Это произведение не претендует ни на художественную ценность, ни на технический отчет о походе на Байкал. Тут я хочу рассказать, как все началось и что из этого получилось.
Зовут меня Михаил, я директор одной небольшой новосибирской программерской фирмы. Я давно бредил парусом, потом проблемы и все такое, потом опять жизнь стабилизировалась и у меня появились деньги воплотить мою мечту в жизнь, но я не знал, что мне нужно. Я любитель комфорта в путешествиях и одновременно не любитель жить на одной акватории. Не люблю путешествовать самолетами и тем более поездами. Пошел учиться на яхтенного рулевого 2го класса и ходил на яхте «Ассоль», немного на четвертьтоннике. Мне не понравились многие моменты, я всегда любил катамараны.
16го июня обратился в Новосибирскую фирму «Кулик» и заказал катамаран модели М25 «Байкал» - большая модель. 7,8 метров в длину, 3,5 в ширину. Только я сразу подошел к вопросу, что бы судно было по полной программе. Поплавки двухстволка, оклейка по днищу вторым не напряженным слоем, хорошая ткань, мачта профильная, хорошие паруса, штормовой комплект и все прочее.
Вообще то я думал так, похожу месяц по нашему Обскому водохранилищу (с моим нулевым опытом на серьезную акваторию я не поеду) и решу, что все, не мое это дело и буду продавать судно, с потерей 1000 американских рублей у меня его заберет сам Кулик, а для меня будет наука, что не мое это дело и все тут.
Судьба решила по другому. Уже в конце июля я понял поговорку, готовь сани летом, а катамаран зимой. Все мастерские и все подрядчики перегружены работой. Свою часть Кулик сделал, но задерживается мачта, задерживаются паруса, шверты не готовы и т.д. Гонки, вытряхивание запчастей и прочее. В процессе работы с Куликом, мы узнали друг друга, я видел, что Анатолий очень устал от всего, он не был в отпуске 7 лет и пришла мысль идти на моем судне на Байкал. Выезд 2го августа, и пошла гонка.
В последней момент переигрываем, мачта 8,2 метра, вместо 7,2, так проще и не намного дороже, эта стандартная от яхты класса «Микро», только профиль еще толще, а парус уже готов под мачту 7,2 – решили, что парус перезакажем, а этот продадим потом. Поскольку мачта не стандартная, то неясности с вантами – приходит решение по быстрому нагнуть из стальной проволоки 6мм сечением, из нержавейки с заводской заделкой уже не успевают прийти, не хватает мелочей и т.д. и т.п. В результате 8го августа судно без контрольной сборки, но вроде есть.
Хватаем массу мелочевки и шерушков, кидаем в ремкомплект, грузим судно на машину. Поглядел я как балки в 3,5 метра и весом в 150 кг (одна мачта 28 кг, зато надежная) болтаются на крыше и принимаем решение – везти в аэропорт и отправлять в Иркутск самолетом. Сдали, вес 215кг. Стоимость 2500 рублей, в Москву было бы вдвое дешевле, чудеса. Вечером едем ко мне домой, ночуем, с утра в поход!!!! Гонки были так, как один наш человек живет в Новокузнецке, второй в Москве. Первый 4го по плану выехал из Новокузнецка и 7го был уже в МРС (250 км от Иркутска, около паромной переправы на Ольхон), второй 5го вылетел из Москвы. А мы 8го еще в Новосибирске!!!!
Состав группы получается следующим:
1. Капитан похода – Кулик Анатолий Павлович. Разработчик и изготовитель судна.
2. Матрос – Рябышкин Михаил, владелец судна
3. Матрос - Дулидбаев Александр, Новокузнецк, дважды пересекал Каспий, большой опыт походов на собственном катамаране модели «Альбатрос».
4. Юнга – Рябышкин Кирилл, мой сын, 11 лет.
5. Пассажир – Кулик Василий, сын Кулика, 12 лет.
6. Завхоз, повар (как выяснилось и то и другое никакой) – Наталья, знакомая Кулика, подвернувшаяся для компании.
7. Пассажир – Роман, г. Москва, 25 лет, сын Натальи.
8. Пассажир – Макс, мой пес, американский стаффорширский терьер, 3,5 месяца.
Роман и Саня добирались своим ходом, остальные ехали на машине. С моей стороны была чистая авантюра ехать в составе группы из которой я хорошо знаком только с сыном (что не радовало, так как это «мамин» сын) и с собакой, которой 3,5 месяца, это еще ребенок, а тут такие нагрузки на его психику. И дорога 2е суток и поход по Байкалу и обратная дорога. Ужас. Но я решил и я еду и везу людей. Правда, я постарался подготовиться. Я купил GPS Garmlin emap и залил в него карту с диска «Урал, Сибирь, Дальний восток» фирмы Индиг. Мдааа, а вдруг карта будет врать безбожно? Халява, как ей доверять, но лучше что-то, чем совсем ничего. Как оказалось, я зря волновался, мы ночью в тумане входили в пролив по этой карте и все четко. Трасса тоже вела нас четко. За весь поход нигде не плутали, где пользовались GPS.
Я оставляю сухой отчет о авто-путешесвии, может пригодиться тем, кто поедет следом, какая то инфа там есть.
Автомобильная часть проходила на машине Toyota Surf. 3х литровый дизель 1KZ-TE
В конце документа идет изображение карты нашего похода. Желтая линия – наш путь туда, зеленая линия – путь обратно. Цифрами обозначены стоянки, красная S точка, когда легли в дрейф, красная E – точка окончания дрейфа и старта пути следующего дня.
9 Августа 2003г.
Мой день рождения.
616 – Отваливаем от дома. Настроение боевое, мысли невеселые. Какие будут проблемы с собакой, какие с сыном. Видок у машины еще тот. Багажник сзади завален вещами по стекло, зато на крыше лежит 6 70ти литровых драйбегов, привязанных к лыжам багажника.
715 - прошли 60 км. До Иркутска 1793 км.
717 – Стоянка чай-кофе
915 – прошли 206 км. Стоянка 10мин. Сначала мы не могли понять, почему Макс лежит и вдруг лезет и покусывает. Оказалось, что он так привлекает внимание к своим проблемам. Он покусывает, его выпускаем, он делает свои дела и опять смирно готов ехать.
1000 - прошли 255 км, г. Кемерово. На всех постах менты видят наши драйбеги и сразу понимают – турье. Документы никто не проверяет.
1025 – прошли 273км. конец Кемерово. GPS оказалось замечательная штука при проезде незнакомых городов, даже без карты самого города!!!! Крупное шоссе, а точнее дорога М53, которая должна нас привести в Иркутск на въезде в город прерывается на карте и начинается на выезде. Я еду, а второй человек подсказывает мое положение относительно начала трассы и я знаю, когда мне повернуть налево, не пора ли направо или проехать немного прямо. Это очень удобно.
1040 – прошли 299км. завтрак
1124 –поехали
1210 – прошли 348км. Заправка
1320-30 – прошли 431 км.
1600 – прошли 621км. Харчевня «Лимонадный джо» на въезде в г. Ачинск, поели на 830р. Очень вкусно, хорошее обслуживание.
1925 - прошли 787 км. г. Красноярск въехали.
2000 - прошли 813 км. проехали Красноярск
2120 - прошли 913 км. 50% за 15 часов!!!!! Ср. скорость 60км\час. Остановились покушать.
Вообще по GPS путешествовать удобно. Мы на трассе по карте и это хорошо. Карта хоть и бесплатная, но довольно точная, трасса как влитая. Один раз съехали с трассы (на кругу другая дорога казалась лучше и казалась трассой, а указателя не было), сразу увидели и подкорректировались.
10 Августа 2003г.
02151141 км 545 ночевка прямо в машине.
631 1189км. г. Тайшет, перед въездом хорошее озеро. Остановились помыться.
650 1262….1263 км нас предупредили, что будет 2горки, довольно опасный участок, многие теряют глушаки, но оказалось не для моей машины.
800 1267 км харчевня «У Петра» + заправка, нормально поели, все чинно, но топливо дороговато, 11,5 После этой заправки около 100 км больше заправок не будет, а в баке оказалось 2 литра.
925 поехали (1267км)
1011 1355 км.
1050 1415 км
1145 -1210 г. Тулун 1478км. Ого, спросили документы и даже попросили открыть багажник. Увидел кусок деревянного шверта. Гаец спросил что это?, долго пытались объяснить, что такое катамаран, пока я не сказал, что это деталь от байдарки, сразу вопросы кончились, и мы поехали дальше. Народ, запомните, для гайцев все, что плавает это байдарка и не парте им мозги деталями.
1335 заправка 1607км.
1400 остановка 15 минут обед (дыня) 1615км. Вообще на трассе у всех весы типа платформа и гирька большая не входит в пазик. Смело пальцем толкайте гирьку и от 1го до 2х килограмм будет экономия. На большом арбузе обманывают на 3 килограмма. Там линейка, а на линейки ямки и гирька должна лежать выступом в этой ямке, а на деле всегда лежит рядышком. Пальчиком раз, звук, бумс, гирька легла и кошелек не так облегчаетсяJ
Почему-то записи прерываются по времени, поэтому не обессудьте. Дорога с переменным успехом, то отличное шоссе, то резко вылетаю на гравийку, которая по цвету ни как от асфальта не отличается. Неприятные ощущения, знаков нет, скорость 130 и вдруг я на гравийке. Много мест, где ведутся работы, это еще опаснее. Хвала богу, окло 18ти часов въехали в Иркутск. По GPS нашли аэропорт, перекусили пиццей и поехали искать знакомого Анатолия, директора «Байкал Серф клуб» Из клуба прозвонили по частным объявлениям и нашли машину, за 1500 рублей довести людей и некоторую провизию до МРС. Все таки 250 км, из них 130 по хорошей дороге и 120 по плохой гравийке.
2200 Нужно затариваться провиантом, ничего не взяли, пришли по левому графику, не успеваем никуда, воскресенье. Идем в супермаркет, который работает до 23х и тут начался цирк. Посмотрели на цены, нормально, могло быть хуже, будем тариться. Охрана бедная, тележки нам таскали, телега с тушенкой, телега с рыбными консервами, сахар, соль, хлеб, печенье, все через кассу, одна касса наша, кассирша такого не видела, телегу пробила, вторая на очереди и еще 3 человека ходят по супермаркету и говорят охране – если хотите закрыться вовремя, то давайте нам чай черный, чай зеленыйJ Колбаску, неа, эта не нравится, тащите другуюJ Такого они не видели, но сумма на кассе растет и уже обратной дороги нет. Ага, скажи тут, что все, закрылись и не успели, мол разгружай назадJ
2400 Встретились с нанятым водителем и получаем из аэропорта катамаран. У водителя глаза на лоб. Такого он еще не видел. Выгружаем джип, кладем задние сидения и сначала кладем 2 упаковки железных балок, на них 2 упаковки с остальным катамараном, сверху добиваем драйбегами, бензиновой печкой, канистрой с бензином (купленной у таксиста). В дырки накидываем пакетов с едой. Сажаем в девятку женщину, 2х детей, собаку и доверху оставшимися пакетами с едой добиваем эту машинуJ Наша машина просела конкретно, но если на нее посмотреть…. Турье полное. Балки торчат на 1,5 метра за машину, к ним привязана красная футболка, салон забит под завязку и на крыше еще 6 драйбегов. Это нужно видеть.
Понедельник 11 Августа 2003г.
0400 Ура, МРС!!! (На карте этот поселок называется «Сахорта», но все указатели и сами жители называют это МРС). Я никакой, иногда дремлю. Анатолий ведет машину. Пару раз за путешествие я уступал руль и через час брал обратно. Анатолий привык ездить на бензиновых легковушках, а 2 тонны и дизель, никак не хотел понять, что обгон должен осуществляться плавно и педаль в пол не приведет к ожидаемому результату, но тут дорога не просто плохая, а очень плохая, едем не больше 60 км/ч, за маяком (нанятая девятка), в таких условиях он ведет более менее. Попросили водилу найти нам бухту, где удобно будет собирать судно и не очень много народу. Он нас провез по каким то горам и мы приехали в бухту, где много палаток. Выяснилось, что это такая благоустроенная турбаза на берегу Байкала. Во блин, благоустройство в палатках и за это берут деньги по 500 рублей в день с человека. Да в гробу я такие турбазы за такие деньги видел. Пришли, вынули палатки, выкинули все из девятки и завалились спать. Наконец то утром не нужно никуда рулить, мы на месте.
1100 Встали, кто готовит покушать, кто «чунеет» на солнышке, готовимся собирать судно. Наталья пошла искать сына и Саню. Мы с кепом начали собирать судно. Каркас собрали и поняли, балки не подписаны, некоторые дырки не бъют, но методом проб собрали. Обнаружили, что для одной дырки нужен надфиль, а у нас нет!!!
1400 Натальи и других людей нет!!! Мы беспокоимся, я поехал на пустой машине их искать, заодно в магазин на МРС. Нужно купить пиво, картошки, морковки, лука.
1500 Заблудился и не могу найти бухту, ничего не купил, забыл деньги в вещах. Ругаю себя, у меня есть GPS, а я не отметил точку!!!!! Во блин. Ночью я не видел как мы попали в бухту. Ехал в МРС, забрался на гору, с горы увидел поселок, увидел штук 20 разных дорог самокатных (т.е. машины сами ездят кто где и накатали колеи), выбрал одну и поехал, а обратно, еду по одной, бухта не та, еду по другой, опять не та, насилу нашел.
Наши уже на месте, познакомились и поехал с Санькой опять в МРС уже с деньгами для затарки. Он там пожил хорошо, знает все. Заодно искали у кого оставить машину. Во блин, картошка стоит как яблоки, лук как картошка, а морковка как бананы!!!! Нашли у одного деда надфиль, он же посоветовал обратиться к одним людям оставить машину. Говорит, что хорошие, надежные люди, всегда дома бабуля, которая следит, что бы никто не залез, есть собака, но…. Сказал, что часто их обманывают и мол заплатите вперед. На «турбазах» ставят машины рядом с палатками за 100 рублей в день и никто не смотрит за ними. Нашли нужный дом, поговорили. Люди нам понравились, хоть и бурята, а что-то в них есть. Они сказали, что цены нет, им ставят одну две машины и когда платят, когда обещают заплатить 250 за 5 дней, 500 за десять. Договорились, 500 рублей на 10-14 дней. т.е. планируем 10 дней, но Байкал, загадывать не стоит, но 500 рублей и все. Они согласились. Договорились, что машину поставим завтра и завтра же отдадим все деньги.
2000 Собрали судно, обнаружили косяки. Море косяков. Забыли мощную серьгу и теперь у нас 2 ванты и штаг крепятся к мачте обычной 6мм. серьгой. Разогнет ее нафиг, пусть пока, потом придумаем. Путанцы настраивать, штаг короткий, ух, вот вам без контрольной сборки, а что делать?
Попутно думаем как назвать судно. Есть предложения – Симагл и вариант от моей оставшейся жены – Мишута. Ну хочет она так назвать. Решили оставить название по походу, как судно будет себя вести, так и назовем.
12 Августа, Вторник
до 15 настраивали судно, косяки остались, надеемся не фатальные. За эти дни, нас достали просьбами сфотографироваться на судне. Конечно разрешаем, но ведь просят, отвлекают от работы. Зато приглашали нас в баню (бесплатно), угощали, приглашали к костру.
Макс ведет себя замечательно. Далеко не убегает, контролирует себя, не дерется с собаками отдыхающих, играет с ними. Он уже стал душой компании. Он без единого повизгивания совершил весь автомобильный переезд. Особо не доставал. Бывало придет ко мне, встанет между сидений, посмотрит вперед минут 15 положив мне голову на плечо и уйдет назад.
На берегу я больше за Кириллом смотрю, чем за Максом. Все фотографируются с Максом тоже. Кирилл пытается покапризничать, но мы договаривались до похода и я жестко присек все попытки получить своего. Уже есть со всеми и не выпендривается.
1800 вышли под 2 рифами через 5 минут разрифились. Вообще то вышли не в полном составе. Я и Наталья поехали на пустой машине в МРС, заодно я забирался на горки и снимал судно. Не хотел я потом чапать пехом до судна и решили, что они идут в МРС, а я еду, ставлю машину и к ним сажусь. Ветер слабый и я думал, они будут идти 2 часа, ага, щас, я еще машину не поставил, а они уже вызвали меня по рации, они подходили к причалу. Офигеть.
По моему пути я попал в переплет. Я забрался на гору, вижу тропа автомобильная вниз, очень крутой спуск, 40 градусов, тропа глиняная, размокшая, с поворотом, вокруг тропы камни. Поехал я по ней, Наталья испугалась и шла пешком, говорит, кувыркнемся. И вдруг, внизу, тропа обрывается и я вижу такую картину, слева обрыв в воду метров 20 и мне нужно проехать с вывесом одного колеса (сначала переднего, потом заднего) одновременно так, что бы правое колесо проходило правее камня, который теоретически не даст мне соскользнуть в обрыв, правее не взять, валуны и пеньки, по камню ехать нельзя - соскользну. Тропа оказалась пешеходной, просто везде можно идти по одному вряд, а дальше по двое, вот двое и находили то, что я принял за колею (без травы дорожка). Дальше, после этого поляна, там палатки, турье, машина, никаких троп. Машина есть, значит дальше я проеду, а тут как быть? Задом подниматься с поворотом? Я на горе и есть наклон в сторону воды. Наклон 15 градусов, ничего, но если не удержусь и потащет, то потом наклон переходит в 45 и обрыв, а у машины по паспорту 42 градуса разрешенный крен, потом переворот. Дождик начал моросить, нужно решение принимать быстрее. Задом глина размокает, не поднимусь, может поднимусь, но решаю, что вперед более безопасно. Включаю 4WD, у меня межосевой дифференциал заблокирован по определению, межколесной блокировки нет, но 3 колеса при вывесе работать будет, лишь бы не стало разворачивать, когда передок пойдут на вывес. Из палаток вышли люди, смотрят, как буду кувыркаться с обрыва, жить хочется, но решение принято. Пошел, переднее колесо идет за камнем, как и планировал, левое висит и….. правое упирается в камень, не высокий, но чую начинает задницу стаскивать, дождь подмочил глину. Главное тяжелый передок поставить на безопасное место, потом вырвусь. Плавно даю газу, больше, больше, рывок – я прорываюсь на безопасное место. Народ аплодирует, Наталья идет чинно. Я проезжаю вперед, разворачиваюсь, выхожу, прикуриваю. Ноги подрагивают, на душе еще страшно, но и удовольствие, я прошел! Народ восторгается, мол каждый год по 2 месяца здесь живем, еще не один не проехал здесь. Даже с большого препою, а Наталья говорит: - надо было на камеру заснять, давай камеру и повтори. Вот……… Пришлось при всех признаться, что больше я туда не поеду. Этот проход был от безвыходности. Я посчитал, что задом заезжать опаснее, а так как попал в ловушку, то решил выбираться самым безопасным на мой взгляд способом. В общем покрасоваться королем не удалось, мол мы такие, еще не в таких местах ездили, ох уж эти женщины.
1925 Причалили слева от парома, хороший пляж. На берегу группа из Набережных Челнов.
Звучат записи «Песни нашего века» - значит хорошие люди. У них 9-местный тримаран с двумя моторами и катамаран четверка – Тритон. Суда не парусные, для сплава.
Я в первый походный обед жестко запретил Максу наступать на «стол», белую клеенку на земле и он понял!!! Это в щен в 3,5 месяца!!!! Правда наши жалуются, что он залазит в их палатки. Я сказал – гоните легкими ударами по морде и повышением голоса. Они сказали, что не хотят воспитывать чужую собаку, я сказал, что сам бегать по их палаткам не буду, не нравится – гоните. Макс пару раз получил и понял, что только в моей палатке ему рады. Эту ночь мы спим на судне. Утром поняли, что это плохо. Холодно, ночью около 5ти градусов, палатка одинарная, слишком большая, чтобы я и ребенок нагрел в ней.
13 Августа 2003г. Среда
Сборы прошли не очень долго. Вышли в 1200, но… Вот он первый косяк. Шли, скала. Кеп увидел за скалой барашки и понял, что сейчас нам в борт прилетит порыв балов в 5 из за скалы. Он потом сказал, что специально не стал приводиться, если мы такое не выдержим сейчас, то еще не ушли, лучше проверить – проверили. Погон гика по проекту тросик 2,5 мм и блочек с колесиком. Блок мы забыли дома и поставили ухо. Ухо по тросику не бегает, а сам тросик тоже не нашли 2.5мм хороший и поставили 2мм. Кеп крикнул – ДЕРЖИСЬ, удар и галфинг, видим – погон гика лопнул! Ухо не прошло по тросику, а закусилось и в результате обрыв. Повернули в бухту в поселке. Причалили. Я пошел искать проволоку, нашел обычную, стальную, 5мм, ржавую. Я взял веревку 8мм, положил марки и ее поставили на погон гика, поставили блок, бегает. Веревка не тросик, тянется, но и играть на порывах будет, фигня. Нужно это для настройки грота, можно и без него. На погоне блока с гика-шуотом продублировали тросик проволокой, продублировали еще что могли.
1215 Наталья ушла звонить, потом за иголками и нитками. Она поговорила с рыбаками и начала паниковать. Рыбаки сказали, что дует Баргузин, волна 3 метра, они идти не могут. Устроила истерику о непредсказуемости Байкала и кричала, что все акватории на которых вы ходили это дерьмо, а Байкал нужно уважать. Волна здесь короткая. Ветер ненормальный и т.д. Мы никак не могли понять, как волна короткая может при глубине в километр!!! Потом выяснили на своем опыте, она не короткая, а частая, а это фигня. На Ладоге я видел короткую, а здесь, волна, как волна. В общем договорились, что идем Малым морем.
Вышли в 1530 долго лаврировались напротив МРС обогнули м. Тутерхей, пошли в малое море, дотянули до устья р. Сарма. В 19 часов встретили рыбаков, они сказали, что встать мы можем через километр, совсем под Сармой лучше не вставать, будет сильный ветер, но самой знаменитой Сармы боятся не следует, так как дует Баргузин в море, а одновременно этих ветров не бывает. Стоянка в точке 1. Потом готовили хавку ели под дождем. У кэпа слабость. Прошли 11,2 км. по генеральному курсу. Затратили 4 часа, средняя скорость 2,8км/ч. Весь переход Макс терпел. Какое удовольствие ему на берегу.
14 Августа 2003г. четверг
1438 отошли ветер 0.
До этого занимались ремонтом штага вант , пришлось полностью разобрать барахло, положить кат на борт усилить заделки на ванте и все в обратном порядке. Дело в том, что мы заметили, что с правого борта заделка ванты поползла на 1мм. Мы решили, что после трубки, нужно проволоку загнуть в обратном направлении, что и сделали на всех заделках.
Всю ночь и утро шел дождь. Днем, в обед, слышу дикий визг Макса. Бегу к нему. Он от меня. Он облизывал закрытую крышкой, но пустую банку сгущенного молока и защемил язык, он сбросил банку сам, но было смешно. Я проверил его рот, язык чуть кровоточит, но ерунда.
На акватории штиль, торчит масса островов.
Кеп приболел, чувствует себя очень плохо. Ребята от нефиг делать гребут.
Кеп борется со сном, а штиль крепчалJ
Под двумя веслами судно идет 3,6км\час (1м\с) Это неплохо. По нашим прикидам, люди + все остальное составляет 1500 кг, тяжелое судно показывающее хорошие скоросные характеристики на слабом ветру. Я учился на яхте типа «Асоль», так ветер, который пустую «Асоль» с двумя людьми не мог сдвинуть, давал нам ход около 2х км/ч это хорошо.
1617 ветер 0,5 м\с. Переходит в штиль «ураганной силы»
пытаемся поставить кливер (с одобрением дремлющего КЕПА с t после ночи) Над горами бывшей стоянки, от куда мы двинули, шапки серых облаков.
- Саня!!!! Рулить будешь????
- А Нафиг, пиво пейте и на зеркало любуйтесь.
- Хватит пиво хлестать без закуси, сейчас сварганим.
Красота, кто понимает
1637 попытка поставить кливер не удалась. Мокрый кливер не встал и заглушил стаксель что привело к потери хода.
1745 обсосали и приняли предложение идти ночью
сейчас светит солнце, тепло все сушится
1925 поели Доширака воду кипятили на борту.
Попили пивка жизнь продолжается
2000 10 минут идем левым галсом. Ветер ровный 2 бала дует строго в морду. Скорость 5 км\час
2100 Кеп спит, на вахте я и Саня. Вокруг все серо, туман, надвигает еще больший туман, где то по курсу остров Замогой. Я тормознул и не проверил все острова после конвертации Индиговской карты и получилось, что надпись «Замогой» есть, а острова нет. Мы его видели, а теперь он в тумане. Ветер дует 5 балов и усиливается. Я на таком ветру еще не катался, во время учебы на Асоли такого ветра не было, не везло мне, все штиль и штиль. Будим кепа, что делать? Кеп посмотрел и сказал, посмотрим, возможно будем рифиться. Уже начинается страшно, барашки на акватории, ветер свистит в вантах по полной программе, острый бейдевинд, мы едем 18км/ч а судно то не проверенное, все в косяках, ну заделки на вантах сделали, а ухо??? Выдержит? Кеп думает, чалиться или не чалиться. Пока курс к берегу, посмотрим, но в малом море, в шторм, ночью и в тумане на непроверенном судне – опасно.
2200 Уже хотели рифиться, а тут последние порывы и как рубильник повернули. Опять штиль.
15 Августа 2003г. Пятница
До 2400 худо бедно ехали 2-3км с 24 00 поехали вахтами
1.1 Миха Саня
1.2 Я и Саня
1.3 Я и Миха
06 добровольцы и Саня
за ночь приключений не было, ветер был от 0 до 3 м\с
- Что там на флюгарке, ветер есть?
- Нету ни фига, давай выпьем и закусим.
Когда я стоял вахту с кепом, кеп в основном посапывал. Я его не будил, знал, что он еще не поправится, у меня было все в порядке. Шел я не по компасу, а по GPS. Налобный фонарь Ombu (на светодеодах) позволял не пользоваться подсветкой прибора, освещал флюгарку и т.д. Ночью еще горела бензиновая лампа для подсветки судна, что бы на нас не наехали. Я веселился. Сидишь, штиль, вдруг видишь, едет на тебя облако с километр в диаметре, заметно едет. В этом облаке есть ветер, 10-15 минут хода и ждешь следующее облако. Забавно, никогда такого не видел. Правда нам сказали, что под западном берегом (как раз, где мы и находились) есть облачка, которые летят со скоростью 50м/с и называются – горняжка. Вот их нужно боятся, но с их скоростью врят ли сообразишь что сделать. Наши облачка, это тоже горняшки, но слабенькие. Повезло. Ночью очень холодно, туман, капает с парусов, я замерз очень сильно. На ногах неопреновые носки, когда двигаешься – тепло, но без движения, ноги как во льду, но одеть нечего. Кирилл надел мои неопреновые боты, кроссовки одевать без пользы, промокнут.
Во блин, я полез спать и вдруг слышу Санин возглас – «Сейчас я вас покатаю», рывок и судно ощутимо пошло! Хочу спать, не лезу, но завидую. Как моя вахта – штиль, как Саня, так он катается видите ли!!! Мое несчастье длилось не долго, через 20 минут у Сани тоже скисло.
Факты: от стоянки до стоянки прошли 34,5км(20 часов) 1,725км\час не быстро. Дают гречку, попили пива, уже хорошо.
Бедный Макс, он терпел столько времени и как ступил на землю, то пытался отбежать от судна и по пути уже писал. Нам то хорошо, мы ходим на нос, там сетка, мальчики держатся за штаг, а девочки прямо на сетку, а песику кто объяснит?? Стоянка в точке 2.
1408 отошли.
Опять долго грузились. Просушили все барахло, подмылись, отправились.
Гребем 15 минут, ловим чем-то неуловимое дыхание попутного перемещения воздуха, ставим кливер, сначала на левый борт потом на правый - одинаково еле плетемся - но все таки идем.
Произошло чудо. Макс вышел на палубу (из палатки), посмотрел по сторонам, вылез на баллон и пошел на сетку САМ! Дошел, сделал все дела и в палатку!!!! У всех челюсть упала. Конечно, большие дела я смыл ковшиком, но ему никто не объяснял. Конечно он видел, куда мы ходим, пошел туда и вот, он теперь по праву настоящий морской пес!!! Забегая вперед скажу, что когда качало, мы всегда пристегивали поводок, как только Макс выходил на палубу и страховали его, а в хорошую погоду он ходил сам. Молодец Макс, в твои то 3,5 месяца и такой ум. Все восторгаются.
1940 причалили на Ольхоне. За переход прошли 21 км. за 5,5 часов средняя скорость 3,8 км\час тоже хлеб. Стоянка в точке 3. Берег с людьми. Разные отдыхающие из Иркутска, даже на автомобилях. Вечер был хороший. Нас угощали рыбой. Вечером пошел дождь. Из за того, что на берегу много туристов и шастают местные, я опять с Кириллом лег на судне. Судно было вытащено на берег кормой вперед и получился наклон, а я не заметил как закрывается дверь. В результате под спальники натекло много воды, всю ночь шел дождь и я проснулся в мокром спальнике. На берегу на судне больше не сплю. На ходу там тепло, так как спит больше 3х человек, нагреваем. Я посмотрел и сделал заметку. Первое, сделать порожек из ткани и пристегивать вход снизу, второе – на длительные походы сделать деревянную палубу (из реек), вес незначительный, а зато спишь на ровном и сделать вторую палатку, которую на стоянке накидывать крючками внутри, что бы между тентом и второй палаткой была воздушная прослойка в 10см., по принципу обычных двойных палаток. Тогда будет кайф.
16 Августа Суббота
Планировали выйти в 930. С 800 и до 1200 все сидят по палаткам - шел дождь. В Питере я бы сказал, что дождь на неделю, погода ужастная, нет ветра и дождь. Мы взбунтовались, типа нафиг штилеваться под дождем? Когда можно поштилеваться на берегу.
Стали готовить завтрак, потом обед и дождь кончился. Подул ветер стали собираться. Вышли в море в 1640 , штиль еле идем, но идем.
- Ход слабый, хоть на баллоне поваляться, отдохнуть, подремать.
1750 Потянуло с левого борта вдоль Малого моря, ветер порядка 3х балов, идем 8 км/ч, уже хлеб. Близится море и пошел ветер. По мере нашего приближения к мысу «Хобой», втер усиливался и росла наша скорость. 10 км/ч, 15!!! Обогнули Хобой и пошли к стоянке в заливе «Шунта»!
2230 Зачалились в заливе «Шунта» или не доходя до него. За 40 минут до этого подуло с моря, острый бейдевинд, сняли кливер, повесили стаксель. Паруса в доску и пошли вокруг мыса. Ход доставлял радость. Прибор показывал от 15ти км/ч, поймали волну и пару минут глиссировали на ней со скоростью 25км/ч – это кайф. А так, уверенно в острый бейдевинд 14-15 км/ч, не плохо. Генеральным курсом похода прошли 25 км за 6 часов, средняя скорость 4,16 км/ч
- Хобой, это что-то, как фигура с острова Пасхи, смотрит в открытый Байкал.
Стоянка феерическая. Точка №4. Можно поставить только 3 палатки, зато есть ложбинка закрытая со всех сторон и там сложен из камней очаг, очень хороший, почти камин. Удобно. Забегая вперед, мы думали, что это та стоянка, про которую нам говорили знакомые, тоже с надувастиком. На эту стоянку можно прийти либо на моторке, либо на надувастике, больше никак, скалы, бухта не сильно закрыта, берега хватило только вытащить кат до середины., потом обрывчик с тропинкой наверх и собственно стоянка. Вечером у Макса проснулись охранные инстинкты. Теперь когда темно, он делал стойку на любой шорох, который может создавать зверь крупнее зайца. Если шорох ближе 30 метров от палатки, он издавал низкий рык, один гав и устремлялся на звук. Обычно это был кто то из наших, ходил в туалет, но все равно, будет чужой, поймет, что лучше не таиться, у нас серьезная собакаJ. Просто рык и гав были такие, что поначалу мы и не поняли, что это Макс.
17 Августа Воскресенье
Утро и опять дождь. Да когда это кончится. Холод, дождь, блин, август месяц. Стоянка красивая, но снимать я ее не стал. Смысла нет, дождь, туман, все блекло.
1250 Отчалили. Полчаса, пока отходили от мыса - ветер постоянно гулял и в результате установился с севера. Нам нужен курс 70 град, поставили кливер. Вымпельный ветер галфинг – полный бейдевинд, поставили шверт с правого борта. Скорость 10км/ч, сила ветра приблизительно 5м/с (на акватории нет ни одного барашка)
- Жрать хочешь? Фиг тебе, люди кушать будут.
2030 Причалили на нижней оконечности п/о Святой Нос. Прошли 50км по генеральному курсу за 8 часов. Средняя скорость 6,2 км/ч при ветре от 2х до 3х балов. Напомню, что наша масса около 1500 кг. Я, как хозяин судна доволен. Обедали на борту рисовой кашей с тушенкой. Стоянка №5.
Пока шли, кэп и Саня как-то по маленьку выпили 0,65л водки – сильно хорошо было.
На берегу встретили Алексея, 32 года, лесник с Сахалина, приехал на 2 месяца специально в отпуск – отдыхать на Байкале. Много интересного рассказывал нам о Байкале. Наталья немного успокоилась. Дело в том, что Алексей ей очень понравился, как человек и она стала слушать все его рассказы. Он сказал, что отдыхает на Байкале уже 3й год (во блин, там лесник и тут отшельник). Здесь у него есть друг, у него катамаран. Он описал, по характеристикам очень похоже, что это «Альбатрос». Так в шторма, когда тонули полутонники, этот друг на своем катамаране шел без потерь, только двух дочерей веревкой к мачте привязывалJ В заключении он сказал, что на Байкале на надувном катамаране (если он надежен) путешествовать безопаснее, чем на яхте или малом рыболовном боте.
18 Августа Понедельник
0900 Встали. Завтрак уже готов, правда Саня сообщил, что забыли на столе запас сала, 1 кг и это сало пропало. Думаем на Макса, утром он не стал есть, видимо спер, скушал и заныкал. Нефиг оставлять на земле.
1005 Отвалили. Ветер Юго-Юго-Восточный, 3 бала, поставили кливер, скорость 7,5-8км/ч
Утром впервые все стабилизировалось, даже при моросящем дожде. Завтрак был вовремя, вкусно поели. Наталья где-то с лесником изучала местные травы, едва успела к отплытию, осталась без завтрака, готовил Саня, наверное поэтому и вкусно.
1520 Опять болтаемся посреди Байкала. Ветер 0-1 бал, сзади туман, впереди туман. Поели остатком макарон (не доели) накатили по рюмашке. Задуло 2м/ч – поехали. п.ов Святой нос еле виден, справа тоже туман, а у нас солнце и почти штиль. Блин, я какой раз пожалел, что не взял мотор. Дело было так, денег на новый у меня не хватало, а б/у мотор, который проходил 9 лет за полцены я брать не хочу. У Кулика есть мотор, но он дал его другу. Еще в июле друга предупреждали, отдай. Он динамил, динамил, обещал за 2 дня до отъезда точно отдать и не отдал. Так и поехали. Блин. Мы очень много времени тратим в штиль. Множество стоянок, до которых могли дойти свободно и отдыхать, мы ночуем на воде и плетемся как улитки.
2045 Справа в 1км виднеется п.ов Святой Нос. До промежуточной финишной точке около 37 км. Принимаем решение идти до конца в Чеверкульский залив. Скорость 8 км.ч. Шли по GPS в тумане с видимостью менее 100 метров, а сейчас раздуло. Солнце садится.
2145 Мы видим яхту, квалифицируем ее как полутонник. Мы идем вдоль берега, зажигаем лампу и фонарь, яхта чуть впереди и ближе к берегу. Наша скорость 11 км/ч, стоит грот и кливер. Яхта под мотором. Они нас заметили, пошли наперерез, не успеют. Выкинули топовый стаксель, во блин, их стаксель больше нашего грота и кливера вместе взятых + их мотор. Они не успевают и начинают отставать!!!! Мы легли в дрейф, не нужно опускать людей ниже плинтуса. Как приятно!!! На берегу мы встречаем яхты, которые нас не видели в деле и они разговаривают с нами с высока. Эти попробовали взять нас и обломались, а когда увидели, что народу у нас больше, чем у них, то разговоры пошли совсем другие. С нами говорили как с равными. У них действительно полутонник. Их кэп сказал, что мотор у них слабоват, но под полным парусом на этом ветру они бы нас не взяли, поэтому с гротом и не парились, поговорили и разошлись. Ребята в Иркутск, мы в Чеверкуль. По информации с яхты, в Чеверкуле ветра нет и дожди. Блин, опять дожди.
19 Августа Вторник
С нуля я и Саня на вахте. До Чеверкульского залива недалеко, но существенно теплее. Дождя нет, конденсат с паруса капает, но не беспокоит. Мы заметили, что в вблизи Чевыркульского залива существенно теплее, чем в южном Байкале. Говорят, что залив мелкий, вода там как бы своя, сильно с Байкалом не перемешивается и вода прогревается до 17ти градусов. Тогда понятно почему тепло. Мы с Саней решили идти пока идется и не будить кэпа. В 5ть утра мы обогнули верхнюю оконечность Святого Носа, разбудили кэпа и Романа, пусть теперь сами рулят. Дело в том, что уже стало светать, а GPS пользоваться так никто и не удосужился научиться и в темноте в заливе и на входе кэпу было бы тяжко, а так уже что то видно, доведет судно.
Дальше запись кэпа. Всю ночь шли и штилевались, но прошли последние 20 км. На рассвете вошли в пролив, красиво. По курсу два острова типа «Буян» из иллюстраций к сказкам Пушкина. Очень живописные.
Заходим в бухту «Змеевая» видим баржу – гостиницу, разбудил народ. Причалили, узнали где источники, поболтали. Блин, это деревянное строение на барже, это клуб. Рядом стоят 3 чума, натуральные чумы, 2 больших и один кривой. Оказалось, что в 2х чумах живет по 10 человек, это купившие путевки на базу отдыха, 1200 рублей с человека в сутки!!!!!! Делать тут нечего, возят их на источники 2 раза в день, но кормят хорошо. В клубе бывают танцы, показывают кино старым кинопроектором под звуки дизель генератора!!! В гробу я видал такую турбазуJ Народ, увидите путевку на комфортабельную турбазу в бухте «Змеевая» в близи целебных источников, это онаJ
Источники так себе – горячие и это все их достоинство. Глубина в бухте небольшая, видно дно в водорослях, зато вода градусов 17 и это радует.
Посидели, погрелись в источниках. Наталья и ее сын Роман решили уехать, у них якобы не рассчитано время и заявляют, что вернуться с нами не успеют. Они договорились с яхтой дойти до ближайшего поселка, дальше на автобусе. Я не показываю вида, но какой кайф. Народ, ради этой минуты стоит идти куда угодно!!!! Представьте, что на вас пашут поле 5 соток не переставая, под дождем и вдруг говорят, все, теперь отдыхай. Выглянуло солнце и устоялась классная погода. Супер!
Мы пересекли бухту и встали на другом берегу, напротив источников. Стоянка №6. Отдыхаем. Будем дневаться сегодня и завтра, потом домой. Рядом стоит рыбацкое судно. Там 5 взрослых и столько же детей. Они совмещают отдых и работу. Мы расстелили стол и позвали народ к нам выпить, закусить, они пришли с рыбой, выпили, поболтали. Подружились, вечером пили и ели у них на судне, нас обеспечили рыбой. Гы, интересный момент. У меня есть пневматический пистолет, стреляли по банкам от пива. Кэп сказал, что бы я стрельнул в поплавок, я стрельнул. Пулька ушла отскоком. Следов не нашли, пробоя нет. Хорошие поплавки.
После 19ти часов начали покусывать мошка и комарики. Первый день с насекомыми, их не много и в 21 как вырубило, насекомые пропали. До этого нас ни разу не кусали, здорово, сложилось впечатление, что кровососущих на Байкале нет, сегодня нам напомнили.
За этот переход прошли генеральным курсом 82км за 23 часа, средняя скорость 3,56 км/ч
20 Августа Среда
0900 Неспешно встали, позавтракали. Пошли на источники. Погода отличная, ни ночью ни утром дождя не было и вроде не предвидится. Ветра нет и идем и кэп лениво погрябывает ложкой. 500 метров проходим за 20 минут. Мы с Саней сразу сказали, что на галеры не нанимались и грести будем только во время крайней нужды, а так нам и так хорошоJ Кстати этот аргумент раньше очень бесил Наталью и она садилась сама грести. Думала проймет нас тем, что женщина на веслах, а мы считали так, хоть какая польза + с носа ее зудешь не слышно, 7,5 метров расстояние все такиJ Погода шепчет и больше про Наталью я даже вспоминать не хочу, я понимаю, что мой страшный сон прошел.
1225 Вернулись с источников. Долго там делать нечего, покупались, погрелись и к палаткам. Пока Саня с кэпом готовят обед, я постирался и с наслаждением плавал минут 10, пока меня не позвали к столу.
1600 Смотри на залив, там по всей акватории барашки, ветер балов 5-6, хорошо. Рождается идея сходить на источники, искупаться, вернуть детей на берег к палаткам и на пустом судне (мы его полностью разгрузили) втроем дойти до острова «Голый» (кэп его Буяном называет), высадить там Саню со всей фото – видео техникой, и погонять на ветру по полной. Нагрузить судно, никаких рифов, полная лавировочная парусность, а Саня поснимает. У нас в бухте ветер закручивается, класс, я прошел по полукругу бакштагом правого галса и вернулся назад тем же правым галсом опять по полукругуJ Тем самым выписал в бухте полный круг одним галсом и одним курсом по ветру.
1730 Отчалили и полетели на остров. За рулями буруны и пена, ход до 20км/ч на крутом бейдевинде, разогнались до 25км/ч и кэп с криком ДЕРЖИСЬ вылетает на каменистый остров. Выехали почти на весь корпус. Я на кэпа кричу, мол офигел??? А он спокойно мне – «Ты согласился, что я капитан похода, а я в свою очередь заявляю, я построил судно, я управляю и что сломаю, то и починю за свой счет.» Ну с таким заявлением, пусть ломает, рем. комплект для клейки есть, что еще, у рыбаков есть инструмент недостающий и проволока. Высадили Саню, спихнулись. У меня 120 кг вес, у кэпа 80. Курс крутой бейдевинд, скорость 29км/ч. Кэп командует, подбить стаксель, пошел, вдруг слышу – НАЗАД!!!! Я аж на карачки упал и назад. Кэп говорит, садись за румпальник, я сам. Я сначала не понял, а потом он сказал. Ты пошел на центр, я вижу, что след то кильваторный один!!!! Второй поплавок в воздухе, даже перо руля не достает до воды, мы летим на одном поплавке. При такой температуры воды поддув в трамплин получить и перевернуться не хочется, тем более, что мы от острова километров на 5 уже отлетели. Такое судно поставить на киль в воде не реально.
Смена курса на галфиг, нас на наветренном поплавке двое и все равно не надолго, но поплавок отрывает. Мощное судно для 2х человек без груза, GPS фиксирует 32,99 км/ч это был рекорд за весь поход, но нужно учитывать, что у нас грот на метр меньше мачты, горб на гроте очень мелкий, фирма сделавшая грот не прислала латы (мы это увидели только на Байкале) и там просто две рейки деревянные, в общем получим новый грот и запросто выйдем на расчетные 35км/ч на осенней гонке в октябре, на закрытии сезона. То, что судно я оставляю, я точно уже решил, мне нравится!!!
- Идем к Голому, волна еще мелкая, частая, начинаются первые барашки. На фото оценить волну можно только снимая с другого судна, ну не получается, второго глаза нет.
Заметили косяк, на 5-6ти балах пустое судно очень тяжело делает оверштаг. Забегая в перед, груженое судно со штормовым стакселем делало оверштаг намного лучше и при 5ти и при 7ми балах, с первым стакселем на сильном ветру пустое с 5ти балов выделывалось, груженое с 6ти балов, на пяти инерция еще дает проскочить левентик. Стаксель большой, веревка тянется, стаксель на сильном ветру теряет форму и слишком быстро начинает заполаскивать. Конечно, если грамотно, выносить парус на ветер и все такое, то все в порядке, но хочется без премудростей. Нужно будет заказать два лавсановых стакселя (ну не понравился мне дакрон для стакселя), сделать стаксель один и второй, заменить фалы хотя бы на пропиленовые, что бы можно было набить парус в доску, а то на порывах веревка тянется и передняя шкаторина теряет форму и парус начинает терять тягу.
- Ветер стихает, фокусное расстояние 200мм, полное приближение, народ идет, но уже не летит.
Причалили опять к острову. На берегу люди, не Саня. Мужичек обвещанный фототехникой тысяч так на 50 баков начинает нас фотать разными аппаратами. Выяснили, это корреспондент журнала ГЕО. Дал ему свое мыло, попросил прислать фоток, камеры то есть и цифровые, только профессиональные. Обещал (прошло уже много времени, так и не прислал, а жаль). Ему очень понравился наш проход, особо ту часть что он видел, а видел он, как мы летели на бакштаге, ветер подстих до 5ти балов, но за нами был бурун и мы шли почти на глиссировании, почти. Это судно выйти на глиссирование в принципе не может из за килеватости поплавков.
2100 Пришли на стоянку, точнее долетели. Рыбаки видели часть нашего пути и прониклись уважением. Они увидели судно в действии. В бухту к источникам шло 2 МРБ, так их с головой захлестывало, брызги во все стороны, а мы летели над волнами! Мы завалили судно на бок и проверили все заделки и УХО на мачте. Ухо стоит, никаких признаков разгибания.
Делаем вывод, все отлично, давайте нам любой ветер, так грузить в походных уловиях мы не будем, но если на 6ти балах с полным парусом и нет проблем, то пусть будет хоть 9 балов, под штормовым комплектом мы спокойно пройдем, нагрузка то на низ мачты. Продержался бы ветер, мы домой полетим.
21 Августа Четверг
1000 Встали, позавтракали. Погода отличная, но ветра на акватории нет. Сегодня уходим домой. Начинаем собираться и грузиться.
1415 Отвалили на веслах от источников.
1511 На веслах и порывах ветра вытянули из б. Змеевой, т.е. прошли 1,5 км. Ну неужели опять будем штилеваться всю дорогу? Накрапывает мелкий дождик.
1635 Болтаемся на против «Буяна», на самом деле это остров «Голый»
Все пошли отдыхать, Я сижу один на вахте, ветра почти нет.
1700 Начинает тянуть, ветер гуляет и то стихнет, то сразу порыв метров 5-6 в секунду, то с одного борта, то с другого, то фордак, достает жутко, с парусами не работаю, достали, выставил примерно и кручу судно к ветру так, что бы был ход, разброс курса 90 градусов, но моя задача не умотать себя настройкой парусов, а вырваться из Чеверкуля на устойчивый ветер, я же не на гонках.
1750 Все, ветер уже почти не крутит, но стал довольно сильным, около 5ти балов. Курс – бакштаг, фордак и бакштаг другого борта (погуливает еще). Стараюсь держать курс, что бы не было непроизвольного фордака, но на порыве прозевал, еле придержать гик успел. Скорость 14 км/ч, порывы, вижу барашки на акватории, принимаю решение будить на вахту Саню, так как одному на этом ветре, при этом курсе некомфортно, да и опыта у меня еще маловато одному управляться с судном, особо на ветру. Штилями уже закалилсяJ
1830 Вырвались из залива, ветер – полный бакштаг, попутная метровая волна, летим 25 км/ч часто глиссируем на волнах, Саня доволен. Он жаловался, что поход не удался, покататься не получается, сейчас ловит кайф. От румпальника его не отодрать. Летим на Ушканьи острова, так хочется посмотреть на них.
2000 Малые Ушканьи, до этого 2 раза ставили и убирали кливер, курс – фордак, ветер 8-12 м/с, порывы до 15ти. До Ольхона 80км, берем курс на него, да поможет нам Бог. Это была запись кэпа. Мне Ушканьи понравились. Между островами мелко, глубина полметра, но мы идем и не цепляем. Класс. Хорошая скорость, между островами. Жаль только одного. Нерпу мы так и не увидели. Она где то залегла от непогоды наверное. Видели несколько голов, но далековато, близко нерпа к нам не подходила.
2025 Ветер 15, со шквалами по 20м/с, взяли первый риф, так как наблюдаем тенденцию к усилению ветра. Темнеет, дело к ночи, летим 20км/ч под первым рифом, на порывах и на волне – летим, 25км/ч, 30км/ч – улет.
2100 Нам хорошо, решили дерябнуть водочки. Прямо по курсу судно с туристами, идет встречным курсом, с волной борется. Мы быстро зажгли лампу и стали уваливаться ему наперерез, судно уклоняется. Они знают, что паруснику нужно уступать, молодцы, но… Мы-то хотим поболтать. Поднимаем лампу и на ее фоне (уже сумрак, но еще не тепло, закат через час) машем бутылкой водки, нет, прошли мимо нас. Вдруг кто-то бежит в рубку и судно начало разворачиваться нам вслед. Ага, погнались, но мы-то поймали ветер, фиг вам ребята, не хотели сразу разговаривать – догоните. Капитан судна за пять минут понял, что мы ему не по зубам, нашим курсом ему волна не мешает, но мы летим, а не едем!!!! Приятно. В дрейф мы не легли и судно легло на свой старый курс и пошло по своим делам.
2150 Все, заштилело. Точнее ветерок есть, то идем 6-9 км/ч, то болтаемся на остаточной волне.
22 Августа Пятница
2400 Ветер скис до 2м/с и зашел на бейдевинд правого борта. Саня пошел отдыхать. Слева по борту п-ов Святой Нос. Места для стоянки там нет, только на оконечностях.
0125 Все, ветер скис окончательно. Ход 2 км/ч, остаточная волна метр, полтора. Сил сидеть в темноте и болтаться на фордаке нет. Кэп предлагает лечь в дрейф. Точка начала дрейфа S. Он увязал кливер всеми тремя углами и скинул его с носа, что бы кливер работал плавучим якорем. Привязали фонарь Ombu на мачту и легли спать. Вообще мне очень эти фонари понравились. Мой налобный за весь поход отработал более 7ми суток беспрерывно и батарейки целы, так и лежит в столе с теми же батарейками, что и пошел в поход. Ручной светодиодный фонарик тоже не сел, но работал меньше. Когда его привязали на мачту, то мачта вся аж блестела, не заметить нас сложно. Сильно качает, снизу бъет волна, не часто, но мощно. Нужно привыкнуть, только засыпаешь, вдруг тебе под задницу удар, как пинка дали. Да ладно, сухо, тепло. Нас 3 взрослых, 2е детей и собака. В палатке всем места хватает, тепло, спим.
Вообще в будущем, этот дрейф дал мне такую уверенность в судне и в моем выборе, что как последняя капля я решил, что парусные походы это для меня, что судно я не продам и буду путешествовать. Соберу нормальную команду и вперед. Имея судно и не имея особых мат. проблем, с командой вопросов не будет. Например Саню я вообще могу где-то проспонсировать, если он захочет со мной пойти.
За этот переход прошли 75км за 11 часов, средняя скорость 6,81 км/ч
0550 Кеп проснулся, разбудил Саню. Точка окончания дрейфа E. Я привык уже к волне (а она осталась) и не чувствую в палатке ветра. По их разговорам слышу, что ветер не менее 5ти балов и направление фордак на Ольхон. Они вытаскивают кливер, ставят грот и стаксель и безбожно кричат в палатку, мол на сколько нас снесло за 4 часа 30 минут? Отмечаю на GPS вторую точку (точку старта) расстояние между точками 1,7 км, доложил и попросил дать поспать, нефиг орать в такую рань.
0720 Разрифились.
0730 Убрали стаксель и поставили кливер. Идем багштаг левым галсом, уйдя левее от курса на Ольхон. Малым морем не пойдем и надеемся на Баргузин. Нам хоть какой ветер, хоть 30м/с, лишь бы попутный, заодно и штормовой комплект парусов проверим. Болтанка уменьшилась, так как идем с попутной волной под 45 градусов к ней. Волна примерно метр.
1100 С 8 кеп спит. Саня остался один, но к 10ти часам подтянулся я. Ветер 2-3 бала, болтанка, но ход около 8ми км/ч
С утра приготовили кофе.
1240 Кеп сделал лепешек, хряпнули их с консервами и попили кофе. За один час и 40 минут прошли 10 км. Осталось до МРС 100 км. Кирилл сидит на руле, я валяюсь на поплавке, курю, читаю. Кирилл просидел за румпальником около 4х часов и сказал, что устал.
1810 Ветер зашел и при том же курсе у нас крутой бейдевинд. Ветер крепчает и уже около 4х балов. Волна остаточная сзади и уже новая в скулу. Круто, смотришь и думаешь, что крыша едет, волна и туда и сюда, хорошо небольшая, по 0,5 метра. До берега 1,5 км, решили не идти вторую ночь, а поспать на берегу, так как не понятно, что будет с ветром, тем более мы знаем, что на Ольхоне со стороны моря стоянок очень мало, мы устали, похолодало и мерзнуть ночью не хочется. По карте до новой стоянки 25 км в лавировку против ветра, нет, отдыхаем на берегу.
1930 Причалились. Стоянка №7. Мы встали в 6,5 км ниже деревни Узур недоходя 300 метров до распадка, где наверняка есть ручей (и наверняка нет стоянки). Мы опаздываем по всем срокам. Смотрим расклад. До финиша осталось 75км по генеральному курсу. Сегодня прошли 60км за 13,5 часов, средняя скорость 4,44км/ч, вчера прошли 75 км. Вроде как нам нужно еще 75км и это можно пройти за 16,5 часов. Откуда то нашлась иконка, такая книжечка из 3х секций, иконка посередине и молитва с двух других сторон. Я не верующий, но другим не мешаю. Кеп и Саня поставили иконку, свечку нашли, помолились на ветер и удачу.
23 Августа Суббота
0830 Саня всех будит и матерится, что кушать подано, а мы дрыхнем как сурки. Сразу из палатки слышу, что ветер есть. Выглядываю из палатки и хочется материться. Ветер есть, балов 5-6 (барашки на акватории во всю), но в морду четко по генеральному курсу. Смотрю на иконку, а она сгорела. Свеча прогорела, растеклась прямо к иконке и подожгла ее. Гммм, вот вам и молитва с огненным жертво-приношением и фиг знает, что нас ждет в море после этого.
0930 Отчалили от берега. Курс 180, бейдевинд с правого борта, волна до метра, некоторые доходят до полутора метров.
1000 Сменили галс, курс 270, волна больше метра, ветер тот-же. Температура воздуха не больше 10 градусов. Идем галсами каждые полчаса. Полчаса от берега, полчаса к берегу.
1500 Поставили штормовой стаксель + 1 риф на гроте. Так же идем галсами, волна уже 1,5 метра, ветер около 6ти балов. За 5,5 часов прошли 18 км по генеральному курсу. Один час назад покушали кашей с плюшками. Плюшки делали на борту, ушли под берег на волну в 1 метр и делали там. Вообще то мы борзеем по полной программе. В такой ветер сидим где сидится, на подветренном борту двое самых тяжелых, в 5 балов под полным гротом и рифы взяли только при усилении, на метровой волне кофе с плюшками жарим прямо на борту.
1610 Идем в 6ти км. От берега, ветер 6 балов с левого борта. На гроте 1 риф + штормовой стаксель. Общая парусность 9кв м. Идется легко, нагрузок на руле нет. Волна около 2х метров на валах, так 1,5 метра четко. Кирилл сам сходил на нос справить нужды. Все, кроме кепа и Сани дрыхнут в рубке, здесь сухо и тепло, хотя иногда получаешь оплеуху с низу от волны, но мы уже все привыкли и нам пофиг, сухо и все. Ванты свистят по полной программе.
1715 Ветер переходит в шторм. 7 балов, уже не барашки, местами появляется полоски пены. Ванты не свистят, все гудит как паровоз. Решили испытать штормовой комплект. Чалимся к берегу.
Поменяли грот на штормовой грот площадью 4 метра, штормовой стаксель уже стоит.
1750 Отошли от берега. Светового времени осталось не много. В такой шторм и ночь идти не будем, нужно быстрее, а детвора возилась на берегу, да и Макс не хотел идти на борт. Но вроде отошли. Ветер около 20 ти м/с лавируемся. Хм. Ветер гудит по полной, пена, да еще и порывы бывают, но штормового комплекта не хватает для лавировки по полной программе.
1930 Причалили. Стоянка №8. Подошли к берегу в 1,5 км от прошлой чалки и полкилометра вернулись, так как стоянка только здесь. Дальше, на сколько видно глаз, мест для стоянки нет совсем, ветер еще крепчает. За полтора часа, прошли полтора км. генеральным курсом под штормовым комплектом. Идти безопасно, скорость в бейдевинд была 8-10 км/ч, но угол лавировки большой (120-130 градусов), да еще и дрейф большой, паразитная парусность. В общем понятно, этот комплект парусов позволяет держать управление судном против ветра, но идти на нем бесполезно, зато с попутным штормом самое то, да и галфинг безопасный - парус обеспечит.
Все, будем сегодня стоять, прошли 25км по генеральному курсу за 9,5 часов, средняя скорость 2,63км/ч, осталось 50, неужели еще 2 дня???? Вот засада. Осталось 2 бутылки водки, кончается курево, надо завязывать с походом.
Этот переход это рекордсмен по разнице между продвижению по генеральному курсу и реально пройденному расстоянию. Конечно эти данные мало кому интересны, но мне было по приколу. По генеральному пройдено 25, а по всем лавировкам 65,2, т.е. мы постоянно двигались против ветра со скоростью 6,86 км/ч. Мдаа, маловато, средняя скорость 2м/с при ветре 20, при этом местами фиксировалось скорость до 15ти км/ч, все таки дрейф довольно сильный, много времени теряем на поворотах и сложно сидеть за рулем с волной, особо когда ветер погуливает при приближению к берегу. Когда сидел я, я часто сильно приводился и почти останавливался. Мда, путешествие под парусом, это интересно. Как на машине я сначала удивлялся, едешь 3 часа, постоянно скорость 120, а средняя за эти 3 часа получается 90, один раз остановился на 5 минут и все, пропала статистика, так и здесь. Идешь 15 км/ч, а реально получается 2,5J Либо летишь 20км/ч, а за весь переход скорость 6,8, а летишь час и 7 часов плетешься, но ради этого часа стоит 7 часов ждатьJ
24 Августа Воскресенье
1120 Еле отвалили, не успели загрузиться, как прибоем долбит по полной программе, накидали как попало груз, кеп купался, мы ложками гребли, стаксель 1,2 метра помогает. Отошли от берега, поставили грот на первый риф. Ветер около 7ми балов, волна 1,5 метра. Стремительно идем в море. В море волна до 2,5 метров, наветренный поплавок отрывает от воды, это происходит, когда его волной подбрасывает, а в трамплин ветер поддувает. Отрывает не сильно, но неприятно, учитывая, что у нас дети и вода холодная. Варианты, либо грот на второй риф, либо делать короткие галсы недалеко от берега, под берегом волна не такая высокая, так как ветер идет вдоль берега.
1405 Во блин, ветер скис до 2х-3х балов, а под берегом дует сильно, до 6ти балов, но с порывами и нестабильно. Я потом понял почему, ветер четко вдоль Ольхона и он обтекает остров сваливаясь с горы. Ближе 2х км к берегу не подходим и идем под полными парусами. Поставили кливер.
1450 Наглеж, ветер скис совсем, болтаемся по полной программе.
1800 Видим порыв, гребля, на порывчике едем, гребля к другому порывчику, опять едем и так двигаемся помаленьку.
1915 Ветер 2 бала, курс 330, стоит кливер, скорость 8км/ч
1930 Ветер 2 бала, курс 210, стоит кливер, скорость 8км/ч
выводы. Под стакселем с этим ветром лавировочный угол 90-95 градусов, скорость 4 км/ч Под кливером – лавировочный угол 120 градусов, но скорость 8 км/ч. Посчитаем и получаем, что при этих параметрах мы проходим по генеральному курсу значительно больше, чем под стакселем. Кливер хорошо стоит на ветрах до 3х балов, а потом он начинает заполаскивать переднюю шкаторину, он начинает терять форму и приходится либо ставить стаксель, либо уваливаться, что уже недозволительно. Но… до 3х балов лучше на всех курсах ходить под кливером.
2010 Штиль крепчал и дорос до «ураганной силы», т.е дым от сигареты до топа доходит не меняя конфигурации, вот засада.
2115 Что то дует помаленьку. До точки входа в малые ворота 12,5 км, грот и кливер на бабочке, курс 273 генеральный!!!! Мы идем до победного конца, нам все пофиг, мы хотим домой.
25 Августа Понедельник
0100 Входим в Малые ворота, дунуло крепко, мы засуетились, привелись, скинули кливер, а тут… опять засада. Это нас встретили на входе и кряк. Тут вообще гуляют локальные ветра и мы идем то к одному берегу, то к другому не меняя галса опять под кливером, кэп и Саня гребут помаленьку.
0230 Вытащили катамаран на берег, поставили палатки и легли спать. Опять стоянка 0. Я обломался ставить палатку и спал опять на судне. Все, водная часть маршрута закончена. Последний переход 51 км за 15 часов, средняя скорость 3,4км/ч
Всего пройдено по генеральному курсу маршрута 434,7 км.
На это ушло 115,5 ходовых часов
Средняя скорость по всему маршруту 3,76 км/ч
Кому интересно, по GPS со всеми лавировками мы набегали за это время 588км и средняя скорость движения составила 5,1км/ч. GPS включался сразу с отходом и выключался по приходу, все данные были сброшены в начале маршрута и зафиксированы в конце.
1030 Встали, опять моросит дождь, но нам пофиг. Мы привыкли, мы в цивилизации и всякие там дожди нам до фени. Я пошел за машиной, за вкусной едой. Кэп и Саня собирают судно, я не участвую, я знаю, я буду работать за рулем машины сегодня и еще двое суток, а они будут отдыхать, пусть работают. Одно дело, я с Саней и кэпом внимательно осмотрел низ поплавков. Выбрасывались на камни, таскали судно волоком и ни одной царапинки, поплавки как новые!!!!
1400 Думаем что делать. Все упаковано, судно, вещи. Вещей осталось не много. Как будем жить, нужно либо искать машину вести Саню и детей, либо машину для судна. Почему я поленился купить телегу для судна??? Да потому, что не успел бы я пройти тех. осмотр на телегу, а раньше подумать, так думал буду на крыше балки возить. Опять засада.
Позвонил домой и услышал что обо мне думает любимая жена. Меня обматерили всеми словами и сказали, что я сволочь, ушел с сыном и пропал, сгинул, не мог звонить хотя бы через день с турбаз. Не видела она эти турбазыJ Зато сейчас не против купить спутниковый телефонJ Кстати, как не странно, но от такого всплеска эмоций поднялось настроение. Волнуется, переживает, ждет, значит любит. Если бы просто спросила, мол как дела, ага, целую тоже, то нужно было бы задуматься, а все ли в порядке в семье?
1600 Паром, попуток так и нет. Принимаем решение. Я везу Саню, детей, собаку, палатки, драйбеги с вещами до трассы. Туда 130 км по плохой дороге. Ночью мы прошли за 3 часа, значит вернусь около 22х часов, грузим судно, забираю кепа и еду к палаткам, к Сане и детям. Утром закидываем все вещи в машину, Саню и детей в автобус и в Иркутск. Сдаем судно на поезд с оплатой по получению, а Саня с детьми ждет на жд. Вокзале. На том и порешили.
1700 Поехали. Мы не знаем название поселка, куда нам нужно, не знаем номера трассы, поэтому GPS нам помощник слабый, спрашиваем, пару раз не туда послали, заправка, пирожки, вот и трасса. Еду еще 10 км по трассе в сторону Иркутска, везде поле. В поле ставить палатку не хочется, местные лазят, по трассе неизвестно кто ездит, нафиг напрашиваться. Ага, вот лесок небольшой, в конце леска можно с трассы съехать (в других местах кювет глубокий), углубился в лес метров на 300. Нас не видно ниоткуда, особенно с трассы и по GPS до ближайшего поселка 15 км. Вряд ли кто будет здесь шариться.
1930 Рванул обратно, пустой, за кэпом и судном. На GPS включена функция TrackBack, хотя я дорогу уже помню. Но местами сверялся, правильно ли повернул. Все верно. Дорогу уже знаю, где хорошая, где плохая, я пустой, местами 110км/ч, на гравийке 70-80, ударов нет, подвеска на это рассчитана.
2100 Кэп меня ждал к 22-ум и удивился, что я на час раньше. Быстро поскидывали судно в машину, собрали и положили палатку кэпа, последний драйбег и поехали. Саня к 23 часам приготовит еду, уже темнеет, ехать буду медленнее, да еще и с негабаритным грузом, нужно спешить, да и подустал с непревычки.
2300 Искал съезд по GPS, большое приближение, масштаб карты 100 метров и по линии я прошел как нужно. Углубился в лес и увидел лампу. Саня по рации тоже подтверждает, что это они. Он оказывается лампу на березу повесил, чтобы был нам маяк. Класс, обед, суп грибной, последняя бутылка коньяка. Выпили по первой, потянулись за бутылкой, а она лежит и все вытекло. Остатки выпили за то, что бы это была последняя потеря в нашем походе и мы дошли до дома в порядке. Приняли решение везти Саню до Кемерово, там ему в Междуреченск проще, да и сестру навестит.
26 Августа Вторник
1000 Саня опять нас разбудил, завтрак уже готов. Вообще он классный парень. Без проблем каких либо. Он привык вставать в 7 утра, так он встанет, без вопросов нарубит дров, сделает покушать, потом всех будет. А смысл выяснять кто дежурит, что по чем, он не спит, значит он и делает, сам, молча. Таких брать в поход – удовольствие одно. Он делает все молча и без понуканий, глядя на него сам делаешь и все хорошо, гармония полная. Для себя я уже давно решил, собираюсь в поход – предлагаю Сане, если он может, а денег не хватает – добавлю, хорошая компания и проверенный человек в любом походе дорогого стоит.
Посадили Саню и детей в автобус, Макса взяли к себе. Дальше обратный путь особо не описывали и временных меток нет, но немного опишу.
Пока мы попали в Иркутск, пока нашли и смогли приехать в фирму отправляющую в Новосибирск груз, пока там полюбовались на полный склад и дали 500 рублей сверху и о чудо, на складе нашлось место для судна и четырех драйбегов (отправляли все ненужное, что бы в машине было как можно более пусто). В итоге от ж.д. вокзала мы отъехали в 16 часов. Все, рванули домой, путь свободен.
Когда мы ехали в Иркутск, мы видели много аварий, но таких, что я видел под Иркутском….. два дальнобоя и иномарочка. Кровища, трупы. Бррррр. Отрезвляет. Принято решение. Во что бы то ни стало тянуть до выезда (уже с нашей стороны выезд, с той стороны въезд) пос. Тайшет. Там озеро, там нормальная стоянка. Кулику руль не дам, всю дорогу сам. Мне больно смотреть на его перегазовки на дизеле и страшно на обгонах, когда он приближается к грузовику на 2 метра и резко выскакиваем на встречную полосу с правым то рулем!!!! Если там кто есть, то резко назад. Нафиг. Я еду спокойно, 120 в час, заранее выхожу на середину дороги и начинаю догонять попутно следя, что никто не появился, перед самой машиной оцениваю до встречных и если есть запас, выхожу на встречную, если вижу, что не успею, ухожу на свою и начинаю отставать, что бы был запас расстояния для повторной попытки. Все очень просто, дороги у нас не прямые, частые повороты с леском, подъемы и спуски. Дальнобои ходят 100 км/ч, просто вылетая на обгон с дизельной динамикой после 100 и из-за горки тебе встречный, нет, везде свои плюсы и минусы. У меня много лошадей, хорошая подвеска, удобная и высокая машина и 8 литров на 100 км дешевой соляры, с места динамика отличная, могу с пробуксовкой пойти, но за это я плачу плохой динамикой на скорости свыше 100 км/ч. Конечно если я очень резко давану, то сработает кикстарт и машина будет хорошо набирать скорость, но запредельные обороты для дизеля на красной линии. Один раз это пригодилось, вышел на обгон, а серебристой низкой иномарки не увидел, она с асфальтом сливалась, я даванул и завершил обгон резво, но таким образом только движок гробить, спастись можно, но постоянно делать не нужно.
27 Августа Среда
0130 Ура, мы на озере. Ужин и спать. Мы купили на трассе ведро шампиньонов за 60 рублей и пол ведра огурцов за 20 рублей. Часть огурцов кэп засолил.
1000 Меня разбудили на жаренные шампиньоны. Все делал Саня с кэпом. Они решили меня будить в конце, мое дело рулить, от остального я освобожденJ
дорога, дорога, дорога, 3 часа едем, 15 минут санитарные нужды, хорошая дорога, плохая, но я замечаю, что во многих местах где мы ехали сюда по гравию, уже лежит асфальт, новенький, местами еще без разметки. До дома 1200 км.
Сел на хвост двум перегонщикам. Две тойоты, обычные седаны, за рулем первой взрослый мужчина, за рулем второй парень лет 18ти, идут уверенно, 130, оба без номеров, когда по встречной, когда по своей, обходят ямы, дорогу знают, я на хвосте. Блин, местами машину жалко, но моя-то подвеска еще на это рассчитана, а седаны скачут як козлы горные. Народ, не покупайте машины, которые шли не сеткой. Перегонщики убивают машины, я плюнул и отпустил их, местами мне стало мою жалко.
До Канска, 10 км и стоим в очереди. Что такое, что случилось??? Выхожу на встречную полосу и еду, машины впритык друг к другу.
До Канска километр, вижу киоск слева и знакомых перегонщиков справа. Они нам улыбаются, мол фиг влезешь. Спрашиваем у местных. Оказывается военные перекрыли жд.переезд. Они часто перекрывают, бывает на полдня. Получают ценный груз. Говорят, есть одна тропа, местные ездят, но вы не пройдете. Почему??? Не пройдете, только на Жигулях. Спросили дорогу, поехали. УвиделиJ Насыпь, в насыпи дырка с бетонной аркой, в арке дорога не ровная, Жигули проходят очень впритык. Саня сказал, что пъяный пешком туда не пойдет, места мало, а я псих, если поеду. Эх, стоять полдня, а я так давно не был дома. Кэп выходит, кладу зеркала, ставлю машину под уклон, на неровность слева и с уклоном в 15 градусов иду. Кэп говорит, 3 см слева, 3 справа, идем, справа уменьшается, слева уменьшается, пока ровно, 1 см по краям, блин, чиркнул крылом за выступ, вышел. Посмотрел, даже краска не содрана, царапинка, заполирую потом. Местные устроили тотализатор, пройдет джип в эту дыру или нет и нас переклинит. Мдаа, зауважали, и я сам себя тожеJ Расжевали дорогу дальнейшую и мы без приключений прошли Канск. На выходе заправка, больше 50ти литров – 70 копеек с литра в минус. Мы часто потом таким сервисом пользовались на фирменных заправках. У них дороже, но со скидкой получается дешевле, следишь до лампочки красной и ищешь фирменную заправку, бак до краев и нет проблем, экономия.
В Красноярске заработал БилайнGSM и я сообщил жене, что буду завтра. Через 500 км после Канска нас догнали бешенные перегонщики и очень удивились, как это мы так их сделали, они стояли в начале очереди, нам бы там еще 9 км. машин выстаивать, а мы так оторвались и едем неспешно, около 120, дорога то нормальная, они под 150 летят, а мне движок жалко, не для дизеля такие скорости, да и устаю я на скорости больше 120.
До дома 600 км и я вижу, что мой движок кипит!!!! Во блин. Встал, смотрю тосол, блин, полбака, а что ему нужно???? Скорость 90, слежу за оборотами, только переключился на овердрайв, так, 1900 обороты, скорость 90-95, остывает, обороты больше чем 2000 – идет нагрев, 2200 красная зона, снижаем, остываем. Блин, вот засада. Что случилось? Накрылся термостат? А что еще, тосол есть. Принимаю решение ехать 90 до дома без ночевки. Уверил кэпа, что как буду засыпать, так сразу встану, сам настраиваюсь, домой, домой, включил маяк, хоть звуки какие, скорость контролировать, пост ГАИ – пофиг, 90, домой.
Кемерово, высадил Саньку и уверил всех, что не устал, отъеду от Кемерово км на 100 и встанем. Каким то нюхом чую, встану на ночь, заглушу машину и утром все, только буксир, нужно ехать, домой. Смутно помню как шел, все спали, я шел, как чуял, что глаза слипаются, останавливался, выходил как бы в туалет, а сам морду сполоснуть водой от мокрой травы, освежился 5 минут на ветерке и домой, домой.
До Новосиба 50 км, положили новую дорогу, классно, только разметку не нанесли, крутой поворот и челюсть до колен, я даже скорость снизил. На боку лежат два дальнобоя и 3 иномарки, при этом ощущение, что иномарки влетали в эту кучу сами. Проехал, ага, крутой поворот, дорога черная, новая, а разметки нет, ночь, туман, вот и летят в кучку. Блин, самому бы не попасть, осталось то, домой.
0545 Я стою под своим домом, звоню жене с сотика. Возможно спать придется в машине, так как если моя спит, то в это время ее фиг разбудишь. Она не спит, бессонница, ждет. Она чуяла, что я, наглая морда, попрусь домой без остановки. Я за рулем 20 часов, прошел 1200 км, последняя половина на сломанной машине в напряжении, только держать температуру, растет – охладить. Как не странно, с ног я не валюсь, давно открылось второе дыхание. ВСЕ, поход окончен, я дома!!! Судно придет в понедельник, счет на доставку 1500 рублей, ж.д выгодно, но долго. В будущем буду отправлять по ж.д, но заранее, что бы приехал, а судно на складеJ
Кирилл в походе возмужал, стал более самостоятельным, перестал ныть по любому поводу, помогает по дому. Собакин, так вообще не нарадуюсь. Он сильно подрос и возмужал. Заметно, что это уже не щенок, а подросток, при этом подросток, знающий себе цену. Его даже другие дворовые собаки уже не задирают. И он больше не кусается, все понимает, слушается. Классно. Народ, походы вдали от цивилизации с элементами опасности это что-то. Дети и домашние питомцы сразу начинают понимать, что вот тут-то не повыпендриваешься, так как будешь не слушаться и может настать конец, вокруг вода, опасность, либо лес и дикие звери и это сильно дисциплинирует. А я влюбился в парус и надувной катамаран и теперь ждите меня на регатах, будут новые походы и новые приключения.