Впервые под парусом
Отчет о небольшом походе по Белому морю
Паяконда – Кандалакша
5 - 13 августа 2006 г
(Паяконда – о. Великий – о. Кастьян – о. Магеллана – о. Микков – м. Толстик – Кандалакшский берег (г. Тесовисна) – Колвицкая губа (г.Зимец) – г. Кандалакша, 185 км)
1. Идея похода.
2. Участники.
3. Выбор района.
4. Снаряжение и обеспечение.
5. Дневник.
6. Некоторые выводы.
1. Идея похода.
Сначала, конечно, была мечта.
Много лет мы ходили по рекам и озерам Карелии и Кольского полуострова и часто маршруты эти оканчивались на Белом море. Поначалу мы лишь не надолго выходили в море, затем стали включать в нитки маршрутов все более и более протяженные морские участки. Желание перейти с «весел» на «парус» возникло давно и, что называется, само собой.
В мае 2006 года парусный катамаран Ветер был наконец приобретен, и мечта походить по морю под парусами приобрела реальные очертания.
Основных целей у похода было две: первая - приобрести начальный опыт хождения под парусом, вторая – в очередной раз побывать на любимом нами Севере.
2. Участники.
Нас двое. Терехины Владимир и Иван – отец и сын. Пригласить какой-либо экипаж или присоединиться к кому-то мы не посчитали для себя возможным. Во-первых, в парусном деле мы даже не «чайники» – кого тут пригласишь? Знакомых, у кого можно было бы поучиться, у нас нет. Во-вторых, в нашем распоряжении всего восемь дней – явно маловато для серьезного похода. Найти попутчиков на столь короткие сроки было бы очень трудно.
3. Выбор района
Кандалакшский залив был выбран нами по следующим соображениям:
1. Времени у нас мало и маршрут Паяконда – Кандалакша как раз подходит по километражу.
2. Залив хоть и большой, но все же это не открытое море.
3. Если маршрут по каким-либо причинам не заладится, есть возможность сойти (ББС, Ковда, Зеленоборск, Колвица, Лувеньга).
4. Мы не раз ходили в этих местах в гребных походах и знакомы с условиями плавания.
5. Вблизи населенных пунктов относительно устойчиво работает сотовая связь.
4. Снаряжение и обеспечение
Не станем приводить подробный перечень содержимого аптечки, продуктовую раскладку и т.д. Все это давно отработано и хорошо известно.
Готовя снаряжение, мы руководствовались следующим принципом: несмотря на разные цели, несерьезных походов не бывает. Полноценный ремнабор, влагозащитные костюмы, гермомешки, емкости для пресной воды, спасжилеты и т.д. – все как обычно, но с учетом того, что поход парусный. Для навигации мы взяли GPS, компас, топографические карты, лоцию, барометр, 7х монокль.
Внимательно изучили материалы сайта parusa.narod.ru ,откуда почерпнули много полезных сведений. Начинающим рекомендуем в обязательном порядке. Опыт предшественников и мнения знатоков – великое дело.
К сожалению, перед походом выйти на воду мы смогли лишь один раз. Это, конечно, не просто мало, а недопустимо мало. Управление Ветром не показалось нам сложным и в то же время мы прекрасно понимали, что прогулка по подмосковному водоему и хождение по Белому морю - совершенно разные вещи.
5. Дневник
Перед посадкой на Ленинградском вокзале оплатили дополнительный груз. Можно было этого и не делать, но все же так спокойнее. Общий вес двух рюкзаков и двух упаковок катамарана 140 кг. Немножко потренировались в его перемещении, так как на 18-й вагон находился в самой голове поезда. Сделали три ходки.
Туристов очень много, в основном, водники.
День первый
(пройдено 5 км)
В Паяконду прибыли рано утром. Высадились без проблем. Кроме нас не вышел никто. На этот раз Север встречает нас явно неласково – с неба щедро сыпется холодная морось.
Первый встреченный мужчина берется показать нам дорогу к причалу. Доходим до его дома, и он предлагает нам свою тележку. Вместо трех ходок делаем одну ездку.
Погода прескверная: восточный ветер несет с моря влажный холод, низкие серые тучи едва не задевают верхушки елей. Видимость не более одного километра.
Площадка у причала – песок и галька, хватает и битых стекол, поэтому сборку ведем на большом куске полиэтилена. Отношение местных вполне доброжелательное. К частому появлению туристов здесь, видимо, давно привыкли.
В середине дня с ББС (Беломорская Биологическая Станция МГУ) приходит кораблик, с которого на причал сходит десяток человек. Чуть позже подъезжает машина и на судно начинают грузить различные ящики, мешки и бочки. Погрузка идет и у нас (воду можно набрать неподалеку в роднике). Звоним в Москву. Связь есть.
В 16 часов отходим от берега и нас охватывает волнующее чувство первого шага в неведомый пока мир парусного путешествия. Как по заказу улучшается и погода. Тучи уже не такие плотные, морось прекратилась. Температура 150, ветер восточный, очень слабый – не более одного балла.
Выход на основную акваторию Ругозерской губы перекрывают многочисленные острова. Поднимаем грот, а чуть позже и стаксель и короткими галсами идем судовым фарватером. Он узок и извилист, но четко обставлен вешками и поэтому выход на «большую» воду не представляет особой сложности.
Сразу замечаем, какая хорошая штука стаксель: и прибавку в скорости дает, и поворот оверштаг с ним делать намного удобнее, чем с одним гротом.
Решаем, что далеко идти сегодня не стоит. Ночь была бессонной и надо хорошенько отдохнуть. Останавливаемся на западной оконечности о.Высокий, где находим вполне приличную стоянку. С помощью надувных катков выкатываем катамаран на каменный лоб (используя эти катки, разгруженный Ветер можно выкатывать даже одному).
С радостью замечаем, что совершенно нет комаров и мошки (антикомариные средства не доставали в течение похода ни разу).Поужинав (слегка отметили почин, не забыв воздать дань Нептуну), по традиции обходим остров. Он действительно высокий. Берега - гранитные бастионы, поросшие соснами, во многих местах круто обрываются к воде. На южном берегу находим еще одну стоянку, но «наша» все же значительно удобнее. По пути поднимаем глухаря. Вечером долго сидим за чаем, ведя неспешные разговоры «о жизни» и любуемся окружающей красотой.
День второй.
(пройдено 25 км)
Погода несколько улучшилась, временами из-за туч уже выглядывает солнце. 170. Атмосферное давление немного выросло. Ветер по-прежнему восточный, примерно три балла. Быстро собираемся и уходим. Как и вчера приходится лавировать против ветра, но сегодня скорость выше – 7-8 км/ч. Отмечаем, что в парусном походе надо одеваться теплее, так как согревающий эффект гребли отсутствует.
Примерно через два часа подходим к ББС. Станция расположена на прибрежной террасе Ругозерских холмов в сосновом лесу. Над постройками возвышается ветряк, а у причала стоят кораблики и лодки. Заходим для пополнения запасов воды. Сейчас на станции проходят практику около 150 студентов - биологов первого курса МГУ.
После короткого перекуса на мысе Киндо (в походах в середине дня мы только перекусываем, горячее готовится утром и вечером) продолжаем путь. Ширина пролива Великая салма здесь 5-7 км., и длина наших галсов увеличивается. Продвижение по генеральному курсу по нашим подсчетам составляет примерно треть от абсолютно пройденного. Идти одно удовольствие. Вся работа – сменить галс, и опять любуйся окружающими красотами. В районе мыса Савватиевского первая встреча с тюленем: как обычно он высунул изводы свою усатую мордочку и удивленными глазами рассматривает наш кораблик.
После 8.5 часов довольно однообразного хода останавливаемся на южном берегу острова Кастьян. При обходе обнаруживаем, что лучшие стоянки расположены на его западной и восточной оконечностях.
В основном берега Кастьяна – это каменная броня. В отлив гранитные бока обнажаются, и остров как бы всплывает из воды. Особенно красив западный мыс. Осушка здесь сплошной гранитный массив, плавно стекающий к морю.
Окружающие острова тоже под стать Кастьяну – красавцы, как на подбор.
Вечером подводим итоги: хороший ходовой день, неплохая тренировка в практике лавирования против ветра. В планах на завтра пройти в район г.Шаврухи или мыса Картеш, а затем уже повернуть обратно в сторону Кандалакши.
День третий
(пройдено 20 км)
Погода, однако, внесла существенные коррективы в наши вечерние планы. То, что ветер заметно окреп, стало ясно еще ночью, а к утру он разыгрался вовсю. К Северу от Кастьяна в проливе высота волн никак не меньше 1.5 м, повсюду видны белые гребни. Крутизна волн, правда, невелика. Впечатление такое, что на крупную зыбь, идущую со стороны открытого моря, накладывается влияние ветра.
Решаем попробовать выйти. Закладываем два галса, удаляясь от берега на 600-700 м. Плавание в таких условиях кажется нам весьма напряженным, а, главное, непонятно, что делать дальше. Если идти в губу Кив, то надо огибать архипелаг Кемь-Луды, но для нас это, пожалуй, слишком рискованно. Фактически предстоит выйти в открытое море, где волны, скорее всего, еще больше. Если идти к мысу Карожный, то за ним придется менять курс на фордевинд, а это нам кажется сложнее, чем идти в бейдевинд. К тому же почти до самой Ковды там заповедный берег. Прячемся за о.Кокоиху и, пройдя в тени островов, останавливаемся на о.Покормежном. Решаем переждать 2-3 часа, а заодно и подумать о том, что делать дальше.
Здесь, в ветровой тени острова, стоит на якоре корабль «Николай Перцов», пришедший с ББС. Студенты-биологи перебрались на сушу и что-то изучают (наверное, собирают типовые гербарии), попутно поглощая спелую чернику и голубику, произрастающую на острове в изобилии. Не отстаем от них и мы – витамины нужны в любом возрасте. Ваня высказывает оригинальную мысль о том, что название острову Покормежный дали не поморы, а студенты, которые «во время полевых работ частенько заходили сюда покормиться».
Проходит три часа. Ветер дует с прежней силой. Решаем идти, но не в губу Кив, а в губу Красную на Кедровые острова. Эти острова, на наш взгляд, одно из самых красивых мест во всей округе. Чтобы попасть туда, надо обогнуть мыс Кузокоцкий, что сейчас тоже весьма не просто.
Собираемся с духом, проверяем матчасть и выходим. Главный барьер – психологический - преодолен. Плохо то, что мы пока точно не чувствуем, когда надо уменьшать площадь парусности. Описания и советы – это одно, но собственный опыт, конечно, ценнее, а у нас его просто нет. В общем, рифиться не стали. Первый галс заложили почти до самой Величаихи, в надежде на следующем пройти в Красную губу. Идем самым острым курсом. Кораблик наш ведет себя как норовистый конь, которому не дают показать всю прыть. При совсем небольшом уваливании резко возрастает скорость. Ясно ощущаем холодок реальной опасности, но вполне контролируем ситуацию и чувствуем, что справляемся. В таких условиях нельзя расслабляться ни на секунду. Наиболее крупные волны (2м) встречаем одновременно двумя поплавками, чуть приведясь. Благополучно спикировав в очередную впадину, видим только серое небо над гребнями волн. Мелкие брызги летят до самой кормы, но никаких заливаний нет.
У Величаихи делаем поворот оверштаг и идем обратно. После поворота, однако, становится ясно, что пройти мыс Кузокоцкий на этом галсе не удастся. Дело в том, что риф у этого мыса выступает в море на многие сотни метров, а за рифом тянется мель. Мы идем в прилив, и риф закрыт, но глубины там очень невелики. Все это мы знали не только из лоции. В прошлом году мы проходили мыс на веслах.
Приближаемся к мысу. Замечаем знакомый сейд и невдалеке от него выброшенный на берег штормом ржавый сейнер. В прошлом году мы здесь пережидали непогоду. Берег завален плавником. Ободранные морем стволы светлой полосой тянутся вдоль линии штормов. Кстати, прямо напротив сейда в глубине леса (150-200м) находится озерцо, где можно набрать пресной воды.
Еще раз удалившись от берега, поворачиваем обратно и обходим мыс Кузокоцкий в полутора километрах от его оконечности. За мысом, в губе Красной характер волн сильно меняется: они здесь существенно короче и ниже, очевидно, острова Кемь-Луды мешают приходу крупных волн со стороны открытого моря. Идем курсом галфвинд на Кедровые острова. Резко возрастает скорость (до18 км/ч). Губу пересекли за 15 минут.
В лагуне у Кедровых островов тихо: ни ветра, ни волн. Главная стоянка - большая уютная поляна в окружении высоких сосен - свободна.
Кедровые острова, соединенные в один намытой и уже заросшей молодыми соснами перемычкой, носят неофициальное название остров Магелан (с одним «л»). Название это дано в честь Н.М.Елманова, который много лет подряд приезжал сюда и которого жители Паяконды за любовь к путешествиям прозвали Магелланом. (Подробнее об этом можно прочитать в интересной книге А.Л.Шилова «На байдарках по Карелии».)
В отлив обширной песчаной осушкой остров соединяется с коренным берегом и вечером мы идем туда за водой. У родника изба и баня. С весны до осени уже много лет подряд здесь живет семья москвичей с детьми. Очень приятные и доброжелательные люди (изба и баня построены их руками). Из разговоров узнаем, что лето в этом году очень холодное, рыба ловится плохо, грибов мало.
Решаем завтра идти либо до Ковды, либо, если позволит погода, пересечь Кандалакшский залив.
День четвертый
(пройдено 48 км)
Утром нас будят звонкие молодые голоса. Это студенты из Москвы, но на этот раз геологи. У них летняя практика. Базируются в Хетоламбине.
День холодный и серый. Слабый восточный ветер, на море крупная зыбь. Давление за ночь опять немного выросло. Идем на вершину острова, куда со стороны стоянки ведет тропа. Здесь удобная смотровая площадка, есть даже скамейка. Вид отсюда великолепен: вокруг острова, многочисленные безымянные луды, приподняв над водой свои каменные спины, словно летят навстречу волнам, хорошо виден длинный нос Кузокоцкого мыса, вытянувшийся в сторону открытого моря, и совсем далеко, в южном направлении, в туманной дали едва проступают очертания островов Кем-Лудского архипелага.
Вышли в 12 часов. Опять далеко обходим Кузокоцкий мыс и берем курс на мыс Карожный. Скорость около 7 км/ч. Ветер, однако, на глазах слабеет и у о.Наумихи мы просто зависаем. Берега острова довольно крутые, и у наветренного берега вовсю грохочет накат. Неутомимая морская зыбь нещадно раскачивает наш кораблик. Приходится браться за весла, хотя грести на Ветре каноистским способом да еще при качке не очень удобно. Справа по курсу километрах в десяти виден тонкий столбик маячка на острове Большая Средняя луда. Кольское побережье утонуло в тумане и не просматривается вовсе. Ясно, что через залив нам сегодня не перейти. То ловя слабый ветер, то упражняясь в гребле к 18 часам добрались до мыса Костылев. Ветер чуть оживляется, и к 21 часу мы подходим к острову Микков. В прошлом году на веслах мы прошли это же расстояние за такое же время.
С Севера в тело острова врезается изогнутая бухта. Она довольно глубокая, закрыта от всех ветров, осушка в ней относительно невелика. В конце этой бухты на прибрежной террасе есть удобная стоянка.
Ближе к ночи тучи редеют и над мысом Толстик ненадолго показывается солнце, обещая назавтра улучшение погоды. Пользуясь возможностью, отправляем домой телефонную весточку.
Остров Микков примечателен в геологическом смысле. На северной стороне высокой части острова выступают гранитоиды, образовавшиеся 2млрд. лет назад. Образовались они путем замещения еще более древних пород (около 3 млрд. лет) – гнейсов и амфиболитов, обломки которых можно увидеть тут же. Интересующиеся геологией могут найти здесь для себя много интересного.
День пятый
(пройдено 8 км, полудневка)
Погода явно улучшается: тучи поредели, стало теплее. Но ветра практически нет. Идти в Ковду на веслах как-то не хочется. Утешаем себя тем, что там мы уже не раз были.
Ковда – старинное село (более 500 лет), в котором отчасти еще сохраняется некоторый колорит поморского быта. Село знаменито тем, что в нем находится Никольская церковь – одна из немногих старинных деревянных церквей, сохранившая до наших дней.
Решаем сделать сегодня что-то вроде дневки. В четырех километрах за мысом Толстик (первый крупный мыс) есть очень удобное место для стоянки. До Толстика доходим при слабеньком попутном ветре, а дальше - галерные работы. Очень хорошее место сразу за мысом. Здесь песчаный берег (камней мало), чистый бор с высокими соснами, обширные ягодники. За скалами, в глубине леса, небольшая чистая изба (с моря не видна). Не доходя метров 200 до мыса большой ручей с бочажком.
Всю вторую половину дня неспешно наслаждались жизнью: осматривали окрестности, устроили помывку горячей водой, вечером напекли блинов. К блинам набрали черники, которая в огромных количествах произрастает вокруг. Собирая ягоды, обнаруживаем прямо на тропе многочисленные кучи «черничного варенья», сваренного в медвежьем желудке, причем «разного времени изготовления». Мишка, видимо, приходит сюда регулярно и его не смущает ни избушка, ни следы частого человеческого пребывания.
Ложимся спать с надеждой, что завтра нам все же удастся пересечь залив.
День шестой
(пройдено 38 км)
С утра на море полный штиль. Все замерло – нет даже зыби. Ждем ветра, обходя уже хорошо знакомые окрестности. На одном из мысков поднимаем огромного беркута (размах крыльев никак не меньше двух метров). Лениво взлетев, он направляется в сторону о.Вачев, оставив нам на память красивое маховое перо.
В 14 часов появляется слабенькая рябь и мы уходим в сторону о.Тарасихи. Не проходит и часа, как ветер опять «выключают». На веслах добираемся до архипелага островов, расположенных у входа в Нищевскую губу и начинаем от нечего делать обследовать их. Острова очень красивы. На одном из них обнаруживаем маленькое тюленье лежбище (5 – 6 особей). Рассматриваем зверей со скалы, они внизу и не видят нас. Красавцы лежат на своих каменных полках и греются на солнце, почесывая брюшки. Заметив опасность, бросаются в воду, но вскоре опять выбираются на берег – мы слишком далеко. Здесь же единственный раз за поход видели белуху.
Несмотря на красоты природы, к вечеру становится откровенно тоскливо. Вокруг одно и тоже – зеркальная гладь воды и неподвижный воздух. Лишь иногда вдалеке появляются темные расширяющиеся полосы ряби и опять все стихает.
Ветер подул только к 21 часу. Решаем идти на Кольский. Обходим с Северо – Запада Тарасиху и берем курс на о-ва Кибиринские луды. Идем курсом галфвинд, скорость 7 – 8 км/ч. В районе Роговых Луд обширные каменистые отмели. Здесь множество гусей, часто встречаем и тюленей. Приближаться к этим островам ближе, чем на километр явно небезопасно. Забыв о предупреждениях в лоции, подходим гораздо ближе. Идет отлив и вокруг островов обнажаются многочисленные мели, много мелкосидящих камней. Приходится сбрасывать скорость. Благополучно пройдя мелководье, опять ускоряемся. Темные громады гор на Кольском побережье все ближе.
Пересечение залива в устойчивую погоду не представляет какой-то особой трудности. Проходим Юго-Восточнее Кибиринских Луд, берег все ближе. Решаем остановиться под горой Тесовисна. Не доходя 1 -1,5 до берега, встретились со странным, на первый взгляд, и довольно неприятным явлением. Ветер, неожиданно стихнув, вдруг меняет направление на противоположное и резко усиливается. Короткое затишье и опять буквально удар, только с другой стороны. Едва успеваем приводиться. В снастях не то что свистит – завывает! Вокруг хаотичная толчея волн. Первым делом сбрасываем стаксель, а вскоре и грот. К 1 часу ночи видимость уже очень плохая, и реально оценить возможность безопасного хода и высадки невозможно. После двадцати минут усиленной гребли добираемся до берега.
Об огромной осушке и неудобствах при высадке у здешних берегов мы читали, но увидеть то, что увидели, никак не предполагали. Кроме того, что литораль весьма велика (100 – 150м), она еще слошь усеяна здоровенными булыганами, чего в сумерках с воды невозможно было увидеть дальше, чем с 50 метров. Выкатить катамаран по таким «чемоданам» невозможно ни на каких катках. Однако хочешь – не хочешь, а надо вставать. Два часа ночи, видимость уже плохая, и идти вдоль берега при порывистом непредсказуемом ветре явно неразумно. С трудом вытащив катамаран на камни и надежно зачалив его, идем на «сухой» берег. Дремучая тайга подступает здесь к самой воде. В такт продолжающимся порывам ветра раскачиваются и шумят огромные ели.
С большой предосторожностью разводим костер, предварительно пролив землю вокруг него водой – в такой ветер можно запросто устроить пожар, варим ужин, греемся. Идет прилив и нам приходится периодически подтягивать и зачаливать катамаран на новом месте.
Поразмыслив о характере ветра, приходим к пониманию этого явления. Это, по-видимому, ночной бриз. Воздух стекает по межгорной долине (хорошо видно на карте), а гора Тесовисна является естественным препятствием на его пути. При ее обтекании образуется система чередующихся вихрей (т.н. вихри Кармана). Говорят, что подобные ветровые явления весьма характерны для Байкала, видимо, здесь что-то подобное, только в меньших масштабах.
День седьмой
(пройдено 16 км)
Дождавшись, когда прилив затопит «сад камней» и улучшится видимость, около пяти часов утра уходим в сторону мыса Дмитриева.
День по-настоящему солнечный и теплый – все-таки не зря все предыдущие дни росло атмосферное давление. Зарифились еще на берегу. Идти стало значительно легче, да и ветер, чувствуется, стал послабей. Пройдя вдоль берега 1,5 – 2 км, попадаем в зону абсолютного штиля. С час висели на месте и даже подремали по очереди. Вдоль берега в обе стороны на сколько хватает глаз тянется унылая каменная осушка. Как же славно потрудился здесь в свое время ледник! Грести не хочется. Опять втискиваемся на камни и просто ложимся спать – Ваня в палатке на берегу, а я на катамаране.
Проснувшись, варим завтрак и принимаем гостей. Катамаранщики (гребные) из Москвы, отдыхают после прохождения р,Колвицы, хотят дойти до Кандалакши. Поговорили о путешествиях, показали им наш Ветерок. Вообще это первые туристы, встретившиеся нам на маршруте.
На море устойчивый восточный ветер (3 балла). Дождавшись подъема воды, идем к Колвицкой губе. Эх, ветер! Где ты был раньше!? Идти ведь фактически уже не куда. Сегодня можно легко добежать да Кандалакши, но вставать у города нам не хочется. Еще раз переходить залив тоже нет смысла – на той стороне сплошные заповедные острова. До конца дня просто ходим по Колвицкой губе и в ее окрестностях. Плавание в такой ветер – одно удовольствие. Намотали километров 30 и хорошо попрактиковались в хождении разными курсами.
Под вечер встали на высоком каменистом берегу под горой Зимец. Здесь родник и несколько удобных стоянок (ровные все заняты сплавщиками, вышедшими из р.Колвицы и стационарщиками). К ночи стихает ветер, солнце медленно садится за высокие сопки, белая ночь придает всему какой-то особенный оттенок мягкой нежности. Долго сидим за чаем (и не только). Как же не хочется уезжать!
День восьмой
(пройдено 25 км)
В очередной раз убеждаемся в справедливости одного из следствий закона Мэрфи (для походов). Оно гласит, что «когда кончается поход, начинается хорошая погода». На небе ни облачка, устойчивый восточный ветер 3 – 4 балла. Иди, куда хочешь, но идти можно только в Кандалакшу.
В районе о.Власов лучше проходить серединой залива, так как вблизи окружающих его островков и луд обширные участки каменистых отмелей. Следует также учитывать, что здесь судовой ход и частенько проходят большие корабли (один из таких упорно шел за нами, но догнать не успел).
У острова Б.Березовый чуть не наехали на тюленя. Он, свернувшись колечком, дремал на солнышке, а, может, просто замечтался. Нырнул только после Ваниного свиста перед самым носом лодки.
К обеду мы у финиша. Вблизи устья р.Нивы по прибрежной акватории залива «летают» серфингисты. Знакомимся, и они предлагают отвезти нас на вокзал. Времени для помывки «железа» в пресной воде реки у нас уже нет. Начинаем спешно собираться, и через 1.5 часа наш замечательный кораблик превращается в две упаковки негабаритного груза. Прощаемся с морем и уезжаем. Едем по Кандалакше, а перед глазами стоят прекрасные картины: искрящаяся гладь моря, зеленые горы, голубое небо, стада островов.
Станция и площадь около нее буквально заполнена туристами. Мы бывали здесь с десяток раз, но такого количества странствующего народа видеть, пожалуй, не приходилось. Здесь не меньше 20 – 25 групп, а машины с туристами все подъезжают и подъезжают. Не редеет наше племя! (Из парусников, правда, кроме нас никого не было).
Наш вагон остановился в приятной близости от рюкзаков и упаковок, так что сели без проблем. Едем домой.
Пассажирские перевозки по городу Кандалакше и области: газель 13 мест.,Сысоев Александр Михайлович .тел.8-921-734-66-39
Некоторые выводы
Считаем, что основные цели похода выполнены: начальные навыки хождения под парусом получены, на Севере побывали. Открыли заново 2 азбучные истины: не пренебрегать лоцией и, по возможности, не ходить в темное время суток!
Что касается техники. Ветер нам очень понравился. Серьезных претензий к нему нет. Ничего не развинтилось (барашки обтянули при сборке), ни разу не подкачивали баллоны, не было никаких обрывов или поломок. Из доработок, для начала, хотим провести следующие:
- переделать проводку подъема – опускания шверта. Ваня хоть и справлялся с этим вполне успешно (мастер спорта как-никак), но с талями делать это будет все же легче;
- поставить уключины. Грести каноистским способом очень неудобно и неэффективно. А вообще гребля в парусном походе в разумных дозах просто необходима, так как наблюдается явный дефицит физической нагрузки;
- проклеить днища баллонов. Несмотря на любые меры предосторожности, мелкие царапины и потертости на днищах неизбежны.
С определенным удовлетворением заметили, что идя в парусный поход, можно не «жаться», составляя раскладку и вообще брать побольше полезных вещей. Лишние 5 – 10 кг ничего не решают.
И самый главный вывод: парус это здорово, это надолго!