Серия "Литературные Памятники
21 века" Посвящается потомкам,
|
Необходимые пояснения к юбилейному изданию
в редакции 2963 года
У любого, даже приличного, произведения должен быть
редактор. Так считают потомки авторов -
школьники с многолетним стажем. Идя навстречу пожеланиям этих почетных
граждан нашей Галактики, мы берем на себя смелость представить читателю
жемчужину очередного издания Всемирной Энциклопедии – историю, настолько
известную в современных научных кругах и настолько же отдаленную от простого
читателя множеством филологических и, не боимся признаться, бюрократических
барьеров. Адаптация к современному языку просто необходима, чтобы вернуть всему
Человечеству от Марса до Плутона практически единственное произведение,
дошедшее до нас из "тьмы реформаторских веков", просто и правдиво
рассказывающее о повседневной жизни наших предков. Данное юбилейное издание, в отличие от
многочисленных предыдущих изданий и переизданий, представляет читателю
подлинный текст первоисточника, дает возможность насладиться всем
многообразием языковых форм и фразеологических оборотов, безвозвратно
утерянных в настоящее время. По сути, нам пришлось выполнять не редактирование, а реставрацию всего
произведения, поскольку качество носителей данных того времени до
сегодняшнего момента лишало нас возможности изучать текст в подлиннике. В сложных местах и при явных ошибках авторов мы сочли возможным
снабдить исходный текст нашими прямыми комментариями. С учетом включения
данного произведения в программу обучения средних и высших детских садов, из
текста была убрана ненормативная лексика тех лет, в результате его объем
значительно сократился. Появилась возможность откликнуться на замечания к
предыдущим изданиям и дополнить текст интересными фактами из истории о
нелегком пути книги к своему читателю, а также дать ответы на наиболее часто
задаваемые читателями вопросы. Редакция, тем не менее, не может гарантировать отсутствие в тексте
ошибок, обусловленных полным пренебрежением древними авторами правил
грамматики, орфографии, хронологии и хронографии. Приятной визуализации!
|
Содержание
|
|
«Цели, которые редко достигаются, и средства, которых всегда не хватает» |
• Вступление • |
«Сподвижники» |
• Огласите весь список, пжалста! • |
«Прелюдия» |
• 13 июля, суббота • Москва –
Кондопога |
«Час “Х” или точка отсчета» |
• 14 июля, воскресенье • Кондопога
– о.Нигриш |
«Каменная сказка» |
• 15 июля, понедельник • о.Нигриш
– о-ва Мышьи |
«Держим курс на Шардоны» |
• 16 июля, вторник • о-ва
Мышьи – о-ва Шардонские |
«Вынужденная дневка» |
• 17 июля, среда • о-ва
Шардонские (дневка) |
«Добро пожаловать, - сказало Большое Онего» |
• 18 июля, четверг • о-ва
Шардонские – м. Чажнаволок – м. Пиче-Сельга - о.Букольников |
«День Рыбака» |
• 19 июля, пятница • о.Букольников
- о.Волкостров |
«Русский Север образца XVIII века» |
• 20 июля, суббота • о.Волкостров
- о.Кижи (дневка) |
«Расставание с Кижами» |
• 21 июля, воскресенье • о.Волкостров
- мыс Пиче-Сельга |
«По грибы» |
• 22 июля, понедельник • мыс
Пиче-Сельга - о.Макс |
«Прощание с Большим Онего» |
о.Макс -
о-ва Великие |
«Настоящая дневка» |
• 24 июля, среда • о-ва
Великие |
«Последняя смена галса» |
• 25 июля, четверг • о-ва
Великие - о.Раше |
«Полдень. Возвращение в 21 век» |
• 26 июля, пятница • о.Раше -
Кондопога |
«Дорога обратно» |
• 26 июля, пятница - 27 июля, суббота • Кондопога
- Москва |
«ИТОГО» |
• Поход в цифрах, и не только • |
• Прощальные поклоны и по два раза «ку!» • |
Цели,
которые редко достигаются,
и
средства, которых всегда не хватает
"Не соврешь - красиво не расскажешь".
|
По
предварительным данным целью экспедиции был мониторинг экологической
обстановки, изучение местного фольклора, проверка ходовых качеств
катамаранов, опробование новых прогрессивных рационов питания, знакомство с
флорой и фауной, и т.д. и тому подобное. Но надежных подтверждений этому нет, и истинная
цель похода к концу текста так и не становиться ясной. Еще более
усугубляет ситуацию то, что на имеющейся в нашем распоряжении карте
отсутствует третье и пятое измерение, а остальные два сильно повреждены. Восстановленная карта маршрута |
Сподвижники
(Огласите весь список, пжалста!)
«А мне говорили – приятные, умные люди».
«Ну, мало ли что о людях болтают…»
(«Тот самый Мюнхгаузен»)
Катамаран "Простор" по имени "Пожирающий-Ы"
нес на борту: |
|
|
Андрея Дубинского
- рулевого (нет, пожалуй, так - Рулевого). Именно о нем с гордостью
вспоминают потомки: «Славяне всегда отличались свободолюбивым нравом и даже
угнанные в рабство они не хотели работать». |
|
Вячеслава Князева
- матроса, мастера на всякие поделки и проделки («шустрый, однако, мальчонка»
- как-то раз заметил Рулевой, когда при налетевшем шквале матрос не стал отдавать
стаксель-шкоты, а терпеливо ждал команды). |
|
Галину Князеву
- женщину в футболке с выразительной надписью «Водка - враг, сберкасса –
друг». Именно в ее честь был основан знак
«Почетный квартирмейстер», выдаваемый за способность находить места
для стоянок в самых сложных ситуациях. |
Катамаран "Простор" по имени "Время-не-ждет"
был отягощен присутствием следующих лиц: |
|
|
Андрея Донцова –
еще одного рулевого. Известен у малого пироговского народа, как "Змей
Горыныч", нечувствительностью превзошедший учителей в разведении и
поддержание огня; в компании для безопасности необходимо не менее 2-х раз в
сутки остужать в воде, о чем и забыли жители теперь уже пустынь Сахара, Гоби
и Каракумы. |
|
Михаила
Воронцова - штурмана всего похода. Именно он окончательно отшлифовал,
выбитый золотом на родовом гербе девиз - "Мало
мы не можем, а можем мы немало". |
Пожалуй, необходимо представить и
еще одного человека, имя которого будет упоминаться, может быть, и чаще
других. Это Дмитрий Шевелев.
Именно он, собственно, составил нам маршрут, снабдил нас картами и дал немало
ценных советов, касаемых пребывания в тех местах. Каждый раз, когда спор по
какому-либо вопросу заходил в тупик, следовало восклицание: "А что об
этом говорил Дима?", и вопрос решался сам собой. |
Вопрос: После изучения состава участников так и не стало понятно, кто и за что
назначает рулевых. |
Прелюдия
(13
июля, суббота)
Москва – Кондопога. Автомобильная часть
маршрута - 735 км по прямой, или 1025 км по кривой, время в движении: 05:00 -
21:00. "Автомобиль не роскошь,
|
|
Заблудиться
по дороге трудно, но умеючи - можно, мы умудрились два раза проехать через
Кириши и только через 30 км поняли, что заехали не туда. Здесь основной
принцип: внимательно смотри карту, сверяйся по проезжаемым населенным
пунктам, сомневаешься - остановись и спроси. Ну
а Старую Ладогу – древнюю столицу Руси – мы, конечно, проехать не могли. |
|
Гаишников
мало, встречные машины исправно мигают фарами. С бензином проблем не было,
газ тоже встречается регулярно, но его надо "пасти". После
Чудово остановились искупаться в реке Тигода. Андрей немного сомлел на жаре,
и я предложил подменить его за рулем. Тут-то мы и поколесили по Кириши… Да,
выехав из Московской области, с удивлением обнаружили наличие отсутствия
легендарной "Е-95", воспетой Кинчевым. Вместо нее - какая-то
"Е-105". С чего бы это? В
районе Олонца подъехали к большому посту ГАИ ("Welcome to
Карелия!"), постовой внимательно посмотрел на наши запыленные машины и…
приложил руку к козырьку! Мы вытаращили глаза и заерзали, пытаясь рассмотреть
форму - уж не к финнам ли нас занесло? Но первая же колдобина нас успокоила -
не, мы дома. На
подъезде, кажись, к Петрозаводску (это когда я все еще был заместо Рулевого)
меня тормознули на посту ГАИ (полтора года хожу пешком, от машины отвык,
остановился интуитивно, на автопилоте). Что? Документы? Минуточку, они у меня
убраны не близко - пакетик, еще пакетик, - погоди, дай потянусь - спина
затекла, у нас сиденье, понимаешь, сломано, так, левой ногой потрясти, чай не
"Кадиллак", круиз-контроля нет - пакетик перевязан изолентой,
вообще, я и не думал, что мне придется их доставать, боже, а воздух… Ты, че,
мужик, едешь за тыщу верст и думаешь, что документы тебе не понадобятся!?
Пасиб, ребят… За что? Да вот, так просто, места у вас красивые, а газом
заправиться где…? А-а… пасиб еще раз, ну ладно, бывайте… Как
ехать - с ночевкой или нет? Будем
считать: в дороге - 18 часов + 3 часа (минимум) - сборка лодок и погрузка + 2
часа идти до первой стоянки + 2 часа на непредвиденные обстоятельства = 25
часов. Водители выдержат? Если нет, то рассмотрим варианты
ночевки. Первое - мотели. Народ решил с
ними не связываться. Второе - палатки. Прекрасные места между Олонцом и Петрозаводском - песок, сосны, много озер. |
|
Место ночлега стали искать после Петрозаводска. От Петрозаводска до Кондопоги приткнуться негде. Перед въездом в Кондопогу свернули было на насосную станцию (прямехонько напротив какого-то мотеля), но не рискнули там ночевать. Пришлось уехать за Кондопогу и искать место для ночлега там. Встали на какой-то вырубке. Не лучший вариант.
|
Задержите свой взгляд на простых древних фресках
той эпохи, без объема и запаха - обратите внимание, какое щемящее чувство ностальгии
они вызывают! А что может предложить нам современный низкокачественный
синтетический смог, не способный вызвать ни удушья, ни даже легкой аллергии!? Где вы, новые Менделеевы? Почему современная
алхимия до сих пор топчется на месте над товаром первой необходимости,
доступный даже самому последнему олигарху прошлого? Восстановленная карта маршрута |
Час
“Х” или точка отсчета
(14 июля, воскресенье)
Кондопога - Остров Нигриш.
Ходовое время по воде:
13:30 - 19:30, прошли 6,5 км по прямой, слабый фордак, легкая
облачность. "Когда распускаются паруса - душа отдыхает". «Улицы Кондопоги по богатству и убранству не уступают лучшим
городам Европы» Автостоянка
находится в начале города. Как въедешь в Кондопогу - Ледовый дворец. Мимо не
проехать. Рядом (на фото – слева) платная стоянка. Стоимость не помню,
по-моему, рублей 30 в сутки. |
|
Стапель.
Есть там на берегу деревянная церковь (на карте она обозначена, все ее в
городе знают), километров шесть от автостоянки. Улица
называется о-очень оригинально - Кондопожская. Чуть
дальше церкви - железобетонное здание библиотеки с большим козырьком. Просторная
поляна с травкой, народ почти не ходит (ходят тетки чуть в стороне стирать
ковры). Там
мы и собирались. |
|
Могут
набежать достаточно бесцеремонные детишки, так что изначально сильно шмотки и
железки разбрасывать не стоит. К
нам подскочила стайка ребятишек, которые мигом стали щупать трубы, пробовать
"лягушки" и обсуждать достоинства сплавных и парусных катамаранов.
Я, признаюсь, слегка насторожился, услышав диалог двух юных пионеров: - Во, смотри, труба какая, люминий! Интерес
у народа пропал. Я позволил себе слегка расслабиться. Каждый,
кажется, час ходит автобус, который останавливается чуть дальше библиотеки и
где-то в районе Ледового дворца. На попутки можно не рассчитывать - народ
всего боится, наши водители чудом словили мужика, чтобы вернуться от
автостоянки до стапеля. Рядом
со стапелем - сельпо, а в самом городе магазины не хуже, чем в столице. На
изнуряющей жаре процесс сборки явно затягивался, к тому же усугублялся он
тем, что по ходу что-то еще и приклепывалось, привинчивалось и пришивалось. Было
принято решение закругляться к едрене фене и отваливать. На берегу
громоздилась груда сумочек, пакетиков и мешочков. О переупаковке уже никто не
вспоминал. "Так
покидаем, а там разберемся" - решили мы. Спуск
лодки на воду весьма сложный - крутой каменный берег. Но нас было пятеро -
один держал спущенный кат в воде, четверо несли второй. |
|
Здание библиотеки – бастиона передовой научной мысли И вот, наконец, настал тот час……когда
румпель удобно лежится в руку, гика-шкот выбран в самый раз и именно в тот
момент, когда ветер заходит с нужной стороны и - вот оно - катамаран
подхватывается с места и за кормой вырастают с характерным журчанием два
бурунчика - поехали! Не
знаю, кому как, но мне всегда запоминается этот, самый первый, момент отхода
от берега. Ты мокрый снаружи, потому что заносил катамаран в воду и оступился
и не успел еще расправить закатанные штаны, мокрый внутри, потому что таскал
эту чертову пропасть мешков со шмотками и продуктами, еще много чего путается
под ногами, весло так и норовит соскользнуть за борт, чувствуя свою
неуместность рядом с гордыми парусами, один из рулей, который ты забыл
закрепить, так и норовит подняться на волне, и тебе приходится раскорячившись
пауком дотягиваться до сорлиня и ставить его в стопор, все это не имеет ровно
никакого значения - настал момент, которого ты так долго ждал: все эти дни ты
существовал ЗДЕСЬ, в городе, а жил ТАМ, на воде, и вот сейчас ЗДЕСЬ стало
ТАМ, они встретились, слились воедино, и будут вместе целых десять дней. Водная
часть маршрута была предложена Дмитрием и, собственно говоря, нами и не
обсуждалась. Дима советовал так: Кондопога - Чаж - Сярь - Узкая Салма -
Леликовский - Кижи - Леликовский - Шардоны - Кондопога. Мы,
конечно, немного переиначили: Кондопога - Мышьи - Шардоны - Чаж (получился
крюк назад) - Леликовский (м. Пиче-Сельга) - Кижи - Леликовский (м.
Пиче-Сельга) - Макс - о-ва Великие - о.Раше - Кондопога. Почему
переиначили, и что из этого вышло - об этом потом. В
принципе, описывать распорядок каждого дня, день за днем, занятие достаточно
тоскливое. Во сколько встали, что поели, во сколько вышли, откуда дул ветер,
какие галсы закладывали… Никому, кроме участников событий, это не интересно,
да и участникам и без этого есть что вспомнить. Читать эти описания еще
муторнее. Поэтому дневник велся вкратце, упор делался на личные впечатления,
зато потом я попытался сделать некоторые обобщения. Первая
стоянка - о. Нигриш. У острова при входе что-то вроде залива, в устье
которого расположен остров. Огибаешь его и чуть правее ищешь небольшую
песчаную бухту. Стоянка
была запланирована как ближайшая к Кондопоге, чтобы перевести дух после
дальней дороги и осмотреться перед походом. Первый
раз в жизни возникли трудности в установке палаток - ставить пришлось не там,
где хотелось бы, а там, где есть более-менее ровное место. Колышки в землю не
втыкаются (да какая там земля? скалы…), приходилось кое-как просовывать их в
тонкий слой дерна, а кое-где - придавливать камнями. Тесновато,
зато красивые виды на скалистые берега. Изумительно
теплый вечер, комаров нет, вместо них на фоне чуть оранжевого закатного неба
затрепетали… эльфы! По-другому и не назвать этих легких полупрозрачных
мотыльков, порхающих между сосновыми ветками. Они встречались нам потом
практически на всех островах и были предвестниками хорошей погоды. |
Внимательный читатель наверняка уже обратил внимание на то, что
произведение изобилует цитатами, рассыпанными щедрыми руками авторов зачастую
безо всякого смысла. Цитируются как известные мыслители (Павел Харьковский, Михаил
Воронцов), так и позабытые ныне Аристотель. Вергилий и пр. Отношение
авторов к литературному наследию человечества нельзя назвать бережным,
поэтому редакция не несет никакой ответственности за неточности, ошибки, а
зачастую и прямую подмену, встречающиеся в приводимых текстах. Восстановленная карта маршрута |
Каменная
сказка
(15 июля, понедельник)
Остров Нигриш - острова Мышьи, ходовое время: 12:05 - 20:00, пройдено 13,5 км по прямой, перистые облака, слабый ветер с порывами до штиля, ночью дождь. "... Где природа чиста и невинна ..."
|
Вопрос: В чем причина такой бедной картографической
поддержки отчета? Ответ: Как
известно, катамаряне использовали карты, вырубленные зубилом на листах Д16Т
(собственно этим и объясняется необычайная популярность данного материала). В
ходе подготовки настоящего издания были проведены работы по глубоководному
тралению Онежского озера. Из выловленных бутылок как раз и построено
великолепное здание Международного Кондопожского космопорта. К сожалению,
была найдена лишь одна карта, которую после соответствующей переплавки мы и
представляем нашим читателям. Восстановленная карта маршрута |
Держим
курс на Шардоны
(16 июля, вторник)
Острова Мышьи - Шардонские острова, ходовое время: 12:00 - 20:00, пройдено - 15,5 км по прямой, утром легкие перистые облака и слабый ветер. Вся вторая половина пути, полный штиль, весла и чистое небо, вода все эти дни 18°С и выше, воздух днем около 20°С. "Меня смущает вот что, - сказал Быков.
|
|
|
|
Тут просто клубок противоречий. Очевидно, что Л.
Н. Толстой действительно проходил по этому маршруту, но это могло быть лишь
значительно позже, где-то зимой, поэтому знать об этом наши герои не могли. Кроме
того, участники похода постоянно путают Шардоны и Канары, осталось всего три
рабочих гипотезы: то ли это один и тот же географический объект, то ли Канары
севернее, то ли Шардоны южнее. Восстановленная
карта маршрута |
|
Вынужденная
дневка
(17 июля, среда)
Шардонские острова, дневка ночью - дождь, утро - кучевые облака, ветер прямо в бухту, на открытой воде волны с белыми барашками, вода 15°С, воздух ночью до 12°С, днем воздух 15-17°С. Проклейка клапана, различные судовые работы. Попытка покататься. "- Мы с тобой идем к Чертовым скалам, -
|
||
"Да
ладно, что там, на Московском море мы и не в такой ветер ходили!".
Посмотрите на волны, говорил я им. "Да пока мы соберемся, все
образуется!" Начали потихоньку собираться. Один
только "Время-не-ждет" поддержал меня. "Куда, хозяин, зачем!?" - и
жалобно продемонстрировал спущенный баллон. "Надо
клеить клапан!" - бодро доложил я всем остальным. Возражений не
последовало. Клапана на "Просторах" - это священная корова. |
|
|
Андрей
и Славка решили тем временем вывалиться на открытую воду, посмотреть на нее
поближе и заодно отработать хождение с взятыми рифами. Рифы-то
они взяли еще на берегу, но вот выйти из бухты… Навальный ветер, хотя и
несильный, и узкая бухта - разогнаться не успеваешь. |
||
Минут
через двадцать мытарств Славка, взяв "Пожирающего" под уздцы, вывел
его из залива. Там тоже оказалось не все так просто. У
меня сложилось впечатление, что без стакселя, с взятыми рифами, слишком
большая общая парусность всей конструкции не позволяет "Простору"
идти достаточно круто к ветру - очень большой дрейф. В
общем, хождение под рифами надо еще отрабатывать. |
|
|
Вылазка,
правда, дала свои результаты. "Я туда не хочу! - заявил Рулевой - была
там одна волна, нам ее хватило!". И ему сразу поверили. Причем,
полностью из-за острова они даже и не вышли. Ну что ж, дневка - так дневка. Народ разбрелся по острову - ловить рыбу (безрезультатно),
искать грибы-ягоды (аналогично), просто любоваться природой и
фотографироваться. |
||
Мишку и Андрея, заядлых аквариумистов, одолела каменная
болезнь. С каждого острова, на котором мы останавливались хотя бы
минут на пятнадцать, они норовили увезти домой миниатюрную копию. Копии попадались разные, поэтому на следующий день
начинался мучительный творческий процесс: "И брал он в руки камни, и
говорил с ними…" Приводить приговор в исполнение обычно доверяли мне, в
результате часть камней отправлялась обратно в Онего. |
|
|
Мишка в сосновом бору |
||
Ближе
к вечеру, когда ветер начал стихать, была предпринята еще одна попытка просто
покататься. Но тут взбунтовался "Пожирающий". Тихим сипением в
районе перегородки внутри баллона он дал понять, что сегодня был все-таки не
наш день. Дырку в баллоне мы так и не нашли, решили, что подтравливает именно
перегородка из-за неравномерной накачки половинок баллона. Засим
успокоились и легли спать. |
||
Вопрос: В тексте академического издания
сплошь и рядом встречается выражение «Капнуть
на шверты». Известно, что оно употреблялось в основном перед
выходом на воду, после возвращения на берег, а также во время длительного
(более 30 мин.) нахождения на воде. Не очень понятен смысл этой идиомы. Ответ: В настоящее время наиболее популярны две теории. Приверженцы первой считают, что для лучшей
сохранности шверты, как наиболее важную часть катамарана, периодически поливали
расплавленным салом. Другая теория гласит, что шверты вообще лежали привязанными к
палубе и их время от времени смачивали забортной водой, чтобы они не
рассохлись. Производные выражения: «Сломать шверт», «Упустить шверт», «Вырезать шверт из доски (из
фанеры)». Восстановленная карта маршрута |
«Добро
пожаловать», - сказало Большое Онего
(18 июля, четверг)
Шардонские острова - м.Чаж
– м.Пиче-Сельга - о.Букольникова пройдено - 38,5 км(8,5 км
+ 19,5 км + 8,5к м по кривой), общее ходовое время 13
часов 10:00 - 15:00 по всякому
до м.Чажнаволок, жара, штиль, кормежка москитов; 17:00 - 19:00 до входа в
шхеры (м. Пиче-Сельга), 20 км, галфвинд-бейдевинд, волна
к середине и дальше; 19:00 - 23:00 сильно
петляя между островов до о.Букольникова Утром:
вода 15°С, воздух 13°С, малооблочно «Опыт учит только тех, кто на нем учится»
|
|
Последовавший
за этим переход через шхеры отложился у меня как какое-то бесконечное
движение то в лавировку, то полными курсами между бесчисленных островов. Сказывались
усталость от дневной жары и напряжение, оставшееся после перехода через
залив. Позже,
на обратном пути, я все не мог поверить, что путь через шхеры был настолько
коротким. Кстати,
шхеры мне представлялись как голые скалистые острова, а здесь - типичный
подмосковный пейзаж… |
|
Мишка
следил по карте внимательно, так что ошибки быть не могло. Явно
же на карте изображен остров посередине пролива, мы его огибаем справа - а
там камыш! Что это - залив или пролив просто успел зарасти? Идем
уже на веслах, возвращаться обратно сил нет. Я
на всякий случай встаю во весь рост - ура! за камышом метрах в десяти -
чистая вода. Совершенно спокойно пробираемся сквозь
жидкие заросли и выходим вплотную к фарватеру. |
|
Пейзаж
становится диковатым - дома, лодки, корабли… За несколько дней так успели привыкнуть
к полной безлюдности, что близость цивилизации воспринимается чужеродным
явлением. Делаем
последний рывок до стоянки на о. Букольников. Жестокое разочарование. Ожидали
найти прекрасную во всех отношениях стоянку и сначала даже не поверили, что там
вообще можно встать. Только подойдя почти вплотную к берегу, поняли, что
приткнуться в этой бухте можно вполне. "Комариная
плешь". И никак по-другому. Они ужинали нами весь вечер, пока мы не ушли
спать в два часа ночи, и завтракали нами все утро, пока мы собирались. На следующий день чуть дальше увидели очень красивый
остров - сосны, чистые пологие берега, который рассматривался нами лишь как
запасная стоянка. Со стороны, по крайней мере, выглядело все на порядок
лучше. |
Вопрос: Поясните, пожалуйста, значение
существительного весло, особенно в контексте выражений
«схватиться за весло», «вдарить веслами». Ответ: Анахронизм весло обозначал способ, с помощью которого
Рулевой, не имея возможности прибегнуть к услугам ментальной связи,
активизировал некоторые, наиболее восприимчивые, вербальные центры членов
экипажа. В некоторых экипажах практиковалось также применение голосовой
связи: «Ща я тя веслом!» Восстановленная карта маршрута |
День
рыбака
(19 июля, пятница)
о. Букольникова - о.
Волкостров, ходовое время: 11:00 -
20:00, пройдено 14,0 км по кривой, легкие шквалики с дождиком
утром и вечером перед стоянкой, вода потеплела. Первый улов. "Уничтожение одного есть рождение другого".
|
|
Чуть
дальше (севернее) есть неприметный залив. При входе - камыш и мелковато,
лодки цепляют за камни. Поиски
этой стоянки проходили долго и нудно, чуть было не собрались идти на
противоположный берег, одна радость - Мишка наконец-то зацепил на блесну не
камыш и не камень, а самую настоящую щучку, а потом и вторую! Вечером,
естественно, "ну, за рыбалку!" |
|
Мы
разгрузили катамараны чуть не доходя камней, загнали их в залив и вытащили на
тростник, плавающий под берегом. Я
на этой стоянке даже клапан спокойно заклеивал! Небольшая
уютная полянка, море черника и что самое удивительное - минимум комаров! Хотя
кругом болота. Мы
были просто приятно удивлены. Простояли здесь два дня с удовольствием (разве
что купаться плохо). |
|
Погода.
Скажем так - изменилась. Целый день хлестали грозы, шквалило. Одна из них и
загнала нас в залив, где мы не смогли найти место для "Просторов".
По небу взад-вперед сновали тучи, напоминающие обглоданных селедок, каждая
последующая все норовила догнать предыдущую и за ее счет слегка залатать свои
дырявые бока. |
Похоже, данная
глава дает исчерпывающее представление о рационе наших предков: поедая холоднокровных
животных и семена растений, они с трудом поддерживали силы, столь необходимые
в этом тяжелейшем походе. Однако
некоторые из них уже выходили на современный уровень получения энергии.
Обратите внимание на первую фреску, на которой запечатлена черная
энергетическая дыра (справа от верхушки сосны). Что это – пресловутое НЛО или
открытый энергетический канал в параллельный мир? Восстановленная карта маршрута |
Русский
Север образца XVIII века
(20 июля, суббота)
Дневка. Ремонт клапана, набеги с Волкострова
на о. Кижи - пополнение запаса продуктов, ~5 км пешком на каждого, переменная облачность, во второй половине дня короткие теплые дожди, к вечеру опять разгулялся ветер, Первый опыт применения
сигнальных ракет. Щука третья и последняя. "Всемирно известен остров Кижи
|
Расставание
с Кижами
(21 июля, воскресенье)
Волкостров - м.
Пиче-Сельга, ходовое время: 11:00 -
20:00, пройдено 22,5 км по кривой, t-воды - 18°C, t-воздуха -
19°C. Облачно, просветы в конце
дня, ветренно. Легкий, приятный переход. «Удовольствие.
|
По
грибы
(22 июля, понедельник)
Мыс Пиче-Сельга - о.Южный
- о.Макс, ходовое время: 10:00 - 16:00,
пройдено 22,5 км (10 км + 12 км) по прямой, t-воды - 18°C, t-воздуха -
20°C. Утром в 6-00 дождь, в 7-00
подъем, в основном солнце, ветренно. В
фотоархиве не обнаружилось ни одного кадра.
"- В обед вы получите суп. Грибной - сказал дядя
Валнога.
|
Прощание
с заливом Большое Онего
(23 июля, вторник)
Остров Макс – м.
Чажнаволок - о.Великие, пройдено – 37 км по
кривой, ходовое время: 08:50 - 15:20, t-воды - 18°C, t-воздуха -
17°C. Подъем в 6-00 по плану,
солнечно, 8:50 - 12:00 о. Макс - м. Чажнаволок
~21 км, не доходя примерно 1 км до
м. Сярь накрыло сплошным фронтом без сильных порывов, сильная дымка -
видимость до километра, изредка мелкий дождь, курс бейдевинд, ветер с юга до
7-8 м/с, в конце волнение усилилось, 12:00 - 13:00 м. Чажнаволок
- перекус, 13:00 - 15:20 м.
Чажнаволок - о. Великие ~16 км, облачность, мелкий дождь, курс фордевинд, волну
см. на фото, Напряженный, но тем и приятный переход. "Повесть об этом стара, но слава нетленна".
|
|
Видимо,
этот переход через Большое Онего добавил к накопившейся за время похода
усталости очередную порцию, оказавшейся критической, плюс сознание того, что
мы уже пришли (на оставшийся последний переход у нас было в запасе три дня). В итоге, поставив палатки и оставив разбросанные вокруг
вещи без внимания, мы уселись за стол. Дальше - больше: насытившись и сняв напряжение известным
народным способом, народ расползся, кто куда, и попросту уснул. Воистину
"hard day’s night". |
|
Вопрос: Иногда создается впечатление,
что часто употребляющиеся в древних текстах слова галфвинд,
фордевинд, бейдевинд (особенно, крутой
бейдевинд) означают совсем не то, что мы себе тут представляем! И куда
только смотрит Министерство культуры?! Ответ: Вы совершенно правы! По последним данным, так назывались различные
варианты популярного некогда алкогольного напитка. Галфвинд – классический
напиток умеренной крепости, позволяет
Рулевому долго сохранять равномерное и прямолинейное движение.
Требует, однако, внимательности и умения вовремя «потравить
шкот». Фордевинд или фордак – крепкий, почти неразбавленный напиток. Выражение «Уверенно лавировать на фордаке»
означало высшую похвалу Рулевому. Бакштаг – легкий, но очень коварный
напиток. Действует убаюкивающе, в результате чего неопытного Рулевого может
неожиданно бросить в брочинг, а затем
и кильнуть. Восстановленная карта маршрута |
Настоящая
дневка
(24 июля, среда)
Острова Великие - дневка, переменная облачность, сухо,
сильный ветер, 8-00 подъем - не всех,
t-воды - 18°C, t-воздуха - 17°C. Итоги дня: передняя
дополнительная балка на "Время-не-Ждет" переставлялась 16 раз, на
"Пожирающем-Ы" на гике установлен один стопор. "Человек занят тем, от чего он ожидает счастья,
|
Последняя
смена галса
(25 июля, четверг)
Острова Великие - Остров
Раше, ходовое время: 11:20 -
14:30, пройдено 10 км по прямой, переменная облачность, дождь,
сильный ветер. "Веселые люди делают больше глупостей, чем
грустные,
|
|
|
Поскольку
времени до вечера еще полно, решили с Мишкой сгонять в город и купить чего-нибудь
вкусненького для прощального ужина. Ветер хороший, ровный, сейчас быстренько
туда - и обратно. Выходили
с подветренной стороны острова долго, никак не могли на ветер выйти. Зато
когда вышли! Это тебе не груженый катамаран, здесь не будешь сидеть спокойно
по бортам при смене галса - запрыгаешь как миленький с баллона на баллон! Долетели
до берега мухой, Мишка побежал в магазин, а я остался стоять по колено в
воде, чтобы катамаран о камни не побило. Тут как тут - пионеры: - Вы с регаты, да? В
голове сразу сложилось: - Да, конечно, головной катамаран. "Эй,
чего размечтался!" - слышится голос Мишки. Пакеты с провизией погружены
на катамаран и мы покидаем гостеприимный город Удоев, пардон, Кондопогу. А
вот теперь и попробуем, каково идти строго против свежего ветра, разгоняющего
соответствующую онежскую волну! Это при переходе через Большое Онего можно
было обойтись одним галсом - приноровился, и двигайся потихоньку. А в этот
раз Онего мурыжило нас долго, напоминая напоследок, что здесь к любому выходу
на воду надо относиться серьезно - сейчас тихо и спокойно, а через часок все
по-другому. При
очередной смене галса раздался хруст, звон и гик упал. Первая реакция - мачта
стоит? Стоит! Значит, все в порядке. Разлетелся пластмассовый стопор гика-фала,
ничего, подтянули, подвязали к балке. Перед
последней сменой галса вышли из-за всех островов прямо на открытое
пространство, вдоль которого разгонялся ветер - ну тут и волны! Вечером
в первый раз за весь поход достали тент. Дождик постучал по тенту минут
тридцать, но, видя наше равнодушие, стих и больше не появлялся. Пошли
на другую сторону острова купаться и фотографироваться на фоне прибоя. Море - оно и есть море, не важно как называется, жаль,
нашего фотомастерства не хватает, чтобы это передать. |
Вечером,
как обычно, полезли в в воду. Купаться
за время похода я насобачился в кедах: спокойно заходишь по камням и также
спокойно вылезаешь на берег, но в этот раз кеды остались в лагере… Это надо
было видеть: два взрослых мужика голяком на карачках заползают в воду,
скользя на камнях и соответственно выражаясь… "Playboy" с его
красотками отдыхает… А Озеро жило между тем своей жизнью… Им и окружающим миром
постепенно овладела удивительная умиротворенность. Онего немного успокоилось и в очередной раз преобразилось,
но не перестало быть прекрасным, подарив нам на прощанье чудесный
вечер. |
Обрабатывая исходный текст
произведения, редакция столкнулась с трудностями в идентификации некоторых местных
объектов. В частности, точка начала и окончания водной части маршрута в
разных главах отчета носила у авторов разные названия: Кандапога, Кондаково, Кондолупа и др. Проведя
мозговой штурм матриц авторов, хранящихся во Всемирном музее катамараностроения,
редакции лишь с огромным трудом удалось восстановить первоначальное название
города: Кондопога. Восстановленная карта маршрута |
Полдень. Возвращение в 21 век
(26 июля, пятница)
Остров Раше - Кондопога, ходовое время: 09:30 - 12:00,
пройдено 4 км по прямой, переменная облачность,
изредка дождь, ровный ветер. "Где начало того конца, которым оканчивается
начало? "
|
Дорога
обратно
(26 июля, пятница)
Время в пути: 14:10 -
20:55, Кондопога - р. Сигдлинка. 27 июля - суббота, р. Сигдлинка - Москва, время в пути: 07:40 - 17:15. «Хорошее начало - только половина дела».
|
||
|
|
|
Круглое носим, квадратное катаем Вторая
(обратная) часть автомобильного маршрута была ничем не примечательна. Разве
что место для ночевки выбирали более придирчиво, да доехали чуть быстрее -
часов за 16. |
ИТОГО
(Обещанные итоги и не только)
"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими
образуемые;
|
Профессиональным
исследователям обычаев и нравов разнородного, но многочисленного племени
туристов хорошо известно слово тушенка. Однако рядовой читатель может испытывать
некоторые трудности при его толковании. Попробуем в
меру сил восполнить этот пробел. Тушенка – это древнее языческое божество,
один из главных языческих богов, покровитель души и желудка. Сложные
обрядовые ритуалы, связанные с этим божеством, заслуживают отдельного
исследования, мы же здесь отметим лишь некоторые основные моменты. У катамарян,
например, широко практиковалось принесение этого божества в жертву в конце
удачного дня. Жертвоприношение проводилось при участии всего экипажа - «выкушать баночку-другую тушенки». Проведение
ритуала в одиночку считалось грубым нарушением традиций и приравнивалось к богохульству
- «сожрать банку тушенки». Существовала
также и секта «вегетарианцев»,
избравшие в качестве покровителя души и желудка сгущенку. Восстановленная
карта маршрута |
…зарекомендовали себя великолепно!
Доработки были следующие:
"Пожирающий-Ы": установлен штатный стаксель,
укреплены стыки стрингеров, дополнительная передняя балка, сделанная из
старого (гнутого) колена мачты. Рули и шверты - деревянные/фанерные. Надежные
импортные клапана. Рифы на гроте. За время похода - ни одной поломки.
"Время-не-ждет": установлен штатный стаксель,
укреплены стыки стрингеров, дополнительная передняя балка 40х1,5 (враспор
стрингеров), рифы. За время похода пришлось переклеить три (!) клапана, в
самом конце лопнул пластмассовый стопор оттяжки гика. С клапанами все было
предрешено, я их не заменил на импортные сразу только потому, что подумывал о
замене баллонов.
На обоих катамаранах были установлены сидушки из пенки,
обтянутой тезой: сухо и комфортно!
НашЕ с ХвостикоМ!
(Прощальные
поклоны по два раза «ку»)
Дмитрию
Шевелеву - за помощь в детальной проработке водной части маршрута и
подробные карты; Виктору
Лукьянову, а также Aleksei Agaltsov
- за помощь в организации автомобильной части маршрута; Григорию Шмерлингу - за помощь
в оформлении и публикации отчета; Издательству "Изопроект" за
высокопрофессиональную помощь в оцифровке фотоархивов. Друзьям, родным и близким, которые
всегда терпеливо ждут нашего возвращения и нетерпеливо - продолжения наших
рассказов! Всем, кто сумел в полной море,
проявить мужество и силу волю, дочитать до конца этот отчет. Третий, дополнительный
том с перечнем тех, кто нам пытался мешать, практически готов и скоро будет
опубликован. Положительные отзывы и благодарности вы можете присылать авторам
проекта: . Если вам не
удалось запомнить текст наизусть с первого прочтения, вы можете начать все
сначала
Москва – Онего – Москва 2002
год
|
… двое
подростков-андроидов решают совершить поход в пояс
Онежских астероидов звездной системы Карелия на двухкорпусных
нуль-гравитационных звездолетах. Целью их похода является проверка древнего
предания о том, что, в точности повторив легендарный маршрут, андроид
становится человеком. Эта легенда воспринималась общественностью как
откровенная мистификация, пока… Об этих и других удивительных приключениях читайте
в очередной книге из серии «Литературные памятники 21 века» - повести «Евгений и Онега». |