|
Парусные Автосентенции ... Парус. Кому и зачем он нужен? Опыт. Важно не только, сколько ходить, но и
как ходить. Можно ходить в одиночку много лет, не приобретая существенных
навыков опытного парусника, а можно за короткий срок приобрести друзей.
Когда начинать? Можно всегда. Наш патриарх С.Н.Парфенов пришел в “парус” уже зрелым человеком с большим туристским опытом. Есть дети, которые годовалыми прошли на катамаране своих родителей. Я начал с 10 лет, моя дочь – с 9, но многие все-таки позже, обретя самостоятельность и возможности для постройки туристской яхты. С чего начать? На мой взгляд, с выбора
родителей. Будущему паруснику очень важно их правильно выбрать. Мне
повезло: у меня – правильные родители (хотя они не совсем в это верят). В
походы я стал ходить с первого класса, ибо родители мои – походники с 30-х
годов. Когда научился читать, то больше других книг любил “пиратские”. А
уже в 4 классе отец купил байдарку “Луч”, и мы поставили на нее прямой
парус. Романтика... Кому не давала слава бывалых
капитанов? Я не исключение. Особенно дороги мне капитаны Грина. Когда
строил разборную яхту из швертбота, то вооружил ее бригантиной и назвал
“Бегущей по волнам”. И даже в музее Грина теперь вам скажут, что Гез – не
единственный капитан судна с легендарным названием. Первый рейс новой яхты. Сколько неожиданного таится в этом выходе?! Никогда не знаешь, что выкинет твое новое детище. Вот стоит оно у кромки воды, до боли знакомое, пока еще чистенькое, не хоженое. Вроде бы все ты в нем знаешь – сам сочинял и строил. Буквально родил, как и положено, в муках и сомнениях. Веришь в него, в свою выстраданную мечту, а на душе – уже муторно. Вот ты с товарищами поднимаешь его, капает на форштевень напиток жертвоприношения богу морей – и уже закачалось новое судно на мутной воде родного водоема. Почему-то в первом рейсе твое творение идет совсем не так, как ожидаешь, а то и вовсе не идет, то есть, конечно, идет, но не туда. В этом рейсе неизбежно присутствует разочарование.
Мое новое творение – надувная яхта – в свой первый выход не хотела лавировать на слабом ветре в узкой канаве. Я расстраивался, не подозревая, что мы еще по сути почти незнакомы и, только узнав друг друга ближе, соединим желаемое и действительное. Как мы узнаем друг друга? Нет ничего проще:
тебе звонят и говорят, что это, скажем, Сережа Чижов. О чем мечтаем весной? О трубе. Она – королева конструкции любого из наших кораблей. Труба популярна даже больше, чем прорезиненная ткань. И гораздо больше любого из знаменитых капитанов. Даже в песнях воспевается марка ее металла – Д16Т. Хотя – годится и титан. Поиск материалов для новой стройки длится долго, часто около трех лет. Раньше хоть свалки Вторцветмета были открыты. А теперь... совсем труба. Мода. Она меняется медленней у нас, на Парусном берегу, чем на суше. Самый стоящий костюм – хороший непромоканец, а без него ты просто оборванец, а не яхтсмен. Самые удобные и дешевые мы шьем и клеим сами. Если нужно – можем научить. Ветер. Меняется быстрей, но все же...
Склонность к глубокомысленным выводам “мёвщик” (т.е. владелец “Мёвы”) и
автор парусных песен Ю.В. Семенов-Прозоровский считает, что ветер бывает
“или никакой, или встречный”. Капитан Врунгель называл его “вмордувинд”, а
у нас его зовут “мордотык”. Так и в песне поют: “Пусть мордотык нам в нос
плюет волну...” Считают его в баллах, а говорят, что дует “единичка” или
“трояк”. Случается, что ветер дует куда и как надо, но это редко, если уж
только очень повезет. Поэтому учимся ходить независимо от его причуд и
желаний. Бывает, что это удается. Пневмояхта. И немного времени прошло, как над оранжевым нечто
взметнулись в небо две мачты. Прямой потомок Гиппопо и Бегущей вспорол
мутные воды Московского моря. Жук – его имя, и паруса–крылья у него
полосатые, зеленые. На фоне берега он маскируется под песчаный откос и
зелень. Его вторую модель друзья называют плавучим диваном. Две каюты,
мягкие дуги - подголовники для вахты, для рулевого – люк в надстройке. На
иллюминаторах – занавесочки с рюшами и кружевами – от северных белых
ночей, в каюте – фонарик с абажуром. На ходу ноги можно вытянуть. Вот уют,
вот комфорт! На Онеге, на Азове лихие шторма прошел. И женщины его любят –
удобный. |