Владимир Городецкий
Поезд Москва – Мурманск, вагон № 2, места 14 – 16. Едем в Медвежью Гору с Артуром Лайзаном. С нами 2 Саши, 2 Люды и Алексей 12-ти лет в вагоне № 13. 45 минут погрузки даже не заметили. 7 рюкзаков с катамараном, продуктами и вещами разместили на 2-х третьих полках. Там же колеса от телеги. Еще одна сумка с продуктами под столиком. Начался поход по Онежскому озеру из Медвежьей Горы через Кижи в Петрозаводск.
Собственно поход начался еще месяц назад, когда я помог Артуру перегнать кат из «Малины» в Конаково. Разобрать его, довезти и погрузить в электричку до Москвы, перевезти на Каланчевку, потом на Курский вокзал (очень много ступенек). Затем встреча участников – намечали маршрут и стоянки, список продуктов, поездка в Конаково за закруткой стакселя и забытыми вещами, покупка продуктов (большое спасибо жене Ирине). Помимо этого удаление зуба с некстати выскочившей пломбой и переживания по поводу пальца, проколотого проволокой 22.07.05 на работе (больно было руку сжать – разжать, а если что-то сделать…) Но с утра 23 палец стал понемногу шевелиться. Переупаковал продукты, пригнал машину, погрузился. 18-30 Железнодорожный – погрузка. 19-30 Питерский Вокзал – разгрузка. 20-30 Кузьминки – гараж. 20-55 метро – прощание с Ириной. 21-25 Питерский вокзал – 3 часа томительного ожидания...
Лавасгуба - место старта.
Полуостров Оровский. Прекрасная стоянка с гравийной отсыпкой и небольшой полянкой между деревьями. Есть дом рыбака и банька. С войны остались траншеи и место блиндажа. Позавчера только вышли с Артуром из Лавосгубы - справа гроза идет. Кричали по рации остальным, что бы не выходили, а они рации не включили. Сами попытались убежать – не успели. Одели непромоканцы, привелись, убираем стаксель – шкот колышкой вокруг уключины, а там весло. Артур пытается выдернуть весло. Я кричу:- «Брось его! Развяжи страховочный узел». Худо – бедно убрали стаксель и привелись.
Смотрим на остальных. «Большой» убрал паруса, а «Альбик» понесло влево. Нас самих мотает – еле успеваем поворачивать нос на ветер. Сидим по пояс в воде – сливные шпигаты перекрыты вещами, и вода не успевает сходить. Смотрю остальных. «Большой» мористее прошел под мотором вперед, а «Альбика» совсем не видно. Запрашиваем по рации. Отозвался Саша Макаров на «большом». Сообщил, что у него все в порядке, а Саша Перфильев на «Альбике» далеко левее. Мы не слышали Перфильева, но, судя по тому, что слышали по рации, Макарову все же удалось связаться с ним. Так как все промокли, решили сократить дневной переход и идти на мыс Усов-Наволок сушиться.
На мысе Усов-Наволок еле нашли места между кустами для катов и палаток. Между деревьев натянули тент, под который сложили вещи. Развели костер и стали сушиться. Попутно стали готовить ужин. За ужином (или обедом – кто разберет) разбирали нюансы перехода. Вывод: перед выходом мы не отдали дань ПЕРУНУ! Решили исправить это НЕМЕДЛЕННО! Налили чарку спирта и ТОРЖЕСТВЕННО выплеснули ее в воды Большой Губы Повенецкого залива.
Жертва ПЕРУНУ не прошла даром. К утру 26 ветер повернул с запада на юг и стало развеиваться. Мы с Артуром собрались первыми, и вышли в направлении мыса Кумснаволок. Конечная цель дневного перехода – мыс Оровнаволок. Дошли до острова Кильостров. Пора делать поворот на генеральный курс, но ветер стих. Минут 15 болтались в ожидании. Потом по рации договорились, и Макаров под мотором взял на буксир сначала нас, потом Перфильева. На буксире шли пока не оказались на траверзе мыса Гажий Наволок. К этому времени опять появился слабый южный ветерок. Мы поставили паруса и через час с небольшим были на месте стоянки.
Мегостров – когда-то опорный пункт обороны. Окопы, ходы сообщений, зенитные позиции, много колючки. На юго-западном берегу маяк, и, недалеко от него ДОТ. На северо-восточном – удобная бухта: песок – гравий. Хорошая стоянка с кострищем и банькой.
Здесь ребята из Клина на металлических 3-х секционный тримаранах.
Вчера пришли сюда можно сказать за два галса. Ветер был юго-восточный 4 – 5 метров в секунду. Со стоянки на полуострове Оровский мы с Артуром вышли в галфвинд курсом юго-запад. Отойдя от мыса Оровнаволок примерно на полкилометра, повернули на юго-восток, и пошли в бейдевинд, как можно круче к ветру. Скорость на переходе составляла 5 – 6 километров в час. Видимость по курсу и вправо от него была хорошей, а вот левый берег был как в дымке из-за дождевых облаков, которые паровозиком тянулись в направлении ветра.
Мы наблюдали за этими облаками и своевременно корректировали курс, проходя между ними. А вот Макаров с Перфильевым (как выяснилось после перехода), выйдя на полчаса позже, сильным ветром под грозовой тучей оказались прижатыми к левому берегу, много лавировали и собрали на себя практически все дожди. А мы с Артуром оказались у острова Сельг. Там сделали легкий «перекус» из горячего бульона и чая. Определив (в бинокль), что Макаров с Перфильевым находятся в районе мыса Исаковщина, взяли курс на восток, в надежде встретиться с ними в районе острова Мудростров, но, пройдя километра 4 увидели, что попадаем в самый центр дождевой тучи. Тогда мы опять повернули на юго-восток дошли до острова Речной, и уже там повернули на восток в направлении острова Петростров.
Макаров с Перфильевым в это время были в районе Заячьих островов. Потом началось что - то непонятное. Мы были на траверзе острова Сало, когда увидели, что Макаров держит курс на юг: за нашу корму в сторону острова Палеостров. А Перфильев прошел через протоку между островами Мудростров и Петростров и шел в сторону косы Западной Челмужской. Переговоры по рации (видимо из-за помех) не получались – смогли разобрать, что нужно найти какой-то маяк. На всякий случай повернули и пошли за Макаровым. Но он развернулся и, пройдя мимо нас на большой скорости (еще бы парусов в 2 раза больше, чем у нас), обогнул остров Сало и скрылся.
Из «кваканья» по рации мы поняли, что он ищет остров, у которого на южном берегу есть маяк. Мы тоже развернулись и пошли в сторону острова Кайнос. Ветром нас сильно сносило в сторону Петрострова, поэтому мы были примерно по средине между Петростровом и Кайнос, когда Саша Перфильев, идя с востока на запад, обогнул северный берег острова Кайнос и пошел практически на юг к Саше Макарову. Они о чем-то переговаривались, но о чем – разобрать было не возможно. Мы с Артуром опять развернулись и пошли за Перфильевым, но теперь идти нам пришлось прямо против ветра. Пришлось сделать 4 галса, прежде чем добрались до Кайнос.
Перфильев с Макаровым к тому времени уже скрылись в протоке между островами. В конце концов, мы тоже добрались до протоки, в которой 2 раза цепанули за камушки швертом, и увидели северную бухту Мегострова. Пока подходили к берегу все ломали голову: зачем нужно было столько метаться от одного берега до другого, если можно было просто от Петрострова пройти севернее острова Кайнос и придти на северный пляж Мегострова за 1 – 2 галса?
В 11-09 вышли с Мегострова на остров Хед. Пришли в 14-25. 13 километров. Правый галс не меняли до высадки. Ветер гулял от левентик до галфвинд, от 0 до 5 балов. По пути поймали 9 окуньков. 10-го утащила чайка (хорошо хоть крючок остался). Еще несколько сорвалось из-за большой скорости. Еще я почти вплотную прижался к западной вехе. По карте здесь 17 метров глубины, но метрах в 10 на запад от вехи из воды торчит что то наподобие трубы 3/4. А ведь ночью веху видно плохо. Не дай бог на эту трубу ночью, да на надувнушке…
Остров Хед. Пляж песчаный, как в Юрмале. С южной стороны мыса с маяком есть даже вал – дюна. Волна туда бьет тоже как в Прибалтике. Сфоткал Артура в волнах, а у меня в мыльнице батарейки сели. Уха на славу. Поспела практически к приходу остальных.
Посетили Кижи. Деревянное зодчество. Отщелкал всю пленку. Еще на Хеде, после замены батареек в фото, почему - то сработала обратная перемотка, пришлось сменить всю пленку. Сегодня купил еще одну. Идем между островами под мотором на буксире, и делать в вообще нечего…
А вот вчера были скачки с препятствиями. Ветер повернул на северо-запад. Волна на наш пляж на о. Хед пошла большая. Если стартовать с пляжа – разорвет баллоны – не успеем отойти. Тащим с Артуром кат на стрелку острова. Грузимся. Стартуем с «разгона»: Я тащу кат с носа, сколько позволяет глубина, когда волна бьет мне под мышки, прыгаю на балку. Артур примерно тоже делает с кормы.
Грот зарифлен почти на половину. Курс – крутой бейд. Идем почти перпендикулярно к западному берегу. Когда прошли почти половину расстояния до берега, ветер стал заходить к западу, волна стала более пологой. Решили убрать рифы. До западного берега дошли практически без приключений, если не считать пары «коровьих оверштагов» из-за заходов ветра. Остальные тоже стартовали со стрелки, но почему то решили идти на безымянный мыс перед мысом Габнаволок по прямой. Для «большого» в общем - то нормально. А вот для «Альбика»? Ну, вольному - воля.
Мы под берегом, без волны, на полном бакштаге и то приходилось и стаксель убирать, и за борт вывешиваться, держась ногами за фальшборт, как какой нибудь гимнаст. Пришли. Сразу за мысом маленькая бухточка с большими камнями, но приткнуться и попить чайку сидя на плавнях можно. Пришли минут на 15 позже «экстремалов».
Следующая контрольная точка мыс Лейнаволок. Мы с Артуром вышли на 0,5 часа позже остальных. Еще минут 15 пытались поймать ветер. Он «вдул» очень резко в бакштаг. Артур перекатился на мое место (справа) и двумя руками держал румпель. А я перелез через задний фальшборт, уселся на герму на 7 балке, и так несся как на тройке, держа в левой руке гроташкот, а в правой стаксельшкот. И все равно, временами носы баллонов зарывались в попутную волну – брызги долетали до меня, а Артуру можно было бы потом неделю не умываться. Артур кричит: - «Сдвинься еще назад», а я: - «Дальше уже вода. Ты туда баллоны не приделал!»
От бухты, в которой мы пили чай, береговая линия поворачивает сначала на юго-запад, а потом на запад. Поэтому, по мере нашего продвижения, наш курс с бакштага поменялся на галфвинд. Справа открылся заливчик, в глубине которого виднелся населенный пункт Тамбицы. Проходя его, последовательно обгоняем моторку с тремя рыбалками, «большого», и уже на траверзе мыса Курней Наволок догнали «Альбик». Потом они сказали, что здесь порывы ветра были такие, что пришлось майнать паруса. А мы с Артуром проскочили это место на полных парусах. Ветер в вантах свистел. В Артуре 100, у меня 74 кг. Сидели почти в одной точке на правом борту. Так что «пронесло».
После мыса Курней Наволок вдалеке увидел веху, примерно в километре от берега. Но до бинокля тянуться возможности не было, поэтому разглядеть какая она не смог. На всякий случай посоветовал Артуру держать «мористее» ее. По мере приближения к вехе, меня стали одолевать сомнения. В конце - концов (с опаской) все же дотянулся до бинокля. Гляжу: Восточная! Почему?? До правого берега километр, до левого 7 – 8. Почему восточная? Изловчаюсь, что бы заглянуть под стаксель. Вот ОНО! Метрах в 250 левее от вехи ЕЩЕ одна – и ЗАПАДНАЯ!!! Но мы уже так близко, что обойти эти «ворота» на такой скорости, без риска опрокинуться на повороте, просто не в состоянии. Идем между вехами и смотрим «во все глаза». Слава богу, из воды ничего не торчало (см. переход Мегостров – Хед).
После «ворот» пришлось еще довернуть вправо. Ветер стал бейдевинд и нас начало отжимать в море. Волна выше 0,5. Ветер стал усиливаться, а скорость упала до 1,5 – 2 км. После 2-х часов мокрой «рубиловки» (носы баллонов при ходе вверх подбрасывают верхушку волны, и она обрушивается на нас в виде хорошего дождя. На 2-м «Альбике" наверное, легче. У него баллоны тоже «Тритоновские», но с форштевнем), решили сменить галс и спрятаться за мысом Варнаволок (в бинокль увидели 2 песчаных пляжика).
После поворота Артур перебрался на свое штатное место на левом борту, а я перебрался в кокпит (я так и сидел на корме баллона) вплотную к Артуру почти в ДП. Шкоты все равно в руках. Смотрим вокруг. Все на параллельных курсах. Макаров в 3 километрах на норд-ост, а Перфильев метрах в 300 на зюйд-вест. Артур по рации говорит: - «Нас залило. Прячусь под берегом». Макаров отвечает: - «Не разберу слов», а Перфильев (как всегда) молчит. Уже зашли за мыс – «Альбик» снова на правом галсе, и делает «коровий оверштаг». Дальше мы уже зашли в бухточку и «Альбик» больше не видели.
С Макаровым держим связь, все более разборчивую, по мере их приближения. Предлагаем им супчику. Они согласились. Быстро развели костер на кострище, и к их приходу был готов суп из пакетиков и чай, а вещи и продукты разложены на солнышке для просушки. Ждали Сашу и Люду Перфильевых, но они не пришли и не отзывались по рации. Решили искать их на буксире под мотором, как только ветер немного стихнет. Попутно Артур с Андреем решили попробовать ловить «на дорожку». Я пересел к Саше и Люде на «большой», а Андрей с Артуром на нашем с 2 спиннингами. Когда вышли на стрелку мыса Варнаволок, Артур кричит: - «Володя! У тебя зрение хорошее – ищи чаек». Люда мне протягивает бинокль, а я говорю: - «Без него лучше». Попутно осматриваем берега на предмет «Альбика».
По всему горизонту не видно ни чаек, ни «Альбика». Минут через 20 говорю: - «Право 30 чайки». Осматриваем в бинокль по очереди. Пришли к общему выводу: каменная гряда далеко выходит в залив у поселка Типиницы. Когда подошли поближе в бинокль разглядели и чаек на камнях. Но они отдыхали, и рыба в этот день нам не светила. Ветер хоть и приутих, но волна приличная. Гляжу назад – Артур сидит с закрытыми глазами, а Андрей точно – спит. Ну, пусть отдыхают. Буксир привязывал я сам. Так, что они могут спать спокойно.
Каменистая коса с чайками осталась за траверзом минут 15 назад. Вижу 2 белых треугольника на мысе по курсу. Правый очень похож на грот «Альбика». Пытаемся разглядеть в бинокль. Далеко, и из-за качки трудно разглядеть на 100%. Еще минут через 10 Артур говорит по рации: - «Прямо по курсу похоже на парус «Альбика» - оказывается, не спит. Отвечаем: - «Видим, и идем туда». Все время вызываем Сашу Перфильева по рации. Когда осталось километра 1,5 он все - таки ответил. Запрашиваем про место под ночлег. Ответ: - «Пристать можно, но болото. Готов обед». От обеда отказываемся, но пристаем для обсуждения дальнейших планов.
Первая (вообще то уже вторая после Мегострова) серьезная размолвка по поводу организации связи и взаимодействия. Саша Перфильев очень обиделся на то, что отказались от его обеда. Стал обвинять всех, что делается так, как хочет Артур. Тут не выдержал я: - «Причем здесь Артур? Мы не можем идти так же круто как ты. Баллер разболтался. 3 заклепки поменяли на болты. Упираться рогом и мокнуть из-за 1,5 – 2 км/час, и думать: Как бы не снесло в открытое море, да не сломать кат? Или переждать час – два и дойти на 100%?
То, что мы выбрасываемся на берег, мы объявили по рации. Саша Макаров ответил сразу, хотя был раз в 5 дальше от нас. Ты же с первого дня похода ответ по рации нам считаешь выше своего достоинства. Когда мы заходили за мыс, ты делал поворот в НАШУ сторону. И тебе спуститься по ветру к нам – 15 минут. А «большой» против ветра добирался до нас 45. Когда они пришли, суп был уже готов. И что? Вылить суп в воду, побросать мокрые продукты в кат, и пытаться догнать тебя с риском для жизни? Мы бы так и сделали, если бы тебя уносило в море!
Но, тогда бы ты был у нас на виду – слева от мыса, за которым мы спрятались от ветра. И ты видел, как мы туда уходили! И тебе понадобилось бы 10 – 15 минут, чтобы подойти к нам. И по рации мы это сказали. Но ты по рации не ответил, сделал «КОРОВИЙ ОВЕРШТАГ», и ушел на право за мыс. Еще со старта от маяка на Хеде, мы с Артуром пошли самым безопасным маршрутом – почти поперек озера под прикрытие наветренного берега от волны. С зарифленным гротом. Когда увидели, что обстановка позволяет, поставили полные паруса. Ты, Саша, пошел напрямик по большой волне, и пришел на 1 стоянку на 15 минут раньше нас. У нас с Артуром задача – пройти намеченный маршрут и вернуться в Москву. Думаю, что этого хотят и остальные. А если ТЫ «ЭКСТРЕМАЛ», то хотя бы изредка оборачивайся назад – а вдруг у кого - то поломка – на воде всякое бывает. И не прими за труд отвечать по рации на вызовы».
В общем, когда пошли искать место для стоянки, Саша Перфильев отказался идти на буксире под мотором. И после 1,5 часов борьбы с ветром и волнами он добрался до места стоянки на безымянном островке около острова Долгий. Когда его кат вытащили на берег (если так можно назвать те кусты), Артур показал ему, что его «нулевый» баллер тоже желает лучшего – несколько заклепок уже разболтались.
Ну, хватит о грустном. Надеюсь, что это была последняя размолвка за этот поход. Кстати. Пока Андрей с Артуром пытались поймать рыбу на буксире, они упустили весло. Утром я нашел доску 50. Артур срубил осинку на веретено. Отпилили доску, распустили до 25, сбили гвоздями. Получилось отличное весло. Тяжеловато, но если грести с уключины (Артур купил резиновые в «Экстриме» и закрепил хомутами на релинге), гребок получался эффективнее, чем штатным. Во всяком случае, я Артура перегребаю. Приходится подруливать.
После завтрака, под мотором прошли по шхерам до большой протоки. Поставили паруса. Ветер слабый попутный. Попробовали поставить спинакер, сшитый Артуром накануне похода. Кажется, Саша Макаров нас заснял на видеокамеру. Немного помучавшись с управлением спинакером, зашли в заливчик с восточной стороны острова у мыса Наволок. Убрали паруса и на веслах полезли в камыши у пожарного причала.
Курс - на Кижи.
Тут же прибыл гоняла. Объяснил: на другой стороне острова есть причал. Надо идти туда и купить билеты. Решили идти под мотором. Пришли. Привязались у кустиков. Рядом, на торце пирса, дебаркадер. К нему ошвартован «Чехов» (3 палубы, ГДР) и «Метеор» у пирса. С другой стороны пирса за дебаркадером - 6 «Просторов», а прямо под берегом «Альбатрос» на «Куликовских» баллонах. На берегу несколько палаток с сувенирами и едой. Есть «шунгит» по 80 рублей 200 грамм. А мы набрали на том острове, где ночевали, кто сколько сможет унести.
Еду купили по желанию (мороженное и пиво). Входной билет – 110 на двоих. Купили. Прошлись. Сфотографировали. Послушали. Вернулись обратно. Купил Ирине (жене) сувенир – большую деревянную ложку с надписью «Кижи». Артур купил бутылку водки и шампанское (у него сегодня день рождения). Я купил по банке пива и по булочке с сосиской. Съели. Захотелось еще. Купил еще по 2. Наелись. Около нас приткнулись ребята из Москвы на самодельном кате и «Альбатросе». Ребятам не повезло. В самом начале сломался шверт на самоделке. 3 дня шли сюда под мотором. Здесь разберут каты, и на «Метеоре» поедут в Петрозаводск. Предложили остатки горючки – 1,5 литра. Сбегал за Сашей Макаровым. Кажется, они договорились.
До следующей стоянки добирались под мотором по протокам между островами. Встали на одном из безымянных островков, закрытом от «Большой Онеги» островом Большой Леликовский. Каменные плиты, но место нашлось и для катов и для палаток. Пока ставили палатки и каты, Артур приготовил ужин. Пьем, едим, поздравляем, фотографируем. После ужина Артур пошел рыбачить на Макаровской надувнушке. Привез щуку и окуньков. Все были сыты и рыбу решили оставить на утро. Вдохновленные Артуровым «трофеем», Андрей и Саша Макаровы решили тоже пойти половить. Начал накрапывать дождичек. Все залезли в палатки. Вдруг шум – Андрей поймал первого в жизни щуренка. «Карандаш», но приятно. Спим.
На завтрак уха из окуньков и вчерашняя щука, и щуренок (щуренок исключительно для Андрея). Собрались. Вышли в сторону Липовских островов. Ветер слабый. Дождик собирался – не собрался. Артур пытается ловить рыбу. Сказал: - «Правь на чаечник». Нет ни чаек, ни рыбы. Артур перепробовал весь свой «патронташ». Рыбы НЕТ!
На траверзе острова Южный ветер скис совсем. 0,5 часа сидели, ждали. Ветра нет, и рыбы нет. Решили взяться за весла – вроде поддул ветер. Подобрал шкоты, ветер тоже прибавил. Так и дошли с плавным набором скорости. Так, что за 10 метров до песчаного пляжа пришлось убирать стаксель и растравливать грот. С помощью волны 1/3 баллонов оказалась на берегу. Разгружаемся. Ставим палатку. Натягиваем веревки для просушки вещей. Завтра дневка.
Стоянка оборудована: 2 столика со скамьями, кострище, ближе к воде лежанка для бани. Ветер постоянно усиливается. Чтобы не продуло за столом, ставим из тента ширму от воды. Пришел Артур – на соседней стоянке, за перелеском, «Тайфун». Я, оба Саши и Андрей пошли смотреть. Ребята из Питера: муж, жена и собака. «Тайфун» стандартный. Из доработок: фальшборт вокруг всего мостика высотой 0,65 и дополнительный мостик для работы с мотором, а так же обтяжка мостика – много отдельных петель из стропы 25 с пластмассовыми пряжками. Пришли обратно – ужин. После ужина Артур объявил: - «Сейчас баня будет готова!»
Но все разбежались, почему-то в разные стороны. К тому же ветер усилился. Еле – еле закрепили пленку. Пришлось снять всю оснастку для спинакера. Но жар выдувало очень быстро, и воды оказалось мало. Хватило на нас с Артуром, Андрея и чуть – чуть на Сашу Перфильева. А Саша Макаров и обе Люды пришли, когда все уже закончилось. Пришлось им по новой топить баню, греть воду и натягивать пленку, предварительно поставив еще одну ширму перед баней – ветер усилился очень. Мы с Артуром помогли натянуть пленку на баню и легли спать.
Дневка. Долго спим. Артур ходил на кате рыбачить – ноль. Позавтракали. Сходили с Артуром на один из островов. Много фотографировали. На обратном пути ветер еще сильней. В протоку между островами с Большой Онеги гонит крупную волну - чуть меньше метра, но хорошо, что пологая. За один галс не вписываемся дойти до стоянки – там есть еще и каменистая отмель. Пришлось делать контргалс почти до острова опять через протоку, а потом опять через протоку, но уже выше, поэтому скоро нас прикрыл от волны другой остров. Ветер усиливается.
Наш пляж оказался открытым для волны и ветра со стороны Большой Онеги. Прибойная волна очень похожа на прибалтийскую, только цвет другой и не пахнет йодом. Делаем художественное фото. К вечеру нагоняет дождь. Ужинаем под тентом. Все равно южную скамейку заливает. Ложимся спать. Ночью дождь усилился. Если бы палатка была однослойная (без тента) наверное, могло и пролить. К утру тент нашей палатки можно было выжимать. Хорошо хоть дождь закончился, выглянуло солнышко и штиль – перед выходом успели просушиться.
С Липовских островов решено идти к деревне Пегрема. Там есть какая – то «Долина ИДОЛОВ». Как всегда мы с Артуром собрались быстрее всех. Ветер навальный около 4 м/сек. Делаем небольшой контргалс и ложимся на курс с расчетом не зацепить каменистую гряду, идущую метров на 30 в сторону островов и прикрыться островами от волны, которую наверняка гонит с Большой Онеги. Но, когда вышли из – за островов, оказалось, что волны практически нет и ветер постепенно начал затухать и поворачивать на север.
Ни одной чайки не видно. Пока на нашем траверзе маячил остров Макс (около 1 км длиной) скурил 2 сигареты и уже начал подумывать о третьей (а между сигаретами я всегда стараюсь выдержать паузу не менее часа). В полукилометре от острова Сосновцы ветер стух вообще. Тут не выдержали и остальные (они в это время находились на траверзе южного мыса о. Макс) – убрали паруса, привязались и под мотором пошли к нам. Не спеша убираем паруса (с натягом, что бы не распушило «встречным ветром», тянем шкентель закрутки стакселя, очень плотно пришнуровываем грот к уишбону и мачте), а «морковка» всегда наготове.
И вот «паровозиком» втягиваемся в Уницкую Губу. На севере замаячила тучка. По мере ее приближения постепенно одеваемся – при выходе с Липовских островов на мне была тельняшка и спасик, обувь на просушке. Надеваю сапоги (ноги замерзли), куртку-непромоканец (чтобы не продуло). Примерно так же одевается и Артур. Уже практически под самой тучей накрываем кокпит тентом (чтобы, если пойдет дождь, было посуше внутри). И вовремя! Дождь пошел резко, сильный и холодный. Укутываемся тентом по самые уши.
Снаружи оставляю один глаз, что бы держать кат в кильватере. У каких-то безымянных островков Перфильевы запросили передых. Пристали у створных знаков. Костер, обед. Дождь кончился так же резко как начался. Решаем, что делать дальше. Ветра практически нет. Поэтому пошли дальше опять под мотором. Километра через 2,5 – 3 слева показалась макушка часовенки среди деревьев. Беру «мыльницу», делаю пару кадров.
Чуть дальше открываются полуразрушенные дома, и даже какое то подобие причала. Но к берегу мы подошли все-таки у кустов (старые гвозди для нас страшнее больших камней). Берег высокий, но у берега глубоко. Вылезаю на камни, с них на берег. Артур подает мне «морковку», привязываемся к кустам. Кругом крапива и малина. Пробиваемся к «центральной улице». На «центральной» травы не меньше чем везде. Но тропинки протоптаны приличные. Дома брошены.
Решили разбиться для поиска «живых». Саша Макаров пошел направо, а все остальные налево. Мы с Артуром сразу пошли к часовне. На ней табличка: «Памятник. Охраняется Государством». Дверь прикрыта, но не на замке. Заходим. Иконка, вазочка с цветами, на полу фаянсовая плошечка с песком – для свечки, листок бумаги с какой то молитвой. Служба или что-то подобное было на троицу. Щелкаю мыльницей, выхожу притворив двери.
Лестница на колокольню. Осторожно (кто знает сколько ей лет) поднимаемся. Колоколов конечно же нет, но вид на деревню открывается приличный. Делаю несколько снимков против часовой стрелки. Основной народ уже на яре метрах в 50 от деревушки. Спускаемся, прикрыв дверь в часовенку, встречаем Сашу Макарова. Он говорит: «Если это музей – то должен быть хоть какой то директор или сторож. Но никого не видел и даже домика в котором можно жить тоже».
Мы ему посоветовали подняться на колокольню и поснимать видеокамерой от туда, а сами пошли к яру. Я щелкнул всех кто там был снизу. Потом Артур дал мне свою камеру – попросил заснять его наверху, потом мы поменялись местами и он сфоткал меня моей мыльницей. Еще я заснял часовенку с яра. По тропинке обратно зашли в один из домов. Стены сложены из хороших бревен, но полов и крыши нет. На стене в комнате насчитали 12 слоев обоев, а в сенях на стенах обрывки газет со статьями Сталина, Брежнева, Хрущева. Собрались опять на «центральной улице». Решаем, что делать дальше? Деревня эта, если и Пегрема, то уж точно не «Долина Идолов». Решили идти дальше и посмотреть. А так как появилось что - то наподобие ветерка, то идти под парусами. Что мы и сделали.
Пройдя километра полтора увидели конуру (вроде рыбацкой времянки), чуть дальше флаг и какой то плакат. Подошли ближе – какой то мужичок в голубой футболке выскочил из конуры и быстрым шагом пошел к тому месту, где наш курс намечался пересечься с береговой линией. Я сказал Артуру: «Я так думаю, что эта конура и есть домик директора, а «голубой» мужик – сам директор». Так оно в конечном итоге и оказалось.
На дневке у Липовских островов Саша Макаров зачитывал нам отчет предшественников о посещении этой «ДолинЫ ИДОЛОВ». Там после всяких «СУПЕР-ПУПЕР-ГИПЕР» было короткое резюме: ФИГНЯ!!!
Полностью согласен с предшественниками!!!! Символично, что пленка в фото кончилась после 2-х нажатий на затвор. Не знаю как у других, но у меня сложилось впечатление, что большую часть этих каменных идолов «директор» сделал своими руками, а нам вешал на уши лапу, перемежаемую стихами собственного сочинения. Но каждый в условиях «дикого севера» выживает как может. Поэтому осуждать его за это нельзя. Когда (уже за ужином) Саша Перфильев спросил: «И сколько ему заплатили?», Саша Макаров ответил: «Я заплатил 100 рублей, и получил удовольствие!» Ну что ж, я думаю – комментариев к этому не требуется…
Ночевать решили на островке, на котором обедали. Пошли под парусами. Мы с Артуром поставили «спинч» и учились им управлять. Пришли к выводу, что лучше все же сделать спинакергик. Тут же на острове нашли две подходящих рогатки и с помощью марок привязали их к концам трехметровой жердины. Завтра, если позволит ветер, испытаем.
На сегодня намечен большой переход – дойти до мыса Чажнаволок. Контрольное место сбора (там же намечен обед) в районе острова Сярь. Мы с Артуром (как всегда) собрались и вышли раньше всех. Как только вышли из тени острова убрали стаксель и поставили спинакер. Ветер чистый фордак 2 – 3 м/сек. Пока шли по Уницкой губе постоянно экспериментировали с настройками спинакера. Пробовали даже ставить еще и стаксель. Каких – либо существенных прибавок или уменьшений скорости не заметно, но от наших спутников отрываемся это точно. По Уницкой губе скорость составляла 12 – 14 км/час.
Когда прошли острова Сосновцы, ветер стал ближе к галфвинду. Волна побольше, но пологая. Кат стало тяжелее держать на курсе - большая парусность на носу пытается увалить, при попытке удержать курс с помощью руля спинакер теряет форму. Может, если бы мы обладали большим опытом и сноровкой, лучше настроили кат в целом, то можно было бы двигаться с большой скоростью. Но мы не на гонках, а в крейсерском плавании. И финиш группы определяется по последнему. А погода хорошая. Поэтому убрали спинч и поставили стаксель. Скорость заметно снизилась, но до острова Сярь добрались все равно первыми. Отыскали удобную бухточку, и к приходу всех остальных костер уже горел и вода для похлебки в кане закипала.
После обеда продолжили переход на мыс Чажнаволок. Фактически получалось строго по границе Горской губы и Большой Онеги. Курс относительно ветра теперь был бакштаг. Поэтому сразу поставили спинакер и к приходу на Чажнаволок почти догнали остальных (в этот раз мы вышли последними и решили сфотографировать друг друга на фоне спинакера, а пока ловили хорошие моменты для съемки, Саши с Людами убежали далеко вперед).
На мысе Чажнаволок оказалось сразу две относительно удобных бухты. Одна на юго-юго восток от стрелки мыса, другая на юго-запад. Когда мы с Артуром вышли на траверз стрелки и убрали спинакер Саша Макаров обследовал юго-восточную бухту, а Саша Перфильев пытался зайти в юго-западную, но в горловине попал в ветровую тень от деревьев и перешел на весла. Мы же с Артуром прошли метров на 300 - 400 дальше, развернулись и, разогнавшись на бакштаге, проскочили ветровую тень. Не потеряли мы ветер и когда делали круг внутри практически закрытой деревьями со всех сторон бухты.
Правда, осматривали мы больше места возможной рыбалки, а не стоянки. Выбираться из бухты через горловину решили все же на веслах. Здесь же к нам присоединились и Перфильевы. Оба «Альбатроса» на веслах обогнули мыс и пристали к его берегу рядом с «большим» в юго-восточной бухте. Саша Макаров, который за это время обошел мыс пешком, сказал, что удобнее стоять все же на другой стороне мыса – палатки там ставить удобнее.
На том порешили, и перешли туда. Так подробно я описывал это не для того, что бы показать какие мы с Артуром «крутые – можем ловить самый тухлый ветер», а как раз наоборот – в походе, в отличие от гонок, все средства хороши. А наилучшее то, которое требует наименьшей затраты сил: пока мы с Артуром ловили ветер, Перфильевы обошли всю юго-западную бухту на веслах, а Саша Макаров весь полуостров пешком – делайте выводы сами.
Сегодня дневка на Чажнаволоке. Перфильевы и Макаровы с утра ушли загорать в юго-восточную бухту. Артур взял надувнушку и занялся рыбалкой – к вечеру его улов составил: 2 хороших леща, 3 или 4 лисички и сломанная какой то огромной тварью удочка. Я поставил свой мобильник на зарядку через «вампирчик» от солнечной батареи, и весь день «гонялся за солнцем».
Так как к концу дня батарея мобильника оказалась заряжена полностью (утром мобильник выключился, в связи с полным ее разрядом) могу констатировать: комплект Солнечная батарея – Вампирчик – Зарядное устройство 12V довольно удобная для похода вещь. Занимает немного места и вес не значительный (меньше 0,5 кг). Польза от него есть. Недостатком считаю не до конца продуманную и выполненную систему индикации работы комплекта – на солнечной батарее желательно было бы иметь еще один индикатор, который бы говорил работает или нет сама батарея (по «выходным» светодиодам этого не определишь, так как возможна в данном случае неисправность со стороны «заряжаемого объекта»), да и сами индикаторы желательно было бы поставить более яркие или на контрастной поверхности – при ярком освещении не видно горят они или нет, а устроив искусственную тень не поймешь почему они не горят: из – за тени или просто не работает.
16-00. Сижу на вокзале в Петрозаводске. Сторожу вещи. Сменил на «посту» Сашу Перфильева. Саша пошел искать зарядное устройство для своего мобильника – аккумулятор у него сел, а штекер моего зарядного не стыкуется с его мобилой, хотя модели у нас одной фирмы. Все остальные тоже в городе, а я уже вернулся – последним кадром в своем фотоаппарате Артур увековечил меня на фоне Петрозаводской набережной, а сам пошел в магазин купить что – нибудь на ужин. До поезда еще 3 часа, так – что самое время предаться воспоминаниям.
По первоначальным планам ночь с 5 на 6 мы должны были провести на одном из Ивановских островов на границе Большой Онеги и Петрозаводской губы. Сегодня пораньше встать и на буксире под мотором придти в Петрозаводск, разобраться, нанять машину и перевести вещи на вокзал. Но Онега опять показала свой характер: как встретила, так и проводила, внеся свои коррективы в наши планы.
Весь день 4-го давление и температура держались на одном уровне, и даже была тенденция к очень небольшому росту. А с утра 5-го давление резко стало падать, ветер повернул на юго-юго-восток и усилился до 7 – 8 метров в секунду. С большой Онеги гнало хорошо разогнанную волну. Так, что если бы 3-го мы встали лагерем в юго-юго-восточной бухте, то 5-го нам было бы очень трудно стартовать – против ветра и волны, которая в этой бухте омывала нижнюю часть первой линии деревьев, да и палатки (если бы они там стояли) наверняка подмочило бы.
Созвали совещание: ветер практически против генерального курса и имеет тенденцию к усилению, но и время теперь уже поджимает. Ждать хорошей погоды можно очень долго, а если не заночуем на Ивановских островах, то 6-го на поезд не попадаем. Приняли решение: выходить, но со всеми возможными предосторожностями, далеко не разбегаться, постоянно следить друг за другом и рации держать наготове.
В случае необходимости, «большой» берет на буксир и тащит под мотором. В соответствии с уточненными планами, мы с Артуром зарифили грот «капитально», собрали вещи и, разместив их в кокпите, постарались максимально закрепить (на всякий случай). Вышли (уже можно сказать по традиции) первыми, курс – максимально круто к ветру – на южную оконечность острова Суйсари. По рации передали: «Ветер 7 – 8, в порывах до 10 (временами ванты начинают петь), волна 1,20 – 1,50 но пологая (с берега казалось круче, наверное из за резкой смены глубины)».
Перфильев вышел вторым и почти сразу сменил галс. Макаров вышел последним, но у него размеры больше, парусность – даже зарифленная, больше нашей полной, да и ходит он гораздо круче к ветру, чем мы. Так что, когда мы прошли две трети пути, он был уже на середине. Чуть - чуть подотстал от него и Перфильев, но значительно наветреннее и с полной парусностью. Мы с Артуром уже давно подумывали об увеличении площади грота – ветер хоть и сильный, но довольно - таки ровный, волна тоже вроде бы пологая. Глядя на Перфильева, решили рискнуть. Привелись. Я потравил грота фал и стал отшнуровывать грот от уишбона. Но топенант потравил мало, и нок уишбона оказался недоступен. Перемещаюсь опять к мачте, травлю топенант. В это время снасть, которой грот был пришнурован к уишбону и служащая для натяжки шкотового угла грота, ветром сдувает за борт. Артур пытается ее достать и… - нас волной разворачивает на другой галс. Ну, другой так другой. Раньше или позже пришлось бы делать поворот.
Но (опять «НО»), когда мы наконец-то подтянули и закрепили все снасти, из-под моста послышались стуки с периодичностью прихода волны. Несколько минут пытаемся определить характер стуков, источник и на сколько это опасно для ката в частности и для нас вообще. Стуки прекратились как же, как и начались. Подождали еще минуту, подобрали шкоты и пошли. Артур опустил левый шверт, а я потянул за таль подъема правого. Увидев это, Артур спросил: - «Ты что, шверт не поднимал?» - «Нет. Мы же не собирались менять галс. А когда повернули, я занимался фалом, шкотом и топенантом. А потом эти стуки».
Пока мы возились все ушли далеко вперед, а нас самих отнесло вглубь губы, и мы оказались практически на уровне той бухты, из которой вышли, посредине губы. Поэтому, поднявшись на ветер до расчетной точки поворота, мы оказались километрах в 2-х от острова Суйсари, в то время как Макаров и Перфильев в 1 – 0,5, под прикрытием от волны маленьких безымянных островков. Делаем поворот. Артур поднимает левый шверт, а я сбрасываю со стопора конец, удерживающий правый шверт в поднятом положении. Но шверт остался на месте. Разбираться, что, как и почему, времени нет. Хватаю весло и подталкиваю шверт. Уже минут через 15 – 20 движения на правом галсе чувствуем, что – то не так.
Курс относительно волны и ветра держим так же как всегда, но ориентир на берегу заметно сместился влево, и теперь, при попытке направить на него нос ката, стаксель тут же начинает заполаскивать. Прошли еще немного, и стало ясно, что надо делать еще один контргалс, что бы выйти на линию генерального курса. Делаем поворот, меняем шверты. Правый поднимается с большим усилием и трется о баллон. Внимательно осматриваю шверт и говорю Артуру: - «По-моему шверт у тебя был на большем расстоянии от баллона. Да вот и залом на стойке шверта. Теперь понятно, что за стуки доносились тогда, и почему такой дрейф. Наверное, пока мы возились с гротом, нас пронесло над какой – нибудь банкой, не обозначенной на карте, или того хуже – затонуло там что-то. Хорошо хоть баллон не пропороли». Вышли на траверз Макарова. Опять поворачиваем на правый галс, ложимся на курс Макарова, практически ему в кильватер. Через несколько минут Макаров оказывается левее нашей левой скулы. Делаем еще пару галсов и становится ясно, что отстаем от основной группы.
По рации связываемся с Макаровым. Докладываем: «Погнули шверт. На правом галсе практически один дрейф. Скорости по генеральному никакой. Левый – это контргалс. На нем придется уходить далеко в открытую часть озера, что бы нас не прижало ветром к берегу». Макаров предложил поискать удобную бухточку на Суйсари для осмотра и принятия решения, связался с Перфильевым и попросил его поискать место на одном из Шардонских островков, мимо которых тот проходил в это время. Решение принято – все приступили к его выполнению.
Наша с Артуром задача – не выпускать из вида остальных и, по возможности, наветреннее. Макаров добрался до берега первым. Сообщил по рации: «Есть место между огромными камнями для двух катов». Перфильев тоже что-то нашел, но ему еще метров 50 строго против ветра. Мы с Артуром в это время находились практически между ними. Но к Перфильеву надо идти против ветра, а к Макарову – галфвинд плюс большой дрейф – должны как раз попасть. В случае чего веслами подработаем. До берега метров 300.На всякий случай ложимся на левый галс и проходим метров 200 практически вдоль линии берега, что бы иметь запас.
Поворачиваем опять на правый. Курс бейдевинд, но приближаемся к берегу значительно медленнее, чем движемся вдоль него. Такое впечатление, что ветер усилился, или это «эффект трубы» между островами. Поэтому отвязываю свое деревянное весло, вставляю его в уключину и начинаю работать. Мои усилия не пропали даром. Приближение к берегу заметно увеличилось, и к месту высадки подходим практически с «ювелирной» точностью.
Между двумя валунами стоит кат Макарова вплотную к первому, между ним и вторым метра 2,5 – 3. Вот в эту «лузу» мы и втиснулись с разгону. В последний момент отпустили шкоты. Грот ветром развернуло так, что уишбон ударился о подветренный валун. Саша Макаров зашел по пояс в воду – подстраховал нас. Сразу затаскиваем кат на 1,5 метровую галечную отсыпку - между валунами приличная толчея. Я занялся уборкой парусов, а Артур с Сашей осмотром шверта. На самом шверте видимых повреждений нет, а вот стойка, представляющая собой тонкостенную алюминиевую О- образную трубку, погнулась. Гофра со стороны сгиба – внутрь трубки. Править ее в полевых условиях – только время терять, а вот сломать совсем или трещину на гофре получить – это пожалуйста. Артур сказал:- «Идти против ветра практически не могу. Сами видите – дрейф больше чем ход вперед».
Погнутый шверт.
Предложил основной группе продолжить прохождение намеченного маршрута, а мы с ним на попутном ветре пойдем в Кандопогу. Оттуда до Петрозаводска доберемся на какой – нибудь «кукушке» или попутной машине. Саша Макаров не хотел разбивать группу и предложил продолжить маршрут на буксире под мотором. Связались с Перфильевым. Он приткнулся на подветренном берегу острова Крюков. Место – только для одного. Чуть дальше есть еще площадка, но он туда не попал – сильный ветер в протоке отжимает. Ветер и вправду усилился. Да и барометр на часах Артура продолжал падать.
До Ивановских островов километров 15 – 16 против ветра, практически по открытой части озера. До Кондопоги примерно столько же, но на попутном ветре и внутри губы. Конечное решение – вся группа идет на попутном ветре в Кондопогу.
Пока «капитаны» совещались, я достал газ и сварганил чайку. Теперь задача была «предельно простая» - выйти из этой «уютной бухточки» так, что бы нас не размочалило. Относим «Альбатрос» подальше вдоль берега за валунами, что бы освободить место. Теперь настала очередь «большого». Заносим корму на место «Альбика». Нос «большого» спихиваем на воду, корму подтягиваем на место, где раньше был его нос. Наконец «большой» на воде и семья Макаровых на нем.
Мы с Артуром придерживаем кат от болтанки. Артур посоветовал Саше сразу поставить стаксель. Люда и Андрей берут в руки весла, чтобы отталкиваться от камней. Подталкиваем кат к выходу, Саша опускает руль и подбирает стаксельшкот - «большой» плавно вытягивается на свободную воду. Настала наша очередь. Артур берется за заднюю балку, я за переднюю. Несем «Альбик» на место «большого», сразу заношу нос на воду. Артур говорит: - «Володя, ставь стаксель».
Забираюсь в кокпит, выбираю стаксельшкот, закладываю на стопор, беру в руки весло – готовлюсь отталкиваться и слышу: - «Володя возьми руль! Я не могу забраться!» Оборачиваюсь – Артур плывет за катом, держась одной рукой за румпель, а другой за заднюю балку. Подхватываю румпель. Когда Артур забрался в кокпит, мы были уже на свободной воде.
Дальше особых приключений не было. Движение на фордаке под одним стакселем со скоростью 10 – 12 километров в час. Волна около 1,5 метров, но не крутая и попутная. Один раз поставили еще и грот. Скорость прибавилась, но носы баллонов стали зарываться в волну. Рисковать смысла не было (не на гонках же) поэтому грот опять убрали. К слову, в Кондопогу мы пришли минут на 15 позже Макарова, а он минут на 20 отстал от Перфильева.
В Кондопоге мы оказались на небольшой полянке, отделенной от дороги лесополосой. Высадившись, мужчины сразу занялись установкой палаток, разборкой катамаранов, костром, а женщины пошли искать чистую воду (брать воду для ужина из водоема внутри города по соседству с портом как - то не хотелось). Вернувшись, женщины принесли вместе с водой и приятную новость – есть возможность нанять грузовик до Петрозаводска.
Саша Макаров сразу же пошел по указанному адресу договариваться. Водителя не нашел – тот уже куда-то уехал, но разговаривал с его женой и оставил свой номер мобильника. Водитель позвонил около 10 вечера. Договорились: завтра в 12 ЗИЛ для катамаранов и вещей, и легковая для людей. Все за 1500 плюс бензин. Сегодня встали, позавтракали, упаковали то, что не успели вчера, перенесли все из лагеря к дороге, погрузились на машины (Саша Макаров с Артуром поехали на ЗИЛе, а все остальные утрамбовались в 99), и, примерно в час тридцать, разгрузились у багажного отделения на вокзале Петрозаводска.
Затем прогулка по вокзалу, в поисках удобного места, переноска вещей и прогулка по городу. Сейчас на путях стоит не наш поезд, и, судя по нему, место мы выбрали довольно таки удачно – наши вагоны остановятся если не напротив, то недалеко. Завтра будем в Москве. Я уже позвонил, попросил, чтобы сын приехал с прицепом. Саша Перфильев так и не нашел зарядного устройства. Предложил ему воспользоваться моим мобильником – у меня батарея полностью заряжена. Не даром весь день бегал за солнцем на мысе Чажнаволок.
Карты переходов: