прошел месяц, и мои поиски привели к очередной яхте. Таллинский «четвертьтонник» проекта «Полярис 770» был построен в 1992 году. Казалось, эта яхта хорошо подходит для моих целей. И я отправился в Котку, где она находилась. Увидев лодку, я залюбовался ее стремительными обводами. Стеклопластик корпуса звенел при постукивании, как металл, следов осмоса не было.
Вместительная (особенно после «Ассоли») каюта со штурманским столом и камбузом впечатляла. На яхте был очень богатый парусный гардероб и хороший подвесной мотор. Стоила она 4000 евро. На вопрос о возможности управления лодкой в одиночку я получил утвердительный ответ. Это и повлияло на мое решение.
С ее владельцем мы оформили «купчую» и договорились о помощи в предстоящем весной спуске яхты и ее подготовке к навигации. Все складывалось замечательно, даже за зимнюю стоянку не нужно было платить. Вскоре пришло письмо с документами, и я оформил в мэрии Хельсинки свидетельство на яхту, заплатив за это 35 евро. После этого встал на очередь в городском спортивном управлении для получения места на городском причале. Через три месяца пришел положительный ответ, и я получил место на муниципальной стоянке, заплатив за него 260 евро за весь летний сезон.
Итак, я стал владельцем крейсерско-гоночного «четвертьтонника». Яхту с согласия всех членов семьи назвали «Мечта».
Очень скоро я понял, что яхта, чей гоночный характер был налицо, для меня слишком перегружена парусами и сложна в управлении. Последующие два года я провел, упорно пытаясь укротить ее норов. Я, как мог, старался упростить управление яхтой и повысить уровень комфорта. Изменил проводку ахтерштага, передвинул бакштаги вперед, установил авторулевой ST-1000. Внутри оборудовал гальюн и переделал камбуз, установил новую мойку.
На спальных местах появились новые матрацы, на переборках — современные приборы.
Мне очень нравились лавировочные качества яхты, её способность мгновенно разгоняться до 6-7 и более узлов, разворачиваться почти на месте! Но чувствовалось, что яхта перегружена парусами. При ветре 6-8-10 м/с, вполветра шла с креном 35-45°. И конечно, спартанский кокпит: спина открыта для брызг, сидишь между лебедками, стопорами, блоками. Зато в гонке легко вывеситься за борт, откренивая летящую в брызгах, яхту. Но не хватало спортивного опыта рулевого.
В планах на навигацию 2009 года был переход в Таллин и плавание к полуострову Ханко. А пока, так как я продолжал работать, то осваивал яхту в ежедневных вечерних выходах. Заодно знакомился с акваторией, с плаванием в открытом море и в шхерах.
Со мной часто бывал мой новый знакомый Сергей, молодой парень, родом из Белоруссии. После работы я заезжал за ним, и мы допоздна ходили на яхте практически в любую погоду. Выходные дни тоже были нашими, но дальше коротких выходов дело не заходило. Яхта показывала свой характер: румпель ни на секунду нельзя было бросить — она мгновенно уходила с курса.
Помню, как однажды шел в одиночку при сильном встречном ветре. При смене галса оба стаксель-шкота выскочили из блоков и ушли в воду, а я никак не мог отпустить румпель, чтобы подобрать их. Под одним гротом яхта неслась 7-узловым ходом, прыгая на метровых волнах. Пришлось уходить под небольшой остров, чтобы привести в порядок такелаж. Автопилот в подобных ситуациях был бессилен. Я все больше понимал, что одиночные походы на «Полярисе» просто невозможны.
Разговаривая перед покупкой с владельцем яхты, финном Арнэ, я спрашивал его — можно ли на ней ходить в одиночку? Ответ был: — Да, конечно! Сегодня, имея девятилетний яхтенный опыт, я бы ответил так же. Но новичку, в одиночку — нет, никак!
В это время я познакомился со многими русскими яхтсменами, которые держали свои яхты в Хельсинки. Они, мне на зависть, спокойно ходили в одиночку в Таллин, совершали более протяженные плавания. Я понял, что мой выбор оказался неудачен, и весной 2011 года продал свою «Мечту».
Следующей моей яхтой стал компромисс польской постройки Venus 22 1980 года выпуска. Я два года посматривал на эту лодку, помогал хозяйке спускать ее весной и поднимать осенью. У нее был маленький сын, и она давно хотела продать яхту, так как не могла выходить часто в море. Яхта «Cherry» (1980 г.в.) имела длину 6,7 м при ширине 2,7 м и небольшую осадку с поднятым швертом.
Данные яхты Venus 22 | |
---|---|
Общая длина | 6,50 м |
Ширина | 2,45 м |
Осадка | 0,44 / 1,07 м |
Водоизмещение | 1300 кг |
Балласт | 300 кг |
Шверт | 50 кг |
Грот | 9,00 кв.м |
Стаксель | 8,70 кв.м |
Генуя | 13 кв.м |
Внутри было 5 спальных мест, камбуз с газовой плитой на карданном подвесе. Благодаря заформованному пенопласту яхта была непотопляемой. Мне нравилась эта лодка, и я окончательно решился на ее приобретение, когда мой друг Петр, яхтенный капитан из Калининграда, отметил, что на ней можно смело путешествовать по всей Балтике.
«Вишенка», несмотря на свои небольшие размеры, оказалась очень комфортной яхтой. Правда, пришлось поработать над ней. Я поменял на яхте всю электропроводку, установил светодиодное освещение. Старенький 5-сильный Johnson удивил меня своей тихой работой и отсутствием вибрации. Петр сшил на «Вишенку» комплект штормовых парусов. А так как я был уже на пенсии, одиночные выходы в море стали регулярными, и я часто оставался ночевать на яхте. Мне доставляло удовольствие ходить одному под парусами. Новая яхта раздвинула мои горизонты, я смело уходил от родного причала все дальше.
Пришла пора готовить яхту к большому походу. Летом 2012 года я прошел на «Вишенке» 680 миль в путешествии на Аландские острова и в Эстонию. В плавании были и суточные переходы, когда удавалось пройти по 100 миль (см. подробное описание). Правда, опыт показал, что яхта не очень хороша в лавировке. Конечно, я это знал, когда покупал ее, но было обидно, лавируя на узком фарватере, продвигаться за галс всего на 50–100 метров, в то время, как килевые яхты примерно таких же размеров идут круто к ветру одним галсом. «Вишенка» остро к ветру не шла. И все-таки я впервые остался доволен прошедшей навигацией.
Если бы не амбиции на большие парусные походы, эта яхта вполне меня устраивала по комфорту. Её легко остановить у причала в одиночку, на хорошем уровне простота управления яхтой и парусами. Пару раз налетал на валуны под водой, на глубине около метра, просто был "рикошет" стального секторного шверта, без последствий для яхты. Эта яхта незаменима для молодой семьи начинающих яхтсменов!
Но с полученным опытом появились и новые взгляды на идеальное для меня судно, и я снова стал просматривать интернет. Теперь я лучше понимал, что же мне хочется найти. Осенью я ходил со знакомыми из Хельсинки в Хаапсалу на яхте Ohlson 29. Штормило, ветер достигал скорости 14 м/с, волна — двух метров высоты. Яхта отлично держалась в море и уверенно шла в крутой бейдевинд. Это плавание укрепило мое желание поменять «Вишенку» на более мореходное судно.
Мне понравилась яхта Finn 26, названная «Tuhkimo» («Золушка»). В октябре 2012 года она была выставлена на продажу за 8000 евро, но таких денег не было. Однако «узелок на память» оставил.
К январю ее владелец, раздосадованный тем, что яхта не продается, снизил цену до 3500 евро, и я тут же стал обзванивать знакомых, предлагая купить по такой же цене мою «Вишенку». Но когда покупатели на мою лодку нашлись, я обнаружил, что Finn 26 исчезла с сайта продаж. Расстроился, но, к счастью, объявление о ее продаже снова появилось, и я позвонил ее владельцу договориться о встрече.
Яхта уже два года стояла на трейлере, практически в лесу. При этом она не была разоружена, и даже якорный конец висел на кормовом релинге. Тента на ней не было. Очистив яхту от снега, я осмотрел ее и остался доволен. Ударили по рукам.
Cпуск "Тухкимо" в яхтклубе под Парайненом.
И снова я влюбился в обводы этой яхты. "то был большой шаг в обретении яхты своей мечты.
Дела закружили меня. Надо было оформить документы, связанные с покупкой и продажей яхт, подготовить их к навигации, переделать массу запланированных дел на новой лодке. Первый выход на «Золушке» подтвердил правильность моего выбора: яхта оказалась мореходной, сухой и легкой в управлении. Хорошо отцентрованна, она не лежала на руле и оказалась устойчивой на курсе. Дизельный двигатель Yanmar мощностью 8 л.с. был на редкость экономичным и позволял идти под мотором со скоростью 5–5,5 узла. Не скрою, что на ней предстояло поработать, чтобы привести ее в порядок, но все это было выполнимо.
При изучении яхты вдвоем с Романом Б. пришли к выводу, что в прошлом "Тухкимо" горела, поэтому и цена была ниже. Пожара был в районе кормы. Ремонт на судоверфи под Паргасом сделали профессионалы, качественно. Был переделан кокпит, он стал открытым с кормы.
Уже первый поход на «Золушке» показал, что яхта позволит мне осуществлять задуманные на ближайшие годы большие плавания под парусом. Летом 2013 года мы с друзьями совершили увлекательное путешествие по Балтике до польского порта Дарлово и на датский остров Борнхольм.
Начал подготовку к давно задуманному походу «за три моря» (Балтика, Северное и Норвежское), но в феврале 2015 г. Петр С. из Калининграда предложил принять участие в походе на большой яхте из Владивостока по Курилам, а потом... в кругосветном плавании. Экспедиция должна была продолжаться 3 года. Отказаться было невозможно, но и оставить "Золушку" на такой срок на городской стоянке - тоже. Да и рука не поднималась поставить яхту на прикол на 3 года. Она должна ходить. После месяца колебаний дал объявление о продаже, и в апреле яхта была продана.
А дней через 10 стало понятно, что дальневосточное плавание не состоится.
Как теперь жить без яхты? Это для меня просто невозможно. Неделя ежедневных поисков принесла только расстройство. Хорошие яхты в Финляндии и Швеции есть, но попытки быстро связаться с продавцами ничего не давали.
За время освоения яхтинга я убедился, что иметь на яхте постоянную команду — скорее исключение, чем правило. А одиночное плавание нуждается в возможности оставить хоть на короткое время румпель. Мой друг, Роман, на яхте Helmsman 23 мог так отрегулировать мачту, такелаж, паруса, что на бейдевинде мог бросить руль и на 5-10 минут спуститься в каюту, чтобы поставить вариться кофе или сделать другие дела. Он не прикасался к румпелю, а яхта продолжала идти прежним курсом!
Я установил на «Мечте» электрический автопилот ST-1000 и убедился, что на большой волне он не успевает вернуть яхту на нужный курс. На практике понял, что в парусном походе им можно пользоваться, в лучшем случае не более, чем 50% времени перехода, да и аккумулятор электрический автопилот сажает быстро. Ветровой автопилот не сажает аккумулятор, но при слабом ветре или в штиль он вообще не работает.
В разговорах о яхте, которая больше подходила к длительным одиночным плаваниям, Роман говорил, что мечтает иметь длиннокилевую яхту. И когда снова встал вопрос о покупке яхты, мои взгляды были обращены к длиннокилевым яхтам с высотой в каюте не менее 170 см. Хотел, чтобы на яхте можно было в одиночку выходить даже в океан. Этим критериям удовлетворяла яхта шведской постройки «Альбин Вега 27».
Через знакомых вышел на русскоговорящего Максима из Стокгольма. Он оказался практичным деловым партнером и уже через день выехал на своей машине к выбранной яхте. Я смог осмотреть лодку по видеосвязи через Скайп. Яхта «Эгир»* была старенькая (1971 года постройки, заводской номер 1172), но бензиновый двигатель заменен на морской дизель Янмар 8 л.с. со складным винтом. Оговорили все и ударили по рукам. Договорились, что хозяин спустит яхту на воду 8 мая. А я 10 мая приезжаю за ней и перегоняю яхту в Хельсинки.
Так и состоялось знакомство с этой замечательной яхтой. Было с чем сравнивать. Вега на 35 см уже, чем Финн 26, поэтому комфорт немного меньше: протопчины на палубе не позволяют поставить две ноги рядом, когда идешь на нос из кокпита. В каюте (высота 175 см), проход между койками уже на те же 35 см. Зато на потолке каюты удобно установлены деревянные поручни.
Что удивило, крен при одинаковых ветровых условиях меньше, чем у Поляриса или Финн 26, примерно на 10°. Длинный киль, но осадка 125 см, а у Поляриса и Финн 26 больше 150 сlм. Подумалось, что, возможно, у Веги больше боковой дрейф. Бросились в глаза более полные носовые обводы. Они были ближе к носовым обводам спасательной шлюпки, и это сказалось на прохождении волны. Полярис и Финн прорезали верхушки волн, а Вега взлетала вверх, теряя скорость примерно на полузла больше. Из положительного, кокпит оставался более сухой, чем на яхтах с острыми носовыми обводами. Видно, что архитектор «Альбин Веги 27» больше заботился о безопасности плавания, чем о скоростных характеристиках этой яхты. Не зря несколько таких яхт совершили кругосветные походы, обошли Шпицберген, подходили к берегам Антарктиды, огибали мыс Горн...
Но мне выпало порадоваться и скоростным качествам «Эгира». Весной 2018 года помогал перегонять из Швеции яхту английской постройки Leisure 23, и к нам присоединились Александр и Зоя из Ульяновска на мотосейлере ЛМ-27. Мы шли в Аландском архипелаге к группе островов Кокяр. «Эгир» шел под одним гротом, а Leisure 23 и ЛМ-27 с полным вооружением. И в этих условиях скорость Веги была почти на полузла выше!
Конечно, если бы в «гонке» принимали участие также Полярис 770 и Финн 26, они ушли бы от нас со скоростью ещё на полузла выше.
Опыт хождения на разных яхтах за эти годы стал для меня бесценен.
Требования к яхте определяются каждым из нас индивидуально. Они могут меняться по мере того, как растет наш опыт. К примеру, понял, что причаливание в незнакомой гавани, постановка на якорь, работа с парусами не затруднительна одному на яхтах небольшого водоизмещения и длиной до 7 метров.
Кроме того, нужно правильно оценить свои возможности в экономическом плане.
Когда я приобрел свою первую яхту, мои друзья купили в Швеции Альбин Вегу 27 почти за 12 тысяч евро, но мне это было не по карману. А Полярис обошелся втрое дешевле.
Но мало приобрести яхту — ее нужно еще и содержать! Опыт эксплуатации разных яхт позволил мне определиться с расходами на содержание в течение года. Для района Хельсинки при покупке яхты длиной около 8 метров нужно планировать бюджет около 1000–1200 евро на год, если ставить на городскую (муниципальную) стоянку.
Если держать яхту в яхт-клубе, то эта сумма в первый год практически удвоится. И, конечно, есть частные фирмы, которые за зимнее хранение в теплом ангаре берут по 60 евро с квадратного метра площади, то есть за 8-метровую яхту нужно будет платить около 1800 евро в месяц! С другой стороны, в Финляндии есть места, где цена за стоянку будет равняться всего 600–800 евро в год.
Своим друзьям, желающим приобрести яхту, всегда советую походить на разных судах. Это позволит получить бесценный опыт и сделать правильный выбор.
Хельсинки, 2020 г.
* Эгир (Ægir) — владыка морей (великан - йотун) в скандинавской мифологии.