Алексей Шматов
Если Вы пропустите это лирическое вступление, или прочитаете его выборочно, то потеряете не много.
Как в любой пьесе - ружьё, висящее на стене, в конце концов стреляет, так и в жизни - байдарка, лежащая в кладовке, собирается и отправляется в плаванье со своим хозяином. На этот раз планируем продолжить маршрут 2002 года по морям, как продолжение прошлогоднего. По Азовскому - начиная из пос. Безыменный вдоль берега против часовой стрелки, Керченский пролив. По морю Черному вокруг Крыма до города Одессы. Почему до Одессы? Это трудно понять, но интуиция подсказывает, что нужно плыть именно до Одессы (А не в Стамбул).
Действующие лица и исполнители: Шматовы Нина и Алексей, байдарка "Вуокса 3" доделанная и переделанная. Парус типа "Стриж", дополнительно стаксель, всего 5м.кв. Учитывая прошлогодние поломки, в конструкцию байдарки внесены изменения. Руль более мощный, площадь увеличена в 2.5 раза, рулевая коробка сделана надежней. Крепление румпеля изменено следующим образом: в верхней передней части рулевой коробки просверлил отверстие, в него впрессовывается румпель, немного длиннее и прочнее штатного, и стопорится сверху шурупом.
Трос управления креплю за руль и лишь пропускаю через отверстия в концах румпеля. Это позволяет снизить нагрузку на коробку руля, а румпель работает не на изгиб, а на сжатие. Хотелось поднять румпель немного от воды, так как при волнении он превращается в тормоз, но ничего практичного придумать не удалось. Разве только сплющить трубку для уменьшения сопротивления. Шверц, из-за ограниченных технических возможностей, сделал клёпаным со вставкой из дерева. Для плавности обводов по кромке между листами алюминия (под заклепки) поставил коническую вставку - Al полоску шириной 1,5 см с углом 10-12 градусов. Заклепки очень мягкие, и получилось все идеально.
Мачту соорудил из ручек от армейских носилок, очень прочная. Шарниры шпангоутов, вместо сломанных пластмассовых, отлил из алюминия вместе с рычагами как одно целое, немного тяжелые, но прочные. Лодка с неподкачанными бортами собирается легко и без рычагов. А повторить заводскую конструкцию замков в металле дома очень сложно. Поплавки за зиму погрызли мышки, пришлось изрядно поклеить. Желательно их хранить подкачанными в подвешенном положении.
Подготовку начали с февраля месяца. По срокам мы не лимитированы; учитывая опыт предшествующих походов, отправление наметили на июль, но похолодание несколько отодвинуло час икс. Купили новую палатку на дугах. Вес 3 кг, я не уверен, что она практичнее, но эстетичнее.
Началось все через... (мягко говоря - наоборот). Решили плыть из Одессы по побережью, Крым, Азовское море, пос. Безыменный. Так как мой свояк ехал отдыхать в Одессу и брался доставить нас тепленькими в точку старта условно бесплатно. Утром выехали из Харькова, и пожилой Рафик помчал нашу компашку к морю, вместе с сотнями других машин, везущих таких же не загорелых, измученных бытовыми и другими проблемами людей.
До Николаева доехали без приключений, но город встретил нас враждебно настроенным ж.д. переездом, на котором мы сломали рессору. Несколько часов творческой работы и попылили дальше на второй передаче с трубой вместо коренного листа... В полночь вышли на берег Черного моря между Южным и Коблево.
Купание, загорание, поход на рынок, дегустация вин, обустройство вигвама, купание, ныряние.
ОХ Уж очЕНь Невмеру вЫсокиЕ цены нас удивили. Дегустация пива и рыбы, поход на аттракционы, купание-купание. У рыбаков небольшой артели купил кильки, долго чистили и жарили, но быстро съели. Более опытные отдыхающие ловят мелкой сеткой креветок. Очень развита торговля с рук. Носят все.
Семечки, креветки, пиво, сигареты, пирожки и пр. пр. пр.
И, наконец, сборка тримарана, ремонт рессоры. Не обошлось без курьёза.
Мужики потащили варить рессору, а женщины ушли на пляж, оставив меня за сторожа. Привожу в порядок такелаж, и в какой-то момент замечаю парня сидящего на земле в пяти метрах от меня в позе йога, и буравящего меня гипнотическим взглядом. Я продолжаю свою работу, десять, двадцать, сорок минут - немое созерцание! Замыкаю машину, проверяю - магнитофон на месте, вещи вроде все целы. Когда через часа полтора пришли мои друзья показал им этого кашпировского.
|
Мне племянники объяснили что душа этого чувака на время отделилась от тела и где-то летает, а тело сидит и смотрит на нас, но ничего не видит. Тело это исчезло так же незаметно, как и появилось. Так состоялось моё первое знакомство с наркоманом. Жутковато. Уж лучше испить замечательного Крымского вина, а в Коблево вина замечательные, и недорогие. Ребята, не становитесь наркоманами.
Прощальный бал. Песни у костра, злоупотребление спиртными напитками.
Молодежь, повинуясь инстинктам, ушла на диско, а мы - спать.
Рано утром байдарка спущена на воду, вещи уложены, попутный ветер вселяет оптимизм и уверенность. Недолгие проводы и началось то, ради чего мы сюда приехали. Первый день комом. Вернулся километра четыре за картами, которые изучал накануне в автомобиле, а они оказались на дне сумки в лодке.
Хотя я не верю в приметы, но это возвращение и стало причиной последующих злоключений. Повторные проводы и поехали. Море спокойное. Народу много.
Мешают всякого рода развлекательные средства, носящиеся взад-вперед перед лодкой. Каждый считает своим долгом круто развернутся, и обдать нас водой, а мы и не обижаемся. А может, это мы им мешаем? Взять мористее не позволяет ветер. Вскоре ветер поменялся на встречный, и мы причалили на мысе Карабуш, место не очень людное.
Перекус, купание-загорание. Вода мутноватая. Увлекшись, не заметили, что ветер давно попутный и надо двигать дальше. Увидели дельфина, проплыл далековато от берега. Дошли до острова Березань. Небольшой островок, берега высокие, старый причал и метров сто песчаного берега пригодного для остановки. Взобравшись на почти отвесную стену, обнаружил туриков и гида рассматривающих руины зенитной батареи, прославившейся в годы войны. Вид покореженного метала наводит страх, жарковато здесь было. А рядом Киевские археологи раскапывают остатки очень древнего жилища. Не стал донимать их расспросами, им и без меня достается. Забыл упомянуть памятник, не знаю кому, не дошел. Высокий шпиль на краю острова.
Прошли 20 км.
Проснулись рано. Смелые, огромные птицы подходят совсем близко, можно погладить. Попили чай и поплыли дальше. Направление на Тендровскую косу. До нее 25 км. С острова увидеть ее не удалось, поэтому идем на 160 градусов.
Ветер восточный. С 11 часов полный штиль. Болтаемся среди моря в задумчивом состоянии около часа. Веслами махать лень, ждем ветра. Вода очень холодная.
Изредка впереди проходят корабли. Около 14 часов слева удалось разглядеть тоненькую палочку, похожую на буй. Взяли курс на нее. Несколько дельфинов прошли мимо. Ветер слабый, еле ползем. В 18.00 нос коснулся берега. Не учел боковой дрейф лодки или течение, поэтому нас унесло сильно на запад. Коса - безжизненная масса песка, несколько деревьев, маяк, работающий в автоматическом режиме. Немного дальше в бинокль разглядел здания и антенны.
Металлические коробки побитые пулями дают предположить что это военная часть. Понырял, ничего интересного.
Прошли 34 км. Всего 54 км.
Ночью и с утра сильный ветер NORD. Несмотря на волны, решили двигаться дальше вдоль Тендровской косы. Сразу же вклинились в караван яхт численностью около 15 штук, двигавшихся в попутном направлении. В неравной борьбе прошли с ними до 14.00. По мере продвижения забирали все восточнее, пока не пошли точно на восток. После того как последняя яхта нас обогнала, и юнга показал нам оттопыренный средний палец (на морском жаргоне наверно - всего хорошего) мы приуныли.
Был бы у нас спинакер квадратов на десять, и тогда на полном курсе посмотрел бы я на этих задавак. Настроение нам подняли дельфины, во множественном числе сопровождавшие нас около часа. Такой цирк устроили. Было страшновато. Очень крупные особи выбрасывались возле самой лодки. Но мысль о том, что дельфины не едят людей, нас успокаивала.
Достал фотоаппарат, попытался заснять это чудо. Но сделать мало-мальски удачный снимок не удалось. Предугадать, где взлетит следующий дельфин невозможно, поэтому на всех кадрах завершающая фаза полета. А так хотелось запечатлеть его улыбку и глаз как большая пуговица.
На берегу увидели логово браконьеров: снасти, одеяла, спальники. Спальники очень хорошие, но меняться не стал, жизнь дороже. Остановились на острове Тендровская коса.
Прошли 61 км. Всего 115км.
Позвонил домой. Все нормально. Мобильный работает, для экономии аккумулятора - выключаю. Дошли до Зализного Порта. Музыка, моторки, мотоциклы, дельтапланы. Народные массы напитуются морем и солнцем. Самые продвинутые не обременяют себя купальниками. Прошли сторонкой пляж. Стали поодаль. Сходил по хлеб и запасся водой. Целый поселок домиков для отдыхающих, очень неплохо. Дальше по ходу догнала нас большая яхта, подошла вплотную, выровняла ход. Расспросили откуда, куда, интересовались дельфинами. Мы, соскучившиеся по общению, с радостью поболтали.
- Семь футов под килем!
- Нам это не особо и нужно.
В 16.00 шквал, дождь. Наспех мы тормознулись возле оз. Устричное, перекусили. Обнаружилась пропажа любимого ножа, купленного в Москве за 15 баксов. Он был вытрушен женой из палатки вместе с песком. Но зато компас утонул, выпав из мелкого кармана моей куртки.
Прошли 27 км. Всего 142 км.
День отдыха. Немного прошли и остановились на косе за Лазурным. Купались, сварили кашу. Пустынная коса понемногу начала заполнятся людьми. Это обстоятельство нас угнетало. Живописный берег к полудню превратился в базар.
Устали разъяснять, что мы за деньги никого не катаем, откуда, куда, зачем, кто.
Первый - Мальчик не трогай лодку рукамы, вона ж рызынова! О!
Второй - Я тут таких бычков ножом бац, пополам. Камбалу ножом чик, и в сумку. Крабов хап, хап и иду с ведром крабов, сумка тяготит плече, все на меня смотрят...
Одел я маску, понырял - пусто. Наверное, всех перерезал удалой рыбак, а может и соврал?
Прошли дальше. Встречным курсом по берегу прошли люди с рюкзаками.
Подозрительные тучи вынудили остановится на о.Джарылгач, возле старого маяка. На самом деле это не остров, так как пролив обозначенный на карте теперь - суша. Небольшой вагончик со следами пребывания людей. Не отказал себе в удовольствии залезть на маяк и осмотреть даль. Красота! Но маяк ржавый, некоторые элементы отваливаются от прикосновения. Вниз тяжелее, не знаешь куда ступать. Снимите меня отсюда, я отдам...
Поставили палатку. Шторм налетел неожиданно и порядочной силы. Рядом выбросились на берег пять моторок, люди ломанулись в вагончик. Обильный дождь подтвердил мои опасения по поводу качества нашей палатки. Качество ткани и покрой не оставляют шансов сохранить хотя бы несколько сухих вещей.
Потому позже в таких ситуациях мы просто не вытаскивали вещи из гермоупаковок.
Прошли 28 км. Всего 170 км.
Прошли вдоль острова почти до конца. В 12.00 взяли курс через Каркинитский залив на Крым, ветер благоприятный, идем полным курсом. При наличии компаса можно было попробовать попасть на мыс Песчаный, а так шли по солнцу на ЮГ, только бы не промазать мимо Крыма (не знаю турецкого языка). На несколько часов берега исчезли из поля зрения. Вода холодная. Жутковато. Волны огромные. Немного воды попадает в лодку, приходится вычерпывать.
Приспособился держать лодку между волнами или на гребне, так лучше. Шли на одном парусе. Скорость захватывает. Весло лежащее спереди сползло в воду и струей оторвало лопасть, сломалось как спичка, я еле успел ее подхватить на борт. На ум приходят грустные мысли. Спасжилет конечно не даст утонуть, но долго продержаться в такой холодной воде трудно. Только бы не подвела лодка.
Мачта и парус - надежные, а как лодка? Не переломается ли она, пополам попав между валами или при порыве ветра? Вспомнилось, что нужно было ввести слабое звено (сигнальное) на оттяжках, но поздно. Зарифить парус не могу, а ветер все крепчает. Выпустить хоть на миг руль - сто процентов оверкиль. Заныла жена - ей холодно сидеть в воде, и хочется домой. Кому суждено умереть от водки - тот не утонет.
Время от времени волна накрывает лодку, и пара ведер заливается внутрь.
Выручает котелок от "Шмеля". Сколько времени мы боролись со стихией, сказать трудно. Воистину говорят, кто в море не бывал, тот в бога не веровал.
Сначала успокоились, так как ничего не ломалось, и ветер не усиливался.
Научился маневрировать от волны. Лодку ставил так, что волна поднимала сначала поплавок, а потом лодка относительно плавно переходила на гребень.
Но были и неправильные волны, против которых такой прием не срабатывал. Вот тут и вспомнишь девятый вал. Постепенно ветер ослаб, но все еще резво гнал нас неизвестно куда. Ориентируясь по солнцу, я уже не был уверен в правильности курса, и потому перестраховавшись, взял немного левее.
Появление берега - волнующий момент. Темная, размытая полоска на горизонте, с трудом узнаваемый кусочек суши, со временем превращающийся из миража в осязаемый берег. Бинокль залило водой, ничего не видно. На мыс не попали, подошли несколько южнее, в районе пос. Северное. Волнение у берега сносное.
Небольшая группа людей, стоящих лагерем на берегу, помогли нам вытащить лодку. Они давно нас заметили и переживали за нас. Позже накормили, напоили.
Ах, эти бесконечные разговоры за рюмкой доброго вина. Пол-Украины представлено в этих шести палатках. Борисполь, Сумы, Запорожье, Чернигов, а проблемы везде одни: налоги, земля, гаишники. Но много и хорошего. Наутро мы прощались как давнишние друзья. Это был самый тяжелый переход. Не советую повторять, и сам больше не буду. Малейшая поломка и...
Прошли 54 км. Всего 224 км.
С попутным ветром начался новый день. Обошли рыбацкие сети с какими-то вышками. Трос плохо заметный, натянут далеко в сторону моря, плавно уходит под воду. По спокойному морю дошли до Межводного. Небольшой поселок с санаторием (или домом отдыха), базар, многочисленные магазины. Цены вполне приемлемые. Дешевле Харьковских. Запаслись основательно продуктами, (сходил два раза на базар) и пошли дальше. Но посреди пролива ветер почти затих, и мы на всех парусах стояли на месте. Через некоторое время с тыла зашла огромная черная туча. Пришлось вспомнить, как работают веслами, но и ветер понемногу усилился. В авральном порядке пришлось швартоваться, ставить палатку. Но дождь прошел стороной.
Стоим у старой наблюдательной пограничной вышки, позади нас какой-то порт.
|
Потребляем витамины находящиеся в фруктах и овощах созревших под щедрым южным солнцем. Песчаный пляж, трава. Вода очень чистая, много рыбы и крабов.
В сторону моря дно обрывистое. Под водой очень красиво. Увлекшись ухожу далеко. Возвращаясь назад по берегу, встречаю заплаканную жену!?
- Я думала, ты утонул, смотрю, нигде нет.
- Как я могу утонуть сегодня, если я не утонул вчера? Не дождетесь мадам!
Наверное, вчерашний стресс дает о себе знать. Я хоть под вечер расслабился, а она не пила. Вот еще один пример о пользе спиртных напитков.
Прошли 26 км. Всего 250.
Ветер слабый, попутный. Берег скалистый. В редких низинах, где есть подход к воде, огромное скопище машин, палаток и людей в них обитающих. В нескольких местах видны пещеры и группы аквалангистов их изучающие. Вертолет размеренно летает взад-вперед. Остановились перекусить на крохотном пляжике. Поговорил с подъехавшим искупаться аборигеном. Узнал, что много браконьеров ловят рыбу, дельфинов. Он находил дельфинов с распоротым брюхом... Неужели есть такие люди? Дальше берег все выше. Несколько человек собирают водоросли в мешки. Позже узнал, что из них делают йод. Обходим рыбацкие вышки с натянутыми тросами. Небольшое встречное течение.
К вечеру дошли до п. Оленевка. Палатку поставили недалеко от забора огораживающего маяк. Забор, как и положено, расписан любителями назаборных росписей (не вспомню как называют таких людей). Место хорошее, песчаный берег залива, удобно подъехать машиной. К вечеру шквал и сильный дождь. Все вещи промокли.
Забросил сеточку прямо напротив палатки.
Прошли 40 км. Всего 290 км.
|
Утро началось с просушки вещей. В сетку попалось пять скорпен и бычок. В 11.00 двинулись дальше. Красивый старый маяк Тарханкута провожает нас. Но нам долго не удаётся обойти мыс, встречный ветер, течение то и дело отбрасывают нас назад. Мыс оправдывает своё название Тарханкут - Чёртов Угол. Только после того как вышли далеко в море, удалось набрать ход. Много аквалангистов изучают глубины, вода здесь самая чистая. Крутые берега постепенно сменились пологими. Вдалеке виднеются развалины каких-то строений. Много автобусов с отдыхающими. Ветер усиливается, скорость приличная. Берег стал глинистым. Вдалеке виднеется ветроэлектростанция.
Множество генераторов, среди которых один особенно большой. Вращается медленно, величаво. Ветер не постоянный. Решили причалить возле пос. Марьино.
Выбрали берег пониже - чтобы не раздавило оползнем, поставили палатку на гальке, песочка не нашлось. В поселке есть магазины, пляж. Прикупил продуктов, очень дешевые персики продают прямо с дерева. Подзарядил телефон и насладился пивом одновременно, связь есть. Местные ребята накидали сеток, и я бросил свой скромный кусочек. Вода прозрачная, но большой рыбы не видать.
Прошли 26 км. Всего 316.
Проснулись поздно. Сетей нет. Хотелось бы посмотреть, что ловят специалисты.
Одна моя сиротливо скрутилась к берегу. Около десятка скорпен придали нам работы, кто их чистил, тот знает. Пожарили. Вкусовые качества этой рыбы вполне неплохие. До 12.00 купались, а после с попутным ветром вышли в море.
Справа на горизонте виднеется какая-то пиала. Думали корабль, а оказалось радиотелескоп Южного космического центра. Если бы я знал раньше, то можно было держать курс прямо на него. А так мы старались не отходить далеко от берега, теряли ветер и набирали лишние километры.
Шверц помогает держать курс, насколько можно помочь тримарану с круглыми поплавками из тезы. Для улучшения ходовых качеств форму поплавка необходимо усовершенствовать. Да и сами поплавки можно уменьшить. Только через пару часов легли на полный курс и ровный, крепкий ветер помчал нас дальше. Паруса бабочкой. Узкую перемычку отделяющую оз. Донузлав от моря (обозначенную на карте) не обнаружил, наверное, она отсутствует.
К различным аттракционам на берегу мы уже привикли, но на этот раз увидели нечто необыкновенное под названием КАЗАНТИП *. Очень сильная музыка, постройки напоминающие то ли древний театр, то ли декорации для съемок "Последнего героя". Позже узнал, что это территория любителей РЕВ музыки (в названии не уверен). Вход платный. В ходу наркотики. Причалили немного поодаль. Песчаный пляж, нудисты. Не стали задерживаться надолго, отправились дальше. Не доходя Викино остановились на пустынном пляже. 19.00.
Прошли 40 км. Всего 356.
|
Впервые в сеточку попалось несколько штук камбалы. Попытался поохотится с ружьем, но камбала настолько удачно маскируется в песке что увидеть ее очень трудно. Выдает ее лишь контур немного возвышающийся над уровнем дна. Засек несколько слишком маленьких. Зато удалось поймать большого краба.
Вышли в 11.00. Дошли до Заозерного, а там нас тормознули погранци.
Продержали до вечера, ввиду отсутствия начальства и, составив протокол, отпустили. Но запретили дальше передвигаться морем, ссылаясь на отсутствие разрешения и для нашей же безопасности. Какое необходимо разрешение и кто его должен дать - осталось для меня загадкой по сей день. Так бесславно закончилось мое путешествие вокруг Крыма. Почти облом. А как же люди плавают за границу, вокруг света???
Позвонил сыну - приедь за нами, мы приплыли. Поход не состоялся. А вы читали конституцию? Что там говорится о праве передвижения граждан? Не пущать, не дозволять - это по-нашему!
Прошли 15 км. Всего 370 км за 11 дней.
И еще два дня мы прожили на пляже. По соседству настоящие любители подводной охоты с гидрокостюмами и подводными фонарями из Запорожья. Несколько машин Белорусов. Незабываемые деньки. Все отличные ребята, может и встретимся еще.
1.Почти нормально отдохнули. Сломали весло, а лодка не подвела. Палатку одно из двух: или выбросить, или одно из двух.
2. На следующий год взять разрешение у пограничников и пройти таки вокруг Крыма!!! Настырные мы.
Алексей Шматов shmatov1@kharkov.ukrtel.net
Третий поход на байдарке по морю
* Собственно мыс Казантип с другой стороны, на Азове. Там в декорациях несостоявшейся Крымской АЭС бывает большой рок-фестиваль; видимо, филиал этого действа отпочковался на черноморский берег. Прим. Библиотекаря.