Трое в кате, не считая поклажи - 3.
Назад в Карелию!!!
Дневник похода трёх электрических чайников на парусном катамаране «Авось» по Выгозеру (Сегежский район республики Карелия).
Состав экипажа
1. Воробьёв Илья – 24 года, житель Нахабино, юрист.
2. Игнатьев Александр – 24 года, житель Нахабино, аспирант + программист.
3. Макорин Геннадий – 23 года, житель Москвы, юрист (в прошлом), в настоящее время проходит службу в рядах вооружённых сил РФ (лейтенант старшой), за добросовестное отношение к вопросам приготовления пищи получил почётное прозвище «Генокок».
Основное средство передвижения:
«Авось» - парусный катамаран «Альбатрос» (далее по тексту «катамаран» или «Авось»). Усовершенствования:
1) новые баллоны из ПВХ с более совершенными обводами, увеличенным объёмом, более длинные, чем штатные.
2) кокпит из ПВХ увеличенной площади;
3) дополнительная носовая балка;
4) транспортная сетка спереди;
5)
дюралевый рулевой узел с дополнительной кормовой балкой (по совместительству
запасным средним звеном мачты), более подробный материал тут:
http://gik.4life.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=58;
6) дюралевый двутавр запененный в среднее звено мачты;
7) усовершенствованная система проводки шверц - талей.
Отправление из Нахабино: 26 июня 2004 г.
Прибытие: 07 июля 2004 г.
Собственно пребывание на Выгозере: с 27 июня по 05 июля 2004 г.
№ п/п |
Переходы |
Пройденный путь (км.) |
|
Старт |
Финиш |
||
1 |
Ст. Сегежа |
П-ов напротив ж/д моста |
1 |
2 |
П-ов напротив ж/д моста |
О. Белая гора |
9,5 |
3 |
О. Белая гора |
О. Химпески |
25,5 |
4 |
О. Химпески |
О. Танг |
8 |
5 |
О. Танг |
О. «Горелый» |
16 |
6 |
О. «Горелый» |
О. без названия у пос. Валдай |
15 |
7 |
О. без названия у пос. Валдай |
О. без названия у о. Королиха |
25 |
8 |
О. без названия у о. Королиха |
О. Конгас |
19 |
9 |
О. Конгас |
Ст. Сегежа |
29 |
|
Всего: |
148 |
Общая характеристика.
После прошлогодней поездки на Кенозеро мы посчитали, что способны на более продолжительный маршрут, поэтому мы твёрдо решили, что в 2004 году точно выберемся в Карелию. Поначалу мы запланировали довольно-таки длительный поход по Кумскому и Княжегубскому водохранилищам. Вся зима прошла в совершенствовании материальной части, закупке снаряжения, планировании маршрута, изучении предполагаемого района плавания, но жизнь как всегда внесла свои коррективы. Из-за внезапно возникших трудностей по весне местом похода было избрано оз. Выгозеро, без какой либо предварительной программы и проработки маршрута. Единственным желанием было пройти от г. Сегежи до пос. Валдай и обратно.
С 1933 года Выгозеро, включенное в систему Беломорско-Балтийского канала, превратилось в водохранилище, причем уровень воды был поднят почти на 7 м. Общая площадь озера 1285 кв. км, длина 89,2 км, наибольшая ширина 23,5 км. На нем разбросано 529 островов. Берега извилистые, в основном каменисто-песчаные и каменистые, покрытые лесами, возвышенные в северной части озера и низкие в южной.
Спустя уже изрядный кусок времени можно с уверенностью сказать, что с погодой нам повезло, солнца было больше, чем дождей . Комаров, как и в прошлом году, было предостаточно, хотя иногда попадались стоянки, где их было относительно немного (или, может, мы просто привыкли ). Самым серьёзным испытанием, которое мы пережили, оказалась жуткая гроза, которую мы, к счастью, переждали на берегу, но даже там она произвела на нас неизгладимое впечатление. Вообще гроз было очень много, но мы в большинстве случаев уходили от них (правильнее было бы сказать, что это они нас стороной обходили ).
Единственное, что можно сказать с уверенностью, так это то, что наш экипаж - это сработавшаяся команда, т. к. за весь поход (как и за предыдущие два) не было ни одной ссоры или чего-то хоть отдалённо напоминающего ссору.
Первая половина дня прошла в беготне и суете, каждый член экипажа собирал личное барахло, постоянно звонили друг другу, выясняя различные технические вопросы.
После обеда Илюха с Саней, погрузив барахло, с катамараном на заранее заказанную газель и взяв в руки по банке пива, двинулись в сторону Ленинградского вокзала. В ту же сторону выдвинулись многочисленные провожающие и сочувствующие. На вокзал приехали за полтора часа до поезда, где, встретив провожающих, тут же запрягли их в переноску вещей к уже поданному на перрон составу.
Когда переноска вещей была завершена, на сцену появилось пиво, которое все начали тут же поглощать. Вскоре перрон заполнился другими пассажирами. Вокруг нас шумным табором расположилась куча каких-то детей с мольбертами и рюкзаками, так как сели они нам почти на голову, то стали сильно напрягать.
Но в это время двери открылись, и мы вместе с мужской частью провожающих, оттеснив детей, начали бодро забрасываться в поезд. Дети ломанулись следом и заняли почти весь вагон.
Вот чем мне всегда нравиться отъезд так это отсутствием проблем с местами в вагоне (мы заранее купили целое купе и разместились с большим комфортом).
И вот вагон наконец тронулся. В последний раз помахав в окно провожающим и распихав по купе всякую мелочёвку, мы достали домашние припасы, и сели за стол!!!
Генокок получил благодарность за тщательную подготовку, после того как достал две припасённые им бутылки водки, к ним мы прибавили фляжку коньяку.
Первая бутылка 0.75 разошлась влёт, веселье шло по нарастающей. Сбегали к проводнику в соседний вагон, затарились пивом, много говорили, потом выпили коньяк, ещё водки.
Дальше помню смутно. Вроде ещё раз бегали за пивом, ходили курить, о чём-то базарили, отбивались следящего за нами воспитателя соседей по вагону (тот боялся, что мы детей спаивать начнём ).
(переменная облачность, без осадков)
Сказать, что у нас с утра болела голова это ничего не сказать, не болела она только у Сани, который предусмотрительно лёг спать после первой бутылки водки. Добивала нас окончательно страшная духота в вагоне. Наше окно открыть было нельзя, так как здесь был аварийный выход.
В течение дня Илюха и Генокок несколько раз поклялись друг другу в том, что больше ни капли спиртного в рот не возьмут.
Малолетние соседи по вагону, которые уже успели нас окончательно достать, сошли в Петрозаводске, чему мы были несказанно рады.
В районе 18 – 30 поезд остановился на станции Сегежа, воду было видно прям с перрона!!!
В «таверне» незадолго до нашего отъезда появился некий Сергей, любитель парусов из Сегежи, хотел пойти с нами в поход на своём катамаране (Альбатрос, с какими-то жуткими усовершенствованиями), но за несколько дней до отъезда он перестал отвечать на почту, звонить по оставленному им телефонам особо не хотелось, в общем, на перроне он нас так и не встретил. Сергей, если ты читаешь этот отчёт, то знай, что мы ждали, что ты нас встретишь.
Шустро перетащились к берегу, начали собираться на не очень приятном бережке (много проволоки, плохой сход в воду и т.д.), мимо нас по дороге вдоль берега шёл народ, видимо с пляжа, с интересом нас разглядывая.
Спустя какое – то время вокруг к нам нагрянула толпа мелких цыганят, которые на разные голоса начали просить покушать, отдали им остатки сосисок и хлеба и попросили больше не приставать, цыганята смылись, но мы, тем не менее, усилили свою бдительность, и решили, что сваливать отсюда нужно как можно быстрее.
К 21 часу катамаран был собран, не перепаковываясь, мы погрузили на него своё барахло, и за 30 мин. перемахнули на другой берег пролива напротив станции ближе к ж/д мосту. Катамаран втащили на каменную плиту, место для палатки было найдено метрах в 20 вдоль по берегу на рыбацкой стоянке с прекрасным видом на Сегежский ЦБК (целлюлозно-бумажный комбинат), в начале вечера, когда ветер дул в нашу сторону со стороны ЦБК, на стоянке стоял отвратительный, ни на что не похожий запах, ближе к ночи ветер сменился и экологическая обстановка стала более благоприятной (хотя и далёкой от идеала ).
Надо заметить, что клятва более не пить была нарушена уже во время сборки катамарана, мы понемногу стали поглощать пиво. Вечером же была устроена вечеринка по поводу начала похода, в программе вечера были проведены следующие мероприятия:
а) приготовление и поедание шашлыков привезённых из г. Москвы;
б) стрельба по алюминиевым банкам из пневматического пистолета;
в) распитие пива, закупленного в г. Сегежа;
г) купание в Выгозере;
д) бегание по берегу от комаров.
Всю ночь Илюха боялся, что к нам подкрадутся цыганята и стырят катамаран с целью последующей сдачи рамы в пункт приёма цветного металла, слава Богу, этого не произошло .
(переменная облачность, чуть-чуть поморосило)
Утром обнаружили катамаран на месте, чему были очень рады.
Неспешно позавтракав, собрались и отчалили, за завтраком решили, что уезжать домой будем в пятницу 9 июля (разумеется, 2004 г.).
Около полудня причалили у вокзала, оставили Санька сторожить катамаран, заняв очередь в кассу, смотались в центр Города на рынок, закупили картошки, зелени, немного помидор, хлеба, и всякой другой мелочёвки.
Очередь наша подошла как раз перед обеденным перерывом, билеты взяли на 9 июля, все на боковых местах.
Покуда Илюха с Геной решали хозяйственные и транспортные вопросы, Саня сторожил катамаран, удобно расположившись на солнышке, на берегу, потягивая при этом пиво, «Авось» вызвал неподдельный интерес у аборигенов.
Особенно запомнился следующий диалог с одним из местных жителей на тему о прохождении «Авося» под автомобильным мостом:
- У вас мачта низкая, легко пройдёт. Кстати, сколько она метров?
- Шесть с половиной.
- Шесть с половиной? А может и не пройдёт. Да, точно не пройдёт.
Высота моста оказалась метра четыре. Свалили мачту, причалив у самого моста к левому берегу.
Под мостом прошли на вёслах, ветерок дул почти незаметный, но встречный, поэтому грести быстро надоело, решили поставить мачту. После моста весь правый берег завален лесом, на левом стоит ЦБК. За водозаборной станцией на территории ЦБК нашли приемлемое с виду местечко.
После причаливания Гена показал на свой сапог со словами «Вот они, продукты ЦБК», на сапоге была какая-то чёрная липкая грязь.
Остальные члены экипажа проигнорировали это заявление, спокойно продолжая ставить мачту.
Поставив мачту, неспешно пошли в сторону Выгозера, на поверхности воды стало появляться много брёвен, километра через 1,5 от автомобильного моста началось огромное водяное поле из брёвен. Пройдя мимо него, увидели, как эти самые брёвна при помощи кранов сгружают с лесовозов прямо в воду.
Южнее о. Лайка-Наволок видели севшую на мель и затопленную баржу.
Потихоньку прошли Сегежу и вышли в озеро. И тут мы наконец поняли, что за «продукты ЦБК» имел в виду Гена! На подошвах сапог у всех нас (кроме Гены, он под ноги смотрел) оказалась та самая черная грязь (в последствии, сопоставив факты, мы пришли к выводу, что это канифоль, то есть сосновая смола, впитавшая в себя всякую дрянь в процессе производства бумаги). Причём мы уже успели изгваздать ею «палубу», часть поклажи и даже коврики.
Пришлось снимать сапоги и мыть их от этой дряни, но отмывалась она с огромным трудом, в основном оставаясь на руках (забегая вперёд скажем, что отмыть руки окончательно удалось только дома). А руки оставляли грязные несмываемые следы на всём, к чему они прикасались (следует заметить, что окончательно отмыть палубу и баллоны удалось лишь дома при помощи керосина), вечером на стоянке экспериментальным путём было выяснено, что единственным средством, что хоть как-то смывает эту грязь, оказался твёрдый мужской дезодорант (пробовали смывать: мылом, водкой, жидкостью для разжигания костра, жидкостью для мытья посуды).
Встали на южной оконечности Белой Горы, на косе с отличным пляжем, с хорошо оборудованной стоянкой (есть ямы под мусор, стол и даже сооружение, похожее на баню), по причаливании устроили купание, с попутным отмыванием вещей и рук от гадкой чёрной дряни, ужин в этот день готовил Генокок, т.к. Илюха с Саньком продукты взять в руки не могли.
Остров довольно большой, с большим количеством стоянок, видно, что народу на этом острове бывает много: по лесу протоптаны довольно-таки широкие тропинки. Гора называется Белой потому, что её вершина заросла белым мхом.
Вечером мимо острова в сторону Сегежи прошла под парусом небольшая яхточка.
Ночью произошло знакомство с Выгозёрскими комарами (мы пользовались у них огромным успехом ).
(С утра солнце, жарко, душно, в течении дня несколько гроз, вечером переменная облачность).
Утром проснулись, порадовались тёплой погоде, единственное, что не понравилось, так это подозрительно тихий ветер. Решили дойти до о. Городовой, где Илюха побывал в 1996 году, когда лопатил Выгозеро на гребном катамаране. Тем более что о. Городовой был даже вроде как виден с о. Белая гора.
Выйдя с Белой Горы, взяли курс на о. Городовой. Как только вышли к юго-восточной оконечности о. Белая гора ветер «выключили». Пришлось браться за вёсла. Солнце начало нас серьёзно припекать, стало очень душно, единственное, что смущало так это периодически доносящиеся неизвестно откуда звуки, очень отдалённо напоминающие раскаты грома, но что самое интересное - ничего похожего на грозовые тучи мы не видели. Ближе к острову Илюха был очень удивлён, так как остров был не особо похож на тот остров, на котором он обедал в 1996 году. Совсем рядом с островом небо затянуло дымкой и поднялся лёгкий ветерок. С его помощью причалили к острову (осторожно - на подходе к берегу на глубине много камней), зачалились, не вытаскивая катамаран на берег. Полезли на маяк, прихватив с собой перекус (консервов, вафель, пива). Маяк довольно высокий, есть вполне рискованные участки, а маяк от наших движений начал покачиваться, залезли, стали ориентироваться, и тут обнаружился преинтереснейший факт: оказывается, мы находимся не на о. Городовой, а на о. Бом, где тоже есть маяк, а о. Городовой видно на горизонте, и мы его раньше приняли за корабль.
Ветер продолжал возрастать, между о. Бом и о. Белая гора прошла гроза, которая нас задела самым краешком, ветер усилился настолько, что «Авось» с поднятыми парусами начал сильно трепыхаться на ветру. Пришлось спешно возвращаться к нашему плавсредству. В результате консервы «мясо птицы» совершили скоростной перелёт по маршруту «Маяк»-«Земля», перед этим коварно порезав Генину руку. Спустились к «Авосю», приспустили паруса, пока шёл дождь, пошли осматривать остров, на острове встретили пережидавших непогоду рыбаков с моторкой, нашли рыбацкую избушку и сломанный выброшенный на берег бакен.
Когда дождь прошёл, решили идти на о. Городовой. По дороге на него пересекли фарватер Беломорско – Балтийского канала, разошлись на параллельных курсах с сухогрузом «Нефтегорск» (всё как положено, левым бортом). На Городовом обнаружили компанию, готовящую шашлыки. Маяк здесь по визуальным ощущениям ниже, чем на Боме, и тоже давно не работает.
Рядом с островом нас застиг сильный шквал, нас снесло на каменную гряду, метра два протащили шверц по камням, тот вроде уцелел, но вмятины остались. Мачту не сломали, сорвало с крючка одну ванту (поставили на ходу), с топа мачты вместе с флагштоком сорвало вымпел, который попал Сане прямо в темечко (Санина голова это не баллон, не всякая железяка пробьёт ). Выбросились на берег, затащили катамаран, на маяк под дождём (да к тому же с грозой) не полезли. Ветер во время грозы вдувал не по-детски. Всё вокруг мгновенно посерело, пришлось принять немного «огненной воды».
Минут через 15 гроза опять закончилась также быстро, как и началась. Ветер был несильный, ничего вокруг вроде бы не угрожало очередным природным катаклизмом. Решили идти на архипелаг Б. Янцы, дошли сравнительно быстро, стали искать стоянку. Неплохая песчаная коса на востоке о. Каль, но место заболочено, а также не понравилось название острова . Попробовали встать на самом Янце, но там оказалось ещё сырее, к тому же на подходе отмели с пнями и железяки.
В итоге дошли до о. Химпески. Вопреки названию, песка там нет – одни валуны, но нам удалось найти небольшую полянку на берегу. Вторая сигнальная система к вечеру начала давать сбои, поэтому в Гениной фразе «Не, зальёт» Саней была пропущена запятая и залит левый сапог . Дабы избежать залива правого, Илюха выносил его с валуна на собственных плечах.
Сходили пешком в «посёлок» (два дома и три жителя), видели там ледник и небольшую пристань. Старик рассказал, что раньше сюда из Сегежи раз в неделю приходило судно и забирало из ледника наловленную рыбу. Из этих мест во времена Петра 1 возили песок для литья пушек, отсюда и название (хотя зачем при литье бронзы песок?). А вот комаров отсюда увезти забыли, поэтому их тут до кучи.
(Ветер (с утра очень сильный и встречный), солнце, ближе к вечеру штиль с небом затянутым тучами).
С Химпесков вышли обглоданными до костей комарами, но полными радужных планов дойти до о. Погост или хотя бы до Валдая . Всё испортил ветер, баллов 5, который почему-то задул прямо в морду. Лавировать против него нам быстро надоело, так как «Авось» начинал приводиться (сказывается форма новых баллонов), один раз подветренный баллон даже зарылся в воду. В общем, движение сильно напрягало, в итоге смайнали паруса и под голым рангоутом с попутным ветром на приличной скорости дошли до островка с косой вблизи о. Большой Янц, где расположились на сиесту.
На пляже расположились недурственно, уничтожили последние пивные запасы, подремали. Спустя немного времени ветер ещё больше усилился, и песок стал густо засыпать глаза. Решили заняться приготовлением обеда, для костра пришлось выкопать специальную яму, обложить её топляком, насыпать вал из песка, и то костёр пожирал дрова огромной скоростью, а уж разжигали мы его очень долго. Зато сварили вкусный супчик (первый за этот поход), который неплохо пошёл с огненной водой. После обеда продолжили разлагаться и сыграли в пляжный бадминтон (инвентарь – найденная сковородка и камушки). Так как солнышко всё-таки припекало, немного покупались, отрепетировав сальто-мортале.
Вышли в восьмом часу, когда ветер начал подстихать. Через часик этот гад подстих до штиля, поэтому пришлось вновь браться за вёсла. Ближе к ночи догребли до острова Танг, где и нашли единственное приемлемое место под стоянку – песочек между валунами.(Б. и М. Янцы заболочены, ловить там нечего. К тому же возле Большого есть коряжистые отмели). На берегу обнаружили местный «бонсай» - берёзки растут прямо в старых пнях, вырубленных ещё при затоплении водохранилища.
Вечером на озере стояла изумительная тишина, комаров оказалось довольно мало, зато палатка стояла рядом с муравейником, и его жители активно тырили у нас еду. Ночью с болота между Тангом и М. Янцем раздавались громкие крики болотных пташек. Один из них, похожий на взлёт новогодней ракеты, особенно запомнился. Кукушка тоже накуковала нам столько, что мы утомлённые вечерней греблей, заснули.
(с утра переменная облачность, днём гроза, после грозы незатихающий дождь).
С утра все почему-то не выспались. Комары громко гудели всю ночь. Около 6 южнее прошла гроза. Вышли с о. Танг в сторону о. Погост с попутным ветром. Острова Королёв и Королиху обошли слева. После полуострова Габнаволок увидели гору Лунгус и бакены судового хода вдали. На острове Сапун стоит странный створный знак – одиночный треугольник. После о. Сапун решили закинуть «дорожку» - катушку с поводком и блесной. Гена у нас везунчик: не успел забросить – уже чего-то поймал. Остальные члены экипажа сначала решили, что он прикалывается – поймал корягу и тащит. Корягой оказался судак под около полутора кг. весом. Поскольку сачка не было, заводили его в пакет, перед этим измотав на буксире. Право первой рыбы осталось за Геной. Но этот судак нам жестоко отомстил (наверное, со своими договорился).
Они (судаки и прочие щуки) синфазно вильнули хвостами, и на южном горизонте показалась здоровенная туча. Ветерок значительно усилился, и пошли мы очень шустро обошли слева Выгнаволок, пролетели почти весь о. Погост под впечатляющие раскаты грома, и встали на косе у ю.-в. оконечности Погоста, выскочили под первые капли начинающегося дождя, вытащили из кокпита консервов, сухарей, «огненной воды», затянули кокпит тентом и спрятались под деревья. И тут нас накрыло.
Всё вокруг потемнело, потом не по детски ливануло, загремело над головой, вдуло, а затем заградило. Дождь шёл с такой частотой, что видимость не превышала пяти метров. Град бил по голове через кепки и капюшоны, в следующий поход возьмём каски !!! . Катамаран трепало ветром, так что страшно было смотреть, на озере происходил локальный конец света, было видно, как молнии били в воду, как здорово что мы успели вылезти на берег !!! У катамарана от ветра стало поднимать стаксель, Илюха решил приспустить его пониже. В итоге его треснуло током от штага, искра, которая его долбанула (бывают и такие молнии) выглядела очень устрашающе. В общем, было стрёмно, но это не помешало нам употребить по паре стопок огненной воды и покушать консервов.
Катаклизм продолжался полчаса, когда он прошёл, на небе оказались сплошные серые тучи. После дождичка команда устроила соревнование «у кого больше воды в сапогах». Победил Илюха – вылил с поллитра из каждого сапога. После этого отжимались, переодевались, сушились и думали, что все беды уже позади. В протоке между косой и островком наблюдалось сильное течение (впору сплав на байдах устраивать), которое периодически меняло направление. Стоянок на о. Погост мы не нашли, и хотя на горизонте был мрак, решили отчалить на восток. С восточной стороны о. Погост есть большие каменные отмели, их пришлось проходить с поднятыми шверцами. Потом нас опять стало поливать дождиком, под дождём причалили к высокому песчаному островку (мы назвали его Горелым). Видимо, горит он часто (много стволов разного возраста и степени обгорелости, есть сгоревшие напрочь). Решили переждать на острове дождь и двинуть дальше, прогулялись по острову, на другой стороне обнаружили палатку. Двое мужиков + мальчик + собака, приплыли сюда два дня назад с пос. Валдай на байдарке-трёшке «Таймень-3» в оболочке из тезы, буксируемой одноместной моторкой. Они сообщили, что сами из Питера и посочувствовали, что мы пережили град на открытом воздухе. От них мы узнали также, что из Валдая в Сегежу три раза в неделю ходить корабль (данные непроверенные).
Дождь продолжился, и мы ушли обследовать остров дальше. На южной оконечности нашли кострище со столом, но места под палатку нет. Перетащили катамаран на другую сторону острова, обнаружили поломку – разорвало экипажный болт, который крепил дополнительную носовую балку к правому стрингеру.
Поскольку дождь и ветер усиливались, встали на северной оконечности острова. Нет такого дождевика, который бы не промок под карельским дождичком!!! Поняли что ночевать, пожалуй, стоит на этом острове. Натянули тент, разгрузили катамаран, перетащили шмотки под тент, наконец-то переоделись в сухое.
Устроили под тентом сушилку, полечились водочкой и ярославским бальзамом. В качестве подпорок под тент и сушилок соорудили интересную конструкцию из сосновых стволиков и авосевской чалки. Так как было очень мокро, костёр разжигать не стали, довольствовались сухарями и консервами, ветер с дождём продолжали вдувать, температура по ощущениям опустилась к десяти-двенадцати градусам, поэтому легли довольно рано с надеждой на улучшение погоды.
(С утра переменная облачность, во второй половине дня облачность, кратковременные дожди)
С утра погода обещала много хорошего: солнце и попутный штиль, с шутками и прибаутками собрались и отплыли. Но после выхода штиль почему-то стал полным. Поболтались между островами и вновь взялись за вёсла, спустя полчаса закапал дождик. Дождевики опять быстро промокли, но под ними были только спасы и плавки, поэтому мёрзнуть было нечему. Гребли долго и упорно. Встречный ветерок дунул лишь за пару км от Валдая. Мы отметили это событие внеурочным обедом прямо на борту. Перед Валдаем из воды торчит масса густо стоящих деревянный свай (а под водой их наверняка ещё больше), плавание между которыми похоже на слалом, к тому же очень много топляка.
После рекордного прохождения слаломной трассы мы вошли в некое подобие бухты, в конце которой виднелись остатки пристани, посередине плавала большущая болотина, а на другой стороне у стенки стоял пришвартованный лесовоз, на который портовый кран грузил брёвна. У пристани «Авось» ждала первая в его жизни швартовка. Пришвартовались в борту катера, т.к. причал был очень высокий, а из свай торчали ржавые и очень некрасивые гвозди (пенка – неплохой кранец, но шверт было жалко).
Оставив Саню охранять катамаран, Илюха с Геной выдвинулись в посёлок на разведку, в 15 шагах от пристани обнаружился неплохой магазин. Закупили там пива, всяких печений, поговорили с продавщицей, как тут живётся. Оказывается, Валдай по карельским меркам немаленький посёлок, есть несколько только магазинов, и бар, несколько раздолбанных причалов, нефтебаза, электричество. Но нам задерживаться здесь почему-то не хотелось, воображение рисовало суровый образ карельского лесоруба, перспектива встречи с которым нас не очень-то радовала.
Так как погода продолжала радовать нас дождём и серым небом, то решили, что программа на сегодня выполнена и пора остановиться на ночёвку. Вторично преодолев слалом между сваями, встали на одном из близлежащих островов. На острове было обнаружено несколько кострищ, в том числе свежие (видимо, здесь гуляет валдайская молодёжь), остановились на небольшом удобном пляжике, огромная куча пустых водочных бутылок. Вокруг острова наматывала круги почёта местная моторка.
Наблюдали на острове странную ёлочку: зелёные ветки только на макушке и возле земли. Генокок проявил свои недюжинные способности и приготовил вчерашнего судака (и очень даже неплохо, если учесть, что рыбу мы до этого в походах никогда не готовили - ну не умеем мы рыбу готовить) с жареной картошкой. С огненной водой пошло очень хорошо, даже погода перестала расстраивать. Растянули тент, под который стащили вещи и устроили очередную сушилку. В течение вечера дождь продолжал моросить, поэтому после ужина мы переместились под тент, где и закончили этот чудный вечер.
Судак замечательно подействовал на команду, поэтому сейчас они храпят, а я пишу этот отчёт (Саша). К ночи опять усилились дождь и ветер, поэтому наша сушка пойдёт насмарку.
(Переменная облачность, без осадков).
С утра команда была разбужена визитом рыбоохраны в количестве двух персон (которые, перед тем как нас разбудить, видимо, успели покопаться в наших вещах). Один из них, ухмыляясь, спросил у Илюхи «На авось пришли?», но шутка у него явно не удалась (вообще, если бы у них на груди у одного из них не было инспекторской бляхи, то на инспекторов они были бы вообще не похожи). Единственное, к чему они докопались, та это к тому, что мы тут столько пустых бутылок на пляже побросали. В ответ мы возразили, что выпить больше двух десятков бутылок (примерно столько их лежало большой кучей на пляже) за вечер = это выше наших сил, поэтому нас попросили «соблюдать чистоту на территории».
В этот момент появился, совершавший утренний моцион Александр Николаевич в семейниках, что заставило рыбоохрану ретироваться. После вчерашнего расслабона собирались неспешно, тем более что погода улучшилась (светило солнце и дул несильный попутный ветер). Вышли поздно, во втором часу.
Дул симпатичный попутный ветер 1-2 балла, мягко светило солнце. Севернее о. Погост прошли симпатичный с точки зрения «стояночности» островок. Но т. к. ветер был попутным, а солнце светило, то мы поплыли дальше. Под пиво прошли мимо о. Сапун до острова с двойным створным знаком, на его южной стороне есть отличный пляж, с кострищем. На нём мы и остановились. Единственное, что немного омрачало так – так это большое количество муравьёв на песке, занимающихся своими делами, их работа кипит даже на полосе прибоя, куда часто попадает планктон. Остров совсем небольшой другой и просматривается насквозь.
Зато комаров и мошки на острове очень мало. При раскладке лагеря обнаружился глюк – забытая во внутреннем кармане палатки ручка проткнула её дно. Затем эта ручка была благополучно потеряна и вновь обретена. Впервые за все походы натянули тент так, что он висел плоско, осталось только поставить центральную стойку. Поскольку солнце висело на небе всё время (иногда одновременно с радугой), устроили общекомандную помывку. День запомнился как самый спокойный за весь поход.
После ужина искупались, устроили посиделки на косе с пивом (очень душевно). Сходили на экскурсию на створный знак. По дороге видели несколько больших муравейников. Залезли на створный знак, выпили на нём пивка.
Хорошее настроение омрачил единственный факт - пива не осталось совсем .
(переменная облачность, без осадков).
Вышли, как обычно, чёрт знает во сколько, поэтому попутный ветер устал дуть и начал потихоньку заканчиваться. Решили продолжить путь к г. Сегежа через пролив Узкие Салмы.
Солнце с утра жарило по полной программе, пока отчаливали и отходили от берега, ветер выключился. Поскрёб мачты и камлание на ветер не помогли, поэтому решили переждать штиль на косе острова возле о. Танг, посидев на берегу, попили пива, некоторые поели сгущёнки, сидя на берегу вроде бы начали ощущать какие – то дуновения ветра. Одновременно внезапно закончились пиво и сгущёнка. Так как коленки и локти начали интенсивно обгорать даже под слоем крема, решили всё-таки двинуться дальше.
У берега Танга видели стоящий на якоре большой катер без экипажа. Проходили мимо него довольно долго, в поле зрения он был минут 40, но за всё это время мы даже при помощи бинокля не смогли обнаружить ни одного человека. Что он там делает, осталось неясным. По началу Узких Салм проходит судовой ход к базе бакенщиков на острове Малый Янц. На одном из бакенов, отмечающих его, Саня устроил персональную фотосессию, после чего ему пришлось погоняться на акватории за катамараном, который пытался уйти от него на вёслах.
Вначале гребли в два весла, но потом выяснилось, что Гене очень неплохо удаётся ловить на дорожку окуней, поэтому стали пробовать следующую судовую роль: Илья гребёт, Александр рулит, Геннадий ловит рыбу. Начало было успешным: какая-то гадина съела блесну вместе с поводком, затем коряга унесла катушку, в итоге клёв кончился, вытащили четырёх окуней (да, согласны, что это немного, но для рыболовов с нашей квалификацией это почти рекорд).
Единственный гребец начал уставать, а по карте мы не прошли и половины пролива, к тому же жара начала просто не по-детски доставать (Генины часы с термометром на солнце показали 45 градусов). Пошли делать уху на высокий берег напротив Малого Янца. «Высокий берег» оказался скалистой стенкой с небольшой каменной отсыпкой, поэтому «Авосю» пришлось выдержать вторую швартовку, кранцами теперь служили болотные сапоги. Уху сготовили прямо на камушках возле катамарана, как при этом котелок не улетел в воду – неизвестно. Уха получилась очень даже ничего, под неё почти незаметно ушло полторы бутылки водки. На протяжении всей стоянки был один единственный тост «За ветер»!!!
Усилия не пропали даром – задул слабенький северо-восточный. Часов в 11 вечера отчалили в третий раз за день. Достали пневматический пистолет, стали стрелять в разные стороны, в итоге прострелили собственный вымпел. Пытались выпытать у Гены какую-нибудь военную тайну, но он ничего нам не выдал.
Попутно спели все известные и неизвестные песни, от шансона до «Арии».
К моменту выхода из пролива Узкие Салмы довольно ощутимо стемнело (ну не стемнело, а, так сказать, посерело ), ветер усилился, Гена к этому времени уже посапывал, Саню Илюха разбудил, чтобы не было совсем одиноко. Саня вселил в Илюху надежду, сказав что вокруг слишком много островов, после того как Саня закрыл один глаз рукой, навигационная обстановка существенно улучшилась.
Вообще это было здорово: свинцово – серая вода, закат на горизонте, катамаран под ровным попутным ветром обгоняющий волны, ветер, свистящий в снастях.
В начале хотели пойти на о. Койкинский, так как слышали именно о нём много хороших отзывов, но так время приближалось к двум часам ночи решили остановиться на о. Конгас. К тому же ветер продолжал усиливаться, а экипаж всё больше хотел спать.
На о. Конгас мы были очень радушно встречены комарами, поели консервов, подняли тост «за дам», и завалились спать.
(Переменная облачность, вечером дождь).
«Ну о-о-очень длинный день».
С утра подуло с юго-востока, балла три-четыре. Предложение посетить сегодня остров Койкинский было отвергнуто, так как решили устроить хорошую днёвку на пляжах о. Белая гора.
Вышли, как обычно, ближе к обеду, развернули бабочку, и шустро (с постоянным буруном за кормой) пошли на о. Бом, еле видный на горизонте. Так как особых трудностей не возникало (подруливай себе временами и всё), то ударились в теоретические беседы, обсуждали различные способы измерения высоты окружающих волн, начали от «линейки в воде» и закончили «накроет ли с головой», в конце концов сошлись на полуметре.
Новые баллоны проявили себя с лучшей стороны, если раньше на таких волнах катамаран весь скрипел и изгибался, то теперь это было гораздо менее заметно. До о. Бом дошли за два с небольшим часа.
Погода продолжала радовать, поэтому, взяв немного «огненной воды» и консервов, полезли на маяк с фотоаппаратом, полюбовались открывающимися видами. Но ветер на верхушке впечатлял, старались не рисковать, т.к. ветром вполне может сдуть, особенно с лестницы при подъёме и спуске. Да и раскачивается маяк ощутимо.
Маяк находится на северной оконечности о. Бом, и весь берег здесь завален огромными валунами, при этом ветер был навальным прямо на эти камни, решили провести катамаран мимо них вручную, при этом экспериментально определяли высоту болотных сапог. Оказалось, что до уровня груди сапоги ни у кого не достают . Зато купаться не надо . Быстро допрыгали до стоянки на Белой Горе. Обнаружили, что её заняла куча пионеров. На берегу уже были установлены моторка, флаг и плакат, содержимое которого разбирать поленились. Пошли на северо-западную оконечность, поближе к Сегеже. Коса здесь оказалось не песчаной, а каменистой. Днёвку на ней почему-то устраивать не хотелось, поэтому стали думать, как жить дальше. Первой мыслью было завтра с утра отчалить до Сегежи и уехать вечером или послезавтра утром. Портила настроение только перспектива разбирать кат в сегежской грязи-мазуте – здесь, на косе, намного проще. Отправили гонцов к хозяину моторки. Первое, что они увидели во вражеском лагере – непрочитанную надпись на плакате: «Киусинкай карате» . Пионеры оказались каратистами !!! А их тренер-сенсей-хозяин, оказавшийся ещё и хозяином моторки, носил на шее золотую цепь в палец толщиной. Про нас он выразился в духе: «Видели, как вас за угол пронесло..». Но до Сегежи согласился подбросить сегодня в 10 вечера, поэтому антистапель «Авося» проводили в ударном темпе. Моторкой сенсея оказался «Прогресс» с барахлившим охлаждением мотора. Большая упаковка ката была уложена поперёк лодки. Излишки продуктов оставили каратистам. Так как сенсей был занят поливанием мотора водой, рулил Гена. Убегая от дождика и уворачиваясь от топляка, около 11 часов вечера причалили у вокзала в Сегеже под дождём. Денег хозяин лодки не взял, поэтому был премирован большим спасибом и оставшейся водкой «Карелия». Билеты нам переоформили без проблем, приняли даже Генино воинское требование, но если раньше у нас были просто боковухи, то теперь «места указывает проводник».
Сдали кат и рюкзаки в багажное отделение с очень странным расписанием работы и, поймав такси, отправились в кафе с незапомнившимся названием. Кроме нас, там сидела компания финнов. Цены провинциальные, а готовят вкусно. Во втором часу вызвали такси и отправились искать гостиницу, а с гостиницами в городе оказалось туго. В «Выге» нашёлся один свободный номер-двушка, в которой нас поселили втроём с непременным условием убыть завтра до 11 утра. В гостинице сейчас идёт реконструкция, поэтому первые два этажа похожи на совковый сортир, а выше вполне по-европейски, хотя душа в номерах нет, и зеркало у нас почему-то лежало на холодильнике (чтобы не изнашивалось ). В ресторане и гостинице пару раз выключали свет – здесь это обычное дело.
(ветрено и дождливо)
Встали с утра пораньше, изучили прилагавшуюся к номеру краеведческую брошюру и отправились на поиски военкомата – Гене надо было сняться с учёта (заодно и поставиться). По дороге видели «Дом культуры бумажников» (до его постройки все бумажники были некультурными ) и памятник карельским партизанам. Индустрия туризма в Сегеже отсутствует (не всем нравится запах от ЦБК), поэтому поход за сувенирами успехом не увенчался.
Радовались тому, что закончили поход вчера, а не сегодня, т.к. периодически начинающийся дождик вместе с сильным западным ветром, не радовали.
Багаж от багажного отделения до конца платформы везли на телеге носильщика, которую взяли за спасибо. 211-й опоздал минут на двадцать. Ехали на верхних боковухах. Пивом, едой и карельским бальзамом затарились в Медвежьегорске: через площадь от станции круглосуточный магазин, а поезд стоит долго, так как электровоз меняют на тепловоз. По дороге пили пиво с мурманским дальнобойщиком, который называл финнов финиками, а водителей «Камазов» - татарами. Вагон был странной конструкции – ни одно окно не открывалось, а розетки отсутствовали как класс.
(погоду не запомнил)
На ленинградский вокзал прибыли без опоздания. Глеб (Санин брат) подбросил нас до Нахабина на 99-й. Оказывается, за время нашего отсутствия греки выиграли Евро-2004, а в окрестностях Нахабино были замечены следы приземления НЛО .
1) По сравнению с предыдущими нашими походами (Сандал и Кенозеро) Выгозеро позволяет осуществлять технически более сложные маршруты.
2) Бойтесь мазута-канифоли и вообще ЦБК, последствия от встречи с ними могут быть самые неприятные.
3) Встречи с грозами на открытой воде лучше избегать, лучше вытащить катамаран на берег и не трогать его.
4) Рыба в Выгозере есть!!!
5) Просите в багажном отделении вокзала г. Сегежа тележки для багажа, тележка очень облегчает жизнь (по слухам, скоро заработает новый вокзал, более отдалённый от озера).
6) Билеты с указанием: «места указывает проводник» обычно не таят в себе ничего хорошего.
PS: следующий поход планируется в конце июня начале июля 2005 года (в планах Топозеро либо Онега), если есть владельцы катамаранов, желающие принять в нём участие - пишите в «Таверну» обсудим.