Первое плавание «Котоярви» состоялось в 2002 году. Оно также было испытательным. Не были готовы паруса и все 400 км маршрута по Белому морю мы прошли на моторе. Проявились все недоделки конструкции, были и поломки. Почти всё межсезонье, пришлось заниматься модернизацией моста, и на паруса времени и ресурсов опять не хватило. Из штатных парусов к этому сезону был сделан только стаксель №2. Поэтому, плавание 2003 года было скорее моторно-парусным, чем наоборот.
«Котоярви» поектировался и строился (и строится) как некий гибрид крейсерской яхты и разборного парусного катамарана. От яхты это судно унаследовало высокую обитаемость и приспособленность к крейсерскому плаванию. Разборность позволяет обходиться без дорогостоящей стоянки и без проблем транпортировать лодку любым видом транспорта. Заложеные коэффициенты запаса прочности конструкции, скорее яхтенные (3-4), чем «надувные» (1,3-1,5). Тактика плавания – промежуточная. Надувные корпуса позволяют подойти вплотную к берегу (в отличие от яхты), но из-за большого веса судно на берег не вытаскивается.
Длина корпусов по В.Л. – 8,12м., ширина конструктивная – 4м., максимальная ширина – 4,7м.
Высота надстройки – 1,3м., высота парусности – 10,5м. (пока мачта на 1,8м. короче, 4-ю секцию ни в прошлом, ни в этом году не брали). Паруса проектные – грот 22м.кв. (не готов, вместо него – от Простора) и 2 стакселя: №1 – 10м.кв.( нету) и №2 – 16м.кв. Предполагается куча лебёдок, стопоров и т.п., но это – позже. Корпуса трёхсекционные, камерного типа, с жёстким транцем и носовыми вставками. Полный объём 1 корпуса – 3м.куб.
Расчётное водоизмещение катамарана – 1,5 тонны. Собственный вес около 500кг. Экипаж 2-8 чел.
Мачта круглая, из трубы 90х2.5, делится на 4 части 3-мя ярусами краспиц.
Катамаран оборудован центральным постом подкачки корпусов и компрессором с бензоприводом.
Моторная установка – на базе «Ветерка-12». Фактически, подвесной мотор превращён в стационар. Дооборудован электростартером, д.у. и звуковой сигнализацией перегрева.
Бортовая сеть –12 в., зарядка аккумулятора – от «Ветерка» или от бензогенератора 550 Вт (скомпонован в одном блоке с компрессором). Потребители – свет в каюте и на камбузе, топовый огонь, туманный ревун, прожектор и СВ-радиостанция. Электрификацию предполагается внедрять и дальше.
Навигационное оборудование состоит из двух компасов, ручного GPS и эхолота.
Спасательное снаряжение – надувные жилеты и плот ПС-8.
Планировка моста видна на фотографии. Весь мост от носа до кормы перекрыт сеткой. На носовой сетке расположен гальюн для хорошей погоды, якорь, надувная лодка и куча всего, чего не жалко мочить. Каюта представляет собой двухслойную палатку. Наружная палатка (а также все боковые обвесы катамарана) сделана из того же материала, что и корпуса. По каюте можно спокойно ходить без риска чего-либо сломать. Внутренняя палатка подвешена на расстоянии 10 см от наружной, сделана из каландра. Входная стенка - двойная: каландр и москитная сетка. Дно палатки – корыто из БЦК с отбортовкой 10см. Между сетчатой палубой и дном палатки укладываются мягкие упаковки. Каюта делится вдоль на 6 гамаков, образованых центральной продолиной и 4-мя тросами, натянутыми между поперечными балками. В носовой части каюты (на «трамплине») сделан вентилятор – отверстие с лабиринтом для отсечки брызг.
За каютой находится шкафут (больше прижилось название «бунгало»). Эта часть надстройки тоже перекрывается тентом со всех сторон, но тент сделан из ткани полегче. В хорошую погоду его можно свернуть или поставить горизонтально на стойках. По бортам шкафута расположены рундуки со всем барахлом, которое боится влаги. Каждый рундук разбирается на две части, и на берегу служит для транспортировки хрупких или неудобных вещей. Там же расположен камбуз, представляющий собой ящик с газовой горелкой, баллоном и ёмкостью для посуды. Рядом с передним правым рундуком, в палубе сделан люк с крышкой – гальюн для плохой погоды. Он же используется для добывания забортной воды. Длина шкафута – 1.85м. Рундуки можно использовать в качестве спальных мест.
Ходовая рубка тентом не перекрывается. В кормовой части рубки сделана лавка шириной 4.5м. Высокая каюта не мешает обзору, т.к. рулевой сидит на краю лавки. В левой части рубки расположен моторный отсек и пост подкачки корпусов. Справа на лавке – компрессор-генератор-аккумулятор. В будущем на рубку будет выведено всё управление парусами.
За лавкой находится кормовая сетка. Обычно, она заставлена канистрами и прочими водостойкими предметами. Часть канистр, привязана по бортам. Справа по борту крепится спасательный плот.
Все продукты хранятся в рундуках. Спальники и личные вещи – в каюте, в разложенном состоянии.
Непромокаемая одежда требуется только рулевому в дождливую погоду. Спасжилеты предписано одевать детям для посещения носового гальюна. Остальным – по желанию (ни разу не одевали).
Вытаскивать катамаран на берег – дело хлопотное (хотя и реальное, занимает полчаса). Поэтому без особых на то причин мы этим не занимались. Отработанный вариант стоянки – ткнуться носами в берег и сесть на брюхо в отлив. Главное условие – отсутствие сильного прибоя и (по возможности) ровный пологий берег. Идеальная стоянка – песчанный пляж в закрытой бухте. В 90% случаев, в таких местах и стояли. В безнадёжных местах возможна стоянка на якоре. В прошлом году этим пользовались. В этом – не понадобилось.
Экипаж у нас был сугубо семейный: я с Ольгой, детьми и отцом, Лёха с Гришей и Бэт с Ксюхой. Все в доску свои, знакомы много лет. Возраст участников - от12 до 69.
ИльЯ, капитан. Ольга, завхоз. Настя, юнга. Гриша, юнга. Бэт, матрос.
Дед, матрос. Лёха, матрос. Ксюха, матрос. Ваня, юнга. Эльза, корабельная крыса.
По ряду обстоятельств экипаж получился больше расчётного. Принципиальный момент – 8 спальных мест на 9 человек. Это и определило каботажный (не крейсерский) характер плавания 2003 года.
Задачи плавания и маршрут.
Пожалуй, общая для всех задача была только одна: уехать подальше от надоевшей цивилизации в сказочный мир, о котором целый год мечтали. Кроме того, у каждого была и своя собственная тема. Ольга писала акварели, Бэт дорвался до охоты и рыбалки, Лёха изучал памятники древней поморской культуры, Дед собирал коряги для деревянных скульптур и т.д. В общем, всем нам было примерно по пути.
Маршрут был весьма расплывчат. Было 2 места, которые хотелось посетить обязательно: Кондостров, там предполагалось встретиться с нашими жуковскими друзьями, и Лесная Осинка (райский уголок, на котором мы с Ольгой побывали в 1997г). После Осинки -–куда ветер подует.
День отъезда. Днём успешно сдали багаж. Сдали «леваком», т.е. лично договорившись с проводниками багажного вагона. Такой способ отправки из Москвы, наиболее надёжен, хотя и стоит раза в полтора дороже. Всего заплатили 5000 руб., отправили чуть больше тонны. В багаже – практически весь экспедиционный груз, за исключением вещей, необходимых в поезде. В тот же вагон грузили штук 10 Альбатросов и Просторов, кажется, до Петрозаводска. Вечером сели в 182 поезд.
В поезде была только одна проблема – несусветная жара и духота. Вечером вылезли в Беломорске. Было ощущение, что не на то море приехали. Все беломорцы полуголые, жара такая, что даже комаров нет. Встречал наш друг с матеостанции, Альберт, на своём 131-м ЗиЛе. Загрузились в этот самый ЗиЛ и поехали в Разнаволок. Альберт всю дорогу жаловался на безобразную погоду. Им, северянам, снег среди лета подавай!
Море встретило нас лёгким восточным ветерком и волной балла на 2. Достали барометр. Давление – выше некуда. Я сходил к морю, умылся. Вода оказалась солёной. Ура! Сбылось! До утра – посиделки у костра, катания на ЗиЛе по лесу и прочие безобразия.
Утром ужасная жара выгнала из палаток. Пришлось собирать катамаран. Работается медленно, ходим как варёные. Надули корпуса, заодно испытали компрессор. Пневматическая революция свершилась! В полусобранном состоянии спустили лодку на воду.
Собрали надстройку, на соплях поставили каюту и пошли сидеть у костра.
Ночью припёрлась толпа подвыпивших тинейджеров, пришлось их выпроваживать (успешно).
Увидели в море трёхцветный парус. Через полчаса к берегу подошёл катамаран (каж. «Тайфун»). На берег вышла женщина - Елена из Москвы. Оказалось мы знакомы по catamaranforum.ru. Они (вдвоём с мужем) шли с Кузовов. Предупредили, что по островам очень мало воды. Сами они зашли в Разнаволок за водой, а так же – позвонить в Москву (с этого года там работает «Мегафон»). В итоге всё получилось и «Тайфун» отправился дальше, в Онежскую губу.
К вечеру «Котоярви» был готов к отплытию. Уходить собрались во второй половине следующего дня.
С утра выяснилось, что у нас проблемы с «Ветерком». Заводится мгновенно, но так же мгновенно глохнет под нагрузкой. Причину выяснили (новый карбюратор). Пошёл на метеостанцию, попросил помощи у метеоролога Бори (гуру по моторам). Боря выдал мне работоспособный карбюратор и дал поковыряться в своих баночках-коробочках с запчастями. В итоге мотор привели в порядок, но времени потеряли много. Решили отходить не на ночь глядя, а рано утром. Спасителю Боре поставили бутылку водки и уселись с ним её пить. Спать легли рано, подъём назначили на 6 утра.
Первые сборы оказались долгими – 3ч.45мин. Перед самым отплытием – неожиданная проблема: наша крыса, ошалевшая от свободы, вырыла в берегу нору чуть не в метр длиной и не желает оттуда вылезать. С большим трудом, удалось-таки ухватить её за хвост и выволочь на свет божий. Катамаран оказался ужасающе перегруженным. Бензину –200 литров + перебор по экипажу + напуганные Еленой, затарились водой по самое нехочу. Поглядев на просевшие корпуса, понял, что ходить мы будем эксклюзивными штилями, пока не всплывёт. В 9-45 мы, наконец, вышли в море и взяли курс на Тиунец (33 км.).
Ветер дул прямо с Тиунца, поэтому шли на моторе. Периодически, задувало в крутой бейдевинд, тогда разматывали стаксель. Когда начинал полоскать, – убирали. По этой схеме ходили и в дальнейшем.
Погода стояла хорошая (если не сказать чересчур), жарко было даже на воде. Волна – 2-3 балла. В районе 14-00 подошли к южной бухте Тиунца. В бухте стоял карбас с двумя местными. Временно пришвартовались к скалке, и я сходил пообщаться. Оказалось, что они из Сумпосада, пришли за дровами и ждут прилива, чтобы уйти. Остров всем понравился, решили стоять.
В поисках стоянки сходили к избе. Изба совсем развалилась, жить в ней не хочется (4 года назад ещё можно было). В отливной зоне поставили сеть. На острове полно дичи. Бэт пошёл прогуляться с ружьём и принёс 3-х кроншнепов, 2-х куличков поменьше и поморника.
В районе 15-30 услышали «Одиссея». Поняли, что они идут с Соловков на Кузова. Обратная связь была плохой. Через полчаса удалось с ними связаться и поговорить. Вечером опять пошли на охоту, и Бэт подстрелил зайца.
Постоянно дует ровный Восток балла на 3. Давление –762 мм и растёт.
Утром сняли сеть полную камбалы и устроили обжираловку. Остров оказался на редкость богат дарами природы. Вот только грибов не было из-за засухи.
Днём увидели уже знакомый «Тайфун», который двигался на юго-восток в сторону Сосновцов. Поприветствовали их сиреной. В эфире постоянно слышно «Одиссея». Жуковцы на связь не выходят.
Вечером ушли с Тиунца и пошли на Бережной Сосновец. Подошли поближе и увидели на северном берегу с десяток байдарок. Хотелось покоя, и мы переложились на Голый (11 км от Тиунца). Встали на северном берегу Голого, полазали по обломкам разбитого гидрографического катера и сходили пешком в восточную бухту к избе. Выяснили, что изба пустая и перебрались туда на ночёвку.
Утром покинули Голый и пошли дальше на восток. Опять на моторе, т.к. ветер – прямо оттуда. Проходя между Боршовцами, решили заглянуть на Бережной (16 км.от Голого). Встали в северной бухте и пошли бродить по острову. Дежурные занялись приготовлением зайца.
Как только сели обедать, увидели парус. Двое москвичей – Миша и Коля подошли к нам на «Ветре». Пригласили их на зайца. Они тоже в долгу не остались, и обед превратился в банкет по полной программе. (К сожалению, плёнку с «Ветром» мы засветили). Пообщавшись с нами, ребята пошли в сторону Беломорска попутным ветром (счастливчики!)
Один из пунктов нашего неписаного корабельного устава – сухой закон на воде. Т.е. на берегу можно всё, а в море всё, кроме пьянства. Поэтому, дальше решили не идти. Но и в бухте, в которой мы оказались, оставаться не хотелось (как стоянка, не супер). Решили перебраться на ночёвку на Голомяный. До него было – рукой подать, 4км. Морские боги не простили нам нарушения устава и переход оказался на редкость аварийным.
Ветер был боковой и мы пошли под стакселем. С гротом возиться не стали (всё равно скоро снимать). Подойдя к Южной бухте Голомяного, сняли стаксель и стали заводить мотор. Для начала намотали кусок верёвки на винт. Поняли не сразу и сломали стартер. Пока я разматывал верёвку, бензин пролился из карбюратора в моторную головку и залил свечи. Перед тем, как поставить новые свечи, я решил продуть цилиндры и крутанул маховик. С болтающегося в моторном отсеке провода проскочила искра и подожгла бензин. Из моторного отсека полыхнуло пламя. Слава Богу, крышка под рукой оказалась, я её тут же закрыл, и всё потухло. Однако, мы стояли носами в сторону красного заходящего солнца, и лёгкая рябь под брюхом катамарана создавала полную иллюзию полыхающего огня. Пока поняли в чём дело, Лёха успел вылить на моторный отсек несколько вёдер воды. Пытался туда же вылить маринованных кроншнепов, (не дали).
Отделались весьма тяжёлым испугом. Не потухни бензин сразу, огонь мог бы перекинуться на канистры. Просто страшно представить возможные последствия. Одна из тех ситуаций, когда и плот на борту ничего не решает. И всё это – в 50 метрах от берега.
Однако, приключения ещё не закончились. Минутку помолчали, завели мотор и стали заходить в бухту. Были мы там много раз и каждый камушек знали. Оказалось, что не каждый. На подходе долбанулись правым корпусом об валун, да так, что лодка весом ~1.8 тонн встала, как вкопанная. Шли на средних оборотах 6 км/ч. Бэт повис на ванте, Лёха тоже едва не улетел. Оттолкнулись от камня, и с самыми мрачными предчувствиями пристали к берегу. К нашему глубокому удивлению, на корпусе не нашли никаких следов столкновения. Носовые вставки не пострадали.
Утренним приливом пошли на Кондостров (28 км.)
На ходу готовим завтрак и слушаем переговоры “Одиссея” с “Луноходом”. Связались с Сергеем (“Луноход”), выяснили, что они подходят к Кеми. Километров за 10 до Кондострова, наконец, рация голосом Володи Пихтарёва проговорила: “Большой белый пароход, ответьте Фиорду!” С удовольствием ответили. Первая запланированная часть экспедиции увенчалась успехом – встретились с жуковцами.
Через час мы были в северо-западной бухте на их стоянке. Рассказали о своих последних приключениях. Оказалось, не только у нас пожары бывают, история знает и другие случаи.
В последний раз связались с “Одиссеем”. Они заканчивали маршрут и пытались войти в Кемскую речку. Посоветовали им подождать начала прилива (туда в отлив и на моторе не очень то зайдёшь). Ради интереса, нашёл на GPS точку «Кемь» и посмотрел дистанцию: 125 км! Чего бы скептики ни говорили, можно связь сделать надёжной. Залог успеха – хорошая антенна.
Вечерним отливом поставили сеть и пошли сидеть к жуковскому костру. До утра травили байки под замечательную пихтарёвскую «зверобоевку».
Утреннюю сеть благополучно проспали. Целый день купались. Температура в тени – 33 градуса, воды – 21.
Проходя мимо катамарана, потрогал упаковку с плотом и испугался, что вот-вот рванут баллоны с углекислотой. Накрыли его от греха мокрыми полотенцами.
Вечерний улов порадовал, помимо камбалы попалась кумжа килограмма на 2.
Кроме камбалы и ещё одной кумжи, в сеть попалась диковинная рыба, которую раньше никто не видел. Небольшая по размерам, шарообразной формы и с большой присоской на брюхе. Присоска столь мощная, что удерживает вес двухкилограмовой кумжи. Володя сказал, что слышал про рыбу пиногор с похожим описанием. Есть её не стали, т.к. при чистке обнаружили в брюхе шевелящиеся ленты.
В полдень собрались, было, уходить на Лесную Осинку, но проворонили прилив. Таскать ничего не хотелось, и решили отложить до вечера. Лёха пошёл продить по острову и нашёл озеро и остатки деревни Абакумихи, обозначенной на карте 1933 года.
Деревня стояла в столь укромном месте, что в прежние годы мы её не находили, хотя излазали в поисках весь Кондостров.
Вечерним приливом простились с жуковцами и перешли на восточный берег Кондострова, чтобы заправиться хорошей водой из родника. Переход на Осинку отложили на утро. Ночью погода стала портиться. Ветер усилился, слышали раскаты грома.
Вышли в направлении Осинки (30км.). Нас сильно сносило отливом, ветер, как всегда был встречным, скорость иногда падала до 6 км/ч. Волна в этих местах всегда короткая и злая, именно здесь у жуковцев оторвало корпус от «Фиорда». Решили дождаться, по крайней мере, перемены течения и переложились на Большой Кузьмин.
Встали на скалке, чтобы в любой момент отойти. Бэт подстрелил странную птицу, среднее между дятлом и аистом (но размером с голубя) и с короткими ногами.Через час ветер переменился на юго-восточный. Явно намечалось затишье, и мы пошли на Лесную Осинку под мотором и стакселем.
Остров встретил нас взметнувшимся в воздух птичьим базаром. Утки целыми стадами лениво уступали дорогу катамарану. В восточной бухте увидели катер и обитаемую стоянку. Места там маловато, поэтому решили поискать стоянку на соседнем острове -– Тонкой Осинке. Оказалось, что остров совершенно непригоден для жилья, да и подойти к нему – тоже проблема. Прошли метрах в 10 от морского зайца, который лежал на скалке и лениво нас разглядывал.
Уже темнело, деваться было некуда и пришлось вернуться обратно, на Лесную Осинку, сделав крюк 10 км. Двое онежцев, мужчина и женщина, ничего против не имели, и мы приткнулись рядом с их «Казанкой».
Борис (так звали мужчину),вместе с женой приехал сюда на рыбалку, за сигом. Оказалось, что у нас есть общий знакомый, с которым мы год назад вместе чинили моторы на Коткано. Оказалось, что чудо-рыба действительно называется пиногор. Выбросили мы её зря, рыба деликатесная и червей в ней не было, просто кишки странной формы. Ещё местные любят такую шутку: втавляют пиногору сигарету в рот и он её выкуривает, пуская дым через нос. Впоследствии, поговорку «Курит как пиногор» мы нашли в интернете. Странную птицу Борис тоже опознал. Называется кулик-сорока, очень уважаемая дичь.
С утра пошли гонять уток на катамаране. Взяли двух крупных гаг. Вторую подстрелил младший член экипажа – Иван. Удачный выстрел он объяснил тем, что наловчился стрелять в компьютерных игрушках.
На острове есть памятник с надписью: «Фёдор Горин. Погиб при крушении судна «Совет». 1932 год». Борис рассказал, что в 32-м году здесь разбился МРБ из Онеги. Нашли лишь обломки судна и тело одного матроса. Фёдор Горин похоронен в Онеге, Борис знаком с его сыном, вместе работают. В Онеге эту историю помнят и за памятником ухаживают.
После полудня ветер усилился и стал заходить с севера. Онежцы явно встревожены. Им надо на Пурлуду, а в северный шторм там делать нечего. Давление падает, небо хмурится.
Вечером – обжираловка, рагу из гаг и кузьминского дятла (так для краткости прозвали кулика-сороку). Придумали суперспособ готовить дичь – варить полтора часа в скороварке. Получается нежнее венгерской курочки, никаких маринадов не надо. Онежцы от гаг отказались. Жена Бориса сказала, что у них в Онежском районе гаг за съедобную дичь не считают, т.к. мясо, якобы припахивает рыбой. На самом деле, это – местная легенда, мясо очень вкусное, без каких-либо неприятных привкусов.
Ночью «вдуло» по настоящему. Северный ветер и волна 5-6 баллов. Даже в нашей закрытой восточной бухте стоят валы. На небе – отдельные тучи, но это ненадолго. Давление продолжает падать, ждём дождя.
Мы с Бэтом прогулялись с ружьями. Здесь полно куликов и уже упомянутых «дятлов». Расстреляли патронов 30, всё безрезультатно. Дичь, как заговорённая.
Рыбы в сеть попадается мало, зато крупная. Это – у нас. Борис сказал, что рыбы нет, и свои сети смотал. Они уже не идут на Пурлуду, решили дождаться погоды и возвращаться в Онегу.
Погода совсем испортилась, идёт дождь.
В восточной бухте стало опасно стоять из-за волны. Ночью был большой прилив (ветром воды нагнало) и пришлось устраивать аврал по подтаскиванию катамарана. Дневным приливом переехали в южную бухту. Соседи перегнали туда же свою «Казанку».
Оказалось, что у них проблемы с мотором. Борис целый день с ним возится, не может завести. Искры практически нет. Попросил, чтобы мы его в Онегу дотащили. В Онегу не охота, но и бросать их на богом забытом островке тоже не годится. Решили вместе повозиться с мотором, и если не получится, то тащить в Онегу. Судя по виду, «Вихрю» - лет 30. Удивительно, как на таких моторах они не боятся ходить в море. Консилиум постановил, что надо промыть пресной водой и высушить магдино. Если не поможет – копать дальше. Катушки прозвонили – всё в порядке.
Пока Борис сушил магдино, сходили на охоту. На этот раз – удачно. Бэт подстрелил с берега гагу, а я – двух «дятлов». Подходя к стоянке, услышали рёв мотора. Слава Богу, в Онегу идти не придётся!
Погода – дрянь, но явно меняется. Давление слегка поднялось.
Рано утром ветер стих. Волна по прежнему высокая, но без гребней – мёртвая зыбь. Соседи в авральном порядке собирают вещи и грузят в катер. Мы прощаемся, «тридцатка» с полоборота заводится, и катер уходит в Онегу. Нам уже не успеть. Вода уходит, а из Южной бухты мы можем выйти только в пик прилива. Да и планов чётких нет: куда дальше? Предварительно, собирались на север, вдоль Онежского берега к Соловкам. Но ходить носом к ветру надоело, да и с бензином всё впритык получается. В итоге решили на север не ходить, а возвращаться обратно в Беломорск по другим островам. Поскольку, никто, кроме меня и Лёхи не был на Хедострове, собрались идти на Хед (24 км.). Отплытие назначили на следующее утро. Ближе к вечеру, ветер опять усилился, но была надежда на суточную повторяемость погоды.
Угадали! С утра опять стихло. Прощаемся с Осинкой и под парусами идём на Хед.
Ветер дует в бакштаг. Помимо парусов (их явно мало) заводим ещё и мотор. Катамаран начинает подолгу глиссировать на гребне волны. Мухой долетаем до Хеда, огибаем его с запада и встаём в юго-восточной части острова. Грот снять не удалось (заклинило ползун на рельсе), пришлось лезть на мачту. Вид с мачты понравился. Пришлось попросить фотоаппарат.
После суровых скал Лесной Осинки, Хедостров производил впечатление курорта. Удивительно, откуда на Белом море взялся этот кусок Рыбинки или Валдая.
Нашли пихтарёвскую стоянку. Судя по надписям вырезанным на столе, за день до нас здесь жили рыбаки из Нюхчи. Судя по всему, ребята без комплексов, т.к. пришлось битый час разгребать битые бутылки и прочий мусор, разбросанный по всей стоянке.
Не успели мы толком на берег перетащиться, как из-за Южного мыса вышел знакомый «Фиорд». Жуковцы пережидали непогоду на Кузьмине. Пришло время ехать домой, и они подбирались поближе к Нюхче. Опять до утра травили байки под зверобоевку.
Утренние сети оказались пустыми. У соседей на перемётах – то же самое.
Все разбрелись по острову. Я отправился на охоту. Охота оказалась удачной (для дичи). Здесь много тетеревов, но близко они не подпускают. На песке лисьи и волчьи следы.
Топим баню. Для этого мы уже много лет возим с собой спецовую банную палатку. Мероприятие заняло целый день. Попутно, обжираемся черникой размером с виноград, шляемся по лесу, в общем, разлагаемся. Сети сняли, в них ничего не попадается, кроме травы. Давление начало падать.
Сидеть на одном месте надоело. С вечерним приливом, попрощавшись с жуковцами, пошли на Коткано (11 км.). При обходе южного мыса Хедострова произошло второе после пожара серьёзное Ч.П.
Начинались сумерки, ветер северный, и мы сразу решили идти на моторе. Как только встали носом к волне, вдруг сильно «вдуло». В площадку стали бить волны. Это было очень странно, мы ходили в волну и в два и в три раза побольше, и ничего подобного ни разу не было. Первым всё понял Бэт. Манометр на посту подкачки показывал 5 мм.рт.ст., вместо 60-и положеных. Что- то произошло с корпусами, и мы тонем. Катамаран просел на полусдутых корпусах и площадка ловит каждую волну. В довершение ко всему, моторный отсек частично ушёл под воду и мотор явно захлёбывался,- снизил обороты и начал давать перебои. Вся надежда – на компрессор. Запустили компрессор, давление стало быстро подниматься. Переложились обратно на стоянку. Мотор прочихался и заработал нормально. Что интересно – никакой пробоины в корпусах не было! Догадались, не успев пристать к берегу.
Причины аварии были столь специфические, что нет смысла их подробно описывать. Фактически мы вышли в море с открытым краном, через который и вышел воздух. При обходе мыса мы просели настолько, что волны стали доставать до площадки. В заблуждение ввело усиление ветра, поэтому не сразу поняли, в чём дело. Конструкторский просчёт – звучало бы слишком громко, скорее – дурацкая и опасная недоделка, которую недооценили.
Таким образом, мы остались на Хеде ещё на один день. Всю ночь разбирали полёт, и пили за спасение. Проспали утренний прилив и вышли на Коткано через сутки после Ч.П. Добрались без происшествий. На острове никого не было, и мы встали рядом с избой.
Так соскучились по рыбе, что я встал ни свет ни заря и поставил обе сети. В прилив обошли вокруг острова в поисках уток. Они были явно пуганые и на выстрел не подпускали.
Дождались отлива, сети оказались пустыми. Переставили их на другое место, а вечерним приливом пошли на катамаране за навагой (с донками). На связь вышел Пихтарёв. Сообщил, что у них обвальный улов камбалы, сидят на стоянке и обжираются. Предположили, что вся камбала с Коткано переехала на Хед.
Навага клевала, за рыбалкой не заметили, как стемнело. Продолжали при электрическом свете.
Утренний улов порадовал. Всего около 10 кг. камбалы. Наконец-то! Сворачиваем лагерь и готовимся к отплытию, предположительно, на Большой Сосновец. В прилив отходим из бухты и… пытаемся минут 45 завести мотор (безрезультатно). При этом нас ощутимо относит в сторону Хеда. Ставим стаксель и двумя галсами возвращаемся в бухту Коткано.
Мотор у нас не вредный, ничего похожего не было ни разу. Вытаскиваем его на берег и начинаем обнюхивать. На первый взгляд, всё в порядке. Лёха делает предположение, что в новой канистре, к которой я подключился бензин какой то не такой. Попробовали из другой канистры, – завёлся. Пока колупались с мотором, вода ушла. Переносим отплытие на вечерний прилив. Погода портится, моросит дождь. Чтобы не скучать, устраиваем коллективный аврал по переработке рыбы.
Дождавшись прилива, опять грузимся на катамаран. Мотор опять наотрез не заводится. С «плохой» канистры проклятие снимаем, но от этого не легче. Откладываем разборки до утра. Палатки ставить лень, укладываемся в каюте и избушке. Мысли о нечистой силе не дают покоя. Остров нас не отпускает.
С утра история повторяется. Мотор иногда заводится на берегу, но в море идти не желает. Начинаем копать по-настоящему, снимаем магдино. Вся плата электронного зажигания залита морской водой. Проделываем то же самое, что делал Борис на Лесной Осинке: промываем и сушим. По-видимому, вода попала при аварии на Хеде. Мотор стал зависеть от погоды. Сухо – заводится, сыро – нет. Видимо, у буржуев проблема решается полной герметизацией зажигания.
Дождались вечернего прилива. Перед установкой на катамаран, мотор раз 10 запускаем на берегу (без проблем). Веры нет всё равно. Разрабатываем план: все сидят у костра, как ни в чём не бывало, а я тихонечко подкрадываюсь к мотору и его завожу. План срабатывает, мотор радостно запускается. Чтобы не сглазить, оставляем его тарахтеть на холостых оборотах и начинаем грузиться.
Покинув навязчиво гостеприимный остров, идём на северо-запад. Погода отвратительная, вода сверху, снизу и везде. Ветер северный, усиливается, но волна пока терпимая. Обнаруживаем, что у нас умер эхолот. Проходим Кондостров и всю гряду островков что к западу от Конда. Стемнело, видимость падает. Идём по приборам в направлении Голомяного. Под прикрытием гряды островов было ещё терпимо. Но стоило высунуться за о. Кутульда (25 км. от Коткано), сразу решили, что с мореплаванием на сегодня пора завязывать. Волна была на 5 баллов, ветер явно усиливался. Скорость снизилась до 6 км/ч. Барометр за час упал на 5 мм.
В этих местах есть отличная шхера – остров Голодный (N64*18,271`, E036*26,773`). Представляет собой маленький островок с огромной ухоженной избой.
Стоит под прикрытием других мелких островов, поэтому, в любые шторма здесь можно отсидеться. Туда то мы и повернули. Как ни странно, на GPS точки не оказалось, и Лёха провёл катамаран по памяти. Стоило войти в Бухту Голодного, все подвиги закончились. Стоянка с избой подвернулась очень кстати, хотелось как следует просушиться. Чувствуем себя спасёнными, из избы страшно высунуть нос. Всю ночь по небу идут железнодорожные составы.
17.08
Продолжает штормить. Дождь не прекращается. Зато, попёрли грибы, пока – сыроежки. Дичи навалом, но с охотой не катит. Гоняться за утками на катамаране здесь неудобно, сплошные мели и корги. Да ещё и эхолот накрылся. Рыба в сеть не идёт, и слава Богу. Коткановский улов ещё не доели.
У нас подходят к концу продукты, начинаем беспокоиться. Завхоз производит ревизию и успокаивает, что голод у нас будет в варианте сыра, который кладётся прямо на колбасу. Это блюдо так и прозвали – голодный бутерброд.
На острове всё изрыто норами, здесь живут водяные крысы. Они совершенно непуганые, удаётся хорошо разглядеть.
Под вечер перетаскиваем в избу электростанцию с аккумулятором и делаем электрическое освещение. Делать нечего, режемся в тыщу и разлагаемся.
Вроде стихает, но решили ещё денёк подождать. На соседних островках тоже стоят избы. Едем в них на экскурсию. Избы ухоженные, одна – свежей постройки. По всему видно, что промысел огары и морской капусты потихоньку налаживается после разрухи 90-х годов. Бэт и Ксюха «режут изоленту», т.е. готовят морскую капусту по пихтарёвскому рецепту. Затея удаётся «на ура».
Ближе к вечеру Бэт с берега подстрелил гагу. Ну а поскольку она была в 20 метрах от берега, он просто за ней сплавал. Гвозди б делать из этих людей…
Небо прояснилось. Утром уходим с Голодного. Сроки уже поджимают, погода нестабильная и решаем идти «домой», т.е. в Разнаволок (80 км.). На западном берегу Мягострова были люди. Явно стали привлекать наше внимание, – развесили на деревьях белую тряпку, несколько раз стреляли. Подошли поближе к их стоянке – на берегу никого нет. Так и не поняли, чего это было, развернулись, и двинулись дальше. Напротив Тиунца подстрелили гагуна (так местные называют самца гаги).
В Разнаволоке встретились со второй командой МГУ – экипажем только что отстроенного катамарана «Белая ночь». Они уже собрали лодку и завтра готовились идти на Кузова. «Белая ночь» была посроена взамен отходившего своё катамарана «Сергей Бочаров», того самого, который получил удар молнии в 1995 году. Капитан Серёга сообщил, что у них накрылся мотор, и из-за этого отплытие на день задержалось. Вечером пьём за встречу и делимся новостями за последний месяц.
Целый день валяем дурака, под вечер провожаем «Белую ночь» на Кузова.
Сильный ветер с востока дует прямо в берег. Пока не пришла вода, решили вытащить катамаран на берег для разборки. Оказалось – ничего ужасного. За полчаса его разгрузили и ещё за минуту вытащили.
Успели вовремя, прилив был с большим прибоем. Остаток дня – разбираем катамаран.
Сушим и собираем упаковки. Под вечер приезжает Альберт и оставляет нам ЗиЛ под погрузку.
Утром прощаемся с морем, сдаём багаж и садимся в поезд.
Испытания прошли успешно. Катамаран абсолютно цел и готов к следующему плаванию. Никаких серьёзных поломок не обнаружено, мост чинить не надо (как в прошлом году). Весь предстоящий строительный сезон будет посвящён парусам и оснастке. В следующем году надеемся на первое неиспытательное плавание под парусами. Дай Бог, чтобы всё получилось.
Пьянство на воде – причина пожара.
Выходить в море с открытыми кингстонами – опасно для жизни.
Спасательный плот на судне – кайф. На море чувствуешь себя так же комфортно, как дома на диване.