Сайт управляется системой uCoz

За державу...

Письма Е.А.Гвоздёва на форуме журнала "Катера и яхты"

19 Dec 2005, 12:10

В канун Нового 2005 года директор Махачкалинской компании ИВТ Давуд Мухумаев (в качестве меценатской помощи) подарил мне компьютер и предоставил возможность заниматься в Интернет кафе. Не долго думая, я купил «Самоучитель для школьников и их родителей» и теперь, на восьмом десятке лет, тыкаю пальцами в клавиши с целью ликвидации компьютерной безграмотности. И до чего «дотыкался»!... Оказывается, ещё в 2003г. в Кают-компании журнала «Катера и Яхты» на Тематическом форуме «Парусные яхты» обсуждался вопрос – «Евгений Гвоздёв завершил своё плавание…».

Дорогие друзья-яхтсмены, я понимаю, что за это время утекло много воды и всё же, будьте великодушны, позвольте и мне, начинающему хакеру, как бы это деликатнее выразиться… поупражняться на клавиатуре, а заодно и помахать кулаками после драки.

Итак! 3 ноября 2003г. 11:35 (Отправление 40).
Guest_Владимир пишет:

- «Конечно виват! И сильный, и смелый! А по большому счёту – по миру с протянутой рукой. Другая сторона медали – это позор России! Обидно, но кажется, и России такие тоже не нужны. Это, конечно, личное дело Гвоздёва. Пронёс человек мечту детства всю жизнь – можно только завидовать. Но делать из него образец для подражания – ещё одним позором больше».

Уважаемый Владимир! Я бы к словам «и сильный, и смелый» добавил: и мудрый, и синеглазый покоритель океанов, в партиях не состоял, носит обувь сорок второго размера, любимчик Фортуны и черноволосых русалок, обласканный самим Господом Богом, большой друг Кощея Бессмертного, не курит, не пьёт, татуировок на теле не имеет, не привлекался... В угоду любителям «острого» словца, можно добавить – козёл вонючий, один глаз соломой заткнутый… ну, и прочее, по вкусу. А затем всю эту словесную шелуху заменил бы одним, очень точным словом, - придурок.

Ну скажите пожалуйста, кто из нормальных людей ходит вокруг света на прогулочном швертботе типа «Лена», а тем более, на самоделке... «класса» «Саид»? Справедливости ради, следует заметить, что среди мореплавателей-одиночек есть ещё придурковатее, чем Гвоздёв. В Дарвине (Австралия), а затем на Кокосовых островах мне посчастливилось встретиться с Сёржем Теста, который на яхте 3,6 метра несколько лет назад «дурковал» вокруг света. Я бесконечно благодарен Судьбе за те встречи с удивительной души Человеком и Яхтсменом и с гордостью рассказываю о нём моим внукам и ребятишкам в школах, куда меня иногда приглашают. Но есть ещё и «придурки в квадрате». Напомню, Том Макнелли (Tom McNally) в переходе через Атлантику «опозорил» Англию на яхте длинной 1,66 метра! (5,4 фута и 0,5 дюйма). Вот это «всем придуркам - придурок»!!! (см. газету ”THE TROPIC TIMES”, June 1993, Puerto Rico).

Далее, Вы утверждаете: - «А по большому счёту – по миру с протянутой рукой».

Ну, если «по большому», уважаемый Владимир, то побойтесь Бога, что Вы такое говорите? Креста на Вас нет, батенька. Не уж то и впрямь в самой свободной, самой богатой, самой… (хрен знает ещё какой) стране, строитель светлого будущего, Ударник Коммунистического труда Девятой пятилетки, находясь на заслуженном отдыхе (рабочий стаж 48 лет), имея солидную пенсию в 2 (две)!!! тысячи рублей, не может на собственной яхте белый свет повидать и себя показать? Да будет Вам известно, по возвращению «Лены» из кругосветного плавания в родной трудовой сберкассе, за четыре года накопилась пенсия, не то одиннадцать, не то двенадцать миллионов рублей! (я даже счёт не помню).

И попробуйте Вы, находясь в цивилизованной стране, вразумительно объяснить иностранцам, что российский миллионер Евгений Гвоздёв идёт по миру с протянутой рукой, уверяю, Вас никто там не поймёт, и юмор Ваш никто не оценит.
Если же говорить всерьёз, то действительно, кругосветка, даже на такой маленькой яхте, как «Лена», для подавляющего большинства нищих, полуголодных россиян, чрезвычайно дорогое удовольствие и не будь бескорыстной помощи наших, я подчёркиваю это слово, НАШИХ друзей, плавание вряд ли состоялось. Восемьдесят шесть! представителей разных национальностей помогали, в той или иной мере, совершить его! Замечу, помогали, а не подавали, а это, как я понимаю, не одно и то же. Свой вклад в первое одиночное плавание на «Лене» я оцениваю в 50%, и не более того, остальное, - заслуга моих друзей. Низкий поклон им и моя благодарность за оказанную помощь.

Вместо того чтобы изучить, проанализировать, сделать выводы о самом плавании, и, добавлю, гордиться им, мы, ну, что за Богом проклятый народ, норовим лягнуть копытом самого мореплавателя не разобравшись в сути дела. Вспомним историю одиночных кругосветных плаваний: после Джошуа Слокама пошли англичане, французы, канадцы, австралийцы, новозеландцы и все, у кого есть возможность, желание и кому не лень. Из России только в 1992 году «Лена» отправилась в кругосветку. А почему, скажем, ни в пятидесятом, ни в тридцатом, ни в двадцатом году? Неужели на одной шестой части земного шара не нашлось желающих помериться силами с Океаном?.. Или рылом не вышли?..

Были и среди наших соотечественников мечтающие о дальних странствиях. Но одним разворачивали голову на 360 градусов (пример тому Александр Чебанюк, яхта «Русь»), другие искали приюта за рубежом, а третьи - мыкались по чиновничьим кабинетам до той поры, пока «слуги народа», огромное им спасибо, не развалили Великий, Могучий, Нерушимый Союз.

Да, мы восхищаемся подвигами Марселя Бардьо, Бернара Муатисье, Эрика Табарли и многих, многих других зарубежных яхтсменов и это естественно для вполне нормального человека. Но, как только речь заходит о наших российских мореплавателях, тут уж нас мёдом не корми, – дай душу отвести, облаять их трёхэтажным матом.

Позвольте напомнить, «Лена» – первая яхта в истории России (Союза ССР, Царской России, как будет угодно), совершившая одиночное плавание: стартовала из России под нашим флагом и вернулась в Россию под российским флагом. Более того, это первый и, пока единственный в мире прогулочный швертбот, который обошёл вокруг света. И это Вы, уважаемый Владимир, называете – «позор России»? Дай то Бог нашим яхтсменам, именитым и начинающим, хотя бы раз в своей праведной жизни подобным образом «опозорить» матушку Россию. В июле 1997 году американский журнал “CRUISING WORLD” на стр.12 и 14 напечатал небольшую заметку Лидии Кунявской “The Old Russian Man And The Sea” и фотографию яхты «Саид» (в стадии строительства на балконе хрущёвского дома). Через некоторое время из далёкого Ванкувера (Канада) мне пришло по электронной почте письмо от Джона Рейнольдса следующего содержания:

«Длина лодки – 25 футов, дизайн «Робертс», называется «Бакарди». На борту есть коротковолновый приемник, 2 канистры по 12 галлонов топлива каждая, двухтактный мотор в 15 л. с., две аккумуляторные батареи, стереосистема, эхолот, компас, приёмник спутниковой навигации GPS, плита на две конфорки, цистерна для воды ёмкостью 25 галлонов, туалет, якорь с лебёдкой, комплект парусов, навигационные огни и прочее. Правда, у нас нет отражателя радара и стереосистема старая.

Мачта складывается. Осадка лодки 3,5 фута, водоизмещение 6000 фунтов, она управляется румпелем руля. Моя страховка не распространяется на плавание в открытом море, и потому лодка не будет застрахована. Если Вас всё это устраивает, Вы можете распоряжаться нашей лодкой по своему усмотрению – мы будем рады Вам помочь! Сообщите, когда Вы планируете своё плавание и по какому маршруту? Дайте мне знать, что Вы думаете по этому поводу, и я вышлю Вам фотографию моей лодки.
Джон и Шерли Рейнольдс».

Мне следовало прилететь в Канаду, и все мои проблемы остались бы в России. Стартовал бы я из Канады на яхте «Бакарди» под канадским флагом, и горюшка не знал бы в плавании, и «прославлял бы» Россию на зарубежной технике, никому и в голову не пришло бы назвать Гвоздёва «БОМЖ». Но…. Скрепя сердце, я отказался от своей заветной мечты - пройтись вокруг света на нормальной яхте. На свою пенсию достроил «Саид» и… опозорил Россию.

Как угодно можно относиться к плаванию Е. Гвоздёва, лично моё мнение о нём (плавании) таково: яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас нашими руками, стартовать из нашего порта и под нашим флагом (желательно, чтоб и спонсоры были наши) и вернуться в наш порт. По убеждениям я – интернационалист и ничего против яхт построенных во Франции, Англии и других странах не имею, но… уж очень, ну очень хочется «опозорить» Россию.

Накануне выхода яхты «Саид» в плавание деловые люди (фамилии не называю) предложили «спонсорскую» помощь. Мне, «попрошайке Международного класса», всего-навсего, следовало расписаться за якобы полученные мной сто тысяч долларов US, взять выделенную для плавания сумму в 12 тысяч, остальные оставить «спонсорам». От этой «помощи» я отказался, хорошо поступил или плохо, можно дискутировать до бесконечности. Лично я придерживаюсь того мнения, что на сделку со своей совестью не следует идти даже в том случае, если предложат тёпленькое местечко в Царствии Небесном.

Давайте не поленимся и откроем книгу Д. Слокама «Один под парусом вокруг света» стр. 113. В Мельбурне (Австралия), чтобы компенсировать затраты связанные с портовыми сборами, мореплаватель стал взимать по 6 пенсов с каждого посетителя яхты «Спрей». За определённую плату демонстрировал пойманную им акулу и крохотных, не родившихся на свет божий и извлечённых с помощью ножа из чрева матери детёнышей и многое другое. Далее, на стр. 116 одно из писем, читаем: - «Некая леди посылает мистеру Слокаму прилагаемый пятифунтовый банкнот за то, что он храбро пересёк на маленькой лодочке огромные моря, находясь в полном одиночестве и лишённый человеческого сочувствия в минуты опасности. Желаю всяческих успехов».

Уважаемый Владимир, позвольте спросить, у кого ни будь из американцев и не только американцев, но и яхтсменов во всём мире, повернётся язык назвать капитана Слокама попрошайкой, торгашом, живодёром, позором Америки и т. п.? А вот, бедного российского мореплавателя-одиночку незаслуженно обидеть может всякий. Его можно унижать, не замечать, в конце концов, уничтожить, но чтобы не пришлось краснеть от стыда перед собственными детьми и внуками (если Вы еще способны краснеть), не следует этого делать.

Вы, уважаемый Владимир, утверждаете - «Другая сторона медали – это позор России!».
А, по-моему, чтобы действительно увидеть то, что изображено, на «другой стороне медали», необходимо, как минимум: выбраться из болота, в котором мы с Вами, уважаемый, обитаем; усесться поудобнее на кочку (желательно, повыше); убрать с ушей болотные водоросли, именуемые в народе «лапша»; вспомнить и осознать сказанное Сергеем Есениным:

«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье».

После того, как наступит просветление в буйной головушке, необходимо приложить ладонь левой руки козырьком ко лбу, широко открыть глаза и попытаться заглянуть, хотя бы на пару сантиметров, дальше своего собственного носа. Если же не удастся разглядеть «другую сторону медали», поскольку мы политизированы, зашорены и оболванены донельзя, то не следует огорчаться, наши потомки, надеюсь, будут прозорливее нас и своим судом осудят «попрошайку, опозорившего Россию»?..

Вы, Владимир, не первый, надо полагать, и не последний, кто печётся о славе России и “ волком бы выгрыз… попрошаек”. Правильно делаете, уважаемый господин!.. К ногтю этих голодранцев, к стенке сволочей голозадых, что бы другим не повадно было!.. Ишь чего захотели?.. Океан им подавай! Так, чего доброго, голь перекатная и на Гавайи доберётся! А фигу им под нос.

Информация для размышления

(Дневник мореплавателя-одиночки)

Новороссийск (Россия). Пятница, 25 июня 1999г.

В качестве помощи Юрий Николаевич Просол, Генеральный директор яхт-клуба «Семь футов», наотрез отказался взять с меня плату за стоянку у причала и за работу грузоподъёмного крана, это около тысячи рублей (для меня немалые деньги). А под конец непродолжительной беседы высказался с полной откровенностью:

— Будь моя воля, я бы твоего «Саида», Евгений Александрович, в заграничное плавание не выпустил. Нечего позорить Россию.

Южная Атлантика. Суббота, 9 декабря 2000г.

Судовое время 13.35, следуем компасным курсом (КК) = 240°. Ветер ост три – шесть м/сек., высокая облачность около семи баллов, видимость – хорошая.
Координаты яхты: широта 45° 17' 25'' S и долгота 065° 58' 19'' W. Т.с.=13.55.

Проходящий неподалёку сторожевой корабль ВМС Аргентины «PREFECTURA NAVAL» бортовой номер «GC-28» изменил свой курс, подошёл к яхте, дважды обошёл вокруг, дал длинный трёхкратный гудок, на мостике вахтенные офицеры отдали честь, приветствуя яхту «Саид», на прощанье дружески помахали руками, и боевой корабль лег на прежний курс.

Приятно, чёрт возьми, когда истинные моряки, знающие океан не понаслышке, по достоинству оценили «мини-крейсер» длинной 3,7 метра на подходе к Магелланову проливу (замечу, на подходе, а не после его преодоления).

Магелланов пролив. Четверг, 1 февраля 2001г.

Капитан порта Пунта – Аренос разрешил мне бесплатную стоянку у причала и сказал буквально следующее: - «Сеньор Евхенио, яхта «Саид» – самое маленькое судно проходившее, когда - либо Магеллановым проливом и это для нас большая честь, позвольте пожать Вам руку» и через пару минут с гордостью добавил – «В прошлом году было судно более 200 метров и это тоже своеобразный рекорд».

И под занавес:
1). Швертбот «Лена» установлен на постаменте в яхт-клубе «АДМИРАЛ», город Москва. Так что «истинные» патриоты России, при желании, посетив клуб, могут отвести душу и вдоволь поплевать на «микрушку», соблюдая при этом осторожность (охрана может накостылять по шее).
2). Яхта «Саид» установлена в вестибюле школы № 39, города Махачкалы, где обучается свыше двух с половиной тысяч ребят. Может, выкроите свободную минутку, уважаемый Владимир, приедете к нам в гости, посетите пару школ и разъясните несмышлёнышам «другую сторону медали»? Подумайте…. Уверяю Вас, в 39-й школе вполне нормальные ребята и бросаться тухлыми яйцами не станут. Приезжайте…

Я тут и микроскоп, и подзорную трубу возьму напрокат, усядемся за круглым столом, пригласим педагогов, политологов, историков, психологов, моряков, яхтсменов, а заодно и психиатра и попробуем сообща разглядеть «медальку» со всех сторон.

С уважением, Е. Гвоздёв,
Капитан яхт: «ГЕТАН», «Лена», «Саид», а нынче – «безлошадный».

Гвоздев 28 Dec 2005, 12:44 Отправлено #71

(Стрелок @ 22 Dec 2005, 12:21)

...Я тоже не прочь таким же образом "опозорить" Россию :D , и надеюсь со временем это получится сделать.

Уважаемый Игорь! Я убеждён, если женщина родила и воспитала хотя бы одного ребёнка, она на этом свете сделала всё, что ей было предначертано Судьбой и может со спокойной совестью расстаться с этим миром. Нам, мужчинам, надо сделать в жизни нечто такое, о чём не стыдно было бы рассказывать этому ребёнку: забраться на Эверест, посадить сад, вылечить человека, написать книгу… ну хоть что ни будь нужное, полезное.

У меня за спиной две кругосветки и я без стеснения рассказываю о плавании школьникам, студентам, своим внукам и, даст Бог, правнукам.

Если есть желание «опозорить» Россию, то замечу: нормальному россиянину, даже со скромным, я бы сказал – очень скромным достатком, эта задача по плечу.

Гвоздев 11 Jan 2006, 02:32 Отправлено #128

«ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО...»

(Дневник Е. Гвоздёва).

Махачкала, понедельник 10 сентября 1979г.

В полдень, отложив свои дела, иду в редакцию газеты - «Дагестанская правда». В Отделе информации за столом сидит заведующий отделом Генрих Рашевский, худощавый, далеко не спортивного вида мужчина, лет пятидесяти пяти.

- Мне хотелось бы, обращаюсь я к нему, побеседовать с журналистом - и не просто журналистом, а с человеком, который разбирается в морском деле.

- Проходите. Садитесь, пожалуйста - устало говорит хозяин кабинета, отрываясь от бумаг в беспорядке разбросанных на письменном столе. Я Вас внимательно слушаю, с чем пожаловали...

- Меня зовут Евгений Гвоздёв. Работаю в Махачкалинском Морском торговом порту старшим механиком на теплоходе «Шторм» - представляюсь я и вкратце объясняю цель своего визита. На днях я закончил строительство парусной яхты, беру отпуск и через пару дней ухожу в одиночное плавание по Каспию. Поход продлится сорок пять суток. За это время предстоит пройти не менее тысячу миль и посетить порты: Баутино, Актау, Красноводск и Баку.

Насколько мне известно, подобные плавания у нас в Союзе совершаются не каждый день, к тому - же вскоре на Каспии наступит период осенних штормов. Вот я и подумал: возможно, читателям «Дагестанской правды» будет интересно узнать подробности предстоящего плавания. По пути следования из портов захода можно будет в редакцию газеты позвонить по телефону или отправить информацию письмом…

- То, что Вы рассказали, очень, очень интересно, но мы - Республиканская газета! - вразумляет незадачливого посетителя Генрих Владимирович. - Мало ли кому что вздумается! Ещё не известно чем дело закончится... Когда завершите своё плавание, тогда и приходите. Вы меня поняли?..

- Хорошо, после похода я к Вам обязательно загляну - тихо соглашаюсь я и в растерянности, словно получил коленом под зад, направляюсь к двери.

- После похода - другое дело! Обязательно заходите - обнадёживает начинающего мореплавателя-одиночку заведующий Отделом информации «Республиканской» газеты.

Среда, 12 сентября 1979г. В 14.00 (время московское) яхта «ГЕТАН» вышла из Махачкалинского Морского торгового порта и взяла курс на Баутино (Казахстан)…

Понедельник, 12 ноября 1979г. В 08.25 (время судовое) истерзанный осенними штормами «ГЕТАН» под изодранными парусами вошёл в Нефтегавань Махачкалинского Морского порта и стал на якорь у волнолома. Первое двухмесячное одиночное плавание по Каспийскому морю закончилось...

Вторник, 20 ноября 1979г. Редакция газеты «Дагестанская правда». Отдел информации, за письменным столом сидит Рашевский Г. В., – заведующий отделом. Вхожу:

- Разрешите?.. Здравствуйте!

- Да, пожалуйста.

- Я лично к Вам, Генрих Владимирович. Помните, два месяца назад я заходил и говорил о том, что отправляюсь на яхте в плавание по Каспию? Так вот, поход закончился успешно, и я подумал, возможно, Вас заинтересуют подробности этого одиночного плавания.

- Да, да... Это очень интересно! Проходите, садитесь. Ну, как Вы плавали?

Как могу, рассказываю о двух переходах через Каспий, об успехах и неудачах, о штормах и планах на будущее, об удивительных явлениях природы и красотах земли нашей, о перелётных птицах и тюленях, о...

Бросаю взгляд на собеседника и глазам своим не верю – спит. Сидит в кресле, очки сползли на нос, нижняя челюсть отвисла, глаза закрыты, аппетитно посапывает и сию минуту – захрапит... Ну, даёт мужик!..

- Вы знаете, – повышаю я голос, - мне пора уже уходить.

- Это очень интересно, о чём Вы рассказали, – не моргнув и глазом, бессовестно врёт заведующий Отделом информации (спал он, как сурок в зимней спячке).

- Всего Вам доброго, простите за беспокойство.

- Если, что-нибудь будет интересное, заходите, не стесняйтесь. А то, что Вы рассказали, напечатать мы не можем. Вы плавали в одиночку, но дельтапланеризм, альпинизм и одиночные походы на яхтах в стране не пропагандируются. Мы – Республиканская газета и на нас смотрит вся Республика Дагестан...

Прощаюсь с гостеприимным хозяином кабинета и ухожу домой, как говорится, несолоно хлебавши.

Знакомство с прессой состоялось…

2). ДНЁМ С ОГНЁМ…

В поисках информационного спонсора отправил письма в редакции некоторых газет. Вот одно из них:

В редакцию газеты «Советский патриот».

ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ!

Я профессиональный моряк. В свободное время увлекаюсь одиночными морскими плаваниями на парусной яхте. На протяжении ряда лет тренируюсь по специальной программе на Каспии во все времена года и в разных гидрометеоусловиях.

В июле 1983 года планирую выйти в Атлантику с целью совершить одиночное океанское плавание по маршруту: Ленинград - Гавана (Куба).

Если «Советский патриот» заинтересуется предстоящим переходом, то я буду рад предоставить в Ваше распоряжение исчерпывающую информацию о подготовке и его проведении.

С уважением. Е. Гвоздёв.
16 июня 1982 года.


Ответ. № 4512. 28 июня 1982 г.

Уважаемый тов. Гвоздёв!
Благодарим Вас за внимание к редакции. Однако, подобные плавания, как Ваше, наша газета не освещает.

С уважением.
Зав. Отделом информации (И. Алексеев).

Примечание: И таких «ответов» – десятки.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...

(Дневник мореплавателя-одиночки).

Рио-де-Жанейро, (Бразилия).

Пятница, 31 марта 2000г. У причала яхт-клуба «Рио-де-Жанейро» вторые сутки после завершения Трансатлантического перехода мини-крейсер «Саид» отдыхает и залечивает свои раны. С утра на яхту приехали двое молодых ребят из газеты «GLOBO». Долго разговаривали и много снимали на фото, под конец встречи пообещали через день передать мне несколько фотографий, пару номеров газеты со статьёй и, по моей просьбе, подбросили на своей машине в город в наше консульство...

...Решив свои проблемы и выяснив всё, что меня интересовало, едем с Владимиром Владимировичем, консулом, в яхт-клуб посмотреть на яхту, предварительно дважды позвонив в корпункт РИА «НОВОСТИ» журналисту Игорю Николаевичу, чай не каждый день из России в Рио приходят такие гости.

У причала респектабельного яхт-клуба «Рио-де-Жанейро» среди роскошных красавиц яхт сиротливо притулился «Саид». Взглянув на яхту, Владимир Владимирович долго молчал, затем, придя в себя от изумления, произнёс – «Невероятно!.. И кто бы мог предположить, что этакая букашка переплыла океан?..».

Вечером я позвонил по телефону Игорю Николаевичу, трубку подняла супруга журналиста, и пообещала передать мужу мою просьбу относительно встречи с ним в яхт-клубе. Ни через день, ни через неделю встретиться не довелось.

Воскресенье, 25 июня 2000г.

Время судовое 12.00, «Саид» покинул гостеприимный Флорианополис и, оставив за кормой сказочно красивые берега Бразилии, взял курс на Монтевидео (Уругвай). За три месяца я встретил и приобрёл новых друзей, было много и хорошего, и плохого и, конечно же, были встречи с вездесущими журналистами. Так, по ТВ показали «Саид» трижды, по радио семь раз прозвучали небольшие сообщения, дважды ведущий яхтенный журнал «NAUTICA» поместил статьи о плавании, минимум полтора десятка (я собрал только тринадцать) центральных и местных газет писали о яхте из далёкой России.

Похоже, для бразильских журналистов кругосветное плавание яхты «Саид» заслуживает того, что бы о нём рассказать своим читателям, а для наших – по барабану, россиян можно попотчевать и более важными новостями, например, какие предпочитает Мадонна прокладки, с крылышками или без таковых…

Е. Гвоздёв.
Капитан яхты «Саид».

Гвоздев 11 Jan 2006, 16:40

(Ayrton @ 11 Jan 2006, 11:34)

У меня есть стойкое подозрение, что самым сложным в Ваших кругосветках было получить разрешение на выход из российского порта. Хотя, в 1985-ом такого разрешения не дали бы ни-за-что!!!

Тринадцать лет я не мог получить загранпаспорт необходимый для выхода в океан (Ударник Комтруда, не привлекался, в партиях кадетов и пр. отщепенцев не состоял и т.д. и т.п.). Понадобилось рассыпаться Великому, Нерушимому и 1 декабря 1992г. я получил паспорт, 4 декабря загрузился продуктами на три месяца и 15 декабря того же года «Лена» вышла из Союза в первое одиночное кругосветное плавание. До этого дня за время моих мытарств по чиновничьим кабинетам сердобольные дяди-чиновники не раз предлагали паспорт за… 6 тыс. рубликов, но мне хотелось, чтоб всё было… по-честному (святая простота).

И даже, когда на старте в Новороссийске я полгода ждал у причала вожделённого паспорта, мне за сто зелёненьких обещали принести его прямо на «Лену», я и тут «не до конца понял нашу передовую систему»… и наотрез отказался позолотить ручку родному бюрократу.

По окончании кругосветки мой паспорт со штампами и печатями многих стран мира забрали, и теперь он хранится в Махачкале в Республиканском Краеведческом музее. Будучи в плавании на яхте «Саид» я пробовал своим зарубежным друзьям рассказать эту историю, они не верят. Для нормальных людей это за пределами их понимания, а для нас, гомо советикус, всё ясно и понятно, как божий день…

Гвоздев 15 Jan 2006, 23:07

(Ayrton @ 13 Jan 2006, 13:18)

Так что кругом получается, что определяться с помощью секстана - это уж не обижайтесь, пожалуйста - пижонство. Ну ладно в первом плавании, а во втором то? Достаточно было одного звонка в российское представительство Гармина и парочка GPS новейших моделей была на "Саиде" бесплатно. Одно упоминание в рекламном буклете Гармина: "Гвоздев для своей кругосветки выбрал приборы именно нашей фирмы!" вернуло бы им все затраты в 20-ти кратном размере. Ваш авторитет в России высок, так почему же им не пользоваться? Это ж не взятки чиновникам, а заслуженное...

Перед выходом «Лены» в плавание, в поисках информационного спонсора, я обратился в редакции более тридцати! газет и журналов с предложением - отправлять в их полное распоряжение информацию о ходе самого плавания, и, замечу, ничего от них взамен я не просил. Вы, уважаемый, много читали в Центральных СМИ о плавании «Лены» или «Саида»? То-то же.… А ведь дело вовсе не в Гвоздёве. Для Гвоздёва одной медалькой больше, одной хвалебной статьёй меньше, выражаясь «тургеневским языком», до фени.

Дело, как я понимаю, в воспитании наших с Вами детей и внуков. Дай Бог мне ошибиться, но, похоже, что «по щучьему велению, по чьему-то хотению» целенаправленно проводится дебилизация всей Страны…

Что можно возразить против наличия на яхте диктофона, видеокамеры, спутниковой связи и пр. И я обращался, и не единожды, на Радио, на ТВ с просьбой помочь приобрести эту дорогую для меня аппаратуру. По ходу плавания можно было бы отсылать репортажи, так сказать, с места событий и я намерен был добросовестно отработать стоимость взятой в кредит техники и о каких то там гонорарах даже, и не заикался. Но, как мне объяснили дяди с ЦТ и Радио, для нашего зрителя и слушателя, плавание на «Лене» и «Саиде», не представляет интереса (мы можем гордиться, ни в одной стране мира руководство СМИ ещё не докатилось до такого маразма).

Что же касается спонсоров, как таковых, то мне не доводилось с ними встречаться и вряд ли они (спонсоры) в ближайшие десятилетия объявятся на просторах России. Я готов сотрудничать хоть с самим Чёртом (рекламировать его рога и копыта), но только в строгих рамках закона и приличий.

Но я не желаю быть «прачкой» даже у самого Господа Бога и отмывать «кровно нажитую им денежку».

И в завершение сегодняшней беседы о спонсорах, позволю себе задать вопрос всем тем, кто на Кипре сгорал от стыда, глядя на неокрашенную палубу «Саида». Итак: если бы Гвоздёв шел вокруг света не на свою пенсию, а на отмытые деньги Ерюзовских, Адарковских, и прочих уважаемых бизнесменов, то от созерцания сверкающей свежей краской палубы яхты макси - класса, вы испытали бы гордость за Державу? ДА, или НЕТ?..

С уважением Е. Гвоздёв.

(odes @ 22 Jan 2006, 04:15)

Несмотря на 04-00, читаю с удовольствием. Все опасения рассеялись - прорвусь! В 1965 мои попытки уйти хоть до БОСФОРА закончились уголовным делом, Спасибо - родственники откупили 19-летнего искателя приключений. Еще раз спасибо Вам, Евгений Александрович.

Я могу предположить, что яхтсмен, который собрался выйти в своё первое одиночное трансокеанское плавание, наверняка допустит, как минимум, одну непростительную ошибку. А именно: - то ли по неопытности, то ли из-за желания покрасоваться перед честным народом, он во всеуслышание заявит о предстоящем кругосветном плавании и тут же, наверняка, попадет в сети милых моему сердцу российских бюрократов. И поделом!..

Судите сами: - ну, какой нормальный мужик из благословенной России, на собственной яхте, на свою зарплату попрётся к чёрту на рога? Ему что, делать нечего? Или деньги некуда девать?.. Стоп, сам себе думаю (это я уже на месте воображаемого чиновника), а ведь и впрямь, видимо, у этого наивного романтика денег – куры не клюют?.. А мне жена уже полгода пилит шею, ей шуба нужна к зиме.… Так почему бы нам не поделиться?.. И «делятся по-братски» без зазрения совести.

А теперь, предположим, Вы объявили, что идёте из Новороссийска в Керчь и намерены там совершить… восхождение на гору Митридат. Спрашивается, и что с такого, прошу прощения, придурка возьмёшь? Ну, бутылочку-другую коньяку…. На худой конец, коробку шоколадных конфет (что-нибудь, да сдерут обязательно – на том стояла и стоять будет чиновничья братия).

Зато сколько выгоды от такой невинной, и я бы сказал, полезной лжи! Вы без лишней нервотрёпки, и всего то за пару бутылочек коньяку, оформляете отход и… с Богом, в Керчь!.. А ведь в Керчь можно пойти и по прямой, скажем, через… Магелланов пролив. Это уж дело капитана, как ему безопаснее провести свою яхту до порта назначения.

Жаль, что подобные мысли не пришли в мою умную :shuffle: голову накануне отхода яхты «Саид» из Новороссийска в 1999 году.

Гвоздев 1 Feb 2006, 23:58

1). «… Жаль, Евгений Александрович Гвоздев не назвал фамилий участвоваших в невыпускании его в море. Страна должна знать своих героев».
(AMN. Яхтенный капитан.)

2). «… Гвоздев правильно сделал, а догадаться не так уж и сложно, поскольку в федерации самый именитый, по моему, был Пинегин».
(SKR. Яхтенный капитан.)

Дорогие друзья, ниже – «преданье старины глубокой» (печатается впервые).

№ 03-11-06. (Копия).

Генеральному Секретарю ЦК КПСС
тов. Черненко К. У.

от Гвоздёва Е. А. Проживающего:
г. Махачкала, ул. Циолковского, 14-а, кв. 20.

ЗАЯВЛЕНИЕ.
Для одиночного плавания через Атлантику на парусной яхте по маршруту Ленинград – Гавана (Куба) прошу Вашего разрешения на оформление заграничного паспорта и соответствующих документов.

Е. Гвоздёв.
24 марта 1984 года.

Ответ № 03-11-07. (Копия).

Федерация парусного спорта СССР,
Москва, Лужнецкая наб., 8.
№ 09/4. 16. 04. 1984 г.

Т. Гвоздёву Е. А.
Адрес: 367020, г. Махачкала, Ул. Циолковского, 14-а, кв. 20.

Уважаемый тов. Гвоздёв Е. А.!

На протяжении ряда лет Вы обращаетесь в центральные органы, партийные, государственные и спортивные, в различные газеты и журналы с просьбой помочь Вам совершить плавание на парусной яхте через Атлантический океан. И от всех этих организаций Вы не получаете помощи и поддержки. В своих письмах Вы сетуете на то обстоятельство, что в просторах мирового океана не видно спортивных советских флагов.

С радостью могу сообщить Вам, что в наступающем спортивном сезоне две яхты под советским флагом пойдут через Атлантический океан в Канаду, т. е. они должны пересечь Атлантику дважды. Эти яхты хорошо подготовлены для серьёзного океанского плавания, они идут с полностью укомплектованными обученными экипажами, что даёт основания для уверенности в успешном завершении плавания.

Практика советского спортивного движения предусматривает, что все крупные спортивные мероприятия, к числу которых можно смело отнести и яхтенные трансокеанские переходы, готовятся и осуществляются соответствующими спортивными организациями, вот почему Ваше желание пройти через Атлантику как частное лицо, да ещё и на частной яхте, не являющейся собственностью какого-либо спортивного общества, не может быть осуществимо.

Советую Вам незамедлительно вступить в одно из добровольных спортивных обществ (учитывая специфику, очевидно лучше всего в ДСО «Водник») и в коллективе спортивных единомышленников готовиться к дальним морским плаваниям.

Т.А. Пинегин,
Ответственный секретарь ФПС СССР.

Примечание: Таков ответ из ФПС СССР на моё «ЗАЯВЛЕНИЕ» в адрес ЦК КПСС от 24. 03. 1984 г. на имя Черненко К. У.

Гвоздев 2 Feb 2006, 13:41

«Такой пенницилиново-нафталиновой затхлостью пахнуло от этого "ответа"! Перл!».
(Я&R Рулевой 2-го класса).

Да-а-а, дорогие друзья, были чиновники в наше время!.. Не то, что нынешняя… шантрапа. Если позволите, ещё приведу пару писем, что-то воспоминания нахлынули, и скупая мужская слеза взор туманит.… Ах!.. Какие были гиганты!..

Письмо № 03-06-05. (Копия).

Тов. Громыко А.А.,
Министру иностранных дел СССР.

Уважаемый Андрей Андреевич!

На днях из Спорткомитета СССР я получил письмо за № 09/4-718 от 17. 12. 1982г., которое, по сути дела, является ответом на моё заявление, отправленное Вам 30 августа с. г. Такой ответ удовлетворить меня полностью не может.

Дело в том, что мои многолетние тренировки в одиночных плаваниях на яхте по Каспию закончились и следующим этапом является Атлантика. Для осуществления этой мечты, как Вы сами понимаете, необходимо разрешение на выезд и въезд в СССР. Об этом я и просил Вас в своём заявлении от 30 августа 1982 года.

Не стану скрывать, я хочу принять участие в международных парусных Трансатлантических гонках мореплавателей-одиночек ОСТАР-84 и с этой целью я тренируюсь долгие годы, и в 1983 году намерен совершить тренировочное плавание по маршруту Ленинград – Гавана (Куба).

В истории отечественного яхтинга одиночные трансокеанские плавания не значатся, и я со всей серьёзностью понимаю сложность подобного предприятия. Безусловно, было бы проще и надёжнее выступить от имени одного из спортивных обществ нашей страны и под эгидой, какой ни будь центральной газеты или журнала. Но видит бог, я обращался к ним за помощью и поддержкой. Их, мягко выражаясь, инертность и побудила меня в частном порядке приступить к планированию, финансированию и подготовке одиночного трансокеанского плавания. Спору нет, участник океанских гонок мореплавателей-одиночек ОСТАР, прежде всего, отстаивает честь своей Страны, а потом уже всё остальное. Так вот, если мне в 1984 году доведётся принять участие в этих гонках на яхте не собственной, а государственной постройки, да ещё от имени, какого ни будь спортивного общества, – я буду счастлив. А сейчас…

А сейчас для запланированного плавания мне крайне необходимо иметь к 1-му июля 1983 года разрешение на въезд и выезд в Народную Республику Куба.

С искренним уважением и надеждой, Е. Гвоздёв.

От всей души поздравляю Вас с Новым Годом и желаю Крепкого здоровья, счастья и всего самого наилучшего.
28 декабря 1982 г.

Ответ № 03-06-07. (Копия).

Федерация парусного спорта СССР
№ 09/4. От 18. 01. 1983 г.

Уважаемый тов. Е. Гвоздёв!

Руководство Спорткомитета СССР, куда было переслано Ваше письмо от 28 декабря 1982 г. Министерством Иностранных Дел, поручило Президиуму Федерации парусного спорта СССР разобраться в Ваших претензиях на участие в океанских плаваниях и целесообразности Вашего участия в Трансатлантической гонке яхтсменов-одиночек «ОСТАР-84».

Для определения серьёзности Ваших намерений, качества имеющейся у Вас материальной части, уровня Вашего плавательного ценза и т. д. Федерация парусного спорта СССР просит выслать, в ближайшее время, следующие сведения:

1. Кем и когда Вам были выданы документы на право управления парусным судном, 3 удостоверения, классность и т. д.
2. Каким парусным судном Вы располагаете, кому оно юридически принадлежит, к какому причалу приписано, его бортовой пограничный номер, когда и кем судно допущено к плаванию, укажите имя и фамилию инспектора Регистра или мерителя спортивных парусных судов, адреса их организаций.
3. Просим выслать копии чертежей или эскизы по которым было изготовлено Ваше судно, укажите кем и когда оно построено, имя и фамилию конструктора, схему парусной оснастки, схему стоячего такелажа и рангоута, материал и сечение рангоута, толщины и материал тросов стоячего такелажа.
4. Просим выслать копии с маршрутных листов Ваших плаваний по Каспийскому морю, копии отчётов о проведённых плаваниях, отзывы периодической печати и т. п. – высылайте всё, что, по Вашему мнению, может помочь делу.

На основании присланных Вами материалов, Федерация парусного спорта СССР сделает сообщение для руководства Спорткомитета СССР о целесообразности Вашего участия в Трансатлантических переходах, об уровне Вашей подготовленности для выхода в океан, о возможности достижения Вами высоких спортивных результатов в океанских гонках яхтсменов-одиночек «ОСТАР-84», об уровне безопасности Вашего плавания в океане, о шансах Вашего возвращения домой живым и здоровым.

Ответственный секретарь ФПС СССР, Пинегин Т. А.

Гвоздев 3 Feb 2006, 00:57

Письмо № 03-06-08. (Копия).

Тов. Пинегину Т. А.
Ответственному секретарю ФПС СССР.

Уважаемый тов. Пинегин!

Письмо в МИД СССР от 28 декабря 1982 года содержит не «… претензии на участие в океанских плаваниях», а ПРОСЬБУ выдать мне разрешение на выезд и въезд в СССР в связи с планируемым мной в июле т. года тренировочным плаванием через Атлантику.

Если Вы уполномочены решать этот вопрос, то, не откладывая дела в долгий ящик, давайте приступим к решению именно этого вопроса. О «целесообразности моего участия в Трансатлантической гонке яхтсменов-одиночек» пусть решают устроители парусных гонок ОСТАР-84. Это их право.

Позвольте напомнить: плавание финансируется, планируется, готовится и будет осуществляться в частном порядке. Если же Федерация парусного спорта СССР проявит заинтересованность и пожелает разделить со мной расходы и заботы о предстоящем переходе, – я с благодарностью приму дружескую помощь и обещаю выслать в Ваше распоряжение исчерпывающую информацию (в том числе и на вопрос, «к какому причалу приписано моё судно»).

Да, я мечтаю помериться силами с зарубежными мореплавателями - одиночками и, в силу своих возможностей, готовлюсь к этому. И поверьте, у меня нет желания, а тем более времени, полемизировать «о серьёзности моих намерений».

С искренним уважением, Е. Гвоздёв.
26 января 1983 г.

Ответ № 03-06-09. (Копия).

ФЕДЕРАЦИЯ ПАРУСНОГО СПОРТА СССР. № ОГ. От 04. Февраля 1983 г.

Уважаемый товарищ Гвоздёв!

Как мне стало известно из Вашего письма от 26 января с. г., Вы не собираетесь давать ответ на вопросы, которые я задал Вам в письме в Ваш адрес от 18 января с. г. Подтверждаю, что до получения от Вас обстоятельного ответа на ВСЕ заданные Вам вопросы, Федерация парусного спорта СССР не проявит заинтересованности в поддержке Ваших претензий на участие в океанском плавании.

На основании полученных материалов, опубликованных в газете «Комсомолец Дагестана», Федерация парусного спорта СССР считает, что Ваши претензии померяться силами на океанских просторах с иностранными гонщиками не выдерживают критики и не могут быть поддержаны.

Ответственный секретарь Федерации. Т. А. Пинегин.

Письмо № 03-06-10. (Копия).

Тов. Пинегину Т. А.
Ответственному секретарю Федерации парусного спорта СССР.

Уважаемый тов. Пинегин!

Вы уклонились от сути вопроса. Позвольте напомнить: 28 декабря 1982 г. я обратился в МИД СССР с просьбой – выдать мне разрешение на выезд и въезд в СССР, а также в Народную Республику Куба в связи с планируемым в частном порядке Трансатлантическим переходом. Из МИД СССР мне ответили, что вопросы, поставленные в моём письме, входят в исключительную компетенцию Спорткомитета СССР. Если Вы действительно в состоянии выдать мне, как частному лицу, разрешение на выезд и въезд в СССР, то давайте приступим к оформлению соответствующих документов. Если же решение этого вопроса не входит в Вашу компетенцию, то, пожалуйста, подскажите: куда мне следует обратиться за получением визы.

Что касается заинтересованности ФПС СССР в предстоящем тренировочном плавании, то в данном случае это не существенный вопрос. Поможете – хорошо, нет – и на том спасибо. Это Ваше право и я на Вас не в обиде. К решению этого вопроса мы можем вернуться, если у Вас возникнет желание помочь, перед непосредственной подготовкой к гонкам ОСТАР-84.

С искренним уважением, Е. Гвоздёв.
16 февраля 1983 г.

Ответ № 03-06-11. (Копия).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
Спорткомитета СССР. № 01-49-09/2288. От 15. 06. 1983 г.

Тов. Гвоздёву Е. А.,
г. Махачкала, 367020, ул. Циолковского, 14-а, кв. 20.

Уважаемый Евгений Александрович!

Спорткомитет СССР рассмотрел Вашу заявку на организацию и участие в одиночном переходе на парусной яхте через Атлантический океан по маршруту Ленинград – Гавана (Куба). Сообщаем, что в ближайшем будущем Спорткомитет СССР не планирует организацию подобных плаваний, и Ваше плавание не может быть осуществлено, так как одиночные трансокеанские плавания не представляют большого спортивного интереса, при очень большой опасности для жизни участвующих в подобных плаваниях.

Одновременно предлагаем Вам направить в Техническую комиссию Федерации парусного спорта СССР (Москва, 119270, Лужнецкая набережная, 8) копию мерительного свидетельства Вашего судна для рассмотрения возможности Вашего участия в одном из всесоюзных соревнований крейсерских яхт.

В.А. Ивонин.

Stringer777 3 Feb 2006, 02:37 Отправлено #209


Город: Петербург

Да... переписка эта сейчас действительно у многих вызывает негодование и просто ужас. А в те годы других ответов ФПС и не могла дать. Позволю себе не то чтобы вступиться за Тимира Алексеевича (олимпийский чемпион в классе "звездный" в мой помощи не нуждается), а так сказать, объяснить действие бюрократической машины тех лет.

Леонид Ильич, Юрий Владимирович и Константин Устинович были от парусного спорта не то, чтобы далеки, они просто не жаловали виды спорта, где ценилась индивидуальность и требовались материальные затраты. Именно поэтому, в СССР так был развит футбол (мячик есть и ладно) Надо сказать, в яхт клубах того времени, очень любили культивировать либо спорт детский, либо крейсерско-профсоюзный. (Что в общем-то отражало директивы партии на массовость и незатратность)

У детей - текучка на недорогих "оптимистах", у взрослых три сменных экипажа в ватниках на одну "шестерку" и очень любимые эскадренные плавания с портвешком. Я в то время оказался в немногочисленном отряде гонщиков. На весь Питер тогда было с десяток "Драконов" , столько же "Солингов" и штук пять "Звездников".

О бедности парусного спорта тогда я сужу потому, что после каждого выхода мы свинчивали с нашего "звездника" все стопора, блоки, такелаж. Оставлять ничего нельзя - упрут, а нового не дадут. (кстати ряд дельных вещей, по уверению тренера, был со "звездника" Пинегина :)

И в это время в Политбюро приходит письмо от человека, который мало того, что владеет яхтой, еще и за рубеж на ней собирается. У дедушек там последние волосы дыбом встали. Как известно, в советское время, любое письмо советского человека требовало обязательной реакции. В газетах даже рубрики были "Письмо позвало в дорогу" или "командировка по тревожному письму" И тут дедушки вспоминали о ФПС и тащили на ковер Пинегина: дескать вот ты денег все просишь, а у тебя люди яхтами владеют и за границу норовят свалить.

И Тимиру Алексеевичу ничего не оставалось делать, как "реагировать". Выпустить тов. Гвоздева за рубеж, на частной лодке, одного, означало бы полный провал идеологии массового парусного спорта. А требования типа норске веритас - эзопов язык, на котором товарищ Пинегин сообщал: в нашей стране за границу пойти также нереально, как добыть в Махачкале сертификат Ллойда на самодельную яхту. :)

SKR 3 Feb 2006, 11:13 Отправлено #211

Именно в те самые времена, когда шла эта переписка, меня и познакомил В.И. Дзюба с Пинегиным. Пинегин принимал нас на борту своего судна, немыслимо раскошного, по тем временам, морского катера с двумя дизелями Вольво и угловыми колонками. Его нашли в море затопленным и брошенным тоговые моряки и "подогнали" Пинегину.

Хозяин нас очень радушно встретил, т.к. с Виктором Ивановичем они знакомы с детства и вместе начинали ходить под парусом. Сели за стол, закусили, пообедали, естественно с водочкой, по всем российским канонам.

Вот во время послеобеденного отдыха я и услышал об этой переписке. Посему так уверено и написал, что отвечал Пинегин, но доказывать не очень хотелось.

Stringer777 прав в своих предположениях, это очень близко к истине, но есть ещё один фактор, это некая ревность старого заслуженного яхтсмена, олимпийского чемпиона, который и сам мечтал пойти вокруг света, и даже пытался получить разрешение, но отступился, увидев перед собой стену. Если честно, я бы не стал кидать в него камнями, поскольку на его месте мог оказаться любой другой и суть ответа от этого не изменилась.

В те же времена нас и в ДСП по ВВП отпускали, проверяя всё, от состояния лодки и её снабжения, до собственного здоровья экипажа. Всем приходилось проходить диспансеризацию с спортдиспансере. Времена были такие, слава Богу, что прошли, хотя всегда было и будет, хорошее и плохое, это от строя не зависит.

Меня же восхищает целеустремлённость Евгения Александровича, он добился своего и доказал, что при желании человек может сделать всё, что захочет. Это ставит его в один ряд с самыми выдающимися людьми нашей планеты.

Огромное Вам спасибо, Евгений Александрович, что вы есть и мы можем с вами общаться!

Гвоздев 4 Feb 2006, 05:31

Письмо № 02-01-08 (копия).

Тов. Пинегину Т. А.,

Ответственному секретарю

Федерации парусного спорта СССР.

Уважаемый тов. Пинегин Т. А.!

В письме № 09/4 от 16. 04. 1984г. Вы пишете: «… желание пройти через Атлантику как частное лицо, да ещё и на яхте, не являющейся собственностью какого-либо спортивного общества, не может быть осуществлено».

Позвольте мне не согласиться с этим заявлением. «В советском законодательстве, - утверждает начальник Юридического отдела Минморфлота СССР тов. Г.Г. Иванов, - отсутствуют нормативные акты, запрещающие советским гражданам выходить на яхте в одиночное трансокеанское плавание, а также принимать участие в международных океанских парусных гонках мореплавателей-одиночек».

Чтобы полностью не лишать меня надежды, Вы советуете: «… незамедлительно вступить в одно из добровольных спортивных обществ (учитывая специфику, очевидно лучше всего в ДСО «Водник») и в коллективе спортивных единомышленников готовиться к дальним морским плаваниям».

В искренность этих строк можно было бы поверить, но… «трансатлантический поход на яхте в одиночку Спорткомитетом СССР и подведомственными ему спортивными организациями на ближайший период не планируется» (письмо начальника Управления гребного и парусного спорта тов. А. П. Силаева от 11 мая 1982 года, № 09/4).

Как видите, Тимир Алексеевич, образовался заколдованный круг – одиночное плавание в частном порядке не разрешаем, а взять инициативу и ответственность на себя – никто не решается.

Как быть?!

С уважением Е. Гвоздёв. 04 мая 1984 года.

Примечание: ОТВЕТА НЕТ.

Гвоздев 4 Feb 2006, 09:16

Письмо № 02-01-09 (копия).

Тов. Пинегину Т. А.,
Ответственному секретарю Федерации парусного спорта СССР.

Не могли бы Вы сообщить мне адрес нескольких центральных яхт-клубов: Республики Куба, Барбадос, Республики Гаити, Ямайки, Республики Венесуэла. В некоторые из них я намерен обратиться с просьбой, касающейся одиночного Трансатлантического плавания.

Буду Вам весьма признателен.

С уважением Е. Гвоздёв. 07 мая 1984 года.

PS.

После Вашего телефонного звонка в Даг. Совет ОСВОД, там решили взять «на хранение» судовые документы на яхту «ГЕТАН». Видимо, это случайное совпадение, но тень падает на Вас. Нельзя ли сделать так, чтобы судовые документы хранились, как им и положено, у судовладельца, то есть у меня?

Всего Вам доброго – Гвоздёв.

Письмо № 02-01-10 (копия).

Тов. Пинегину Т. А.,
Ответственному секретарю Федерации парусного спорта СССР.

Уважаемый тов. Пинегин Т. А.!

7-го мая с. г. я обратился к Вам с просьбой – выслать мне адреса некоторых зарубежных яхт-клубов. Из уведомления о вручении почтового отправления № 85 ясно, что письмо Вами получено 14 мая 1984 года. Ответа я пока не получил, Жду его с нетерпением.

С искренним уважением Е. Гвоздёв.
22 июня 1984 года.

PS.

Судовые документы на яхту «ГЕТАН», незаконно отнятые председателем Дагестанского Совета ОСВОД тов. Шахназаровым после Вашего телефонного звонка, мне так и не вернули. Более того, как утверждает тов. Председатель, их и не намерены возвращать до конца нынешнего столетия. Если это местная самодеятельность, то такое отношение к человеческой мечте меня не беспокоит. А как быть, если это – инициатива Спорткомитета СССР?

Всего Вам доброго – Гвоздёв.

ОТВЕТА НЕТ.

Mike59 8 Feb 2006, 18:58

А знаете, господа, на самом деле, разглядывая историю с письмами в ФПС с высоты сегодняшнего времени, стОит сделать поправку именно на 1984 г.

Ну, представьте себя на месте тов. Пинегина (действительно, кстати, выдающегося спортсмена). На дворе 1984 г. Эпоха пышных похорон. Калейдоскоп престарелых генсеков. И приходит вам, государственному чиновнику, письмо от какого-то (извините, Евгений Александрович) Гвоздева откуда-то с Кавказа. А в письме - что-то про Гаити, Барбадос, Венесуэлу, отобранные документы...

Реакция однозначная и предсказуемая - "бред какой-то" - и письмо в корзину. Да и откуда им там было знать адреса клубов на карибах, когда для самого Пинегина наверняка в те времена великим счастьем было быть включенным в состав делегации на чемпионат Европы? Так что не судите строго.

Гвоздев 9 Feb 2006, 00:16

Уважаемый коллега Mike59!

Вы были бы правы, если бы речь шла об одном письме Гвоздёва к Пинегину, но к тому времени на протяжении ряда лет шла переписка с ФПС СССР и Тимир Алексеевич, как её активный участник, не мог не знать о ком и о чём идёт речь. Письмо, о котором Вы упомянули, датировано 07 мая 1984г. и Ответственный секретарь Федерации парусного спорта СССР отреагировал на него должным образом – он позвонил в Махачкалу, и… Фортуна к Гвоздёву повернулась, пардон, задом (большое спасибо Тимиру Алексеевичу).

Ниже ещё пару писем тех времён:

Ответ № 02-01-04, (копия).

Москва. 28 07 1981г.

Уважаемый тов. Гвоздёв Е. А.!

С удовольствием прочитал о Вашей подготовке к одиночному плаванию. Лично я завидую Вам, как спортсмен парусник и военный моряк в прошлом, но к сожалению должен Вам сообщить, что до конца 1984 года Спорткомитет СССР не планирует участие советских яхтсменов в гонках одиночек вообще и ОСТАР – в частности.

Рад был заочному знакомству с Вами. Прошу писать.

С уважением А. Промыслов.
(Государственный тренер по парусному спорту).

Письмо № 02-01-05

Тов. Промыслову А. Ф.,
Главному тренеру по парусному спорту
УГиПС Спорткомитет СССР.

Уважаемый Александр Фёдорович!

Ваше письмо от 28 07 1981г. получил и, поверте мне, из обширной переписки, которую я веду по вопросу об участии в гонках ОСТАР-84, это первое, в котором чувствуется человеческое тепло.

В принципе, спланировать, финансировать, подготовиться и принять участие в Трансатлантических гонках одному можно, но хотелось бы опереться на коллектив. Когда за спиной надёжные, верные друзья – решение многих вопросов значительно упрощается, а гарантии в успехе несоизмеримо возрастают.

Вопросов же, требующих безотлогательного решения – множество. Известно, что устроители гонок ОСТАР-76 были практически вынуждены прекратить приём заявок за два года до старта (к этому времени около двухсот! яхтсменов изъявило желание участвовать в соревнованиях). Это меня крайне беспокоит.

Не могли бы Вы подсказать мне: куда, кому, когда и как подать заявку на участие в международных парусных гонках ОСТАР-84.

С уважением Е. Гвоздёв.
06 августа 1981 года.

PS.

И что, уважаемый Mike59, Ответственный секретарь ФПС СССР не знал об этой переписке?.. (Обратите внимание на даты).

(Выписка из судового журнала яхты «ГЕТАН»)

«…- Первый, кто перейдёт Атлантику, автоматически станет в Союзе яхтсменом номер один. Все Пинегины, Манкины и им подобные лягушатники покажутся серыми. Поэтому они в доску расшибутся, а сделают всё, чтобы ты, Евгений Александрович, не вышел в океан, по крайней мере, при их жизни».

Гусаров В. П. (профессиональный журналист).

08 апреля 1983 года. Махачкала.

Гвоздев 5 Feb 2006, 04:34

Разумеется, невелика честь, спустя четверть века, лягнуть копытом старенького, беззубого, немощного, некогда грозного яхтенного льва. Но дело, как мне представляется, вовсе не в том, сколько крови испортил Пинегин Гвоздёву, Петрову, Сидорову (это уже достояние истории), а в том, что и по нынешним временам не перевелись, и вряд ли переведутся, любители подрезать крылья человеческой мечте, путаться у других под ногами. И тем, кто планирует и готовится выйти в океан, следует знать и помнить о пинегиных и прочей… благородной публике, готовой с удовольствием подсластить вашу жизнь цианистым калием.

С уважением Е. Гвоздёв.

Гвоздев 7 Feb 2006, 13:53

Дорогие друзья!

Выше Вы имели возможность ознакомиться с малой толикой той переписки, которая велась в добрые старые времена, когда я, в надежде осуществить свою мечту, захлебывался, барахтаясь в родном бюрократическом болоте. Не приведи Господь испытать Вам и сотой доли того, что довелось претерпеть Гвоздёву, прежде чем «Лена» взяла курс на Стамбул.

Да, по нынешним временам и при современной технике, да при достаточном финансировании, перейти раз – другой через Атлантику или совершить кругосветку не такой уж и подвиг, и каждый мало-мальски опытный яхтсмен, поднатужившись, несомненно, совершит это плавание. Но то, что сделал Гвоздёв накануне, я подчёркиваю, накануне первого выхода в океан, не каждому дано.

Я не открою Америки, если скажу, что сотни зарубежных яхтсменов в одиночку избороздили мировой океан вдоль и поперёк. Полвека назад меня заинтересовало, а что если бы Френсис Чичестер, Эрик Табарли и сотни других яхтсменов, жили не у себя во Франции, Англии, Канаде и т. д., а в Союзе (в Рязани, Казани, Серпухове), то куда бы они отправились в плавание – на Соловки, или Колыму?

Сегодня, спустя полсотни лет, я со всей ответственностью могу сказать: никто из тех мореплавателей-одиночек, чьи имена с гордостью произносятся в цивилизованных странах, будучи гражданами СССР, не смогли бы осуществить свою мечту.

Интересно, с кем бы тогда сравнивали «катальщиков» Чичестера, Гвоздёва, Табарли, Языкова и других наших российских «бомжей»? :D

Гвоздев 7 Feb 2006, 21:32

«…Пинегин, Манкин, Алексеев - без сомнения ВЫДАЮЩИЕСЯ яхтсмены, но потомки их незаслуженно забыли. Это люди, которые подняли Советский (Российский) парусный спорт на мировой уровень…. Вот это были настоящие кумиры». А вы - Конюхов, Языков, Гвоздев. Мы достойны своих "героев" Срам.:blink:

"Иваны, родства не помнящие"

1). Да-а-а…хоть стой, хоть падай: «… ВЫДАЮЩИЕСЯ яхтсмены… настоящие кумиры» и потомки их незаслуженно забыли, вот сволочи. Впрочем, какой спрос с «Иванов, родства не помнящих»?..

2). А если всерьёз, то в 1996 году, по возвращении из плавания, яхта «Лена» стояла в марине Алимос (район Каламаки, в Афинах). Меня, строителя светлого будущего, удивило количество яхт, и каких! яхт, базирующихся в одном месте. Я не поленился и насчитал, только на воде около тысячи плавединиц, да на берегу в ремонте (время зимнее) находилось – свыше полутора тысяч. И это где?!.. В Греции,… где население страны всего то около девяти миллионов (меньше, чем у нас в Москве). И, пожалуйста, в одной лишь марине две с половиной тысячи яхт и катеров! Да во всём Союзе не набралось бы и половину таких яхт.

Глядя на «прогнивший насквозь запад», невольно чувствуешь «прилив гордости» за наших, «… без сомнения, ВЫДАЮЩИХСЯ яхтсменов, которые подняли Советский (Российский) парусный спорт на мировой уровень…». Как мне представляется, «подняли» для себя и иже с ними. А народ, живя в самой богатой, самой свободной, самой-самой… стране, как ходил, так и продолжает ходить на «самоделках», не имея возможности накопить денег и, к выходу на пенсию, купить даже «Ассоль».

Так стоит ли удивляться тому, что потомки предали забвению ВАШИХ кумиров?

Как говорится, каждому воздастся по заслугам.

С уважением Е. Гвоздёв (парусный бомж).

Mike59 9 Feb 2006, 14:49

Здравствуйте, Евгений Александрович.

Да, Вы абсолютно правы. Я не знал о предыдущей переписке (не удосужился внимательно прочитать и исправляюсь), извините. Хорошо бы опубликовать всю переписку целиком, как памятник эпохе и в назидание сегодняшним борцам с системой.

И все же, я думаю, основной причиной такого к Вам отношения была не ревность признанных мастеров к славе (выступить на олимпиаде так, как Пинегин и Манкин ничуть не легче, чем совершить одиночное плавание), а собственно Ваше желание пересечь Атлантику, кругосветку и связанный с этим ВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ. Да не просто за границу, а в кап. страны. В одиночку, без сопровождающего в штатском :ph34r: . А по правилам тех времен для этого Вам должны были дать характеристику и рекомендацию, которая утверждалась бы в загран. отделе ЦК КПСС. И кто может поручиться, что Е.А.Гвоздев, оказавшись на западе не запросит убежища и не скажет про развитОй социализьм чего-нибудь не того?

Выезд за границу в те времена являлся наградой за преданность. А Ваша попытка выехать вот так, запросто, без доказательств лояльности, без, извините, вылизывания чиновничьих задниц или без высоких покровителей была явным вызовом всей системе. И это еще большое счастье, что Вас не упрятали в психушку от греха подальше.

Мне приходилось в 1980 и 1982 г. оформлять выезд за границу. Я знаю, о чем говорю. И несмотря на бессмертных чиновников сейчас с этим значительно легче. Доказательством тому тысячи наших соотечественников избороздивших все моря и океаны за последние 15 лет. Сейчас - другие проблемы. И связаны они, в основном, с монетизацией :rolleyes: чиновничьих услуг.

P.S. Неудобно как-то быть анонимом. Меня зовут Михаил Савицкий (Москва).

P.P.S. А советская империя рухнула, благодаря Вам, Евгений Александрович и другим, таким как Вы, которые осмелились на несанкционированный подвиг. :P

Гвоздев 9 Feb 2006, 23:15

(Выписки из дневников яхты «ГЕТАН»).

А ЧТО ГОВОРЯТ ЖЕНЩИНЫ?

№ 32. 28 ноября 1980 года.

Юшутина Мария, продавец портового магазина:

№ 56. 02 марта 1982 года.

Седова Татьяна, секретарь директора завода имени «М. Гаджиева».

№ 97. 01 мая 1983 года.

Судакова Людмила, экономист.

№ 119. 13 июля 1983 года.

Гвоздёва Наталья, дочь.

А ЧТО ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ?

№ 3. 13июля 1978 года.

Юнусов Ю. А., пенсионер, матрос т/х. «Шторм»:

№ 15. Август 1979 года. Яхта «ГЕТАН» на плаву.

Гвоздёв Е.А. (перед получкой):

Медников Юрий, сменный механик т/х. «Шторм»:

№ 65. 18 мая 1982 года.

Асланбеков А. Ф., помощник капитана т/х. «Ураган»:

№ 71. 18 июня 1982 года.

Асланбеков А. Ф., помощник капитана т/х. «Ураган»:

А ЧТО ГОВОРЯТ ЧИНОВНИКИ?

№ 27. 09 июня 1980 года.

Гамидов Э. Ш. , сотрудник КГБ. (В беседе о предстоящем втором плавании яхты «ГЕТАН» по Каспию):

№ 28. 09июня 1980 года.

Халимбеков К. Г. Приёмная начальника Паспортного отд. МВД ДАССР.

Гвоздев 15 Feb 2006, 06:18

МЫСЛИ ВСЛУХ

№ 118. 08 июля 1983 года.

«… Двести человек на яхтах обошли вокруг света, я тоже хочу это сделать. А мне говорят: «Куда ты, пролетарское быдло, со своим свиным рылом прёшь в калашный ряд?».

Ну и что?.. Нельзя?..».

№ 123. 19 июля 1983 года.

«… Можно назвать не одну сотню газетных и журнальных статей, где их авторы взахлёб восторгаются мужеством и отвагой зарубежных мореплавателей-одиночек. Для чего это делается?.. Что бы подчеркнуть наше ничтожество?.. Показать миру выхолощенную душу россиян?.. А может, хотят лишний раз подчеркнуть, что «рождённый ползать – летать не может»?..».

№124. 04 января 1984 года.

«… У нас среди яхтсменов найдутся парни, которые не уступят в мужестве, благородстве и мастерстве Френсису Чичестеру. Но, к моему сожалению, в Союзе среди организаций и предприятий нет фирмы, подобной Австралийской шерстяной компании».

№ 126. 15 января 1984 года.

«… Впервые в Союзе на яхте за 118 суток (из них 105 без захода в порты) пройдено по Каспию более шести тысяч миль, яхтсмен двадцать! раз перешёл море с запада на восток и обратно, и без «ЧП» вернулся в порт. По окончании плавания рядом с ним в течение месяца находился профессиональный журналист и… ни одной строчки в газете, ни слова на радио и телевидении! Вот так то! И это – пресса?..».

Гвоздев 17 Feb 2006, 20:50

А ЧТО ГОВОРИТ ГВОЗДЁВ?

1). («Морская газета» №1. 1991г.).

«… 28 октября прошлого года от причала австралийского порта Сидней отошла парусная яхта «Караана» (в переводе с языка тамошних аборигенов – «Мирная зона») и взяла курс на мыс Горн (Южная Америка). Её капитан, наш соотечественник Фёдор Конюхов, намерен за семь месяцев плавания в одиночку пройти вокруг света.

Невозможно сказать, где и когда впервые родилась мечта об одиночном кругосветном плавании под парусами, но известно, что 8 марта 1898 года американский рыбак Джошуа Слокам первым воплотил её в жизнь. С той поры более двухсот мореплавателей-одиночек обогнули земной шар, свыше тысячи пересекли океан. Идут на яхтах мужчины и женщины, дети (Роберт Ли Грэхем – 16 лет) и старики, инвалиды (Говард Блэкберн без пальцев обеих рук, с искалеченными ногами) и слепой – Джим Диксон. Идут американцы и французы, англичане и японцы, болгары, чехи, поляки, австралийцы, новозеландцы… и ни одного нашего соотечественника!

Почему? Неужто рылом не вышли?

Находились и в России желающие померяться силами с океаном. Но одним поворачивали голову на 180 градусов, другие вынуждены были искать приюта у чужих берегов, третьи до скончания дней своих мыкались по служебным кабинетам.

Полжизни шёл к вожделённому старту Фёдор Конюхов – 19 лет из своих 39-ти. Сколько же душевных сил и физической энергии затратил этот, несомненно, мужественный человек! И на что?! Ответ даёт сам Конюхов: «Всё время меня не пускали, запрещали. Вот почему я приехал в Сидней, ухожу из Австралии и финиширую в Австралии».

Сомневаться в искренности этих слов не приходится. Вспомним историю Александра Чебанюка. Капитан второго ранга запаса ВМФ, ветеран Великой Отечественной войны, коммунист,

Действительный член Географического общества СССР, опытный моряк и яхтсмен, Александр Чебанюк восемь лет упорно готовился к одиночному кругосветному плаванию. Истратил все свои сбережения, собственноручно построил яхту «Русь» и… 9 февраля 1975 года в «Комсомольской правде» в статье «Под парусами саморекламы» извращены факты, облито помоями честное имя. В итоге – надругались над человеческой мечтой.

Мечта о кругосветке не обошла стороной и меня.

Моряк по профессии, я понимал, что ждёт меня в океане. Готовился тщательно. Два года ушло на строительство первой яхты. И вот осенью 1979 года – двухмесячное плавание по штормовому Каспию. Летом следующего года отпуск провёл в открытом море (снова Каспий) без захода в порты. После очередного плавания (декабрь – январь) убеждаюсь: к встрече с океаном готов.

Спланировал переход через Атлантику по маршруту Ленинград – Гавана (Куба). Определил день старта. Но при оформлении разрешения на выезд влип в такой «океан», который вот уже десять лет не могу преодолеть.

Пытался действовать через прессу. Святая простота! Не буду перечислять наименования газет и журналов, куда обращался неоднократно за помощью. Их более тридцати – от районной многотиражки до «Правды». Скажу только – то был глас вопиющего в пустыне. Но не выбрасывать же продукты, припасённые для Атлантики! Снова иду в поход по Каспию (1983 год). Через 118 суток в осенне-зимних условиях без захода в порты пройдено свыше шести тысяч миль (расстояние от Ленинграда до Гаваны).

После того похода, окрепший духом и телом, я с утроенной энергией бросаюсь в объятия бюрократов. Из МВД ДАССР меня отфутболили в Спорткомитет СССР, из Спорткомитета в МИД СССР. И пошло-поехало: МВД СССР, ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, Совмин СССР, снова МВД ДАССР. Обращался я и к Генеральному секретарю, ЦК КПСС Брежневу, но к великому моему огорчению дорогой Леонид Ильич не успел ответить. Писал и Андропову, и Черненко…

В июне 1985 года обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС М. Горбачёву с просьбой помочь мне получить загранпаспорт и прочие документы, необходимые для выхода в Атлантику. Ответа не последовало. В мае следующего года повторно пишу на имя Горбачёва. Ответа нет. Обращался и к делегатам 28 съезда КПСС…

В одиночку тридцать девять раз я пересёк Каспийское море, а в бюрократическом болоте увяз. Француз Бернар Муатисье, обогнувший в 1969 году земной шар, утверждал: «Подготовить путешествие в одиночку труднее, чем совершить его». Любопытно, смог бы этот сильный человек осуществить свою мечту, будучи гражданином нашей страны?

В минувшем году мелькнул тонюсенький луч надежды: Верховный Совет страны принял в первом чтении Закон о выезде и въезде в СССР. Однако его тут же упрятали в долгий ящик. И пока он там пылится, мечты советских яхтсменов о дальних океанских плаваниях блистательно разбиваются о пороги бесконечных чиновничьих кабинетов…».

2). (Пятнадцать лет спустя).

«… 01-го декабря 1992 года Гвоздёв получил заграничный паспорт, 04-го - закуплены продукты, 15-го декабря прогулочный швертбот «Лена» под флагом СССР вышел из Новороссийска в одиночное кругосветное плавание…

Через четыре года «Лена» под флагом Российской Федерации вошла в Новороссийск. Худо-бедно, первое в истории СССР (России) одиночное кругосветное плавание благополучно закончилось.

Закончилось и…

Спесивым парусным Богам, погрязшим во внутренних божественных склоках, не хватило ни ума, ни благородства, ни чести, ни времени, чтобы разглядеть с высот Олимпа (для их же выгоды) кругосветное плавание на яхте «Лена».

Скажи мне, как ты относишься к плаванию «Лены» и я скажу тебе – кто ты. (Гвоздёв).

5 Sep 2006, 06:48

(GastiS @ 4 Sep 2006, 22:58)

Уважаемый Евгений Александрович!

Вам большой и теплый привет от Николая Андреевича Литау. В воскресенье был у него на "Апостоле Андрее " в Коломенском.

Уважаемый GastiS, большое Вам спасибо.

Мне очень приятно и я искренне рад тому, что плавание успешно закончилось. При случае, передайте мои поздравления Николаю Андреевичу. Счастья ему, здоровья и новых походов во славу нашей с вами России.

С уважением Е. Гвоздёв.

15 Aug 2007, 21:07 Отправлено #1314

(nvc @ 15 Aug 2007, 15:37)

Тогда да, так все и было, только в других местах вообще никак не было...

Да, уважаемый коллега, Вы правы. Лет пятнадцать назад «Лена» прошла вдоль черноморских берегов от Новороссийска до Сочи и в обратном направлении - до Одессы. На живописном берегу через каждые 3-5 миль стояли сторожевые вышки, локаторы, прожектора, автоматчики, собаки… и в море - ни одного паруса, ни одной рыбацкой лодки… Более того, в приморских городах-курортах я не встретил ни одной яхты под иностранным флагом…

Такая же картина у берегов Соцлагеря (Румыния, Болгария, Албания).

На берегах Австралии (от Брисбена до Дарвина) я не видел ни одной сторожевой вышки, ни одного цепного пса, но тысячи яхт под флагами цивилизованных стран в водах Большого Барьерного Рифа обыденное явление. То же самое можно сказать и о прибрежных водах Бразилии, Уругвая, Аргентины и Чили.

На берегах Италии и Испании каменные сторожевые башни остались ещё с античных времён и охраняются, как памятники старины.

В доперестроечные времена 340-370 тысяч пограничников удерживали границу «на замке», а ведь турист, как я понимаю, это – живая копейка, это – рабочие места, это, если хотите,- дойная корова.

24 Mar 2008, 12:19 Отправлено #2141

СУДОВЫЕ БУДНИ,

(Яхта «Лена», из дневника №7).

Понедельник, 13 июля 1993г.

«… В 07:15 (время судовое) прошли мыс Эскалета (Испания). 1) Дома в городе Бенидорм (по нашим меркам – заштатный городишко) по своей этажности превосходят виденные мною дома в: Махачкале, Астрахани, Актау, Красноводск, Баку, Ростове, Сочи, Новороссийске, Севастополе, Одессе и прочих наших черноморских городах. Такое впечатление, что не Испания, а СССР – отсталая страна.

2). С рабочей куртки отпорол налокотники и заделал ими дыры на брюках. Теперь у них (брюк) четыре огромные латки, полагаю, к зиме будут утеплёнными. 3). По заплатам на брюках наложил двойной шов (подштопался капитан «Лены» основательно), не стыдно показаться и на приёме у короля Испании Хуана Карлоса 1-го».

Пятница, 17 июля 1993г.

«… 2). Видимо, когда человек длительное время предоставлен сам себе, и ему не с кем обмолвиться словечком, то организм вырабатывает защитную «реакцию» против одиночества и «гомо сапиенс» начинает разговаривать вслух. Вот и я ловлю себя на том, что говорю сам с собою, хотя раньше подобного не замечал. Причём, делаю это с удовольствием и на полном серьёзе, а чаще ору песни во всю глотку и вовсе не из желания потешить местных чаек, а для того чтобы «размять» язык.

3). Сегодня за день вблизи «Лены» прошли двадцать одна яхта (под парусами – 7, под мотором – 3 и совместной тягой – 11). Насмотревшись на всё это великолепие, прихожу к выводу, что в Союзе, яхтинг, как таковой, отсутствует (на всём пути от Сочи до Одессы мне не встретилось в море ни одного паруса). У меня могут спросить: - а Манкин, а Пинегин, а олимпийское золото?.. Что ж, называя вещи своими именами, с болью в сердце приходится констатировать – они (Пинегины, Манкины и прочие олимпийцы) ни что иное, как розовые занавески на нашем зарешечённом тюремном окне…».

Сайт управляется системой uCoz