Состав группы
Схема маршрута
Краткая характеристика района плавания
Основное снаряжение группы
Тактико-технические данные парусной лодки “Корсар 2”
Состав групповой аптечки
Состав рем. набора и ЗИП
Перечень продуктов на экипаж из трех человек
Описание маршрута
Дальнее спортивное плавание совершено выпускниками Центральной московской яхтенной школы при содействии Спортивно-туристского парусного клуба "КОРСАР".
Время проведения ДСП - с 9 июля по 24 августа 2001 г.
Руководитель ДСП - Гуськов Виктор Константинович (дом. тел.: 386-29-77).
№ п/п | Ф.И.О. | Год рождения | Обязанности в группе |
---|---|---|---|
1 | Гуськов Виктор Константинович |
1950 | Руководитель, капитан катамарана М-246 “КОРСАР - 2”. |
2 | Иванов Антон Юрьевич |
1965 | Помощник, рулевой |
Протяженность маршрута - 1500 км.
Белое море делится на три части: Северную, Среднюю и Южную. Маршрут ДСП пролегал в Южной, Средней и частично в Северной частях Белого моря.
Берега Белого моря на всем протяжении имеют собственные названия. Маршрут ДСП проходил вдоль Зимнего, Терского, Карельского Летнего берегов Белого моря.
Зимний берег Белого моря (от Архангельска до горла) большей частью песчаный и песчано-галечный. В средней части, высокий обрывистый, до поселка Това покрыт густым смешанным лесом.
Терский берег Белого моря (южный берег п-ова Кольский) от горла до реки Варзуга тундровый, а далее до мыса Турий покрыт смешанным лесом. Берег невысокий, песчаный до Варзуги, становится каменистым и постепенно повышается от Варзуги до мыса Турий.
Карельский берег Белого моря, высокий в северной части и низкий в южной, сплошь покрыт смешанным лесом.
Летний берег Белого моря (от Онежского залива до Архангельска) почти сплошь песчаный, поросший смешанным лесом, в средней части высокий.
Леса больше состоят из деревьев хвойных пород.
Осушка бывает от 10 до 200 метров в зависимости от пологости дна.
Наиболее теплыми месяцами являются июль и август, средняя температура которых колеблется от 8 до 15° С. Относительная влажность высока и колеблется от 70 до 90.
Господствующие ветра в июле-августе от северного до восточного (0…90°) с вероятностью 40-70%. Штили сравнительно редки. Штормы наблюдаются преимущественно при юго-западных и северо-западных ветрах и продолжительностью до 6 часов; реже наблюдаются штормы продолжительностью до 12 часов, и еще реже – 12-24 час.
Туманы наиболее часты в Северной части Белого моря вероятностью 70-80% и реже Средней части – 40-50%. Продолжительность тумана редко превышает 6 часов.
Белое море относится к наиболее облачным районам России. Небо здесь, как правило, покрыто плотными слоистыми облаками.
Среднее количество осадков в июле-августе составляет 25-50 мм. Грозы бывают редко, но иногда сильные.
Приливы имеют правильный полусуточный характер; в течение суток наблюдаются две полные и две малые воды. При сильных ветрах неизменного направления имеют место сгонно-нагонные явления.
Перепад уровня воды колеблется от места и от фазы луны и имеет среднюю величину от 0,6 метров в районе Архангельска до 6 метров в районе мыса Абрамовский (северная оконечность Зимнего берега). При сгонно-нагонных явлениях эти величины могут меняться.
Приливно-отливные течения носят правильный полусуточный характер и при максимальной скорости прилива (отлива) достигают 6-8 км/час.
Волны на Белом море короткие и крутые. Наиболее часто встречаются волны до 2 метров, повторяемость которых в районе Горла и Северной части составляет 80%. Реже наблюдаются волны 3-5 метров. Более высоких волн в июле-августе, как правило, не возникает.
Температура воды на поверхности моря летом: в районе Архангельска достигает 12-16° С, а в Северной части Белого моря 6-8° С.
Прозрачность воды изменяется от 1 до 16 метров. Наибольшая прозрачность в Северной части моря. Цвет воды в Северной части голубовато-зеленый. В Южной части моря вода имеет свинцовый оттенок.
Магнитное склонение на Белом море колеблется от 10° до 16° при движении с запада на восток. В районе проведения ДСП магнитное склонение 14-16°.
В Белом море наблюдается значительная рефракция, при которой отдаленные предметы могут быть видны с расстояний гораздо больших, чем обычно. Часто возникают миражи и марево. Признаком наступления миража или сильной рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта.
№ п/п |
Наименование снаряжения | Кол - во на 2 чел |
---|---|---|
1 | Парусная лодка (катамаран) | 1 |
2 | Палатка двухместная | 2 |
3 | Рюкзак | 2 |
4 | Костровой набор | 1 |
5 | Коврик изолирующий | 2 |
6 | Мешок спальный | 2 |
7 | Комплект теплых вещей | 2 |
8 | Фонарь электромеханический | 1 |
9 | Спас-жилет | 2 |
10 | Нож - стропорез | 2 |
11 | Гидрокостюм | 2 |
12 | Комплект гермоупаковок | 2 |
13 | Рем-набор | 1 |
14 | Аптечка | 1 |
15 | Комплект колесный для перемещения груза | 1 |
16 | Компас | 2 |
17 | Радиостанция “ПРИЧАЛ” с блоком питания (канал 16: 156,8 МГц) | 1 |
18 | Фальшфейер | 4 |
19 | Барометр | 1 |
20 | Монокуляр 10х50 | 2 |
21 | Комплект навигационных карт | 2 |
Тип лодки - много-корпусник (катамаран).
Тип конструкции - каркасно-надувной.
Диаметр баллона - 0,4 м.
Высота до грузовой платформы
от воды с полной загрузкой - 0,6 м.
Длина баллона - 5,5 м.
Емкость центрального баллона - 1400 л.
Емкость бокового баллона - 450 л.
Габаритная ширина - 2,8 м.
Пассажировместимость - 2 чел .
Полезная нагрузка -300 кг.
Запас плавучести с полезной нагрузкой - 2.
Площадь парусов:
Грот - 4,5 м2.
Стаксель - 1,5 м2.
Средняя скорость под парусом - 5 км/час.
Максимальная скорость под парусом - 15 км/час.
Масса пустого судна - 140 кг.
Бинт стерильный узкий 2 шт.
Бинт стерильный широкий 2 шт.
Бинт не стерильный узкий 2 шт.
Вата медицинская 100 г.
Лейкопластырь узкий 1 уп.
Английская булавка 2 шт.
Ножницы 1 шт.
Пластырь бактерицидный 2 шт.
Настойка йода 3-5% 20 мл. Для обработки краев ран, полоскания ротовой полости при ангине (3-4 капли на 100 мл теплой воды)
Марганцовокислый калий в порошке 10 г. Бледно-розовый р-р для полоскания рта и промывания желудка, розовый - для промывания гнойных ран, темно-вишневый - для обработки краев ран, ссадин
Пантенол (аэрозоль) 1 шт. Для обработки ран (противовоспалительное, кровоостанавливающее, антимикробное)
Ингалипт (аэрозоль) 1 шт. При ангине и воспалении слизистой рта (антисептик, противовоспалительное)
Нитроглицерин 10 табл. При сильных болях в сердце (1 табл. под язык)
Кофеин 10 табл. При шоке, слабости сердечной деятельности при отравлениях, при спазмах сосудов головного мозга
(возбуждает дыхательный центр)
Энтеросептол, 20 табл. При пищевых отравлениях (антибактериальное по 1 табл. 3 раза в день после еды
Фталазол
Уголь активированный 40 табл. При поносе, пищевых отравлениях, по1-2 табл.
Сульфадиметоксин 30 табл. При ангине, простуде, воспалении легких, в первые сутки по 3 табл. до еды, затем по 1 табл. 3 раза в день до еды
Эритромицин 30 табл. При различных воспалительных заболеваниях по 1 табл. 4 раза в день во время еды
Либексин 15 табл. От кашля при воспалении верхних дыхат. путей, пневмонии по 1 табл. 3 раза в день
Аспирин 20 табл. Болеутоляющее, противовоспалительное, жаропонижающее, противоревматическое по 1 табл.
3 раза в день после еды
Анальгин 20 табл. При головной боли, болях в суставах, радикулите
по 1 табл. 2-3 раза в день
Димедрол 15 табл. При аллергии, высокой температуре (вместе с аспирином и анальгином) по 1 табл. 2 раза в день
после еды
Но-шпа 10 табл. При приступах желчно- и мочекаменной болезни по 1-2 табл. 2-3 раза вдень
Нашатырный спирт 5 амп. Для возбуждения дыхания при потере сознания, обмороке, шоке подносят к носу кусочек ваты, смоченный нашат. спиртом
Кислота борная 10 г. Антисептик, в виде водного раствора для полости рта, для промывания глаз (1 чайная ложка на стакан воды, для глаз - 1/2 чайной ложки)
Аэрон 10 табл. При морской болезни 1-2 табл. запивать чаем
Настойка календулы 25 мл. При ветрянке, укусах (аллергии) комаров и мошек
Термометр медицинский 1 шт.
Резиновая груша (20 мл.) 1 шт.Для промывания уха
Резиновая груша (200 мл.) 1 шт. Для клизм
Пипетка 1 шт.
Ключи гаечные боковые на зев: 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17.
Ключ разводной малый.
Отвертка силовая (6х0,5).
Пассатижи средние.
Напильник плоский малый (10х100).
Напильник круглый малый (Æ 5х100).
Надфили; круглый и плоский.
Ножовка малая (полотно-держатель) с полотном.
Коловорот малый.
Сверла: 3,3; 3,5; 4,2; 4,5; 5; 5,2; 6,4; 6,8; 8,2.
Метчики и плашки : М4, М5, М6, М8.
Шкурка мелкая (100х100) и крупная (50х50).
Молоток малый.
Приспособление для заделки тросов.
Медные трубки (L=30,10 шт).
Трос Æ6 (10 м).
Коуши (8шт).
Стопор кулачковый.
Заклепки алюминиевые (3х10, 50 шт).
Крепеж разный (1 кг).
Веревки разные (Æ 6-8, 40 м).
Прорезиненная ткань -БЦЦ (0,5 м2).
Капроновая ткань толстая (0,5 м2).
Тесьма капроновая (20 мм, 5 м).
Клей резиновый ( 150 г).
Бензин ( 200 г).
Наименование | Количество |
---|---|
Гречка |
1,3 кг |
Рис | 2,2 кг |
Пшено | 1 кг |
Макароны | 1,5 кг |
Картофельное пюре | 1 кг |
Мука блинная | 1 кг |
Геркулес (хлопья) | 0,7 кг |
Тушенка (в маленьких банках) | 7 кг |
Колбаса п/копченая | 2,5 кг |
Супы сухие (30 пакетов – 60 порций) | 1,2 кг |
Кубики бульонные | 10 шт |
Молоко сгущенное (сладкое) | 0,8 л |
Молоко сухое (25%) | 1,8 кг |
Сахар (песок) | 2 кг |
Курага | 1,8 кг |
Чернослив | 1,2 кг |
Изюм | 0,5 кг |
Орехи грецкие (чищенные) | 1,2 кг |
Шоколад | 1,2 кг |
Печенье (галеты) | 1,2 кг |
Зеленый горошек (б. 300г) | 0,9 кг (3б.) |
Чай | 0,6 кг |
Какао | 0,2 кг |
Соль (помол №1) | 0,8 кг |
Масло растительное | 1,5 л |
Масло топленое | 1 кг |
Сухари черные (хлебные) | 4 бат. |
Чеснок | 120 долек |
Сода пищевая | 0,05 кг |
Спирт (медицинский) | 2 л |
ИТОГО (в упаковке): | 43 (45) кг |
Способ упаковки продуктов:
Все продукты упаковывались в полиэтиленовые бутылки с крышками.
Вес продуктов с упаковками - 45 кг.
До места старта нужно добираться с Ярославского вокзала; например поездом № 218 (пас), отправлением в 1815 (по нечетным дням), который прибывает в Архангельск через 23 часа . Багаж следует сдать заранее, так как багажный вагон прицепляют к этому поезду 2-3 раза в неделю. Стоимость отправки груза без билетов обойдется в два раза дороже, чем по билетам. Багажное отделение Ярославского вокзала: В. Красносельская ул., д. 10, тел. 266-05-77(23) с 9 до 20 (обед с 13 до 14). (багажное отделение Октябрьской ж/д - т. 262-93-43). Если багажный вагон прицеплен к тому поезду, в котором Вы едете, то сразу после прибытия в Архангельск груз лучше забрать самим прямо из багажного вагона (кстати, сдавать/грузить в вагон в Москве тоже лучше самим: надежнее). А в 30 метрах от поезда можно найти и машину.
Собирать лодку можно около моста, через который поезд подходит к вокзалу. Более удобно и спокойнее (в смысле детишек) собираться в устье реки, но до него около 30 км по дороге (дополнительные расходы). Мы же приехали с вокзала в яхт-клуб “NORD”, где и собирали лодку с разрешения администрации клуба. (Директор - Анисимов Юрий Сергеевич).
Выехали в 1815 в Архангельск. (Багаж сдали в субботу).
10 июля (вторник)
В 1715 приехали в Архангельск и прямо от поезда на машине привезли снаряжение в яхт-клуб "NORD". В этот же день начали сборку лодки. Палатку поставили здесь же. Стоит жаркая погода. Температура воздуха поднялась до 35 тепла. Небо чистое, ветра почти нет.
Поскольку пройти ежегодный техосмотр лодки в Москве не успели, пришлось ехать в местный ГИМС и договариваться. Инспекция ГИМС Архангельска расположена по адресу: Кузнечевская ул. , дом 13; тел.: 22-38-28. Съездил также на погранзаставу, так как решили оформить выход по всем вновь установленным правилам. Адрес погранзаставы Архангельска: 163030, г. Архангельск, ул. Русанова, д. 1а, войсковая часть 9794 (тел./факс: 41-41-70).
Схема действий по оформлению оказалась такова:
1 - пройти инструктаж по технике безопасности в Морской cудоходной инспекции (в высотном здании на площади у морвокзала);
2 - у капитана порта (в здании морвокзала на 6 этаже) по имеющимся судовым документам заполнить бланк на ОТХОД (требуются судовая роль, документы на владение и на право управления судном, талон техосмотра в ГИМСе, паспорта), причем на судовой роли необходимо проставить, заполнить и подписать у инспектора или дежурного морской администрации штамп ОТХОД;
3 - с оформленными как указано выше документами явиться на погранзаставу, где на судовой роли получить разрешительную запись, подпись командира (или заместителя) части, поставить штамп войсковой части.
После указанных действий судно (лодка) готово к выходу в море.
Лодку собрали, обкатали на воде (настроили снасти), загрузили продуктами и пресной водой, и утром вышли на маршрут. Ветер северный умеренный, но все равно "морда". Выходили из Двины Корабельным рукавом, а в 1500 были уже на острове Мудьюгский.
Хорошее место для лагеря расположено на юго-западной оконечности острова. Берега острова песчаные, низкие. Остров сплошь порос смешанным, преимущественно сосновым, лесом. Почва песчаная, покрытая мхами. В августе здесь огромное количество грибов, из ягод отмечено такое же количество крупной брусники. Но это уже к концу августа. Дров, разумеется, в избытке.
Пресную воду лучше брать в болотцах в лесу, но можно сходить в поселок Мудьюгский, расположенный на южной оконечности острова. В жаркую погоду, которая сейчас стоит, никакой воды в лесу мы не нашли, так как все пересохло. Пришлось идти к колодцу в поселок. Вода здесь темно-коричневая, но хорошая (хотя лесная вода вкуснее).
Здесь встретили еще один катамаран с двумя камикадзе. Ребята из Москвы, на катамаране "Простор" решили тоже обойти Белое море. Пришлось провести разъяснительную работу. Но это не подействовало. Решили подстраховать их в переходе через горло Белого моря, так как этот участок, пожалуй, самый опасный.
Некоторые переделки катамарана у ребят были; это установленный паук (тросовые растяжки от степса мачты) и новые баллоны из хорошей ткани производства питерской фирмы "Тритон". В остальном все осталось таким же г…
Погода все такая же жаркая. С утра искупались и двинули дальше. Ветер северный слабый. Дошли только до острова Голая кошка. Кошек там нет, но деревьев тоже почти нет. Возможно, когда остров называли, деревьев не было вообще. Берега острова песчаные, сам остров низкий. Дрова, однако, имеются в виде плавника. Воды вот нет, кроме одного места; на северной части острова есть изба колхозных рыбаков, которые ловят в основном камбалу. У избы в низинке есть криница с пресной водой. Немного она дает, но рыбаки не жадные. Мы у них совершили бартер на рыбу, заодно и воды попросили. А вообще-то, лучше водой запасаться заранее. У нас была 20-ти литровая канистра, но на прошлой стоянке поленились налить побольше; тащить-то далеко было.
Жара. Начали обгорать, поскольку на лодке сидим раздетые, а на воде обгорается гораздо быстрее. Ветер сменился на северо-западный. Дует неплохо, балла на 4. От второго катамарана оторвались напрочь. Остановились на мысе Толстенький. Хорошее место. Все есть. Берег не очень высокий, лесистый. Пляж песчаный. Просторщики добрались до нас только к 2100, хотя парусов у нас всего-то 6 квадратов.
Жара уже не такая сильная. Ветер северо-западный, 4 балла. К вечеру дошли до мыса Зимнегорский, который является как бы коленом на Зимнем берегу Белого моря. После этого мыса берег заворачивает восточнее, к горлу. На протяжении примерно 40 км берег здесь высокий, обрывистый, песчано-глинистый. Пляж очень узкий и песчано-галечный. Мыс Зимнегорский - самое высокое место на Зимнем берегу.
И только здесь (из указанных 40 км берега) можно устроить лагерь, галечный пляж достаточно широк для любой воды и ветра. На самом верху мыса расположена метеостанция и морская служба слежения. Ребята хорошие. Здесь при случае можно и в баньке попариться. Наверху все покрыто густым лесом. Есть медведи и волки. Случаев съедения человеков никто не рассказывал. Легли спать, а второго катамарана еще нет.
Тепло. Даже очень. Стало быть, уже не жарко. Однако шкура уже облезла. Ветер южный до 5 баллов. Облачность средняя. С 1100 до 1800 двигались неплохо.
Остановились у поселка (скорее хутора) Това. Здесь в море впадает одноименная речка. Не большая, но и не ручей.
Живут там и работают частники в двух избах. А невдалеке расположены еще две избы, в которых обитают колхозные рыбаки. Рыбаки знакомые по прошлым плаваниям в этих местах. Здесь началась обжираловка.
Дело в том, что раз в 4 года происходит массовый ход горбуши. Валом валит, вот и набартериться можно до нельзя. И рыба, и икра через дней 10 нам уже порядком надоела. Правда, рыбаки и так угощают, но на халяву-то не удобно…. В другие года здесь нас угощали семгой. Что самое интересное, икру от семги никогда не дают. К вечеру что-то закапало, но на дождь не потянуло. А к 12 ночи подошел второй катамаран (с камикадзами).
С утра туман. Облачнось почти сплошная. Тем не менее опять жарко. Ветер западный слабый. Просторщики чинят катамаран.
Уже чинят! Ну точно камикадзе. Решили подождать их, и ветра заодно. После обеда раздуло; ветер северный до 5 баллов. Волна до 2 метров. Небольшой штормик. Мы пошли, ребята еще оставались. Постепенно ветер изменился на северо-восточный той же силы. Лавировались долго и упорно, и 1800 дошли до Могилки. Могилка - это изба в горле Белого моря. Постройки 1938 года. Однако еще стоит, слегка подремонтированная. От этой избы очень удобно пересекать горло, хотя это не самое узкое место. Берег песчаный, в общем-то низкий, с эдакими холмами.
За холмами - тундра, в которой несколько приличных озер, где и гусей можно пострелять (если есть чем). А за тундрой на горизонте виден лес. Лес отсюда начинает отступать от холодного берега все дальше и дальше. На мысе Инцы, расположенном километрах в 7 севернее, лесом уже и не пахнет. Кстати, от мыса Инцы до противоположного берега горла (на избу Погорелая) самый короткий путь; всего 50 км.
Но, и берег у мыса похуже, и течения сильнее, да и прямая - не всегда самый короткий путь. Короче - от Могилки лучше. Здесь и дров побольше, и пресной воды море, и как-то повеселее. Непонятно, почему избу так назвали, только перед ней стоит здоровенный крест-знак с какими-то иероглифами, на старославянском языке похоже. К вечеру стало холодно, а ветер не стих. Все небо заволокли темные тучи. С горя отрубили рыбам головы (а их у нас было три) и сварили суп. На том день и закончился.
Дневка. Перед переходом горла мы готовимся, проверяем состояние лодки, моемся; обычай у нас такой (не все же в баню ходють…). Да и просторщиков подождать надо. Потеплело. Ветер поутих до 3…4 баллов, но все равно северный. В 16 часов пошли вдоль берега прогуляться, размять старые косточки, заодно и другие кости поискать… Но, они, то бишь наши камикадзе, и сами уже идут. Оказывается, они при отходе сломали шверц и деревянный (уже замененный недавно) руль. Это похоже на Простор. Ну что ж, придется и их готовить к переходу, стало быть будет еще одна дневка.
Ну, знамо дело, дневка. Ветер северо-восточный с переходом на северо-западный, 3…4 балла. Ветер холодный, хотя само солнце в просветы облаков печет прилично. Под прикрытием избы можно и позагорать. Да, чуть не забыл; комаров еще не видели. В жару все пересохло, это для них плохо. А при сильном ветре им нас не достать, тоже хорошо…
К вечеру стало потеплее. Ягод еще нет; либо только завязи, либо еще зеленые. Ну правильно, еще не время. Просторщики готовят лодку, а мы жуем горбушу. Подготовка свелась к следующему: ушили грот, то есть убрали пузо, пришили один (и то хорошо) ряд рифов, заменили рули и шверцы (из досок), закрепили баллоны, чтобы не ползли назад на рули (типичная просторовская болезнь). Ну и так, по мелочи; где подкрутить, где подтянуть. Мы к 2000 были готовы на все 100, а ребята копались еще долго.
Выход назначили на 5 утра, что бы при любой ситуации добраться на ту сторону к ужину. Конечная цель - изба Пулоньга. Компасный курс КК=310° (склонение здесь 16Е). Планируемая длительность перехода t = 7…8 час. Время открытия противоположного берега = время закрытия исходного берега + 1 час. Это при нормальных обстоятельствах. А там видно будет….
Встали в 4 утра. Быстро позавтракали и в 530 вышли на переход. Ветер хороший; северный, 3…4 балла. Все бы хорошо, через 2 часа с северо-западного направления на нас пошла гроза. И такая могучая; горизонт впереди аж почернел, а молнии хлестали, как в тропиках, по всему фронту. Ветер усилился до 6 баллов с порывами до черт его знает каких баллов. Однако, зарифившись, держались. И просторовцы тоже шли, хотя заливало их через верх здорово. Один шквал, правда, пришел такой сильный, что пришлось снять все паруса для его пропуска. Хорошо, что заметили вовремя; типичный литературный шквал в виде белой пенной полосы, идущей по поверхности воды со стороны грозы. И некоторое затишье ветровое перед шквалом. Ну, минут 15 он вдувал не хило. Потом ветер стих и мы сидели под дождем еще с час, пока снова не подуло. Ветер опять дул с севера балла на 4. Пошли дальше (ну, паруса-то подняли, ясен перец). Часов в 9…10 были на судовом ходу. На картах он обозначен примерно посередине горла. Стало быть половину прошли. Ветер стал потихоньку поворачивать на северо-западное направление. Пришлось и нам немного развернуться. Постепенно развиднелось, гроза прошла (имею ввиду молнии) правее. И к 1600 подошли к берегу километрах в 3 западнее избы Пулоньга. А тут и солнышко выглянуло. Берег здесь песчаный, невысокий.
Рядом в море впадает небольшой ручей, который можно перепрыгнуть. В ручье, тем не менее, ловили форель чуть длиннее ладони.
Весь переход занял 10,5 часов. Это нормально, если учесть задержку из-за грозы. Дрова здесь тоже есть - плавник. У самого берега песчаные холмы, а дальше – типичная тундра. Осушка большая, порядка 100 метров, но дно песчаное. Из съестного нашли только дикий лук, больше пока ничего не созрело. Тепло. Солнечно. Приятно.
Еще один интересный момент; у просторовцев на лодке был пес, ротвейлер. Собачка ничего себе, но после перехода лезла целоваться ко всем. Здорово видать подмокла.
Весь день, было прохладно, хотя светило солнце. Шли с 1300 до 21 часа, но ушли недалеко, так как дуло, что называется, в морду, до 5 баллов. Дошли, как оказалось, до избы Чернявка. На ужин "замочили" форель.
С утра - фордевинд 5…6 баллов. Облачно. Холодно. Дождь. Вышли в 1200. Небо все затянуло. Но шли неплохо до 1600. Остановились у избы Новинка, что за поселком Тетрино. Изба старая, развалившаяся, непригодная для жилья. Берег низкий, песчано-каменистый. Вода есть в ручье, дров полно (можно сжечь избу: хуже не будет). Берег весь завален дерьмом. В самом прямом смысле. С трудом нашли место для палатки.
Позже выяснили все. Изба от Тетрино отделена глубоко вдающимся заливом. Во время отлива вброд его переходила лошадь из поселка и паслась у избы, где, очевидно, вкусная травка растет. В поселке-то какая трава? Часа на два, пока держится малая вода, лошадь балдеет на выпасе, затем возвращается домой тем же способом. Во пристроилась!
А берег заср…, простите загажен, не только у избы, но и далеко от нее. Видно лошадь давно этим занимается. К себе, однако, ближе, чем на 2 метра не подпускает. Даже сухарями ее не удалось соблазнить.
А подальше от берега начинается не лес, но что-то вроде густых кустов, да и травяной покров здесь весьма развитой. В Тетрино пару раз в неделю прилетает самолет Ан-2 из Кандалакши. Дорог нет. Просторовцы не пришли. До конца плавания мы их больше и не видели. (Как потом узнали, они дошли до Северодвинска в начале сентября. Но ведь дошли!).
Понедельник – день тяжелый; ветер встречный, несильный. Прошли километров 15. К берегу подошли перед поселком Чаваньга. Место не понравилось; берег низкий, комариный, пляж песчаный, но узкий, заваленный бревнами и гниющей морской растительностью (воняет, разумеется). Ветра совсем нет. Километра 3 пришлось тащить лодку бечевой вдоль берега (за кустами еще и дорога проходит вдоль кромки берега). На каменистом мысу, выдающемся в море метров а 30, и поставили лагерь. Неплохое место.
Сразу от берега тянется тундра, а чуть подальше, сначала редкий, затем погуще, растет хвойный лес. Уже созрела черника и голубика. Дрова есть. Воды есть, но немного. Осушка небольшая, но противная; много травы. Хорошо, что пошли в прилив. Кстати, и отходили тоже в прилив. Так проще.
Вышли в 1130 с попутным средним ветром направления с юго-востока, с переходом на юго-запад. Относительно тепло. Облачность переменная. В 1430 прошли поселок Чаваньга. Крупный поселок. В 1830 остановились у избы Кривой Ручей.
Изба хорошая, ночевали в ней. Берег приглубый, пляж песчаный, дров полно. Вдоль берега идет грунтовая дорога. А ручей и вправду кривой.
Ветер с утра встречный, очень слабый. Солнечно. Тепло. Вышли в 1130. Ветер средний, левый бейдевинд. Прошли Варзугу (река и поселок).
После устья Варзуги берег сосем низкий, песчаный. Осушка большая, до 200 метров. В 2030 встали перед избой Степановская. Дров полно. Вода в ручье, протекающем рядом, но он завален бревнами. Пили. Живы.
Погода солнечная. Тепло. Ветер – левый бейдевинд, 4 балла. Короче, морда средней силы и встречное течение. Мотались с 12 до 19, а прошли всего лишь до ближайшего мыса. Течения тут бывают приличные. Впрочем, место хорошее, правда, без пресной воды. В стороне проходит дорога. Никак не уйти нам от Варзуги.
Вдувает с утра не хило. Похоже, шторм начался. Но ветер попутный. Дождались пика прилива и в 1030 вышли. Выходить, правда, тяжело было; сильный накат и мелко, шверцы не опустить, а надо было сначала полавироваться немного, чтобы мыс обогнуть. Зато потом, как на курс легли, понесло под 20 км/час. Паруса на бабочку поставили, чтобы меньше мотало. Волна приличная, метра 2,5…3 будет. Временами долго на волне ехали.
Шли в километре от берега. В районе маяка о-ва Кашкаранцы волна увеличилась до 5 метров (имеются ввиду отдельные, пиковые волны). В последние дни просто мечтали пролететь Кашкаранцы с хода, уж больно противное это место; отмели большие, каменистые, а до берега далеко. Есть и ловушки-ковши, в которые легко попасть. Пока будешь выбираться - вода спадет, и сядешь на грунт, а до берега метров 600 по камням. В одну ловушку заскочили, приблизившись к берегу слишком близко и в неположенном месте. Но вовремя смекнули и выскочили, уже скребя по дну брюхом. Подвезло здорово; пролетели и Кашкаранцы, и мыс Корабль, на котором аметисты раньше добывали (и где мы хотели камушков набрать). Очнулись только после поселка Оленицы, когда ветер ослабел. За Оленицей берег нам не понравился. То ли пожар там раньше был, то ли с моря нанесло, но весть берег завален горелыми бревнами, густо заросшими травой по пояс. Пошли на мыс Турий, благо осталось немного. Ветер сменился с юго-восточного на северо-восточный. Не холодно, но практически постоянный дождь и брызги от ударов о волны. Правильные волны не наблюдали; гребни подходят с трех сторон: слева, справа и с кормы. Временами волны перекатывались через трамплин. Но мы одеты тепло и в химзащиту, практически сухие (внутри). К 2030 дошли до мыса Турий. Мыс заповедный, высокий, поросший смешанным лесом.
Имеется и грунтовая дорога на Умбу и, через Оленицу, на Варзугу. Из Умбы в Кандалакшу ходит автобус (для справки). Чуть восточнее самой высокой точки мыса есть распадок, по которому протекает речка. У устья речки расположен кордон. Инспектора к таким, как мы относятся доброжелательно, даже предлагают поставить лагерь около их избы. Мы здесь уже по второму разу, но встаем не у них (зачем глаза мозолить), а чуть восточнее распадка, где с моря хорошо видна бухточка. Бухта обрамлена с двух сторон выступающими каменными грядами, а берег собственно бухты и дно - галечные. Дно бухты приглубое, поэтому при юго-западных ветрах возможен сильный прибой. Место красивое, но за водой нужно ходить на речку за километр. На берегу стоит какой-то сарай, но не факт, что он там будет стоять в следующий раз.
Дневка. Ветер северо-западный, 3…4 балла. Тепло. Днем - дождь. Назавтра планируем пересечение Кандалакшского залива.
А пока отъедаемся красной рыбой и икрой, приобретенными по бартеру у рыбаков.
Готовимся к пересечению. Планируем попасть на мыс Шарапов. Это 45 км. Склонение 12Е. Компасный курс КК=200°. Погода хорошая. Солнечно. Ветер нехороший; почти морда правого галса. Имеем сомнения относительно попадания на мыс Шарапов. В 1130 вышли намеченным курсом. Едва-едва выдерживаем направление. На середине пути ветер зашел точно в морду. Пришлось увалиться вправо, на курс 220…240° (ну не влево же брать, в морские просторы…). Ветер вообще сдох. А дело к вечеру. Думали, придется заночевать посреди залива. Зарядил дождь. Затем ветер поднялся, но очень нестабильный; шквалило с разных сторон. Но, отлавливая ветер парусами, потихоньку двигались. В 2400 были на острове Сидоров. Да уж, это совсем не мыс Шарапов. Но жалеть нам не пришлось, поскольку этот остров и его окружение очень красивы. Остров высокий, каменистый.
Воды полно. Дров изобилие. Здесь хорошенько помылись. На острове давно был пожар. Еще видны его следы. Полно ягод и грибов. А вот с палаткой были проблемы. Ровного места поблизости не было, но на каком-то клочочке, с перекосом, все же впихнулись. А в остальном все отлично.
Дождь шел всю ночь. Небо затянуто напрочь. Но тепло. Ветер северный, слабый. Чувствую себя неважно; наверное сала переел. Или переутомился, объедаясь красной рыбой. Делаем дневку. Место красивое, так что хуже не будет. Весь день шлялись по острову.
За ночь погода переменилась. Облачно. Ветер юго-западный, сильный. Порывы до 7 баллов. В 1230 загрузились и вышли, аккурат с полной водой. Шли, нет, летели, курсом левый галфвинд. Временами шел дождь, вперемежку с солнцем. Хорошо, что ветер со стороны берега; волна небольшая. Хотя на пересечениях заливчиков волна выростала. Да после Кашкаранцев это ерунда. В 1430 прошли мыс Шарапов, на который планировали попасть в переход. Мыс представляет собой скалу в форме одной груди (понятно, не мужской).
А наверху стоит маячок. В это время года он не работает, поскольку ночи еще светлые. Скала довольно круто уходит в воду. Вылезти здесь можно, не только в тихую погоду и только при острой необходимости (ну, мало ли у кого какая острая необходимость…). В 1930 подошли к берегу на ночь, чуть не доходя до мыса Кирбей Наволок. Берег скалистый, но выход на него низкий. Чуть подальше вглубь берега начинается лес. Черники, голубики - полно. И морошки поели вволю. Грибы тоже есть, но они нам уже порядком надоели.
А какой был день тогда? Ах, да, среда… Прямо как у Высоцкого. Осень, однако. От дождей потемнели кусты… Но блузы прилипли к потненьким (что-то знакомое…).
Солнце и облака. Тепло. Но ветер холодный, порывистый., с юго-запада. В 12 дня вышли. Ветер усилился, порывы до 7 баллов. Прошли о-ва Лудки. Встали в 1600 на восточной части о-ва Соломенский. И вовремя; через час ветер достиг своей наивысшей силы. А к 20 часам стал потише. На острове есть морошка, черника, грибы. Растет небольшой лес.
Воды вот маловато, но набрать можно. Вообще, полезно всегда иметь с собой полную канистру, и не надеяться на то, что воду везде можно найти (это точно).
С утра солнце. Ветер средней силы. Но пока собирались, раздуло до 7 баллов с запада. По статистике западный ветер приносит шторм. Но берег нас прикрывает. В 1230 вышли. На пересечениях заливов волна выростала не сильно, но крутая, резкая. В этом районе глубины небольшие, много мелей. Надо уходить далеко в море (километра на два), где поглубже, но делать это вряд ли стоит; потом придется в такой сильный ветер лавироваться по мели к берегу. Шли метрах в 500 от берега по отмелям.
Шверцы, конечно, побили, так как, хотя воды и хватало, но попадались подводные камни, о которые и долбились. При подходе к берегу острова в устье реки Кузема (пос. Поньгома) на смене галса навалились на подводный камень и сломали правую шверцевую балку. Тонковатая была балочка. А точнее - прошляпили момент. Что ж, бывает. На берег выбрались в 1630. Здесь и починили балку. Вернее сделали новую из карельской березы (пришлось принести ее в жертву, жаль конечно). На острове полно черники. Дрова тоже есть. Но воды нет напрочь. Зато по острову бегают зайцы и скачут какие-то здоровенные птицы. Поймать не смогли, остров довольно большой, и очень даже симпатичный, весь заросший лесом. Интересная получилась ситуация; сидим на острове в устье реки, а пресной воды не имеем. Да это и не совсем река. Скорее залив, в вершину которого впадают две речки: Кузема и Поньгома. Там же и ж/д станция Кузема (там и магазин есть).
Еще один момент; осушка на острове очень большая и каменистая. Подошли-то мы в прилив. Перетащили лодку в более удобное для отхода место и сидели до прилива.
В 1630 только и смогли выйти. Ветер северный, 4 балла. Волны нет в принципе. Красота! Балдели до 1800. Встали в километре перед мысом Чернецкий. Отличное место. Удобное. В лесу полно морошки, черники и грибов. За водой, правда, пришлось далеко идти. А когда в отлив вода ушла, мы охре…, виноват, обалдели; осушка метров 300 с камнями. Опять придется сидеть и ждать прилива. Не это плохо, а то, что время прилива сместилось к вечеру. Погода хорошая. Тепло. Облачно. Ветер северный, умеренный. Комарики не дремлют.
Снова светит солнце. Тепло. Ветер юго-западный, 3 балла. Покормились ягодами, поели грибной супчик. Погуляли. Сухо. Осушка. Ждем-с. Надоело. Потащили лодку поближе к воде, загрузили ее посуху. Пока одевались, поднимали паруса, лодка и всплыла. В 1600 вышли. Ветер усилился до 4…5 баллов. Появились облака. Волна временами взбрыкивала прилично. Но 1,5 часа прошли одним галсом, пока теперь уже левая шверцевая балка (бедная березка…) не сломалась. Пошли на одном правом. Тоже ничего. К 2000 подошли к какому-то неопределенному мысочку. Отличное место. Ну, лес, ягоды-грибы, это понятно. Но какие скалы красивые! Округлые, разноцветные, с пресными водоемами… Здорово.
Лодку вытаскивать было легко, как по слипу. Дров море. Временами, южнее, слышали поезд. Похоже, недалеко и Кемь.
Место наше где-то между мысом Чернецкий и Рабочеостровском.
Надо пользоваться природными богатствами. Делаем дневку. С утра солнечно, а к обеду обложило темными синими тучами. Но дождя нет. Ветерок прохладный, продувает насквозь. А в лесу очень хорошо. Радугу видели красивую, полную. Что-то в этом году много полных радуг попадается. К чему бы это? Хорошо отдохнули. Заодно и шверцевую балку снова приладили.
Все небо затянуто. Но не холодно. Вышли в 1130. Ветер встречный, ровный, 4 балла. К полудню ветер сдох. Отдыхаем пока. К 15…16 часам снова раздуло. Пошли дальше. В 1830, в прилив, высадились на берег на мысочке, в 5 км перед Рабочеостровском. Отличное место: море, морошка, черника, голубика, грибы, вода, лес, поляны, жратва в мешках… Что еще нужно человеку для полного счастья? (правда, женщин с нами не было…).
Вечером, часов в 9, мимо прошли два парусника из подмосковного города Жуковский. Это был катамаран Фьорд и самодельный тримаран Лисина. Куда-то спешили ребята, раз не остановились здесь.
С утра солнечно, а к обеду облачно. Не то, что тепло, но и не холодно. Ветер не сильный, но, в морду. Осушка увеличивается. Чувствуя, что не успеваем, подтащили лодку к воде, а затем, на чалке, с уходом воды отпихивали лодку все дальше, оставляя ее на плаву и продолжая загрузку. В 1230 вышли. Ветер, что называется, левая морда, но одним галсом можно идти. А вот перед встреченными островами пришлось лавироваться, чтобы выйти подальше в море, так как начались обширные отмели, тем более, что был отлив. Ветер усилился до 5…6 баллов. Волна до 3 метров, временами довольно крутая. Но это на отмелях, а так - более менее нормально.
Левая шверцевая балка опять сломалась; хорошо иметь два шверца!
Вдали по курсу показался архипелаг Кузова. Стало облачно, а ветер поутих. На последнем издыхании ветра дошли до о-ва Русский Кузов. Высадились на северо-восточной его части. Остров известный, очень красивый (как, впрочем, и другие острова архипелага), высокий, поросший лесом. С водой и дровами в этой части острова проблем нет.
Вода, как правило, находится недалеко от берега в скальных выемках, размеры которых могут быть довольно большими. И уж точно вода всегда есть на самом конце северо-восточной части острова. Там, где мы высадились, довольно каменистое место, а дальше уже густой подлесок. Однако для палатки чистое местечко нашли.
Грибов на острове просто огромное количество. Основной гриб - подосиновик, второй - подберезовик. По остальные ничего не могу сказать; просто не видел. Ягоды тоже есть. Про дрова умолчу: все и так ясно.
Дневка на прекрасном острове. До часу дня стоял густющий туман, а после обеда - солнце и легкий теплый ветерок. Весь день гуляли по острову. С вершины горы, под которой мы примостились, хорошо виден остров Немецкий Кузов.
Тоже высокий, скалистый остров. И необыкновенно красив. В нашем дальнем плавании особо не разбежишься; сроки поджимают, а в другое время на осмотр этого архипелага следовало бы выделить дня 3…4. К вечеру все небо затянуло, несколько раз принимался дождь.
С утра солнечно. Небо чистое. Тепло. Ветер слабый, восточный. Возможно влияние острова на ветер. Выйдем, тогда и поглядим, как там. В 9 утра, в полный прилив, вышли. Нацелились на остров Большой Соловецкий. Компасный курс КК=40°. Ветер почти встречный (правый галс). Едва дошли до о-ва Немецкий Кузов, как ветер стих до нуля. Часа два загорали на солнце. В 1300 подуло с юго-востока. Только-только выдержать курс 40°. Постепенно, используя отход ветра, завернули на курс 60°, чтобы набрать высоту, на всякий случай. Ветер 3…4 балла. Солнечно, безоблачно. Жарко. Видимость прекрасная. Через 2 часа хода четко видим Соловецкий кремль. Увеличившийся дрейф (шверц то один остался), однако, сделал свое дело; подошли к острову в районе горы Секирной. Белая башня на горе служила нам отличным ориентиром. Высадились На мысу, между лагерем РАН и двумя домиками. Хорошее место, но не в плане воды. За водой пришлось идти к лагерю РАН, где есть ручей. Заодно и в гости сходили. Сходили также и к домикам.
Оказалось, это домики огарщиков (они собирают траву). Один домик был на замке, а второй, гостевой, был свободен и очень чистенький. Вдоль берега расположены сетки для сушки травы. Наверное не время было для сбора травы, ну и ладненько. Прошли вдоль берега дальше за домики. Там протекает большой, чистый ручей, и много белых грибов. Все завтра перенесем лагерь сюда. Полно ягод. А перед домиком Антон нашел чей-то упакованный спальный мешок. Ну да, тут перед нами байдарочники стояли. Раззявы. Жаль, что я не увидел мешок первым; новенькой такой мешочек, компактненький.
Дневка. С утра и после обеда лил дождь. Днем еще и туман был, плотненький такой. Ну, поели, поспали, опять поели. Решили перевезти шмотки в избу и там помыться, благо для этой цели там был крохотный (на одного) сарайчик, но грамотно устроенный. К 4 часам дождь прекратился, а к 5 часам и туман рассеялся. Переехали к избушкам. Погода переменная; то солнце, то дождь, да и гром гремел иногда. Помылись нормально, ибо было где, было чем.
А у нас нонче Суботея… У Антона день рождения оказался. Отметили чуть-чуть. Денек солнечный, теплый южный ветер. В 1100 пошли потихоньку поближе к кремлю и магазину… В 1600 высадились в 5 км севернее поселка Соловецкий. Отлив уже шел вовсю.
Не шибко удобное место для причаливания в отлив; большая осушка, а прибрежная полоса забита всякой травой, выброшенной прибоем и протухшей. Зато здесь последнее перед кремлем место, где нет дороги. Грунтовая дорога идет в поселок в 100 метрах дальше.
А по дороге шныряют инспектора на мотоциклах в поисках незарегестрированных (читай не заплативших) туристов. А мы ведь еще и до поселка не добрались. Ну, считай, что спрятались.
Лодку до берега не дотянули метров на сто, как она полностью села на брюхо. Но уже шел прилив, и таскать тяжести было ни к чему. Оставил Антона подтягивать лодку, а сам, взяв документы и большую сумку для чего-нибудь, пошел регистрироваться.
Шел полтора часа и, как оказалось, опоздал, ибо лесхоз, где нужно оплатить стоянки, работает с 900 до 1700 (перерыв с 12 до 14). А в субботу и воскресенье вовсе не работает. Ну что ж, мы не виноваты, значит. Зато все узнал и все купил, что надо. В магазинах (работают до 2 часов ночи) здесь есть все, даже арбузы. Хорошо прогулялся. Пока шел, поел ягод. Грибов здесь не много, а вот комарики есть; лучше не останавливаться (почему и сходил быстро). Обратно вернулся к 8 вечера, и вовремя, так как дождь начался. Так, под дождем и ужинали. Да, здесь рядом есть ручей, а дров не шибко много.
К полудню выглянуло солнце. Ветер южный, 3 балла. Тепло. В 1300 отчалили смотреть кремль и к 1400 уже подходили к нему. Здесь, почти перед самым причалом, несколько островков, на которых парусники и останавливаются (хотя это и не разрешается).
На одном из островов стояли ребята из Москвы на двух катамаранах. Познакомились и пошли дальше. Подошли к берегу правее кремля, к зданию навигационной службы. Здесь есть крошечный детский яхт-клубик. Ориентиром является мачта с Андреевским флагом. Тоже познакомились. Оставили лодку здесь, а сами пошли осматривать кремль и окрестности. Недалеко от яхт-клуба у дороги есть колодец, но найти его не просто, лучше на месте спросить. Вечером перешли на ближайший остров, где с катамаранщиками познакомились. Вечер был хороший…
А прямо перед нашим приходом ушли с Соловков последние яхты, участвовавшие в Соловецкой регате. Жаль, не успели посмотреть.
С утра облачно. Ветер южный, 3 балла. Сухо. Сняли лагерь, погрузились, и перешли снова в яхт-клуб. Сходили в лесхоз, оплатили как положено. Деньги совсем небольшие. Зашли в кремль, взяли разрешение на посещение Голгофы на острове Анзерский.
Купили еще один арбуз на радостях и в 1400 вышли. Ветер южный, теплый, в морду. Тренировка, лавировка вовсе нам не повредит. В 1700 высадились на берег напротив острова Большой Заяцкий.
Место нехорошее. Дрова есть. А вода здесь в бочагах плохая; много коров ходит, а они писают в воду. Чтобы набрать воды, пришлось идти поглубже в лес. Лес сильно заболоченный, но вода там хорошая. Переночевать в этом месте можно, но не более того.
Солнечно (но к обеду затянуло). Тепло. Ветер слабый, южный. Вышли в 1230. Обогнули мыс Муксалма с деревней, отошли подальше от нее, чтобы и видно нас не было, и в 2000 высадились на один из многочисленных здесь мысков.
Прямо напротив острова Анзерский. Место обалденное, по-другому и не скажешь. Все заросло кустарником и стлаником. Место закрыто от ветров. Полно ягод. Вообще-то эта часть острова Бол. Муксалма закрыта для посещений, но мы вели себя как настоящие экологи; никаких следов после себя не оставляли. На ужин пожарили три трески, которые выловили по пути. Грибами закусили; здесь они растут прямо под палаткой. А палатка стоит как бы на мягком матраце. Воды, правда, поблизости не нашли.
Погода солнечная. Тепло. Ветер почти мордовый, 4 балла, но одним галсом можно выйти на Анзерский, в губу Каперская. Вышли в 1200. Ориентир - гора Голгофа. В 330 были уже там. Местный инспектор проверил документы, поболтали с ним немного, и я пошел на Голгофу, посмотреть. Смотреть, собственно, не на что. Все в таком плачевном состоянии. Реставрационные работы идут такими темпами, что лет 10 придется ковыряться, если обстановка не изменится. А места очень красивые. Остров порос лесом, есть озера. С Соловецкого острова приезжает много туристов. Встретили здесь москвичей из преображенского парусного клуба. Это что-то ужасное: куда ни пойдешь, обязательно на москвичей наткнешься. Сколько же их? То есть нас…
В 1730 пошли дальше. Прошли до южного конца острова, встали под маяком мыса Колгуев, с западной от него стороны. Этот район также закрыт для посещения (большими массами людей…). Здесь природа совсем другая, нежели на северной, большей части острова. Типично тундровый ландшафт. Дичи полно; куропатки взлетают из-под ног нехотя, утки вьются как мессершмиты, а еще на острове живет несколько северных оленей. Ну, этих сюда насильно завезли, для разнообразия. Близко не подпускают. И что интересно; хоть и заповедное это место, а стреляных гильз валяется полно. Непорядок. Вода здесь есть в болотцах, недалеко от берега. А дров в избытке. Грибов и ягод тоже хватает.
Маяк стоит на горе. Около него два домика, но они заброшенные и не шибко чистые.
Отличный денек. Тепло. Солнечно. Ветер северо-западный, 1…2 балла. Небо почти чистое. В 1015 вышли на переход к материку. Курс на остров Жижгин, что недалеко от берегового мыса Ух Наволок (Эх, ну и ухнем!). Компасный курс КК=80°. Нам с погодой повезло, а вообще0то здесь, в 5 примерно километрах южнее мыса Колгуев, расположена большая отмель, на которой при ветрах северных направлений вспухает крутая волна, особенно во время пиков прилива и отлива. Это не следует забывать при планировании перехода. При подходе к острову Жижгин, вернее, при траверзе его, ветер кончился напрочь. Пришлось напрячь рулевого, который еще и матрос (по совместительству). Веслом иногда полезно помахать. В 1600 высадились в 1 км южнее мыса Ух Наволок.
Недалеко стоит большая изба. Во всех избах, которые мы встречали на Летнем берегу, живут. Пустых изб, как на Зимнем берегу, не попадалось. Почти вдоль всего Летнего берега тянется грунтовая дорога. Берега песчаные, повыше, пониже, но всегда почти песок. И лес, сплошной стеной. Осушка большая, за редким исключением. Грибов и ягод просто завал. Пошла брусника. Много шиповника. Можно чай заваривать. Чувствуется, что природа здесь совсем другая, не как на Зимнем и Терском берегах.
С утра сплошной туман. Ветер юго-западный, 1 балл. Тепло. Полный отлив. Вышли в 1100, перетащив лодку через осушку (вместо зарядки). Отличная погода. Берег, как я уже говорил, песчаный, но встречаются каменистые россыпи, уходящие далеко в море. Все это безобразие нужно обходить мористее. В любом месте про ходу движения можно ставить лагерь и делать дневку; такие здесь красивые места. Отмели кончились. Дальше берег, хоть и песчаный, но приглубый. Ловится здесь треска, камбала, сельдь. Встали на ночь в 1800, не доходя до поселка Лопшеньга километров 20, между двумя избами : Тимофеевская и Усть-Яреньга. Хорошее место, но вот дорога, идущая вдоль берега, портит вид. Правда, по ней так никто и не проехал, по крайней мере при нас. Палатку поставили на песок, поближе к морю, подальше от дороги. Пресной воды здесь, но есть у изб, в колодцах. Народ не жадный. К вечеру ветер зашел с востока.
Погода хорошая. Солнечно. Тепло. Но ветер усилился, юго-западный, 5 баллов, порывами до 7. Короче, шторм. Вышли в 900. Волны большие, но ход имеем хороший.. Идем вдоль берега: сплошной пляж! Берег повысился, стал крутым. Затем постепенно стал выполаживаться, но все - песок. Далее берег снова повысился и стал крутым. Пляж стал слишком узким. Тут уже не встать на ночь; смоет. Берег стал очень крутым. Так и шли в поисках места для высадки. Только в 2…3 км перед поселком Сюзьма нашлось классное местечко, где мы в 1800 и причалили. Берег здесь песчано-галечный, не слишком высокий. Дрова есть, а воды не видать. Поднялись наверх, но там болотца пересохшие.
Похоже, до нас стояла сушь. Зато сейчас все исправилось: небо затянуло полностью, накрапывает дождичек. Ветер немного потише стал. Во время перехода встречали на берегу много изб.
Очень сильный ветер, до 7 баллов, юго-западный. А порывы еще сильнее. Шторм, однако. Небо полностью затянуто. Размышляем, что делать. Для начала решили поесть. На сытый желудок думается легче. Вчера вечером, похоже, видели глаз циклона. Потому, что дуло очень сильно ДО, затем стало потише и солнышко было, а ПОСЛЕ опять сильно дуло. Глаз, он и в Африке - глаз. Но поскольку ветер попутных направлений, решили выйти. Отчалили в 1300. Дует не хило. Ветер переменился на западный, 7 баллов. Темные тучи. Два часа держались, уворачивались от волн, но все-таки попали под одну. Приняли удар носом левого баллона. Передние подкосы баллона не выдержали и согнулись, а аварийный баллон, привязанный сверху (на всякий случай), оторвало и унесло нафиг. Ну и ладно, идем-то вдоль берега. Пришлось высаживаться на берег и чиниться. Хорошее место попалось.
Рядом, в кустах, избушечка. Речушка в море впадает, правда, в устье вся завалена бревнами. Берег песчаный, поросшый лесом. Проблем с материалами для починки нет. Из жердей, найденных тут же, и капронового шнура (имеющегося у нас в изобилии) наложили шины на ослабленные места. Получилось даже крепче, чем было. Часа два потратили на ремонт, и пошли дальше. Сплакнули, конечно, немного по унесенному ветром аварийному (одному из четырех) баллону, но делать нечего: разве его теперь догонишь… Плывет себе под штормовым ветром, а где-нибудь его выбросит на берег. Вот повезет кому-то (халява все-таки)! Еще часа два шли со штормом.
Ветер еще усилился. Невозможно оценить силу ветра на глаз, но на курсе фордевинд, когда мы почти выходили на глиссирование, а троса свистели, гул усиливался, а зарифленный грот, казалось, снесет мачту. Собственно, так оно и произошло. Не с первого раза, но очередной порыв ветра переломил-таки мачту. Ну что ж, опыт ремонта у нас имеется. Высаживаемся на берег. Разумеется, видим песчаный пляж и лес. Ручья или лужицы нет, зато дров много. Запас воды мы имеем с прошлой высадки, а ремонт, похоже, затянется. Будем ночевать здесь. Поломка не сложная; выстругали деревянный кусок-вставку, вставили его в сломанные части мачты, а поскольку ликпаза нет и в помине (парус с карманом), все элементарно соединилось. Вот и весь ремонт. Прочность мачты, конечно, уже не та, но это мелочи…
Утром немного посветило солнце, и снова набежали темные тучи. Ветер опять дует сильный, 7 баллов, северный. В принципе не холодно, но при таком ветре продувает до костей, хоть гидрокостюм на берегу одевай. Вышли в 10 утра курсом на остров Ягры. Это за Северодвинском, прямо у Никольского рукава Северной Двины. Компасный курс КК=60°. Но долго так идти не смогли. Боковая волна высотой до 4 метров вынуждала принимать ее кормой, а это - смена курса. Так, зигзагом, и двигались, срезая угол с деревней Кудьма на Северодвинск.
В 2 часа дня мачта снова сломалась, причем при таких же обстоятельствах, то есть на порыве ветра. Ветер, как мне кажется, был еще более сильный, так что поломка вполне естественная. Высадились на берег не дойдя до Северодвинска, перед дачным поселком. Берег песчаный, лес далеко, зато пресная вода в изобилии. Поставили палатку прямо на песке. А больше и негде. Поселок дачный как вымер. Народу совсем не видно. Ну да, ведь сегодня понедельник. Да, день тяжелый. Мачту сломало в двух местах, и в очень не технологичных. Короче, ремонту не подлежит. Взяли то, что может пригодиться, а остальное выбросили как хлам. Долго искали бревно для мачты. Нашли много чего.
Перепробовали несколько вариантов. Все не то: слабо, и передняя шкаторина грота длиннее штага получается. Наконец придумали. Поставили почти на корме здоровенное бревно, а вперед пустили длинный форштаг. Для удлинения бревна вверху его приделали остатки мачты. Получили стаксельное вооружение. Стакселем теперь являлся грот. Пока возились с ремонтом, ветер усилился настолько, что палатку, которую мы предусмотрительно закопали по периметру в песок, стало выдергивать, а песок просто двигался как барханы. Поскольку был прилив, вода поднялась. Но ветровой нагон был столь силен, что низкий здесь берег стало затапливать. Мы уж были готовы эвакуироваться, но вода остановилась. Три метра до палатки не дошла, а вокруг нас и далее вглубь берега далеко все залило. Ночь провели как на гвоздях; все выскакивали и смотрели, не прибывает ли вода, не откопал ли ветер палатку… А ужин готовили под прикрытием какой-то деревянной лодки (вернее, что от нее осталось). Ночью северный ветер нисколько не стихал. Небо также полностью затянуто. Временами накрапывал дождичек, но не сильный.
К утру ветер не ослаб, поэтому решили подождать ослабления; для такого парусно-бревнового вооружения, которое мы имели, такой ветер слишком силен. Часам к 2 дня ветер стал слабеть и мы пошли в сторону Северодвинска, а там, как получится. Ориентировали лодку в бейдевинд левого галса, но шли боком из-за сильного дрейфа. С трудом преодолели прибойную зону и прибрежную отмель (три раза нас выбрасывало обратно на берег, а уж накрывало волной по самую макушку), дальше от берега полегче стало.
Волна еще большая, временами до 3 метров, но вдали от берега достаточно пологая и безопасная (если не ставить лодку бортом к волне…). Продвигались по генеральному курсу очень медленно. Мимо Северодвинска проход свободный, не отлавливают и в каталажку не сажают. Однако, в случае захода в залив и далее к гражданскому порту следует выйти на радиосвязь (да и сами будете запрошены с берега) и оговорить линию следования. К заводу СЕВМАШ не пустят в любом случае. Только к 2100 дошли до острова Ягры. Высадились на берег за островом, только-только войдя в Никольский рукав. Здесь, за поворотом берега, есть неплохое место, укрытое от ветра с севера. На берегу расположены старые воинские железки, а за холмиком можно хорошо спрятаться от ветра и еще от кого-нибудь. Место нашей стоянки находится на узком участке суши, с северной и восточной сторон окаймленному морем, а с юга - проливом, идущем до Северодвинска, где на островке расположен яхт-клуб.
Дуло всю ночь. Утром все еще дует сильно, но с севера, а этого нам и нужно. Небо стало проясняться. Дождя почти нет. Вышли в 1030, шли хорошо на попутном ветре. Судоходства здесь не заметили. При повороте налево, к яхт-клубу Архангельска, мачта опять сломалась, хотя ветер был не шибко сильный. Подошли к берегу ближайшего острова (коих здесь много), осмотрели место поломки. Ничего страшного; мачтовое бревно сломалось на самом верху, где была трещина. Починили быстро и пошли дальше. В 2300 были на пляже, у железнодорожного моста. Здесь же и заночевали. В яхт-клуб "NORD", из которого выходили в плавание, заходить не стали, так как от моста до вокзала совсем близко, а от клуба дальше, да и идти до него пришлось бы в лавировку, чего наше бревно, которое мачта, могло не выдержать.
Место у моста днем не шибко людное, но детишки бегают. Поэтому встали пораньше, разобрали и упаковали лодку. Позавтракали на оставшейся воде. Купили билеты на поезд на вечер, сдали лодку в багаж. Антон шлялся по городу, а я оформил у портовой администрации ПРИХОД яхты. Все по правилам. Потом зашли пообщаться-попрощаться в яхт-клуб. На этом приятная часть нашего плавания закончилась. Далее - работа, объяснения с начальством по случаю задержки, отмывание от соли и ремонт лодки, и все такое прочее… Но это не главное. Главное - это приятные воспоминания на весь год, до следующего плавания. И, конечно, опыт, который набирается в каждом плавании по крупицам. Впереди - новые неизведанные маршруты, дальние страны, туземцы, пиратские клады….
Все начинается с ее величества МЕЧТЫ… Ну, за МЕЧТУ…Ё!!