Путешествие на парусных байдарках помаршруту:
проводилось на основании маршрутной книжки № 1/4 - 203, выданной МКК Федерации туризма Московского городского совета по туризму и экскурсиям. Организовано путешествие коллективом физкультуры Всесоюзного научно-исследовательского института технической информации, классификации и кодирования /ВНИИКИ/, ДСО"Труд".
Парусная часть путешествия проходила вдоль северного берегаоз. Иссыккуль через населённые пункты г. Рыбачье - с. Тамчы -г. Чолпоната - пгт. Ананьево - с. Тюп. Протяжённость маршрута составила 190км, длительность пути - 15 дней, из них - 12 дней ходовых. По окончании зачётного маршрута группа предприняла выход из района путешествия через хребты Северного Тяньшаня по трассе: с. Григорьевка - пер. Аксу - пер. Озёрный - Алмаата.
Путешествие по Иссык-Кулю проводилось на промышленных разборных байдарках с самодельным парусным вооружением по схеме тримарана:
Корпус | Поплавки |
Паруса | Экипаж | |
---|---|---|---|---|
1 |
Таймень-2 |
2 х 20 л |
Кэч: грот «стриж» 2,5 кв. м |
2 чел. |
2 | Салют-3 |
2 х 40 л |
Шлюп: бермудский грот 3,8 кв. м |
3 чел. |
3 | Колибри |
2 х 20 л |
Шлюп: грот «стриж» 3,8 кв. м |
2 чел. |
Состав участников показан в следующей таблице 1.2.
Имя | Судно | Роль | Связь (на 2002 г.) | |
---|---|---|---|---|
1 | Виктор Белоозеров | Таймень | Адмирал, капитан Тайменя | тел. 155-43-23, nomoip@viniti.ru |
2 | Евгений Жихарев | Таймень | Матрос |
тел. 480-99-04 |
3 | Энгельс Орлов | Салют | Капитан |
тел. 339-27-85 |
4 | Вадим Котляров | Салют | Матрос | |
5 | Юрий Удлер | Салют | Матрос | |
6 | Юлия Косарская | Колибри | Капитан, пом.адмирала | тел. 327-90-04 |
7 | Анна Бронштейн | Колибри | Матрос |
Экипаж «Салюта»
Женский экипаж на «Колибри»
После завершения водного маршрута группа /за исключением В. Котлярова/ совершила пеший переход от Иссыккуля /с. Григорьевка/ до Алмааты через перевал Аксу. Горный поход был оформлен маршрутным листом, выданным профкомом ВНИИКИ /выпускающая организация/. Сведения об этом переходе даны в конце отчёта.
Иссыккульская область занимает восточную часть Киргизии и граничит на востоке с Казахской ССР, на юге с Китаем. На долю области приходится 22% площади республики и 10% населения /354 тыс./. Основная черта рельефа области - чередование горных хребтов и межгорных котловин.Четыре пятых территории занимают горы.
Территория области резко разделяется на две части - Иссыккульскую котловину и сырты. Котловина в широтном направлении вытянута на 240 км и достигает в ширину 90 км. Два мощных горных хребта окаймляют её - с севера Кюнгей Алатоо, с юга - Терскей Алатоо. В котловине лежит жемчужина Тянь-шаня - высокогорное озеро Иссык-куль.
Иссык-куль- национальное сокровище и гордость Киргизии. Это одно из красивейших,крупнейших и глубочайших озёр мира. Площадь акватории - 6236кв. км, средняя глубина - 278 м, максимальная глубина - 668 м, длина - 178 км,ширина - 60 км, длина береговой линии - 688 км.
Несмотря на то, что озеро расположено на высоте 1609 м над уровнем океана и со всех сторон окружено вечно снежными хребтами, оно не замерзает в течение всего года.Это объясняется большими запасами тепла, которое накапливается в поверхностных слоях воды за тёплую половину года. Температура воды на поверхности озера в июле и августе достигает 18 - 20°С, а на мелководьях и в заливах вода нагревается иногда до 25 - 28°С.
В Иссык-куль впадает несколько десятков речек, а из него не вытекает ни одной.Вследствие бессточности и большой минерализации вода в озере солоноватая и обладает большой прозрачностью.
Горные хребты окружают Иссыккульскую котловину от проникновения холодного воздуха с севера и жаркого сухого воздуха из пустынь Средней Азии. Поэтому побережье озера не знает ни суровых морозов зимой, ни изнуряющей жары летом. Открытая круглый год водная поверхность делает климат котловины мягче и теплее по сравнению с другими межгорными впадинами Тянь-шаня. На побережье наблюдается редкое сочетание элементов приморского, горного и степного климатов.
Благодаря мягкому тёплому климату растительный и животный мир Прииссыккулья богат и разнообразен. На крутых северных склонах здесь часто встречаются редкостойные леса из тяньшаньской ели. Под пологом ели растут кустарники - жимолость, смородина,шиповник, барбарис, у ручьёв - рябина. Близ верхней границы леса растёт туркестанский можжевельник - арча. На прибрежной равнине - густые заросли облепихи.
Лесистые ущелья, степи на побережье и на склонах гор привлекают разных представителей животного мира. В зарослях облепихи водятся фазаны и зайцы, здесь же встречается уссурийский енот /завезён в 1945 г./. Во многих местах побережья множится также завезённая сюда /в 1944 г./ ондатра. На заболоченных участках зимует белая цапля и вальдшнеп. В лесах по ущельям обитает рысь, медведь, барсук, куница, колонки, белки-телеутки. За верхней границей леса - места обитания горных козлов и барсов, а на высоких сыртах -архаров. Здесь можно встретить уларов, грифов, орлов-беркутов, В горных степях и лугах всюду встречается сурок.
Озеро служит местом массовой зимовки многих водоплавающих птиц. Сюда прилетают лебеди, серые гуси, утки. Особенно много прилетает кызылбашей - красноносых нырков.
В Иссыккуле и в его притоках обитает 27 видов рыб. Здесь водятся эндемичные виды ельцов /чебак и чебачок/, сазан, осман, маринка, форель, лещ, сиг-лудога,байкальский омуль. Последние пять видов разведены в озере искусственно.
Для охраны растительного и животного мира в двухкилометровой зоне вокруг озера создан государственный заповедник.
Богато Прииссыккулье курортными ресурсами. Здесь имеются огромные запасы лечебных грязей, минеральных и термальных вод. Кроме того - обилие солнечного сияния,мягкий климат, высокая ультрафиолетовая радиация.
Обилие зелени, чистый горно-морской воздух, прекрасные песчаные пляжи, лечебная вода и грязи - всё это в сочетании с интересными прогулками по живописным ущельям,рыбной ловлей делает отдых весьма привлекательным. На протяжении 80 км вдоль озера от села Чоктал до села Ананьево сплошной полосой тянется курортная зона:санатории, дома отдыха, пансионаты, пионерские лагеря, туристские базы.Здравницы Приисыкулья расположены и в красивых местах у подножья гор, и в живописных ущельях.
Удачное сочетание климатических факторов с различными по составу минеральными источниками и лечебными грязями позволяем проводить эффективное лечение.
Учитывая особенности курортных ресурсов и благоприятные возможности для создания крупного рекреационного комплекса, в августе 1970 года было принято решение об отнесении Прииссыккулья в разряд курортов союзного значения.
В туристском отношении Иссыккульская область, и в частности озеро Иссык-куль,освоена достаточно хорошо. Однако по нашим сведениям туристское прохождение озера на разборных парусных судах совершается впервые. Известные нам туристские маршруты по озеру проходились на гребных лодках местных турбаз. Под парусами по озеру ходят члены здешних яхт клубов и военно-морского клуба ДОСААФ - на спортивных яхтах и ялах.
Наша группа поставила задачу пройти вдоль северного берега. с запада на восток и выполнила её, пройдя от Рыбачьего до Тюпа за 12 ходовых дней при господствующих встречных ветрах. Наше путешествие было проведено как поход II к.с. на байдарочных тримаранах. Путешествие того же типа можно провести также вдоль южного побережья. Однако было бы более интересным при наличии более мореходных и быстроходных судов совершить обход всего озера по периметру. Это путешествие могло бы быть квалифицировано III категорией сложности.
Район путешествия был выбран в силу новизны предполагавшегося маршрута, доступности его для имеющихся судов и уникальности местности, сочетающей элементы приморского, горного и пустынного ареала.
Маршрут был проложен вдоль северного побережья по следующим причинам. Север Прииссыккулья более освоен и населён и поэтому подходит для первого знакомства с районом. Ветры на северном берегу должны быть преимущественно южные /так как с севера - горы/ и поэтому - тёплые. На северном берегу горы и развивающаяся над горами облачность меньше загораживает солнце. Эти факторы полностью подтвердились во время похода.
Срок путешествия - начало июля - был выбран исходя из графика отпусков участников. Но это время действительно является наиболее благоприятным на Иссыккуле. В июне там бывают ещё весенние холода, а в августе может начаться осенняя непогода. Недостатком выбранного времени путешествия явилось отсутствие на маршруте "даров природы": грибов мы не видели, облепиха и барбарис были совсем зелёные, фрукты в садах /урюк/ только начали поспевать. Во время путешествия стояла устойчивая умеренная погода с интенсивным западно-восточным переносом воздушных масс над горами, с преобладающими юго-восточными бризами на трассе похода и с регулярными грозовыми явлениями в горах. Температура воздуха менялась от 7 - 12 °С ночью до 20 -25 °С и выше днем;жарко не было. Температуру воды не мерили, но по ощущению её можно оценить в 15°С утром и до 25°С на мелководьях вечером.В это время в горах Прииссыккулья,по свидетельству групп горных туристов, держалась очень ненастная и холодная погода. До нашего прибытия /в течение июня/ на озере также было очень холодно.
Направление движения с запада на восток было выбрано по двум причинам. Во-первых, начинать путешествие целесообразно в Рыбачьем, не затягивая начало проблематичной доставкой судов в какую-либо другую точку. Во-вторых, мы предполагали, что при господствующем западно-восточном переносе воздушных масс мы встретим главным образом попутные ветра, а известные на Иссыккуле западные шторма "улан" также будут попутными и в меньшей степени помешают продвижению.
Однако расчёт на попутные ветра оказался в резком противоречии с фактически встреченными погодными условиями. В течение всего путешествия и после него,пока мы оставались в данном районе, мы действительно наблюдали перенос воздушных масс с запада на восток. Это выражалось в том, что облака над горами двигались именно в таком направлении. Но на уровне поверхности озера господствующие ветра удивительным образом были противоположных, восточных направлений. Каждый день после полудня можно было наблюдать, как грозовые тучи,спускающиеся с гор на озеро, движутся с запада навстречу ветру, дующему с востока. Западные ветры мы наблюдали только в виде местных грозовых шквалов и из 12 ходовых дней полными курсами шли только последние два дня.
Такие ветра частично можно объяснить сильным развитием на озере бризовых явлений. Воздух, нагретый днём над горами и степными участками западного Прииссыккулья, поднимается вверх и его место занимает холодный воздух с середины озера, что приводит к регулярным восточным ветрам в западной части озера, южным - в средней части северного побережья и западным - в восточной части озера. При этом остаётся преобладание восточного ветра в целом.Может быть, что определённое значение имеет то, что пустынные западные части Иссыккульской котловины нагреваются сильнее, чем обводнённая восточная часть,что приводит к дневному перетеканию воздуха с востока на запад. Не исключено,что при такой схеме ветров (см. раздел 4.5) движение вдоль изогнутого южного берега было бы эффективнее, чем вдоль прямого северного, так как более полные курсы при встречном ветре обеспечили бы большую скорость.
В результате непредвиденной задержки на лавировке при таком характере ветров нам пришлось отказаться от захода в Джиргаланский залив к г. Пржевальску. При этом мы тем не менее прошли вдоль всего северного берега и покрыли более 190 км, что достаточно для маршрута II категории сложности.
Ядро нашей группы составил коллектив,представляющий Краснопресненекий район /ВНИИ технической информации,классификации и кодирования/ и совместно участвующий в путешествиях и соревнованиях /команда "Клико"/. К этому коллективу присоединились слушатели школы начальной туристской подготовки по парусу 1983 года.
К моменту принятия решения о походе мы располагали восемью участниками, из которых трое были квалифицированными рулевыми, двумя проверенными тримаранами / M 221 и M 371/ и одной байдаркой Таймень-2, наспех оборудованной как парусно-гребное судно. В нашем распоряжении было 1,5 месяца на подготовку. Необходимо было вооружить Таймень лавировочными парусами, и тогда, посадив в Салют трёх человек, мы могли пойти в поход всемером.
Первые две недели предпоходной подготовки ушли на оформление маршрутных документов, а за оставшиеся четыре субботы-воскресенья мы вооружили Таймень простейшим, но эффективным способом:
- однобалочный тримаран с двумя невысокими мачтами, несущими два стрижа площадью 2,5 и 2,0 кв. м; один шверт достаточного размера; перо руля от Салюта; возможность дополнительной постановки передних парусов.
При этом мы воспользовались трубами имевшегося набора тюменского универсального парусного вооружения, готовым швертом и готовыми обтекателями поплавков. Пошив парусов и установку вооружения на лодке произвели с минимальными затратами труда и материала. /Описание судна см. ниже/. Наш опыт позволяет рекомендовать подобную схему оборудования байдарки для начинающих парусников, например, проходящих обучение в школах начальной туристской подготовки.
Два других судна нуждались только в штатной профилактической подготовке, однако для улучшения ходкости Салюта для него был перешит грот /описание судна см. ниже/.
Личная подготовка участников состояла в совместных выступлениях в парусных соревнованиях на Московском Море. Кроме того, к подготовке следует причислить занятия в школе парусного туризма при Краснопресненском районном клубе туристов. В результате - все участники, включая новичков, имели предварительную техническую выучку и опыт самостоятельного управления судном.
Гоночный класс- тримаран 4,5 кв.м. Вооружение: шлюп-стриж. Схема вооружения и конструкции показана на рис. 1. Общий вид - на фото 1,4,9.12,13.16. Оборудована в настоящем виде в 1980 г.
Штатное комплектование байдарки Колибри не предусматривает парусного вооружения. Имеются только две петли на переднем шпангоуте в кокпите /шпангоут № 5/ для установки мачты 30 мм. Парусное вооружение, изготовленное самостоятельно, включает следующие элементы:
- мачта Æ45 мм, длина 4,5 м, составлена из трёх отрезков дюралевой трубы,
- основной парус /грот/площадью 3,8 кв. м, высота по мачте 4 м, ширина по гику 1,9 м. конструкция -однослойный стриж с мачтовым карманом,
- гик 2 м, цельная дюралевая труба,
- передний парус /стаксель/ площадью 0,7 м при длине по штагу 2,8 м и ширине в галсовом углу 0,5 м.
Мачта устанавливается на степс/дюралевый коробчатый профиль 30 х 20 мм, связывающий флортимберсы шпангоутов № 3 и № 4и дополнительного мидельшпангоута/ при помощи вырезанного из трубы Æ50 переходника и растягивается парой топовых вант и парой топовых штагов. Ванты и штаги составлены из металлического троса Æ2,5 мм с капроновыми снижениями.
На форштаге, заданном за форштевень, поднимается стаксель, служащий, главным образом, для центровки судна и выполнения поворотов. Предусмотрена постановка дополнительного стакселя с галсовым углом,закрепляемым к шпангоуту № 5 через отверстия в деке.
Грот пошит из одного слоя плащевой ткани типа "сафари", гик -односторонний, прямой, крепится к мачте через пройму в мачтовом кармане грота при помощи верёвочного гика-галса. Парус рассчитан на работу с изогнутой мачтой.Изгиб достигается набиванием гикагалса и может регулироваться на ходу при обезветренном парусе. Предусмотрено рифление грота, для чего нижний треугольник собирается и подвязывается риф-сезнями к гику и парус опускается вниз по мечте.При этом грот превращается в классический бермудский треугольник.
Парусное вооружение дополняется шверцево-поплавковым устройством, которое превращает байдарку в тримаран. Два поплавка, изготовленные из надувных брёвен для плавания, и два шверца крепятся к единственной поперечной балке, в качестве которой используется салютовское весло, укороченное путём обрезания труб у лопастей.Поплавковая балка установлена в миделе байдарки, закрепляется двумя полуобушками, пропущенными через комингсы кокпита, и подкрепляется дополнительным мидельшпангоутом замкнутой конструкции. На балку возле бортов надеваются деревянные шверцы. Шверцы при ширине 0,2 м имеют длину около 0,9 м,фиксируются точёными дюралевыми фланцами, через которые проходит балка, и могут поворачиваться вокруг ее оси.
Поплавки крепятся к лопастям весла-балки при помощи поплавковых стрингеров. Каждый поплавок образован надувным бревном, заключённым в чехол из синтетической рогожи. Путём соответствующего раскроя чехла оконечности поплавков заострены. По верхней части чехла пришиты карманы для двух параллельных стрингеров. В качестве стрингеров используются лыжные палки. Концы их сводятся друг с другом за счёт упругого изгиба, чем достигается жёсткость конструкции. К лопастям вёсел стрингеры могут крепиться болтами, но более надёжным и удобным оказалось крепление вязальной проволокой (алюминиевая Æ3 мм). Ориентация поплавков по курсу и по дифференту фиксируется специальными снастями (ватерштагами): носовая и кормовая оконечности поплавков оттягиваются соответственно к носу и корме байдарки регулируемыми капроновыми (Æ 3-4 мм) или проволочными (Æ 1 – 1,5 мм) тяжами.
Переоборудованию подверглось также рулевое устройство. Штатное перо руля слишком мало по площади и неэффективно ориентировано. Оно было заменено на вертикальную дюралевую пластину, примерно равную площади пера байдарки Салют.Но и это перо, по-видимому, недостаточно. Дополнительно к штуртросам за румпель закреплена двухметровая составная дюралевая трубка (Æ20 мм), проходящая по левому борту до поплавковой балки. При движении под парусами удобнее управлять рукой, а не ногами, которые не чувствуют реакции руля на управляющее воздействие.
Штатный фартук Колибри закрывает кокпит внатяг, оставляя только круглые вырезы с брюканцами для двух членов экипажа. Это не позволяет размещать рангоут и такелаж. Поэтому от фартука мы отказались, а для защиты от заливания волнами был изготовлен надувной фальшборт. Он окружает кокпит почти по всему периметру (кроме кормового обреза) и состоит из четырёх детских брёвен для плавания, заключённых в чехлы из синтетической рогожи (аналогично поплавкам). Чехлы в свою очередь крепятся к штатным кнопкам фартука, для чего к чехлам подшита планка кнопочной застёжки от штатного фартука. Кроме защиты от заливания надувной фальшборт создаёт дополнительную аварийную плавучесть судна.
Ещё некоторая часть дополнительной плавучести создаётся подкильсонным баллоном: Два бревна для плавания вкладываются в чехол и слегка поддуваются подсунутыми под кильсон собранной байдарки. Это позволяет втугую обтянуть оболочку и облагородить обводы судна, что должно привести к уменьшению сопротивления корпуса и увеличению высоты борта.
Поскольку весло в качестве поплавковой балки обладает недостаточной прочностью, конструкция подкреплена вант-пирсами: укосинами, идущими от места крепления гика на мачте к лопастям балки. Таким образом балка с вант-пирсами, мачтой, штагом и передними ватерштагами составляет жёсткую пространственную ферму.
Судно представляет собой разборный тримаран, изготовленный на основе серийной байдарки "Салют М 5,2" /трёхместный Салют/. Конструкция двухбалочная, расстояние между поплавками 2,7 м. Объём каждого из поплавков 40 - 50 л. Высота мачты 5,15 м. Вооружение - бермудский шлюп с топовым стакселем. Площадь парусности 7 м2: грот - 3,8 кв. м, стаксель - 3,2 кв. м .
К особенностям судна следует отнести следующее.
I. Мачта расположена в миделе байдарки. Места матросов - перед мачтой. При этом положение штевней относительно рангоута можно варьировать. При экипаже в два человека целесообразно собирать байдарку узкой оконечностью /штатной кормой/вперёд. При трёх членах экипажа - в нормальном направлении штевней. Такая возможность обеспечивается тем, что на форштевне /штатном/ также предусмотрено устройство для навески руля.
2. Одна из поплавковых балок - передняя - не несёт силовой нагрузки, а служит только для придания поплавкам устойчивости по курсу и дифференту. Силовая балка проходит рядом с мачтой и скреплена с ней двумя укосинами, идущими от степса,так что эти укосины и ванты составляют замкнутый ромб, распёртый диагоналями/балкой и мачтой/. На этой же балке крепятся два крылообразных шверца, кипы стаксель-шкотов и доска для открениваяия. Поплавки крепятся к балке своей серединой и передают на неё весь откренивающий момент.
3. Рулевое управление - педальное,исполнено в виде коромысла, вращающегося вокруг мачты. К концам коромысла проведены штуртросы от штатного байдарочного руля. Достоинство такой конструкции - в удобстве управления при движении на вёслах. Недостаток в том,что рулевому нельзя существенно изменять положение при движении под парусами,например для откренивания или изменения дифферента.
4. Корпус байдарки подкреплён стяжками (две пары тросов Æ2,5мм),которые соединяют степс с верхними концами штевней внутри байдарки.
При подготовке к походу был перешит грот с небольшим увеличением площади. Комингсы кокпита укреплены накладными дюралевыми уголками 40 х 40 мм и длиной 1,5 м.
Общий вид судна показан на фото 2, 6, 15.
Судно представляет собой тримаран гоночного класса 4,5 кв.м, вооружённый кэчем. Штатное вооружение состоит из двух парусов - грот 2,5 м2и бизань 2 м2. Предусмотрена также постановка дополнительно стакселя площадью I кв.м. Общий вид на фото 3, 5, 7, 14.
Грот и бизань выполнены по схеме двухслойного стрижа с внутренним гиком. Грот имеет два гика, что позволяете на полных курсах разворачивать его бабочкой, увеличивая площадь вдвое /Этой возможностью мы ни разу не воспользовались/.
Конструкция корпуса - однобалочный тримаран на основе промышленной байдарки"Таймень-2". Балка взята от экспериментального парусного вооружения для байдарок Тюменского завода и составлена из центральной секции Æ50 х 2 мм длиной 1,5 м с удлинителями Æ45 х 2 мм длиной по 0,75м (при общей длине 2,6 м.Балка поставлена за спиной первого седока и несёт два поплавка и один шверт.Предусмотрена возможность регулировать положение балки по длине корпуса для центровки судна. Для установки балки на комингсы байдарки кладётся композитная уголковая конструкция, обжимающая балку и стягивающая комингсы щёчками. В щёчках сделано три сверления с резьбой под винт Æ4 мм, который, проходя в отверстие комингса, фиксирует конструкцию по длине корпуса в одном из трёх положений.Вертикальные усилия на балке воспринимаются двумя проволочными тягами, которые соединяют правую и левую ветви балки с кильсоном. Длина тяг регулируется винтовой натяжкой, которая обеспечивает предварительное натяжение конструкции.
Поплавки выполнены из надувных брёвен для плавания /2 руб./, которые заключены в чехлы из синтетической рогожи от мешков, в которых привозили из Польши импортную картошку. На чехлах пришиты карманы, в которые вставляются два стрингера (нержавеечные трубки Æ12 мм - от тюменского парусного комплекта). Горизонтальные усилия на поплавках и балке воспринимаются ватерштагами - оттяжками, соединяющими сомкнутые концы поплавковых стрингеров со штевнями /капроновый шнур Æ3 мм или стальная проволока Æ1,5 мм. Ватерштаги кроме того регулируют ориентацию поплавков по курсу и по дифференту. Поплавковые стрингера своей серединой проходят сквозь сверления в концах балки.
Грот-мачта установлена в переднем углу кокпита. Бизань-мачта - перед сидением рулевого. У обеих мачт шпор входит в гнездо /степс - точёный или литой фланец/,установленное на дощечке, лежащей на кильсоне, которая фиксируется на нём с использованием штатных элементов. На уровне палубы мачты прочно входят в пяртнерсы фанерных струбцин, обжимающих комингсы. Передняя струбцина закрывает весь угол кокпита, образуя "кичку". Под бизань-мачтой струбцина формирует штурманский столик, на котором укреплён компас. На струбцинах установлены закладные утки. Мачты жёстко удерживаются степсом и пяртнерсом и не нуждаются в стоячем такелаже, однако на случай экстремальных условий предусмотрено заводить флага-фалы в качестве бакштагов. Сами мачты собраны из дюралевых трубок Æ 40 - 25 мм. Высота грот-мачты 4 м,бизань-мачты - 3,5 м. Длина грота-гика - 1,8 м. Бизань-гик - 1,5 м. Грот сшит из матрасного материала, бизань - из полиэтиленовой плёнки /полиэтиленовая труба из хозяйственного магазина шириной 1,5 м и ценой 80 коп.за 1 м/.
Шверт на байдарке один, размером 1,2 х 0,25 м. Выструган из сосновой доски, имеет каплевидную форму в сечении, покрыт олифой. Толщина шверта - 25 мм. Для крепления к балке на верхней кромке шверта имеется манжета из дюралевой полоски и приклёпан костыль из двух половинок дюралевой кроватной спинки. Костыль при помощи второй манжеты на его конце обеспечивает ещё одну точку крепления к балке. Фиксировать шверт в погруженном или поднятом положении предполагалось путём затягивания манжет барашком, но это оказалось неэффективным; приходилось его стопорить подручными средствами или держать рукой /ногой/.
Штатное перо руля байдарки было заменено пером от "Салюта". Управлять рулём предусматривалось с помощью водила из дюралевых трубок Æ22 мм, но для страховки были проведены также штуртросы с ножными петлями.
Для улучшения обводов байдарки и повышения запаса плавучести под кильсон подложены слегка надуваемые брёвна для плавания, обёрнутые чехлами от байдарки.
Прохождение маршрута можно разбить на три этапа в зависимости от характера решаемых задач и навигационных условий: НАЧАЛО (Рыбачье – Чоктал, 5 ходовых дней, 54 км), СЕРЕДИНА (Чоктал– Ананьево, 5 дней, 86 км) и КОНЕЦ (Ананьево – Тюп, 2 дня, 50 км).График движения по дням показан на таблице 4.1.
Начальный этап маршрута пролегал по западному сужению озера при расстояниях до противоположного берега не превышающих 30 км. Поэтому здесь можно было надеяться на меньшую вероятность штормовых условий.
Задачей начального этапа было:
- приспособиться к условиям похода (акклиматизация),
- подогнать и отладить снаряжение,
- преодолеть господствовавшие встречные ветры,
- выйти на открытую часть маршрута,
- пройти малонаселённую часть побережья.
На решение этих задач мы потратили 40%походного времени и прошли за это время 30% пути при средней скорости 11км\день. Низкая скорость была обусловлена необходимостью идти преимущественно в лавировку, недостатками начальной настройки судов и штормовыми условиями, которые дважды заставляли прервать переход.
4.1.1. Участок Рыбачье – Сарыкамыш группа прошла в первый день пути.
В этот день мы проснулись довольно рано и начали погрузку в байдарки. Однако выйти на маршрут смогли только в 11-30.Впрочем, более ранний выход дал бы очень немного, так как только к этому времени установился ветер, а до того был почти полный штиль.
Установившийся ветер был точно встречным.Таймень, на котором паруса были подняты впервые, почти не шёл лавировочным бейдевиндом на левом галсе и сразу сильно отстал. Вперёд ушёл, как того и следовало ожидать, проверенный Салют с его 7 метрами парусов. Кроме того оказалось, что Таймень сильно перегружен, его задняя дека омывалась волной даже при двухбалльном ветре. Для ускорения движения Салют взял Тайменя на буксир. При этом работали паруса обеих байдарок, а на поворотах таймень помогал веслом. В результате скорости всех судов сравнялись.
Тем временем ветер медленно, но верно усиливался, с озера пришла невысокая, но крутая волна, появились барашки. Все байдарки стали временами принимать воду с носа. "Таймень" из-за этого ещё более отяжелел, и когда группа прошла последние городские строения Рыбачьего и обогнула выступающую далеко в озеро эстакаду причала птицефабрики, его стало заливать через задние углы кокпита. По этой причине, а также из-за того. что ветер на порывах достигал 5 баллов, пришлось срочно высадиться на первом же ненаселённом берегу не доходя с. Сарыкамыш. Фото 7.
Высадившись у Сарыкамыша в 15-30, мы остались на ночёвку, поскольку 5-балльный ветер стал стихать только на закате, но ещё в начале ночи дуло очень прилично.
Участок северного берега ИссыкКуля,занятый городом Рыбачьим, представляет собой отлогий, но каменистый берег,застроенный, главным образом, одноэтажными жилыми домами. Кроме них здесь стоит несколько промышленных зданий. В начале участка в глубине залива находится порт с развитой системой сооружений: причалы, доки,слипы, корпуса. В остальных местах застройка, как правило, не мешает высадке на берег. Для этого участка характерны также эстакады причалов, уходящие в озеро от промышленных предприятий метров на 200.
К югу от Рыбачьего, насколько хватает глаз, уходит травянистый заболоченный берег. Характер заболоченности здесь, как и по всему озеру, не исключает высадку на берег и организацию бивака практически в любом месте.
В районе села Сарыкамыш - низкий песчано-каменистый берег, поросший чахлой травкой. Примерно в 100 м от уреза воды начинаются заросли низкорослого кустарника. В 500 м - проходит шоссе Рыбачье - Тюп. Хотя мы высадились в непосредственной близости от территории Рыбачьинской птицефабрики, прямо у забора какого-то детского учреждения /ясли?/, берег оказался совершенно безлюдным и чистым. Пляжем детского учреждения никто не пользовался, только метрах в 300 от нас купались люди, приехавшие с шоссе на легковой м машине. Ещё дальше где-то в кустах стояла палатка туристов.
Место нашей стоянки оказалось удобным тем, что мы смогли набрать свежей пресной воды из водопровода в детском учреждении.
Длительная стоянка у Сарыкамыша была использована для настройки парусов"Тайменя". Пришлось слегка поднять обе мачты и ушить галсовый угол бизани. После этого паруса стали хорошо растягиваться на рангоуте и тянули значительно лучше, так что необходимость в буксировке больше не возникала.
4.2.2. Участок Сарыкамыш - Дюресу был пройден за два дня - 8 и 9 июля.
На этом участке не было штормовых условий, выявилась характерная для всего путешествия погода и установился соответствующий погоде режим плавания:
Ночью от заката до восхода дуют очень слабые бризы с гор. После восхода и побудки в лагере /около 7-00/ горный бриз становится неустойчивым по направлению, и к 10—11 часам устанавливается юго-восточный ветер силой 1-2 балла. В это время следует начинать движение по маршруту. В течение дня ветер усиливается обычно до 3-4 баллов /к 15—16 часам/. В это время облачность, образовавшаяся над горами, закрывает большую часть небосвода,появляются грозовые тучи, но ветер начинает стихать и становится неустойчивым.Если грозовые тучи обойдут вас стороной, то в конце дня ветер повернёт к северу и, стихая, перейдёт в ночной бриз.
Соответственно такой погоде 8 июля мы вышли с Сарыкамышского бивака в 10-00 при ветре силой 1 балл от направления 125° генеральным курсом 95°. Поскольку угол между курсом и ветром составлял 30°, байдаркам пришлось идти в лавировку с длинными правыми галсами вдоль берега и короткими контргалсами в море. В течение дня ветер усилился до 3 б., а грозовые тучи прошли стороной.Байдарки шли кучно. Во время перекуса /13 - 15 часов/ на "Салюте" поправляли крепление шверцев. Мимо нас морем прошли фордевинд два яла. От них отвалила к нам на стоянку моторка для знакомства. Ялы совершали переход от Пржевальска до Рыбачьего под флагом местного морского клуба ДОСААФ. Мы закончили плавание в этот день в 19-30, когда совсем заштилело. Встали на песчаных полянах где-то вблизи устья реки Торуайгыр, среди характерных куртин облепихи.
Здесь, судя по всему, - популярное место купаний, но народа около нас не было. Река, видимо, впадает в озеро под песком,и на нашей стоянке в нескольких местах вытекали ручьи с не очень холодной водой. Неприятной особенностью берега являются мысы с каменистым дном. По скользким и острым камням можно ходить только в обуви.
Аналогично прошёл и следующий день, 9 июля. Выход в 11-00, высадка на бивак - в 19-45. Среди дня два подхода к берегу по 40 минут. Весь день лавировка, кроме участка входа в залив. На перекусе к нам подошёл егерь заповедника /киргиз/, но претензий у него не было. Река Дюресу, около которой мы ночевали, также, видимо, не имеет открытого устья в озеро.
4.1.3. Участок Дюресу - Чоктал пройден за 10 и 11 июля.
Благоприятный ход погоды был нарушен 10 июля грозой, которая догнала группу в 18-30.
В этот день при позднем выходе /13-40/, обусловленном необходимостью подклеить"Салют", имевший течь, группа в 16-15 достигла мыса Кошкель и остановилась на перекус. Как обычно к этому времени с гор спустились грозовые облака, но они висели в стороне от нас. Так что ещё в 18-00, когда группа выходила с перекуса, непосредственной угрозы не было. "Салют",имевший преимущество в скорости, задержался с выходом, остальные байдарки,обогнув подводные камни мыса при встречном ветре силы 2 балла направились к с. Тамчи, надеясь там найти устье реки и организовать ночлег с пресной водой. В это время грозовая туча под ветром надвинулась и закрыла половину горизонта. Стало ясно, что нам не избежать непогоды."Салют" в это время был виден отошедшим от берега и находился в районе оконечности мыса. Дальнейшие события развивались по-разному для передовых лодок и для "Салюта".
При подходе тучи с запада восточный ветер крепчал и достиг силы 5 баллов на порывах. С озера пришла крупная волна, пошёл дождь. Передовые лодки уменьшили парусность и направились галфвиндом к берегу.("Колибри"взяла рифы на гроте и смайнала стаксель, "Таймень" вытянул паруса погикам втугую). Однако сильный ветер продолжался недолго. После незначительногодождя он начал крутить во все стороны, скис, и лодки подошли к берегу между сёлами Тамчи и Кошкель с затихающим фордевиндом в 19-45.
С "Салютом", который былвсего лишь в километре от основной группы, непогода обошлась суровее. Шквал ударил здесь раньше, как раз в момент отхода лодки от берега. Пришедшая волна образовала мощный прибой и буруны на подводных камнях. Дождь превратился в крупный град /10 мм/, который больно хлестал по открытым частям тела. В этих условиях лодка не смогла преодолеть буруны, её залило волной и выбросило на берег. После грозы экипаж "Салюта" решил не выходить вдогонку за основной группой на ночь глядя, а заночевать на месте. Таким образом, ночь с 10 на 11 июля суда провели на разных концах Кошкелъского залива.
На следующее утро судам необходимо было соединиться, и они пошли друг другу навстречу. При этом выяснилось, что вчерашние буруны не прошли для"Салюта" бесследно. На траверзе с. Кошкель он стал погружаться в воду и был вынужден подойти к пляжу для заклейки днища. Здесь в 11-00 вся группа соединилась, и были организованы ремонтные работы. Кроме "Салюта"решили также профилактически отремонтировать уже потёртое днище"Колибри". Ремонтные работы продолжались до 17-50, когда мы снова вышли на маршрут.
Ход ремонтных работ позволял закончить их и несколько раньше, но усиление бриза к полудню привело к установлению устойчивого 4-балльного ветра с моря с хорошей волной и сильным прибоем. Поэтому мы не спешили выходить, пока ветер не скис до 3 баллов. Однакои при этом волна заставила нас специально выводить байдарки за зону прибоя, чтобы можно было сесть в лодки.
За оставшееся время дня при ослабевающем ветре и затихающем волнении мы прошли в лавировку около 10 км и в 20-00 стали лагерем в районе села Чоктал.
С этого перехода начался участок побережья, интенсивно используемый для рекреационной деятельности. Первый современный пансионат на нашем пути был у с. Кошкель, где мы ремонтировали лодки. С места нашей ночёвки впереди был виден второй большой пансионат, оборудованный причалами и имеющий при себе яхтклуб. Непосредственно в районе лагеря берег был совершенно пустой, песчано-каменистый с развалинами отдельных строений. В 800 м от воды - шоссе. Дно пологое, песок с каменными плитами, встречаются подводные камни. Растительности не берегу почти нет.
Средний этап маршрута проходил вдоль центрального участка северного побережья озера, который является районом интенсивной рекреационной деятельности. Почти непрерывной цепочкой от села Кошкель до города Ананьево по берегу идут пансионаты, дома отдыха, санатории и пионерские лагеря, расположенные в многоэтажных современныхкорпусах и оборудованные пляжами, причалами и хозяйственными сооружениями. Несмотря на это, берег не производит впечатления перенаселённого. Даже на пляжах народу не очень много - вполне можно остановиться для перекуса. В промежутках незанятого берега совершенно безлюдно, изредка встречаются рыбаки и отдыхающие на собственных автомашинах. Везде по берегу достаточно чисто. Чистота воды в озере выше всяких восторгов.
На этом отрезке расстояние до противоположного берега увеличивается до 60 км, и условия плавания приближаютсяк требованиям путешествий III категории сложности.
В соответствии с общей схемой ветров на озере здесь мы чаще встречали галфвинды, что позволило исключить лавировку. Поэтому повысилась эффективность движения. За 5 ходовых дней (40% времени) мы прошли 86 км (45% пути) и имели среднюю скорость 17 км в день, или 2,4 км в час.
Задачей этапа было быстро и благополучнопройти основную часть маршрута вдоль окультуренного участка побережья.
4.2.1. Участок Чоктал – Корумды мы прошли за три дня – с 12 по 14 июля.
В течение всех трёх дней движение определялось описанным выше дневным ходом погоды. Грозовых шквалов мы здесь избежали.
Утренний выход совершали около 11-00, когда устанавливался ветер. Первые километры преодолевали в лавировку при слабом ветре. Затем ветер усиливался и отходил к югу, а мы делали бросок вперёд на галфвинде при силе ветра 2 – 3 балла. Около 15 … 16 часов пополудни устраивали часовой перекус, при котором пропускали грозоопасное время (в горах слышались грозовые раскаты и вершины закрывала туча). После перекуса при закисающем ветре проходили ещё 2 … 3 часа и становились на ночлег при полном штиле около 19-00, когда к берегу приходилось идти уже на вёслах.
Сравнительное однообразие погоды нарушилось грозой в Чолпонате, которая спустилась на город с гор около 20-00 и принесла с собой небольшой дождь и шквал до 5 баллов с западного направления. Но мы в это время были уже на берегу.
При пересечении заливов в районе Чолпонаты 13 и 14 июля удаление судов от берега достигало максимальных значений, допустимых для плаваний II категории сложности (2 – 3 км). При этом сохраняласьустойчивая погода с ветром 3 балла с моря при курсе байдарок в галфвинд или полный бейдевинд.
В этих местах берега наиболее удобны для стоянок. Заболоченные места отсутствуют, часты песчаные пляжи, за полосой пляжа – густые заросли облепихи или лиственные рощи.
Дно возле берега полого опускается на глубину; местами ещё в 500 м от берега нельзя стравить шверт, а при пересечении залива возле с. Чонсарыой мы видели каменные гряды на глубине менее 1 м при расстояниидо берега около 2 км.
4.2.2. Участок Корумды - Ананьево пройден за 15 и 16 июля.
В эти дни при сохранении в целом тех же погодных условий нам не удалось избежать послеобеденных шквалов.
15 июля начался как обычно - медленная лавировка против слабого ветра утром сменилась в полдень полным бейдевиндом при 3-балльном ветреот юго-юго-востока. В 16-00, когда мы, пройдя запретную зону берега возле порта Григорьевка, причалили для перекуса, ветер усилился даже до 4 баллов, но после этого резко прекратился вовсе.
В 18-00, когда поднялся слабый встречный ветерок, мы решили продолжить плавание. С течением времени северная сторона горизонта затянулась серой мглой, которая выползла из межгорных ущелий рек Чон Аксу и Кичи Аксу,впадающих здесь в озеро. В 19-30 от этой мглы стали отделяться рваные облака и лететь над головами к озеру. Ветер повернул к северу и резко усилился до 5 баллов. Легши на курс полный бейдевинд левого галса, мы имели прямо по носу удобный для стоянки мыс, куда и дошли к 20-00, несмотря на сверхнормативную силу ветра. Наше движение облегчалось отсутствием волнения, так как ветер дулот близкого берега. Но это же обстоятельство затруднило бы нам высадку на ближайшем берегу, так как пришлось бы лавировать, что сопряжено с повышенной опасностью и неэффективной тратой времени.
16 июля было почти повторением предыдущего дня. Разница состояла в двух моментах: I/ заштилело раньше - в13...14 часов, в это время мы остановились на перекус, и 2/ шквал пришёл не от тучи, а с моря - под тучу.
После того как группа в 14-00 вышла с перекуса при лёгком юго-восточном ветре курсом полный бейдевинд правого галса,ветер стал постепенно крепчать не меняя направления. По мере усиления ветра на судах уменьшили парусность, но когда раздуло до 5баллов, а с открытого озера пошли мощные валы, нам пришлось срочно выброситься на пляж в районе Ананьевской турбазы /в 16-00/. Характерной особенностью погоды была сильная дымка в восточной части горизонта.
К 18-00 ветер стих до 3 баллов, однако северная часть неба была закрыта угрожающей тучей, и мы сочли нецелесообразным выходить на маршрут, так как рисковали бы попасть под следующий шквал, а пройти за оставшееся светлое время могли только единицы километров.
Конец маршрута пролегал вдоль восточной части северного побережья и по Тюпскому заливу. В этих местах озеро сужается до30 км и менее, а преобладающие ветра становятся попутными. Поэтому условия плавания на этом этапе оказались наиболее благоприятными. В результате средняя часовая скорость возросла до 3,7 км/час, а на переходе Ананьево - Кутурга была зарегистрирована максимальная длина дневного перехода - 32 км.
Восточнее Ананьева берега озера почти не освоены организованной рекреационной деятельностью. Этому,видимо, мешает возрастающая к востоку заболоченность и глинистый характер берега. К тому же здесь начинается промышленная зона, основой которой является цементный завод в с. Кутурга. Дым этого завода виден за много километров и временами буквально заполняет Кутургинское ущелье /см. фото/.
В восточном конце Тюпского залива расположено село Тюп - один из крупнейших населённых пунктов на озере. Здесь же впадает река Тюп, также являющаяся одним из крупнейших притоков озера. Заболоченность берега, глинистость дна,многочисленность населения, впадение крупной реки, в сочетании с малыми глубинами залива - приводит к тому, что вода здесь теряет свойственную открытым частям Иссысккуля чистоту. Зато на прибрежных отмелях вода здесь нагревается к вечеру до температуры парного молока, и можно принимать тёплые ванны, когда уже ночная прохлада потянет из тёмных горных ущелий
Задачи прохождения этапа:
- завершить зачётную часть путешествия,
- выкроить время для пешей прогулки по окружающим озеро горам.
Согласно маршрутной книжке наше путешествие включало переход от Тюпа до Пржевальска.Однако мы решили маршрут завершить в Тюпе, так как пройденного пути уже достаточно для классификации маршрута как похода II категории сложности, а путь в Пржевальск затрудняется наличием там военно-морской базы, проход мимо которой местные жители не гарантировали. При таком сокращении маршрута мы получили возможность пройти полноценную горную часть путешествия и более всесторонне ознакомиться с районом похода.
Весь этап /50 км/ был пройден за два дня 17 и 18 июля. Чрезвычайных событий /штормов, аварий/ в эти дни не было. Погода сохраняла прежнюю цикличность.Утром северный бриз менял направление на восточный, затем - южный и после полудня дул юго-западный или западный ветер силой временами до 4 баллов. Выходя на маршрут в период смены ветра, мы должны были сначала идти бейдевинд или даже лавировать. Однако после полудня, получив свежий ветер в бакштаг или фордевинд,наши суда легко развивали скорость свыше 5 км/час. Группа в эти дни шла кучно /эффект фордевинда/, преимущество в скорости получала то одна, то другая байдарка совершенно по непонятным причинам.
Таким порядком 17 июля за 8 ходовых часов мы прошли 32 км и стали на ночлег не доходя устья р. Кутурги. При утреннем выходе в 10-30 мы имели остановку для перекуса с16-15 до 17-15 на мысе Ойтал и закончили дневной переход в 19-30 уже в начале Тюпского залива.
Берега здесь болотистые, но на самом урезе воды - песчаные пляжи, удобные для подходалодок и для купаний. Следует отметить, что на нашем маршруте глубина под килем ненамного превышала I м. На дне - глина с торчащими из неё скалами. Это может оказаться опасным при сильном ветре и исключает возможность лавировать вдоль берега, особенно на судах с длинными швертами. К нашей стоянке специально подошли рыбаки на моторке, удивившись, что какие-то яхты смогли пройти по мелям.
На следующий день при слабом ветре миновали Кутургу и получили свежий фордевинд, входя в залив Кутургинского порта. Залив отгораживается от озера травянистыми косами. Ориентиром может служить покорёженная металлоконструкция, точащая из воды возле одного из мысов.Начиная с этих мест берег сильно изрезан /видимо -продолжение горного рельефа/ и ориентировка затруднена. Вход на Тюпский плёс отмечает навигационный знак на высоком южном мысу /фото 19 /. Сам Тюпский порт характерен рядом белых ёмкостей для горючего, которые стоят вдоль устья реки.
Выйдя утром в 11-45 и остановившись для перекуса и ориентировки возле Кутургинского порта /с 15-30 до 16-45/, мы высадились в южном углу в конце Тюпского залива в 19-30, пройдя за день 18 км.
Место высадки представляет собой заливной луг устья р. Тюп, ограниченный с юга береговой террасой. Здесь есть родник, урез воды чистый, на лугу пастбище коров и лошадей .
Здесь мы кончили маршрут, но прожили ещё два дня, которые понадобились для упаковки лодок и организации выезда.
Последующим путешественникам следует рекомендовать другое место высадки для эвакуации. Нужно войти в устье р. Тюп и подняться по ней /течение это позволяет/ на полтора километра почти до моста, по которому проходит шоссе Тюп - Рыбачье. Здесь есть поляны для лагеря,достаточно малолюдно /село - на другой стороне реки/ и удобно ловить машины на шоссе возле поста ГАИ, с которым легко можно договориться при наличии официальных маршрутных документов.
Курс фордевинд, вид снаружи
Курс фордевинд, вид изнутри
День |
Дата, |
Участок | Путь, | Время, | Скорость | Курс | Ветер | Баллы | Волна, |
1 | 7 | Рыбачье - |
6 | 4 | 1,5 | ВСВ |
Лавир. | 1 - 5 | До 60 |
2 | 8 | -Торуайгыр | 12 | 8 | 1,5 | Вост | Бейд. | 1 - 3 | 20 |
3 | 9 | - Дюресу | 15 | 8 |
1,9 | Вост | Лавир. | 1 - 3 | 20 |
4 | 10 | - Кошкель | 9 | 4 |
2,2 | Вост | Лавир. | 2 - 4 |
50 |
5 |
11 | - Чоктал | 12 | 4 | 3 |
ЮВ | Форд. | 1 - 4 |
50 |
6 | 12 |
- Эрнёк | 12 | 6,3 | 1,9 |
ВЮВ | Лавир. | 1 - 2 | 10 |
7 | 13 | -ЧолпонАта | 18 |
9 | 2 | Вост | Лавир. |
1 - 3 | 30 |
8 | 14 |
- Корумду | 20 | 7,5 | 2,7 |
Вост | Лавир. | 1 - 3 |
30 |
9 | 15 | - КичиАксу |
20 | 7,1 | 3 | ЮВ | Лавир. | 1 - 5 | 30 |
10 | 16 |
- Ананьево | 16 | 6,5 | 2,5 | СВС |
Лавир. | 1 - 6 | До 60 |
11 | 17 | - Кутурга | 32 | 8 |
4 | ВЮВ | Лавир. | 1 - 4 |
До 50 |
12 | 18 | - Тюп |
18 | 5,5 | 3,3 | ЗЮЗ | Бакшт. | 1 - 4 | До 40 |
ИТОГО | 190 | 78 | 2,4 |
Суммарные характеристики ветра на протяжении путешествия показаны на таблице 4.4 и рисунках 1 и 2. Здесь указано число наблюдений характеристик ветра, отмеченных в судовом журнале. Эти наблюдения велись без строгой системы. Записи в журнале делались по мере возможности и необходимости отметить важные события маршрута. все данные относятся к периоду ходового времени суток – с 6 часов утра до 21 часа вечера.
Таблица 4.4.
Распределение ветра по силе
Сила ветра в баллах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число наблюдений | 11 | 43 | 40 | 28 | 9 | 9 | 1 |
Сила ветра, 0 - 6 баллов
Рис. 1. Гистограмма наблюдений силы ветра
Роза ветров,встреченных во время плавания, характеризуется крайней асимметричностью.Господствовали ветра юго-восточной четверти горизонта. Иногда с гор дул также северный ветер. Совсем не наблюдалось северо-западных ветров. См. диаграмму розы ветров на рис. 2.
В соответствии с нашим генеральным курсом на восток и розой ветров распределялась частота движения тем или иным курсом относительно ветра. которая показана на таблице 4.5 и рисунке 3, где указано число записей в судовом журнале о соответствующем курсе. При этом отметка о лавировке производилась тогда, когда судно не могло идти достаточно круто, чтобы выдерживать оптимальный курс. Если же на лавировочном бейдевинде судно лежало на необходимом курсе, делалась отметка «бейдевинд». Галфвинд отмечался тогда,когда заходы ветра и случайные изменения курса лежали в пределах от полного бейдевинда до острого бакштага. Фордевинд отмечался при изменениях ветра с одного до другого галса без необходимости перебрасывать паруса на новый галс.
Таблица 4.5.
Курс по ветру | Фордевинд | Бакштаг | Галфвинд | Бейдевинд | Лавировка |
Число наблюдений | 6 | 9 | 8 | 30 | 18 |
Распределение ветров и курсов отчасти может быть объяснено тем, что плавание проходило в условиях устойчивых бризов. На рис. 4 показана схема дневного бриза, во время действия которого происходило движение по генеральному курсу. На схеме видно, что северный вариант маршрута приводит к необходимости лавировать против встречного ветра,тогда как при южном варианте лавировка почти исключена.На таблице 4.6 указаны ориентировочные параметры обоих вариантов маршрута (северный – по кратчайшему пути; и южный – по периметру южного берега), рассчитанные на основании схемы бриза.
Таблица 4.6.
Сравнение северного и южного пути
Из этой схемы следует,что при большей длине южный вариант исключает необходимость лавировки и сокращает длину участков с острыми курсами. Поэтому он может быть пройден даже быстрее более короткого северного варианта.
День |
Дата |
События |
1 |
20 июля |
Около 17-00 погрузились в Тюпе на грузовик и выехали к Рыбачьему. К 21-00 прибыли на ж\д станцию. Заночевали в окрестностях. |
2 |
21 июля |
Утром сдали корабли в контейнерную перевозку (3-тонный контейнер). Около 14-00 выехали на рейсовом автобусе в с. Григорьевку. Прибыв туда в 16-00, два часа поднимаемся в сторону ущелья р. Чон Аксу и в 19-00 заночёвываем на берегу реки у входа в теснину. |
3 |
22 июля |
В 9-00 выходим вверх по автодороге,идущей по ущелью, и через 2 часа нас подбирает грузовик, который довёз доконца дороги в районе горных озёр. Отсюда по тропе мы прошли выше зоны леса изаночевали возле мостика через реку около кошей. На склоне дня пролилсяливень. |
4 |
23 июля |
Подъём и выход где-то в 9 – 10 ч. Неделая длительных привалов, в 17 или 18 ч. вышли на снежный гребень перевалаАксу, а к 19-00 спустились по ту сторону его на моренныйвал, окружённый снежными полями. Здесь и заночевали. Снизу сюда же поднялисьтрое офицеров-отставников, идущих перевалом в обратную сторону. |
5 |
24 июля |
Спуск по леднику. Переправа по камням через вытекающую из ледника речку. Выход к реке Чон Кемин. Подъём без рюкзаков к оз.Жасылкуль (Название означает «бирюзовое озеро», и оно действительно –бирюзовое блюдце в глубине чаши из каменьев). Спуск вдоль правого берега ЧонКемина. Переправа вброд через приток с верёвочной страховкой. Ночёвка на полпути до поворота к пер. Озёрному. |
6 |
25 июля |
Подъём по тропе к пер. Озёрному. Спуск по автодороге к Большому Алматинскому озеру. Переправа перед озером через реку с верёвочной страховкой (А местные старики и дети сидели на камушках и наблюдали этот спектакль). Ночёвка на Б. Алматинском озере. |
7 |
26 июля |
Выход в 11-00. Идём пешком вниз по автодороге. Через час нас подбирает грузовик энергетиков, который довозит до поворота на Алмаарасан (уже в районе яблоневых садов). Здесь пересаживаемся на рейсовый автобус (около 14-00). В 16-00 мы на Алматинском рынке. Жарко, под 40˚С. В 19-30 добрались до вокзала, где уже была объявлена посадка на московский поезд. В 20-00, неожиданно для себя купив билеты, на этом поезде выехали в Москву. |