Краткая характеристика маршрута


Белое море, июль-август 

Судно - самодельный разборный парусный катамаран  с рубленой рамой "Летучая мышь" габариты рамы 2,5 * 5,9м по осям, паруса бермудский шлюп 13 кв. м.

дней всего 25
переходов 15
километров 385
часов на воде 97 (82 - чистое)
средняя скорость 4,7 км/час
средний переход 26 км

Походный бюджет:
Брянск -> Бологое-> Княжая 720
Беломорск -> Орел-> Брянск 606
Закупки питания и пр. общественные расходы 1 500 руб. итого 2 826 руб. с человека


Дневник

За это море ходили:

Дракин Александр, Дыбенко Сергей, Борисюк Сергей, Аничкин Дима, Демидова Инна, Ильюкова Женя

 

15/07/02 Брянск

 

16/07/02 Бологое

 

17-19/07/02 п. Зеленоборский,100м от м. "Могилка" 66 52 17N, 32 27 04E, стапель, P12=761, NO 2, облачно, временами дождь 

Место для стоянки очень удобное - ровная площадка, нормальный выход к воде, есть строевой лес, с берега сбегает большой ручей. Лес, пригодный для катамарана - только сосна, ровных берез найти не удалось, но в принципе - это не большая проблема, строим из сосновых жердей.

Стройка заняла два с половиной дня. 19 вечером катамаран готов к старту. После ужина народ отправился гулять на близлежащую гору - общее впечатление - "там все видно...". Погода стабильная, но ветер может не позволить выйти на Кольский (острый бейдвинд), тогда придется уходить на юг без визита на полуостров. Что очень обидно, хотя и соответствует первоначальному замыслу маршрута.

 

 20/07/02 там же, P12-758, дождь, штиль

Пока ждем погоды, если появится ветер, выйдем после обеда.

в 14 часов вышли галсами и далее курсом бейдвинд на о. Седловатый (там в 18 часов) и на Кольский п-ов (21 час) обойдя с севера о-ва Кибиринские луды. К вечеру ветер скис - подходили веслами. На всех островах установлены транспаранты (ЗАПОВЕДНИК) Стали в устье р. Максимов 66 56 19N, 32 54 17E - удобное место для стоянки - есть геодезический пункт и геодезический знак ВМФ Р23 = 755 (-4) NO 2 пройдено по курсу 25 км за 8 часов

 

 21/07/02 там же устье р. Максимов, штиль, переменно P12=754 (-1), SO 1, ждем погоды.

Осушка около берега составляет 50-200м, высота прилива 2 м. В море много морских звезд и червяков.   На о. Седловатая луда есть светящий знак. Народ наловил червяков, теперь хочет рыбы. Получилось. За 2 часа десяток штук трески. Рыба = 15 м лески + Червяк + Большой крючек + штиль. Рыба заражена гельминтами, т.ч. варим жарим серьезно. Девицы рыбаков не дождались - спят. Завтра постараемся уйти с большой водой, иначе не пересечь полосу осушки. По берегам очень  много грибов и гадюк - насчитал 5 штук. В Карелии никогда не встречал ни одной, а тут лежат себе на солнышке и нагло шипят, не уступая прохода, приходилось палкой спихивать с тропинки. Сходил прогуляться до геодезического знака - изба Иванова. Самой избы нет. Но вдоль берега есть 4 маленьких рыбацких избы - заметны по тропинкам от воды в лес. Есть несколько ручьев, в одном даже водится мелкая форелька.

 

22/07/02 P12=752 (-2) W 3, малооблачно, выходим в направлении м. Педунов.

Стали лагерем в 18 часов - юго восточнее устья оз. Ёканское - очень живописная и удобная стоянка  66 33 40N, 33 27 42E, есть ручей, пляж, изба, рыбалка. К вечеру ветер стих до штиля, Сереги и Дима укатили на рыбалку. Солнышко в конце перехода слегка разморило. Появились признаки с-синдрома (дискуссии о месте стоянки, правильности курса и направлении гребка).  35 км за 5 часов. Рядом стоит московская группа, идут 20-й день из Чупы с радиалкой на устье Умбы - парусные катамараны с подвесными моторами. У них проблемы с сигаретами, у нас с крючками - нашли взаимоприятное решение. Завтра, если все ОК, постараемся уйти на Карельский берег. Все реки Кольского, по словам москвичей, закрыты для туризма рыбохраной и пр. страсти.

 

23/07/02 P12=752 SO 4-5, волна до 2 м. Под рифами в бейдвинд пересекли Кандалакшский залив. По курсу пройдено 15 км, дрейф NW 10 км за 6 часов. Высадились на территории заповедника на траверзе о Титов Баклыш. Переход получился напряженным, но без серьезных проблем - все работает, ничего не сломалось. Без гидрокостюма отдельные члены экипажа озябли. Стоим на территории заповедника, но другого варианта нет. В острый бейдвинд катамаран на волнении и под рифами не идет.

 

24/07/02 Р12=748(-2), там же , дневка, O 3-5 К концу дня ветер потихоньку меняется на SW, если все так пойдет и завтра, постараемся уйти. Сходил по берегу на экскурсию - на скалах транспаранты с надписями "заповедник" и "вход воспрещен". В заливе за м. Купчинный есть изба. Серега озаботился проблемами ревизии - сгреб все продукты в одну кучу и пересчитывает, пересыпает, задумчиво глядя на море. Наверное что то произойдет. Произошло. У нас огромные запасы сала - как полезна ревизия!

 

25/07/02 P11=751(+3) SO 2 выходим курсом на м. Кузокоцкий. Все измучены прошедшей дневкой  - спать больше просто невозможно.

23:00 о. Величаиха 66 30 27N 33 32 05E удобная стоянка для судна. Дошли с большим трудом - острый бейдвинд, постоянная лавировка. На острове есть жилая изба - живет егерь с семьей. Вода в колодце. Спросили разрешения остановиться - без проблем. Переход составил 15 км за 10 часов. Матрасинг, колбасинг, плющинг - основные составляющие парусного туризма. На острове множество птиц с птенцами - чайки, крачки. Есть триангуляционная вышка.

 

26/07/02 P12=747 (-4) O 2 вышли в 13

В районе м. Кузокоцкий встретили группу из 2-х байдарок, идут курсом на Чупу. Идут раз в пять быстрее чем мы в острый бейдвинд. Завидно смотреть на удаляющиеся лодки!

23:00 пройдено по курсу 29 км Восточный залив на о. Сидоров 66 21 01N 33 50 21E. Прошли губу Красную  вдоль Кузокоцкого п-ова до его основания, затем с грозовыми шквалами под рифами вдоль материкового берега через Кемлудские банки в бейдвинд на о. Сидоров. На банках пришлось активно поработать со швертом, но все получилось удачно, нервы должны быть прочными и толстыми. Губа Красная и о. Сидоров очень живописные и населенные рыбаками места. В проливах между островами ощутимо чувствуются приливно-отливные течения. Лес в районе нашей стоянки недавно горел - везде следы пожара, только местами пробивается ягодник. В северной части м. Кузокоцкий на мели сидит брошенное судно НМСхх - что это такое я не знаю. Восточнее о-ов Кемь Луды просматриваются остатки шестимачтового парусного судна, сидяшего на банках, подойти ближе не удалось из за дефицита времени и неблагоприятной погоды. Интересно - что это за судно? Стоянка очень удобная и красивая - на скалах есть вода, рядом изба, пригодная для бани, но мы постараемся уйти дальше - поджимает график движения. 

 

27/07/02 Р11=749(+2) SW 3 порывы до 5, временами дождь

Вышли в 13 галфвиндом,  к концу перехода в бакштаг под рифами, после м. Шарапов оставили один стаксель. В конце перехода сломался рулевой узел - не выдержал крепеж пера руля к рулевой колонке - аллюминий малого сечения. Переход закончили аварийно, под импровизированным румпелем из весла не дойдя до м. Орлов 5 км. Стали в точке 66 04 58N 34 29 29E пройдено по курсу 48 км за 7 часов. Пытаемся починить рулевой узел. Очень выручает наличие GPS - определение местоположения и скорости сводится к нажиманию трех кнопок. Появляются мысли по усовершенствованию подтекающей снизу палатки - все сводится к увеличению количества оттяжек. На порывах ветра порвался групповой тент. Состояние погодных условий перестает сколь либо ощутимо влиять на решение текущих задач, настроение, отвлекать от обсуждаемых тем и вопросов. В 200 м от стоянки на берегу есть следы неолитических (?) каменных сооружений, представляющие из себя выложенный из камней крест без верхней стойки, сориентированный на восток основанием. На пересечении - круглая площадка около 2 м.

 

28/07/02 Р12 = 762 (+13) SW 2-4 галфвинд

мыс на о. Олений 65 43 02N 35 00 01E по курсу пройдено 47 км за 7 часов. Исправленная рулева коробка работает нормально. Несколько съехали вязки на продольном наборе левого борта- перед выходом перевяжем (возможно были сделаны недостаточно глубокие засечки на пересечениях балок - придется исправить). Во время перехода разболтался левый баллон - пришлось на ходу подтягивать вязки и подвивать воздухом. Привеселое занятие, однако, на волнении. Тем не менее все нормально. Много проблем вызвали луды м баки вокруг о. Никонов - обходить очень затруднительно, лучше брать мористее. Чуть не столкнулись с белугой - разошлись в 1,5 метрах. На о. Супротивный есть жилье, мысы на о. Олений на карте обозначены неточно, возможно из за банок.

 

29/07/02 P10=761(-1) SW 3 бейдвинд.

Из за ремонта вышли позже обычного - 14 часов

стали в 20 часов на о. Большой Робъяк 65 37 27N 34 54 32E. Пройдено 11 км за 6 часов. Леса на острове нет, много морошки и птиц, есть два (когда то) вертикально расположенных четырехгранных камня, закрепленных с помощью других более мелких, образующих восточный створ. При выходе с Оленьего встретили группу из 4-х разборных парусных катамаранов, идут на север. Разошлись на контргалсах - пообщаться не получилось. На острове остатки деревянного светящего знака.

 

30/07/02 P10=763 (+2), ясно W 2

Стоянка в устье р. Ундукса. пройдено 35 км за 8 часов. Очень удобная стоянка. Халявных дров нет - надо немного походить 1-2 км. Есть место и каменка для бани. Много грибов, ягод, в заливе байдарочников - сходят с речек на Кузему. Ундукса - речка с очень малым расходом, для сплава непригодна.

 

31/07/02 P12=764 (+1) там же дневка W1-2

Ловим рыбу, гуляем по лесу, короче полное ничегонеделанье и матрасинг.

 

1/08/02 P10=763 (-1) переменно, O 1, д. Поньгома

65 20 53N 34 25 53E, пройдено 12 км за 4 часа, полудневка

В деревне есть магазин и телефон у председателя рыболовецкого колхоза, но мы решили легких путей не искать и пошли на Кузему (8 км) закупать продукты на вторую половину похода и провожать Диму - для него поход закончился. Вечером происходил праздник со спиванием песен, возжиганием "примуса", плясками и прочими безобразиями.

Поньгома приметна с моря по 2-3 большим сараям лесопилки на берегу. Переговорный пункт и почта в Куземе работают до 16 часов, т.ч. позвонить не получилось. Закупили продуктов на 2-ю половину похода.

 

2/08/02 P10=764 (+1) NO 2-4, временами дождь, галфвинд

Стоянка в заливе Камострова 65 06 09N 34 42 22E пройдено 38 км за 7 часов, рядом изба пресной воды в расщелинах скал мало, в основном - соленая.

На протяжении всего перехода вдоль берега множество банок, лучше держаться мористее. Завтра выходим на Ромбаки - Кузова. На переходе немного поболтало - волна до 1,5 м в борт. Обнаружились новые конструктивные проблемы - вертлюг гика свернулся из за слишком высоко приведенной оттяжки гика. Конструкторская мысль сошлась на необходимости жесткой парусной схемы - как минимум нет относительно серьезных динамических нагрузок от мачты на волне, сопоставимо с эластичной схемой.

 

3/08/02 P11=761(-3) N 3, переменно

Удобная стоянка в проливе между Русским и Немецким кузовами 64 56 43N 35 09 01E. К концу перехода ветер скис - пришлось поработать веслами. Вокруг Кузовов оживленное движение судов. Познакомились с капитаном катамарана Бродяга (стаксельное парусное вооружение на 2-х косых мачтах - прибалтийский проект 40 кв м, мотор 5 лс) - Виктором - привозил на Кузова группу туристов. Лодка строилась семь лет в свободное время из подручных материалов - диагонально собранная фанера, обклеенная стеклотканью. Капитан живет на Кольском вблизи ЗАТО Полярный, после регаты планирует идти на Питер Беломорканалом. Особенности Баренцева моря, по его словам - значительные приливы (до 5 м), сложная ветроволновая обстановка. На судне управляются два человека - кэп и матрос. Матрос рассказывал о Сейд - и Ловозере.

- Ребята, вы не экстремалы? 

- Нет, а кто это?

 

 4/08/02 Р10=758 (-3) NW 6 баллов, дневка

Чиним снаряжение, собираем грибы, ходим на экскурсии. По рассказам рыбаков, пережидающих погоду, рядом стоит группа катамаранщиков - мы обошли почти весь остров - не нашли. Есть изба без печки - залив сразу влево от пролива между Кузовами.

 

5/08/02 P13=761 (+3) NO 3

С утра ветер начал стихать - к обеду выглянуло солнце. Выходим с большой водой. В соседнем заливе стоит покупной пластиковый крейсерский швертбот "Пилигрим" с командой москвичей - идут вокруг Белого моря против часовой стрелки. Хорошо оснащенное судно, перевозят на трейлере, по словам капитана готовое судно требует большого количества доводок и переделок.

Вышли курсом на Муксалму, но за о. Средний изменил курс на S, стали в  21 на о. Бол. Нохкалуда 64 49 22N 35 07 08E, пройдено 15 км за 6 часов. К концу дня ветер скис, подходили веслами. Порвалась первая струна у гитары - запасной нет. - наверное придется дальше обходиться без столь важного предмета снаряжения.

 

6/08/02 там же, дневка, SW 3, временами дождь

Ловим рыбу, собираем ягоды, гуляем по острову. Под камнями живут мелкие креветки. Ночью на сильных порывах ветра палатка начала складываться и ложиться на спальники - пришлось Сереге вылезать и крепить камнями оттяжки. Струна спасена - ее вполне заменяет импортная леска, которой у нас еще 95 метров!

 

7/08/02 Р11=758(-3) NW 4-5, дождь

Выходим курсом на Беломорск, тяжело стартовать в дождь и сильный ветер, но  в целом нормально.  На переходе несколько раз брали рифы - шквалики. Сломали короткую фанерную лату, пластик работает. От острова Б. Нохкалуда отходили в сильный накат, со скальной ступеньки. При отходе в воду сорвался матрос - отдал швартов на счет 2, а не 3, но без последствий.

16:00 м. Выгнаволок в виду Беломорска 64 36 17N 34 58 29E пройдено 25 км за 3 часа. Завтра уходит Инна, в планах радиальный выход на Жужмуи, если позволит погода.

 

8/08/02 Р11=758 NW 2, переменно.

Вышли курсом на Жужмуи, но в течение 2 часов ветер стих до штиля - пришлось возвращаться на веслах. Стали лагерем в километре от предыдущей стоянки на острове. Есть изба, много грибов и ягод, нет дров. 64 36 46N 34 59 29E . Инна ушла по берегу на Беломорск (около 10 км) - надо выходить на работу.

 

9/08/02 P18=758 штиль, ясно, дневка

С Серегиной подачи решили устроить баню - через осыхающую протоку натаскали дров и нагрели камней на нодье - достойная культурная программа на целый день. Саму баню сделали из группового тента и катамаранных трамплинов. Смысл мероприятия вблизи Беломорска неочевиден, но в качестве молодецкой забавы очень даже подходит. 

Радиальный выход на Жужмуи отменяется - нет времени, но зато есть еще смысл сюда возвращаться.

Много мыслей по поводу дальнейших походов в море. Основной и ключевой вопрос состоит в выборе и постройке нового судна. В этом походе стали очевидны принципиальные ограничения лодки нашего класса. Понравился вариант корпусного катамарана Бродяга. Переделывать ли имеющийся разборный катамаран с эластичной рамой, или начинать строить корпусник?

 

10/08/02 P11=757(-1), переменно, О 4балла выходим на Беломорск.

Переход занял 2 часа фордевиндом под 1 поясом рифов. Фарватер размечен бакенами. Встали на окраине города в правой части залива вблизи гаражей и больницы. Подход осложнен мелководьем и банками, но место удобное для стоянки - малолюдно, рядом магазин, вокзал в 20 минутах ходьбы. В заливе на удочку ловится корюшка. Все кончается. Грустно.

 

11/08/02 P10=752 (-5) O 3 пришел фронт циклона, дождь.

Гуляем c Женькой по городу, добрались до морского музея  (координаты 64 29 53N 34 46 54E) - музей расположен на территории порта в п. Водников, добраться можно на автобусе и маршрутке № 4, ходят через час.

Поморы начали заселять побережье Белого моря в 13 в. Беломорск - центр, основные промыслы -  рыболовство, охота на морского зверя на Баренцевом море. Основной промысловый сезон приходился на осенние и зимние месяцы. В реках бассейна Белого моря, по которым не было лесосплава, водятся речные жемчужницы. Поморы ходили парусными судами вдоль всего северного побережья Евразии до устьев рек Оби, Лены, Енисея. В настоящее время грузового судоходства по Беломорканалу практически нет. Грузовые суда ходят вокруг Скандинавии. Билет на Соловки стоит 450 рублей в одну сторону. Основная торговля поморов происходила через Норвегию, откуда поморы привозили и зарубежные товары и тульские самовары. Основная промысловая рыба в море - сельдь, в реках - семга, морской зверь. Женя: неразборчивая надпись на уличном указателе в п. Водников "улица Вампира Щукина"

12/08/02. Едем домой через Москву - Орел - дальше в Брянск и Белгород. Случайно в нашем вагоне оказалась еще одна группа туристов-водников из Брянска - рук. Николай Буйный. Идут с Охты. Основные развлечения в поезде - преферанс, интенсивный сон. Все кончается...

 

 


Сайт управляется системой uCoz