Алексей Шматов
Коротких Женя – капитан, конструктор, моторист, журналист, фотографист. Луганск. 54 года. Инструктор.
Алтухов Дима – старпом, кок-пом, кассир. Стаханов. 30 лет. Инженер – проектировщик.
Тума Владимир – кок - от бога, дайвер. 40 лет. Донецк. Адвокат.
Алексей Шматов – писец, откренивающий. Харьков. 55 лет. Учитель, ...
Началось это путешествие со звонка Алтухова Димы, который предложил мне пройтись в Средиземное море. Катамаран для серьёзных походов изготовил Женя Коротких из старого. Увеличил размер, поставил трубы большого диаметра, из поливных систем. В обозримом прошлом в большом количестве присутствовавших на наших поливных лугах, и чудом дожившие до наших дней на моем чердаке. Мачта, рули, шверт – старые. Пункт назначения строго не определен. Египет, Тунис, при наличии времени выход в океан. Попутно знакомство с Турцией, Грецией и прочими странами, в зависимости от маршрута. Команда полностью не укомплектована, хотя есть несколько кандидатов, не определившихся окончательно. Старт назначен на осень. Катамаран готов. Осталось заработать денег, подогнать домашние дела, уговорить родных, и все. Хорошо поработав, я решил эти проблемы. И вот:
В 14-30 автобусом из Купянска я выехал в Луганск. Хорошая погода за пару часов превратилась в дождь. Дима, встречавший меня на вокзале, удивился моей обуви (но мы ведь идем на юг). Капитан, он же Коротких Женя, встретил нас с маршрутки и помог тащить тяжелую сумку с продуктами. Отметили встречу и окунулись в компьютер. Женя показал материал про Шантары, отснятый им во время похода. Чудесный, нетронутый цивилизацией край. Обсудили план работы по доделке катамаранов – большого, и маленького - «бриза» Разинкова Геннадия перешедшего Жене, потом Диме. Набросали список продуктов. Я, добравшись до нормального Интернета, качал информацию, так недостающую мне дома. Спать уложились под утро.
Утро без дождя. Я клею баллоны «бриза». От хранения или эксплуатации задние части обеих - как сито. Ребята ушли на гараж доводить катамаран. Все знают – как вы яхту назовете, так она и поплывет, поэтому расставим точки… При оформлении документов у капитана спросили как называется его яхта, катамаран – ответил он. Так в графе «Название судна» появилось Катамаран. Следовательно, наш катамаран называется «Катамаран». А теперь попробуйте объяснить по рации погранцам, какое судно находится в N милях от берега с координатами N… и Е…! Так это же наш катамаран «Катамаран»!!! Какой катамаран «Катамаран»? Катамаран «Катамаран». Жванецкий отдыхает. Где Одесса, а где Луганск.
День посвятили изготовлению палатки из бигборда. Получился цветной шатер хорошего качества с некоторыми эстетическими изъянами. Прошитый и проклеенный.
Поход на рынок и в гаражи. Разобрали и упаковали катамаран. Вечером загрузили карты предполагаемого маршрута.
Последний день в Луганске. Утром прокатились на радио рынок. Очень скудный выбор товаров. Я отлучился для встречи с земляком - Миняйло Виктором. Встреча оказалась конкретной, и к Жене я попал под вечер, в момент догрузки наших вещей в машину. Вещи погружены, выезд утром.
Сказать что это тяжелый день, ничего не сказать. Подъем 4-30, догрузка мелочевки и в 12-00 городской пляж Мариуполя. По дороге запаслись водой. Капитан добирается автобусом. Кому интересно: возле ж.д. вокзала переехать колею и ехать до упора по ходу поезда, на запад около 500м. Есть и другие места для сборки, но это лучшее. Разгрузили машину, Дима привез бензина больше 100 л. Расположились рядом с водной станцией. Капитан прибыл вечером. Вода в море холодная. Разбились на вахты, я с 4-00.
Рыбаки начали движение с 4-00. Ловят бычка. Капитан утром к погранцам – стал на учет. Собрали раму, поставили на баллоны, подтянули палубу. Обшивку одного баллона пришлось переклеивать. Оказалась дырявой 40 л канистра с бензином, разлили по другим емкостям. Из-за большого количества соединений работа идет медленно, много нестыковок.
Вахта с 00-00, холодно. Наш лагерь подсвечивается фонарем из водной станции. Побеседовал с рыбаками, скоро пойдет пеленгас – готовят моторки.
Утром чай. Работа продвигается медленно. Приходится много делать на месте. Поставили пирамиду, натянули палатку. Поставили шверт. Закрепили баллоны. Вечером наловил креветок, и заделали отменный суп.
Подъем в 7-00. Наварили креветок – их научились ловить без особого труда. Прошили борта палатки, собрали и поставили мачту. Капитан временами отлучается решать бумажные вопросы. На вахте побаловался пивком с креветками, очень вкусно.
Погода хорошая. Поставили огни и провели электропроводку, наклеили номера, поставили распорки на поручни. Приехал Владимир Тума. Хочет пойти с нами из Ялты. Сделал ящик под аккумулятор и генератор, обустроил камбуз из большого алюминиевого ящика. Вечером поставили гик, компас, закрепили «бриз» под катамараном. Интересное наблюдение: все приходится переделывать по два и более раз. Ничего не получается с первого раза. По сути, делаем катамаран на берегу почти с нуля.
Клеили бриз, нашли доски и постелили на палубе, доделываем всякие мелочи. Капитан занимается отходом. Покупались в море, вода сносная. Вечером дождик. Для чего я пишу про эту мышиную возню? Скорее для жены, в оправдание моего длительного отсутствия.
Стыдно звонить домой, уже 10 дней готовимся и все никак. Проехали на рынок. Купили якорный конец 100 м, набрали батареек, сумку для видеокамеры и прочей мелочевки. Отремонтировал карбюратор на моторе.
Вахта с 00-00. Утром столкнули кат на воду и перегнали к пирсу. Загрузили шмотки и прочие вещи. Их оказалось много. Переговоры с погранцами без результата. Надо ж дать!
С утра кэп к погранцам. Мы доделываем электропроводку и прочие мелочи. Подготовили паруса. Погранцы обещают на четверг. Нервы на взводе.
Ветер северо-западный. Тучи. Дождливо. Капитану позвонили с ГИМСа и он побежал на стрелку. Мы установили мотор. Кеп пришел в 14-00. Сообщил, что от нас требуется 400 грн. На фальшфейера. Я думаю это замаскированная взятка, но выбора нет, отдали. Фальшфейера привез представительный мужчина. Боюсь кого-то обидеть, может люди просто хотели нам помочь. Но дело сдвинулось с мертвой точки и…
Поутру пришел товарищ из ГИМСа. Посмотрел, позвонил, поспрашивал. Позже капитан привел еще двоих. Эти совсем бегло просмотрели и выпустили. В 12-00 мы ушли. Нас провожали люди с которыми мы познакомились и подружились за последние дни. И о которых я не пишу только по причине экономии Вашего времени, дорогой читатель, хотя они заслуживают благодарности.
Ветер западный. Прошли до конца Белосарайской косы, дальше волны. Пирамида ходит ходуном. Скрежет в палатке ужасный, как в музыкальной камере пыток. Это из-за отсутствия болтов во втулках соединяющих трубы пирамиды. Женя говорит о полезности свободного хода на втулках, даже смазал их маслом. 17-00 – Капитан принял вахту. Сняли стаксель. Дима с 20-00, я с 23-00.
Вахта прошла успешно. Идем на попутном ветре курсом 190-200° . Волны большие. Компас плохо видно, а звезды появились лишь к часу, были тучи. До 8-00 поспал. Ветер изменился на восточный. До Керченского в 9-00 было 70 км. Курсом 170°. Я на вахте с 17-00 почти до 22-00. На моторе прошли Керченский пролив, дельфины как обычно порадовали своим присутствием.
03-44 N -45º03; Е-36°22. На вахте в 9-00 прошел Скалу Корабль. Ребята спят, убитые Керченским проливом с его теснотой и наполненностью кораблями. Прошли российский военный полигон. Возле мыса Чауда побегали с мотором в лавировку!? Вышли за мыс и вместо того чтобы идти с хорошим ветром прямо на мыс Ильи капитан двинул против ветра вдоль берега. Мотивируя это обещанием, данным погранцам, держатся в четырехмильной зоне от берега. Это опять гр е б л я на всю ночь. Катамаран против ветра не идет! Мы с Димой пошли спать. Проснулись, катамаран на старом месте. Но кеп решил нарушить табу и мы рванули по прямой. Хотя потеряли время. На вахте до 23-00 дошел до мыса Ильи.
Проснулся в 8-00. Новость: протерли левый баллон! Шипит. Подложили прокладки, подкачиваем, насос заклинивает. Шли с попутным ветром на Медведь гору, но кеп опять заерзал - идите ближе к берегу! И ушли к берегу, где надолго влипли возле Алушты. Потом новый прикол: поменял отличный парус на меньший, старый, растянутый как использованный многократно презе... (в дневнике неразборчиво). Работает на попутных ветрах и то только в зарифленном состоянии.
Просидел за рулем весь день. Ход слабый. Капитан подгребает веслом.
Моя вахта с полуночи. К 3-00 еле вышел к Медведь горе, мыс Аю-Даг. Дима к 8-00 его обошел и в 10-00 были в Ялте в грузовом порту. 12-00 – чай, каша прокисла. Заклеили баллон и поставили прокладки. После обеда заштормило. Бросили якоря и растянулись на соседний плавкран, чтобы не побило о пирс. Посетили ближний магазин, цены высокие. Вечером банкет – пельмени! И спать.
Перед сном обнаружил на мобиле SMS от друга детства, одноклассника, Владимира Чалого, с которым мы потеряли связь 38 лет назад. Он прочитал мои отчеты на ПАРУСАХ и вычислил меня. Радость была огромная. Тем временем в порт зашел грузопассажирский корабль «ОМЕГА». Раз в неделю возит грузы и людей из Стамбула и обратно деньги.
Утром приступили к ремонту. На соседнем корабле у механика выпросил болт диаметром около 2 см. им стянули трубы пирамиды, вершину. Получилось прочно. Накинули тент. Купались в море, вода 20°. Нужно еще отксерить карты. В город на маршрутке. Дима встретил своих друзей, покорявших Крымские вершины. Прошлись на «ЕЛЕНУ», проведали Вилю, они работали последний день. Купил книжку Владлена Авинда. Побродили по набережной, зашли на художественную аллею и - шо я вижу!!! Не может быть!!! Это Дима увидел наш катамаран, изображенный на картине рядом с «ЕЛЕНОЙ». Это было в первом походе на Турцию.
Когда стресс прошел, начали торговаться. Начали почти с 300 долларов, немного сбили. Подумали и решили не покупать – денег может не хватить на обратные билеты. По пути в порт взяли вина в фирменном магазине на набережной. Посидели допоздна на катамаране. За разговорами время летит быстро, но пора спать.
Утром прибыл Владимир Тума. Привез кучу дельных вещей, заказанных кепом, вкусности и горькости - для команды. К обеду подняли панику, что заканчивается навигация и могут не выпустить из порта. После ряда консультаций все утряслось. Владимир проехал дозаправил газовый баллон, один из двух, а мы притащили и закрепили 200 л воды. Доделали камбуз. Женя установил на место радиостанцию. Погода: утром штормило, обед – дождь. Провели совещание по маршруту. Рассматривалось два варианта: на Синоп и на Стамбул. Я был за первый. Аргументы:1- ближе, 2- катамаран ненадежный, 3 - в Синопе уже оформлялись.
Капитан за второй. Аргументы: Потеряем время, дней пять, кто-то ему сказал, что в Мраморном можно просто оформить документы.
Рыбаки готовятся в море. Привезли тралы. И нам пора. Снялись с якоря в 17-00, на КПП порта нас просмотрели. Декларацию мы заполнили заранее. Женщина – пограничник задала единственный вопрос: «Какая цель вашего похода»!?!?!? …Я до сих пор не знаю, какая же была цель нашего похода, но то, что мы ее достигли – это точно! В 17-45 отошли немного на моторе. Ветер попутный. То сильный, хотели рифиться, то слабый. Перекусили, выпили за удачный отход, установили вахты два человека по 6 часов. Мы с Владимиром с 18-00. Ветер почти стих. Идем курсом 180°. Погранцы молчат. Крым открывается многоцветием огней. На набережной Ялты – салют. Звук доходит с большим опозданием.
В 6-00 еще темно. Вахта началась с потери насоса, который капитан слабо закрепил на борту. Поэтому и не сильно ругался. Чему суждено утонуть – то утонет. Я увидел его уже за кормой. Пока разворачивались, потеряли его из виду. И все. 9-40 N 44°18 Е 034°04
11-45 N 44°19 Е 033°58 Курс 254°
12-30 Шквал 10-15м/сек начал нас ломать: трубы на пирамиде срезав заклепки разошлись на соединениях. Аврал. Поставили накладки из подручных материалов. Дима поранил руку, все в крови. Забинтовали.
15-40 N 44°20 Е 033°54
Мыс Сарыч. Мне плохо, валяюсь в палатке. Попытались сварить суп методом заливки кипятком продуктов в термосе, получился недоваренный. Поели!
Вахта с 24-00. Холодно и сыро. Ветер хороший. Курс 190-200°, скорость 5-6км/час. Сижу в непромоканце, перчатках. Стремно расходимся с кораблями.
6-30 N 44°00 Е 033°31
7-00 поворот на курс 180° в точке N 44°00,74 Е 033°30,89
10-50 Ветер южный. Курс - 240°. Владимир переделывает крепление большого компаса, делает его выше, а то плохо видно ночью.
12-15 N 44°00 Е 033°19 V=5км/час
13-05 N 43°59,8 Е 033°17 V=4,5км/час КК-248
16-06 N 43°57 Е 033°06 V=7,1км/час КК-255°
Взяли один риф.
18-50 N 43°54 Е 032°56 V=4,1км/час КК-237°
00-06 N 43°52 Е 032°45 V=7км/час КК-265°
05-30 N 43°52 Е 032°33 поворот на КК-190°
06-10 V=4км/час КК-210°
08-45 N 43°42 Е 032°28 V=9км/час
10-40 Сняли все паруса. Заштормило. Дождь.
11-15 N 43°32 Е 032°22 V=6,2км/час КК-190°
14-15 N 43°25 Е 032°18 V=4км/час КК-207°
17-00 N 43°18,9 Е 032°15 КК-190°
Шли без паруса до 23-00. Обошли кораблик, который тоже дрейфовал. Утопили крышку большого термоса, хорошо была запасная. Владимир потерял стекло из очков. Я утопил фонарик. Многовато для одного дня!
Погода нормальная. Идем попутным.
01-22 N 43°07 Е 032°00 V=5,5км/час КК-224°
07-20 N 42°52 Е 031°44 V=7,4км/час КК-210°
12-00. Тепло. Вода холодная. Идем на гроте, один риф. Не удивляйтесь, что мы играемся почти каждый час GPSками, определяя координаты, позже нам это надоест.
13-10 N 42°45 Е 031°25
Заряжали аккумуляторы от генератора. Заделали трос шпрюйта, оборвался. Ветер попутный. Солнце, но холодно.
14-36 N 42°43 Е 031°19 До Босфора 273 км.
Мы с Владимиром на вахте с 19 до 1-00. В целях экономии аккумуляторов временами отключаем сигнальные огни. Много кораблей. Ветер попутный, слабый.
17-45 N 42°38 Е 031°10
18-40 N 42°37 Е 031°08 КК-217°
Погода хорошая. Ветер попутный, но к обеду затих. Хотел поймать ставридки, в Ялте купил хороший самодур, но капитан не дал новую катушку. Сказал она будет нужна на Средиземном. Что ж, будем есть тушенку. Постирались. На обед гречка, хлеб черный еще с Ялты.
08-02 N 42°30 Е 031°02
Поставили паруса. Логично было бы прочитать, когда и зачем мы их сняли, но в дневнике таких данных нет.
13-57 N 42°14 Е 030°29
Проложили пройденный маршрут по карте.
17-10 N 42°10 Е 030°22 V=6,5км/час КК-217°
На самом деле курс держали не очень строго, плюс-минус 5-10 градусов, за что и ругались с кэпом. Более того, компасный курс намного не совпадает с истинным!
01-02 N 41°55 Е 030°02 V=3,5км/час КК-190°
07-15 N 41°41 Е 029°48 V=5,0км/час КК-210°. До пролива 77,5 км.
Ночную вахту отстояли нормально. Грот полный. Убегал от двух кораблей. Вечером долго не спал. Дима на вахте ругался с капитаном, тот подсчитал, сколько нужно бензина до пролива. Иногда трудно объяснить его поступки. Целый день при слабом ветре прошли на старом парусе, когда есть новый, большего размера! Теперь мы должны дышать гарью от мотора, и жечь бензин, который нужен для более сложных моментов. Не уверен в судне, тогда нужно было идти на Синоп. И дальше возле берега. Хотя там берега еще опаснее, чем открытое море.
12-00 N 41°31 Е 029°35 V=7км/час КК-220°. До пролива 51 км.
14-00 вижу берег по левому борту. Подобрали в море поддон, разобрали на доски. Чем ближе к проливу – больше кораблей. Постоянно в поле зрения 3-4 корабля.
17-00 Ветер попутный. Босфор все четче вырисовывается на горизонте. Вспоминаются стихи. О Босфоре писали многие и он того стоит! Достали дружно фотовещи и наснимали во всех форматах.
18-00 Ветер сильный. Вся команда на корме, чтобы разгрузить носы. Убираем грот. 18-30 возле входа в пролив вереница кораблей. Ветер шквальный. Идем без парусов. Попробовали завести мотор. Прогрели. Над проливом зависают красные ракеты. Думаю, это значит - пролив закрыт. Темнеет быстро. Пару часов не хватило, чтобы войти по светлому. Всюду бегают маленькие и не очень маленькие катера с маячками – лоцманы.
Сзади корабль вроде бы нормально нас обходил но резко развернулся в море и за малым не накрыл нас кормой. Капитан заорал, Дима среагировал. Перед проливом к нам подошел катер береговой охраны, очень долго мы пытались объяснить ему, что проблем у нас пока нет. Я думаю, они больше из любопытства, начали снимать нас со вспышками как завзятые журналюги. После неудачной попытки связи, на каналах базар, они немного отстали. Но еще долго освещали нам дорогу своим мощным фонарем. Осторожно по левому берегу входим в пролив. Здесь немного легче. Через время за нами пошли большие суда в попутном направлении. Прошли под ЛЭП. Фарватер справа. Навстречу нам протолкались между нами и берегом несколько рыболовецких судов.
Тысячи огней по берегам. Начался город. И, конечно же, флаги, так любимые турками. Маленькие и большие, на горах, на домах, на кораблях… И мы не забыли повесить. Планируем найти место и переждать на якоре, но подходящего нет. Капитан спорит с Димой что видел на берегу часового с ружжом, Дима не верит. Капитан предлагает вернуться посмотреть. Женя вспомнил при этом все прошлые грехи и скандалы. Не подходящий базар в данный момент. Нервы.
Проходим первый мост. Офигенно красиво. Это Истамбул (Истимполи в переводе с греческого – к городу, в город). Пролив узкий. В небольших бухточках стоят яхты. По набережной бегают машины. Пытаюсь снять, но не все получается. Корабли пошли чаще, видно открыли вход. Увидели, пролив идет вправо – решили перейти на правый берег за большим кораблем. Удалось. Местами дома стоят в воде, как в Венеции. Подходим к ним вплотную. Сильное попутное течение. В домах народ занимается обыденными делами. На набережной народа мало. Большое количество турецких флагов. От огромных полотнищ на вершинах холмов до маленьких на рыбацких лодках. Все в огнях.
Прошли несколько военных судов (больших), и катеров береговой охраны. Кучку маленьких рыбацких лодок, которые подсвечивают фонарями на свои снасти. Ярко освещенные паромы курсируют с берега – на берег. Корабли нас пропускают. Особых наездов нет. Но ориентироваться в этой толпе тяжело. Не ходите в Босфор ночью!!! Увлекшись берегом, налетаем на какой то буй. Крик Кепа, скрежет трах-бах. На видео этот момент смотрится прикольно. Посмотрели вроде все цело.
Дальше второй мост, еще красивее первого. Мост – хамелеон. Меняет цвет освещения и игру ламп – это нужно видеть. За мостом – крепость, дворцы, мечети и, наконец, главная достопримечательность – Айя-София.
Далее выходной маяк и Мраморное море. Но не сразу. Пришлось пробиться через пару сотен кораблей ожидавших входа в пролив. Которые мы вначале приняли за город. Ближе к берегу бросили якорь, чтобы отдышатся. Решили поспать до утра. По 100 грамм за успешный проход Черного и Босфора . Капитан извинился за свою несдержанность, поблагодарил команду. 1-00 – спать. А это уже...
Утром пошли дальше. Вахта по полтора часа. Вдоль берега тянутся сплошные коттеджи необыкновенной красоты пляжи. В дневнике без запятой, потому не понятно, что красивее. Казнить нельзя помиловать. Вода прозрачная. Поразительно, но людей нет. Несколько человек ловят креветок на песочных отмелях. Идем вдоль берега на запад.
14-45 N 41°03 Е 028°17 V=9,7км/час КК-273°
На Текирдаг.
Прошли: Ешилькей, бююк-Чекмедже, Силиври, Мармара-Эреглиси…..еще нет. С Босфора отправил SMS дочке, Анне, и получил ответ в 23-00. А Вова после SMS ответил на 2 звонка жене по 5 секунд и нету 32 грн!!! Чужая страна – чужие тарифы!
15-45 N 41°04 Е 028°11 КК-268°
17-10 N 41°02 Е 028°03 V=8,7км/час КК-230°
Зарядил видеокамеру, вывел провода с зарядки для мобилы – попробую от солнечных элементов. Проходим красивые постройки по всему побережью. Уже не фотографируем. Владимир понервничал на вахте с Кепом, он очень щепетильный к правильности курса и кричит: «ближе к берегу, не подходи к камням» и т.п. Владимир отдал румпель: «На руль и рули!».
Регулярно подкачиваем «бриз». Под вечер Мраморное море показало свой коварный нрав: Ветер усилился, и волны были, пожалуй, выше и круче чем на Черном. Обходим мыс с огромными танками. Заправочная станция перед Мармара-Эреглиси. Фотографировать нет возможности – открениваем. Команда «снять парус» зависла в воздухе. Без паруса может унести на стальные береговые конструкции. Помаленьку подворачиваем, и становимся кормой к волне. Стало легче. Скатывается с крутых волн даже прикольно. Думаем об укрытии. Выбираем место за мысом и в темноте налетаем на камни. Капитан уже за бортом кричит: «все за борт».
Удалось спасти рули. Отжали кат общими усилиями. Вроде цел. На якорь стали чуть ниже. Мокрые. Холодно. Переодеваемся и кто спать, кто на вахту. Стояли перед грузовой пристанью. Перед Мармара-Эрегли плавают большие бочки 10-15 шт. окруженные буйками. Опасно для прохода ночью.
8-00 снялись с якоря. Курс прежний. Прошли маяк, обозначающий гряду подводных камней метрах в 800 от берега. Погода нормальная.
09-33 N 40°58 Е 027°51 V=3,7км/час КК-288°
11-00, слева виднеются высокие горы, это о. Мармора. Наш берег уходит влево и тоже заканчивается горой.
15-45 N 41°04 Е 028°11 V=8,7 км/час
Зашли в марину Текирдага в 14-00. Капитан бегает по полиции, но пока ясного определения нет. Марина маленькая, но есть и наши яхты, правда пока без народа.
Оказалось визы нам не дают, дали 3 часа чтобы покинуть порт. Я прошелся по городу. Поменял 5 евро на 8 лир и купил помидоров, яблок, винограда. Заправились водой и подвязали трубы по правому борту, которые разъехались на втулках и поставить их на место не получилось. Около 17-00 вышли из марины. К вечеру ветер сильный. Быстро перекусили салатом, сняли паруса. В темноте идти стремно – камни.
Вахту принял в 1-00. Идем на парусе вдоль населенки, темно. Сложно продвигаться из-за рыбацких лодок и сейнеров, беспорядочно бегающих перед носом. Под утро вообще попали в сети, но благодаря малой осадке проскочили. Слева вереница кораблей стоящих на якоре. К 6-00 подошли к проливу Дарданелы. Я спать, ребята ругаются с Женей. Куча проблем по его вине. Готовят обед.
12-25 N 40°19,8 Е 026°36,1 V=11,2км/час КК-214°
Заряжаю мобилу от солнечных батарей. Прошли Чанаккале.
17-36 N 40°01 Е 026°19 V=8,4км/час.
19-00 Вышли из Дарданел. Слева за маяком стали на якорь.
19-50 N 39°58 Е 026°01
Уложились спать. Потом кому-то пришла идея обмыть проход пролива и выход в Эгейское море. Бахнули, прикинули дальнейший маршрут. Пришла SMS - в стране полный пиндец, кризис.
Подъем. Якорь поднят. Ложимся на курс 230°. Холодно. Чай. Продержался за румпель до 10-00. Ветер крепкий, волны.
10-00 N 39°52 Е 025°59 V=9,8км/час КК-231°
Прошли кучу островов левым бортом. Берег далеко. Видны ветрогенераторы, в большом количестве разместившиеся по горам. Ветер сильный – после обеда едва не кильнулись через носы!
17-15 Вышли из-за мыса – ветер ураганный, дальнейшее продвижение проблематично. Подошли к берегу и стали на якорь.
17-46 N 39°27,7 Е 026°06,2
Мобила не берет операторов. Слева горы, справа легендарный греческий о.Лесбос.
Моя вахта с 1-00 до 4-00. 8-00 – вышли в море. Волны огромные, стремно. Опять вернулись к берегу на моторе. 15-00 – мелкий ремонт. Обед. Перешли в более тихую бухту. Владимиру пришлось нырять за утопленным бортовым фонарем. От генератора зарядили аккумуляторы. Одним словом воскресенье – выходной. Бросил сетку, неудачно. Катамаран крутит на якоре в разные стороны.
Утром в сетке ничего. Поели супчика из гороха, тушенки, макарон. Консистенция кашеобразная, но вкусный. Снялись с якоря в 8-00. Обходим о.Лесбос левым бортом. Моя вахта с 13-00.
13-05 N 39°15,56 Е 025°51,33 V=5,2км/час КК-218°
15-00 зашли за Лесбос на больших волнах. Возле маяка на оконечности острова лежит на боку разбитая о камни большая яхта. Проходим красивые скалистые берега. Дальше еще разбитый корпус. По берегам разрушенные крепости.
17-35 N 39°04 Е 026°01 V=8 км/час КК-118°
Ветер ровный. Не понимаю, почему имея запас семь парусов все время идем на старом. Я уже об этом писал. Катамаран обкатку вроде - бы прошел, можно и ускориться.
Вахта с 1-00. Ветра нет. Прошли мало. В 7-00 прилег поспать. С палубы крики «Акула»!
11-30 N 38°33 Е 026°19,8 V=7км/час КК-170°
Обед: Пшенка +1 сухарик. Вошли в режим экономии.
С Лесбоса идем на полуостров Карабурун, пролив Эриглисман. Справа остров Хиос, остров Инуса. 16-00 прошли пролив Хиос и взяли курс на мыс Акбурун. Названия такие – пальцы выкручиваются печатать, а как читать вы будете? Язык сломаешь.
16-06 N 38°16 Е 026°12 V=9,2км/час КК-123°
17-33 N 38°12,7 Е 026°19,6 V=8,4км/час КК-124°
При входе в пролив много дельфинов. Прошли за сутки 106 км. Встретили яхту, идут под парусом, американский флаг.
Вахта прошла в борьбе со штилем и течением возле Иджебуруна. Только минут за пять до смены появился ветер – в 13-00. Штиль использовали для купания. Вода отличная. Обед – овсянка с вареньем «спасибо Нинуле!». Гордись жена – косточки от твоего варенья булькали в территориальные воды далекой ... А те косточки, что проглотили, завтра будут булькать еще дальше!
7-25 N 38°00 Е 026°55
17-20 Дошли и стали на якорь возле марины в уютной бухте города Кушадасы. Второй по значимости курорт Турции. Отремонтировали двигатель – забился жиклер. Город красивый, огромные гостиницы в окружении пальм.
Ночью без вахт, все спали. Вова несколько раз меня будил – «Даю установку – не храпи!», а я слабо внушаемый…Утром на моторе зашли в марину. Подскочила моторка и нас сопроводили на свободное место. Поразило множество яхт, но наших флагов не видно. Под нашими я подразумеваю советских СНГ-истов. Капитан побежал к властям. Мы переоделись и по баба… (клавиши запали), и по базарам! Во! Капитан выделил на это 100 долларов. Город работает на туристов, притом на богатых туристов. Улицы чистые, люди приветливые, доброжелательные. Тысячи магазинчиков с различными безделушками, путёвого ничего нет. Накупили круп, различных приправ. Яйца, помидоры, яблоки, молоко, хлеб…
Долго бродили по городу. Виды на море очаровательные, и с моря на город не хуже. Апельсинов нарвали прямо с деревьев. Много олив, но мы не знаем, как их приготовить. Отнесли все на катамаран, и еще пошли бродить.
Вечерний город еще красивей, чем днем. Купили сувенирчиков и на корабль. Здесь нас ждал сюрприз. Ребята познакомились с немцем украинского похождения. Он живет здесь на своей яхте уже пять лет. Зовут его Анатолий. Он поведал нам много полезного, дал продуктов, подарил термос. Мимо нас по причалу проходило много народа с соседних яхт, потом к нам повалил народ как в мавзолей. Мы рассказывали о своем походе, об Украине, о себе. Беседа на международном сленге из жестов и корявого английского продолжалась долго. Я раздавал украинские монетки, многие их видели впервые. Немцы, голландцы, швейцарцы… только наших нет. Каждый считал своим долгом принести нам какой-нибудь презент. И в итоге подгрузили наше судно конкретно.
Пиво, вино, соки, разной колбасы, консервов, банок-склянок, одежды, фруктов… Спасибо им огромное. Продуктов у нас было в достатке, но отказаться от немецкой салями, голландского сыра залитого маслом с пряностями, греческого вина, пива неизвестной страны, спагетти и прочих деликатесов выше наших сил. И ударили нашим аппетитом по их деликатесам. Забегая наперед, скажу, наш главный кок растянул это удовольствие на пару недель.
21-00 последний посетитель из Голландии – Тея (Thea). Долго объясняла содержимое банки: Solej v olej. Обещала написать. Будем крепить дружбу между нашими странами. Очень много написал, вы пропускайте словесный понос как спам. Последнее: ватерклозет в марине выше всяких похвал. Ночью уходим.
Вахта с 2-00. Взял спальник и проспал на палубе до 6-00. Появился слабенький ветерок. Поднял Владимира и Женю и пошли дальше.
10-00. Греческий флаг на мачту. Входим в пролив. Владимир изготавливает кастрюлю и стуком разбудил меня и Диму. С 13-00 до 16-00 на руле. Прошли пролив Самос (Дилек). Догнал катер греческой береговой охраны. Расспрашивали откуда – куда, что в бочках, в канистрах. Потом отпустили. Автоматик наставляли. Прошли о. Байрак, направление на город Питагорион. В нем родился Пифагор. Прошли о. Байрак (Тур). На вахте подошли к о. Агатонисион, но на следующей вахте утратили позиции т.к. подул встречный ветер.
Утром нормальный ветер. Обошли остров правым бортом. Курсом 180 еще один, названия не знаю. Карты отпечатанные в Кушадасы к сожалению не захватывают наш истинный курс – мы идем дальше от берега.13-00 прошли остров левым бортом. Ветер переменной силы и направлений.
13-30 N 37°15 Е 027°05 V=6,3км/час КК-155°
Возникло много вопросов по вчерашнему курсу. При слабом ветре на старом парусе, не имея возможности взять немного на ветер, не попали в пролив. Ушли сильно вправо в глубокую жоп... заводь.
Пришлось выбираться на моторе. А новенький грот лежит в упаковочке. Пролив пошли на моторе и к вечеру почти подошли к греческому берегу. Двигались перпендикулярно генеральному курсу. Благо от марины в Патагории повеял бриз и мы изменили курс на 90 гр. Заглушили мотор и пошли под парусом.
Думаю при правильном выборе курса, с нормальными парусами могли бы экономить 3-4 часа в сутки. А это экономия воды, продуктов, бензина, хорошее настроение.
16-35 Курс на о. Кос. N 37°09 Е 027°09 V=3,3км/час КК-155°
Опять не хватило времени пройти десяток километров до острова. Темнеет. На моторе добираемся до ближайшего острова. Бросили якорь, очень глубоко! Обходим остров в поисках мелкого места. Зашли от материка, стали на якорь. Красота ночного Турецкого берега впечатляет. Неприметные днем горы разгорелись россыпью разноцветных огней, то беспорядочно разбрызганных по склонам, то сияющими линиями выстроенных на уровне моря.
Разнообразие цветов не поддается описанию. По вершинам мигают красные огни ветрогенераторов, и все это отражается в зеркале моря от горизонта до горизонта. Лишь изредка зияют черные дыры, видимо это скалы, на которых невозможно ничего соорудить. В этом хаосе огней с трудом нахожу маяк, который несколько раз мигнув, надолго потухает, как бы стыдясь своей неубедительности. Зато с большого расстояния его видно гораздо ярче. На то он и маяк!
С берега доносится музыка. Это не характерно для турков. Скорее всего, наши гуляют. Бум. Бум. Бумбумбум. Бум. Бум. Бумбумбум. На нашем острове изредка кричат птицы. Их крик напоминает плач младенца. Сверчки стараются пересверчать друг друга. Но часам к трем ночи этот хор затихает, как будто по команде дирижера. Может похолодало, и они отправились по норкам, может роса подмочила их инструменты. Море спокойно. Бриз чуток отжимает катамаран от берега.
Владимир хотел поохотиться, но посветив в воду, не обнаружил ни одной рыбы, ни большой ни маленькой. И желание пропало. Только небольшие волны, ударяясь о скалы, поют как весенний ручей или хрюкают, попадая в маленькие гроты.
Вышли утром. Вчера мы питались изысканной пищей: Сыр в масле, брынза, салями, оливки, молоко. Восстановили запас жировых клеток, и нервных, потерянных накануне. Сегодня Володя с Димой приготовили супец – а ля Круиз. Позавтракали. Ход слабый. Капитан на руле. Учит английский и мы с ним.
14-45 N 37°00 Е 027°11 V=5,1км/час КК-135°
Поставили таки новый парус! Смазали ликпаз специальной пастой. Работает хорошо. Ветер порывистый.
18-00 N 36°57,5 Е 027°12,2 V=0км/час Ветра нет!
23-30 Удираем от кораблей, которые загадочным образом бродят по проливу. Рыбак обкинул нас неводом.
00-30 Бесшумно подкрался греческий сторожевой катер. Может рыбаки пожаловались. Пришлось постоять под дулом пулемета. Долго проверяли документы. Нервные. Дергал затвор. Обращение грубое. Сказали чтобы утром зашли в порт. Документы отдали. Настроение испортили всем и надолго. Утром оказались почти на исходных позициях. Течение встречное. На моторе дошли до порта города Кос. Набрали воды. Греки доброжелательные, но без визы в город не пустили. Пошли дальше. К 13-00 обошли о.Кос и перешли на турецкую сторону. Немного прилег. Крики разбудили. Народ купался. Вода классная. Штиль. Выпили по 50. Не держите спирт в пластиковых бутылках! Едим салями, яйца, помидоры. Дошли до мыса.
18-55 N 36°40 Е 027°22
Обошли мыс. Связи нет. Сдал вахту. Под мысом разбитый кораблик.
8-46 N 36°35 Е 027°33 V=1,2км/час КК-100°
Отстоял вахту. Ветер слабый. Кофе. Салями. Яблоки. Купались с утра до 14-00. Тарахтел генератор, заряжая аккумуляторы. Посмотрели фотки на ноутбуке.
17-30 N 36°32 Е 027°48 V=6,8км/час КК-80°
Обходим о. Сими, греческий, левым бортом. Увидели одинокую яхточку в бухте. Подошли ближе – посмотреть. Прохладно. С нормальным ветром проходим о. Родос. Большое движение судов, уходим от них подальше.
Вахта с 7-00. Ветра нет. Купались. После обеда начали понемногу двигаться. Течение встречное.
13-00 N 36°32 Е 028°13
Поставили новый парус. Поспали до 16-30. Ветер есть. На вахте до 19-00.
18-41 N 36°33 Е 028°27 V=6км/час
На мобилах снимают денег больше чем обещано за передачу SMS.
Вахта с 13-00. Подошли к бухте.??? Ночью шли в лавировку. Впереди скалы. Капитан, бывавший в этих местах, говорит - пробивайся. Куда? Карты нет. Утром оказалось сплошной берег. Опять из-за лишнего галса потеряли часа три.
8-00 N 36°39 Е 028°46 V=7,5км/час
Прошлись возле скал, облюбовали тихую бухту и выбросились на песчаный берег. Место чудное. Необходимо подремонтировать катамаран. Понырял с маской. Куча классных рыб различной формы, окраски и пр. Кальмар или каракатица, сарган…Вода прозрачная и теплая. Вокруг горы покрытые лесом. Вечером костер. Катамаран недоделали. Завтра поменять троса. Дима и Владимир спят на берегу, хотя там много пауков и все вокруг порыто кабанами.
Проснулись рано. Вова затеял оладьи, сухари надоели. Сначала не получались, а потом пошли нормальные. Закончился первый баллон газа, готовим все на костре. Лазил на гору, сфоткал бухту и катамаран. Загрузили вещи. Все отремонтировали. В бухту зашла парочка шведов на каяках. Рассказали нам что за 400 евро фирма дает каяк, карту маршрута, GPSку и четыре дня можно путешествовать по побережью. Мы угостили их чаем, и они пошли дальше. Каяки классные. Вечером супец, допили вино. «Проминь» передает что на Украине минус 12! Растительность по горам бедная. Деревья покручены.
Подходили козы хозяйские – гуляют сами по себе. Вечером посидели у костра за чашкой чая. Не покупайте греческие ароматизированные вина. Догрузили вещи.
Попили чай. Женя полез по горам с камерой. Ребята варят суп и пекут оладьи. Думаем уходить. Капитан расхвалил виды с перевала, и я решил полазить по горам. Перевалил через горы в другую гавань. Там местные загружают на осликов тюки с сеном и канистры. Попытались разговаривать, но они незнают, ни английский, ни русский, одним словом – турки. Видел тонкую желтую змею. Пролазил долго. Когда пришел Владимир плавал в бухте. Притащил ската, морских звезд, устриц. Я попробовал сырую устрицу с лимоном – как холодец. В 16-00 вышли. В горах бахали охотники. До темноты в лавировку выходили против ветра с нашей бухты, отвоевывая по два десятка метров за галс. В 19-00 сдал вахту, а ветер сдох.
8-23 N 36°20 Е 029°08 V=2,6км/час
Наша вахта была с 1-00. Продвинулись немного вдоль берега. Владимир утопил мобилу. Дима на руле пытается идти в лавировку. Капитан просчитывает маршрут. Поспали. Погода хорошая.
13-08 N 36°17 Е 029°11 V=5,6км/час
Ветер попутный. Подходим к о. Ро и о. Мейисти. г. Калкан. Планируем зайти в г. Каш заправить газ.
16-00 N 36°12 Е 029°22 V=6,4км/час
Темнеет. На подходе к марине нас арестовали вояки и сопроводили в марину. Около часа разбирались. Вызвали переводчика и прочее. Оказалось, в воскресенье нет на месте нужных людей. Паспорта забрали и указали на месть в марине. Пришвартовались у противоположного пирса. Вечером прошлись в город. В кафешках турки смотрят футбол. Крики на весь город. Играет их команда. По окончанию салют.
Капитан несколько раз ходил к властям. Пока никого нет. Я погулял по городу, поснимал яхты, людей, улицы. Ребята ушли за покупками. Большие рыбы плавают прямо под катамараном. В море видел морского котика. Ему сооружен и памятник возле входного маяка. Заснял торжественный парад у памятника Отца нации. Купил яблок. Познакомились с немецкими яхтсменами. Путешествуют на огромной яхте. Побывали у них в гостях. Немецкий порядок во всем. Огромная библиотека, мастерская. Камбуз как у меня дома кухня. Двухмачтовая 20-тонная громадина. Несет 150 метров кв. парусов. Хозяева из Бремена. Подарили нам карту дальнейшего нашего маршрута.
Капитан продолжает бегать по службам. Обед по расписанию. Пришел Женя – визы есть, но нужно еще кого-то ждать. Ушел. Команда разбежалась в город. Я на стреме. Заодно провожу разъяснительную работу любопытным. Кто мы и откуда. Прибыл капитан и послал меня на поиски команды. Я нашел ребят за активным шопингом. На судно идти никто не захотел – пошли шататься по городу. Город, как и другие города, имеет ярко выраженный туристический уклон. Утром вышли из порта семь яхт с дайверами к островам в шести км от берега. Мы забрели на древний Колизей.
Разузнали про условия проживания в частных гостиницах – 20 долларов с носа. На судне устроили скандал из-за того что Женя открыл и закрыл визы. А он сказал, что это сделали без его согласия.
Вова побежал к властям, капитан за ним. Владимир хотел прямо сегодня улететь на родину, но потом все остыли и в 18-30 пошли дальше. Прошли острова на выходе из бухты. Ужин и спать до 1-00.
Вахта прошла в борьбе за мили. Ветер то затихал, то заходил справа или слева. Так и шли то в лавировку то … к утру вышли из-за мыса. Пошла волна. Катамаран начало бить, ломать. Волны неопределенного направления, разной высоты. Неприятное явление. Вахту сдал. Так нас встретило Средиземное море. Пока спал сквозь нас прошли военные корабли при поддержке вертушек. Пообедали и в 13-00 на вахту. Капитан учит английский. 16-00 Ветер и волна не дают идти круче 120°, а нужно 110°, на турецкую часть Кипра.
18-00 N 35°50 Е 30°38 КК 160° V=5 км/час
7-14 N 35°57 Е 30°42
Удираем от грозовых туч, но безуспешно. Они нас окружили и устроили такой шквал, какого я еще не видел. Дождь с градом, ветер. Без паруса летели как самолет. Надувной матрас мимо пролетел как пушинка. К 14-00 вышли на солнце. Дельфины были рады шторму и взлетали над волнами и бились телом об воду. Взяли курс 120°.
15-23 N 35°50 Е 30°52 V=3,2км/час
Провели ревизию продуктов, несколько пачек вермишели, спагетти и макарон замокли. Пришлось их все варить.
18-12 N 35°46 Е 30°57 V=2,6 км/час КК160°
Опять вокруг молнии. Тучи окружают. Прохладно. Просушили вещи. Мои непромоканцы промокают и весь я мокрый! Еле согрелся. К тому же нудит, укачало. Ем лимонные конфеты.
Отстояли ночную вахту. 3 часа шли 100°, но шквал все наши усилия стёр. Снес нас назад. Утром, оказалось, прошли всего 4 км. Перед нами вахта тоже шли без парусов. С утра ветер затихает. Зачалили ванту (трос порвался) и ставим старый парус, его можно быстрее снимать. Я спать. Пообедали, «макароны вкрутую».
12-11 N 35°38 Е 31°14 V=6,1км/час КК170-160°
Было солнце, потом нашла туча с дождем.
Погода хорошая. Рыба выпрыгивает из воды. Идем курсом 90°.
Первый день с нормальными условиями для передвижения в нужном направлении. Чай с апельсином, орехи. Ход слабый, но уверенный. В 10-00 увидел землю – о. Кипр.
18-40 N 35°20 Е 31°58 V=6,5 км/час
На ночной вахте хорошо прошли. К 12-00 подходим к городу Лефка, связь появилась. Написал SMS Боцману. Солнечно. Боцман вне связи. Проскочили марину километров на 20 к городу Морфу. Возвращаемся в Лефку. Берег явно милитаризирован. Дзоты, казармы и пр.
16-17 N 35°09 Е 32°48
В центре города марины нет, есть дальше, под горой. Проходим еще назад. На берегу мечеть. Далеко в море выходит огромный транспортер для погрузки щебня на корабли. В бинокль увидели древний амфитеатр. Мало лодок. Яхт вообще нет. Дорогу спрашивали у дайверов, и у одинокого рыбака. На берегу были в 16-00. Марина оказалась маленькая и грязная. Берега перед нею тоже грязные, как Северский Донец в районе Лисичанска. Явно не курортный край. Поговорив с рыбаками, выяснили, что рыбы тоже нет, ушла далеко в море. Проверка документов. Власти любезно предложили чай, заправили водой. В 20-00 ушли на запад, вдоль острова. Перекусили. Не наливайте водку в большие кружки из нержавейки – в темноте плохо видно количество налитого.
Ночная вахта прошла при попутном ветре. К 11-00 обошли остров и стали на курс 200 – на Александрию. Поснимал дельфинов. Завели генератор, заряжаемся. Тепло, солнечно. Ветер попутный, паруса на бабочку, шверт долой. Отставить! Ветер зашел справа.
19-00 N 34°39 Е 32°02 V=8 км/час. До цели 354км.
С восточным ровным ветром прошли всю ночь.
7-30 N 34°05 Е 31°46 V=2,5 км/час До цели 287км
В вечерних сумерках справа по корме береговыми огнями вспыхнул о. Кипр, час назад исчезнувший в дымке. Словно платком помахал нам на прощанье с высоких гор. Встретимся ли снова когда-нибудь? Два самолета прошли встречными курсами. В них такие же непоседы, только с большим комфортом летят, кто-то на встречу с Кипром, а кто-то провожает взглядом исчезающий под крылом кусочек земли.
На палубе завели споры о том, кто сколько дней будет обжираться дома всякими вкусностями. Мнения разделились от 2 тарелок пельменей Вова, до 5 дней ямы желудка, капитан. Женя вспомнил, как им пришлось поголодать в лыжном походе. Хотя у нас до голодовки далеко, разнообразием кухня не выделяется. Рацион армейского типа.
Идем курсом 200°. Прямо на Египет. Хотя капитан приверженец ходить ближе к берегу, дабы укрыться от шторма решаем не дразнить Сирийских вояк. Сирию и Израиль обходим стороной. Есть горький опыт наших земляков. Они зашли в порт Латакия набрать воды, и были арестованы за отсутствие виз и за то, что шли в Израиль. Посадили на 5 лет, еле их нашли и вызволили. Их яхту обобрали до нитки. Об этом подробно написал Владлен Авинда в своей книге.
8-30 - ветер затих. 12-30 – ветер минимальный. Усиливается.
15-05 N 33°57 Е 31°44 До цели 273 км
Ночь без ветра. Даже не пишу координаты. Господь включил восточный только в 6-30. Горизонт чистый во все стороны. Море воды, море воздуха, море звезд… Прохладно. Ночью был туман, и сейчас дымка закрывает солнце. Лежим в палатке, обсуждаем маршруты на лето. Я хочу пройти таки от р.Волчья по Северскому до Святогорска, потом назад по Осколу домой. Да и перед женой в долгу. Отправлю куда захочет. Связи пока нет. Израиль далеко, все пока далеко.
13-00 Последние пару часов на рулях доставили массу приятных ощущений. Ветер крепкий при умеренной волне рождает скорость. Катамаран легко управляется. Обхожу большие волны, их видно издалека. Курс 195°. Идиллия закончилась, когда сняли стаксель. Скорость упала. Поставили меньший – стал полоскать ввиду своей изношенности и безобразной формы. Пошли без стакселя.
13-26 N 33°19 Е 31°32 V=8,6 км/час КК211° До цели 200км.
15-06 N 33°13 Е 31°29 КК190° До цели 188км.
18-50 N 32°56 Е 31°27 V=9 км/час КК190°
20-33 N 32°49 Е 31°26 Взяли один риф.
1-00 N 32°32 Е 36°25 V=7км/час КК190° До цели 113км.
5-00 – поставили стаксель.
7-11 N 32°11 Е 31°15 До цели 73км.
Облачно. Тепло. Ветер утихает. Поставили полый грот. Появились корабли. За вахту шесть штук. Утром опасно вынырнул из дымки океанский громила прямо по курсу. Проспали до обеда. Ветер зашел справа. Ход хороший. Много танкеров и контейнеровозов ходят рядом. Правым бортом проходим нефтяную вышку.
12-53 N 31°56 Е 31°13 V=7 км/час КК160° До цели 43км.
16-00 – Прошли еще одну платформу левым бортом. Налетели рыбацкие кораблики. Таскают тралы. В коллективе конфликт – ночная вахта захавала нашу пайку орехов, и теперь Владимир не разговаривает с Кепом. Обиделся. Я простил им эту слабость, мне нужно худеть.
16-05 N 31°46 Е 31°13 V=6 км/час КК190° До цели 27км.
Берега до сих пор не видно! Причины две: Берег низкий – Дельта Нила и дымка. Капитан делает египетский флаг. Появилась связь. На моем нормальная, у остальных еще слабая. Пришла куча сообщений.
19-00 N 31°39 Е 31°09 V=7,8 км/час
Африканский берег резко вырвался из-за горизонта и засветился огнями в секторе 60-70°.
7-29 N 31°36 Е 30°58
Вечером, почти упершись в берег стали думать – куда идти. Раньше договаривались прямо на Африку, а потом по ветру, или на Александрию или на Порт-Саид. Дима предложил на Александрию, против вера. Мне без разницы, я поддержал. Так и пошли. Определившись с маршрутом заранее, и изменив курс на 10-15° мы избежали бы многих, мягко говоря, неудобств. А так движение против ветра и течения за ночь не принесло результатов. Днем идем в лавировку. Вечером, уходя от двух рыбаков, попал в прижимное течение в опасной близости от берега.
После двух неудачных попыток сменить галс обстановка стала угрожающей. Камни набережной в нескольких десятках метров, волна бьёт по-взрослому. Пришлось будить Женю, он завел мотор и спас нас от гибели. Продвижение по курсу минимальное. Карта, подаренная нам немцами, для прибрежного плаванья не годится. Масштаб нужен помельче. Берег напоминает азовские косы. Песчаный, низкий. По берегу автотрасса. За малым не столкнулись с рыбаком. Расходились левыми бортами, но любопытные арабы взяли слишком близко. Капитан дал команду Владимиру - резко влево! Тот выполнил и прошел перед самым носом у катера. Все в шоке. Клоуны пришли в Египет.
13-23 N 31°32 Е 30°48
Думаем как возвращаться домой. Дима попросил своих друзей найти оптимальный вариант.
15-00 Сняли стаксель. Взяли один риф? 15-15 Полный грот!
19-15 N 31°28 Е 30°32
7-42 N 31°30 Е 30°26
Принял вахту возле маяка. В лавировку дошел до одного из рукавов Нила. Владимир сдал позиции ввиду сильного встречного течения. Утром принял вахту возле того же маяка. Ушел в море. До Александрии рукой подать, а продвижения нет. Подняли стаксель. Капитан в целях эксперимента еще раз прошелся к берегу. До мыса 1 км. Волны пологие, высокие. Следующим галсом вышли на мыс. Оказался мол длинной 2-3 км заложен камнями.
10-15 N 31°29 Е 30°23
Следующим галсом вышли на средину мола, и удалось пройти вдоль него почти до конца. В конце заход в Нил. Маяк. Огромные танки для нефти. В море видны вышки. Вода мутная. После маленького галса прошли русло. Тяжелый участок. Очередной прикол: обгоняем сумку с тушенкой. Нашу. Завели мотор, еле успел схватить за уголок. А соль, пять пачек, с неё ушла.
11-54 N 31°26 Е 30°20
По видному зашли в марину в начале залива. Оказалась для рыбацких судов. Крутнулись в ней и пошли дальше. На вахте лавировали вдоль берега. Несколько раз к нам подходили рыбаки, один раз зацепили трал. По берегу заводы, электростанция и прочие сооружения, какие бывают на окраине любого города. Море огней.
К концу вахты подошли к следующему мысу. Город становиться красивее, приближаемся к центру. В изобилии всякие опасности: буи, камни, лодки. Темно, слепят береговые огни. Прошли фарватер, ведущий к порту, и перед молом сдали вахту.
За молом: N 31°19,51 Е 30°04,54
Капитан пытался идти с мотором. Я спать. 7-00 стоим за молом возле порта. Попили чай. Зашли в порт – опять не то! Стоят несколько военных кораблей и немецкий танкер. Спросили у рыбаков, где порт, они сказали еще семь миль. Попробовали пройти, не тут-то было! Прошли километра четыре и вернулись. Встречный ветер и огромная волна сбивают назад. Опять спрятались за мол. Пообедали. 11-00. Ждем изменения ветра.
Туча зашла огромная, даже рыбаки спрятались за мол. 1-30 сорвало с якоря, попробовали стать в другом месте. С мола начали на нас орать, прогонять, и мы ушли в море. Но сразу вернулись. Ветер очень сильный. Рыбаки вытащили сеть возле нас. Длинная, метров 200, и всего одна рыба кила на полтора. Хотели купить – просил пять баксов. У меня только два. 15-30 стоим, ветер тот же. Думаем. Лететь лучше с Каира, там больше рейсов, может дешевле. Капитан планирует в Турцию, там пожить месячишку в маринах или заливах. Дима состриг бороду, хочет чтобы загорела морда лица. Решили ночевать на месте, ждать с моря погоды.
Подъём в 6-00, кофе, парус, шверт и в путь.
9-17 N 31°19 Е 30°01
Идем в лавировку.
11-10 N 31°18 Е 30°01
Левым галсом подходим к городу и опять в море. Волны большие. Спросили у рыбаков про порт – дальше. 12-00 взяли один риф. Дальше пошли под парусом и мотором. По нашей GPS порт рядом, но мы его не видим. Город красивый, огромные здания современной архитектуры. Запросили помощи друзей. Томенко Саня прислал координаты порта, а поплавок Саня координаты маяка. На вахте вышли к крепости но опять нас скинуло назад. Капитан был очень недоволен и продлил нам вахту, пока не выберемся. Карабкались часа три. Сдали вахту.
Утром разбудил грохот якоря. Стоим в марине, кругом рыбацкие лодки и катера. После нескольких проб стать на якорь с пирса начали орать. Подбежал бот и за 10 баксов предложил дать нам место. Можно ли тут оформить приход, визы – большой вопрос. Наши сопровождающие не внушают доверия. Уходим. 10-00. Порт еще дальше. Ориентируемся по кораблям. Ветер встречный. Огромная волна ударила в борт, и Владимир уронил в море Димину козырную ложку.
Забыл написать: телефон, который он утопил, нашелся у него в бочке. А вот ложка ушла. Подходим к порту, грязь неописуемая. Деревяшки, пленка, тряпки и многое другое зависает на шверте и рулях. Взяли на корму весло, очищаемся. По радио запросили разрешения войти в порт. После долгих объяснений диспетчер попросил подождать 30 минут. Стали на якорь. На катере подошли рыбаки – просят закурить. Пообедали. С берега два мэна свистели и кричали непонятно что. С диспетчером помог разобраться капитан с нашего судна, стоящего в порту. Подошел катер с моря. Предложил следовать за ними в порт. Люди сказали, что они агенты. Мы не поверили. Женя посоветовался с русским капитаном как нам поступить.
Подошел еще один бот с полицией, проверили документы и пригласили за собой. В порту еще грязнее. По пути один полицейский запрыгнул к нам на борт. Порулил немного на моторе, потом начал лазить по нашим вещам. Сделал полный обыск. Спрашивал, что мы едим. Владимир показал бутылку с рисом. Он поморщился. Потом стал просить шоколад. Такого нет. Подошли к их вагончику в конце порта на мусорке!? Вода – сплошное нефтяное пятно. Нас встречала внушительная делегация в красивой форме с большими звездами.
Капитан и Дима пошли разбираться с властями. Агенты тоже пришли следом и предложили оформить нас за 400 долларов. Это дорого. Узнали что в марине, где мы были утром, можно оформиться за 70. Через яхтклуб. Решили двигать назад. Нас отпустили, но паспорта сразу не отдали, а сопровождали нас до выхода из порта два полицая. По дороге они начали вымогать деньги. Мы записали это действо на видеокамеру. Они становились все наглее и я дал одному два бакса. Он отстал. Зато другой перелез с катера и наехал на капитана, безуспешно. С угрозами нас отпустили, и мы к вечеру вернулись в марину, всерьез опасаясь за свою безопасность.
Стали на якорь по темному. Рядом бельгийский катамаран – красавец. Идет с Сейшельских островов. На Диминой вахте их сорвало с якоря и он будил их ударами по корпусу.
8-00. готовимся к выброске на берег. Капитан не хочет подходить к пирсу, боится неприятностей. Бельгийцы позвонили агенту, он еще спит. Попили чай. На моторе подошел агент и забрал нас в яхт-клуб. Здание красивое с фасада, но кабинет шефа ужасный, ни компьютера, ни другой техники. Бедность налицо. Дали прайс на услуги, просчитали -350. Вода, электричество, визы и прочее. За стоянку 10 баксов в день. Мы поторговались, но безуспешно. Заплатили. Напротив комната охраны, завтракают. Пригласили меня. Я скромный, согласился.
Еда простая, постная. Лаваш, маринованные овощи, рыбная котлета, сыр. Агент отправил нас на борт пообещав до 14-00 все сделать. Обед. Агент привез людей, посмотрели и ушли. 14-40 привезли паспорта с египетскими визами. Идем к пирсу и в город. Пришвартовались, разведали обстановку. Туалет, душ – отличные. Вышли в город, вход в яхт-клуб охраняется. Сразу увидели разложенные для туристов безделушки. Ракушки, сушеные рыбки… Роскошные дилижансы стоят невдалеке. Их владельцы очень навязчиво предлагают свои услуги. Стоит что-либо спросить - не отвяжешься. О людях замечу сразу – хуже цыган.
Не было ни одного, кто бы нас не обобрал. На базаре, в такси, на улице, на вокзале…там нужно долго жить, чтобы научиться не попадаться на всякие уловки. Все разговаривают на повышенных тонах – кричат. Набережная и центральные улицы красивы, а стоит свернуть – грязь неописуемая. Центральные с памятниками, скверами, а прилегающие забиты ремесляниками… Пропущу пару страниц, красиво писать не умею, лучше смотрите фото. Бензин дешевый, такси дешево, остальное по разному.
Постирались. Покупались. Скупились. Взяли капитану сухарей на дорогу, наши все поели. Походили по авиакассам. Лететь нужно с Каира. Билет около 500 долларов.
Капитан ходил в город. Отдал бумаги на оформление отхода. Местный авторитет Мустафа помог нам купить билеты на поезд до Каира. Заправил баллон газа. Помаленьку складываем вещи. Капитан опечален.
Сходили в душ. Собрали вещи. Недолгое прощание. Перебрали четыре машины, пока нашли реальную цену – один бакс. И на вокзал. С поезда посмотрели окраины города, поля изрытые каналами. Очень хорошая экскурсия получилась за 10 баксов на одного. Вечером в столице. Сложности по дороге в аэропорт: еле объяснили, куда нам надо, много терминалов и сложная пропускная система к ним. Заехали не на наш, потом задом выруливали против потока машин. За это с нас содрали доп.плату. При помощи Диминых друзей после ряда неудач, удалось выйти на наш аэрофлот и меньше чем за час до отлета взять билеты через Москву. Четыре часа и мы в Москве.
Несколько часов почитали прессу, поглазели на бешеные цены. Посадка и мы в Киеве. Так окончился наш поход. А капитан…
Прочитал на Форуме Под гиком о подвигах Коротких Жени, очень понравилось. Надо же, такие герои среди нас!
Просмотрев наш форум, узрел интерес народа к конструкции катамарана. Даю независимые (от капитана) выводы: Поперечные трубы большого диаметра – хорошо. Заварив их с обеих концов можно получить отменные емкости для воды, бензина, пива. Освободив палубу от мозолящих глаза погранцов канистр.
Продольные трубы из кусочков – плохо. Разваливаются, шайбами протирают баллоны. Трубы на пирамиде должны быть без соединений, и всякие разговоры о необходимости люфта в соединениях – бред. Такой свободный ход только усиливает ударную нагрузку, не ставить же амортизатор, как на колесах автомобиля.
Палатка на порядок увеличивает паразитную парусность, поэтому ее можно делать из гнутых труб, овальной, более приземистой. По этой же причине необходимо оборудовать обтекаемые рундуки. Можно пошить из непромокаемой ткани змейки, закрепить по бортам. Уменьшить ширину катамарана. Пирамида придает конструкции жесткость – это плюс.
Баллоны вновь протираются!!! Как и во втором походе. И пошла игра с прокладочками, кариматиками, а они выскакивают, а клеить на воде плохо. Следовательно, крепление баллонов – плохое. Шверт установлен не точно, поэтому катамаран правым галсом идет намного круче, чем левым. В лавировку при волнении – не идет. Без волн еле вышли из бухты 1 км. Кроме остальных причин – перегруз. Провозили паруса, которые не использовали, лишний бензин про запас.
В целом конструкция слабая. Забыл упомянуть троса. Нужно брать с тройным запасом прочности. Соблюдать радиусы, иначе рвутся. Как только ветерок начинает развивать кудри у Димы, капитан дает команду рифить грот, стаксель долой!!! Может он и прав. Почему же он оставшись один не выполнял этих норм? Почему убрал бриз? Почему шел ночью? Читаем бывалых – днем спать и продвигаться! Ночью смотреть и стоять.
Как можно утопить непотопляемое? Бочки, канистры, баллоны бриза, кариматы, доски, гермоупаковки, спасжилеты все плавает. Как работала радиостанция, если аккумулятор, находившийся на правом баллоне ушел под воду, соленую воду - проводник? Без нас катамаран стал легче на 400 кг. А ведь мы пережили не один шторм. Излишняя набожность тоже не лучший друг. Откуда она вдруг взялась? Думаю это страх. У страха глаза велики! Запаниковал, стало жалко себя любимого. Пара, тройка фоток разбитого катамарана многое бы прояснили. Я может поступил бы так точно. Да и многие читатели тоже. А валить на голос бога… Сделаем надежный кат, и двинем.
Хочу отметить всю команду – сотворить такой поход это круто. Может, это была единственная возможность в жизни. Все мужественно переносили тяготы и лишения, внесли большой вклад в общее дело. Под гиком кроме Жени ни о ком не слышно. Мы не дружим с Интернетом и не можем пропиарить себя. Но мы там тоже были! Спасибо капитану за организацию похода. Все живы, а это главное. Неприятности забудутся, главное останется.
Женя не взлетай выше мачты, держись с нами, мы тебе поможем, а в облаках останешься один, и падать оттуда больней. Чуть не забыл – необходимо содействие властей. Запасайтесь разными бумагами! Нужно обставить поход не как чудачество, а как акцию борьбы со СПИДом, или за мир, или во имя спорта! Чтобы людям не казалось что мы удираем с Украины или России в теплые края. И для страны полезно и нам легче. Хорошие карты – тоже часть катамарана.
Пробежал циркулем по карте, протяженность маршрута 3200 км.
Извините за ошибки, писал в перерывах между застольями и проверить нет сил. 1-Новый год, 2-день рождения внучки, 4-сына, 5-жены, 7-рождество…Воспринимайте повествование с юмором! До новых походов!