Хождение за два моря

Самый ближний выход в море для нас луганчан это г.Мариуполь. А в Мариуполе одним из удобных мест является пляж «Песчаный», который находится в западной части города сразу за портом. Сюда мы и добрались на грузовой «Газели». Собрали катамаран, закупили продукты, запаслись водой. Пошли брать «добро» на отход, и вот первый камень.

    Отход в Черное море по законам Украины оформляется как каботажное плавание. Необходимо в пропускном пункте пройти пограничный и таможенный контроль. Пропускной пункт находится в порту. Чтобы зайти в порт (а потом выйти) необходимо взять разрешение у диспетчера порта. В порт входить, конечно, не под парусом. И за стоянку в порту более суток нужно платить. А отход на плавание по Азовскому морю оформляется только в погранзаставе.

Тусоваться среди мастодонов-сухогрузов и ввязываться еще в бумажную волокиту с таможней не захотели и приняли решение брать отход в погранзаставе до г.Щелкино, полагая что пропускные пункты имеются только в больших портах г.г. Мариуполь, Бердянск, а пограничники малых портов, сел, деревень не ведают таможенных законов.

И вот 24 июня 2004 года, в 18.30 местного времени мы в составе трех человек стащили катамаран в воду, подняли паруса и отправились в путь. Взяли направление вдоль Белосарайской косы. Облачно, ветер встречный силой до 3-4 баллов, Пошли в лавировку. Нагруженный катамаран шел тяжело, но зато легко проходил волны. Скорость доходила до 3 узлов. И так шли весь день. По опыту прошлых походов, установили свои порядок вахт и жизнедеятельности. Ночью ветер стих и мы «зависли» в 10км от берега.

25.06 В три часа утра опять задул Ю-З-З. В семь утра прошли оконечность Белосарайской косы и направились на Бердянскую косу. Погода повторяется и мы опять днем «штурмуем», а ночью штилюем.

26.06 В четыре часа утра подошли к маяку на Бердянской косе, выскочили на берег, размяться, на полчаса. Дальше пошли, как могли круче, курсом в море. Погода прежняя, ветер Ю-З-З до 4-5 баллов, волнение до 1-1.5м, иногда проходили волны до 2 м. Выставили паруса, закрепили руль и до самого вечера шли как с автопилотом. По пути (в море!) отметили День рождения самого молодого участника. Около девяти часов вечера ветер отошел к югу и мы повернули на запад.

27.06 Около 2 часов ночи ветер резко задул с запада и усилился до 6, с порывами до 7 баллов, небо заволокло тучами. Убрали стаксель, полностью зарифили грот и пошли на юг курсом 210 градусов. К утру тучи поредели. В 8.30 прошли севернее газодобывающей вышки. В 9.45 увидели землю. По очертаниям определили, что это мыс Зюк. Ветер с порывами до 5-6 баллов, волны до 2 м, погода паршивая и мы устали. Поэтому как увидели маленькую, уютную бухту, подались искушению и выскочили на берег. Разгрузились, завалили катамаран, создали вид аварийного состояния на случай появления пограничников. Под палубой Попробовали выйти по радиостанции на связь, никто не ответил, мобильные телефоны сеть не брали и мы со спокойной душой остались ночевать.

28.06 Утро. Ветер слабый, но волнение, по-прежнему сильное. Стащить катамаран в воду не смогли, решили подождать. Ближе к вечеру волны уменьшились и в 17.30 вышли в море. Ветер западный силой до 2 баллов, небо закрыто облаками, идущими с запада. Пошли в лавировку. Не доходя до траверза м.Чаганы, в 20 часов на северо-западе увидели приближающуюся к нам громадную темную тучу грибовидной формы. Едва успели надеть гидрокостюмы, убрать паруса, как потемнело, и налетел шквал силой около 7 баллов. Из-за паразитной парусности мы не могли привестись, и нас понесло к берегу. GPS показала скорость 6 узлов.

Выкинули плавучий якорь, скорость упала. Быстро увеличивающие крутые волны не просто нас заливали, они били в нас, гребни волн пролетали через катамаран. Через полчаса пошел сильный ливень, ветер стих, волнение исчезло. Вокруг ничего не видно, кроме сплошной стены водяного потока.

Через час дождь закончился, небо чуть прояснилось, потянул легкий западный ветер. Но опять появилась еще одна туча такой же формы, но только черная и из-под нее сверкали молнии. Стало очень холодно. Решили воспользоваться затишьем, подняли паруса и направились в сторону, надеясь выйти из пути laquo;ножки». Но, видя быстро приближающую страсть, поняли, что нам не избежать ее. Туча быстро нас настигла, моментально потемнело, и вокруг нас засверкали молнии. Молнии били рядом с нами, от грома заложили уши. Мы сидели на катамаране, с ужасом ждали, когда молния ударит в мачту (потом кто-то признался что молился богу).

Едва успели убрать паруса, как опять налетел шквал с дождем. Дождь не лился с верху, он летел вместе с ветром по горизонтали. Через минут пятнадцать ветер усиливается, поток дождя увеличивается, ощущение, что плывем в ветродождевом потоке, потом вместо дождя налетел крупный град. Потеряли чувство времени и не знаем, сколько это длилось, ветер пронизывал до костей, казалось, что дождь пробивал через гидрокостюм, мы замерзли.

В голове бродили мысли, что больше в море не пойду. Когда ветер стих, дождь с градом продолжались еще долго. Около 1 часа ночи дождь прекратился, задул западный ветер. Немного прояснилось и мы поняли что все время находились на траверзе м.Чаганы в трех километрах от земли. Подняли зарифленный грот и потихоньку пошли в Казантипский залив. Было темно, шли, освещая путь фонарями, боясь напороться на рыбацкие сети. Были мокрыми и замерзшими, но не хотелось спешить на берег; хотелось тепла, но необязательно на суше, и возможно после этого катамаран мы приняли за свой дом. Потом, после недельного плавания, нам было даже лучше ночевать на катамаране, чем на земле.

29.06Около 9 часов утра подошли к берегу возле базы вертолетчиков пос. Мысового. Вышли на радиосвязь с пограничниками, взяли "добро" на причаливание. Когда разгрузили и вытащили на берег катамаран, к нам подошли инспектора погранзаставы, проверили документы. У нас было все в порядке. Напряженность от ночи стала проходить, и мы принялись за дела — сушить одежду, покупать продукты, пополнять воду и оформлять отход на Ялту. Погода пасмурная, одежда не просыхает. Ночевали на катамаране.

30.06 Утром на заставе принимал дела новый начальник, и он быстро дал нам отход.

И мы также быстро собрались, но пошел дождь и нас быстро загнал под навес, где горел костер, здесь, поджидая окончания дождя, и досушили одежду. К шести вечера дождь прекратился, и мы отправились в путь. Ветер по-прежнему западный до 5-6 баллов, но теперь попутный. Пошли в бакштаг под одним полностью зарифленным гротом, скорость достигала до 7 узлов. И опять был дождь. К ночи подошли к Керченскому проливу.

БАБАДАГ

01.07 Вошли в Керченский пролив. При проходе мимо мыса Фонарь нас вызвал погранпост. Ответили ему. Нам передали пожелания удачи. Пошли вдоль берега, Ветер стих до 1 балла, скорость снизилась. К трем часа утра подошли к мысу Змеиный, дальше направились напрямую через фарватеры на мыс Такиль. В два часа дня не доходя 5 км до мыса, попали в штиль, как раз нас вызвал пост с мыса, но наш ответ не услышал, он вызвал еще несколько раз и замолчал. А мы решили попить кофейку, накипятили воду, заварили кофе... и вдруг услышали рев мощного мотора, к нам летел вельбот с надписью на борту "Морська охорона" и нас задержали как нарушителей "...правил прохождения пролива с интенсивным судоходством...".

Оказывается, пролив контролируют четыре поста, с которыми мы были обязаны связываться, а связались только с постом на мысу Фонарь. Мы объяснили, что этого не знали, и посты второй и третий нас не вызывали, а четвертый наш ответ не услышал. Объяснение было принято, и долго решалась наша судьба. Решалась очень интересно; командир катера брал с нас объяснения и передавал по рации, из динамиков на катере было слышно, как другой по телефону передавал дальше, дальше тоже шел телефонный разговор, к этим передачам, вдруг подключались пятые, шестые лица и запрашивали за нас. Кто-то запрашивал наши адреса, кто-то наличие спассредств на катамаране и т.д., мы отвечали, командир передавал по рации, и мы слушали, как гудит эфир, как от одного до десятого передаются наши ответы.

Вокруг нас разгорелись телефонные страсти, в течении часа постоянно запрашивались и передавались наши фамилия и все прочее. А мы писали объяснительные и заполняли еще какие-то бланки. Потом кто-то выдал решение, кто-то перепросил, кто-то поддержал, кто-то убедился, и нам вынесли приговор в виде устного предупреждения. Потом оказалось, что командир катера наш земляк. Попили холодный кофе. Появился слабый западный ветер

Когда мы вышли в Черное море, было 15.30. Ветер по-прежнему западный и слабый, но теперь встречный, появилось и встречное течение. Шли в лавировку и очень медленно. Настала ночь, ветер стих, а мы болтались рядом с маяком, рядом с мысом Кыз-Аул. До мыса Опук 20км. В 23 часа нас вызывал пост "Лебедь19", но он, конечно, нас не услышал, но кто-то подключился в наш "диалог" и начал дублировать наши сообщения посту. Между нами и берегом видели огни, проходящего судна. Дублер пояснил, что тоже видит слева огонь, возможно, это мы и решил к нам подойти, убедиться.

Вскоре мы услышали звуки похожие на тарахтение трактора и увидели бортовые огни, идущие на нас. Мы стали мигать фонарем, освещать парус, потом посветили в сторону надвигающего и грохочущего судна. Из темноты выплыл белоснежный корпус большого парусного катамарана. Мы были поражены и напуганы, как бы под него не попасть. Болтаясь на волнах под грохот мотора, пообщались. Это керчане, судно пригнали из Австрии. Нам предложили к ним зацепиться, и они нас дотащат до мыса Чауда. Помялись для приличия, мы согласились.

02.07 Шли весело, прыгая на встречных волнах, со скоростью до 6 узлов. К 3 часам подошли к м. Чауда, там и расстались. Керчане затарахтели дальше, а мы вползли в бухту в мысу и решили ждать ветра.

Около 5 часов утра задул ветер, и как всегда западный, силой до 2 баллов. Подтянув шкоты, побрели на Феодоссию, старались идти круче. И одним галсом к 14 часам подошли к городу. Дальше, лавируя, пошли вдоль городской набережной. В 15 часов проходили мимо какого-то завода, как к нам рванул моторный вельбот. Двое мужиков нам крикнули, что мы вошли в запретную зону и должны идти к берегу, там люди, вышедшие из машины, тоже стали нам махать, звать к себе. Мы согласились и крикнули мужикам, что ветер нас не пускает, и мы развернемся и подойдем. Вельбот медленно шел параллельно с нами, мы повернули в море, тут усилился ветер и катамаран рванул. Моторка погналась за нами, но возможно ее задержали волны, что мужики махнули рукой и отстали. Мы удалились в море, решили подальше держаться от Феодосии. Ветер начал затихать.

К 20 часам подошли к мысу Ильи, связались погранпостом и вошли в Двухякорную бухту. Ветер стих.

03.07 Утро. По-прежнему был штиль. За ночь течение нас снесло на середину Феодоссийского залива. Тихо и безоблачно. Хорошо видно дно. Нас окружила стая рыб, мы закинули снасти. Рыба тоже хорошо видит.

В 10 часов задул ветер и как всегда западный, силой до 2 баллов, пока без волнения, катамаран относительно воды побежал быстро, но течение отнимала скорость. К 13 часам подошли к тому месту, где нас застала прошлая ночь.

14.30 ветер западный силой до 1 балла, безоблачно, жарко, по горизонту белая мгла, марево. Нас обошел тральщик, а за ним прыгали дельфины. К вечеру прошли бухту Коктебель и, увалившись, прибавили скорость.

04.07 К 2 часам ночи прошли Судак, неожиданно обычного ночного штиля не было, поддувал запад до 2-3 баллов и так побежали до следующей ночи. К ночи подошли к мысу Аю-Даг и ветер стих.

05.07. Утро. Медленно продвигаемся мимо Гурзуфа. Ветер юго-западный слабый до 1 балла. К обеду прошли Никиту, а дальше сильное течение нас скидывало назад, мы взялись за весла. За час догребли к грузовому порту, но войти не смогли, ветер стих и нас понесло назад. На берег выйти не можем, везде запреты. В конец под Никитой сбросили якорь. По мобильному телефону связались с друзьями-яхтсменами, которые стояли в Ялте. В 17 часов подошла яхта "Елена", взяла на буксир и повела нас в пассажирский порт. Яхтсмены нисколько не удивились, что мы не могли проскочить этот участок, а они удивились, как это мы собрались без мотора пройти. Здесь очень сильное течение, поэтому они всегда здесь пользуются мотором. Есть вариант, пройти мористее за 30 км и заходить с запада. В 18 часов вошли в порт, пришвартовались к приютившей нас "Елене".

Экипаж яхты это наши туристы-катамаранщики, на яхте они работают, а в свободное время путешествуют на своем катамаране. Старпом Александр Разумов на своем катамаране "Авось" прошел в одиночку из Феодосии до Черноморского. Капитан яхты, старейший и авторитетный яхтсмен Виль Сарычев и стал нашей "крышой", он заинтересовался нашей идеей пройти до Турции и взялся нам помогать в оформлении отхода.

Яхтсмены Ялты встретили нас дружелюбно, но восприняли нашу затею скептически, — на этой резинке и из порта нельзя выходить. Они сомневались, что нас выпустят, но им было интересно.

С 06.07 по 08.07 мы жили в порту, катамаран был пришвартован ночью к яхте, днем к пирсу. Яхта днем работала. Ночевали кто на катамаране, кто на яхте. А днем: Дима с Людмилой и, приехавшей, Ириной готовили катамаран, снабжение к переходу, а я бегал по инстанциям оформлять отход.

Таможенники и пограничники сразу ответили — пожалуйста, без проблем, но им нужно указание диспетчера порта.

    По правилам "игры", сначала делается письменное заявление диспетчеру порта, дальше диспетчер назначает комиссию из служб — таможенной, пограничной, врачебной, карантинной и пр., к времени отхода. При отходе у каждой службы оформляются бумаги: судовые роли, декларации, расписки, выдержки из судового журнала и т.д. При этом не капитан, не владелец судна занимаются оформлением документов (бумажной волокитой), а нанимаемый владельцем агент. Диспетчер порта общается только с агентом!

Позвонил диспетчеру, он ответил коротко: «Нанимайте агента». Найти агента просто, в любом кабинете порта предложат кандидатуру, есть фирма. Но агенты просили за работу 80 долларов (гос.такса). В свою смету, мы не включали расходы на нашего агента, да и при нашей зарплате 70-100 долларов, мы скопили только на хлеб и воду, и на Турцию немножко. Позже перезвонил диспетчеру, ответил другой человек, я объяснил ему, что мы бедные туристы, он ответил, — идите, договаривайтесь с пограничниками и таможенниками, что оформите бумаги вы сами. Службы ответили, — пожалуйста, без проблем, но нам нужно указание (звонок телефонный) диспетчера.

Мы стояли в пассажирском порту, я общался (по телефону) с диспетчером пассажирского порта, а посылали меня к службам в грузовой порт, в другой конец города. После нескольких поездок решил "скосить" взять добро у диспетчера грузового порта. Но только я к нему зашел в кабинет, а он сразу, а это те что на "том" в Турцию собрались. Слух о нас все инстанции облетел. И диспетчер грузового порта по-дружески предложил связаться с диспетчером пассажирского порта. Два дня я бегал по инстанциям, везде о нас знали, везде непредвзято, дружелюбно встречали, и везде чувствовалось, что что-то не позволяет им "протянуть нам руку помощи". Узнал, что мы должны оформляться только у пограничников и таможенников; так как мы спортсмены, в судовом билете написано "судно спортивное", врачебный и прочий контроль не проходим.

Появилась мысль сдаться и нанять агента. Я попросил помощи у Сарычева. Виль Георгиевич позвонил к ГЛАВНОМУ диспетчеру, дружески пообщался, замолвил словечко за бедных туристов, и объявил нам, что завтра можем оформляться. По образцам, предоставленным нам Виль Георгиевичем, подготовили документы, откопировали кучу запасных бланков. Позвонил диспетчеру пассажирского порта, на удивление он ответил без враждебности — переходите в грузовой порт и завтра оформляйтесь, а сейчас в контору оплатить стоянку в порту. Начальник конторы, узнав, что мы отходим из грузового порта, предложил взять у диспетчера грузового порта накладные, что мы, мол, стояли в грузовом порту. Мне надоело ездить, да и накладно на маршрутке ездить, но поехал. Когда привез эти бумаги начальнику конторы, он долго считал на калькуляторе, что-то напряженно думал, я подумал, что с нас возьмут все отставшие деньги. Наконец он посчитал и выдал счет на сумму ... четыре гривны (около 80 центов)! Позже мне объяснили, что за стоянку в пассажирском мы заплатили бы ближе к сотне гривен. Что ж лучше оплачивать маршрутку. Оплатили счет. Звоним диспетчеру, берем добро на переход в грузовой порт.

Грузовой порт находится восточнее в четырех километрах. Погода отвратительная, низкая сплошная облачность, ветер как всегда наш встречный. Нам предложили не пижониться и перейти с помощью мотора. Согласились. Подцепили с тузика "Елены" Джонсон 3.5 на кормовую балку. Пассажиропортовская жизнь закончилась. С яхты отдают наши швартовые, запускаем мотор и выруливаем на выход из порта. Появилось какое-то чувство одиночества, оторванности от людей, всё, мы одни. И вдруг ...загудели сирены с яхт, на мачты взлетели флаги, нам замахали с яхт и с пристани, по рации передавали пожелания удачи. Нас провожали. Нас провожал парусный народ и жители, и гости Ялты, друзья и незнакомые. Мы выходили из порта, а нам вслед доносились пожелания успеха и "семь футов под килем".

Это было для нас так неожиданно, об этом не могли и подумать, и здорово. Мореходы с больших яхт нас приняли за своих, а мы на своем маленьком катамаране почувствовали себя среди них. И после этого, желание дойти до Турции стало вроде, как и долгом. И если мы планировали идти вдоль берега, то сейчас решили идти напрямую через море.

Как только вышли из порта, наша эйфория отошла на задний план. По морю бежали крутые, встречные волны. Катамаран запрыгал на волнах , кормовая балка стала уходить под воду, мотор то захлестывался волной, то взрывался в воздухе. На одной волне мотор оказался полностью в воде и заглох. В голове быстро пронеслись мысли - срочно ставить паруса, и по совковскому опыту, мыслю, где свечной ключ и ветошь, для протирки свечи. Но разум говорит, это "японец", и я дергаю шнур, мотор легко завелся и катамаран запрыгал дальше. Потом сколько раз заливался и глох мотор и так же легко и надежно заводился. И было когда после захлестывания, он не глох! Я был в "шоке". Поймите правильно это не песнь о Джонсоне, это страдания от наших Салютов.

Через полчаса вошли в спрятанную от ветра и волн, акваторию грузового порта. Диспетчер грузового порта по рации указал, куда нам приставать. Вскоре мы пришвартовались к пирсу, рядом с большим "рыбаком". Вечером отнесли мотор на яхту, попрощались.

09.07.04 8.00 утра. Я пошел оформлять отход, а экипаж стал готовиться к отходу. Зашел в кабинет таможенников, там сидят начальник смены и сотрудники (сотрудницы), я объясняю, что пришел оформлять отход за границу, в Турцию. В ответ — пожалуйста, нам нужны такие бумаги... У меня они уже были приготовлены с вечера, я их подаю. Отлично. И заработала печатешлепание. Через 15 минут все формальности были готовы и начальник спрашивает: " Кто пойдет отправлять?", желающих не было, — ладно, идите сами. Вдруг одна женщина спрашивает, на чем это мы идем. Я стал рассказывать. Она: — Ой! Я хочу посмотреть. Начальник тоже: — Ух ты, и я пойду.

Отход определили на 11 часов дня и дали декларации для членов экипажа на заполнение. Дальше я пошел к пограничникам. Сидит одна девушка, молча взяла паспорта, судовые роли, потом сказала: «Подходите к отходному причалу". Была тихая, солнечная погода. На катамаране тщательно готовились. Девчонки у рыбаков рыбу выпросили, приготовили, поели и отдыхали. Дима спал, Ира гуляла по причалу, Людмила наслаждалась безделием. Я вручил им декларации на заполнения. Мне рыба не пошла.

Когда заполнили бланки, решили переходить. Приготовили весла и стали вытаскивать якорь. Но якорь за что-то зацепился. Спокойствие прошло. Зацепившись веревками за пристань и соседнее судно, стали метаться в стороны, но якорь держал надежно. Время поджимает. Решаем нырять. Моряк с судна сказал, что здесь дно усеяно автомобильными покрышками и они все под слоем муляки и глубина здесь больше шести метров. Дима нырять отказывается, а я нырял не глубже двух метров.

Время быть у отходного причала, внутри все кипит от досады и бессилия. Раздеваюсь нырять, хотя знал, что не донырну, как вдруг якорь легко пошел. Моя парадная чистая рубашка, одетая для общения с берегом, стала мокрой от пота и грязной от якорного каната. Подгребли к причалу. Причал был высокий, рассчитан на большие суда, и я вылез на причал по висячим покрышкам-кранцам как скалолаз. Было время отхода и из помещения вышли молчаливая девушка-пограничница с нашими паспортами и любопытные таможенники. Их глаза посмотрели за меня и округлились, я обернулся. Над причалом качается конец мачты. Когда они подошли и заглянули вниз, катамаран показался такой маленький, да еще сплошь заваленный вещами.

Где же вы помещаетесь,- с ужасом спросила таможенница. Мы расписали мореходность, комфорт в больших красках. Начальник слушал, кивал, но кажется не поверил. Девушка-пограничница вручила наши паспорта, судовые роли и все пожелали нам счастливого плавания. Я спустился на катамаран, а они остались где-то высоко на верху.

12.00. Поднимаем паруса, отталкиваемся от причала. Службы ушли, а нас подхватил легкий юго-западный ветерок и потянул в море. Вышли из порта, и пересекаемся с курсом "Елены". Прокричали друг другу пожелания и разошлись, они домой, а мы в море.

Легли как смогли круче на курс (ИК 120), ветер до 2-3 баллов, скорость катамарана держалась 7-10 км в час.

Перешли на походный режим. По установившейся традиции, обычно, Дима становился на вахту с девяти вечера и до двух часов ночи, а все ложилась спать. В два ночи будил меня, пили горячий чай, и он ложился спать, а я "вставал" на вахту. Проверял курс, паруса, баллоны, авторулевой и если все в норме, то слушал радиоприемник и в прямом смысле наслаждался восходом Солнца, его светом и ТЕПЛОМ. Ночами мы мерзли и когда солнце начинает подниматься, вслед за ним мы постепенно раздеваемся, снимаем гидру, "теплую", мокрую от пота, одежду и утром катамаран оказывается завешанный нашими свитерами, штанами. В семь часов утра меня меняла Людмила, а я ложился спать. В девять часов был общий подъем. И в активную деятельность включалась Ирина — ее задача заботиться о питании экипажа.

Капитан на руле...

...и на камбузеЯ или Дима разжигали газовую плиту, ставили бидончик с водой и контролировали процесс закипания, Ирина засыпала крупу, слегка поджаренные, мелко нарезанную картошку и лук, специи в термос и заливали кипятком. В других термосах заваривали чай. И так за час мы готовили еду на весь день и только вечером для ночной вахты по желанию, готовили кофе. Завтракали в десять часов чаем и бутербродами, обедали в час дня, в семь вечера ужинали, в девять пили чай. С часу дня дня вахту принимала Ирина.

Обычно большую часть суток дует ветер одного направления и силы, мы выставляли паруса, шверт, крепили румпель, и катамаран сам шел в нужном направлении. Вахтенные ни днем, ни ночью не сидели все время за рулем, их задача была контролировать. Так прошли сутки — одни, вторые. Ветер по силе все же менялся, то усиливался, то затихал.

Правда в первые сутки весь экипаж, кроме меня, просидел по очереди в гальюне, это "выходила наружу" рыба. Как раз посреди моря наступил штиль, и мы скупались.

Ныряли с мыслями, что глубина-то здесь более двух километров. Вода прозрачная, открываешь глаза и видишь, как луч солнца уходит куда-то в глубь. Как в фильмах.

12.07 ночью перед утром набежали тучи, ветер задул с востока и усилился до 5 баллов. Убрали стаксель, зарифили грот. К утру появились высокие и крутые волны. "Авторулевой" держал курс нормально, но, увы, не мог обрабатывать волны, пришлось перейти на ручное управление. Волны были злые и били нас сильно. Для катамарана это оказалось суровым испытанием. Не выдержал металл, треснула правая рулевая коробка, выскочило перо руля, не потеряли его благодаря прикрепленным резиновым жгутам. До самого вечера нас трепало, полоскало. Катамаран то взлетал к небу, то проваливался в бездну и вслед за ним и наши желудки то взлетали к горлу, то проваливались в... . Промокли до ниточки и от брызг и пота, и замерзли.

Днем показалась земля. Турция. Наконец-то сбывается, но мы боимся радоваться, торжествовать, мы суеверны и мы еще не на берегу, но у каждого в душе кипит: Турция, вот она, мы в Турции, мы дошли. Когда подошли к бухте Аклиман, уже стемнело, и ветер затих. Решили здесь до утра "аклиматься".

Перед нами был ночной Синоп, весь в огнях и какой-то тишине. Мы привыкли, что у нас на побережье, где огни, там обязательно грохочущая музыка. А здесь тишина, только доносились звуки проезжающих автомобилей. Мы в другом мире. Ночь прошла в философии. От безветрия паруса поникли, мы не стали становиться на якорь, но по-прежнему несли вахту, наслаждались тщеславием и мерзли. Вдали сверкали молнии.

13.07.04 В шесть часов утра появился легкий ветерок, убрали рифы с грота, подняли большой стаксель и пошли в обход мыса на Синоп. По дороге встретили маленький островок, на нем, на весь покрытым белым слоем птичьего помета, сидели черные бакланы, как пингвины во льдах. Обошли мыс и опять перед нами появился Синоп, но уже дневной. Первые дома, первые люди, мы приветствуем друг друга. Прошли мимо детворы, тренировавшихся на "Оптимистах". Спрашиваем у всех встречных, где порт, но нас не понимают, нам кивают, машут, приветствуют и...все. Вскоре увидели мол, а за ним мачты судов. Обрадовались, порт нашли, осталось определить, где вход. Вдали все сливается — и мол, и дома, и набережная.


По рации вызываем диспетчера порта. Не отвечают. Увидели судно, выходящее из порта. Обрадовались, что вход нашли, но опять в растерянности, можно ли заходить? По рации нас никто не вызывает и никто нам не отвечает. Решаем заходить. Прошли вход, заворачиваем, акватория порта узкая, ветер встречный и мы хватаемся за весла. Гребем. Вокруг полно лодок, катеров, больших судов, они все стоят в три ряда. Можно ли приставать? Если можно, то куда и как?

Мы в напряжении. И вдруг крик: "Эй! Украина! Иди сюда". Нам махал турок с лодки. Подошли. Он сразу, вот агент, показывает на рядом стоящего человека. А мы, - можно ли приставать? Без проблем, но выходить на берег нельзя, только можно капитану. И передал меня агенту. Агент повел меня в полицию, она оказалась рядом. В полиции взяли наши документы, спросили на какой срок мы приехали. Дальше пошло больше похожее на торг.

Объяснялись мы через агента на английском языке. Если Вам нужна виза, это будет стоить столько, если будете платить транслог это столько, если будете нанимать агента это столько. Оказывается можно и не брать и не платить, но если хочешь вступить спокойно на землю и побыть на ней длительное время, то нужна обязательно виза, транслог можно заплатить в другом порту, если владеете турецким языком можно обойтись и без агента. Мы подумали и заплатили за все. Агент через полчаса принес нам паспорта с визами.

Турок поразило, что мы пришли без мотора. К вечеру об этом знал наверно весь город. К нам подходили люди и детвора и старики. Тыкали пальцами в баллоны, заглядывали за корму и "Вах! Мотор йок!" Одни нас называли "Big captain " (надо же, без мотора пришли), другие "Crazy captain" (надо же, без мотора ходят). Первый встретивший нас турок рассказывал, что во всех кофейнях говорят только о нас. Турки поразили нас своим гостеприимством. Они предлагали нам свою помощь, отремонтировали катамаран, показали город. Всю неделю мы провели в гостях.

Дмитрий с Ириной съездили в Стамбул (вечером сели в автобус и через сутки утром вернулись). И нас еще поразило — катамаран остался без присмотра, на виду лежали наши вещи, мобильные телефоны, как-то оставили видеокамеру и без нас приходили люди, щупали баллоны, заглядывали за корму, и ничего не исчезло. Как-то пришел Harbour master (по нашему - инспектор портнадзора), долго изучал наш катамаран, на мое недоумение он воскликнул. —"No promblem". Но на его лице было большое недоумение.

16.07 Решили перейти в бухту Аклиман. Туда нас пригласил турок, с которым мы очень сдружились. У него там кемпинг и хороший пляж, где мы сможем подготовить катамаран к обратной дороге.

С Ириной, она преподаватель английского языка, пошли оформлять отход. В полиции поняли, что мы собираемся уходить, с трудом объяснили, что мы должны в начале пойти к Harbour master. Пошли к начальнику порта. И здесь возникла проблема. Никто в этой конторе не знал английский. Нас спас подошедший сын начальника порта, он немного говорил, и мы стали объясняться. Оказалось оформлением должен заниматься наш агент, мы же ему деньги заплатили. Они сами ему позвонили и вызвали сюда. Потом мы узнали, что диспетчер порта, оказывается, слышал наш вызов по рации при подходе, но не смог ответить, опять по незнанию языка.

И еще узнал, почему было недоумение у harbour master во время осмотра нашего катамарана. По их меркам на таком судне и из порта выпускать нельзя и они были удивлены, что нас выпустили и более, что мы прошли. Появился агент, и мы попросили оформить отход и разрешить нам зайти на три дня в бухту. По нашим законам это невозможно, если закрыли границу, то приставать к берегу или даже встречаться с судами во внутренних водах нельзя. А здесь, "No problem", пожалуйста. Нам оформили отход, в судовой роли дописали (на турецком языке) что нам разрешено находиться еще три дня, в полиции "закрыли границу", поставили печати "убытие" в паспорта. ВСЕ.

Попрощались со всеми нас провожающими, забираем швартовые и озираемся, ветер опять встречный, как выходить из порта, вдруг к нам подходит рыболовное судно, парень с него нам кричит и показывает на буксирный конец, мы киваем, он кидает, Дима ловит и закрепляет за раму. И нас потянули из порта. Звуков сирен здесь не было, но, проплывая мимо набережной, мы видели, нам с пристани, кофейни люди кивают головой, машут руками. С нами прощаются.

Вышли на открытое место, отдали буксир, попрощались. «Рыбак" пошел в своем направлении, а нас подхватил слабый ветерок и потащил вокруг мыса. К кемпингу мы подошли утром. Нас там уже ждали, помогли вытащить катамаран на берег и разгрузить. Тут нас осенило: катамаран уже пятнадцать дней не вытаскивался на берег.

ДимаМы провели два дня в кемпинге в гостях. На второй день к нашему катамарану подошел местный жандарм, запросил документы и повел меня к автомобилю, указав, что поедем выяснять, но тут подбежали местные люди, что-то ему объяснили, он перечитал наши бумаги, нашел запись и извинился :"No problem", только попросил наши документы для снятия копии. Через час он их привез, еще раз извинился и предложил чем-нибудь помочь.

19.07.04Время возвращаться домой, мы прощаемся с турецкими друзьями, обмениваемся подарками. И в семь часов вечера отходим от турецкого берега.

Погода пасмурная, небо закрыли дождевые тучи. И.мы на попутном ветре ушли в дождь и ночь, а сзади остались на берегу, провожающие и вдали сверкающие молнии. Прощай Турция. С Крыма передали штормовое предупреждение.

К счастью шторма не было.

На следующий день задул слабый северо-восточный ветер, который нас без приключений за двое суток доставил к берегам Крыма.

21.07.04 К вечеру мы увидели Крымские горы. Среди ночи, увидели перед собой огни Алупки. Доставивший нас сюда ветер начал стихать.

22.07.04Утро мы встретили на траверзе Алупки при полном штиле.

Из радиостанции послышался вызов. Бдительные стражи границ вызывали судно, стоящее на траверзе Алупки в таких то координатах, то есть нас. Наш ответ они, конечно, не услышали и через час увидели моторку, мчащуюся к нам. В ней находился офицер-пограничник. Лодка объехала нас. Офицер переписал наш номер, а потом сурово спросил: « Откуда вы?".

— из Синопа! — кричим.

Он: — Идите к берегу, вот туда, вас там ждут, и не вздумайте сбежать, себе хуже будет.

— Не можем идти, ветра нет.

— На веслах гребите.

Да, мы уже дома. Что же, приказ надо выполнять. Достали весла и стали размышлять. По нашим правилам нам же нельзя подходить к берегу. Вспомнили про достижения современной техники и достали мобильный телефон. Позвонили диспетчеру порта.

Он в ответ: — Вы что, какой берег, для вас граница закрыта, идите в порт, мы вас ждем.

Подумали, может, пограничник не знает географию, и подумал, что мы из какой-нибудь крымской деревни выскочили.

Идти в порт тоже не получалось, ветра нет. Ждем и любуемся ясным небом, тихой солнечной погодой, крымским пейзажем.

После обеда потянул слабый западный ветер, и мы пошли. Пошли, как указал диспетчер, в грузовой порт. При подходе к порту звоним опять к диспетчеру, а он, мол, вы долго идете, вас устали ждать, идите в пассажирский. Разворачиваемся на 180 градусов, пошли в пассажирский порт. При подходе к порту звоним к пограничникам и знакомый женский голос: «Я вас вижу, подходите к такому-то причалу и ждите". Зашли, подходим к причалу, а они-то рассчитаны для больших судов. Пришвартовались к кранцам. Ждем. Через полчаса звоним. Отвечают, мол, комиссия вас в грузовом порту ждет, но если оплатите за их проезд на такси, то они сейчас подъедут. Мы соглашались на все, лишь бы быстрей все закончилось и быстрей вступить на берег.

Через полчаса увидели идущую к нам, комиссию в составе пяти или семи человек, в общем, много и среди них знакомую пограничницу. Все с дипломатами, в формах, подошли к стенке, заглянули вниз. Посмотрели и предложили мне подниматься верх. На причале гулял ветер, бумаги разлетались. Кто-то предложил идти в кабинет и там оформлять. Меня усадили за стол, дали ручку и стали подавать бумаги на заполнения. Но после шкотов, ручка не слушалась, писалось медленно и коряво.

Комиссия заволновалась, требовала побыстрей. Потом они стали сами заполнять бумаги, а мне подавать на подпись. По мере заполнения бумаг толпа начала редеть. Первой ушла девушка-пограничница, потом врач, убедившись, что мы здоровы, потом карантинщики - что у нас нет больных растений, санитары - что нет у нас крыс. Последними попрощались таможенники. Бумаг было много, вместе мы управились за пятнадцать минут, а если бы я заполнял один?

Потом диспетчер дал указание освободить место и пришвартоваться, по нашей просьбе, к стоянке яхты "Елена".. Позже мы поняли, почему так быстро оформили приход. Это был конец рабочего дня. Даже никто не вспомнил про оплату такси.

Яхта "Елена" как и все другие яхты, катала отдыхающих. Мы одиноко пришвартовались на место и стали ждать. Ближе к вечеру начали подходить яхты. Видно тяжело достается хлеб экипажам, приходят усталыми. Скупо спрашивают — ну как? и так же скупо поражаются. Вечер прошел в расспросах, рассказах, а ночь в тишине и покое.

На следующий день Ирина поехала домой, а мы втроем собрались уходить на Мариуполь. Передали штормовое предупреждение, но никто неотговаривал нас идти, наверное, наш катамаран уже не воспринимался резинизделием, а мы - авантюристами. Оформили отход по всем правилам, т.е. даже у таможенников. И здесь нас тоже предупреждали о шторме и желали "семь футов под килем".

Все яхты с утра ушли, и мы отходим в одиночестве. Когда вышли из порта, мы опять увидели, что мы не одиноки. Наш курс пересекали яхты, кто-то обгонял, кто-то шел на встречу, и мы прощались.

До Керченского пролива мы шли трое суток. Шли без приключений и сложностей. Единственно, при пересечении Феодосийского залива нам приказали войти в Двухякорную бухту и ждать. Как, оказалось, стояли все суда. Через час разрешили всем идти согласно своему плану.

26.07.04 Днем вошли в пролив, связались с погранпостом и предупредили, что мы всех слышим, но ответить не можем. Пограничники обещали это передать по постам. С попутным ветром мы дошли до Аршинцева и ветер стих. Стих в тот момент, когда мы проходили фарватер, а по нему шел буксир. Не знаем, что там о нас подумали, но буксир дал нам возможность невредимыми уйти с пути. Темнеет, ветра нет, течение сносит назад. И мы садимся за весла. Гребли всю ночь. К утру подошли к мысу Фонарь и попросили у поста разрешения пристать к берегу. Устали.

Чемпионат Украины 2004 г.

27.07.04 После обеда задул северо-восточный ветер силой до 2 баллов. и мы в пять вечера пошли дальше. За сутки одним галсом прошли Азовское море, вышли к г. Приморское. Повернули на Белосарайскую косу.

30.07.04 Отпраздновали День рождения Димы и вечером вышли на пляж на Белосарайской косе, на нашем конечном пункте нашей морской одиссеи. Поход закончен.

Со второго августа здесь начнется Чемпионат Украины по парусному туризму. Мы пока были первыми и одни.

Е.Г.Коротких
Луганск, 2004 г.


На Чемпионате Украины 2004 г.

Дополнительные сведения

Катамаран "БАБАДАГ" (тип Странник-3): длина 6.9 м, ширина 3 м, парусность 20 кв.м, масса 200 кг, конструктор В.И. Феденюк, выпускаются в Луганске.
(сообщил Е.Антонов)

Фото Странников в другом походе на Азове ("Бабадаг" со старыми баллонами и "Лимон" В.Феденюка):




Сайт управляется системой uCoz