Из письма Александра Киселева.
Рыбинка действительно мало освоена водными туристами, и, видимо, не случайно. Об этом водоеме ходит дурная слава. Начиная с того, что на его дне покоится много деревень, затопленных вместе с жителями, которые отказались покинуть свою малую родину, когда началось затопление речных долин Мологи, Шексны и Волги. Под водой оказалось множество церквей и древний город Молога, известный с XIII века. Туристы и рыбаки побаиваются Рыбинки, потому что здесь много опасных мелей и всплывших торфянников, которые уже заросли лесом и кустарником. Но причалить и выйти на эти острова невозможно: под ногами коряги и зыбучая трясина.
Местные жители рассказали нам, что прошлым летом яхта с двумя молодежными парами на борту во время шторма влетела в один из всплывших торфянников в южной части Дарвинского заповедника. Выбраться оттуда они уже не смогли. Навальной волной яхту постепенно раздолбило о коряги, она затонула, ребята погибли. Слава Стрелков из МПТК рассказывал мне, как в свою бытность водномоторником, путешествуя по Рыбинке, стал устранять какую-то неполадку на своей лодке. Берег едва проглядывался узкой полоской на горизонте. Слава сделал неудобное движение, его рука сорвалась с борта в воду, и он уперся ею в дно. Эффект был настолько впечатляющим, что с тех пор Слава на Рыбинку больше не ходит.
Леса молого-шекснинской низменности перед затоплением не были вырублены. Как результат сейчас во многих местах водохранилища стоит подводная тайга, а берега и прибрежные участки дна завалены баррикадами из топляка и коряг. Мой друг Алексей Отвагин, будучи опытным туристом-экстремалом, прошедшим в одиночку либо автономно небольшим экипажем Ладогу и Байкал, Белое, Баренцево и Охотское моря, много раз был и на Рыбинском водохранилище. Последние два раза вместе с ним там был и я. Каждый раз Отвагин стремился как можно быстрее покинуть акваторию водохранилища.
Последние две весны на Рыбинке было тепло и тихо, поэтому я не совсем понимал озабоченность Алексея. Он же видел здесь и штормы с короткой и отвесной как забор двухметровой волной, кидающей на катамаран толстенные топляки и доски с ржавыми гвоздями, и серьезную непогоду, когда экипажи по четыре дня сидели на берегу, потому что обледенение превращало паруса в хрустящую фанеру, а такелаж — в негнущиеся палки. Мне пока везло. За две весенних навигации я видел только дружественное лицо Рыбинки.
В конце апреля 2001 года пять наших катамаранов с семью туристами на борту стартовали из Весьегонска. Дважды в неделю с Белорусского вокзала до Весьегонска идут два прицепных вагона. Тем, кто везет плавсредства в виде ручной клади, проблем никаких. Отправка же багажом сопряжена с рядом проблем. В багажном отделении Белорусского вокзала наши туристские катамараны не признали за личные вещи пассажира и слупили с нас двойную цену, невзирая ни на какие билеты. Далее багаж разгружается на узловой станции Сонково и там ждет багажного вагона местного сообщения, который ходит до Весьегонска раз в десять дней. Поэтому багаж надо сдавать заблаговременно и быть готовым заплатить за хранение при его получении в Весьегонске. Мы обошлись бутылкой коньяка дамам из багажки, которые пошли на взаимовыгодное сотрудничество и не стали оформлять бумаги за хранение.
Сам городок на всех членов нашей команды произвел весьма приятное впечатление в соответствии с индивидуальными вкусами каждого. На одних — своей древней историей, на других – наличием большого количества джипов с московскими номерами и красивыми женщинами за рулем, на третьих – дешевым, но качественным пойлом местного винзавода. Природа же очаровала всех. В районе Весьегонска Молога хороша и живописна. Высокие берега, много красивых лесистых островов. Минус этого места – прибрежные пляжи, заваленные мусором и битыми бутылками, а так же большое количество аборигенов, шныряющих по ночам на своих плавсредствах в поисках наживы.
Живописные берега Мологи закончились в первый же ходовой день. Дальше началось пресноводное море водохранилища, где по словам Отвагина стоянок почти нет. Первая ночевка была на островах напротив пристани Первомайка (ближайший населенный пункт Прозорово, Ярославская обл.). Острова неплохие, но подходы к берегу загромождены все тем же топляком и корягами. Следующая ночевка была уже в устье Волги на острове Шумаровский, который очень удобен, но изобилует муравьями и следами многочисленных стоянок дикого турья.
В 2002 году планировался старт четырех экипажей из Череповца. Но в силу разных причин личного характера до старта добралось только два катамарана с двумя рулевыми. Третий экипаж стартовал на пару дней позже с полуострова Каменниковский вблизи Рыбинска.
Заброска в Череповец легка и приятна. С Ярославского вокзала каждый вечер отходит чистенький фирменный поезд «Шексна». Багажный вагон идет по четным дням. В багажном отделении Ярославского вокзала все оформляется и принимается быстро, культурно и без вымогательства. Утром в Череповце мы уже через десять минут после прибытия поезда сами извлекли наши лодки из багажного вагона и тут же нашли машину, которая не очень дорого была готова доставить нас в любую точку пригорода. Сам город современный, немноголюдный, с типовой панельной застройкой. Цены на продукты в магазинах московские.
Мы стартовали с левого берега Шексны ниже Череповца, из живописного района, считающегося местной зоной отдыха. Когда отошли на несколько километров на юг, за кормой открылась довольно жуткая картина: безмятежная гладь водохранилища а за ней на горизонте встающий до небес гигантский грязно-желтый гриб промышленных атмосферных выбросов. Это работал металлургический гигант России «Северсталь». Вскоре выявился еще один нюанс маршрута: автомобильная трасса Череповец – Пошехонье – Рыбинск, идущая вдоль всего восточного берега водохранилища. С воды видно и слышно все проезжающие по дороге автомобили. На эту довольно оживленную транспортную нить, словно бусины нанизаны прибрежные деревни и поселки.
Вдоль всего берега довольно плотная населенка со всеми вытекающими. Когда мы в конце дня стали на ночевку в устье небольшой речки Музга, то наутро обнаружили себя среди множества разношерстных людей с удочками, сидевших и бродивших по берегу водохранилища насколько хватало глаз. Какие-то помятые бомжеватые личности начали проявлять к нашей палатке навязчивое внимание на предмет опохмелиться, но Отвагин быстро их отшил. После завтрака я предложил Алексею сразу же выйти на главный судовой ход №64 и вдоль его осевых знаков сделать бросок до Волги, но Отвагин не захотел удаляться от берега. В результате мы все равно начали пересечение водохранилища, но уже днем и вышли к судовому ходу ближе к вечеру. Мы достигли юго-западного берега водохранилища вблизи устья Волги к 22 часам и здесь, потеряв друг друга из виду, разошлись. Я обогнул о.Святовский Мох и ушел на о.Шумаровский, Алексей, увидев, как из прибрежных плавней выскочила моторная лодка с местными рыбаками, нашел пятачок их стоянки и заночевал на нем. На следующий день я дождался его на Шумаровском и дальше до Конаково мы уже не расходились.
Еще один совет всем, кто собрался на Рыбинку. Очень желательно иметь с собой морскую карту водохранилища. Она постоянно имеется в продаже в магазине «Рыболов» на ул.Верхняя Радищевская рядом с М.«Таганская». На карте много полезной информации, подробно обозначены глубины, а также навигационные знаки и огни. Лично меня эта карта серьезно выручала во время двух моих посещений Рыбинского водохранилища.
(В связи со случившимся уже на Волге оверкилем, см.здесь.)
1 и 2) Мачта на моем «Просторе» раскреплена почти в штатном заводском исполнении: штаг и две ванты. Штаг удлинен для постановки на него стакселя и выведен на носовую часть коробов через шпрюйт-развилку. Ванты в верхней части – это нержавеющий трос диаметром 3, 6 мм, в нижней – полиспаст: веревка 8 мм, пропущенная через два трехшкивных блока, один из которых установлен на вант-путенсе короба. Ходовой конец веревки стопорится в клиновом стопоре на коробе. В свое время мне эта схема показалась усложненной и ненадежной, и я собрался было полностью отказаться от веревки и сделать ванты целиком из троса, регулируемые по длине при помощи нержавеющей «гребенки». Опытные товарищи отговорили меня от этой затеи. Теперь я им очень благодарен. Стоячий такелаж выдержал удар мачты о воду в момент переворота, и мачта встала вертикально вниз, создав замечательную подводную парусность и обещая мне еще массу проблем при проведении спасработ. Именно веревка позволила мне быстро отцепить одну ванту, чтобы мачта с парусом при буксировке легли параллельно поверхности воды. Я собирался поставить еще две коротких мини-ванты на нижнюю секцию мачты по примеру конаковских «просторастов», но теперь подумаю.
3). Вода сразу не выливается из коробов перевернутого «Простора» по одной простой причине. Баллоны этого катамарана выполнены в форме «морковки»: впереди тонкие, равномерно утолщающиеся к транцу. В результате короба всегда лежат на баллонах с наклоном к носу. При перевороте эта тенденция усугубляется еще и тем, что обтекатели наполняются водой и тянут носовую часть катамарана вниз. Получается наполненная водой труба прямоугольного сечения, заглушенная обтекателем с тяжелого нижнего конца. При попытке вернуть дрейфующее судно на ровный киль вода не выливается самотеком через открытый но задранный задний торец обтекателя, а упирается в передний торец, расположенный ниже заднего и почти наглухо закрытый обтекателем. Требуется время, чтобы вода через небольшие щели покинула короб. Барахтающийся в воде экипаж перевернутого «Простора» должен будет достаточно долго подержать над водой тяжеленный, наполненный водой борт, чтобы полностью вылить воду из коробов и обтекателя. Или пристроить под обтекатель какой-то понтон. Вот только где его взять в открытом море?
Надувная емкость на топе мачты. Я давно думал об этой схеме. Меня смущает возникающая при ее реализации паразитная парусность. Хорошо было бы, если при штатном движении судна эта емкость была сдута и компактно уложена на топе, а при попадании топа в воду надувалась автоматически, как надувные спасательные средства (хотя бы от самодельной карбидной шашки).