ОТЧЕТ
о водном парусном походе 5-й категории сложности
по Белому морю
11 июля–9 августа 1992 г.

руководитель В.П.Закладной
маршрутная книжка 1/4–505
Москва, 1992 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Справочные данные о путешествии

2. Общая характеристика района путешествия

3. Цели и план похода

4. График движения

5. Техническое описание маршрута

6. Снаряжение и обеспечение похода

7. Выводы и рекомендации

Приложения

1. Выдержки из дневника

Слайды и схема маршрута

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ

Парусный поход 5-й к.с. проведен с 11.07 по 9.08 1990 г. на Белом море ( Бассейн, Кандалакшский и Онежский заливы).

На двух тримаранах типа "Янтарь" за 15 переходов пройдено по генеральному курсу 680 км по следующему маршруту:

Кандалакша–мыс Турий–о.Сидоров–Соловки–о.Бережной Сосновец–Лямца–Кондостров–о. Бережной Сосновец–о.Тумище–Беломорск. Маршрут проходит по территории Карелии, Мурманской и Архангельской областей.

Ходовое время 115 часов, средняя скорость 5,9 км/ч, средняя протяженность перехода 45,3 км.

Организация, проводившая путешествие – Куйбышевский РТК г.Москвы, выпускающая организация–МГЦТК.

Состав группы:

Закладной Виктор Павлович, тел. 306–0679
Шмерлинг Григорий Владимирович

Гераськин Алексей Алексеевич
Гераськина Ольга Владимировна

— руководитель, рулевой тримарана "МИРАЖ"
— сменный рулевой на "МИРАЖЕ"

— рулевой тримарана "ТРИПТИХ"
— сменный рулевой на "ТРИПТИХЕ"

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Маршрут похода проходил по Кандалакшскому заливу, Бассейну Белого моря вдоль Карельского берега и Онежскому заливу.

Берега Кандалакшского залива наиболее возвышенны на Белом море, высоты расположенных на берегах и вблизи залива гор достигают 600 м. Этот залив и самый глубоководный на море–здесь находится котловина с максимальной для Белого моря глубиной 343 метра. Берега изрезаны глубоко вдающимися губами (Колвица, Кереть, Чупа, Кузокоцкая, Порья и др.). В заливе есть множество островов, самый большой из них о.Великий.Почти все острова являются территорией Кандалакшского заповедника. Побережье и подножия гор большей частью покрыты лесом, берега каменистые.

Карельский берег Белого моря от Кеми до мыса Кирбей-Наволок (южная граница Кандалакшского залива) также каменистый, покрыт лесом и спускается к морю полого. Берег окаймлен отмелью с глубинами менее 10 м, на которой имеется много островков, луд и корг. Мелкие острова лишены растительности или покрыты мхами.

Онежский залив простирается от устья р.Онеги до Соловецких островов. На обширном пространстве вдоль его юго-западного Поморского берега лежит множество островов и островков, образующих широкую полосу шхер. Посередине входа в залив лежат Соловки; в его центральной части мористее шхер лежат острова Жужмуи и несколько мелких островков. Характер Поморского берега залива аналогичен Карельскому берегу, в районе Юково берег возвышен. Лямицкий берег песчано-глинистый, спускающийся к морю окаймленным пляжем обрывом.

На Белом море имеются приливы с периодом 12 ч. 25 мин., причем время падения уровня больше времени роста. Средняя величина прилива составляет в Кандалакше 1,9 м, губе Гридина 1,2 м, в Кеми 1,3 м, на Соловках 0,6 м и на о.Кий 2,4 м. Скорость приливно–отливных течений в проливах на входе в Онежский залив достигает 4–5 км/ч, а в отдельных местах в зависимости от очертаний берегов и рельефа дна может быть и выше. В узкостях между островами течение делится на струи различного направления и скорости, образуя толчею волн и водовороты (сулой).

Наряду с приливно–отливными, в Онежском и Кандалакшском заливах имеется также направленное против часовой стрелки постоянное круговое течение со скоростью до 1 км/ч.

Ветровой режим на Белом море носит муссонный характер. С мая по август господствуют ветра от С, СВ и В с общей повторяемостью 40–70%. Средняя скорость ветра в эти месяцы 5–7 м/с в море и 3–5 м/с в заливах. Повторяемость штилей в заливах 8–12%, число дней со штормами 1–3 в месяц. Шторма наблюдаются преимущественно при ЮЗ и СЗ ветрах и длятся обычно не более 6 часов.

Число пасмурных дней летом 10–17 за месяц, ясных до 5. Для Онежского залива характерна более сухая и теплая погода по сравнению с остальными частями моря. Среднемесячная температура в июле-августе составляет 14–16 С, воды на поверхности 10–16 С.

Максимальная температура летом достигает 30 С, минимальная – минус 5 С.

В море часто наблюдается сильная рефракция. Объекты (берег, острова, суда) при этом могут быть видны на больших расстояниях, часто искаженными или перевернутыми.

Магнитное склонение на Белом море восточное от 10 до 12 град.

Поморский и Карельский берег до Пояконды входит в Карелию, севернее – в Мурманскую обл., Соловки – район Архангельской обл.

Вдоль Карельского и Поморского берегов проходит железная дорога. На море и железной дороге расположены города Онега, Беломорск, Кемь, Кандалакша. Выход к морю по губам и рекам возможен от многих станций. На Карельском и Поморском берегах имеется ряд сел и поселков, на Соловках–поселок у монастыря. Соловки связаны с Архангельском и Кемью самолетом и заходами рейсовых и туристских судов.

3. ЦЕЛИ И ПЛАН ПОХОДА

Целью похода являлось расширение географии парусных походов на Белом море. Первоначально основной вариант похода предусматривал движение вдоль Кольского берега, пересечение Горла моря и выход к Архангельску. Однако в связи с отсутствием достоверной информации о закрытых районах по маршруту поход был проведен по запасному варианту–с переходом с Кольского берега на Карельский и затем с Поморского на Лямицкий и обратно в Онежском заливе.

Выбор маршрута был продиктован следующими соображениями:

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

День

Дата

 Участок маршрута.

 км

Ход. время
ч.мин

Сред. скор.
км/ч

Погода

Ветер:

Волны
макс.,
м

баллы

курс

1- 2

 11-12.07

Москва–Кандалакша (жел.дор.).

3- 5

 13-15.07

Дневки (сборка судов)

6

16

Кандалакша-м.Каменистый

22

4.45

4,6

пр

ЮВ 3–4

Л

0,5

7

17

м.Каменистый-м.Кочинный

51

12.15

4,2

кд

ЮЮВ 0–3

ЛБ

8

18

м.Кочинный-Вольостров

49

7.30

6,5

пс

ССВ 2–3

БП

9

19

Вольостров-о.Сидоров

50

8

6,3

пс

ЮВ 3–4

ЛБ

0.8

10

20

Дневка

11

21

Сидоров–Соностров

30

7.30

4,0

пс

ЮВ 1–2

Л

12

22

Дневка

13

23

Соностров-о.Супротивные

75

7.15

10,4

яс

ЗЮЗ 4–7

БП

1

14

24

Супротивные–Соловки

72

9.45

пр

пер 1–6

БП

1,2

15

25

Дневка

16–17

26-27

гб.Сосновая-база ПИНРО

38

8.30

4,5

пс

ЮВ 1–2

Л

17–18

27-28

Соловки-Бер.Сосновец

76

14.15

5,3

яс

ЮВ 2–5

ЛБ

1

19-20

29-30

Дневка

21

31.07

Бер.Сосновец–Лямца

62

8.30

7,3

пр

ЮЮВ 2–3

Б

22

1.08

Лямца–м. Глубокий

18

3.40

4,9

пр

пер 2–7

БП

1

23

2

м.Глубокий — Кондостров

37

8.10

4,5

яс

СЗ 0–4

БП

0,7

24

3

Дневка

25

4

Кондостров — Бер.Сосновец

52

7.05

7,3

пр

ЗЮЗ 1-3

ЛБ

26

5

Б.Сосновец – о.Тумище

37

6.05

6,1

кд

З 4-8

ЛБ

0,7

27

6

о.Тумище — Беломорск

11

2

5,5

пр

З 4

ЛБ

28

7

Дневка

29-30

8-9

Беломорск-Москва (ж.д.)

Всего пройдено – 680 км.

яс – ясно
дж – дождь
кд – кратковременный дождь
пс – пасмурно
пр – переменная облачность
Л — лавировка
Б — бейдевинд
П — полные курсы
пер–переменные

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

В Кандалакшу приехали поездом Москва-Никель утром в понедельник (в рабочий день существенно проще найти грузовик для перевозки лодок к воде). Лодки отправили багажем заранее (багажный вагон ходит через день). Лодки прибыли без катастрофических повреждений. Недалеко от вокзала находится трансагентство, где можно запросто заказать грузовик. Сложнее, но дешевле поймать попутную машину. Не испугавшись сложностей, мы, вместе с группой туристов-парусников из Клина, загрузили подвернувшийся бортовой ЗИЛ судами, рюкзаками и двумя крупными представителями обеих групп. Остальные отправились к известному нам месту на берегу пешим порядком. Рекомендуем место стоянки и сборки лодок– "за речкой,за деревней". Это берег моря у подножия горы Крестовой, между старым кладбищем на мысу у устья Нивки и строящимся (точнее, разрушающимся) на склоне деревянным скелетом лыжного трамплина. Вода– родник в деревне неподалеку, магазины и почта–в городе (около часа ходу от места сборки).

Объединенный лагерь (с клинчанами) просуществовал на месте сборки судов несколько дольше, чем предполагалось, в основном из-за непредвиденной проблемы, возникшей у наших друзей, и предложения клинчан пройти один-два перехода совместно (они впервые на Белом море). Задержку использовали для прогулок по окрестностям, дополнительной подгонки снаряжения и неудачной рыбной ловли.

Кандалакша–мыс Каменистый

Переход 1

16 июля, день 6-й
Лавировка, 3–4 балла
Протяженность 22 км
Ходовое время 4.45
Ср.скорость 4,6 км/ч
Подход 16.45

Отошли при малой воде, чтобы подходить к берегу в районе Колвицы по полной воде. Расчет оправдался: пусть идти пришлось против течения (и против ветра), зато встать на северной стороне мыса Каменистый (южнее губы Колвица) удалось на более или менее благообразном песчаном пляже. Подойди мы сюда в отлив–перед ним лежала бы полоса валунов в добрую сотню метров...

Заходить в губу Колвица не стали из-за нежелания терять время и не слишком приветливых ее берегов. Вскоре подошла следовавшая за нами клинская группа. Тянущиеся по заливу острова–территория заповедника; на о.Анисимове об этом извещает сбитая из досок надпись.

Весь переход пройден в лавировку при благоприятных в остальном погодных условиях: переменная облачность без дождя, умеренные ветер и волна, температура воздуха 14 градусов (в море).

Впервые воспользовались рациями в морских условиях. Поддерживали уверенную радиосвязь между собой и с клинчанами. В дальнейшем рации "Электроника" с лихвой оправдали возлагавшиеся на них надежды. Они заметно повлияли на тактику группы, сделав ее существенно более гибкой за счет оперативного обмена информацией и возможности четко согласовать действия экипажей при изменении обстановки. (Без радиосвязи переговоры между экипажами в море часто весьма проблематичны, а иногда просто невозможны).

мыс Каменистый–мыс Кочинный

Переход 2

17 июля, день 7
Крутой бейдевинд с контргалсами, 0–3 б.
Ходовое время 12.15
Протяженность 51 км
Ср.скорость 4,2 км/ч
Подход 19.00

Чтобы выйти с полной водой (а другого выхода, простите за каламбур, не было) подъем был объявлен раньше 5 часов. Обе группы вышли вместе. Переход проходил при слабых ветрах, временами при штиле, переменной облачности и кратковременных дождях зарядового характера. Вместе с дождем приходил ветер, вместе с ним он и уходил. Температура воздуха 12 градусов.

Берег покрыт лесом, в основном каменистый. У горы Тесовисны и дальше за ней у мыса Максимов встречались хорошие песчаные пляжи, но увы–окаймленные осушкой с валунами. За Резановыми лудами по берегу в основном скалы, кое-где среди них попадаются понижения, но пляжей нет. Есть два приемлемых на глаз места у м.Пентельский (чуть западнее его).

Остановиться ввиду наступления полной воды и полного штиля пришлось как раз в таком месте, не дойдя километра 4 до до запланированного места стоянки на небольшом островке, расположенном на осушке северо-западнее мыса Кочинный. Берег оказался довольно приглуб и сложен крупной галькой. Чтобы корпуса не помялись при осыхании, подвели под них доски, благо плавник на берегу в изобилии. К счастью, погода ночью была тихой – ветер с моря поставил бы нас в сложное положение.

Место пригодно для "вынужденной посадки" при отсутствии значительного волнения, но не является надежной стоянкой.

Вышедшие вместе с нами клинчане несколько отстали и высадились существенно западнее. Этим переходом закончилось наше совместное плавание, хотя потом мы дважды встречались на маршруте (предварительно находя друг друга в эфире) и еще дважды имели сеансы радиосвязи, а пока их дальнейший путь лежал на юг, а наш–на восток.

мыс Кочинный–губа Островская–Вольостров

Переход 3

18 июля, день 8
Галф–кр.бейдевинд, 2–3б.,без волны
Ходовое время 7.30
Протяженность 49 км
Ср.скорость 6,5 км/ч
Подход 17.00

Вышли с началом отлива, используя попутное течение. Переход был несложным, лишь несколько добавилось штурманской работы. Немного потеплело: 14 градусов, вода 10, но пасмурно.

Берега как материка, так и островов на этом участке в основном скалистые. На подходе к м.Кочинный с запада есть понижение с пологим берегом. За мысом начинается Порья губа, полностью принадлежащая заповеднику, поэтому мы прошли ее по внешнему краю, без захода. За крутым скальным мысом Шомбач в углублениях берега видели 2 песчаных пляжа, большой хороший пляж почти без камней есть на материковом берегу за Пильскими лудами. Ориентир–жилой дом, возможно это кордон. Маленькие бухточки с пляжами, пригодные для высадки и стоянки при южных ветрах есть с северной стороны небольших островов Крестовых.

Заходили в губу Островскую, но из за штиля в глубину губы не пошли – остановились на привал вблизи входа. Берег валунный, при ветре подход был бы невозможен. Зато стоянка на Вольострове оказалась превосходна. С северной стороны надо зайти в пролив между Вольостровом и полуостровом Турий (судоходен для малых судов). Издалека вход в пролив не приметен, мы выходили (и вышли) на него расчетным курсом. Ориентиром могут служить якорные бочки рейда, находящегося между Вольостровом (к северо-западу от него) и материком. Берег Вольострова в начале пролива – песчаный обрыв, от него пролив частично перегораживает коса. Берег пролива за косой – пляж, широкая ровная поляна и лес за ней. Место, правда, не пустынное – используется для выездов жителями находящегося на материке крупного поселка Лесной (портопункт Умба), в основном, по выходным дням.

Вольостров–мыс Турий–о.Сидоров

Переход 4

19 июля, день 9
Лавировка, бейдевинд 3–4б., волна 0,8м
Ходовое время 8.00
Протяженность 50км
Ср.скорость 6,3км/ч
Подход 19.00

Выход с Вольострова совпал с неожиданным и неблагоприятным изменением направления ветра. Для набора высоты и принятия окончательного решения о выходе на пересечение лавируем из пролива между Вольостровом и п-овом Турий к м.Турий. На западном берегу п-ова Турий возможен подход к кордону Хямручей, на оконечности мыса (берег–крутой галечный пляж) также есть жилые строения и стоит ветродвигатель.

После выхода из-под прикрытия мыса и совещания капитанов по радио условия были признаны удовлетворительными (ветер 4 балла, волна до 1м) и принято решение о выходе на пересечение. Пересечение проходило вне видимости берегов.Курс был проложен на разбитое судно, сидящее на мели мористее о.Кемлудский. Вышли точно к нему и затем повернули на о. Сидоров.

Остров Сидоров может быть удобным местом стоянки при любом направлении ветра. СЗ оконечность о.Сидорова–скальные лбы, с севера остров имеет обширную (но открытую) бухту, делящуюся на западную и восточную части с песчаными пляжами и избушками. Пляж западной части густо усыпан валунами, зато на берегу есть ручеек. Восточный пляж чище от камней. С восточной стороны острова также есть несколько бухт с песчаным берегом. Доступный при большой воде пролив между восточным берегом Сидорова и лежащими рядом островками – полностью защищенное место, но осыхающее.

Мы высадились и остановились на дневку в самой северной бухте западного берега о.Сидоров. Бухта мелководная осыхающая, южная ее часть с песчаным дном и пляжем. На невысоком песчаном обрыве прекрасная стоянка.

о.Сидоров–Соностров

Переход 5

21 июля, день 11
Отход 10.00
Подход 17.30
Лавировка. Фордевинд, 1–2б, зыбь 0,5м
Ходовое время 7.30
Протяженность 30 км
Ср.скорость 4,0 км/ч

Выйдя с о.Сидоров, огибаем его с запада, лавируя проливами между ним и соседними островами. Ветер Ю-В, курс Ю-В, холодно, 11 градусов.

Три четверти пути до Сонострова–выматывающая лавировка при слабом ветре и зыби, и только на подходе вдруг чуть подуло с севера.

На высоком скалистом мысе Шарапов установлен изотопный маяк, о чем извещает соответствующий знак. Внизу, на ровном участке с северной стороны, стоит изба; возможное укрытие – прикрытая островом лесистая бухта с ровным берегом западнее мыса. Ровный берег – песчаный или галечный пляж – есть и сразу же за Шараповым, далее на юг берега скалистые.

Возможное место стоянки на Сонострове – бухта с пляжем на его северном берегу, перед проливом. Пролив между материком и Соностровом судоходен, но в южной его части установлены садки рыбоводного хозяйства.

Полностью защищенная стоянка находится на западном берегу Сонострова в широкой северной части пролива. Берег в этой части галечный, осушка незначительна. Следует только учесть, что грунт – камень, водоросли, легкие якоря могут ползти.

Соностров–о-ва Супротивные

Переход 6

23 июля, день 13
Галф,бейдевинд,

4–7б.,волна 1м

Ходовое время 7.15
Протяженность 75 км
Ср.скорость 10,4км/ч
Подход 17.30

На переход вышли под рифами при 5–балльном ЮЗ ветре. Соностров огибали морем (из-за садков в проливе).

Берег здесь лишен приметных ориентиров. Приметна вдающаяся в сушу губа Сухая, далее постройки и антенное хозяйство на мысе Пурнаволок. За мысами Шоломбродским и Кирбей-Наволок простирается губа Гридина с сильно изрезанными берегами, многочисленными островками и лудами. На этот раз намерения заходить в губу не было, прошли мимо при засвежевшем до 6–7 баллов ветре, который затем то ослабевал до 4–5 б., то вновь усиливался.

В районе о-вов Могильных, увидев сильный дым, подошли к берегу, но высаживаться не понадобилось – тлел плавник на отдельной каменистой луде. Затем пришлось выбираться из мешанины луд, камней и мелей к маяку на луде Нахконица и обойти мористее остальные прилегающие к северо-восточному берегу Оленьего частично осыхающие шхеры и рифы. Мелководье с навигационными опасностями простирается почти на 10 км к востоку от о.Олений.

От Нахконицы, идя максимально круто против 6–7–балльного ветра, вышли к Супротивным островам. Остановились на северном из островов в прикрытом месте, войдя в пролив между северным и южным островами незадолго до полной воды. Осыхающая минибухта с илисто-песчаным грунтом и редкими камнями неплохо укрыта от волны различного направления. В проливе довольно сильное приливно-отливное течение. Западный выход из пролива насыщен камнями и проходим, наверное, только в полную воду. На юго-западной оконечности северного острова есть изба сборщиков водорослей.

о-ва Супротивные–Соловки (губа Сосновая)

Переход 7

24 июля, день 14

Фордевинд 1–6б., волна 1,2м

Ходовое время 9.45
Протяженность 72 км
Ср.скорость 7,4 км/ч
Подход 21.00

Часов в 9 утра к нам подошли "Янтари" клинчан. Оказывается, вчерашний день они отстаивались на одном из островков севернее Супротивных, занимались рыбалкой (удачно) и вечером наблюдали наш крутой подход.

Переход начался при ясной погоде и слабом ветре, что и позволило через 2 часа после выхода взять курс прямо на Соловки, отказавшись от запасного варианта – захода в район губы Поньгома. Клинская группа взяла курс на Поньгому. Все время велось счисление пути, так как, кроме о.Хенекоргский стамик, ориентиров для визуального определения на переходе нет. Переход по большей части проходил вне видимости берегов при слабом ветре попутных направлений, но с 18.30 ветер начал усиливаться, и к Соловкам подходили при уже 5–6 балльном попутном ветре.

Вход в губу Сосновую приметен плохо и закрыт островками и мелями; пробравшись через них, мы ушли в самую глубину губы, остановившись на восточном берегу последнего плеса. Берега губы каменисты, дно у берегов илисто-песчаное с валунами. От самой оконечности губы в лес уходит тропа, точнее–заросшая дорога, приводящая на дорогу от Секирной горы к Савватиеву.

губа Сосновая–база ПИНРО

Переход 8

26–27 июля, дни 16–17
Отход 5.30
Подход 13.30
Переменные курсы, 1–2б.
Ходовое время 8.30
Протяженность 38 км
Ср.скорость 4,5 км/ч

Первоначальный план перехода предусматривал при благоприятных условиях после захода в порт у Кремля за водой обогнуть Соловки и сразу же идти на Онежский полуостров. Однако скисший ветер и отлив буквально остановили суда еще у мыса Белужий (вполне оправдывающего свое название), и мы вынуждены были ждать смены течения, высадившись на поросший лишь травой мысок.

В порт входили ночью, ориентируясь по створным огням; уже рано утром остановились для отдыха на западном берегу Большого Соловецкого о-ва рядом с базой ПИНРО (напротив Заяцких островов) т.к. уже начался отлив–вскоре течение должно было повернуть на север и не позволило бы нам существенно продвинуться по курсу при слабом неблагоприятном ветре. К тому же, почти сутки экипажи не имели полноценного отдыха, а впереди сложный переход открытым морем. Устроили короткую ночевку, чтобы выйти по средней прибылой воде и максимально использовать попутное течение в Западной Соловецкой салме. С этой же целью лодки оставили на якорях в том месте, куда вода должна была подойти около полудня.

Соловки–Седостров–Бережной Сосновец

Переход 9

27–28 июля, дни 17–18
Подход 6.15
Кр.бейдевинд, лавировка, 2–5б., волна 1м
Ходовое время 14.15
Протяженность 76км
Ср.скорость 5,3км/ч

Отошли–как планировали. Но ветер сохранил прежнее направление (ЮВ) и, хотя мы достаточно быстро продвигались на юг с попутным течением в крутой бейдевинд, расчет перехода показал, что ситуация неблагоприятна для пересечения Восточной Соловецкой салмы: менять галс нам придется с началом отлива и мы получим в наветренный борт одно из самых сильных на Белом море отливных течений, которое может нас вынести если не в Бассейн то к северным берегам Онежского полуострова. Обсудив в эфире сложившуюся ситуацию, решили идти пока на юг в направлении о-вов Жужмуи и Бережной Сосновец и, если ветер не отойдет в ближайшее время к югу, отказаться от выхода на Лямицкий берег этим переходом. Ветер так и не изменил своего направления до утра следующего дня, когда мы и высадились на Бережной Сосновец.

Отметим, что от Малого Жужмуя в ясную погоду хорошо виден Бережной Сосновец и возвышенности материкового берега в районе Юково (Медвежьи головы рис.1). Низкий южный мыс Малого Жужмуя с маяком лучше обойти подальше, так как от него далеко тянется каменистая гряда.

Основная часть перехода прошла при 3-балльном ветре, однако за Жужмуями тот же ЮВ ветер засвежел до 4–5 баллов и продолжал усиливаться, причем выдержать курс на Бережной Сосновец не удалось из-за чрезмерной крутизны. Выйдя уже ночью к о.Тиунец, из опасения дальнейшего усиления ветра решили не лавировать к Сосновцу, а укрыться на Седострове. Берега его каменисты и сильно изрезаны; мы вошли в почти совсем обсохшую бухту на западной стороне острова с ровным песчаным дном и отдохнули на берегу, подождав начало прилива. С рассветом и прибылой водой отлавировали против ограничившегося таки 5-ю баллами ветра в северную бухту Бережного Сосновца.

Ночной заход на Седостров при малой воде и свежем ветре осложнялся плохой видимостью в северном направлении (в южном же была обычная ночная видимость).

Бережной Сосновец–Лямца

Переход 10

31 июля, день 21
Подход 20.00
Бейдевинд 2–3б.
Ходовое время 8.30
Протяженность 62 км
Ср.скорость 7,3 км/ч

Долгий переход на Лямицкий берег проходил при хорошей погоде и не был отмечен особыми приключениями. По расчету подойти к Лямце предполагалось при полной воде, но фактически пришли еще во время прилива, что затруднило вход в реку. Правда, под конец перехода небо сзади закрыла надвигающаяся с моря весьма внушительная черная туча, так что опережение графика имело и свои плюсы.

В районе с. Лямца высокий и крутой песчаный берег с приметными издалека обрывами, однако сам вход в устье Лямцы с моря совершенно не виден (см. рис.2). Перед устьем простирается обширная песчаная отмель; ширина устья в отлив около 5 метров минус два валуна в метре от левого берега, при полной воде метров 10. Вход в устье с юга под острым углом к берегу. Нам пришлось проводить суда в Лямцу. Лагерь разбили на островке у хозяйственных построек на левом берегу, который во время полной воды едва не скрылся под водой.

Внимание! В селе реку пересекает ЛЭП на высоте порядка 6–7м.

Село Лямца – крупнейшее на этом берегу, недаром весь берег зовется Лямицким. Есть почта, телефон, магазин. Есть теплоходное сообщение с г.Онега, правда не очень регулярное–примерно раз в неделю (теплоход останавливается на рейде). Есть и автодорога до Онеги, но о ее состоянии и движении по ней нам ничего не известно.

Знаменита Лямца историческим сражением местных жителей с английской эскадрой, о чем напоминает чугунный крест в центре села на постаменте из английских ядер, которыми эскадра бомбардировала село.

Лямца–мыс Глубокий

Переход 11

1 августа, день 22

Подход 16.30

Курс переменный, 2–7б., волна 1 м

Ходовое время 3.40
Протяженность 18 км
Ср.скорость 5,0 км/ч

Лямицкий берег на всем протяжении – песчаный пляж, используемый местными жителями в качестве дороги. Довольно долго параллельно с нами по берегу тянулась подвода – ее "рулевой" как бы устроил с нами регату. Но вот весьма кислый встречный ветерок сменился 7–балльным попутным шквалом из-под подошедшей тучи, и бедная лошадка куда-то сразу исчезла; впрочем, тут уже и нам было не до нее. От мыса Глубокий, перед пляжем начинаются гряды камней. Оказавшись здесь перед лицом быстро надвигающейся новой тучи, почли за благо не идти дальше к Пурнеме, а остановиться перед началом камней. Сильный ветер дул всю ночь, и хотя волна гасилась мелководьем, во время прилива лодки трепало, якоря ползли и утром оставленные на мелководье зачаленные суда оказались отброшены к границе полной воды.

мыс Глубокий–Кондостров

Переход 12

2 августа, день 23
Подход 20.00
Курс переменный, 0–4б., волна 0,7м
Ходовое время 8.10
Протяженность 37 км
Ср.скорость 4,5 км/ч.

Наиболее сложным моментом перехода был отход при навальном ветре. Суда были подтащены ближе к воде и, насколько возможно, загружены заранее в ожидании прилива. Удерживать перед стартом носом против прибойной волны стоящую кормой на песке лодку с поднятым парусом (зарифленным, так как дуло около 5 баллов) было очень тяжело. Вскоре после старта ветер стал стихать, и к концу перехода мы некоторое время опасались из-за штиля быть отнесенными отливом севернее Кондострова. Остановились на Кондострове с южной стороны, в бухточке к западу от о. Пневатый. На самом Пневатом напротив нас тоже видна бухточка с пляжем, где можно остановиться при южных ветрах.

Южный берег Кондострова удивляет среднерусской растительностью, но несколько сотен метров к северу–и все встает на свои места, вы опять на Белом море. Когда-то здесь был старообрядческий скит с наиболее суровым уставом. Поговаривают, что само слово "кондовый" походит от названия острова–уж больно кондовые здесь были порядки. Кое-что из построек сохранилось до сих пор, например, остатки дороги, причала.

Кондостров–Бережной Сосновец

Переход 13

4 августа, день 25

Подход 19.20

Бейдевинд с контргалсами, 1–3б.

Ходовое время 7.05
Протяженность 52 км
Ср.скорость 7,3 км/ч.

Переход проходил при слабых ветрах юго-западной четверти мимо островов Вороньи, Кивреи, Боршовцы. Удобных для высадки и стоянки мест на этих островах мы не видели (впрочем, специально не искали). Только на Мягострове мы видели берега, пригодные для высадки (в полную воду). Лавировка с преимуществом левого галса осложнялась течением в наветренный борт, которым нас пару раз "забрасывало" за острова, выбираться откуда приходилось трудно и долго.

Собрались уж было отдохнуть с комфортом после нудной лавировки в известной нам бухте, а она занята. Тут и выяснилось, что места на большом острове мало, и пришедший вторым не располагается, а ютится. Соседями нашими оказались байдарочники, которые с риском для жизни делали заготовки на зиму.

Бережной Сосновец–остров Тумище

Переход 14

5 августа, день 26
Подход 17.35
Бейдевинд с контргалсами, 4–8б.,волна 0,7м
Ходовое время 6.05
Протяженность 37км
Ср.скорость 6,1км/ч

Переход проходил при свежем ЮЗ-3 ветре в крутой бейдевинд, мимо островов Седостров, Разостров, Сумостров, Парусницы. Район архипелага Парусницы лучше обойти стороной, особенно в малую воду, т.к. он мелководен и изобилует навигационными опасностями. Мы прошли "сквозь строй" не желая терять высоту. Точно прицелившись и учтя опыт наших предыдущих плаваний в этом районе прошли чисто, без касаний.

Из-за близости материкового берега и шхер разгон волны был невелик. На подходе к Тумищу были накрыты грозовой тучей со шквалом и ливнем, продолжавшимся около получаса. Шквал пережидали на бейдевинде с тремя рифами и слегка потравленной парусиной, понемногу выбираясь, все же, на ветер. Встали на северо-восточном конце Тумища, за островками. Характер берега – пологие каменные плиты, в их разрыве илистая осушка.

Тумище–Беломорск

Переход 15

6 августа, день 27
Подход 12.00
Лавировка, 4б.
Ходовое время 2.00
Протяженность 11км
Ср.скорость 5,5 км/ч

На этот раз вход в порт был приурочен к приливу и поэтому не представил особых трудностей, хотя идти пришлось в лавировку точно против 4-балльного западного ветра.

В порт входили через разрыв южного волнолома. Северный волнолом, связанные с ним причалы и портовые сооружения следует оставить справа; вход в канал и склады леса–слева. Идти к городу по отмеченному обстановкой фарватеру (в общем направлении на запад). Удобное место для разборки судов–за причалами судоремонтного завода, на берегу между двумя сливающимися здесь порожистыми рукавами Выга. Непосредственно к берегу подходит дорога, рядом магазины, столовая, почта. До вокзала около 2 км, ходит автобус.

В заключение описания приводим таблицу примерного распределения протяженности участков маршрута, пройденных при различной силе ветра.

Дата

Участок маршрута

км

Лавир.

Бейд.

Полн.

 

1-3 б.

4 б.

5 б.

6 и >6 б.

17

Кандалакша - м.Каменистый

22

22

 

 

12

10 

 

 

17

м.Каменистый-м.Кочинный

51

15

36

 

 

51

 

 

 

18

м.Кочинный-Вольостров

49

 

44

5

 

49

 

 

 

19

Вольостров-о.Сидоров

50

11

39

 

 

25

25

 

 

21

Сидоров–Соностров

30

21

 

9

 

30

 

 

 

23

Соностров-о.Супротивные

75

 

35

40

 

 

20

25

30

24

Супротивные–Соловки

72

 

7

65

 

50

5

5

12

26

гб.Сосновая-база ПИНРО

38

5

11

22

 

38

 

 

 

27

Соловки-Бер.Сосновец

76

6

70

 

 

30

20

26

 

31

Бер.Сосновец–Лямца

62

 

62

 

 

62

 

 

 

1.08

Лямца–м. Глубокий

18

8

10

 

8

 

 

10

2

м.Глубокий-Кондостров

37

 

5

22

 

27

10

 

 

4

Кондостров-Бер.Сосновец

52

12

40

 

 

52

 

 

 

5

Б.Сосновец–о.Тумище.

37

5

32

 

 

 

10

17

10

6

о.Тумище–Беломорск.

11

4

7

 

 

 

11

 

 

всего: км
%

680

101
15%

406
60%

173
25%

 

434
64%

111
16%

73
11%

62
9%

6. СНАРЯЖЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

Группа шла на двух разборных дюралевых тримаранах типа "Янтарь"– "МИРАЖ" (экипаж В.Закладной – Г.Шмерлинг), "ТРИПТИХ" (А.Гераськин – Н.Гращенкова).

Оба тримарана имели следующие особенности и дополнительное оборудование по сравнению со штатным "Янтарем":

Суда были снабжены якорями, веслами, длинными причальными и якорными концами, ремнаборами, гермоупаковками для вещей. Экипажи шли в спасжилетах и непромоканцах.

Группа располагала копиями морских карт по всему маршруту, а также лоцией Белого моря. (Рекомендуемая для ознакомления с районом похода литература приведена ниже).

На судах имелись бытовые радиостанции "ЭЛЕКТРОНИКА" 1ППБ-60 Рязанского завода (27,150 МГц), а также обычные приемники. Почему-то в этом году не удавалось принимать станцию "Мурманск–метео" на волне 43 м, хотя метеостанции Москвы, Петербурга и иногда Петрозаводска были слышны. Архангельск передает областные новости и общий прогноз на средних волнах, но поймать передачу удалось лишь однажды, а прогноз по районам моря не слышали вовсе.

"ЭЛЕКТРОНИКИ" заслуживают самого лестного отзыва. Они не только обеспечили нам постоянную устойчивую связь между судами группы, но иногда просто удивляли! Во время перехода на Соловки удалось почти все время поддерживать связь с группой Натанзона и неожиданно для нас установить связь с группой Гуськова, причем при расстоянии между нами 26 км (определение по карте) связь была прекрасной и пропала при противоположных расходящихся курсах судов лишь через несколько часов. На суше в лесу дальность едва дотягивает до паспортных 2 км. Часто были слышны станции любителей Москвы, (причем иногда забивавшие нас), а иногда и из Европы. Один из москвичей назвал мощность своего передатчика–12 Вт. Конечно, нас с нашими долями ватта не слышал так далеко никто. Имевшиеся у нас станции не подвергались никаким переделкам, однако после покупки были настроены контура (без этой операции фактическая выходная мощность в несколько раз ниже номинальной, а дальность связи лишь сотни метров). Использовались штатные штыревые антенны.

Еду готовили как на костре, так и на примусе "Шмель". Для костра использовали треногу с тремя цепочками и крючьями, которая устойчива на любой поверхности и удобна в пользовании. Для хранения пресной воды использовали полиэтиленовые канистры – 40 л на судно.

Прочее водное и общетуристское снаряжение – обычное; палатки "Лотос" (перевозимые без снятия с каркаса) снабжены тентами. Лотосы в северных походах используем потому, что они не требуют крепления к грунту (читай – к граниту) и обладают наивысшей ветростойкостью из всех известных нам палаток, а также позволяют моментально переместить лагерь на небольшое расстояние. При известных навыках и исправных замках палатка ставится и убирается за пару минут одним человеком.

Большой лагерный тент даже в это дождливое лето обеспечивал приемлемые условия отдыха на стоянках и дневках. Мы используем его также и для сбора дождевой воды.

7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный маршрут соответствует путешествию 5-й категории, интересен и может быть рекомендован другим группам, имеющим соответствующий опыт и надежные суда. Пройдено 680 км по акваториям Бассейна, Кандалакшского и Онежского заливов за 15 переходов. Совершено 4 пересечения протяженностью 50, 72, 76, 62 км. Пересечения проходили частично вне видимости берегов. Четырежды группа побывала условиях сильного 6–7–8-балльного (для судов нашего размера – штормового) ветра.

Относительно благоприятные условия позволили полностью реализовать план запасного варианта похода.

Техника

Проведенная после похода 1990 г. доводка "Янтарей" заметно повысила остойчивость и обитаемость судов. Два шквала, которые мы приняли на ходу (попутный 7-балльный у мыса Глубокий и встречный 8-балльный у Тумища) не вынудили нас перейти к борьбе за живучесть судна или, хотя бы существенно изменить курс. Мы продолжали плавание, приняв необходимые для встречи шквала меры. Треть перехода Соностров-Супротивные прошли при 7 баллах, в том числе около 7 км предельно круто (60 градусов к ветру).

Значительные усилия, затраченные на улучшение обитаемости, объясняются не столько желанием "комфортно ехать", сколько стремлением обеспечить экипажу приемлемые условия для работы на длинных переходах. Снижение утомляемости – один из путей повышения безопасности плавания. Увеличенные огражденные банки позволяют вздремнуть свободному от вахты, не принимая необратимой Z-образной формы и не опасаясь свалиться за борт. Кроме того, они позволяют экипажу смещаться дальше в корму при сильных попутных ветрах. Приподятость банок и наличие комингсов позволяют сидеть в позе близкой к эргономически оптимальной.

Наличие полузакрытого пространства, образованного наклонными обвесами кокпита и низкой носовой рубкой позволяет держать всегда под рукой боцманское имущество, оптику, кино-фото-радиооборудование; принципиально облегчает штурманскую работу.

Ограждение кокпита препятствует заливанию носового и кормового трюмов на высокой крутой волне. Кроме этого, на "МИРАЖе" оба трюма имеют герметичные закрытия.

Можно рекомендовать и увеличение площади парусности, весьма полезное при слабых ветрах. Однако свободно стоящая мачта увеличенной высоты на "МИРАЖЕ" показала себя недостаточно жесткой, в результате при усилении ветра парус чрезмерно уплощался, теряя тягу, и для обеспечения приемлемой его формы первый риф приходилось брать уже при 4-балльном ветре.

Оперативно отдаваемые ванты на "ТРИПТИХе" позволяют эффективно нести стаксель, но дают возможность моментально превратить мачту в свободно стоящую и использовать все присущие ей достоинства. Наличие ахтерштага позволяет нести стаксель и без вант до 3 баллов (с некоторой потерей крутизны лавировки).

Суда показали вполне удовлетворительную мореходность и надежность, однако происходили и отдельные поломки. На "ТРИПТИХЕ" дважды подводила заделка вант, (что всего лишь лишало возможности нести стаксель при ветре сильнее 3-х баллов).

Неприятный случай имел место на "МИРАЖЕ" – полное затопление трюма центральной секции из-за сбитой ногой полиэтиленовой крышки лючка. Дело было во время входа в Сосновую губу на Соловках в довольно свежую погоду, и обнаружена авария была лишь по посторонним звукам бьющихся изнутри о палубу консервных банок. После подхода к берегу откачка трюма через лючок литровыми банками потребовала 20 минут. Следует предусмотреть дополнительное закрепление крышек. Затопление центрального трюма не привело к значительному снижению мореходных качеств тримарана, хотя в критической ситуации могло бы сыграть решающую роль.

Несмотря на фартуки и обвесы, довольно много воды скапливалось после длительных переходов в свежую погоду в носовых и кормовой секциях. Желательно иметь помпу, которая позволила бы при необходимости вести откачку прямо на ходу.

Тактика

Следует учесть, что в свежую погоду можно рассчитывать только на те укрытия, вход в которые надежно распознается со значительного расстояния, т.к. желание избежать плохо различимых среди волн прибрежных навигационных опасностей вынуждает брать значительно мористее, точность прокладки снижается, а внимание экипажа сконцентрировано на управлении судном. Кроме того, дождь и брызги могут сильно сократить дальность видимости.

При плавании вблизи берега и островов можно встретиться с резким изменением характера волнения, что связано с рельефом дна и струями приливно-отливных течений. В частности, пролив между островами Кузова при максимуме отливного течении и сильном северном ветре опасен для плавания. Из известных нам районов, где можно встретить волнение предельной крутизны, следует назвать также северные подходы к о.Ромбак, Мягостровскую мель, Муксаломский риф, пролив между островами Большой Соловецкий и Анзер.

Наличие значительных приливно-отливных явлений определяет режим движения. Время отхода от берега и подхода к нему приходится согласовывать с моментами полной воды, а время прохода узкостей–с направлением и скоростью течений. Все это порождает скользящий график движения, при котором старт перехода может приходиться на вечер, а финиш на утро. По этой причине суда и экипажи должны быть подготовлены к ночному плаванию. Не стоит рассчитывать, что плавание белой ночью мало отличается от дневного. Слабое бестеневое освещение резко снижает различимость и распознаваемость обьектов, возрастает вероятность тумана, понижается температура воздуха и работоспособность экипажей.

Скользящий график в значительной мере лишает смысла понятие "ходовой день", т.к. один переход может располагаться в пределах двух календарных суток или части двух переходов в пределах одних суток. По этой, в частности, причине в практику вошло понятие "переход" вместо "ходовой день". Переход–полностью завершенный цикл. Он начинается снятием лагеря, а заканчивается его постановкой. Переход включает в себя весь набор действий группы, имеет план, его реализацию, подведение итогов, являясь, тем самым, законченной тактической единицей. В течения перехода могут быть отстои на якорях, высадки на берег для отдыха или из тактических соображений. В принципе, переход может длиться и несколько суток, заканчиваясь либо по достижении одного из запланированных конечных пунктов, либо приемлемого для организации места при исчерпании ресурсов для движения.

В заключение, следует отметить некоторые особенности атмосферных явлений:


ЭПИЗОДЫ

Эпиграфы к дням нашего плавания взяты из «Заметок астролога», вычитанных на случайно уцелевшем в дороге куске газеты "Криминальная хроника".

7 июля

...Надежды и желания духовного порядка тесно переплетутся
с разрушительными страстями и, возможно, насилием.

Сдача "Янтарей" в багаж. Продолжалась с перерывами весь день и была доблестно завершена Виктором, едва ли не насильно по отношению к работникам железной дороги погрузившим в вагон обе лодки.

11 июля

День удачен, особенно для представителей духовных профессий...

Отъезд из Москвы. Одним поездом с нами едет группа клинчан под началом Льва Натанзона – 3 "Янтаря", параллельно с клинчанами пройдем первую часть маршрута.

13 июля

День неблагоприятен. Необходимо соблюдать максимальную осторожность.
Берегитесь воды, не выезжайте на природу, избегайте мест скопления людей.

В результате выезда на природу на берегу Белого моря около кладбища образовалось изрядное скопление людей, дюралевых ящиков и всяческого барахла. Вскоре клинчане обнаружили, что парус одной из лодок остался в Москве. На "МИРАЖЕ" парус тоже пока как таковой отсутствовал – его еще требовалось дошить. Итак, следующие дни были посвящены парусным заботам. Чтобы не нарушать общей атмосферы, на "ТРИПТИХЕ" достали из загашника 18-метровый спинакер. Было очень красиво, но, к сожалению, в походе спинч снова был куда-то упрятан и не показывался.

16 июля

Предсказаний на этот день не имелось.

Наконец-то старт! Уходим в 11.30, при малой воде. Солнышко, лавируем против 3-балльного зюйда и приливного течения. Уже в 16.30 встаем за Колвицей на песчаном пляже перед мысом Каменистый, через два часа подходят вышедшие позже нас клинчане. Экипаж "Миража" храбро открывает купальный сезон, "Триптих" пока воздерживается. На море холодно, а на подветренном берегу на солнышке – жарища!

17 июля

...Следует остерегаться чрезмерных раздумий духовного плана.
Не принуждайте себя к высокой ответственности – последствия могут быть неблагоприятны.

Уходить можно лишь при высокой, прибылой воде. Максимум должен быть в 6.30, значит, подъем в 5. Ничего не поделаешь! Выйти–то мы вышли вовремя (6.55), но увы – штиль. Метров в 200 от стоянки к мысу – ручей, с шумом сбегающий в море. Тихо и мирно идем на юго-восток вдоль Кольского берега. По радио говорят о иссушающей жаре на всей Европейской России, а у нас отнюдь не жарко. По ясному небу шествуют плотные кучевые "слоники", некоторые метут море плотными серыми хвостами дождя. В поле зрения все время 1–2–3 ливня с разных сторон, но ветер слабый даже тогда, когда на нас наползает очередная тучка.

Сильный крупный ливень покрывает все вокруг серебряными "гвоздиками" падающих в воду капель, так что все море вокруг становится серебряным. Еще раз побывать в серебряном море удалось, когда мы попали в косяк селедки. Ветерок еле жив, тишина. В ней возник какой-то непонятный тихий шуршащий плеск, слышней, ближе и вот блестят вокруг сотни играющих у самой поверхности рыбешек.

Весь день идем почти вместе с клинчанами, но к вечеру они останавливаются у мыса Пентельский, а мы ловим последние движения ветра и все тянем дальше, к Кочинному. Наконец, не дойдя-таки до него, при полном штиле подгребаем к окруженной скалами бухточке с булыжным пляжем. 12 часов на воде.

18 июля

Вероятен успех в делах.

К счастью, всю ночь было тихо, и "Янтари" мирно обсохли на крупной гальке, опираясь своими нежными брюшками на подсунутые нами доски.

Утром потянул с севера попутный ветерок, и мы бодро побежали мимо Порьей губы на юг. Дальше в берег глубоко вдается несколько губ, и ради разнообразия впечатлений решаем зайти в одну из них. Выбрали Островскую, зашли–но лишь с краешку, так как ветра в губе нет совсем. Зато штиль позволил остановиться на перекус у неприветливого крупновалунного берега в скользких водорослях (за неимением лучшего).

Обратила на себя внимание стоящая поодаль моторка, с которой доносилась экзотическая смесь чистейшего русского отборного многоэтажного и английской речи, явно без рязанского акцента. Наше недоумение разрешилось минут через 10. В подошедшей моторке оказалось три человека: солидного телосложения, в фирменных куртке и кепке "наш гость из Иллинойса", как отрекомендовал его второй – гид, владеющий литературным русским и каким-то английским и третий, молчаливый в присутствии нашей смешанной группы, местный рулевой моторки.

Переход успешно завершаем на Вольострове. Отменная привольная стоянка – хоть на весь московский флот.

19 июля

Энергичные, но лишенные реальных основ действия политиков
способны изменить общественное сознание к худшему.

Сегодня первый "пятерочный" переход – пересечение Кандалакшского залива, 40 км открытого моря. Ясное утро, дует легкий попутный ветерок, лодки готовы к старту. 10.00. Ставим паруса, толчок ногой и... ветер мгновенно заходит на 180 градусов. Плохое предзнаменование! Лавируем узким проливом, между тем быстро раздувает – уже к 4 баллам, надо начинать рифиться.

Но что там делает "ТРИПТИХ"?! Писк рации – и вот, получите первую вводную: оборвалась ванта, идут под прикрытие островка чинить. Идем к ним. Бабах – камни! И ведь шли потравившись, осторожно. На "ТРИПТИХЕ" решают обойтись без стакселя. У нас потеря еще более неприятная: выбитый шверт разбил ручкой укрепленный на передней балке главный компас.

Идем галсами к Турьему мысу – посмотрим мыс, да и принятие окончательного решения о выходе на пересечение можно немного отложить: как-то поведет себя дальше ветер? На берегу в Хямручье видно несколько домов. Над ними вдруг взлетает красная парашютная ракета, а через несколько минут еще сигнал: вспухает белый клуб и доносится звук разрыва . В море никого, кроме нас. Может, штормовое предупреждение или пограничники? Не много ли неприятностей для начала?

Решаем подойти к кордону. Проверяет сети егерь, пацаны катаются на надувнушке. Нас никто не звал, прогноза не знают, зачем палили – мы так и не поняли. На краю Турьего еще домик, работает ветряк.

На юге, в стороне Бассейна, стоит в небе полоса слоистой хмари. Однако ветер больше не крепчает, ровно тянет с S-SO. Уходим в море. Горизонт впереди чист, и через полтора часа на нем появляется вершина далекой горы, а еще через час отчетливо видим маяк и остров Кемлудский. Наша ближайшая цель – многомачтовое судно, сидящее на мели мористее Кемлудского, к которому не подошли в прошлом походе.

Вопреки ожиданиям, вместо остатков парусника мы увидели грубый железный корпус с рядом невысоких мачт явно технического назначения. Что это за судно, непонятно. Корпус намертво врос в низкую плоскую луду, море выгрызло снизу дыры в днище и грызет потихоньку дальше... Мы с Виктором высадились было на луду для съемок, но уж больно неприютное место–зыбь качает "Мираж", норовит тюкнуть о камень. А возможный результат – перед глазами.

19.00 – высадка в одной из бухт на острове Сидоров. Изумительное местечко: пляжик, за густой полосой елочек ровная площадка под стол и дом. Черника и морошка, правда в основном еще неспелые. Тихий солнечный вечер.

20 июля

День крайне неблагополучен.
Вероятен рост смертей от отравлений, по приговору, утопления.

А сегодня нам плевать, у нас на Сидорове дневка в день рождения Леши. Сеется с утра мелкий дождик, пасмурно. Главное – не очень отравиться.

21 июля

Следует контролировать влечения и, вероятно,
подвергнуть пересмотру некоторые увлечения и склонности.

Собственно говоря, обычное состояние нашего экипажа... Особенно тяжко приходилось командору, страдавшему и от недостатка курева.

Ветер не балует. У Шарапова мыса опять штилеверчение и надвигающаяся туча, но на этот раз все обходится мирно, и к шести мы уже на Сонострове. Простоим тут дневкой и следующий день.

23 июля

День благоприятен для поездок, литературных трудов и выступлений.

Ночью сильно дуло с SO, иногда с зарядами дождя. Утром ясно, редкие кучевые облака. 4–5, порывы до 6. Выходим, взяв рифы. В 11.15 Соностров остается за кормой. 14.00–входим в губу Гридина.

С берега вдувает на 6–7 баллов, несемся в пене и брызгах и пролетаем губу за 45 минут. После Нахконицы снова задуло так же, и стало ясно, что на Олений остров попасть будет трудно. Но получилось удачно–вырезавшись к Супротивным островам, в проливе между ними мы нашли защиту от ветра и достаточно удобную стоянку.

24 июля

День неблагоприятен.
Возможны легкие психические расстройства, иллюзии и легкомыслие.
Избегайте пикников на природе.

Если бы об этом знали клинчане, они бы отложили переход на Соловки, который

...

Сайт управляется системой uCoz