Город Северобайкальск – село Байкальское – мыс Котельниковский –поселок Онгурен –
пролив Малое Море – остров Ольхон – поселок Хужир – город Иркутск
Руководитель группы Рякин Сергей, e-mail: sergey_ryakin@mail.ru
1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Выбор маршрута
4. Описание судна
5. Техническое описание маршрута
6. Дневник похода
7. Итоги, выводы, рекомендации
Продолжительность - 16 дней.
Протяженность - 345 км.
Состав группы
Ф.И.О. | Год рожд. | Обязанности в группе |
Место жительства | Опыт парусных походов | |
1. | Рякин Сергей Анатольевич | 1978 г. | Капитан, ремонтник | Удмуртская Республика, г. Глазов |
река Кама, Верхнекамское водохранилище, 2002, 2003 г.г. |
2. | Привалов Дмитрий Юрьевич | 1975 г. |
Матрос, штурман, медик, фотограф | ||
3. | Рякина Наталия Сергеевна | 1978 г. |
Юнга, завхоз, летописец |
Общие сведения о Байкале и лоцию его берегов можно посмотреть на сайте http://leonid.sibproject.ru/bkltxt.html
На Байкале преобладают ветра, дующие вдоль его котловины. Это Верховик – с севера на юг, и Култук – с юга на север. По своему характеру эти ветра полностью противоположны. Верховик – сильный ветер до 20 м/с, приносит ясную сухую погоду, разгоняет волну до 2-3 м, но дует недолго (1-2 дня). Култук обычно слабый, приносит плохую погоду, более устойчив (у нас дул по несколько дней). Кроме того, ветер Баргузин, он дует с долины реки Баргузин. Опыт общения с этим ветром у нас не большой. В походе по Байкалу необходимо также в любой момент ожидать удара в бок. Это очень сильные и внезапные ветра (до 50 м/с), которые срываются с долин рек, впадающих в Байкал. Называются Горная. Предсказать этот ветер довольно сложно.
Немного о себе. Мы живем в городе Глазов Удмуртской Республики. Занимаемся водным и горным туризмом. С недавних пор мы увлеклись парусами.
Вопрос куда идти у нас даже не стоял. Байкал стал нашей мечтой, наваждением, целью с того самого момента, когда парусная романтика овладела нашими умами. Тогда мы еще слабо представляли, насколько это озеро пригодно для парусных походов, какие там ветра, какая погода, удобны ли берега. Виделись только огромные горы, дикая тайга и бескрайние водные просторы.
В интернете отчетов о парусных походах по Байкалу я нашел всего четыре (см. http://parusa.narod.ru). Все пугают дикими штормами и затяжными штилями. Встречалось мнение, что Байкал вообще не подходит для парусных походов. Связывались с яхтсменами из г. Северобайкальск (rashit.yahin@usa.net). Они без мотора в море не выходят и нам не советовали.
Наш маршрут проходил по северной части озера вдоль его западного берега от города Северобайкальск до острова Ольхон, хотя было желание пройти весь Байкал до пос. Листвянка. Начальная точка была выбрана из тех соображений, что ветер Верховик, наиболее устойчивый и сильный, дует с севера на юг. Таким образом, мы рассчитывали на попутный ветер. Однако как оказалось впоследствии Верховик действительно сильный ветер, но дует обычно не более двух дней. Основной же ветер у нас на маршруте был Култук, он дует в обратном направлении с юга, обычно слабый, приносит туман и дожди.
Северная часть Байкала, по нашим представлениям, наиболее интересна. Здесь самые высокие в Прибайкалье хребты вплотную подходят к берегу, с воды открываются потрясающие виды гор. Населенка практически отсутствует, полный автоном на маршруте. Вековая нетронутая тайга.
Оба берега Байкала на большом протяжении заняты заповедниками Байкало-Ленским и Баргузинским. Встреча с егерями обычно не приносит ничего хорошего. Однако нам удалось договориться без денег.
Длина — 5 м
Ширина — 2,2 м
Диаметр поплавков — max 0,5 м
Грот типа «Стриж» — 7,5 м2
Основной стаксель — 4 м2
Штормовой стаксель — 2 м2
Высота мачты — 6 м
Центральный шверт на тросиковых растяжках — 1400 х 300 х 45 мм
Вес — 90 кг
Мы строили катамаран вдвоем, в нашем распоряжении был гараж и самые примитивные инструменты. Потратили около 12 тыс. руб. на материалы и 3 месяца по вечерам и выходным очень интересной творческой работы. Однако были такие моменты, когда казалось, что просто не возможно создать достаточно надежное судно при таких ограничениях на вес и габаритные размеры в разобранном упакованном состоянии. Но все же получилось. К сожалению, не удалось выбраться на регаты, поэтому ходовые качества нашего катамарана в сравнении с другими судами мы не оценивали.
Летом каждые выходные выезжали на окрестные водоемы испытывать конструкцию, тренироваться в управлении. Каждый раз у нас что-нибудь ломалось, но мы нисколько не расстраивались, любая поломка на испытаниях давала нам информацию о надежности того или иного узла, поэтому мы даже специально старались сломать все, что может сломаться. В результате доработали конструкцию, и на Байкале серьезных поломок у нас не было.
Испытания показали, что самое слабое место – это шверт и узел его крепления к поперечной балке. Мы сломали несколько швертов, пока не пришли к оптимальным размерам и конструкции его крепления. Если кому-то из читающих предстоит строить парусный катамаран, обращайтесь за советом, потому что в книге Перегудова конструкция центрального шверта не описана, а шверты, выполненные нами по чертежам из других источников (см. Успенские В.Н. и М.Н. «Снаряжение туриста-водника»), приказали долго жить. Преимущества центрального шверта по сравнению с двумя боковыми шверцами очевидны (меньше индуктивные потери из-за большего удлинения, меньше лобовое сопротивление, меньше вес и др.).
Есть и другие отличия от конструкции Перегудова:
Дата | Время выхода |
Погодные условия в середине дня |
Место стоянки | Время остановки на ночлег | Ходовое | Пройдено | Средняя | ||
Облачность | Ветер | Волна | |||||||
15.08.03 | - | переменная | С | 1,5 м | г. Северо-байкальск, стапель | - | - |
- | - |
16.08.03 | - | ясно | С | 1,5 м |
г. Северо-байкальск, стапель | - | - | - | - |
17.08.03 | 14.00 | переменная, туман | Ю |
нет | Устье реки Слюдянка | 20.00 | 6 час | 20 км |
3,3 км/ч |
18.08.03 | 12.45 | переменная, туман | Ю | нет | село Байкальское, устье реки Рель | 17.30 |
5 час | 18 км | 3,6 км/ч |
19.08.03 | 12.00 | ясно, туман | Ю |
нет | Избушка за мысом Красный Яр | 17.30 | 5,5 час |
17 км | 3,1 км/ч |
20.08.03 | 11.20 | ясно | С | 1 м |
Стоянка «Татарниково русло» | 21.00 | 6,5 час | 30 км | 4,6 км/ч |
21.08.03 | 11.00 | ясно | С | 1,5 м |
Избушка на мысе Хибелен | 21.00 | 8,5 час | 38 км |
4,5 км/ч |
22.08.03 | 11.30 | ясно | переменный до 3 баллов |
нет | Избушка на мысе Северный Кедровый | 21.30 | 10 час |
30 км | 3 км/ч |
23.08.03 | 12.30 | пасмурно, туман | штиль | 0,5 м |
Мыс Заворотный | 18.00 | 5 час | 20 км | 4 км/ч |
24.08.03 | 11.00 | переменная | переменный до 3 баллов | нет | Мыс Шартлай | 22.10 | 11 часов | 48 км | 4,4 км/ч |
25.08.03 | 13.30 | переменная | С | 1 м | Поселок Кочериково | 18.00 | 11 часов | 34 км | 3,1 км/ч |
26.08.03 | 12.00 | ясно | В | нет |
Мыс Калтыгей | 19.00 | 7 часов | 30 км | 4,3 км/ч |
27.08.03 | 11.15 | ясно | переменный |
1 м | 5 км после мыса Хобой | 16.00 | 5 часов | 25 км |
5 км/ч |
28.08.03 | 12.30 | ясно | штиль | нет | 2 км после пос. Песчаная (м. Нюрганский) | 18.30 | 3 часа | 17 км |
5,7 км/ч |
29.08.03 | -- | ясно | штиль | нет | дневка | -- | -- | -- | -- |
30.08.03 | 10.00 | ясно | Ю |
0,5 | пос. Хужир | 16.00 | 4 часа | 18 км | 4,7 км/ч |
Итого |
|
|
|
|
|
| 87,5 часов | 345 км | 3,9 км/ч |
Приехали в Северобайкальск поездом № 71 Иркутск – Северобайкальск (ехали с пересадкой в Тайшете) в 8 утра по местному. Шел мелкий дождь. Вышли на берег Байкала прямо напротив вокзала (10 мин ходьбы). Здесь расположен городской пляж. Впервые увидели свою мечту – Байкал. Дикий восторг. Красот-а-а-а-а!!!. По воде стелится очень необычный туман, он клубится и этим похож на облака. Днем стало тепло и солнечно, подул северный ветер, туман рассеялся. Разбили лагерь на высоком обрывистом берегу в лиственничном лесу. Рядом с нами стоит несколько туристских групп, в основном горники. Я сходил в яхт-клуб, который расположен в бухте Курла примерно в 2 км на север от города. Там же находится порт. В яхт-клубе мне сообщили, что 6 августа был сильный шторм. По всему Байкалу не вернулось 6 рыбацких лодок (около 50 человек). На 16 августа, т.е. на завтра, передали штормовое предупреждение. Очень хорошо, будет возможность оценить силу Байкала еще на берегу.
16.08.2003 суббота
С утра сильный северный ветер 8 баллов, ясно. На воде волны с барашками. Как подумаешь, что нам по такому идти, становится страшно. Весь день собираем катамаран. Закупили продукты на 20 дней. В городе есть небольшой рынок. Цены довольно высокие. Купили копченого омуля. Очень необычная вкусная рыба, водится только в Байкале.
17.08.2003 воскресенье
От вчерашнего шторма осталась только небольшая волна. Ветра нет. Утром позвонили с телеграфа нашим друзьям в г. Пермь. Предупредили, что выходим на маршрут, контрольный срок 04.09.2003. Надеемся, что обойдется без спасательных операций. Связи с людьми у нас на маршруте не будет, ни рации, ни мобильников не имеем. Приходится рассчитывать только на себя.
Доделали катамаран, срубили несколько лиственниц на палубу. Пришло время ставить судно на воду. До воды от места нашей стоянки около 200 м. Для нас троих катамаран оказался неподъемным. Попросили помощи туристов, стоящих рядом с нами. Вчетвером спустили катамаран к воде на пляж. Тут же нас окружила толпа любопытствующих. Видимо подобные суда они видят не часто. Стараемся спокойно и доходчиво отвечать на порою нелепые вопросы. Многие сомневаются, что мы далеко уйдем «на этом», пугают Горной (это ветер такой). Спокойно, надо верить в себя, говорим мы. Вперед на встречу неизвестности. Выходим в море.
Однако выход в море получился не очень эффектным. Ветер задувал с юга, т.е. в морду, да к тому же очень слабо. Идем еле-еле. Облачно, по воде стелется туман, рассеивается и снова появляется. Вышли в 14.00. Часа через два подуло посильнее, и мы довольно весело пошли в лавировку. Обогнули мыс Тыя.
Ближе к вечеру видели очень необычную картину. Мы шли примерно в километре от берега. Из одного распадка начало расти прямо на нас огромное плотное облако. Оно возникло на наших глазах и за несколько минут вытянулось от распадка в сторону моря примерно на 2 км. Его как будто выдувало из распадка, там оно было плотнее, а в сторону моря плотность облака уменьшалась. Затем рядом с этим облаком и параллельно ему из той же долины начало расти второе такое же облако. Мы перепугались, решили, что это Горная, но через некоторое время оба облака рассеялись.
Остановились за устьем реки Слюдянка в 20.00 прошли 20 км.
18.08.2003 понедельник
Утром связали уключины из подручных средств, сделали два распашных весла (по одному на каждый борт). Вышли в 12.45. Ветер слабый южный. Стелется туман. Прошли остров Богучан. 15.00 ветер стих. Гребли до села Байкальское. Идея с распашными веслами оказалась удачной. Не упираясь, вдвоем на веслах мы шли со скоростью 4 км/ч. Пришли в Байкальское в 17.30. Село большое, есть магазин, аптека, церковь. Цены в магазине бешенные. Зашли в устье реки Рель, встали на ночевку. Прошли 20 км.
19.08.2003 вторник
Утром Дима пытался рыбачить на спиннинг. Не удачно. После этого он объявил, что в Байкале рыбы нет, и к спиннингу больше не прикасался. Обнаружили, что в аптечке нет антибиотиков. Сходили в аптеку в Байкальское. Вовремя, ведь следующий поселок Онгурен только через 200 км. Вышли в 12.00, ветер слабый встречный южный. С утра туман и в тоже время солнце. Мы не можем понять, как это происходит. Весь день очень плотный туман лежит на воде. Высота тумана около 20 м, над ним ясное солнечное небо. Очень не приятно весь день торчать в этой хмари, зная, что двадцатью метрами выше светит солнце. В 17 часов ветер стих. Гребли до зимовья на мысе Красный Яр. Здесь стоят две избушки. В одной из них мы остановились. В другой встретили местных из Байкальского. Муж с женой, обоим около 50 лет. Они здесь косят сено, рыбачат и охотятся. Познакомились. Оказались очень гостеприимные и общительные люди. Предложили рыбу сорогу по 10 руб/кг. Правда весов у них не было, поэтому килограмм они считали как 10 рыб, хотя каждая тянула на 200 – 300 грамм. Вечером я пошел к ним за рыбой. Очень долго меня не отпускали, спрашивали, рассказывали сами, жаловались, как и везде на несправедливость и на тяжелую жизнь. Рассказали, как ставят сети. Оказывается рыба в Байкале в основном на глубине, и поэтому сеть они на грузах опускают на дно. Но когда речь зашла о политике, а затем и о Сталине и о Ленине, я понял, что пора уходить. Напоследок предупредили, что поскольку этим летом в горах горели леса, медведям на верху кормиться нечем и они спустились к берегу Байкала.
20.08.2003 среда
Утром мне пришлось еще раз сходить к нашим соседям. При осмотре катамарана, оказалось, что сорвало резьбу гайки на шпрюйте, а запасную не взяли. Одну гайку хозяин мне нашел в своих зап. частях, однако на этом не успокоился, сказал, что мне обязательно нужна запасная. Вторую гайку он нашел только в конструкции своей косилки, и уже принялся выкручивать, но жена его вовремя остановила, резонно заметив, что им нечем будет косить. Как я не отказывался, они надавали мне еще килограмм 7 свежей рыбы, на этот раз совершенно бесплатно и мы распрощались.
Всю ночь дул верховик (сильный северный ветер). Разогнал волну около 1 м с барашками. Утром ветер 5 баллов, ясно. Наши новые знакомые сказали, что в такую погоду на своей моторке они не выходят. Нам предстоит первое испытание. Мы зарифили грот и поставили штормовой стаксель. Вышли в 11.20. На попутном ветре за 1,5 часа прошли 15 км до санатория на мысе Котельниковский. Не доходя 2 км до санатория ветер стих, шли на веслах. Перед мысом Котельниковский расположены самые горячие в России источники (86 С). Строится курорт, красивые коттеджи, через год планируют закончить. Рядом в лесу несколько палаток туристов. Когда мы зачалились, к нам подошли туристы из Чехии. Они снимали документальный фильм о Байкале, а теперь не могут выбраться отсюда и уже три дня ждут катер до села Байкальского. Они сообщили нам, что ракета Иркутск – Северобайкальск ходит 2 раза в неделю. Отправление из Иркутска вторник и пятница. В Северобайкальске стоит 2 дня и идет обратно. В промежуточные порты типа Котельниковского, видимо, не заходит.
На каменистом пляже прямо на берегу Байкала выкопаны ямы, на дне которых бьют горячие источники. Вода источников смешивается с водой Байкала, и приобретает вполне терпимую температуру. Причем в каждой яме температура воды разная. В одну из них было невозможно войти. Купание в этих ваннах – это верх блаженства. Ну, кто не мечтает посреди похода о горячей ванне, а к тому же с лечебной водой?
Познакомились со строителями, взяли у них запасную гайку на шпрюйт. Они рассказали, что район Байкала сейсмически активный. Сейсмографы регистрируют в день в среднем по 3-4 толчка. Уже после похода мы узнали в новостях, что в сентябре в районе Северобайкальска было сильное землетрясение (7 баллов).
Вышли из санатория в 16.00. Ветра практически нет, волна улеглась. Как только обогнули мыс Котельниковский ветер усилился до 2 баллов. Примерно в километре от мыса видели избушку. В 19 часов ветер стих. К 21.00 на веслах дошли до оборудованной стоянки «Татарниково русло», которая находится между губой Хары и губой Болсодей в устье сухой каменной реки.
21.08.2003 четверг
Утром ветра нет. Часов в 10 начал задувать Верховик. Вышли в 11.00. Дошли до мыса Мужинай за час (около 10 км). Волна больше, чем вчера, примерно 1,5 м. Отдельные волны заливают палубу. Ветер 6 баллов. Шли под одним не зарифленным гротом. За Котельниковским высокие горные хребты вплотную подошли к озеру. За мысом Мужинай стоит изба, возле которой пасется табун лошадей. В 14 часов ветер стал стихать. В 15.00 дошли до мыса Большая Коса. С непривычки нас сильно мутит от такой болтанки, поэтому обедали на берегу. В 17.00 дошли до избушки за мысом Большая Коса, возле избушки памятник погибшему рыбаку. Идем дальше. Ветер слабый. В 20.00 дошли до мыса Малая Коса. Зачалились, искали стоянку. На берегу обнаружили свежие медвежьи следы. Решили, что такого соседства нам не надо и пошли дальше. Ветра нет. За час на веслах прошли около 5 км до мыса Хибелен. Здесь в устье горной речки стоит избушка, в которой мы заночевали.
22.08.2003 пятница
Утром ветра нет, жарко, солнечно. В 10 часов слабо потянуло с севера. Занимаемся ремонтом катамарана. На вчерашней волне выбило две скрутки на раме. Вышли в 11.30. Ветер 2 балла северный, в 12.30 сменился на южный, встречный такой же силы. На мысе Б. Черемшаный несколько избушек, возле одной стоит мотоцикл. Очевидно это северный кордон Байкало-Ленского заповедника. По понятным соображениям мы взяли подальше в море и, похоже, остались незамеченными. Под вечер ветер усилился примерно до 3 баллов. 21.30 остановились в избушке на мысе Северный Кедровый. На горизонте появился п-ов Святой Нос.
23.08.2003 суббота
Утром пасмурно, ветра нет, волна до 1 м. Вышли в 12.30 при слабом южном ветре. Весь день густой туман. Идем по компасу, изредка проглядывают сквозь туман прибрежные горы. После обеда ветра нет, грябаем до мыса Заворотный. Время в тумане летит как-то особенно быстро. День прошел как одна минута, даже не заметили, что наступил вечер. Видимо такое ощущение складывается из-за того, что свет в тумане рассеян и кажется, что весь день пасмурное утро. За мысом Заворотный поселок. На карте разглядели несколько дорог, уходящих от поселка в горы и там неожиданно заканчивающихся. Видимо здесь какие-то рудники. Кроме того, судя по карте, небольшой участок берега возле поселка Заворотный не принадлежит заповеднику. Мы встали в 18.00 перед поселком в лесу. Прошли 20 км.
24.08.2003 воскресенье
Утром туман. Волна 0,5 м. Ветра нет. Вышли в 11.00. ветер переменный, туман после обеда рассеялся. Вечером задул северный ветер 3 балла. Прошли красивый скалистый мыс Сохон – Морин. На мысе Покойники поселок Солнечный и кордон Байкало–Ленского заповедника. Уже за кордоном в 20 часов к нам подошла моторная лодка с инспектором заповедника. Он сообщил, что побережье в этих местах принадлежит территории заповедника, и, если мы намерены останавливаться на ночевку, то необходимо оформить у него разрешение по 50 руб. за человека. Мы предложили обойтись без формальностей, на что он, к нашему удивлению сразу же согласился с условием, что мы за сегодня пройдем еще 10 км и остановимся в избушке на мысе Шартлай, а завтра уйдем за южный кордон, который находится в 38 км от мыса Покойники. В случае встречи с инспекторами южного кордона мы должны сказать, что ночевали в Заворотном (там нет заповедника) и за день уйдем за южный кордон, т.е. выйдем из заповедника. Надо сказать, что заповедник не распространяется на прибрежную зону самого озера Байкал, а, следовательно, по Байкалу идти можно, но приставать к берегу нельзя.
В начале одиннадцатого уже в сумерках подошли на веслах к мысу Шартлай. В кромешной тьме с одним фонариком облазили весь мыс в поисках избы. Безуспешно. В темноте наткнулись на металлический шест, торчащий из земли, с табличкой «Осторожно радиация». И это в заповеднике! Стало жутко и неуютно от мысли, что придется ночевать на этом пустынном берегу по соседству с захоронением радиоактивных отходов. Ко всему еще в 12 часов поднялся сильный ветер с севера. Приготовили чай на костре из плавника. Решили палатку не ставить, ночевали прямо в поле под открытым небом.
25.08.2003 понедельник
Верховик дул всю ночь. Утром переменная облачность, ветер по-прежнему северный 4 балла. Посмотрев карту, обнаружили, что южнее мыса Шартлай Прибайкальский хребет значительно снижается и выполаживается. Здесь последняя высокая гора 2300 м и последняя наша возможность сходить в горы. Несмотря на предупреждения инспектора, с которым мы повстречались накануне, решили идти на восхождение. Однако, когда мы уже поднялись метров на 400, облака заволокли все вокруг. Дальнейшее движение вверх стало бессмысленным, и мы спустились к лагерю. Вышли на воду в 13.30 при северном ветре 4 балла. Через час ветер усилился до 6 баллов. Шли под одним гротом. На порывах стало страшновато, и перед мысом Рытый зачалились, чтобы зарифить грот. Прошли южный кордон без приключений. От мыса Кочериково до поселка Кочериково скальная стена, стоянок нет. В 17 часов ветер стих. В 18.00 встали на ночевку возле поселка Кочериково. Прошли за день 35 км.
26.08.2003 вторник
Вышли в 12.00. Ветер южный, слабый. Ясно. После обеда впервые на маршруте задул восточный ветер. Ура, наконец-то галфвинд. Видимо, это ветер с долины Баргузина. Прошли поселок Онгурен. Берега по-прежнему скалистые, горы стали ниже и положе. Встали в 19.00, не доходя 5 км до мыса Арал. Прошли 30 км.
27.08.2003 среда
Сегодня нам предстоит перейти пролив Малое море. От нашей стоянки до мыса Хобой, крайней северной точки острова Ольхон, 20 км открытой воды. С утра дует Верховик 5 баллов, ясно. Зарифили грот на берегу. Вышли в 11.15. Курс галфвинд, волна порядка 1 м бьет в борт. Через 1,5 часа ветер стих. Разрифили грот, поставили стаксель, не помогло, приходится грябать. В 14 часов задуло с мыса Хобой (восточный ветер 4 балла). В лавировку дошли до острова и в 5 км южнее мыса Хобой встали на ночевку в небольшой бухте с галечным пляжем. Берег острова в этом месте представляет собой крутой склон порядка 100 м с красивыми скалами белого и красного цвета. На склоне лиственничный лес, дров мало, выше на плато степь. Около нашей стоянки на берегу огромные мраморные камни настолько белые, что издалека их можно принять за глыбы льда. Ночевали без палатки, прямо на пляже. Вечером долго любовались закатом.
28.08.2003 четверг
Утром безуспешно пытался организовать нашу маленькую группу, чтобы пойти полазить по скалам. Благо снаряга есть, даже каски специально для этого тащили весь поход. Желающих не нашлось и пришлось мне прогуляться в одиночестве до скал, но лазить без страховки я побоялся. Поднялся на плато острова Ольхон. В этой части острова холмистая степь, и во все стороны открываются необъятные просторы Байкала, здесь самая широкая его часть. Ветра практически нет, однако я обратил внимание на то, что у мыса Хобой и за ним кругом видна рябь на воде, в то время как на Малом море зеркальная гладь. Должно быть противоположный берег острова более ветреный.
Вышли в 12.30. На море полный штиль, солнечно, жара. Я заявил, что наш катамаран не галера, грести отказался и принялся читать книгу. Тем более становилось очевидным, что дальше Ольхона мы уйти не успеваем, остается всего дня 4, после чего нам надо сходить с маршрута, а, следовательно, торопиться уже некуда. Диму такие рассуждения не устроили, ему очень хотелось куда-нибудь двигаться, по-видимому, даже без разницы куда, лишь бы не стоять на месте. Я напомнил его же слова о том, что со стихией, тем более морской, бороться бесполезно, что нужно ей подчиняться, что ко всему нужно относиться философски и так далее. За этими разговорами прошел час. На горизонте показалась моторка. Она подошла к нам. Оказалось, что это рыбнадзор. Двое здоровенных хмурых мужиков. Они поинтересовались нашим маршрутом, а мы попросили их взять нас на буксир, на что они и согласились. Наташа и Дима перешли в моторку, а я остался на руле. Надо сказать, что рыбнадзор живет на Байкале очень неплохо. На их моторке стояло 2 движка «Yamaha». Позже я видел такие же в магазине по цене 90 тыс. руб. На буксире мы прошли около 10 км. Не доходя до поселка Песчаная, рыбинспекторы увидели на берегу рыбаков и сказали, что им надо поработать. Мы поплелись на веслах дальше. Минут через двадцать они вернулись и привезли нам омуля около 10 кг и попросили только денег на пиво, мы дали 50 руб. Рыбинспекторы сказали, что рыбаки их боятся и не признают свои сети, и что они сами снимают рыбу с сетей. Вот этим и живут.
В 15 часов дошли до пос. Песчаная. Название вполне соответствует действительности. На месте поселка песчаный бархан. Жилых осталось только два дома, остальные засыпаны песком. Берега в этом месте лесистые (сосна, лиственница), а на месте поселка и вокруг него лес вырубили, почва ослабла, и ее унесло ветрами, остался только песок. В районе Малого моря бывает очень сильный ветер Сарма, разновидность Горной. Он дует с долины реки Сарма, которая обращена прямо на западное побережье Ольхона. Сарма сдувает растительность и почву с западного побережья Ольхона, а дальше этот ветер упирается в горный хребет, идущий вдоль Ольхона, и поэтому восточный берег Ольхона сплошь покрыт лесом, а западный – степь, да пустыня.
В Песчаной остановились сварить уху из свежего омуля. Я не смог долго ждать и съел несколько рыб сырыми, предварительно посолив и выждав минут пять. Объедение. Но самый вкусный омуль – копченый. На берегу много туристов-матрасников в основном из Иркутска. Многие фотографируются рядом с нашим катамараном. Мы преисполнены гордости за свое детище.
За Песчаной лес на берегу заканчивается, дальше дров не будет, поэтому мы решили заночевать последний раз в лесу. Встали в 2 км за поселком перед мысом Нюрганский в 18.30. Спали опять под открытым небом.
29.08.2003 пятница
Утром погода такая же как вчера. Штиль, жара. Делаем дневку. Загораем, купаемся, читаем книжки, гуляем по окрестностям. Ночуем без палатки.
30.08.2003 суббота
Вышли в 10.00. Ветер южный 2 балла, ясно. В 11 часов ветер стих, гребем. Да что это такое! Складывается впечатление, что в Малом Море ветра вообще не бывает. Эта гребля уже достала. Я не выдержал и выругался на погоду и на хозяина Байкала – духа, называемого бурятами Бурханом. Это было возле мыса Бурхан, который по преданиям является святым местом и домом бога Бурхана. Зря я погорячился. Не прошло и 10 мин. как погода стала резко меняться. Сначала пошла невысокая, но крутая встречная волна, хотя ветра еще не было. Через несколько минут поднялся сильный порывистый ветер с юго-запада 4 балла . Мы уже подумали, не Сарма ли это начинается, но решили не чалиться, а оторваться напоследок, тем более ветер прижимает к берегу и рядом конечный пункт нашего маршрута пос. Хужир. Лавируем. На горизонте с севера появилось марево, из чего сделали вывод, что идет фронт. На следующий день погода и в самом деле испортилась. Обогнули мыс Бурхан и в 16 час зачалились на небольшом галечниковом пляже на территории рыбзавода поселка Хужир. Южнее Хужира берег совершенно безжизненный, ни одного деревца, лишь степи, пески и скалы. Мы разобрали катамаран, просушились и заночевали на пляже. На проходной завода продается копченый омуль.
31.08.2003 воскресенье
До остановки автобуса на Иркутск от берега примерно 2 км. Автобус ходит ежедневно в 9.00 (утра), билет стоит 291 руб., за наш огромный багаж ничего не взяли. Время в пути около 7 часов. В 16 часов прибыли на автовокзал Иркутска. До ж/д вокзала ехать на автобусах с пересадками, что с нашим грузом (около 150 кг) довольно проблематично. Нам предложили такси за 500 руб., но немного побегав, мы нашли маршрутку ГАЗель всего за 120 руб. и на ней доехали до ж/д вокзала, а оттуда через полчаса отправились на поезде ДОМОЙ.
С погодой нам, можно сказать, повезло. За весь поход дождь был только в первый день, когда мы сошли с поезда. В основном было ясно. До нашего приезда в течение 2 недель шли дожди, а когда мы уезжали домой, опять пришел циклон. В начале лета по всей Сибири стояла жара, горели леса.
На всем протяжении от Северобайкальска до Онгурена для надувных судов особых проблем со стоянками нет. Через каждые 5-10 км напротив распадков в озеро вдаются низкие, конусообразные мысы с галечными косами, образованные выносами речек. На таких мысах часто расположены избушки, пригодные для ночевки. Южнее мыса Кочериковский берег на несколько десятков километров скалистый, мест для стоянки не много. На всем западном побережье Ольхона много бухт с галечниковыми и песчаными пляжами, однако, с дровами плохо.
На маршруте мы не встретили ни одного парусного судна, отчетов о парусных походах Байкалу тоже не много. Байкал незаслуженно обойден вниманием туристов-парусников.