Отчёт о парусно-туристком походе по Ладожскому озеру в 2003 г.


Составил: Виговский И.О.,
капитан и матрос, в одном лице.
ioklmn@bk.ru

Цель похода: Участие в Ладожской регате фирмы "Илакс". Затем поход с целью осмотра и описания финских береговых укреплений на Ладоге и островов севера Ладоги.

Катамаран: Типа "Простор", "Лучина" М-450, переделаный.
Мачта: удлиннена на 60см., установленны краспицы и ромбованты.
Площадь парусности: 17,4м2. (грот 8,5 м2 (родной), стаксель 1,9 м2, генуя 7 м2.)
Баллоны: материал "Феррари" 650 г. (белый), диаметр 45см., с жёсткими носовыми фанерными вставками длиной 1,5м. Самоклееные.
Рама: добавлены носовая и средняя поперечные балки, установлен бушприт, усилены стыки продольных коробов, установлен шпрюйт под подмачтовую балку.
Шверты: родные, один поворотный, другой кинжальный, в родных колодцах. Рули: родные.
Вес в гоночном (без вещей и ремнабора) варианте: 120 кг.

Навигационое оборудование: использовались атласы Карелии и Ленинградской области масштаба 1:200000, отксеренные и помещёные в герметическую упаковку. Также использовалась морская карта севера Ладоги более крупного масштаба. Имелся яхтенный компас КМС 55-2, бинокли 12\50, и 8\30. Хорошие морские карты шхер Ладоги и другую полезную информацию можно найти на сайте www.laatokka.info

Маршрут:
п.Берёзово - о.Селькьямансаари(Селька) - п.Берёзово (вокруг о.Кильпола) - о.Койносаари - о.Шапка Мономаха (Линасаари),(в бухте Терву) - о.Кугрисаари - о.Рахмансаари (южн.часть) - о.Ялансаари - о.Валаам (Фёдоровская бухта) - о.Лембос (Лембач) - о.Байоной - о.Оборонный (Сухой) - Восинойсаари (Восиной) - о.Микерюку #(Мюарка) - о.Хянесейма #(только южная часть) - о.Койносаари - о.Хянесейма #(только южная часть) - о.Рахмансаари (сев. часть) - о.Путсаари (через о.Кухка и шхеры) - о.Валаам (Фёдоровская бухта) - о.Байоной - о.Крестовый(Ристисаари), между о.Байоным и о.Мантсинсаари - о.Байоной - о.Мунатсунсаари - о.Тейсянсаари - о.Рантасаари - о.Ристиссари (около пол-ва. Хунука) - г.Питкяранта.


Жирным шрифтом выделены места днёвок и сборки-разборки.
# - Эти острова радиоактивны. На о.Микерюку высаживатся нельзя. На о.Хяйнесейма незаражена только южная оконечность.

График движения

Число

Пройдено

Курс и сила ветра

Погода

4 июля 0 км   солнце
5 июля 18 км. Бейд-бакштаг 4 балла, умеренный солнце
6 июля 23 км. Фордак-бейд 2 балла, лёгкий солнце
7 июля 33 км Бейд 3-4 балла, слаб.-умер пасмурно, туман
8 июля 21 км. Бейд 5 баллов, свеж.-сильн. пасмурно, дождь
9 июля 9 км. Бейд 4 балла, умеренный пасм., тум., дождь
10 июля 25 км. Бейд 4 балла, умеренный пасмурно, туман
11 июля 4 км Бейд 5 баллов, свежий тум., дождь, сол.
12 июля 41 км. Бейд-галф 3 балла, слабый туман, солнце
13 июля 47 км. Бейд 1-2 балла, (7баллов) тум., солнце, гроза
14 июля 0 км   солнце
15 июля 0 км.   солнце
16 июля 25 км. Бейд 1-2 балла, тих.-лёгк солнце
17 июля 0 км.   солнце
18 июля 37 км Фордак-галф 4-5 баллов, умер.-свеж. солнце
19 июля 27 км Бейд 3 балла, слабый солнце
20 июля 0 км   солнце
21 июля 18 км. Бейд 4-5 баллов,умер.-свеж солнце
22 июля 19 км. Бейд 4-5 баллов,умер-свеж солнце
23 июля 0 км   солнце,гроза
24 июля 27 км. Фордак-галф 2 балла, слабый солнце
25 июля 24 км. Галф-бейд 4 балла, свежий солнце
Всего 398 км.

Преобладающий курс - бейд, 5 днёвок, пройдено 398 км.
Самый длинный переход: 47 км.(очень слабый ветер)
Продолжительность похода: 21 день.
Ходовых дней: 16
Количество днёвок: 5

Средний переход за ходовой день: 24,9 км.
Самый сильный ветер: 7 баллов, крепкий. (Сила ветра указана по шкале опубликованной в учебнике "Школа яхтенного капитана" и оценивалась визуально).

4 июля.

Выехал в 1-40 в Питер на поезде с Ленинградского вокзала. Так получилось, что поехал один. Попутчиков не оказалось, а матросы дезертировали в последний момент, сославшись на семейныё и прочие обстоятельства. В Питере, на вокзале меня встречал Алексей Степанов из фирмы «Илакс», которая и устраивала соревнования в Берёзово. Поскольку кроме меня больше никто не приехал, то погрузившись в микроавтобус «Тойота» я поехал в Березово, договорившись встретится с Алексеем уже там.

По дороге выяснилось, что Анатолий, шофер автобуса сам в первый раз едет в Березово и искать дорогу нам придется вместе.

По дороге заехали в Приозерск на яхтенную стоянку, где у Анатолия стоит его яхта, микруха «Рикошет» и захватили его мотор.

В Приозерске (не доезжая города на право), около подворья Валаамского монастыря, есть две яхтенные стоянки ,представляющие собой расположенные рядом и огороженные два куска берега с пирсами и строениями где вполне можно собраться и оставить машину под охраной.

После Приозерска двинули в сторону Березова. Через некоторое время дорога стала напоминать стиральную доску и пришлось двигаться со скоростью 20-30 км/ч. Вдруг тряска прекратилась и после указателя «Карелия» начался изумительный асфальт и мы втопили. Однако вовремя опомнились так как перед указателем нам и надо было повернуть направо. Развернувшись мы повернули на нужный проселок и по нему достигли базы. Турбаза представляет собой огороженный кусок берега в самом конце залива Лехмалахти, на котором есть деревянные домики с холодильником и газом. Баня и сауна, на выбор. Большой сарай со снабжением для ЯЛ-ов. Можно оставить мащину.

На базе я нашел Птичковода и еще один «Ветер». Как оказалось пока в наличии 4 лодки (считая мою), два «Ветра», «Простор» 10м. и «Простор» 8,5м 445,который еще не собрали.

После радостной и теплой встречи я приступил к сборке ката, которую закончил к вечеру. Вечером хорошо посидели, пообщались, жаль только мало, и попили огненной воды.

Завтра старт в 11-00. Голова болеть будет...

5 июля.

Голова потрескивает, но терпимо. Погода хорошая: солнце, ветер умеренный 2-3 балла. Перед стартом, по просьбе Алексея Верамьева, М-445, ко мне подсадили двух матросов, папу (80-90кг.) и дочку лет 11, а так-же рюкзак,судя по весу, с тушенкой. Я сразу успокоился и умерил свои гоночные амбиции, так как моя и без того тяжелая лодка превратилась в танк.

На старт вышло 4 лодки. Стартовали в 11-00. Алексей Степанов дал старт с микрухи о потом пошел на ней за нами. Ветер бейд. Лавируемся из шхеры. Идем на о.Селькьямансаари (Селька). Я уверенно шел последним, обходя только микруху, но через некоторое время ветер поддул и она меня сделала.

Мы шли, особо не спеша. Даже пристали к острову по нужде. Однако выйдя из шхеры я с удивлением обнаружил, что на лавировке между островами я сделал «Ветер». После поворота на о.Селькьямансаари курс стал галф, ветер усилился до 4 баллов, и «Ветер» медленно но уверенно меня обошел. Это, как потом оказалось, Максим Лось из Питера с матросом, которые присоединились к нам на старте. На Ладоге дуло довольно неплохо и в галф. Я решил поднять генакер 7 м2. И мы понеслись. Кайф. Брызги, кат гудит.

это я! Придя на Сельку , поставили лагерь и решили устроить гонку вокруг острова. Я стартовал вторым, после Птичковода, но почти на финише, шедший последним, Алексей Верамьев М-445 (8,5м.) не стал обходить каменистую косу, а рискнул, прогреб и проскребся над нею и пришел вторым. Я не рисковал и пришёл третьим.

Вечером, как водится, были посиделки с песнями плясками народов мира и огненой водой.

Подходы к острову Селькьямансари изобилуют множеством подводных, надводных и осыхающих булыганов диаметром около метра. Так что подходить к нему надо осторожно, дабы не повредить шверт. Стоять лучше на северной части острова, которая обращена к коренному берегу, там булыжниковый пляж. Стоянка часто посещаемая байдарочниками и моторщиками, так что с дровами туго.

Пройдено за день - 18км. Бейд, Галф.

6 июля.

Стартовали в 11-00. Легкий ветер 2 балла. Солнце. Фордак.

Я стартовал вторым, за Птичководом. Идем в залив Найсмери, с целью обогнуть о. Кильпола и прийти в пос.Берёзово. Так, на фордаке докатились до моста, где надо было валить мачты. При проводке катов под мостом мой матрос напоролся на розочку от бутылки.

Рана оказалась глубокой. Крови было много. Быстро замотав ему ногу футболкой, я настрелял на других катах бинтов и пластырей и вылив ему на рану почти стакан настойки боярышника (70 град.), наложил повязку. На общем совете решили пересадить его на Птичковода, как на лидера и быстрее везти в Березово, а затем к врачу.

Перефразируя известную поговорку: Матрос с ката - лодке легче.

Так и случилось. Кат побежал быстрее.

Идем в бейд в шхерах. Ветер умеренный. Переменный Бейд, так как много островов и ветер обтекая их меняет направление. Я посадил девчонку (второго матроса) на руль и обьяснил как идти в бейд, а сам валялся под мачтой и работал на стакселе и давая ценные указания. Как не странно, но она объехала «Ветер» и мы пришли третьими.

К финишу подошёл ещё один кат: М-54 «Штиль», самостоятельной постройки, Зворыкина Андрея. Он опоздал на соревнования из-за поломки автомашины.

После финиша и раздачи призов мы с Птичководом отправились в магазин, чтобы было чем отметить победу. По приезде нас уже ждала баня куда мы и отправились и даже мой раненный матрос, вернувшись от врача уколотым от столбняка, замотав ногу в два полиэтиленовых пакета, не отказал себе в удовольствии попариться.

После бани был ужин с огненной водой на свежем воздухе и изумительная душевная атмосфера.

P.S. После третьей стопки комары куда-то пропадают. Проверено.

Пройдено за день - 23км. Фордак, Бейд.

общая фотография

7июля.

Идём со Зворыкиным Андреем, далее Бармалей (ну очень похож) и его половиной, на о.Валаам. У него есть неделя, так что от б.Терву решили идти напрямую, по островам, а в б.Терву посмотреть Питерцев во главе с Конунгом (в миру Игорь Романов. Конструктор "Ветра" "Циклона" "Бриз-М"). Они обещались там быть.

Вышли в районе 12-00. Из залива Лехмалахти, ветер попутный, слабый до умеренного, 3-4 балла. Погода пасмурная, немного похолодало.После выхода из шхеры пошли в бейд, одним галсом на правую (от нас) оконечность о.Селькьямансари. Пройдя его попали в туман.

Сразу резко похолодало и пришлось одеть зимние штаны, шапку и бушлат. Туман плотный, видимость 25-30м. Пройдя с пол часа в тумане сменили галс и через некоторое время, выйдя из тумана, увидели прямо по курсу белый маяк на мысу Куркиниеми. Маяк давно не работает, как впрочем и большинство маяков на Ладоге, но хорошо заметен даже светлой летней ночью из-за своей белой окраски. Ветер усилился, волна 0,25-0,5м. Заложили галс в б.Терву.

Встали на о.Койносаари. Великолепные песчанные пляжи, чередуясь со скалами опоясывают почти весь остров. Стоянки обжитые, дров нет (они на островах напротив). Это место популярно у байдарочников, поскольку через б. Терву можно пройти из Куркиёкских шхер за островом Лавуатсаари в шхеры ведушие к о.Кухка, а так же в пос.Терву есть магазин.

На переходе разболтался такелаж, который я обтягивал в сухую погоду и немного порвался парус в ликпазу.

Пройдено за день - 33км. Бейд.

8 июля.

Встали в 9-00. Погода пасмурная, но дождя нет, ветер свежий временами до сильного, 5-6 баллов.

Неспешно собрались и вышли к о. Шапка Мономаха (Линнасари), что в переводе с финско-саамского означает "Крепостной остров". Вероятно в древности на нём было оборонительное укрепление. Остров торчал в б.Терву в 200м. от нашей стоянки. Остров с очень крутыми берегами и куполообразной формы, размером 100м. на 150м.

Контролирует б.Терву и удобен для обороны. Подойти можно со стороны пос. Терву. Там же начинается тропа ведущая на вершину острова. По одной из версий остров в древности являлся священным местом коренных народов Карелии. На пол пути к вершине, в стороне от тропы, справа расположен так называемый "каменный стол", представляющий собой плоский камень 1,5м. на 0,6м. и раставленные по его периметру несколько меньших камней одинакового размера (табуретки). Сооружение явно искуственного присхождения. Под плиту "стола" подложены маленькие камушки для придания ему горизонтальности.

С вершины горы открываается великолепный вид на Ладогу , б.Терву и шхеры.

Осмотрев остров мы направились к выходу из шхер, где встретили два Яла из Берёзова на одном из которых капитанил Анатолий который привёз меня в Берёзово. Поприветствовав их мы пошли к о.Рахмансари в лавировку. Ветер стал крепчать и раздуло волну до метра.

Временами стал накрапывать мелкий дождик. Несусь в бейд как бешеный мустанг. Дойдя одним галсом до о.Кугрисаари мы пристали в уютной бухточке на северной оконечности острова чтобы перекусить и немного согреться. Остров лесистый и несмотря на свою непосредственую близость к радиоактивным островам Макаринсаари и Хянесейма радиация его не затронула. Через 30 мин, согревшись в затишке, отошли на о.Рахмансаари.

На о.Рахмансаари встали в бухте на Юго-западном берегу острова в 100-150м. от южной оконечности. Пляж из булыжников. Поставили палатки и тут пошёл дождь. Холодно, сыро, мерзко. В 20-30м. от нашей стоянки и берега нашли могилу 120-ти бойцов морской пехоты погибших здесь в 1941г. и похороненных финнами. На могиле лежит вполне пристойная мемориальная доска. Вообще их было около 300чел., рота морпехов. 120 чел. погибло, около 50 чел. попало в плен, а пятерых подобрали наши корабли в Ладоге. Остальные видимо пропали без вести.

Они стояли до последнего патрона.

На южной оконечности острова нашли заброшенный маяк и выброшенный на камни стальной дебаркадер.

Дождь шёл всю ночь.

Пройдено за день - 21км. Бейд.

9 июля.

Холодно, пасмурно.

После завтрака вышли в направлении о.Валаам. Самого Валаама не видно (моросит дождь), но видно о.Ялансаари. На него и держим курс. Ветер умеренный, 4 балла. Идём попутным бейдом (это когда идёшь одним галсом и туда куда надо).

ХОЛОДНО. Сижу в трёх штанах и плюс зимние, в поляре и бушлате, в непромоканце и зимней шапке и зимних перчатках. К-коч-ч-ч-ченею. Надо было взять с собой термометр. Интересно сколько градусов. По ощущениям явный минус.

Достигнув о.Ялансаари решили поесть и согреться в затишке и двинуть дальше.

Остров представляет собой нагромождение булыганов и валунов размером 50м. на 1000м., на которых местами есть мох, трава и редкие деревья. Пришлось вытаскивать каты прямо на валуны.

После получасового перекуса отошли и стали обходить остров чтобы идти на о.Валаам, но выйдя из за острова натолкнулись на стену плотного тумана. Решили переждать его, может рассосётся. Не рассосалось и нам пришлось ночевать на острове. Туман расползся по всему острову и в 20-15м. стало ничего не видно. С трудом нашли одно место под палатку. Я же поставил палатку на кате. В тумане слышны гудки и движки теплоходов. Тут недалеко проходит трасса теплоходов которые идут на о.Валаам.

Единственной достопримечательностью острова является геодезический знак в виде металической вышки высотой 5м., на которую кто-то прикрутил проволокой деревянный крест. Так-же на острове есть остатки стоянки рыбаков. Деревянный каркас под армейскую палатку, остатки печки и нары. Видели несколько нерп и много непуганной уток с утятами, которые подпускали метров на пять. Явно в это время года этот неуютный островок не посещаем людьми.

Пройдено за день - 9км. Бейд.

10 июля.

Встали... Туман. Ничего не видно в 20-30м. К 11-30 появилось солнышко, но туман не пропал, а даже сгустился и так же холодно.Ветер умеренный, 4 балла. У Бармалея мало времени и мы решаем идти в тумане по компасу до о.Валаам, но компас то есть только у меня, а что если в тумане разойдёмся?

И Бармалей начал изобретать компас.

В пластиковой банке из под майонеза, на оси из миллиметровой медной проволоки, взятой из разобранного контура радиоприёмника и закреплённой на дне банки, вертикально с помощью донышка пластиковой бутылки, в воде, плавала круглая пенка с делениями румбов в которую была вставленна игла, намагниченная от магнита динамика радиоприёмника. Сверху банка была закрыта родной прозрачной крышкой и стык замотан изолентой. У-ф-ф-ф.

Компас выглядел так:

Проще сделать чем рассказать.

И это работало. Я проверил его точность по своему компасу.

После чего я проложил курс: 60град.+10град.(округлённое магнитное склонение) = 70град.

Склонение округлил для удобства ,так как деление моего компаса 5град.,а на таком растоянии не промахнёшься, и курс проложил на середину о.Валаам (на метеостанцию) опять же ,чтоб не промахнуться.

И мы двинули.

Ощушение жуткое. Вокруг молоко(видимость 15-20м.). Ничего не видно. Холодно, на мне надето всё. Идём строем уступа, я впереди, а Бармалей за мной. Я иду по компасу, а у него подвешен под гиком котёл для плова в который он переодически и довольно лениво стучит камнем и смотрит по сторонам. В обшем то я понимаю, что этот котёл как мёртвому припарка. Такое ощущение, что сейчас из тумана начнут выплывать айсберги и чувствуешь себя не то ёжиком в тумане, не то «Титаником». Тьфу- тьфу. Не к ночи будет помянуто.

В тумане разошлись с о.Микерюку и двумя пароходами. Повезло.

Слева открылся маяк о.Ханхипасси (Малый), а через 15мин. о.Валаам.

Вообше то в тумане ходить нельзя. Переедут и пискнуть не успеешь. У нас был напряг со временем и нам просто ПОВЕЗЛО. Лучше сидеть на берегу и пережидать.

Вышли точно, на середину Валаама, на метеостанцию и пошли вдоль берега налево в бухту у Красного скита. Бейд.

В красном скиту Бармалей с половиной пошёл посмотреть скит, а я, так как уже бывал здесь, пошёл за пивом. Мне почему то всегда хочется пива когда я совершаю переход на катамаране.

Причём это не зависит от погоды, но стоит мне сделать один глоток как желание попить пива пропадает. После "культурной" программы мы отвалили в Фёдоровскую бухту, но до неё не дошли, выключили ветер.

Приткнулись между о.Предтеченским и монастырской бухтой, на булыжниковом пляжике.

Опять дождь, туман, очень красиво, разожгли костёр, поужинали и душевно посидели.

Туман достал. Всё вещи влажные, только спальник сухой. Сухой спальник, это КАЙФ.

Пройдено за день - 25км. (из них в тумане - 15 км.). Бейд.

11 июля.

С утра идёт мелкий моросящий дождь. Остатки тумана уносит в Ладогу. Стал виден о.Путсари, а затем и весь берег. Погода явно улучшается.

Вышли в Фёдоровскую бухту. Идём хорошо, в бейд одним галсом мимо Монастырской бухты и Никольского скита. Ветер свежий, 5 баллов. В монастыре звонят колокола. Наверное праздник. Нас обогнали две моторки с монахами. Монахи молодые, весёлые. Мы помахали друг другу и разошлись.

Прийдя в Фёдоровскую бухту мы поставили палатки и Бармалей с половиной отправились смотреть монастырь. В Фёдоровской бухте, в связи с низкой водой, обнажились прекрасные песчаные пляжики. Выглянуло солнце и я кайфую, сидя на пляжике в раскладном кресле и солнечных очках, которые дождались своего часа. Развесил сушиться все шмотки и спальник. КАЙФ!!!! После их прихода к монастырю пошёл и я. Зашёл в магазин, купил пивка.

Магазина на Валааме два. Один около входа в монастырь, там есть телефон по питерским телефонкартам, карты продаются там-же, но дорого, а второй чуть подальше,но там есть всё, даже бананы. Магазины работают до 23-00.

Позвонил Толе Харитонову, в Москву, с которым договорился встретится на о. Койносаари 13-14 июля. Он едет.

Стоя и попивая пивко я заметил в монастырской бухте двух человек собирающих «Альбатрос» с родными, резиновыми баллонами. Это оказались Сергей Клоизнер и Дмитрий Мольков из г.Волгореченска, Костромской области. Они приехали на «Метеоре» из г.Сортавалы и хотели пройти вокруг Валаама. Я помог им собрать кат и мы, на нём, отправились на нашу стоянку.

Пройдено за день - 4км. Бейд.

12 июля.

Отошли где-то в...???, а чёрт его знает. До 11-00 точно. Попрощались с коллегами с «Альбатроса» и направились в сторону о.Святой. Погода солнечная. Ветер слабый, 3 балла. Временами проходим полосы тумана 500-1500м.

Остров Святой в тумане, красиво.

Миновав о. Святой пошли на о.Лембос (Лембач), где осмотрели остатки скита, каменный колодец и пристань, остатки которой стали видны в малую воду.

Затем пристали к о. Байоному, где осмотрели каменные дороги расположенные в самом узком месте острова, на южном берегу. Такое ощушение, что это было какое-то укрепление, а дороги, это остатки каменных валов, так как дорога идёт по кругу диаметром 50м.

Выйдя из пролива между о.Лембос и о.Байоный, в восточном направлении, повернули на о.Оборонный (Сухой) и ветер стих до полного штиля. Пристали Маленькому островку около о.Байоный. На острове шикарные пологие скалы размером с два футбольных поля, на которых, в углублениях стоит дождевая вода нагретая до температуры 40 градусов. Я погрелся и помылся в горячей воде. КАЙФ. На острове видел скелет нерпы или тюленя, он длиной не более метра.

После «ванны» задул лёгкий ветерок и мы в галф, к 21-00, дошли до о.Оборонный.

Остров впечетляет. Это маленькая крепость. На острове есть:

Много ржавой колючей проволоки.

Дом где по видимому была электростанция и хранился прожектор.

От дома идёт насыпь с остатками углублений под шпалы. Видимо по этой дороге выкатывали прожектор на мыс. В конце насыпи стоят небольшие бетонные ящики с железными крышками и в них остатки кабелей. К ним подключали прожектор.

Два орудийных дворика в рост человека под 152 мм. морские орудия (предп. Кане), соединённых подземными помещениями где располагался погреб боезапаса, и жил расчет орудий, а также стояла печка.



Ближе к воде распологаются стрелковые ячейки и окопы, вырубленные в скалах, а также взорванный дот.

Башня управления огнём. Три этажа, бетон. Нижняя часть была обложена булыжником (остались скобы от его крепления). Внутри винтовая чугунная лестница. Наверху смотровая щель на уровне сидящего человека и бетонный круглый стол, а на крыше площадка, вероятно для дальномера.

Будучи на Валааме, своим ходом, можно договорится о моторке для посещения о.Оборонный.

В 21-00, осмотрев остров решили идти на о.Восинойсаари, так как время поджимало и дул фордачёк. До траверза маяка о.Ханхипаси (малый) шли на лёгком фордачке связавшись бортами и раскрылившись на бабочку.

Затем ветер резко зашёл до бейда и похолодало. Мы пошли каждый по себе. И начались дожди, туманы и собачий холод.

В 2-00 поставили палатки на о.Войсиносаари. Сделали картофельное пюре с тушняком и расползлись спать.

Войсинойсари довольно большой, лесистый и малопосещаемый остров. Мы встали на северной оконечности острова. Берег - булыжник. Дров много.

Пройдено за день - 41 км. Бейд-галф-фардак-бейд.

13 июля.

Встали в 12-00. Отошли в 14-00 Солнце.Лёгкий туман. Бейд.

Начали лавировку и разошлись на контргалсах. Бармалей пошёл в Берёзово разбираться, а я лавируюсь в бухту Терву, где завтра, на о.Койносаари, встречаюсь с Толей Харитоновым на «Гнедом».

Дошёл одним галсом до о.Миккерюку с лёгким ветерком, 2-1 балл, но приставать не стал, так как остров является радиоактивным. На нём в послевоенное время проводили наземные ядерные испытания, взрывали «Грязную бомбу». Осматривая остров с воды в биноколь я заметил пару стрелковых ячеек, выложенных из камней и небольшую бетонную башенку, вероятно управления артогнём, а так-же байдарочников с детьми, которые бродили по острову и купались у берега.

Приставать к острову не стал, а поговорил с ними с ката. Народ был из Питера и пользуясь затишком они догребли до этого острова, который стоит довольно далеко от берега. Они порадовали меня своей простотой. Знаки «Радиация» они видели, но думали,что радиация там где стоит знак, а вокруг её нет. Я развеял их заблуждения и обьяснил степень опасности и, что заражена практически вся южная и местами северная часть острова, а какие это места никто не знает.

После просвещения веслоруких братьев по разуму я распросил об острове. По их рассказу на острове есть два орудийных дворика (под орудия 152 мм.) с подземными помещениями между ними, а так-же всевозможные противодесантные укрепления и стрелковые ячейки и башенка управления огнём. Вероятно укрепления похожи на укрепления о.Оборонный. Поверил им на слово, проверять не стал, радиация всё-таки. Попрощавшись отвалил в бейд на южную оконечность о.Хяйнесейма в 19-15.

Медленно крадусь. Ветер еле дует. Жара. Поставил руль на автопилот (резинка) и лежу загораю.

Не доходя 5 км до о.Хянесейма заметил сзади характерное предгрозовое облако, которое довольно быстро переросло в полноценную грозу с чётко выраженным шкваловым валиком по передней кромке. Оно резво догоняло меня с кормы, хотя я еле полз в бейд. Поняв что от грозы мне не уйти, я решил на первом же шквале, из под грозы, долететь до южной части о.Хяйнесейма и выбросится на берег.

Не спеша стал к ней готовится. Закрепил всё на борту, одел непромоканец и на всякий случай привязал мокрый конец к мачте и опустил его в воду, так, скорее для самоуспокоения, какой-никакой громоотвод. Принял 50 грамм для храбрости. Паруса рифить не стал, а развернувшись на 180град., на фордак стал ждать грозового шквала. Гроза подходила. Видно было молнии которые шарашили в воду примерно в километре от меня.

И тут началось. Ветер изменился на 180 град. Шквал в морду (крепкий, где то баллов 7). Дождь стеной и ничего не видно. Пришлось растравиться почти полностью. Переждав первый, самый сильный порыв ветра, я увалился до бакштага и, теперь уже с попутным ветром, активно откренивая, понёсся, под краем грозы к южной оконечности о.Хянесейма. Моя скорость была примерно равна скорости грозы, поэтому я на её крае домчался до острова и выбросился на пологую плиту. Дождём полило изрядно, но молнией не шарахнуло. Повезло.

Адреналин пёр из ушей.

В нашем мокром деле главное вовремя смыться.

На о.Хяйнесейма тоже проводили ядерные испытания, но заражена только северная часть острова, а южная оконечность считается чистой. Однако по южной части острова я лазил в бахилах от АЗК, на всякий случай. На её самой высокой точке я нашёл двухорудийную финскую батарею. Два орудийных дворика под 152 мм. с подземными помещениями между ними и шикарный бронеколпак. Подземные помещения сохранились хорошо даже побелка на стенах как новая. Сохранились бронедвери во внутренних помещениях, остатки нар и печки. Планировка отличается от батареи на о.Оборонный и привязана к естественному рельефу.

Чуть поодаль расположенна бетонная башня управления артогнём, такая-же как и на о.Оборонный, но в два этажа. Недалеко от территории батареи разбросаны куски металлоконструкций и части взорванных КРАЗов и БМП (после войны здесь был полигон). На берегу обращённом к г.Приозёрску нашел стрелковую ячейку, обложенную камнями, с бетоным укрытием, имеющим проходной вход для прохода удорной волны от взрывов. На этом же берегу расположены остатки военного городка (вероятно охраны полигона), стоит баня и деревянный пирс с будкой для часового.

Осмотрев батарею решил не ночевать, а пользуясь наличием лёгкого ветерка двинуть в б.Терву

Отошел в 24-20 в лёгкий бейд , одним галсом. Белая ночь, лёгкий туманец, холодно, колотун. Держу курс по компасу на маяк Куркиниеми, который вскоре, стал виден в ночи, белой точкой.

14 июля.

В 4-00 пришел в б.Терву и на о.Койносаари.

Пройдено за день - 47 км. Бейд.

Нашел «Гнедого» и палатку Толи Харитонова. Стараясь не шуметь, поставил палатку, но Толик вылез и мы накатили за встречу. После чего я пошел спать.

Придавил часа два и мы с Толей, на его «Гнедом», под мотором, съездили в магазин. Штиль. Жара.

Потом поставили сеть, съездили за дровами и поехали из шхер на Ладогу посмотреть не идут ли Архипов, Белоозеров и Шмерлинг. Пройдя два пляжа в их поисках и огибая очередной мысок, у нас полетела шпонка на «Салюте» и мы решили попросить какой нибудь гвоздик у братьев по разуму, катамараны которых виднелись не в далеке на пляже. При подходе к берегу и ближайшем расмотрении это оказались старые знакомые с о.Шевницы на Альбатросе «Кузмич», Просторе и сплавном кате с парусом, которые отдыхали здесь с жёнами, детьми и собаками и прочими радостями жизни. Воистину мир тесен. Куда не плюнь, а в нашего брата катамаранщика попадёшь. Вернувшись в наш лагерь Толик затеял блины и мы вечером душевно посидели, за чаем с блинами и не только, а за одно перебрали «Салют».

Пройдено за день - 0 км.

15 июля.

Встал в 12-00. Отоспался. Жара. Лёгкий ветерок.

Поехали собирать сеть. Один маленький ёршик на 90м. сети. ЗДЕСЬ РЫБЫ НЕТ. Толя от огорчения взял удочки и отошел на островок посередине бухты и сидел там целый день, ловил окуней. Я же решил прокатится до о.Лавуатсари, но поддувая баллоны обнаружил ,что разошлись клеённые швы на карманах носовых вставок. Вероятно на волнении и из-за ударов о волну деформировались фанерные жёсткие вставки в носах и, как следствие, большая нагрузка на швы карманов. Это не критично ,но неприятно. Ничего не оставалось ,как снять баллон и долго и геморройно клеить оный.

Во время ремработ в бухту вошёл альбатрос «Кузмич» и «Простор». Шевницкая эскадра вышла на покатухи по шхерам. Они пристали к нам поболтать и подождать ещё один отставший кат, после чего отправились дальше.

Вечером славно поужинали.

Р.S. Во время ремонта, случяйно пробил баллон, так что завтра опять клеиться.

Пройдено за день - 0 км.

16 июля.

Солнце. Жара. Лёгкий ветер. 2 балла.

Решили сегодня идти на о.Кухка. Только Толя пойдёт по шхерам на моторе, а я Ладогой. Не спеша заклеил баллон и отвалил в бейд, в направлении южной оконечности о.Хейнясейма. Недоходя до острова километра 4 ветер умер совсем и пришлось немного погрести. Высадился на остров, сфотографировал батарею и отошёл одним галсом в бейд на о.Кухку. Поднял всю парусность. Вода - зеркало, но Я ЕДУ!!!. Вернее крадусь. Проходя мимо о.Кугрисари заметил в южном, обрывистом его берегу квадратное отверстие штольни вырубленной в скале, но приставать не стал так, как ветра и так нет, а мне всё-таки хотелось, к вечеру дойти на о.Кухку. По моим данным в этотом тунеле был секретный склад боеприпасов для финских морских охотников и радиации там нет. Когда дощёл до северной оконечности о.Рахмансари ветер выключили и пришлось встать. Встал на северной оконечности о Рахмансари. Стоянка удобная. Берег мелкий булыжник.Пара тройка окопов. Дрова есть. Поставил палатку, сеть и только собрался готовить ужин ,как появился человек и поздоровавшись назвался «Петером» из «таверны» и пригласил меня в гости. Такое ощущение, что тут на каждом острове есть кто нибудь из "Таверны", что приятно. Либо все в этом году ломанулись на Ладогу, либо катамаранщики размножаются как кролики.

Разбавил огненной воды и пошёл. За мыском стояла их компания, 4 «Альбатроса». Вечером посидели пообщались. Приятно встретить, вот так, вдруг, знакомого... по интернету.

Пройдено за день - 25 км. Бейд.

17 июля.

Встал в 12-00 с твёрдым намерением идти на о.Кухка.

Ветер умеренный, 4 балла, катательный. Солнце.

«Петер» и компания ушли рано утром. Когда я выбирал сеть то увидел два ката идущих со стороны Кухки. Опознал в одном из них «Конунг» Романова, а другой оказался "Тайфуном" Анатолия Смирнова. Поднял красный флаг Москвы (1м. на 1,5м.) и запустил ракету. Они повернули в мою сторону. Питерцы пристали к берегу и после бурной встречи мы затеяли уху и свежесобраные грибы с картошкой. Когда уха уже подходила и грибы жарились мы заметили кат идущий от б.Терву. При ближайшем рассмотрении в бинокль это оказался «Скат» Архипова. Они успели как раз к обеду. И тут началось. Спирт, вермут, уха, грибы и две гитары. С Приплыздом, За встречу, За тех кто..., За дам (несколько раз), За наш презервативный флот... .... Расползлись к часам четырём.

Пройдено за день - 0 км.

18 июля.

Встал как ни странно рано, в 6-00. Попытался придавить ещё пару часиков. Архипов на «Скате» отвалил на Валаам пока я спал, но зашёл попрощаться. Питерцы вынули свою сеть и мы все позавтракали жаренной рыбкой.

После завтрака я отвалил на о. Кухка, в 11-00.

Ветер умеренный до свежего, 4-5 баллов. Катательный. Фордак. Поставил все паруса на бабочку, несусь. КАЙФ. ПЕРВЫЙ РАЗ ЗА ВСЁ ВРЕМЯ ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР. Обогнув Кухку пошёл вдоль неё, осматривая великолепные песчаные бухты, в поисках «Гнедого» и его экипажа. Не обнаружив Толика Харитонова на Кухке, зашёл в залив Сурсалми и пошёл шхерами вдоль о.Паяринсаари. Шикарные места для стоянки. В шхерах Толика толже не оказалось и я, выйдя из шхер в районе о.Тимонсаари, пошёл на о.Путсари Ладогой.

Несусь в галф в 15 км. от берега. Ветер свежий. Метровая боковая пологая волна. КАЙФ. У берега заметил кат, как потом оказалось это был Толик Харитонов, но я не пошёл к нему, не стал менять выгодный курс. Подойдя к о.Путсари обнаружил на его южном берегу стоянку Берёзовской двухмачтовой лайбы с "туристами". Они как раз собирались и хотели тушить костёр, но я быстро подошёл и попросил их не тушить и пока они собирались заварил себе "ролтонов".

После обеда отошёл и пройдя метров 30 завернув за скалу и обнаружил в южной бухте, на песочке 5 «Альбатросов». Четыре ката «Петера» и компании, а ещё один даже не «Альбатрос», а то что от него осталось.

Родные у него были только мачта и парус. Палуба и рубка из фанеры. В рубке спальное место, газ, аккумулятор, радио и другие удобства. На транце висит мотор Судзуки. Владельцем и капитаном этого ката является Владимир Райков из Питера. Ему где-то лет 60. Он каждый год приходит из Питера своим ходом по Неве и ходит по ней месяца два. К сожалению у него нет интернета. К вечеру в бухту набилось столько байдарочников, что это стало напоминать пионерский лагерь. Немного похолодало.

Пройдено за день - 37км. Фордак, Галф.

19 июля.

Встал в часов в 12. Хорошо выспался. Дует слабый ветерок 3 балла. Солнце.

Альбатросы уже ушли. В бухте остались одни байдарочники и Володя Райков. После завтрака устроил себе «баню», нагрел воды и помылся. После чего отвалил на Валаам. В бейд одним галсом. Когда я дошёл до середины между о.Путсари и о.Валаамом ветер выключился совсем. Грести 14 км. мне как то не улыбалось и я прилёг покемарить. Проснулся через три часа, от того что кат начал двигаться и ветер постепенно начал крепчать. Вышел на Валаам между Красным и Никоновским скитами и стал лавироватся в Фёдоровскую бухту. Куда и пришёл в 22-30. В Фёдоровской бухте никого нет. Поставил лагерь, поел и лёг спать.

PS. При отдыхе на воде во время штиля рекомендую зарифить парус или спустить грот, так как нельзя исключать вероятность шквала.

Пройдено за день - 27 км. Бейд.

20 июля.

Встал в 12-00. Лёгкий бриз. Солнце

Решил устроить днёвку и сходить в магазин.

Развесил пару футболок, оставил у костра посуду, поднял флаг и включил приёмник в палатке, как будто в ней кто-то есть, и пошёл. У магазина видел десятку с мигалками и надписью ГАИ. Машин на Валааме мало и почти все принадлежат монастырю. На мой вопрос, что гаишники здесь делают? местные земцы сказали что они приезжают на пароме чтобы стричь деньги с монастыря за нарушение ПДД, хотя на Валааме нет ни одного светофора, вообще никакой дорожной разметки и даже асфальта. В магазине пропал телефон продавщица сказала что в него ударила молния и его увезли в ремонт???

Купил овощей, пива и сделал себе овощное рагу с тушёнкой. Валяясь на песочке на пенке и загорая, увидел кат типа «Простор» который проходил мимо. Несмотря на поднятый мной флаг и пару выстрелов ракетами он меня игнорировал и встал далее в Ольховой бухте.

Пройдено за день - 0 км.

21 июля.

Встал в 10-30.Дует умеренный, 4 балла. Солнце.

Собрался и отошёл в 11-20 в направлении на о.Святой.

Когда вышел из залива то увидел вчерашний кат направлявшийся ко мне. И опять это оказались москвичи, знакомые по МПТК на кате «Морской чёрт» типа «Простор» с бермудой и на "Тритоновских" красных баллонах. Они хотели зайти в монастырскую бухту и сходить в монастырь, но я их отговорил, так как бухта очень длинная и узкая. Зайти то они бы зашли, а вот выйти без мотора было бы сложно. Мы пристали на пляжике около Никольского скита и они пошли смотреть монастырь, а я остался охранять каты. После осмотра достопримечательностей мы отвалили на о .Байоной. Ветер посвежел до 5 баллов и мы лихо неслись в бейд. Около м.Чёрный нос я приотстал от них и высадился на берег, что бы осмотреть финские укрепления. Они меня не впечатлили. Пару стрелковых ячеек сложенных из камней и много ржавой колючей проволоки. Поэтому я поспешил догнать «Морского Чёрта». Встали на о.Байоном в глубине северной бухты на песчанном пляжике. Эта бухта называется у яхтсменов «У Христа за пазухой». Очень удобная и живописная стоянка. Одно из красивейших мест на Ладоге. Сготовили поесть и чудно посидели за бутылочкой джина моего розлива (спирт + вода + веточка можевельника + 30 мин.).

Пройдено за день - 18 км. Бейд.

22 июля.

Встал в 11-00. Солнце. Штиль полный.

К 12-00 потянул бризочек, который стал постепенно усиливаться до хорошего катательного ветра. «Морской чёрт» ушёл на о.Обороный (Сухой). Я отошёл в 12-45. Вылавировался из пролива на восток в направлении о.Крестовый. За 1,5 часа дошёл до о.Крестовый в бейд одним галсом, ветер умеренный 4 балла. Высадился сначала на пологих скалах в южной части острова. Но ветер зашёл по часовой стрелке и усилился до 5 баллов. Мне пришлось отойти на северную часть острова. По всем приметам к вечеру будет ухудшение погоды.

схема о.Крестовый Хорошо привязав кат пошёл осматривать остров:

  1. По берегам колючая проволока и много стрелковых ячеек, сложеных из камней с применением цемента и частично брёвен (перекрытия). Брёвна отсутствуют, но в бетоне остались следы торцов. Их вероятно растащили на дрова рыбаки, так как дров на острове нет. Есть ячейки фронтального огня, а есть флангового которые с воды не видны.
  2. На восточном склоне, в направлении соседнего острова, есть забетонированный дворик. Вероятно для полевого противодесантного орудия.
  3. На самой высокой точке острова сохранились два орудийных дворика под 152 мм. орудия, между которыми существуют подземные помещения для арт. погребов и жилые помещения, вырубленные в скалах. Сохранились четыре входа в подземные помещения, два из которых представляют собой бетонные тамбуры. Есть так же бетонная тумба 0,5 м. шириной и 1 м. высотой, вероятно для дальномера.
  4. За батареей, на тыловом северном склоне острова расположено большое «Убежише» сложенное из камней на цементе, и брёвен, примерно 10м. на 10м.. Свод его обрушен. Оно имеет выход к северному берегу, а через бетоный колодец к батарее.
  5. От входов на батарею к северному берегу ведёт бетонированый и зигзагообразный ход сообшения, частично заваленный камнями.
  6. На северном берегу, на вырубленной в скалах площадке, расположены фундаменты нескольких домов и сохранившийся бетоный блиндаж, который выглядит обитаемым, вероятно там живут рыбаки, а так же много стрелковых ячеек.

Южный берег я не обследовал, так как стал крепчать ветер и надо было сваливать, а то ещё заштормит и ночевать на этом голом острове не улыбалось. Вероятно там нет ничего кроме стрелковых ячеек и ржавой колючей проволоки.

Я отвалил. Иду обратно на о.Байоной. Опять бейд. Ветер зашёл по часовой стрелке на 180 град. и усилился. Разогнало полутораметровую волну и пришлось лавировать. Хотел рифится, но потом передумал. Ветер ровный без шквалов. При подходе к о.Лембос заметил у Валаама три ката которые шли на Байоной.

Когда пришёл на вчерашнюю стоянку то там стояли Григорий Шмерлинг на «Ветре», Белоозеров на «Катафее» и Закладной на «Янтаре», вместе со своими матросами. Завтра решили устроить днёвку. Поставили две сети. Вечером был сильный ветер.

Р.S. Я обследовал три финские двухорудийные батареи под 150 мм. пушки Кане. Все они, вероятно, строились по одному проекту, но все батареи немного отличаются, что обьясняется их привязкой к конкретному месту.

Пройдено за день - 19 км. Бейд.

23 июля.

Сегодня днёвка. Солнышко, хорошо.

Встал в 12-00 и сразу поехал проверять сеть. Григорий свою уже вытащил, там один сижок.

У меня получилось поболее - 4 сижка, несколько окуней, похоже один хариус и плотва без счёта. Хватило и на пожарить и на уху, на 7 человек. После обеда повалялся на камнях и пошёл прогуляться по острову. К вечеру стала надвигаться гроза и все начали укреплять палатки.

В пролив вошёл сейнер с кучей байдарочников на борту собранные байды лежали прямо на палубе. Сейнер встал на якорь и веслорукие братья по разуму стали выгружаться уже под дождём.

Гроза прошла красиво, мощно. Гром. Молнии, которые шарашат прямо в воду. Прекрасное зрелище!!! Чудно!!!

Сижу под дождём, в кресле, в непромоканце, попивая джин, и любуюсь этим буйством природы.

Пройдено за день - 0 км.

24 июля.

Всю ночь шёл дождь, нудный и мелкий. Под утро, к часам к 10-00, развиднелось и народ стал неспешно собираться.

Кораблик не ушёл, стоит на якоре, а веслорукие поставили огромный табор. В 12-00, после завтрака, "Сполох", "Катафей" и "Янтарь" отвалили и скрылись за мысом о.Байоной, направляясь в Берёзово. Я тоже начал собиратся и в 1-45 отвалил в направлении о.Мунатсунсаари. Фордак, жара, ветер слабый 3 балла. За 1,5 часа добежал до острова. Сначала хотел высадится, но потом передумал. Остров напоминает Ялансари. Камни-булыганы, редкие деревья. Остров мало пригоден для стоянки, но он ближе всего к Валааму. Пошёл в «попутный» бейд на о.Тейсянсаари. Этот остров выглядит более гостеприимным. Берега тоже каменные, но мелкий булыжник, много деревьев. Остров имеет узкую, глубоко вдающуюся в южную оконечность острова, бухту. В глубине которой те же булыжники. Стоять в ней конечно можно, но если ветер будет дуть в бухту то из неё можно выйти только на моторе. На южной оконечности острова, при входе в бухту есть навигационный знак, высотой 3 м., который плохо просматривается с воды. Он представляет собой сварную конструкцию на которой когда-то стоял огонь, но сейчас он заброшен и фонаря нет, а вокруг валяются старые, битые аккумуляторы. Стоять лучше на северной оконечности острова.

Осмотрев остров, отошел на оРантасаари, в галф- бакштаг. Ветер свеженький.

Остров Рантасаари довольно большой и лесистый. Берега - мелкий булыжник. Есть стационарные стоянки рыбаков (несколько сараюх). Приставать не стал, а расмотрев остров в бинокль, пошел далее на о.Ристисаари (около п-ова Хунука), не путать с Ристисаари или Крестовыми около о.Соснового (Хонкасаари) между о.Байоной и о.Мантсинсаари.

Решил поверить одну стояночку в проливе между о.Ристисаари и п-овом Хунука, о которой мне говорили, но, войдя в пролив на фордаке, вовремя заметил какую-то деревянную конструкцию, которая перегораживала пролив до высоты 0,5м. и мне пришлось, с помошью какой то матери вылезать из узенького, шириной 30м., пролива в бейд. Поскольку вода в Ладоге упала за два года на два метра, то ранее эти брёвна никому не мешали, а теперь я чуть на них не напоролся. Выйдя из пролива повернул на право и сразу же встал в симпатичной бухточке на о.Ристисаари. Поставил сеть и палатку. Вскипятил много воды и с большим удовольствием помылся.

Пройдено за день - 27км. Фордак-бейд-галф-бейд.

25 июля.

Сегодня решил двигать в г.Питкяранта, разбираться.

Ветер свежий 5 баллов, катательный. Попутный галф-бейд. Боковая волна 1м. Солнце.

До маяка на о.Путкисаари долетел за 1,5 часа. Затем нырнул в Питкярантские шхеры. Живописные островки и протоки. Когда-же я оттуда вынырнул, то моему взору предстал берег города Питкяранта, загаженный до невозможности. Брёвна, доски, покрышки, ржавое железо, стекло и гадость с Питкярантского ЦБК. Он опять начал работать. Вода в заливе цветёт, всё зелёное и в довершении всего ветер дул со стороны ЦБК и запах его был ужасен. После кристальныого воздуха и чистейшей воды Ладоги это был прямо апокалипсис. Проходя мимо берега, больше напоминающего свалку, я увидел групу байдарочников, собирающихся отходить и подрулил к ним. Это оказалось самое приличное место для разборки.

В 23-00 я закончил разборку и до 2-00 перетаскивал кат на вокзал, находящийся в 200-300 метрах от воды, за железнодорожными путями.

МАТЬ ЕГО, КАК ОН ТЯЖЁЛ.

2-00 сложил вещи в скверике около вокзала и лёг спать, завернувшись в палатку. Поход закончен.

Пройдено за день - 24км.

И в заключении:

Удочки, донки, сеть, коптильня - очень полезные вещи, так как рыба в Ладоге есть.

Сотовая связь по берегам есть практически везде, только надо иногда найти место из-за гористой местности. Есть связь на северной оконечности о.Рахмансари и на о.Валаам. На Валааме, в магазине, есть так-же телефон по карточкам, которые продаются тут-же.

Огненой воды (спирта) надо было брать больше трёх литров. Не хватило, хотя сам пил мало, но народу повстречал много.

Времени тоже было мало. От Приозёрска до Валаама и обратно можно смотатся минимум за неделю (по слабым ветрам), а чтоб с чувством и расстановкой, то и двух месяцев не хватит.

Прошу тех, кто знает места стоянок, достопримечательности и прочие интересные места на Ладоге поделится информацией. Эта информация будет систематезированна и опубликованна с указанием источника информации. Мой интернет адрес см. выше.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не уезжайте из г.Питкяранта на поездах, поскольку пересадка в г.Лодейное поле представляет собой смесь кросса и тяжёлой атлетики под названием "Успеть за 20 минут". На станции Лодейное поле сушествует две пассажирские платформы между которыми есть переходной мостик. На какую платформу придёт поезд неизвестно до последнего момента, а поезд стоит 20 мин. Это обусловлено загруженостью станции. Так, что можно и не успеть. Мне повезло я угадал.

Сайт управляется системой uCoz