Тирасполь — Днестровский лиман - Белгород-Днестровский. . 1980г.
Семейный поход - кэп Папа Гриша, боцман Мама Надя и юнга - Серега.
Тримаран на основе байдарки "Нептун", парусность ~ 5 кв.м).
Летом в Москве была Олимпиада, до ее открытия в числе согнанных со всех НИИ мэнээсов Папе пришлось помахать на стройках ломом-лопатой-метлой по "комсомольской путевке". Маме, работавшей на телефонном узле, летний отпуск тоже не светил.
Итого, на носу сентябрь. Сыну ещё 6, в школу не надо. Ну что ж, подадимся в теплые края - куда там можно на байдарке да с паруском? Потыкав пальцем в карту, выбрали Днестр. Уезжали из Москвы 30 августа, под обложным дождём, последним рейсом дополнительного летнего поезда. Вагон раздолбанный до невозможности, зато едем по-царски: были в нем почти одни.
Тирасполь, Днестр... Солнце, тепло, яркая зелень. Очень извилистая неширокая река, но судоходная - ползут толкачи с небольшими баржами, раз в день проходит пассажирский "Лучафэрул".
Береговые заросли, мутная высокая вода - осеннее половодье, дожди в Карпатах. По берегам во многих местах дамбы, отгораживающие русло от низменных окрестностей. Вода все же размыла подъезды к садам; яблоки нельзя вывезти и они осыпаются наземь.
Сторож машет рукой - набирайте, сколько унесете. А какие это были яблоки, огромные, красные, сок просто под давлением. Только надкусишь, брызгаются ароматными сладкими струйками. И еще одна яблоня запомнилась: на самом берегу, здоровенное желтое яблоко висит над водой. Наша мачта как раз достала до ветки, качнули раз, другой... бац, юнге точно в задранный кверху любопытный нос! Кровища, синячище... а это яблочко золотое оказалось деревянное - дичок. Во как купились.
Рыбка, даже сомики и раки. Виноград в приветливых селах. Дикие грецкие орехи. Кукуруза, на которую мы набросились и день жестоко маялись животами.
... а потом, когда распался Советский Союз, в Приднестровье началась война. С разрушениями, жертвами, зверствами - все как положено. Понятное дело, вечно воюют арабы и евреи в своих Палестинах. Было дико, но все же понятно, когда сцепились в Карабахе армяне и азербайджанцы. Но тут... проплыв когда-то по днестровским извивам, с ужасом слушали новости и не могли понять как там может правый берег воевать с левым. Сейчас, еще десять лет спустя, слава Богу не стреляют, но все шкворчат друг на друга Молдавия и Приднестровье. Вряд ли теперь можно взять да и поплыть спокойно отдыхать по пограничной реке... и будет ли возможно когда-нибудь? Чума на всех политиков с их амбициями! |
...
С погодой нам повезло, лето-80 словно продлилось на месяц. Но характерно, что при ясной и теплой погоде в первой половине дня к вечеру часто собирались тучи с мощными ливнями и шквалами. Однажды, когда мы уже поставили палатку, налетевший грозовой шквал с такой силой вдавил боковую стенку, что стоявшие внутри колья пропороли крышу и наш домик "расстелился" по земле.
Последний переход через лиман к Белгород-Днестровскому был страшноват, но погода стояла отличная и вышли мы с утра пораньше. Вечерний ливень смог только малость подтопить наш домик, надежно расчаленный между двумя вытащенными на берег лодками в парусной школе.
Два слова о тримаране из байдарки "Нептун".
Общая парусность около 5 кв.м; мачта раскреплена штагом и двумя топовыми вантами, идущими на концы балки с аутригерами. Балка стоит на последнем шпангоуте байдарки, примерно в 0,5 м за спиной рулевого. Поэтому вся парусно-тримаранная оснастка совершенно не мешает грести. Семейное имущество, не поместившееся внутрь байды, запихивалось в рюкзак-упаковку, который жил сзади на деке - благо, устойчивости тримарана это нисколько не вредило.
Грот 3,5 кв.м с гиком свободно проходил под вантами, так что растравить парус до флюгерного положения можно и на фордевинде.
Шверт у нас был и солидный - с изрядными трудами вырезанный из фанеры, профилированный как NASA прописало и оклеенный стеклотканью. А вот шверцбалки не было: ее прекрасно заменила веревочка, которой шверт привязывался к каркасу. Как только опускаешь шверт в воду с подветра, сила дрейфа мягко и плотно прижимает его к поддувному борту, и он прекрасно выполняет свою роль. С центровкой, заглублением, мелями - никаких проблем. Если ветер стих до нуля, шверт всплывает - ну, значит пора брать весло. Кроме того, "пристяжной" шверт служил и сходнями, а иногда и столом.
Парус, весло и попутное течение Днестра играли примерно равные роли в нашем продвижении. А уж морской переход через лиман — в основном заслуга паруса.
Г.Шмерлинг 20.03.2005