Последние полтора десятка лет все большую популярность завоевывает "малое" мореплавание — самодеятельный туризм на разборных парусниках. Таким парусником может стать и серийная байдарка и самодельные катамараны, тримараны или швертботы. Собрав свой корабль и подняв паруса, туристы отправляются в плавание. А между походами в межсезонье парусник в разобранном виде хранится в обычной квартире где-нибудь на антресолях, не нуждаясь в постоянной стоянке на воде.
Число туристов-парусников постоянно растет, ширится и география этого вида путешествий. Туристы не только Москвы и Ленинграда, но более чем сорока городов России, Прибалтики, Украины и Средней Азии прошли под парусами сравнительно небольшие озера и крупные водоемы: Чудское, Онежское, Ладожское озера, Иссык-Куль, Балхаш, Байкал. Осваиваются маршруты в прибрежной зоне внутренних морей.
Более десяти лет ежегодно проводятся соревнования по технике парусного туризма "Белые ночи" в Ленинграде и "Осенняя регата" на Московском море, в последние годы свои соревнования организует Куйбышевский областной совет по туризму и экскурсиям.
В туристских клубах при комиссиях водного туризма стали организовываться подкомиссии парусного туризма. Первые из них появились в Ленинграде, Москве, Калинине, Николаеве, где туристские клубы и местные федерации туризма поддержали это начинание. На первых порах и федерация туризма ЦСТЭ содействовала развитию парусного туризма, так как он полностью соответствует существующей системе самодеятельного туризма.
Однако с 1980-1981 года центральная федерация туризма и ее водная комиссия "забыли" про парусников. Так и не были подготовлены нормативные документы ЦСТЭ, регламентирующие занятия парусным туризмом. В Единой спортивной классификации водный туризм представлен только гребными судами. В результате сегодня массовый отряд самодеятельных туристов-парусников остался без руководства. Не решены и не решаются важнейшие в туризме вопросы о показателях для определения сложности маршрутов, о выпуске групп на маршруты, о регистрации скдов и обучении их экипажей, то есть те вопросы, от которых прежде всего зависит безопасность путешествий.
Участвуя в прошлом году в судействе соревнований парусников на Московском море, я обратил внимание на то, чтомногие команды не передали в судейскую коллегию слета документов о совершенных путешествиях. В то же время по "почерку" было видно — на слет приехали настоящие туристы. В чем дело? Пояснил капитан команды из Елгавы В.Барышников:
— Организовала молодежь колхоза "Накотне" секцию парусного туризма, получила помощь от правления. Своими руками построили парусники и научились ими управлять. Считали, что подготовились для несложного путешествия. Однако маршрутные документы в местном туристском клубе оформить не удалось, даже на "единичку". Во-ервых, там не слышали о парусном туризме, а во-вторых, в секции ни у кого не оказалось формального опыта для руководства походом. Как быть? Конечно, группа ушла в поход, нигде не оформляясь, — где же взять опытного руководителя?
Добавлю от себя, что группа без документов не встала на учет в контрольно-спасательной службе. А туристы из парусной секции Вятско-Полянского машиностроительного завода под руководством М.Харина, построив первый разборный парусный катамаран, для начала отпарвились... на Байкал, не оформляясь по тем же причинам, что и латвийские туристы. Такие случаи стали не исключением, а правилом.
Не могут оформить походы туристы-парусники во многих областях России и Украины. А как обучать начинающих туристов, имея в виду отличную от сплава по рекам специфику парусного туризма, тоже не знают в подавляющем большинстве советов по туризму и экскурсиям. Даже в Куйбышеве, где при туристском клубе сильная парусная секция, МКК не оформляет парусные походы выше II категории сложности. "Нет инструкции и указаний из центра" — поясняет руководитель секции Юрий Ерендеев. Самые крупные слеты туристов-парусников на Московском море ежегодно собирают 500-700 участников со всей страны, но проводит их не центральная федерация туризма, а Московский туристский клуб. Так, Ленинградский, Московские городской и областной, Куйбышевский советы по туризму и экскурсиям по своей инициативе заняты работой по организации и обучению туристов-парусников.
В 1981—1985 годах проведены четыре школы начальной туристской подготовки (Москва, Московская область, Куйбышев) и школа средней туристской подготовки (Московская область) по парусному туризму, где курс обучения окончили более 120 руководителей походов I—III категорий сложности и стажировались первые восемь инструкторов по парусному туризму. В этих же советах накоплен опыт организации парусных путешествий. Однако центральная Федерация и Управление самодеятельного туризма ЦСТЭ не ударили палец о палец, чтобы обобщить этот опыт идовести его именно до самого массового организационного звена самодеятельного туризма — секций на предприятиях и туристских клубов. При этом совершенно не учитывается тот факт, что с 1985 года промышленность начала выпускать разборные суда "Янтарь" и "Альбатрос" специально для любителей парусного туризма.
В 1986 году московский завод "Салют" начинает производство парусного снаряжения для серийных байдарок, и уже в ближайшее время в путешествия под парусом отправятся не сотни, а тысячи туристов. Нельзя закрвать глаза на то, что они никем не обучены, не организованы, безопасность их не обеспечена, а позаботиться о них — долг и обязанность прежде всего туристских организаций, и в первую очередь федерации туризма и Управления самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям.
В. Ксендзов
член федерации туризма РСТЭ, инструктор водного туризма
г. Щелково, Московская обл.
Журнал «Турист», 1986 г., № 5, c.24