Не выпить ли нам
«Мохото» за парусный спорт?
или
про одну регату,
двух рулевых,
третий сезон,
четвертую попытку,
пять кубков,
шесть капитанов,
семь гонок и восемь соперников.
Страна – Хорватия.
Регата – «Bavaria Cup 2009».
Яхта – Bavaria 47 Cruiser Sport Edition.
Имя яхты – «Mojito».
Команда – «Архитектор»:
Александр Долинин (Кэп) - капитан,
Сергей Голофаст - рулевой,
Александр Шестопалов (Алекс) — шкотовый,
Александр Аноприенко (Юстас) — баковый,
Александр Шатханов (Костик) - «пианино», то есть фалы, оттяжки и шкоты,
Павел Романов — шкотовый,
Наталья Ляхова - хранитель очага ;)
Капитан, впрочем, не только я. Вся команда (кроме Натальи, конечно) – капитаны: все прошли обучение в школе RAYS («Национальная ассоциация шкиперов»), и стали кто Bareboat Skipper, кто Master of Yachts. Впрочем, шесть капитанов на борту – явный перебор. Поэтому капитан всё-таки один - я…
17 октября.
В Загребе прошли паспортный контроль, предъявив только российские паспорта без
виз. Необычное ощущение, приятное. Словно тебя здесь ждут, как хорошего гостя…
К темноте доехали до Биограда.
Заселились на нашу «Bavaria 47» с именем «Mojito» после приёмки «на скорую руку», занявшую минут 15 (уже основательно стемнело).
Кстати, о лодке. Весной, на "Bavaria Cup Light", мы уже гонялись на такой же, с задорным именем «Kamikaze», отличающейся от всех остальных систер-шип тиковой палубой и наличием 6 лебёдок вместо 5 у остальных. Тогда у нас «лишнюю» сняли, а вот сейчас, к осени, эта лебёдка появилась на всех лодках.
Вечером пошли поужинать в понравившийся нам
прошедшим летом ресторанчик за территорией яхт-клуба Биограда. Вернулись
основательно замёрзшими. На яхте — тепло и душевно. Работает «вебасто»,
помогает вискарик… Разбираем командную форму, подготовленную Костиком,
примеряем, привыкаем...
18 октября.
Дует. Бора, однако… Принимаем лодку, инспектируем паруса (непростое занятие на
сильном ветру), закупаем продукты… Обнаруженные повреждения отмечаются в
чек-листе, неисправности тут же устраняются.
Запланированную тренировочную гонку отменили. А просто потренироваться мы тоже не вышли – глупо тренироваться во вторых рифах… Общаемся с регатным народом, с друзьями из «Адриатик Челлендж».
Дует как-то географически неравномерно: в марине ветерок явственно посвистывает в такелаже, в районе городского пляжа, прикрытого с севера высоким холмом, - тишь да гладь, в пяти милях к югу – «бора» за 35 узлов.
Народ, с полотенцами и плавками в пакетах, тянется на городской пляж. Вода хоть и не слишком тёплая, но купаться пока ещё можно. Подтягиваются другие команды, после купания обнаруживается, что кое-кто неплохо подготовился к купанию в холодной воде: есть и бутылочка согревающего напитка, и небольшие рюмочки. «Ну, будем здоровы!»…
Вечером в отеле «Илирия» - открытие регаты. Накрытые столы, на каждом из которых — табличка с названием команды. Представление и самопредставления команд. Все команды подготовились, все в командной форме, все придумали и исполнили свои «кричалки».
Состав регаты в спортивном отношении традиционно представительный: три МСМК, пара десятков мастеров, и – немерянно кандидатов в мастера. У нас, правда, тоже есть свой КМС – Голофаст, так что не совсем мы «без роду, без племени»...
Гоняться будем в двух дивизионах: «географическом» (яхты «Bavaria 42 Match», названные в честь легендарных парусных географических точек) и «коктейльном» (яхты «Bavaria 47 Cruiser Sport Edition» с именами, соответсвующими названиям популярных коктейлей). В нашем, «коктейльном», собралось 8 яхт. В «матчевом» - 14.
Народ веселится, танцует под латиноамериканскую (почему-то) музыку, появляются не сильно одетые профессиональные танцовщицы, зажигают...
Не дожидаясь окончания праздника, уходим на
лодку: Наталья, похоже, простудилась…
19 октября.
Ветер ослабел. Узлов до 30. Сегодня 2 гонки: первая – до Примоштена, 37 миль по генкурсу. За штурвалом сегодня – Голофаст. Старт в 10-00.
Ветер – холодный, шквалистый северо-восток,
«бура», как говорят хорваты… Некоторые зарифили грот. Лавировка на верхний
знак, тремя галсами выходим на нижний, огибаем левым бортом, и в крутой бакштаг
идём в сторону Примоштена. На ослаблениях – отдаём рифы. На усилениях, когда
налетают шквалы до 35 узлов – вновь рифимся. Волны при этом почти нет – близкий
берег не даёт ей разгуляться. Постепенно вырываемся вперёд, обходя «одноклассников»,
в том числе и №41, идущего первым весеннего чемпиона, а также и некоторых из
ранее стартовавших «42 Match». Огибаем правым бортом маяк Sestre, бакштагом
правого галса идём к маяку на острове Bosnjak, чтобы обогнуть его левым бортом.
На этом галсе некоторые из оставленных нами позади «Матчей» ставят спинакеры.
Не все удачно. Видим, что один из спинакеров порван. После поворота идём на
финиш, снова левым галсом, беря и отдавая рифы. Команда отчаянно работает на
лебёдках, даже Пашка, с его порванной связкой левого плеча. Финишируем первыми,
среди всех! Гонка для нас продолжалась 4 часа 20 минут. С учетом примерно 3 миль на стартовую «петлю», наша средняя скорость составила 9,5 узлов. Впечатляет!
№41 бодается с 44-й. Пропускает их перед самим финишем. На «Bloody Mary»
Самойлова порван грот – неудачная идея с риф-штертами…
Ожидаем общего финиша. Судьи извещают, что второй старт будет дан возле
островка Malta. Идём туда. Рядом идёт «Hobart» Маркарова. Маркаров за
штурвалом, команда – внизу, отдыхает. Поздравляем его с победой. Он, узнав, что
мы пришли первыми, радуется так, что похоже – он тоже в нашей команде!
Старт возле Малты в 17-10. Ветер ослабел и зашел к востоку. Предстоит
лавировка, причем – на встречном течении в пол-узла. До Трогира - миль 8 по генеральному
курсу, до финиша возле острова Chelica, где стоит маяк – всего миль пять.
Стартуем неплохо, но «Пинаколада» – вообще идеально, впритирку с судейским, и,
вырывавшись вперёд, крутит поворот. Потом слишком долго тянет галс, уходит к
острову Дрвеник, на этом теряет контроль над соперниками. У нас - упорная
борьба с волгоградской «Май Тай» и одесситами. Во второй половине гонки ловко
уворачиваемся от парома, «Май Тай» - не очень ловко, теряет дистанцию. Перед
маяком загоняем «Май Тай» к берегу, даже дальше, чем нужно, и спокойно идём к
финишу.
Dead-time продлили до 18-30. Мы финишируем в 18-25. Снова первыми в своём
классе. «Май Тай» упускает одесситов – те приходят вторыми.
Швартуемся в Трогире у городской стенки, лагом, вторым пыжом к «Le Sables» Бориса
Лысенко. «Вэлкам-дринк» на городской набережной…
«Хобарт» Маркарова выиграл и вторую гонку в своем классе. Вечернее награждение
в замке выглядит забавно: по два приза после двух гонок забирают «Хобарт» и
«Мохито».
На набережной лежат снятые паруса – капитаны ждут парусного мастера.
20 октября.
Утреннее собрание капитанов на набережной. Ветер меняется на южный. Но сегодня
его ожидается очень немного.
Моя очередь стоять за штурвалом. Выходим первыми, по пути настраиваем паруса.
До Хвара (точнее, до марины Пальмижана, что на острове Sv. Klement, рядом с
островом Хвар) – 25 с небольшим миль. Если будет ветер, то между островами
Стипанска и Солта будет старт.
Ветра очень мало. Идём дальше. Пригревает...
Через 5 миль гоночный комитет объявляет о начале стартовой процедуры. Стартуем
в 13-40. В 14-25 объявлено, что гонка прекращена. Прошли 1,5 мили… Завожу
двигатель, майнаем паруса.
В Пальмижане тихо и уютно. Чистейшая вода. Идём на другую сторону островка, к
ресторанчикам. Потрясающий закат!
Возле рецепции марины хорваты поют под гитару. Здорово поют, душевно и очень
красиво, на 3-4 голоса. Культурное влияние Италии сказывается…
На лодках - тоже поют...
21 октября.
Ветер поменялся. Дует юго-восток, узлов 15. На брифинге получаем инструкции на гонку, точнее – на гонки (планируется провести две). Обещают усиление ветра.
Первая гонка представляется простой: после старта – лавировка к островку с маяком, затем – «трамвай» на фордаке, до самого финиша у острова Стипанска. Вбиваю в GPS маршрут.
Сегодня – Серёгин день, точнее, у Голофаста – день рождения. Ему, кстати, и рулить, его очередь.
Стартуем просто фантастически здорово! Лавируемся прекрасно: к островку Galesnik с маяком подходим категорически первыми из класса. Но – что это? Стартовавшие ранее «Матчи» идут к другому островку с маяком, что на милю дальше! Возглавляет этот пелетон лодка с номером 57, «Hobart», лидер после 2-х гонок. Видно, я что-то упустил, Маркаров-то уж точно знает, почему надо огибать тот, другой остров, тем более, у него вся команда – местные ребята, акваторию знают лучше, чем мы свои пальцы! Решение надо принимать мгновенно, идём за Маркаровым. По радио звучит разъяснение гоночного комитета о том, какой остров надо огибать. Поздновато звучит…
Все наши «одноклассники» обогнули остров, предусмотренный инструкцией на гонку, и даже самый последний из них теперь был милях в полутора впереди нас, на полпути к горизонту.
Классный подарок я организовал Серёге к его дню рождения!
Но делать нечего, руки опускать нельзя, надо бороться. Под спинакером потихоньку начинаем приближаться к ушедшему вперёд флоту. Самойлов только-только поставил спинакер, догоняем его первого. Вскоре догоняем “Gin Fizz” Тихонова, боремся за позицию, обходим… Появляется азарт. Догнали уфимцев, и прошли-таки МСМК Пахомова! Опять плотно боремся с «Mai Tai». Тем временем «Пинаколада», идя мористее, без помех выкатывает на финиш. Самойлов тоже потихонечку, не ввязываясь в борьбу, переместился вперёд.
Постепенно раздувает. Появляется волна…
К финишу идём вместе с «Mai Tai». Недалеко от финишной линии Бондаренко, рулевой этого «коктейля», садится нам на ветер, и с наветра же обходит, проходя между нами и берегом. Выигрывает пол-корпуса… В итоге мы – пятые. Такой вот от меня подарок на день рождения Голофасту…
У «42-х» победил «Триест» Суслова. Не достал их Маркаров. Надо правильные острова для огибания выбирать…
Поздравляем с победой «Пинаколаду». Дожидаемся, когда судьи установят знаки в зоне старта второй гонки дня. Будет «петля», и затем – длинный «трамвай» до маяка Mulo, после огибания которого правым бортом путь лежит на финиш у входа в бухту Кремик.
Старт первой группе дают в 14-10. В гонку не идёт «Mai Tai» - у них порвана генуя. Ветер – за 20 узлов. Стартуем. Возле верхнего знака срубаем на галсе «Пинаколаду». Огибаем, бакштагами идем к нижнему знаку, затем – по маршруту гонки, к маяку. Идём также бакштагами, без спинакера (их использование запретили судьи). Оторвались от преследователей метров на 150. Те постепенно уходят мористее, сохраняя разрыв.
Вдруг откуда-то выезжает на «бабочке» «Текила Санрайз» с Ерискиным на руле, и начинает догонять. До самого маяка идём ноздря в ноздрю, глиссируя на прилично разгулявшейся волне. Ветер окреп узлов до 30 с небольшим. Огибаем маяк несколько удачнее, пресекая возможные брочинги, чуть отрываемся, и на полном галфвинде к финишу приходим уверенно первыми, по пижонски убираем генную метров за 50 до финиша. Вот и подарок к дню рождения Голофаста – выигранный кубок за гонку. Средняя скорость в гонке – 9,2 узла. Максимальная скорость, зафиксированная GPS на глиссировании– 13,4 узла!
В «Матчах» первые - питерцы во главе с Кулиниченко, вместе с нами утром огибавшие «не тот» остров. Молодцы! Неплохая компенсация за промах в первой гонке!
Швартуемся в марине Кремик на первой линии бонов. Но – дальше всех от ресторана.
В ресторане вечером нас ждёт рассказ знаменитого Кули о VOR, об его участии в этой фантастической гонке, о «Косатке» и «Тим Раша», потом - награждение, очень вкусный спонсорский ужин и прекрасный концерт-дискотека. В дополнение к кубку за гонку Голофаст получает от нас ещё и гаастровскую жилетку.
Ночью свистит всё сильнее. Бдительный Шестопалов спасает стойку релинга от сминания выскочившим из клюза швартовым…
22 октября.
Мой день (в смысле рулёжки), но – гонки не будет. После второго брифинга, в 13-00, это стало окончательно ясно. Слишком сильный ветер, и судьи отменяют гонку. Все лодки переходят в Скрадин. Мы стоим первыми к выходу – первыми и выходим, аккуратно, используя шпринги.
Волна за сутки разгулялась. Под одной чуть зарифленной генуей скорость больше 10 узлов.
Перед Шибеником, у входа в устье реки Крка, майнаем паруса, и дальше идём под движком. Льёт дождь… По реке идём рядом с «Триестом» Саши Суслова. У того, кстати, сегодня день рождения. Поздравляем…
В половине пятого швартуемся в Скрадине у городской стенки без суеты, удачно, в минуты небольшого затишья. Подходившим чуть позднее лодкам было несколько труднее – шквалами их наваливало на натянутые муринги, приходилось всерьёз попотеть…
«Вэлкам-дринк» под дождём, возле бара с названием «Mojito». Вечером ужинаем в знаменитом ресторане «Златны школики». Вкусная еда, прекрасный «Пошип Гыргач», вино с острова Корчула. Президент Медведев, оказывается, тоже тут ужинал…
Ночью – ветер, и дождь, дождь, дождь…
23 октября.
На сегодня назначена одна короткая гонка, на озере Prokljansko, через которое протекает Крка. Старт – в 15-00. А с утра регатный люд на бесплатном теплоходике поехал в заповедник, к удивительным по красоте водопадам.
Льёт дождь, как из ведра. Главный судья, Ален Кустич, накануне рассказал о прогнозе 70 литров на квадратный метр, видно, что хорватские метеорологи слово держат…
Сегодня рулит Голофаст, его очередь.
Мы выходим пораньше, есть необходимость потренироваться со спинакером. Под дождём. Дождь, правда, вскоре заканчивается. Чуть не приезжаем в сеть, которую растягивают местные рыбаки. Постепенно подтягиваются остальные яхты. Появляется судейский катер. Рыбаки, сообразив, что к чему, быстро сматывают сеть и исчезают.
Дистанция – две «петли» с «воротами» на нижнем знаке.
Стартуем под 20-узловом ветром. Лавируемся на верхний знак, огибаем его вслед за «Май Тай». Только начали ставить спинч – вовремя звучит «Отставить!». Ветер резко усилился, до 30 узлов. «Май Тай» - впереди, со спинакером. Шквал - и они в брочинге, лежат на воде. Правда, быстро встают на ровный киль, вытаскивают из воды и убирают спинакер. Мы вырываемся вперед. Проходим «ворота» правым бортом, снова лавируемся на верхний знак. Ветер за 30 узлов, неровный, шквалистый. Огибаемся первыми, идем на финиш бакштагами. «Пинаколада» несёт «бабочку», выигрывая дистанцию. Пока мы на правом галсе уходим с генкурса, проходят нас слева. Справа наезжает очнувшийся «Май Тай». Выигрываем у них почти неуловимые 3-4 метра. Второе место…
Вечером все собираются на награждение в ресторане на окраине городка. Поздравляем Ганкина с командой, поздравляем Сашу Суслова. Молодцы! Очень непростую гонку выиграли…
Народ долго веселится, постепенно расходуя адреналин прошедшей бурной гонки...
24 октября.
Выходим рано, сразу же после брифинга. К старту идти – не близко, больше 10 миль. За штурвалом – я, моя очередь рулить.
Ветер за ночь сменился на «бору».
Стартовую линию судьи выстраивают под островом Првич. Гоночный комитет запрещает использовать спинакеры, предписывает взять минимум одну полку рифов на гроте, рекомендует зарифить геную. Есть резон — ветер около 30 узлов. Нас ждёт одна гонка, но — длинная, до самого Биограда, с двумя лавировочными участками.
Стартуем как обычно, вслед за «Матчами». Старт берем на третьей позиции, вслед за «Текилой» и «Пинаколадой». Курс — галфвинд. На шквалах лодку держать на курсе тяжело, Голофаст начинает подхватывать штурвал, когда приходит очередной «кирпич», а после прохождения острова Тийят просит порулить. Не возражаю. Серёга физически гораздо сильнее меня, тем более, что я вижу, какой кайф он испытывает от этой штормовой рулёжки.
После Тийята — бакштаг правого галса. Слегка разрифливаем геную, уходим вперёд от соперников, рядом держится только «Пинаколада». Огибаем правым бортом островок Prcevach, и вот она, первая лавировка. Рифим немного геную. Ветер набирает силу, волна становится неприятно-жесткой, короткой и крутой. Тяжело рулить, тяжело работать на парусах. «Брочит» рядом идущую «Пинаколаду», проскакиваем… Уф-ф! Обошлось!... Костик пока один справлятся с гротом, но чувствуется, что силы у него скоро кончатся. С генуей приходится работать втроём: один — на лебёдке, с «клюкой», двое — держат на руках шкот. Вот так, со шкотами в руках, вся гонка и проходит: четыре шлага при этом ветре не могут держать нагрузку, приходится удерживать шкот ещё и «в четыре руки». В стопор его задавать нельзя — на шквалах приходится быстро травить не только грот, но и геную, после тут же набивая их. Устаём быстро, но, меняясь местами, продолжаем работать... Серёга штурвал не отдаёт, поэтому периодически поминает недобрым словом гоночный комитет, придумавший лавировки в такую погоду: «Они охренели с этими лавировками!» Нет времени смотреть на приборы, тем не менее, короткий взгляд на «виндометр» выхватывае цифру «43». Однако...
Ветер разогнал все облака, на голубом небе – солнышко… Если бы ещё волна не окатывала с головой…
Огибаем левым бортом два островка, Малый и Большой Дражемански, и идём в бакштаг к острову Муртер. У берега стоит судейский катер, и майнает геную каким-то образом оказавшаяся впереди нас «Пинаколада». Они почему-то прошли напрямую, без лавировки. Позднее узнаём, что у них была сорвана с погона каретка стаксель-шкота, вырвался из закрутки закруточный линь. Хорошо, что никто не пострадал...
Проходим мимо, идём в галфвинд под прикрытием острова Муртер. Прикрывает Муртер только от волны, не от ветра, очень тяжело. Приходится помогать Костику на гроте, у того силы почти закончились...
На очередном шквале за борт улетает «Гармин». Жаль, не узнаем, какова сегодня наша максималка...
На второй лавировке Голофаст матерится совсем от души. Дико тяжело!
Сзади постепенно приближается «Май Тай», во вторых рифах на гроте...
К финишу приходим после нескольких «Матчей», оставив позади большую часть их флота. Ну и, естественно, весь флот «47-х». Вот это Победа!...
В марине Биограда проходит выставка «Biograd Boat Show», и нас загоняют на швартовку в дальний угол северной части марины «Корнати».
«Пинаколада» удручена неприятностями, тем более, что у них ещё и паруса требуют ремонта...
С соседних лодок поздравляют, приглашают на рюмочку... Теперь — можно.
Вечером собираемся в ресторане яхт-клуба. Всю нашу регату угощают бесплатным хорватским гуляшом. Очень вкусно! А ещё — душевно... Очередной кубок за победу в гонке — уже четвёртый! После сегодняшней победы на завтрашнюю гонку можно не выходить — нас уже никто не догоняет, мы — победители «Bavaria Cup 2009»!
25 октября.
Тем не менее, утром наша лодка опять первой выходит из марины. Рулит Голофаст: раз уж так получилось, что Сергей рулил все наши победные гонки, то есть резон ему отрулить всю регату, целиком.
Ветер – «бора», как и вчера, но существенно слабее, узлов 10. Чистое небо, солнце, теплынь – красота!
Традиционный гвалт на старте «Матчей»… «Хобарт» занял лучшую позицию на правом краю стартовой линии, возле судейского катера. Мог бы не выходить, кстати, у него ещё больше для этого оснований, чем у нас: из 6 прошедших гонок худший результат – два вторых места.
Наблюдаем, как в щель между «Хобартом» и катером нацеливается лодка с номером 68. «Хобарт» даже слегка «отодвинулся». Напрасно отодвинулся: удар — и уходит со старта он с пробоиной в борту.
Неплохо стартуем. На верхний знак выходим первыми, но слишком долго возимся с постановкой спинакера, и к нижнему знаку упускаем пару позиций.
Ветер отходит немного к северу, и мы, не убирая спинакера, практически в галфвинд идём на остров Kozina. Догоняем «Май Тай», садимся им на ветер, некоторое время идём, почти касаясь их кормы. Развлекшись, резко сваливаемся вправо и отрываемся от них. К Кожине тем временем уже подошли одесситы и «Пинаколада», разрыв – приличный, метров 200.
Огибаем остров левым бортом, лавируемся на островок Бабульяш. Подтягиваемся в лидерам, догоняем и обгоняем кое-кого из «Матчей». Островок огибаем в компании с «Пинаколадой» и судейским катером, который подчинен воле кинооператора: идут с лодками вплотную, снимая крупные планы. Но вроде бы не мешают, и то хорошо.
Обогнув Гналич, бейдевиндим на финиш. Одесситы оторвались значительно, не успеваем догнать, дистанции не хватает. Эх, ещё бы милю! Но лишней мили нет, так и приходим – вторыми. Слегка досадно, но, в то же время, радуемся за дружную одесскую команду. И, конечно же, за маркаровскую команду, вновь победившую.
Гудок из туманного горна с судейского катера – всё, гонка закончена, а с ней – и регата. В регате-то мы – первые!
Швартуемся там же, где и вчера, в северном углу марины. Начинаются хлопоты по сдаче яхты, свободный народ пошел прочесывать павильоны «Бот-шоу» с целью пошопиться. К выставочному пирсу ошвартован «Kamikaze» с табличкой «Продаётся»…
С лодкой и парусами у нас всё в порядке, ни одной, даже самой пустяковой поломки. Из потерь – только кранец. «Адриатик Челлендж» нам, как победителям, прощает этот кранец. Что ж, спасибо большое!
Вечером – праздник в ресторане яхт-клуба. Приятнейшая процедура награждения, славная еда и вино, зажигательная музыка… Тёплые слова от организаторов и судей… Объятия, взаимные поздравления, обмен визитками и телефонами...
Два года и четыре регаты мы шли к этому празднику. С последнего, 18-го места на первой «Баварии», в 2007 году…
И только теперь мы осознали, что парусный спорт для нас, по сути, только начался…
Александр Долинин