Большое спасибо:
- Черных С. В. (Мо-13) за предоставленные на время похода катамаран, мотор и автомобильный прицеп;
- Прекрасной погоде;
- Всем участникам похода за прекрасно проведённое время.
Карта похода (открывается в новом окне).
Дата |
Старт |
Финиш |
Пройдено по генеральному курсу |
Из них под парусом |
29.06.2008 |
п. Ляскеля |
П-ов Хунукка |
18 |
8 |
30.06.2008 |
Днёвка на п-ве Хунукка, сходили в Ляскелю и Глухую шхеру |
|
0 |
0 |
01.07.2008 |
п-ов Хунукка |
о. Байонной |
23 |
23 |
02.07.2008 |
о. Байонной |
о. Валаам, Дивная губа |
12 |
12 |
03.07.2008 |
Днёвка на Валааме, прогулки на о. Оборонный, к монастырю и скитам |
|
0 |
0 |
04.07.2008 |
о. Валаам, Дивная губа |
о. Койонсари |
47 |
25 |
05.07.2008 |
Участие в регате Better2Gether |
|
0 |
0 |
06.07.2008 |
о. Койонсари |
о. Путсари |
37 |
37 |
07.07.2008 |
Днёвка на о. Путсари, сходили на пляж Безбашенной нерпы |
|
0 |
0 |
08.07.2008 |
о. Путсари |
п. Ляскеля |
37 |
26 |
|
|
|
174 |
131 |
Судно |
Экипаж |
|||
Название, номер. |
Фото. |
Фото |
ФИО |
Обязанности |
Мо-31, «Авось»
|
|
|
Воробьёв Илья Петрович – далее по тексту Илюха. |
Руководитель, капитан, моторист, летописец, фотограф. |
|
Макорин Геннадий Николаевич – далее по тексту Гена. |
КОК, массовик-затейник. |
||
|
Худолеев Антон Борисович – далее по тексту Антон. |
Матрос (очень хороший матрос). |
||
Мо-13, Позывные – «Тринадцатый» |
|
|
Смирнов Андрей Валерьевич – далее по тексту Андрюха. |
Капитан, рыболов-спортсмен, фотограф. |
|
Бельский Сергей Александрович - далее по тексту Серёга. |
Моторист, рыболов-спортсмен. |
||
Мо-50, «Сполох» |
|
|
Игнатьев Александр Николаевич – далее по тексту Саня. |
Капитан, любитель экскурсий, участник соревнований, фотограф. |
|
Борисов Илья – далее по тексту Илья. |
Рыболов, кок, специалист по ухе. |
||
|
Мишин Алексей – далее по тексту Алексей. |
Рыболов-спортсмен, фотограф. |
||
Без номера, название не придумано. |
|
|
Кондратьев Дмитрий – далее по тексту Дима. |
|
Ладожское озеро самое большое в Европе. Оно раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита - гранитной макушки Русской равнины. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Почти тысяча кубических километров воды хранится в его озерной чаше - втрое больше, чем в соседнем Онежском озере. Ведь глубина Ладоги местами превышает двести метров! Берега озера чрезвычайно разнообразны. Северо-западное побережье - скалистое, изрезанное глубокими узкими заливами, чем-то напоминающими норвежские фьорды в миниатюре. На десятки метров поднимаются над водой гранитные и гнейсовые громады утесов, поросших лесом. Заливы (или, по-местному, "губы") и выходы из них на озерный простор усеяны сотнями мелких, но высоких каменистых островков - шхерами. Их на озере более шестисот.
Многочисленные островки шхер всегда возвышенны, скалисты и покрыты сосновым лесом. Когда плывешь по озеру, они возникают на горизонте, как взъерошенные ежи. Почти все острова жмутся к северному берегу, лишь Валаамский архипелаг раскинулся ближе к середине озера. Самый большой остров этого архипелага знаменит своим древним монастырем, основанном новгородцами еще в XIV веке. Скалистые берега Валаама (его размеры - шесть на десять километров) круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. С северной стороны в Валаам врезается Монастырская бухта, в которую ведет длинный, узкий и глубокий проход между скалами. Здесь и располагается святая обитель. Вокруг главного острова рассеяно еще с полсотни мелких, но не менее живописных островков.
Северо-восточный берег Ладоги ниже, скалы перемежаются песчаными участками, а от города Олонец до впадения реки Свирь тянется пятидесятиметровой ширины пляж с дюнами, поросшими сосновым лесом. Юго-западные и южные берега озера тоже низкие, но покрыты галькой и валунами. Здесь кое-где встречаются заросли камыша и тростника, поскольку эта часть Ладоги - самая мелкая.
От истока Невы, где высятся мрачные стены крепости-тюрьмы Шлиссельбурга, по озеру к устью Свири и по ней к Онежскому озеру пролегает оживленный судовой путь. Буксиры, баржи и туристские теплоходы идут из Петербурга к Петрозаводску и Кижам, на Белое море, к Соловецким островам, и на Волгу - по каналу Волго-Балт, мимо древнего Белозерска к Рыбинскому водохранилищу.
Но северная, самая живописная часть озера остается в стороне от судоходных маршрутов. Этим Ладога выгодно отличается от всегда оживленного Онежского озера. Лишь раз в неделю проходит здесь теплоход на Валаам, а потом снова только редкие яхты бороздят пустынные воды северной Ладоги. Тишину нарушает лишь плеск волны и шум сосен, да крики чаек на скалистых островках.
Достопримечательностей много; чего стоят одни только внутренние озёра на островах, с перепадом уровней 70 метров. На острове Путсаари в глубокой бухте сохранился Свято-Сергиевский скит Валаамского монастыря (монахи так и называли этот остров - Святой Сергий). От Валаама скит отделён двадцатью километрами бурных ладожских вод, и в старину скит был прибежищем отшельников.
На самом севере ладожского побережья находится Сортавала. От Сортавалы ладожский берег поворачивает к востоку. Обширный островной архипелаг Сортавалы с востока замыкает полуостров Хунукка, скалистым мысом далеко вдающийся в Ладогу. В хорошую погоду на юге виден Валаам, на солнце блестят купола монастыря. В районе посёлка Импилахти известностью пользуется высокая нависающая гранитная стенка, на которой периодически проводят соревнования скалолазы. Стоит посетить старый гранатовый карьер Мурсула, где добывали полудрагоценные камни. Если повезёт, можно и сейчас стать обладателем достаточно крупных гранатов, правда невысокого качества. На полуострове Кулхонниеми привлекает внимание так называемая "Глухая Шхера", где шумит ручей, впадающий в Ладогу шестиметровым водопадом. Своё прозвище это место получило благодаря острову, практически наглухо "закупоривающему" вход в залив.
Для водных путешествий можно рекомендовать сроки с середины июня до середины сентября. В июне разгар белых ночей, но ещё очень холодная вода (огромная Ладога медленно прогревается, но зато и медленно остывает - это обстоятельство позволяет продлевать сезон до сентября). Начиная с середины августа по утрам сильные туманы. В жаркое лето температура воды в заливах может подниматься до 18 градусов, а в небольших внутренних озёрах на островах и на материке бывает и 25 градусов.
Озеро издревле славилось своим строптивым характером. В весенне-летний период существенно возрастает повторяемость западных и северо-западных ветров. Среднемесячная скорость ветра преобладающего направления 6-9 м/с. Максимальная скорость составляла на о. Валаам 34 м/с. Число дней со скоростью более 15 м/с в течение года доходит до 60. Часто отмечаются западные, северо-западные и северные ветры, реже - восточные. Наименьшие значения скорости ветра наблюдаются в июле-августе. Наибольшую повторяемость 53-70% имеют скорости менее 1 м/с. Таким образом, более половины наблюдаемых ветров над озером не могут вызвать значительного волнения. Большая повторяемость таких ветров приходится на летние месяцы. Ветры со скоростью более 10 м/с одного направления имеют продолжительность 2-3 дня, в отдельные периоды 6-7 дней.
Большое влияние на волнообразование оказывают глубина и рельеф дна. В глубоководной северной части озера размеры волн ограничиваются в основном величиной водного пространства и силой ветра. В южной части озера с глубинами менее 20 м волнение, не достигая полного развития, уменьшается на выступающих в озеро грядах с банками (мелями). При сильных ветрах волнение здесь принимает характер толчеи и высота волн определяется, главным образом, глубиной. При ветре переменной силы и направления на акватории озера создается сложное поле волн, в различных частях которого волнение неодинаково. Ввиду того, что над Ладогой преобладают юго-западные ветры, повторяемость волнения у восточных и западных берегов озера различна. По наблюдениям метеорологов в районе о. Валаам за многолетний период было всего только 37,8% штилевых дней или дней с волнением меньше 25 см, то в районе Приозерска таких дней насчитывается в два раза больше - 74,7%. Центральная и восточная части озера в большей степени подвержены волнообразованию, чем районы вдоль западных берегов. Самые высокие волны наблюдались в районе о. Валаам (3 м 85 см), 50% всех волн здесь имеют высоту не более 0,4 м.
В различных частях озера вероятность появления высокой волны неодинакова и имеет тенденцию к увеличению с запада на восток. Наибольшие волны во всех районах наблюдаются осенью, наименьшие - весной, в начале лета. Так, в сентябре у о. Валаам при ветре 18 м/с зарегистрирована волна высотой 3 м 85 см, в то время как в мае максимальная высота волны была всего около 0,5 м, в июне - 187 см. В районе Приозерска максимальная высота волны достигала в августе и ноябре 210 см, а в мае-июне - 120 см.
Самыми спокойными на озере являются летние месяцы, для которых характерна наибольшая продолжительность штилевых дней (70-90% всего многолетнего периода). К осени число штормовых дней значительно увеличивается и достигает максимума в ноябре-декабре. В районе о. Валаам число штилевых дней падает к осени до 2,2% от общего числа дней наблюдений.
Повторяемость волн с большей высотой также растет от весны к осени. В районе о. Валаам повторяемость волн высотой более 150 см в июне-июле - всего около 2% от общего числа дней наблюдений, в декабре - уже 28,9%. То же самое наблюдается и в других районах. Максимальные по высоте волны были зарегистрированы также осенью. Летом шторма редко длятся более суток. Несколько часов после шторма может наблюдаться крупная зыбь - высокие пологие волны.
Любой отдых начинается с дороги. Вот начинается и наша дорога. Экипаж «Сполоха» и Дима стартовали ещё вчера, заночевав соответственно в Сясьстрое и в мотеле в Чудово. Экипаж «Тринадцатого» закончив погрузку машины стартовал из Нахабино в половину первого ночи.
Экипаж «Авося» двинулся в путь замыкающим. Стартовав из Нахабино в районе пяти утра в половину шестого подобрали Антона на пересечении Ленинградки и Бетонки.
Сама Ленинградка не сильно изменилась по сравнению с 2006 годом. Из вновь появившихся достопримечательностей можно только ответить можно только отметить ремонт около Великого Новгорода, который нам по счастливому стечению обстоятельств удалось проскочить по встречной полосе на глазах у удивлённых гаишников (одновременно удалось обогнать экипаж «Тринадцатого»).
Догнать остальные экипажи нам к сожалению не удалось. В то же время расстояние между нами и экипажем «Тринадцатого» неуклонно увеличилось (впоследствии выяснилось, что они делали длительные остановки в Валдае и Старой Ладоге).
После поворота с Мурманской трассы на Питкяранту дорога начала потихоньку портиться, периодически машину и подвеску было откровенно жалко, приходилось ехать на маленьких скоростях, пару раз пробивало подвеску так, что приходилось останавливаться и сматривать колёса на предмет повреждений.
В посёлок Ляскеля мы прибыли с небольшим отставанием от экипажа «Сполоха» и Димы, с сотовой связью в посёлке очень плохо (постоянно пропадает) и нам стоило большого труда отыскать остальных.
Постоянный обмен СМС с экипажем «Тринадцатого» позволял не беспокоиться за их участь, поэтому все с радостью занялись обустройством лагеря, приготовлением ужина и отмечанием начала похода. Но вдруг от «Тринадцатого» пришло тревожное сообщение, что они «закипели» где-то после Питкяранты, и им пришлось замедлить продвижение периодически охлаждая машину, спустя некоторое время выяснилось, что в двадцати километрах от Ляскели их машина окончательно отказалась заводиться.
Несмотря на состояние лёгкого алкогольного опьянения было принято решение отправлять за ними спасательную экспедицию в лице Гены и Илюхи. Слава богу спасение прошло успешно, несмотря на то, что в Ляскеля они на скорости 20 км/ч разминулись с экипажем ДПС. Слалом к берегу Ладоги через лес с буксиром был незабываем, и в районе 21 часа все участники похода воссоединились на берегу Ладоги.
Место для сборки было выбрано Димой и было просто отличным, фото говорят сами за себя.
После воссоединения немного отметили вместе начало похода. И расползлись по палаткам (но отдельные личности любовались окрестностями всю ночь). Машину «Тринадцатого» решили чинить по возвращении, а на завтра была запланирована полная сборка судов и отход до ближайшей известной стоянки на полуострове Хунука.
Утро выдалось солнечным и тёплым, но одновременно нелёгким для некоторых членов экспедиции (некоторые товарищи впечатлившись местными красотами отмечали приезд до 2-3 часов ночи). Постепенно жизнь в лагере наладилась, после завтрака капитаны с помощниками приступили к сборке судов, а остальные принялись потихоньку сворачивать лагерь. Гена с Серегой поехали искать запчасти для сломанного автомобиля, вернулись с запчастями и пельменями, которые были приготовлены на обед (чтобы не распаковывать продукты).
Стоит отметить, что изначально лагерь был установлен нами на крутом холме на котором мы договорились оставить машины, а к берегу был довольно таки крутой спуск, спускать вещи (особенно упаковки с катамаранами) по которому было очень неудобно, впоследствии прямо к берегу была обнаружена более менее приличная грунтовая дорога, но ей мы воспользовались уже на антистапеле. Само место стапеля просто отличное, берег очень чистый (хотя немного мусора конечно есть), под сборку есть очень много ровных травянистых площадок (собирали четыре лодки одновременно и никто никому не мешал). Спуск в воду в этом месте оказался немного каменистым, но вполне приемлемым.
Единственное. Что немного омрачало настроение, что было воскресенье и местных жителей вокруг было довольно много, при этом они занимались приготовлением шашлыков и распитием спиртных напитков, что само по себе немного напрягало (но после обеда почти все исчезли). Погода была очень тёплая и немного доставали слепни.
Часам к четырём лодки были почти собраны, исключением оставалась Димина лодка, сборка которой немного затянулась из-за появления нового центрального шверта, в связи с этим Димина лодка была собрана примерно наполовину. Диме помогли собрать лодку, одновременно были окончательно упакованы продукты и распределено по лодкам общественное снаряжение.
Часам к пяти выяснилось, что Димины планы вошли в противоречие с планами всех остальных участников похода. Дима предлагал стартовать завтра утром, в то время как все остальные участники уже упаковали все вещи и не хотели заново раскладывать лагерь, да и слепни немного поднадоели.
В результате было принято непростое решение ненадолго разделиться, Дима оставался на месте стапеля и завтра рано утром выдвигается и догоняет остальных на стоянке на полуострове Хунука. Благо на всех катамаранах (кроме «Тринадцатого») имелись GPS.
Обменявшись с Димой GPS координатами стоянки «13», «Авось» и «Сполох» спустились на воду. К моменту спуска ветер серьёзно подстих (тем более от открытой Ладоги нас отделял изгиб шхеры под прямым под прямым углом), и с галфа зашёл в бейд. «Тринадцатый» оценив обстановку завёл мотор, спустил паруса и скрылся из виду за поворотом, спустя какое-то время радиосвязь с ним была потеряна (на стоянке экипажу «Тринадцатого» было сказано о том, что лучше так больше не делать).
«Авось» со «Сполохом» тем временем повлеклись против слабого встречного ветра к выходу из шхеры нарезая длинные галсы от берега к берегу. «Сполох» шёл немного быстрее «Авося», но «Авосю» удавалось идти немного острее. За счёт чего оба катамарана шли примерно одинаково.
В паре километров от выхода из шхеры ветер стих окончательно, скорость упала ниже 2 км/ч, связь с «13» к тому времени была потеряна (как визуальная так и радио), а так как время было уже довольно позднее (около половины десятого вечера), то на «Авосе» был заведён мотор, а со «Сполоха» был подан буксирный конец и скоростью 8-9 км/ч мы последовали в сторону стоянки.
На стоянке нас встретил экипаж «13» с разожженным костром. Стоянка оказалась неважнецкая, еле-еле нашли место под тент и две палатки, третью палаьку пришлось поставить прямо на песке. С Димой был произведён обмен SMS, после чего был ужин с небольшим количеством спиртного. После чего все легли спать, за день все вымотались и поэтому долго не сидели.
Утро ознаменовалось получением от Димы сообщения, в котором он сообщил о своём решении отказаться от участия в походе, это был очень безрадостный факт, в дополнение к этому выяснилось, что при вчерашнем распределении продуктов у Димы остались все наши запасы колбасы!!!!!
С этим мириться было нельзя поэтому после завтрака была сформирована «призовая партия» в составе Сани, Сереги и Андрея, которые на «Тринадцатом» отправились за Димой (или на крайний случай за колбасой).
Оставшиеся разделились на группы по интересам. Алексей отправился на рыбалку. Илюха, Антон и Гена решили устроить банный день и отправились на заготовку дров для костра.
Ближе к обеду, когда дрова были заготовлены, Алексей вернулся без улова, погода начала радовать опять, утренние облака раздуло и появилось солнце. В связи с этим на берегу был накрыт стол и начались купальные процедуры. В районе трёх часов вернулась «призовая партия», уговорить Диму присоединиться к нашей компании им не удалось, но колбасу они всё таки привезли. Дима решил отказаться от похода и постоять на берегу совершая недалёкие покатушки по окрестностям.
После обеда было решено прокатиться до водопада в глухой шхере под мотором (так как ветра опять не было), полный штиль вместе с солнечной погодой произвёл на всех самое приятное впечатление. Немного омрачил настроение наезд на моторе на подводный камень, после чего пришлось провести небольшой ремонт связанный с заменой шпонки.
Вечер был великолепным, во время ужина было принято решение выдвигаться завтра на остров Байонной около Валаама.
Алексей с утра ходил на рыбалку на внутреннее озеро, там рыба тоже ловилась плохо.
Утром погода обрадовала ещё больше чем вчера, пока собирали лагерь ветер, который с утра имелся, к концу сборов пропал окончательно. Валаам еле проглядывался на горизонте. В очередной раз пришлось завести моторы. Тринадцатый взял Сполоха на буксир, ещё раз сверили GPS координаты и двинулись в сторону острова Байонной.
Во время перехода никаких проишествий не произошло, пару раз казалось, что начинается ветер, но под парусами скорость падала ниже 2 км/ч после чего снова заводись моторы, в общем переход получился полностью на моторе.
Стоянка «У Христа за пазухой» на острове Байонном оказалась выше всяких похвал, быстро разбив лагерь, приготовили обед. После обеда часть народа расползлась по палаткам, а часть решила сходить до острова Лембач, посмотреть расположенный там скит. Под легкими, иногда стихающими пропадающими, порывами ветра добрались до острова, но пристать к острову нам не дали, на пристань вышел молодой человек и заявил, что без благословения настоятеля приставать запрещено.
По дороге обратно наблюдали как обитатели острова Лембач купаются в Ладоге выскакивая из новенькой баньки построенной на берегу, завидно было не то слово.
Вечером было купание, карточный турнир, но гвоздём программы было распитие Саней абсента с жжёным сахаром, все посмеялись от души.
Ближе к вечеру «Сполох» и «Тринадцатый» предприняли попытку ещё раз прогуляться под парусами, «Тринадцатый» вскоре вернулся так и не найдя ветра, «Сполох» сделал круг вокруг острова «Лембач», по уверению Сани за островом с ветром было чуть-чуть получше.
Вечером нас порадовал закат, который нам удалось увидеть первый и последний раз за этот поход.
Погода с утра опять порадовала солнцем и лёгким ветерком. Переход на сегодня намечался небольшой, поэтом собирались не торопясь.
При выходе с Байонного острова попали в ветровую тень этого острова и некоторое количество времени болтались в ней пытаясь поймать ветер. Отойдя подальше от Байонного поймали ветер и двинулись вдоль Байонного острова в сторону Валаама. Тринадцатый не удержался и вновь завёл мотор и немного вырвался вперёд (не теряясь из виду). На западной оконечности Байонного острова «Сполох» обогнал «Авося». В проливе между Байонным островом и Валаамом появился какой-никакой ветер, к тому же ещё и попутный, на «Авосе» поставили кливер, на «Сполохе» Генакер, даже «Тринадцатый» заглушил мотор и поднял паруса. Но счастье было недолгим, минут через 15 ветер исчез окончательно и вода стала как зеркало.
После короткого радиообмена были вновь заведены моторы, «Тринадцатый» взял «Сполоха» на буксир и все двинулись к бухте Дивной. По дороге разминулись с яхтой идущей под мотором.
На южной оконечности Валаама ветер появился снова (да ещё и встречный), так как бухта Дивная была совсем рядом, то на «Авосе» мотор глушить не стали и быстро добравшись до цели обнаружили прекрасную стоянку в бухте. Спустя некоторое время в бухту зашёл «Тринадцатый». «Сполох» отцепился с буксира на южной оконечности Валаама и вошёл в бухту последним, но под парусами.
После установки лагеря был приготовлен обед, после которого народ пошёл купаться, так как в бухте ветра почти не было, а солнце грело довольно сильно.
Во время купания в бухту вошёл «Дракар» (номер не запомнили), который встал рядом с нами.
После всего этого было принято решение разведать дорогу к монастырю и оставив Алексея сторожить лагерь все отправились к монастырю.
У монастыря первым делом посетили магазин, где было куплено пиво, в монастырь никто кроме Саши не заходил, да и его оттуда быстро выгнали, так как он зашёл туда в шортах. Посидев на лавочке возле магазина, двинулись обратно. Обратная дорога оказалась в несколько раз длиннее, так как периодически останавливались на «пивные перекуры».
По возврату в лагерь искупались ещё раз. Погода к вечеру времени немного испортилась, пару раз даже начинался дождь, но это не помешало провести вечер весело.
В конце вечера разобрали «Тринадцатого», так как днём у него обнаружили расходящийся шов, и было решено провести превентивный ремонт, чтобы потом шов не разошёлся в более сложных условиях.
Погода наконец испортилась с утра моросил мелкий дождик. Несмотря на это, сразу после подъёма Илья, Антон, Гена, Алексей и Илья отправились на экскурсию в монастырь. Позавтракали в кафешке, осмотрели центральную усадьбу, прогулялись вокруг, посетили музей и затарившись в магазине отправились обратно, на обратном пути видели зайца.
Когда мы вернулись в лагерь, там закончили с ремонтом баллонов «Тринадцатого» и Саша, Сергей и Андрей отправились на экскурсию в монастырь. После обеда Илья, Антон, Гена и Илья отправились на остров Оборонный, оставив Алексея сторожить лагерь. Остров Оборонный произвёл неизгладимое впечатление масштабностью находившихся там сооружений. На обратном пути убежали от грозы, за которой потом наблюдали с Валаама, порадовались, что не оказались под этой тучкой.
Через некоторое время после нашего возвращения с Оборонного в лагерь вернулись Андрей с Сергеем, Саша отправился на экскурсию на другие скиты монастыря и вернулся поздно вечером намотав за прогулку более 20 километров. Андрей с Сергеем собрали «Тринадцатого» и отправились на рыбалку (правда опять безрезультатную).
Вечерняя программа была стандартной, спать разошлись далеко за полночь.
Как ни хорошо было на Валааме, но пора уходить. Первоначальные планы были ориентированы на переход с Валаама на остров Путсари, но Саня очень хотел принять участие в регате Better2Gether и поэтому было принято решение сделать более длинный переход на остров Койонсари и посмотреть на происходящие там события и поболеть за Санька.
С Валаама вышли под лёгким Галфоми по GPS направились в сторону о. Койонсари, по пути сквозь нашу растянувшуюся колонну насквозь прошло судно на подводных крыльях, мы впервые увидели его так близко с воды. Ветер тем временем потихоньку скисал и в конце концов стих окончательно, скорость опять упала ниже 1 км/ч и поэтому было принято решение завести моторы. Сполоха опять приняли на буксир и поползли дальше. В связи с тем, что делать было особо нечего на «Авосе» и «Сполохе» принялись допивать остатки закупленных в магазине на Валааме спиртных напитков (Валаамской настойки и пива).
Километрах в 2-3 от Койонсари появился лёгкий ветерок и «Сполох» тут же потребовал, чтобы его отцепили, и пошёл под парусами. Остальным было уже лениво поднимать паруса и до места мы дошли на моторе. На Койонсари встретили огромное количество катамаранов. Поставив лагерь сготовили поздний обед и отправились на прогулку (заодно Санёк заявился на завтрашние соревнования) рассматривать чужие корабли.
После обеда пошёл дождь, погода сильно испортилась, но наши рыбаки несмотря на это отправились на рыбалку и к нашему общему удивлению наловили какой-то мелочи. Вечером была приготовлена уха, под которую были длинные ночные посиделки, разошлись далеко за полночь.
Утро было не из лёгких. Погода не совсем понятная, то солнце, то тучи, то дождь. Илюха решил не участвовать в регате прокатившись утром рядом со стоянкой. Ветерок периодически не внушал доверия. Санёк тем временем рвался в бой и глядя на его энтузиазм остальные начали верить в его победу. Старт долго не давали, все участники ждали на берегу. Так и не дождавшись старта Илья, Антон и Гена отправились в магазин посёлка Терву. До магазина шли попеременно то под парусами, то под мотором. В магазине закупили пива и тушенки (около магазина нас приняли за лидеров гонки). На обратном пути прошли навстречу участникам регаты, которые тоже шли в Терву. Санёк в Терву не пошёл, а решил начать с другой контрольной точки.
Остаток дня ничем примечательным не запомнился, кто-то спал, кто-то трындел под пиво, кто-то трындел под водку. Иногда мимо проскакивали участники регаты, пару раз видели и Санька.
Ближе к вечеру начали финишировать победители. Санёк к сожалению оказался на последних местах но общего хорошего настроения это не испортило. К вечеру сильно похолодало. Так как за день все много выпили то после церемонии награждения победителей все расползлись спать. Один Гена участвовал в общем банкете до последнего и еле дошёл до палатки.
Сегодня мы участвуем в регате Better2Gether2008. С утра дуло довольно сильно, поэтому Мо-50 решил отчалить без экипажа. В результате погони его капитан искупался в полной амуниции, включая фотоаппарат L. Потом долго ждали, когда же всё-таки поставят дистанцию и дадут гоночную инструкцию – успели даже пообедать ;) Регата эта не ограничивается просто парусными гонками, да и вообще главное здесь не гонки J, а КП со всякими заданиями. Инструкции к заданиям выдают вместе со схемой дистанции, где указаны КП, которые можно брать в произвольном порядке. Старт дали около 15 часов. Большинство участников прямо со старта отправились в Терву пить пиво с судьями J (такое было задание на КП), а мы и ещё один катамаран «Альбатрос», заметив что ветер стихает, решили начать с другой стороны острова Койонсари (там был КП с вопросами).
Вопросы разные: от элементарных до сложных, от устройства катамарана до МППСС. Мы умудрились причалить примерно в полукилометре от КП, поэтому пришлось побегать J Затем пошли на восточную оконечность Лавутсари. Взяли мористее, там был ветер – по GPS скорость достигала 25 км/ч, садились на перила для лучшего откренивания! Видели причаливших к берегу Лавутсари гонщиков – с этого места КП в башне на острове довольно близко и можно выиграть несколько минут, не причаливая к рекомендованному в гоночной инструкции месту. На островке к востоку от Лавутсари нашли кодовое слово «Позитив» (Могли бы и покрупнее-поконтрастнее написать – даже подойдя вплотную к берегу, слово разобрать нельзя!) Дальше пошли узнавать кодовое слово в башне на верху острова Лавутсари. Дальше нам надо было организовывать операцию «Тайд или кипячение» J на западной оконечности Лавутсари.
Перед нами из протоки между Лавутсари и коренным берегом вышла Яна Зиброва с «офигенным спинакером» J, мы сунулись туда же, но на запад. Как выяснилось, зря L - протока узкая и ветра совсем нет, даже вёсла доставали, когда был шанс уткнуться в берег. С костерком справились быстро, хотя растопка, которую мы возили с собой, вся промокла. Оставалось только два КП. Сначала поехали в Терву за пивом, но ветер стал резко стихать. Когда пиво было допито, ветер вообще кончился, и мы зависли – хорошо хоть не одни, радом ещё был «Тайфун». Организаторы на моторке предлагали отбуксировать к финишу, но, увидев, как мы умеем грести, отозвали своё предложение J Последним заданием (на острове «Шапка Мономаха») было простоять на одной ножке 15 секунд. Потеряешь равновесие – стой ещё раз. Это чтобы те, кто вместо пива пил что покрепче, потеряли нечестно завоёванные на предыдущем КП минуты J. В общем, регата весёлая и нам понравилось, что финишировали мы не последними J
Гена с утра болел особенно сильно, плющило его не детски. Остальные были вполне готовы к отходу. Лагерь был собран относительно быстро, но наши планы по отплытию омрачил дождь, туча долго заходила на нас, и к началу дождя все сидели под тентом, а вещи были упакованы.Через полчаса дождь прекратился, выглянуло солнце.
Пока шли вдоль острова Лавуатсари был Галф, а так как ветер был не сильным то двигались медленно, но на восточной оконечности Лавуатсари после поворота ветер стал попутными распучтив все паруса мы пошли в сторону острова Путсари со средней скоростью около 15 км/ч. Несмотря на то что периодически накрапывал дождик это был один из самых приятных переходов за этот поход. До Путсари дошли за три часа.
На Путсари стоянка не очень порадовала, но выбирать не приходилось. После разбивки лагеря совершили несколько прогулок по острову к каменному кресту, скиту и внутреннему озеру. Вечером было принято решение устроить завтра банный день, поэтому была проведена заготовка дров с которыми на этой стоянке было неважно. Вечером был также устроен сеанс игры в преферанс.
Вечером Саня залез на скалу над лагерем и кидался оттуда дровами.
Баня была сооружена ещё вечером, и сразу после завтрака мы принялись за её топку. Саня с Алексеем уехали кататься на «пляж бешенной нерпы». Андрей впечатлившись местными красотами решил оставить автограф на скале рядом со стоянкой.
Погода опять наладилась весь день светило солнце, лишь пару раз брызгал мелкий дождик, но он быстро прекращался.
К середине дня баня была готова, рядом с ней был накрыт стол с закусками и в процессе парения периодически звучали тосты. Илюха Борисов был в ударе и заготовив заранее веники парил всех желающих. В общем баня удалась на славу.
Саня с Алексеем приехали уже к концу, но тоже застали немного пара. После бани некоторых товарищей развезло и они отправились загорать на каменные плиты расположенные рядом.
К вечеру немого похолодало, поэтому пришлось утеплиться. За ужиному были допиты последние запасы спиртного (из НЗ Сергея, за что ему особое спасибо). Также вечером несколько человек прогулялись по острову, поднявшись на высокую скалу над лагерем, говорят вид оттуда потрясающий.
Вечером было принято решение двигаться завтра на место старта и переночевав там послезавтра уезжать домой. Ещё нам предстояло отремонтировать машину «Тринадцатого».
Лагерь был свёрнут быстро и оперативно и часов в 11 выдвинулись. Спустя полчаса на «Авосе» выяснилось, что Антон забыл на берегу нож и пришлось возвращаться, и догонять остальных под мотором.
Погода была ёщё лучше чем вчера, ветер позволял идти в Галф, в общем всё было прекрасно все шли под парусами и любовались красотами. У входа в шхеры ветер стих и пришлось снова завести моторы, взяв «Сполоха» на буксир. Навстречу нам из шхер прошёл парусный ял и как нам показалось, ушёл в сторону Валаама.
В шхерах не заблудились только благодаря GPS и то пару раз сбивались с пути, по дороге видели несколько симпатичных стоянок. Когда подходили к месту антистапеля на озере стоял полный штиль.
Благодаря тому, что мы знали дорогу к берегу, то машины подогнали прямо к катамаранам и очень быстро разобрались и погрузили всё барахло в машины.
Саня быстро и умело починил машину «Тринадцатого» заменив ремень генератора и помпу. Правда пришлось два раза ставить на них Санин аккумулятор, так как они глохли, а завестись пока не могли. От перекуса решили отказаться решив перекусить где-нибудь на дороге. И расплатившись с хозяином за парковку отпарвились домой.
На обратном пути ничего интересного не случилось за исключением пробитого Саней колеса и очень сильного ливня, который лил всю ночь и серьёзно затруднил видимость.