Парусный поход 3-й к.с. протяженностью 460 км (в том числе под парусом 320 км) проведен с 7.07 по 28.08 2001 г. на Балтийском море (Финский залив, Аландский архипелаг).
Маршрут проходит по территории Финляндии.
Экипажем К.Федорова путешествие было продолжено к берегам Швеции, о чем подготовлен отдельный отчет.
Состав группы:
1. Справочные данные о путешествии
Судно | Экипаж |
---|---|
Катамаран «Феникс» M99 (13 м2, самодельный) | Федоров Константин (рулевой) Казанская Жанна Казанская Евгения Федоров Иван |
Катамаран «Сполох» M150 (10 м2, Ветер) | Шмерлинг Григорий (рулевой) Чернова Надежда |
Катамаран «Флайт» M294 (13 м2, самодельный) | Макаров Александр (рулевой) Макарова Людмила Макарова Мария Макаров Андрей |
Так почему бы не походить по финским шхерам на катамаране, которому фарватеры не указ и можно ходить не только от причала одной яхтенной стоянки до причала другой? Последующее изучение вопроса показало, что вроде бы ничто этому не препятствует. Лодка, катер или яхта для финнов дело житейское (плавсредств там, наверное, столько же, сколько и жителей). Сведений о каких-то особых регистрационно-погранзонных запретах и строгостях не обнаружилось. Отмечены на картах зоны ограничения доступа, где нельзя стоять; есть полигоны, где постреливают — так туда в это время и не пропустят. Зато на Аландских островах обнаружились фирмы, выдающие всем желающим напрокат пластиковые каяки для самодеятельных плаваний по архипелагу.
Правда, не встретилось упоминаний о разборных парусниках. Наверное, незачем они финнам — при их-то яхтах, стоянках, Балтике. Но что ж мы, хуже байдарочников?
Слово «катамаран» было сказано, и идея насчет окна в Европу овладела не то чтобы массами, но еще двумя рулевыми головами: председателем нашего клуба Константином Федоровым, который по договоренности с Александром как раз занимался реанимацией (вернее сказать, постройкой заново) его катамарана, и Григорием Шмерлингом. Вознамерившись вернуться к активной парусной жизни, Григорий осенью 2000-го прикупил "Ветер" и жаждал снова подышать морским воздухом.
Тем не менее, рассматривать всерьёз альтернативные варианты пересечения границы — ехать поездом или идти своим ходом из Выборга — мы не стали. Первый по причине очевидной тяжести и сложности добираться на перекладных с кучей барахла, и к машине-то едва подтаскиваемого силами семейных экипажей, а также многократного возрастания затрат на дорогу.
Второй вариант... внутренний голос твердил, что погранцы наши лодки не выпустят. Не из-за паспортов и виз, а потому что станут совмещать обязанности ГИМСа, Спортсудорегистра, ещё, пожалуй, и ЖЭКа. В общем, затребуют кучу бумаг и снабжения, у нас отсутствующего. Да и с финской стороны процедура прихода из соседних или нейтральных вод, естественно, требует соблюдения формальностей. Сначала следует идти в определенные пункты пограничного и таможенного контроля, а как быть, если погода или еще что потребует срочно пристать к бережку? Тут-то и окажешься нарушителем границы.
Итак, было решено ехать на машинах.
Вторая часть плана: куда ехать. Здесь все было ясно: на стоянку, в районе города Таммисаари (59°53'09"N, 23°24'09"E), знакомую Александру по плаванию на яхте.
Третья и основная часть плана — куда и как плыть, то есть, тьфу, идти, была расписана не столь чётко. Главное — добраться до Финляндии, до моря, а уж там… Самой заманчивой целью выглядели Аландские острова с их морской столицей — Мариехамном. Гавань Марии, город, основанный в 1861-м Александром II и названный им в честь супруги, императрицы Марии. Путеводители сулили много заманчивого и на других островах — маленькие городки, музеи, оставшиеся со времен войны со шведами развалины русской крепости Бомарсунд.
А там, совсем рядом, и сама Швеция. Один переход — как через Большое Онего. И с этого года шенгенская виза — позволяет! Но времени на все про все с дорогой у экипажей Макарова и Шмерлинга было 3 недели, и расстояние даже только до Мариехамна и обратно — километров 400 по прямой с учетом превратностей погоды казалось великоватым. Правда, имевшийся на М 294 4-сильный Mercury давал надежду хорошо идти в штили (полностью оправдавшуюся).
Федоров же, воодушевленный перспективой походить по Балтике и не стесненный временем, решил выжать из 50-дневной визы всё, что возможно, и вынашивал планы заглянуть к шведам.
Посольство Финляндии в Москве (Кропоткинский переулок 15-17; тел. 246 4027).
С марта 2001 г. Финляндия присоединилась к Шенгенскому соглашению. Для получения визы требуется приглашение из Финляндии. Совет последователям: ткнув пальцем в Интернет, выбрать кемпинг/марину, откуда вы решите стартовать, и попросить прислать факсом приглашение. Другой вариант — найти турфирму, которая за некоторую мзду сама устроит приглашение и оформит визы.
Для получения визы нужна и международная медицинская страховка на время пребывания за границей, причём обязательно без франшизы, т.е. без условия о минимуме расходов, начиная с которого вам причитается возмещение. На автомобиль потребуется приобрести международную страховку гражданской ответственности «зелёная карта»; сделать это можно уже перед границей. Виза и все страховки обойдутся примерно в $ 60 на человека.
Таможенные правила (ссылка обновлена в 2007г.)
По правилам от 1.02.2001 г. на человека можно везти:
Правила для туристов, опубликованные в брошюре «Aland camping»:
...Вы можете скользить по спокойной воде и испытать открытые морские воды. Ваш собственный маршрут по архипелагу дает несравнимую свободу, но одновременно требует и высокой степени ответственности.
Даже вблизи населенных мест и летних усадеб берега островов и лес совершенно дикие — ни следов топора, ни чёрных пятен кострищ, ни бумажек и мусора. Разве что то, что выбрасывает море. По финским берегам можно ходить босиком, не боясь поранить ноги о битое стекло — пить пьют, а бутылки не бьют, такая уж национальная особенность.
Оказывается, совсем не трудно обойтись без костров и готовить на примусе; огрызки и какашки закопать, а банки и другой мусор собрать в пакет и довезти до мусорного бака. Вот и получается: благодаря тому, что цивилизация рядом (этот самый бак у магазинчика на стоянке) и люди цивилизованные — природа остаётся нетронутой.
Для точного ориентирования нужны карты масштаба 1:50000, продающиеся в книжных магазинах в виде альбомов-атласов. К сожалению, стоит каждый альбом около $40 (в Швеции немного дешевле) и притом охватывает небольшой участок Архипелага. На маршрут от Таммисаари до Мариехамна нужно три таких альбома. На подробных картах помечены все яхтенные стоянки, глубины, опасности, навигационные знаки; отдельно в еще более крупном масштабе показаны схемы портов и сложные участки. Обзорные морские карты 1:200000. Цена листа ~ $25. Автодорожные карты 1:200000. Цена листа ~ $20. Листы GT1 (Аланды — Ханко) и GT2 (Ханко — Порво). По-моему, они даже лучше морских двухкилометровок: острова показаны так же точно, притом с дорогами, населенными пунктами и даже домиками на островах. Сложены гармошкой, пользоваться удобно. Что плохо — нет фарватеров, географическая координатная сетка дана всего несколькими линиями, так что для нахождения точки по выданным GPS координатам надо вооружаться линейкой. Туристская карта Аландов 1:100000 — примерно как автомобильная, но показаны и фарватеры; координатная сетка удобнее. |
Компакт-диски с картами. Дорогие. Пиратские копии могут быть в ларьке на заправке в Торфяновке (192 км трассы Скандинавия). Наверное, должны попадаться и в Питере. Функции программы включают просмотр карт (они хранятся в каком-то внутреннем формате), систему навигации по ним, показ различной справочной информации, прокладку маршрутов, работу с данными GPS. Диск «St.Peterburg — Stokholm» основан на обзорных картах, а серия «Merikarttasarja A, B, C, D, E, F» — на подробных.
При сопоставлении карт с данными GPS необходима сверка (сказано, что карты рассчитаны на традиционные способы навигации и не гарантируют ту же точность, что GPS).
Различная информация о Финляндии, по-русски. Есть разговорник (в Финляндии почти все, кроме людей старшего возраста, объясняются по-английски. На Аландах English уже не так популярен, там финско-шведское двуязычие).
Финский метеорологический институт. Выбираете из списка город и видите текущую погоду (включая график хода температуры, скорость и направление ветра), а также прогноз на несколько дней.
Аландские острова (ссылка исправлена в 2011 г.). Портал для туристов. Имеются English и Deutsh. Можно заказать проспекты, которые действительно придут через неделю по почте. Кстати, в проспектах о маринах и кемпингах есть не только все сведения, включая цены и координаты, но и схема архипелага (двухкилометровка).
Финский архипелаг (т.е. прибрежные шхеры восточнее Аландов и до границы с Россией). Общая информация, ссылки. English.
Maritime Administration Общие сведения, разные правила, телефоны и сайты морских служб, множество ссылок. English, но по мере углубления в ссылки, увы, больше финский или шведский.
День | Дата | Участок маршрута | км | Под двиг. км |
Ход. время ч.мин | Скор. км/ч |
Погода | Ветер (баллы, курс) | Волна макс., м |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-2 | 7-8.07 | Москва – Таммисаари (авто) | 1300 | ||||||
3-4 | 9-10.07 | сборка лодок, дневка | ясно | - | - | ||||
5 | 11.07 | — Breidablick [карта] | 20 | - | 5.40 | 3,8 | ясно | 4–5 бейд | 0,7 |
6 | 12.07 | дневка | 0,5 | - | - | - | ясно | ~6 | - |
7 | 13.07 | дневка | - | - | - | - | грозы | 5-6 | - |
8 | 14.07 | — о.Stenharu [карта] | 32 | - | 6.30 | 4,9 | пер. | 4-5 бейд | 1 |
9 | 15.07 | — о.Skargarden [карта] | 45 | 6.10 | 7,3 | пасм. | 4-6 глф-фд | 0,7 | |
10 | 16.07 | — о.Vidskar [карта] | 25 | 4.40 | 5,4 | пер. | 2-4 бейд | 0,5 | |
11 | 17.07 | — о.Grano [карта] | 58 | 8 | 8 | 7,2 | пер.,туман | 2-3 | - |
12 | 18.07 | дневка | - | - | - | - | пасм. | - | - |
13 | 19.07 | — Мариехамн[карта] | 45 | 6 | 7,5 | пер. | пер. 3-5 | - | |
— кемпинг Mokelo | 5 | 5 | ~1 | ~5 | пер. | ~6 | 1 | ||
14-15 | 20-21.07 | дневки; экскурсии в Мариехамн и Стокгольм | |||||||
16 | 22.07 | — о.Foglo | 50 | 8 | 7.15 | 6,9 | ясно | 2-3 | - |
17 | 23.07 | — о. Kalo | 50 | - | 5.30 | 9,4 | ясно | 3–4 глф | до 0,5 |
18 | 24.07 | — о.Storon | 48 | 48 | 7 | 6,9 | ясно | 0-1 | - |
19 | 25.07 | — Breidablick | 64 | 64 | 9 | 7,1 | ясно | 0-3 | - |
20 | 26.07 | — Таммисаари | 20 | 6 | 4.15 | 4,7 | ясно | 0-2 | - |
21-22 | 27-28.07 | Таммисаари – Москва (авто) | 1300 |
фд – фордевинд; глф – галфвинд; бейд – бейдевинд; пер. – переменный.
Пройдено по генеральному курсу 462 км, из них под мотором 139 км.