БЕЛОЕ МОРЕ 2007
Кемь – Соловки – Кандалакша (419 км)
(31 июля – 13 августа)
Парусный катамаран «Эол» (Ветер)
Экипаж: Терехин Иван, Терехин Владимир.
Возвращаясь в прошлом году из первого парусного похода по Белому морю, мы уже строили планы на будущее, собираясь непременно вернуться именно сюда.
И вот: конец июля, в нашем распоряжении 14 ходовых дней, едем на Белое море.
В наших планах: сходить на Соловки и непременно дойти до Кандалакши с пересечением Кандалакшского залива из района м. Шарапов – м.Кузокоцкий. Заранее ставим себе условие: при отсутствии ветра проходить на веслах не менее 30-35 км в день.
По сравнению с прошлым годом на катамаране две доработки:
1) установлены простейшие уключины для гребли распашными веслами,
2) дополнительным слоем виниплана проклеена нижняя треть баллонов.
Зимой узнали, что на Белом море ужесточается пограничный режим. Пришлось оформлять в МПК маршрут и ходатайство для получения разрешения, дающее право прохождения по погранзоне. Заранее отправили все бумаги в Мурманск и Петрозаводск. Из Карелии ответили очень быстро, сообщив, что никаких разрешений не требуется, и даже пожелали счастливого пути. Вопрос с погранзоной был благополучно снят. (Из Мурманска ни ответа, ни привета).
Дневник похода.
|
В Кемь прибыли вечером 30 июля. Видимо, недавно прошел сильный дождь, на привокзальной площади огромные лужи, довольно прохладно.
Вместе с группой байдарочников из Новосибирска загружаемся в автобус, идущий до Рабочеостровска. Он подвозит нас к самому причалу. Новосибирцы ставят палатки и ложатся спать. Завтра они собираются добраться до Соловков на корабле и после осмотра кремля на байдарках обойти Соловецкий остров.
Мы неспешно приступаем к сборке катамарана. (Более удобное место для стапеля можно найти вблизи лодочных сараев слева от дороги, ведущей на причал). На недовольное ворчание охранников отвечаем, что утром уйдем. Больше они нас не беспокоили.
Всю ночь густые тучи комаров вьются над нашими телами. Аппетит у них отменный. Чувствуется, что место хорошо прикормлено.
Утром причал оживает. Все три судна, идущие на Соловки, буквально забиты туристами и паломниками. В гостинице у причала заправляемся водой и уходим вслед за кораблями.
День первый, 31июля.
Рабочеостровск – о.Ольховый.
(пройдено 12 км)
Прохладно, Ю-В ветер 4 балла. Над морем низкие тучи вот-вот готовые разразиться дождем. Обходим о.Якостров и берем курс на о-ва Пяллуды. На подходе к ним нас накрывает первых дождевой заряд, резко усиливается ветер. Идти дальше Кемским фарватером, видимо, нет смысла, а на Соловки просто рискованно. Уходим в район о. Коловара с целью найти стоянку, либо, по возможности, пройти к Русскому Кузову. При подходе к о.Ольховому встречные порывы ветра буквально отбрасывают нас обратно к Пяллудам, дождевые заряды следуют один за другим. В какой-то момент показалось, что к Коловару вообще не удастся подойти. Прячемся за Ольховый и, отдохнув, повторяем попытку. С большим трудом входим в узость между Ольховым и Сев.Коловаром. Хорошую стоянку находим на западном берегу Ольхового сразу за приметным скальным мысом. Здесь, среди молодых сосен, хорошо защищенное от ветра место, удобные площадки для палаток, на берегу в небольшой бухточке песчаный пляж. Стоянку можно организовать и в южной бухте Ольхового, но здесь берег низкий и сыроватый, да и осушка довольно значительная. В других местах острова встать негде, т.к. берега довольно круто спадают к воде.
Остаток дня спим под шум периодически идущего дождя.
День второй, 1 августа.
(вынужденная дневка)
|
Резкий ветер с дождем. В море ни лодок, ни кораблей – все пережидают непогоду.
Утром поднимаемся на вершину острова. Вид отсюда великолепен. Острова архипелага – высокие крутые скальные холмы. Их вершины и склоны безлесны и лишь в понижениях, защищенных от свирепых морских ветров, темнеет настоящий густой лес. Километрах в 6-7 на востоке отлично видны крутые спины Русского и Немецкого Кузовов. С вершины
идем на северную оконечность острова. Здесь настоящее буйство стихии: у скал ревет прибой, взлетают столбы брызг – картина, на которую можно смотреть часами.
К вечеру облачность поднимается выше, дождь почти прекращается, правда, ветер все еще силен.
День третий, 2 августа.
О.Ольховый – о.Соловецкий.
(пройдено 33 км).
Погода явно улучшилась. Между облаками появились значительные просветы, море синеет. Температура 20 С0. Южный ветер около 4-х баллов.
Сегодня, пожалуй, можно попробовать пройти и на Соловки. Окончательное решение собираемся принять, дойдя до о.Олешина, крайнего из островов архипелага.
|
Вышли поздно (в 14-00). Проходим между о.Плоским и о.Песья Луда, курс чуть севернее Олешина. Справа открывается великолепный вид на Русский и Немецкий Кузова. Велик соблазн зайти туда, но тогда о Соловках на сегодня придется забыть. Погода, между тем, самая благоприятная для перехода: ровный южный ветер 4 балла, длинная пологая волна, тепло, на небе уже не тучи, а редкие кучевые облака. Идем на Соловки.
Проходим мимо луды Салтыковки – обсыхающей в отлив каменистой мели довольно мрачного вида. Тюлени, отдыхающие на ней, при нашем приближении дружно сползают в воду. За Олешиным набираем хороший ход. Скорость 10-12 км/ч, галфвинд. Идти одно удовольствие. Вскоре уже различаем тонкую черточку маяка на о-вах Топах и белеющие у самой линии горизонта постройки монастыря. Встречным курсом с Соловков проходят два катамарана. Пообщаться и даже рассмотреть номера на парусах не удалось – идут слишком далеко. Кузова постепенно исчезают из вида и лишь самые крупные из них упорно не хотят «тонуть». До Соловков дошли за три с небольшим часа.
На мысу перед входом в гавань Благополучия лагерь МЧС. Узнаем, что для стоянки на берегу нужно взять разрешение в лесничестве. Местные говорят, что главное – не разводить костров. Отойдя с километр от гавани, встаем на одном из мысов. Ужин готовим на газовой горелке. (В поселке есть магазин, работающий круглосуточно, который мы, естественно, посещаем).
Вечер прекрасен: очень тепло, воздух наполнен мягким светом низкого закатного солнца, море успокоилось и едва колышется. Лодки местных жителей дружно выходят на лов рыбы, на берегу множество гуляющих туристов.
День 4-й, 3 августа.
О.Солвецкий (гавань Благополучия) – о.Сатам
(пройдено 40 км)
Проснулись рано, т.к. надо успеть осмотреть монастырь.
Прекрасный солнечный день. Сегодня еще теплее, чем вчера – не меньше 25 С0.
Входим в гавань Благополучия и швартуемся у причала вблизи Святых ворот. До 15-ти часов осматриваем монастырские постройки. Пожалуй, самое яркое впечатление это то, как органично и естественно стены и башни монастыря вписываются в окружающий ландшафт.
Очень много туристов. Некоторые подходят и интересуются нашим корабликом. Как водится, появляется и охрана. Оказывается, для того, чтобы войти в монастырскую гавань, нужно получить специальное разрешение. На наш вопрос, чем и кому мы тут можем помешать, нам разъясняют, что «катамаран портит вид гавани». Ревущие и коптящие моторки и катера, видимо, не портят вида. Как и в Кеми, cошлись на том, что после обеда уйдем.
О Соловках написано немало и наши мимолетные впечатления мало чего добавят. Если коротко: нам очень понравилось, жаль, что времени на осмотр было не много.
Закупаем хлеб (очень хорошего качества, не черствел три дня) и в 15-30 уходим. Тот же южный ветер, только чуть слабее, чем вчера. Курс на о. Сев. Ромбак, галфвинд. Идти легко и приятно. Настоящий восторг вызвала встреча со стадом (15-20 голов) китов-белух, идущим на большой скорости против ветра. Несколько раз проходим через пятна выглаживания – довольно обширные участки гладкой воды среди волнующейся поверхности моря. Природа этого явления известна, но ощущения при прохождении весьма необычные.
Вблизи Ромбаков ветер стал стремительно скисать. Решаем дойти до о. Сатама. За Терроихой прошли вдоль сулоя. Впечатляющее зрелище! Поверхность сулоя буквально кипит. Стоячие пирамидальные волны, ежесекундно возникая и обрушиваясь, издают звуки, напоминающие журчание. Удивило то, насколько резко выражена граница между возмущенной и спокойной поверхностями. Буквально в 4-5 метрах от крайних волн сулоя поверхность моря была практически гладкой.
Остров Сатам весьма удобен для стоянки: на западном берегу бухта, защищенная от ветров, вблизи нее ровная площадка для палаток, есть даже небольшой родничок. На острове нет деревьев и, если не смотреть на море, то ощущение такое, будто находишься в хибинской тундре: кругом ярко-зеленая подушка мхов с пятнами лишайников на камнях.
src=img/image013.jpg>
Вблизи бухты несколько старых поморских крестов. Во спасение они поставлены или в память о погибших в море – теперь уже не узнать. Рыбаки, которых мы встретили на острове, рассказали, что крестам около 150 лет.
Звоним домой по сотовому телефону – связь устойчивая.
День 5-й, 4 августа.
О.Сатам – м.Безымянный наволок.
(пройдено 44 км)
Абсолютный штиль. Насколько хватает глаз, все застыло. На небе ни облачка.
Выходим на веслах. Курс на мыс Чернецкий. До него идем на довольно значительном удалении от суши: слева по курсу в 5-6 км тянется тонкая линия низкого берега, справа – лишь безбрежная морская гладь. За мысом на пути чаще попадаются острова и луды, скрашивая однообразие гребли. К вечеру добираемся до мыса Поньгома-Наволок. Не обнаружив удобных мест для стоянки, огибаем мыс и идем к Пежострову. Здесь, однако, полно комаров и мы уходим к мысу Безымянный Наволок, где и располагаемся на ночлег на одной из многочисленных луд. Сотовая связь не работает.
День6-й, 5 августа.
М.Безымянный наволок – о-ва Сеннушные
(пройдено 35 км)
Такая же жаркая и безветренная погода, как и вчера. Ваня очень точно подмечает, что «сегодня опять придется расправлять крылья «Эола». Расправляем и гребем. У Солодушных луд встречаем многочисленные эскадры катамаранов и байдарок, выходящих из реки Воньги. Когда-то и мы, сплавившись по ней, проходили этим путем. Именно здесь состоялось наше первое знакомство с Белым морем.
Особенно интересным показался нам участок от о. Сыроватка до мыса Каменный. Здесь настоящее царство луд, островов и каменистых мелей. Далеко от коренного берега отходят длинные каменные мысы-перья, между ними узкие заливы, на многих островах настоящие птичьи базары.
К 18 часам доходим до мыса Каменный. Название очень точное: с северной стороны мыса обширная осушка, представляющая собой сплошные каменные плиты, полого уходящие в воду. У избы останавливаться не стали, с помощью задувшего попутного ветерка перебрались на острова Сеннушные. Здесь тоже изба и обширные сенокосные угодья, которыми, правда, уже давно никто не пользуется.
Ближе к ночи задул вполне приличный ветер, вселяя надежду на то, что завтра можно будет идти под парусами.
День 7-й, 6 августа.
О-ва Сеннушные – бухта у о.Луда Бол.Варбулда
(пройдено 35 км)
Солнечный жаркий день, из губы Калгалакши дует слабенький С-З ветер. Не спеша идем на мыс Соломенный. Сразу после выхода встречаем группу из 11-ти байдарок – идут после прохождения р.Калги в Кузему.
На Соломенном останавливаемся и идем на озеро за пресной водой. В лесу полно дичи: глухари, рябчики, зайцы, у самого озера подняли лося. Хорошо, хоть медведя не было. Вода в озере торфяная цвета крепкого чая.
Пока стояли на Соломенном, ветер усилился до 5 баллов. Попытка пройти между о.Кузьминым и островами Супротивными не увенчалась успехом – в проливе многочисленные рифы и мели. Приходится возвращаться и обходить острова со стороны моря.
Впереди, судя по карте, сплошная россыпь мелких островов и луд, тянущихся полосой в 2-3 километра вдоль коренного берега. Выходим далеко в море и начинаем лавировать против ветра. Идем длинными галсами, стараясь не приближаться к суше. Ветер 5 баллов, волны примерно 1,5 метра. Вскоре замечаем два быстро приближающихся паруса. Это катамараны: один – Ветер, другой - самодельный с бермудским вооружением и мотором («Мечтатель»). Сближаемся. Москвичи, идут из Кандалакши в Кемь. Им сейчас на попутном курсе, пожалуй, трудней, чем нам. С минуту суденышки наши пляшут рядом друг с другом среди шипящих гребней. Перекрикивая шум ветра и волн, желаем друг другу счастливого пути и расходимся.
Вскоре встречаем еще одно судно. Появляется оно как-то сразу, будто вынырнув из-под воды. Это сплавной катамаран с высоченной деревянной мачтой и маленьким прямоугольным парусом, на корме палатка, байдарочное весло в виде руля. Подходим ближе. Нас, видимо замечают – из палатки появляется миловидная девушка. Опять москвичи, сплавились по Керети и идут всего-навсего на Соловки. Не переводятся экстремалы в нашем Отечестве!
Продолжаем бороться с ветром. Проходим рядом с Нахконицей – наиболее удаленным от берега островком. Он едва возвышается над водой, но стоящий на нем маячок виден отлично и является хорошим ориентиром. На карте хорошо видно, что за Нахконицей строй многочисленных островов несколько расступается, а за островом Бол. Варбулда в коренной берег врезается небольшая бухта. Берем курс на нее. Идем почти галфвинд, часто приводясь – уж слишком силен ветер.
В бухте тишина и покой – место хорошо защищено от ветра, у самой воды две рыбацкие избы. Останавливаемся неподалеку. Сегодня, пожалуй, впервые чувствуем, что изрядно устали – все-таки почти 5 часов пришлось идти против сильного встречного ветра. В середине ночи нас будят негромкие голоса людей – у берега на якоре стоит большая яхта.
День 8-й, 7 августа.
Бухта у о.Луда Бол.Варбулда – о.Соностров
(пройдено 56 км)
Утром туз по одному переправляет на берег гостей с яхты. Знакомимся. Яхта «Кондор» пришла из Питера, экипаж пять человек. Идут в Чупу, а потом на Соловки встречать «Апостола Андрея», который 17 августа должен вернуться из кругосветки. Один из команды «Катрана» ходил на «Апостоле Андрее» вокруг Антарктиды, да и по Белому морю, судя по его рассказам, походил немало. Хвалит Ветер. По его мнению, район о.Оленьего наиболее труден для плавания в части навигации. Узнаем, что бухта, в которой мы стоим, едва ли не единственная в округе, где возможна хорошая якорная стоянка.
Выходим поздно (11.30). День опять теплый и солнечный (видимо, мы находимся в зоне влияния обширного антициклона). Попутный юго-восточный ветер примерно 3 балла.
За мысом Толстик открывается губа Гридина, в глубине которой расположена поморская деревня Гридино. В бинокль видны улицы, расположенные ярусами на крутых каменных склонах.
После мыса Кирбей характер берега меняется: здесь он высокий, порос лесом, часто встречаются скальные выходы, осушка невелика.
Идти очень легко. Мыс сменяется впереди новым мысом – знай отмечай пройденные! В районе Шаломбродского мыса встречаем тримаран, идущий встречным курсом. Пообщаться, правда, не удалось, т.к. разошлись на большом расстоянии.
Поздно вечером уже при слабеющем ветре подходим к Сонострову. Несомненно, это одно из самых живописных мест на всем Карельском берегу. Очень красивы многочисленные скальные утесы на западной стороне острова, местами вертикально обрывающиеся к воде. Вокруг стеной стоит густой сосновый лес. При входе в пролив встречаем стадо белух, неторопливо выходящих в море, отчетливо слышно, как киты с шумом продувают легкие. Спать легли во втором часу ночи – слишком хорош был вечер.
День 9, 8 августа.
о.Соностров – м.Картеш
(пройдено 34 км)
Тепло и солнечно. В закрытом проливе ветер практически отсутствует. Ненамного опередив нас, в сторону мыса Шарапов проходят два тримарана (Янтари). Выбираемся и мы. Ветро-волновая обстановка сегодня очень непростая. У берега буквально гудит накат – с востока со стороны открытого моря идет крупная зыбь. Ветер (4 балла) дует с запада. На поверхности воды хаотичная пляска встречных волн. Катамаран идет очень неровно, словно скачет по валунам, то и дело натыкаясь на гребни и поднимая фонтаны брызг. У мыса Вороний успешно пропускаем несколько довольно сильных локальных шквалов. Хорошо видно, как со стороны берега с большой скоростью приближается темная полоса мелких волн – только успевай приводиться. Высокий мыс явно способствует образованию местных вихрей. Мимо мыса Шарапов проходим на большем удалении от берега – здесь ветер значительно ровнее.
Янтари уходят в сторону о.Черемшихи. Мы в раздумье. Идти сейчас на пересечение нельзя. Р
ешаем передохнуть в ветровой тени Пежострова, а затем пройти к мысу Картеш.В проливе Прямая салма характер волн тот же, разве что сами они выше и крупнее. Около полутора часов честно боремся со встречным ветром и волнами. Приспособиться к нерегулярности волнения очень трудно: нос подветренного баллона часто весьма опасно зарывается в волну, едва успевая всплывать. Активно открениваем катамаран и даже перемещаем часть груза.
На о.Киврее останавливаемся на перекус. Остров представляет собой довольно высокий скальный массив, поросший лесом. Со скал открываются великолепные виды на окружающие острова и заливы.
Во время осмотра замечаем катамаран, выходящий из узости между островами Кишкин и Кереть. Идем туда. В отлив идти здесь практически невозможно, в самом мелком месте пришлось буквально на руках протаскивать катамаран по илистому дну. В бухте у о.Сидорова людно: снуют моторки, резвятся дайверы. По берегам много красивых и удобных стоянок, но м.Картеш привлекает нас наличием на нем хорошей пресной воды. Доходим до него без труда, ветер по-прежнему встречный, однако, о. Сидоров перехватывает зыбь с моря и неприятная толчея здесь отсутствует.
К вечеру подходят Янтари. По-видимому, они обошли о.Сидоров со стороны моря. Странно, но сотовая связь по-прежнему не работает – то ли телефон наш слабоват, толи оператор «не тот».
День 10, 9 августа.
М.Картеш – о-ва Кедровые (о.Магелана)
(пройдено 17 км)
День начался превосходно. Западный ветер около 4 баллов, на небе по-прежнему почти нет облаков. Идем к мысу Красному с целью посмотреть лабиринты на островке Красная луда и затем, обойдя Кемь-Луды, уйти на пересечение. До мыса дошли за 40 минут (галфвинд), но в конце перегона уже хотелось зарифиться – ветер явно набирает силу.
Лабиринты находятся на западной оконечности острова. Впечатляют. На противоположной стороне островка стоит поморский крест весьма обветшавший от времени.
Мы опять в раздумье – идти или не идти на пересечение. Осторожность все же берет верх, уж слишком быстро крепчает ветер. Пролив между м.Красным и о.Кемьлудским очень мелководен и мы торопимся пройти его по еще достаточно высокой воде.
Выйдя в губу Красную, поворачиваем к Кедровым островам (остров Магелана). Ветер разошелся во всю, в снастях уже посвистывает. Лавировать среди многочисленных островков и луд не просто и на прохождение последних 5 км уходит почти два часа.
Основная стоянка на острове занята стационарщиками. По их рассказам, они заезжают сюда уже более десяти лет (как-то мы не пересекались с ними в прошедшие годы). Распологаемся неподалеку. Вторую половину дня отдыхаем: объедаемся черникой, печем блины, купаемся (вода в бухте прогрелась до 18 град.)
К вечеру ветер достигает почти штормовой силы. Теперь он задувает с Северо –Запада и бухта у острова кипит от волн. Разоружив катамаран, выкатываем его подальше от берега и тщательно закрепляем. Палатка на таком ветру способна стоять только в глубине леса. Кушать можно тоже только удалившись в лес – вблизи берега котелки и чашки просто улетают со стола.
День 11, 10 августа.
(Шторм, вынужденная дневка)
Ветер дует с неослабевающей силой. Кроме его усиления в атмосфере, как ни странно, изменений практически нет: по-прежнему ярко светит солнце, на небе редкие кучевые облака, весьма тепло.
День проходит в праздном безделье. Опять объедаемся черникой и любуемся буйством стихии. Сходили в гости к местным рыбакам. Их изба находится на южном берегу острова, здесь же растут кедры. Мужики надстраивают у избы второй этаж на манер мансарды. Хорошо помнят Магеллана - Николая Михайловича Елманова, в честь которого Кедровые острова и получили свое второе название.
К вечеру нет даже намека на ослабление ветра, и это наводит нас на неприятные мысли. Продлись ветер еще пару дней и, если не хотим опоздать из отпуска, придется убегать куда-нибудь в Чупу или в Паяконду.
День 12, 11 августа.
О.Магелана – о.Кривой
(прошли 46 км)
Эол все же оказался благосклонен к нам (как-никак его именем назвали мы свой корабль), но при этом решил и почудить.
Ветер стал стихать к середине ночи, а к утру прекратился почти совсем.
Под парусами кое-как удалось доползти лишь до Кузокоцкого мыса, дальше – гребля. Обогнув мыс, замечаем в районе о.Величаихи Янтари. Они тоже гребут в сторону Ковды. Догоняем их у мыса Титова. Мурманчане, идут вокруг Белого моря, старт и финиш в Кандалакше, говорят, что в пути уже больше месяца и порядком озверели.
Самую-самую малость задуло только около о.Молочницы. Идем к о.Миккову в надежде встать в его удобной гавани. Там, однако, местные рыбаки, и мы уходим на о.Кривой. Уже в сумерках в сторону деревни проходят Янтари. Связи по-прежнему нет. Это уже черт знает, что. Дома, видимо, нас уже начинают искать.
День 13, 12 августа.
О.Кривой – Колвицкая губа
(пройдено 45 км)
Юго-Восточный ветер, 3 балла. Солнечно и тепло. Связь появилась при подходе к м.Толстик – поселок Лесозаводск в пределах прямой видимости.
Решаем пересечь Кандалакшский залив по диагонали от мыса Толстик до Колвицкой губы, это примерно 40 км. За островом Вачев выходим на открытое пространство залива. Здесь уже задувает прилично (около 5 баллов), да и волну разгоняет соответствующую. Отдельные особо крупные экземпляры так и норовят взбежать со стороны наветренного борта на палубу, катамаран сильно раскачивает. Курс бакштаг.
Ориентироваться легко, Колвицкие тундры в такую погоду хорошо просматриваются. Наиболее впечатляюще Кольское побережье выглядит с расстояния 6-7 км: одетые в зеленый бархат лесов горы буквально встают из воды. На пересечение затратили чуть более четырех часов.
Войдя в Колвицкую губу, встали под горой Зимец у родников. Вокруг стоянки полно грибов, даже собирать было не интересно. Вечером забрались поближе к вершине горы, осмотрели окрестности. По-видимому, грядет серьезное изменение погоды: небо постепенно затягивается серой облачность, наползающей с Севера.
День 14, 13 августа.
Колвицкая губа - Кандалакша
(пройдено 22 км)
Ночью прошел крупный дождь, резко похолодало. К утру окружающие горы затянуло плотной низкой облачностью, вдоль берегов вытянулись полосы тумана. Видимость 1 – 1,5 км, С-В ветер, 2 балла.
Быстро собираемся и выходим. Знакомые очертания берегов в условиях плохой видимости угадываются с трудом, и мы стараемся идти вдоль знаков, обозначающих судовой ход в порт Кандалакши. Периодически проходят дождевые заряды. К 14-ти часам доходим до устья р.Нивы. Плотный холодный дождь льет уже не переставая. Растянув тент среди прибрежных сосенок, пакуем рюкзаки. На берегу совершенно неприличное количество мошки. (Гнус за время похода был замечен лишь дважды: в Кеми при сборке катамарана и здесь, в Кандалакше).
Звоним по телефону 8-921-734-66-39 (Сысоев Александр Михайлович. Пассажирские перевозки по городу и области) и через час встречам Газель. (Стоимость перевозки до вокзала 500 руб.). Поход закончен. Грузимся, бросаем монетки в воду и уезжаем.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
День |
Дата |
Участок маршрута
|
Расст, км |
Время, час |
Средняя скорость, км/ч |
Ветер (баллы) Курс |
Макс. высота волны, м |
Погода |
1 |
31.07 |
Рабочеостровск – о. Ольховый
|
12 |
4 |
3 |
4 – 5 бейд. |
1 |
облачно, временами дождь |
2 |
1.08 |
о.Ольховый дневка |
- |
-
|
- |
- |
- |
облачно, временами дождь |
3 |
2.08 |
о.Ольховый – о.Соловецкий |
33 |
4 |
8,2 |
4 галф |
0,5-0,7 |
ясно |
4 |
3.08 |
о.Соловецкий – о.Сатам
|
40 |
6,5 |
6 |
3 галф |
0,5 |
ясно |
5 |
4.08 |
о.Сатам- м.Безымянный Наволок |
44 |
9 |
4,9 |
0 гребля |
- |
ясно |
6 |
5.08 |
м.Безымянный Наволок – о-ва Сеннушные |
35 |
7,5 |
4,7 |
0 - 1 гребля |
- |
ясно |
7 |
6.08 |
о-ва Сеннушные – о. Луда Бол. Варбулда |
35 |
8 |
4,4 |
2 – 5 галф, бейд |
1,5 |
ясно |
8 |
7.08 |
о.Луда Бол. Варбулда – о.Соностров |
56 |
10 |
5,6 |
3 форд |
0,5 |
ясно |
9 |
8.08 |
о.Соностров – м.Картеш |
34 |
6 |
5,7 |
4 – 5 галф, бейд |
1 |
ясно |
10 |
9.08 |
м.Картеш – о.Магелана |
17 |
3 |
5,7 |
4 – 5 галф, бейд |
1 |
ясно |
11 |
10.08 |
о.Магелана дневка |
- |
- |
- |
шторм |
|
ясно |
12 |
11.08 |
о.Магелана – о.Кривой |
46 |
10 |
4,6 |
2 – 0 галф, гребля |
0,3 |
ясно |
13 |
12.08 |
о.Кривой – Колвицкая губа |
45 |
6 |
7.5 |
3 – 5 бакшт |
1,5 |
ясно |
14 |
13.08 |
Колвицкая губа - Кандалакша |
22 |
5,5 |
4 |
2 бакшт, форд |
0,3 |
пасмурно дождь |
Всего по генеральному курсу пройдено - 419 км.
В том числе на веслах – 104 км.
Ходовых дней – 12.
Среднее расстояние, пройденное по генеральному курсу за ходовой день – 35 км.
Некоторые выводы
1. Поход получился, намеченный маршрут пройден. Каких-либо серьезных ошибок в тактике прохождения мы не допустили. Конечно, интереснее было бы пройти к Кольскому побережью из района м.Шарапова, но ветер и волны не позволили этого сделать. В целом же погода была весьма благоприятной – за исключением трех дней во время похода над Белым морем господствовал обширный теплый антициклон.
2. Еще раз хочется отметить надежность Ветра. Никакого ремонта, даже самого малого мы не производили. (Дважды после серьезной многочасовой качки подтягивали несколько барашков и один раз за поход подкачали баллоны).
Из доработок самой актуальной было бы, пожалуй, приобретение спинакера.
3. И самое главное, по количеству увиденной красоты и ярких разнообразных впечатлений поход оказался весьма и весьма содержательным. В конце-концов это то самое главное, ради чего мы и ходим на Белое море.