Вторичная публикация.
Первоисточник с комментариями и всеми фото -
см. в Кают-компании
журнала "Катера и яхты"
Маршрут: Питер-Гданьск-Шербур-Торивьеха.
Очень интересные районы плавания. Что может быть интересным для всех?
— Где и как взять время?
— Где и как оставить яхту на юге? Всё это рассказываю от первого лица, ни чем не «аффилированного».
А почему сейчас? Да самое яхтенное время для наших широт. Светло, тепло, жар от камина...
Детство на Чёрном море, служба на просторах мирового океана
и друг яхтсмен определили заболевание. Эссе по этому поводу немного позже...
Итак! Яхта «Юлия» (это Delphia-33) начиная с мая 2007 года рвалась в плавание и не застаивалась: nри победы в кубке Балтийского моря, Сайма, Германия, Швеция, Финляндия, Польша, Эстония, Литва.
И вот — мечта побывать в южных широтах, а настоящее положение Питер. Дефицит времени на яхтинг диктует необходимость четкого планирования.
Всё действо происходило в три этапа.
Первый этап — в рамках кубка Балтийского моря из Питера в Клайпеду.
Второй этап — из Гданьска в Шербур.
Третий этап — из Шербура в Торривьеху.
Первый этап планировался как необходимый для переброски лодки на юг ещё 2008 году, кстати Юлия тогда впервые заняла первое место в своей группе на Кубке Балтийского моря. Но не судьба... кризис и т.д. В этом году сконцентрировались.
Кажется, всё просто: спланировать маршрут, подготовить плавсредство, укомплектовать экипаж, ну и решить вопросы с финансированием. Тем более, что первый этап за нас спланировали организаторы Кубка Балтийского моря. Таким образом было предопределено, что из Питера мы дойдём до Калининграда. Третий раз в регате на КБ, тусовка со знакомыми яхтами, это здорово и заслуживает отдельного повествования не в рамках этого рассказа.
Дальнейшие переходы планировались примерно через одинаковые временные интервалы. С 13 по 30 августа переход из Гданьска в Брест примерно 1100 морских миль и с 24 сентября по 17 октября переход из Бреста в Торривьеху примерно 1300 морских миль. Очень много полезного при планировании маршрута почерпнул с форума КиЯ. Для меня столь дальний поход в роли капитана являлся первым.
Планирование маршрута велось на ноутбуке с использованием программного продукта NAVTEX, правда, последняя корректура была в 2000 году. Весь предполагаемый путь был неоднократно просмотрен в Google Earth до такой степени что периодически, кажется, являлся в сноведениях. Кроме электронных карт разжился и бумажными, которые впоследствии вызвали восторг у французского таможенника.
Комплект карт по всему маршруту мне отдолжил Юра Кабалкин с дружественной яхты «Лиса».
В основном планирование бало закончено в декабре 2009 года.
План навигации был разослан всем потенциальным участникам. Времени для принятия решения было достаточно, что гарантировало экономию средств на авиаперелётах. Участники переходов приняли активное участие в подготовке яхты к навигации. Был очищен и покрыт двумя слоями необрастайки корпус, проведены регламентные работы по двигателю. Главное специалисты «Квартета» отремонтировали редуктор VOLVO PENTA. Подготовка была проведена серьёзно; паруса, два якоря, АИС… Если не по стандартам ARC, то близко к этому. Ну, да какие наши годы, может, через пару лет и подрастём.
В этой жизни мало кто может себе позволить свободно распоряжаться своим временем и всё может поменяться в последний момент. Поэтому важно было обеспечить резервирование по участию в переходах. Благо, сложившийся за последние навигации «социум» Юлии был достаточно обширным.
Условия переходов были достаточно жёстки и предполагали ночные вахты, откуда следовала необходимость двух полноценных вахт.
(На самом деле комплектование экипажей это особая тема; если можно, я её затрону в докторской диссертации если меня примут в аспирантуру при Звёздном городке).
И вот из нашей базы были сформированы выдающиеся экипажи. Представлю их.
На Кубке Балтийского моря рулевым был Дима Чижов (Питер), Алексей (Питер), Анатолий Пронин (Москва), Саша «Хороший офицер» (Москва), Дима-доктор (Брянск) и ваш покорный слуга, капитаном заменивший Алексея в Таллине.
На второй этап пошли старшим помощником Николай Гультяев (опытный яхтсмен из Москвы), Гультяева Елена ( Москва, стойкий товарищ), Чеченин Виталий (Питер, энергичен и исполнителен), Слимаков Саша (Питер, энергичен и устойчив к морской болезни) и опять же ваш покорный слуга.
Экипаж третьего этапа включал старшего помощника Ярослава (Москва, восходящая яхтенная звезда), Дениса из Челябинска, впервые и сразу удачно вписавшегося, Валеру из Питера (закалённый и проверенный яхтсмен, прозванный Энерджайзер), Сергея (Москва, товарищ по ВМА, старпом крупнейшей ПЛАРБ в мире, на борту был в мирных целях) и вашего покорного слугу.
В этом составе дошли до Лиссабона, где Сергей и Денис сошли, а Наталья (супруга Ярослава) и Юля (моя супруга) присоеденились.
По ходу повествования буду добавлять нюансы к портретам членов нашего экипажа.
С большинством участников предстоящей навигации я был знаком, остальные имели рекомендации людей, которым можно доверять. Всем был разослан план навигации с маршрутом, сроками и размером солидарного взноса. Гарантией участия была покупка билетов и внесение 50% взноса. Трое по разным причинам не смогли участвовать.
Но про подготовку уже много, пора отходить.
Яхта, ведомая рулевым Дмитрием Чижовым, успешно провела гонку у Кронштадта, гонку Питер-Выборг, регату в Выборге, регату Выборг — Таллин и Таллинскую гонку. В Таллине удалось присоединиться к команде, и дальнейший маршрут Таллин — Саарема — Клайпеда совершили вместе. Результат — первое место в Кубке Балтики.
Первый этап закончился в Клайпеде, и на следующее утро после церемонии на барке «Седов» часть команды убыла домой. Оставшиеся и присоеденившийся к нам литовский товарищ Кистутис взяли курс на Гданьск, откуда был намечен старт второго этапа. Этим мы избавили себя от двухкратного прохождения границы в Балтийске, что многое значит.
Решение стоять в Гданьске объяснялось приятной возможностью избежать двух кратного общения с нашими пограничниками, необходимостью ремонта авторулевого и «Лези Джека». Кроме того, мой польский товарищ уступал на месяц своё место в марине Гурки Заходне. Переход прошёл без особых приключений. Было решено, что сначала зайдем в центральную марину города, так как ни Дима, ни Саша в Гданьске-Данциге ещё не были, а посмотреть там есть на что.
При заходе в Вислу, как всегда, по радио запросили «Страж граничный» и даже встали на причал паспортного контроля. Однако, узнав, что мы идём из Клайпеды, а это территория шенгена, стражи отказались к нам выезжать. Удивлённо почувствовал в себе скрытую обиду. Наверное, когда и у нас упростят или упразднят процедуру прохождения границы, нам будет этого не хватать.
Прекрасный город Гданьск подарил нам чудесный вечер, и на утро с тяжёлой головой мы вышли к месту последующего базирования яхты «Юлия» до перехода в Брест. В марину Гурки Заходне «Юлия» попала уже во второй раз.
Впервые спущена на воду и оснащена она была именно здесь в начале мая 2007-го года.
За прошедшее время «колыбель» расстроилась и похорошела. В марине есть практически весь сервис и хорошая ремонтная база. Были сразу приглашены специалисты SAIL SERVIS для ремонта Лези Джека и фирмы Eljacht для ремонта автопилота Smart Pilot MK2. Специалисты быстро приехали, приняли заказы и заверили нас, что к моменту отхода в августе всё будет готово.
Наш авторулевой сломался на тренировочном выходе перед регатой, лодка на скорости 5.5 узлов наскочила на подводное препятствие. Удар при столкновении был сильным, никто не устоял на ногах. Рулевой рухнул на штурвал, существенно его погнув. Как следстви,е раскрошился пластиковый лимб корпуса и двигатель-сельсин не в состоянии был провернуть искорёженный штурвал. Ребята с Eljacht сняли авторулевой и штурвал, пообещав разобраться за неделю… Как оказалось впоследствии, слово они не сдержали, отправив нас в море без авторулевого. В отличии от них Sail Servis подтвердил свою репутацию, отремонтировав Лези Джек и снабдив его новой фурнитурой за очень скромные деньги, 900 руб. на наши. У них ранее были пошиты паруса для «Юлии»: спинакер, генакер и штормовой стаксель. По критерию цена-качество мне очень понравилось. Без проблем боцман марины поменял нам два пустых газовых баллона на полные. Оставив жить на яхте Кистутиса, которому необходимо было побыть в Гданьске ещё неделю, мы тронулись домой. До пятницы 13 августа оставалось меньше месяца…
Двенадцатого мы с Виталием утром прилетели в Калининград, где нас встретил , прибывший заранее Саша. Через час к нам присоединилась прилетевшая московским рейсом чета Гультяевых, Николай и Лена. В аэропорту нас ждал микроавтобус, который заказал Калининградский товарищ Дима Зарицкий. Он же провёл для нас краткую экскурсию по прекрасному городу. Также Дима рекомендовал взять симку хитрого оператора Tez Tur для оптимизации расходов на телефонные переговоры. Сим-карта была взята, в дальнейшем ей пользовался весь экипаж по мере необходимости и наличия или отсутствия природной скромности.
Доехали до Гданьска с комфортом и за вполне приемлемую стоимость 100 евро. Правда, пришлось два с половиной часа постоять на границе в колейке, как тут называют очередь. Прибыли на лодку после обеда в прекрасном расположении духа, к чему располагала хорошая погода и предвкушение праздника — похода. Лодка была на месте и в порядке, только множество паучков успели устроить свои охотничьи угодья в виде паутины во всевозможных местах. На борту оставался доширак, к сожалению не королевский в виду отсутствия майонеза. Ну и не на сухую…
После обеда подъехали специалисты Sail Servis с отремонтированным Лези Джеком, а также из Eljacht расписаться в своей импотенции.
Вечером наиболее любознательные убыли в город, оставив окончательную подготовку лодки на следующий день. Утром мы встретились с моим польским товарищем Чезареком Бартошевским. Чезарек помог нам закупить продукты. В основном всё было куплено в бюджетном магазине «Божья Коровка». Стоимость продуктов в Польше такая же или ниже, чем у нас. Продукты хорошего качества. Мясные консервы и продукты отличные. Водка хорошая, научились делать. С 1963 по1968 вместе с отцом, военнослужащим, жил в Польше и помню его нелестные высказывание в адрес этого польского продукта. Хорошая была только военторговская, по две бутылки на нос в месяц… За прошедшее время они научились делать не только водку. Перемены в лучшую сторону впечетляющие.
Наконец, в 18.40 отошли от причала Гурки Заходни, запросили страж граничный и он вдруг захотел с нами пообщаться. Удовлетворили его просьбу, подойдя к причалу для паспортного контроля. Потом долго извинялся и говорил, что это на всякий случай, чтобы у нас дальше не было неприятностей. Я так понял, мы сами его справоцировали своим настойчивым запросом по радио.
12 августа команда второго этапа была собрана, и в пятницу 13-го... мы вышли.
Курс 260 градусов, ветер в морду, идем под двигателем со скоростью 6 узлов в немецкую марину города Засниц, что на острове Рюген.
У штурвала с энтузиазмом занял место первой вахты Виталик. По мере усиления волнения настроение менялось. Оказывается, он укачивается, хотя ранее неоднократно с нами ходил и на регаты и в длительный поход по Сайме. Надо отдать должное: ни единой жалобы и ни одного отказа от выполнения обязанностей вахтенного. Укачивалась и Лена, но в ответ на вопрос, как самочувствие, мы видели лишь улыбку на её лице. Да, с таким экипажем можно идти хоть куда.
Ко второй половине 14-го нарисовался Рюген и к 15 часам мы пришвартовались в Заснице.
Итак, первая стоянка в Заснице. Выбор этой марины был обусловлен её расположением и тем интересом, который проявляли к ней знакомые калининградские яхтсмены. Гавань Засница образована высоким берегом Рюгена, надёжно прикрывающим ее от преимущественных здесь западных и северо-западных ветров, и протяжённым, более километра, мощным молом, прикрывающим её с юго-востока. В уже прошлом веке здесь находился пункт базирования Балтийского флота СССР, а теперь это городок рыбаков и туристов.
В гавани есть два места для стоянки яхт, мы пришвартовались к причальной стенке с внутренней стороны мола, носом между двумя сваями, всё забываю их название. Колонки с электричеством и водой присутствовали. С электричеством проблем не возникло, а вот для заправки водой не было шланга и мы не смогли его раздобыть. Пришлось таскать воду бутылями. Водяной шланг на яхте иметь надо, это был не единственный случай, когда приходилось его искать или выпрашивать на соседних лодках.
Субботний день, вокруг масса гуляющей живописной публики, в которую мы и поспешили влиться. Обращённый к морю фасад города превращён в туристическую зону. Здесь множество различных заведений «общепита», сувенирных магазинов, несколько яхтенных магазинов и пара музеев, связанных с морской тематикой. Заметил, что очень любят под музейные объекта переоборудовать дизельные подводные лодки и почему-то английские. Ладно, в Таллинне английская ПЛ, но в стране с великими традициями подводного флота... Одним словом, в Заснице также английская ПЛ. Научились англичане свой металлолом пристраивать, молодцы.
Выяснилось, что почти у каждого члена экипажа есть своя целевая установка. У Энерджайзера — магнитик на холодильник, у четы Гультяевых — рюмки с видом места посещения, сам приобретаю декоративные тарелки. Виталик с Сашей не могли сразу определиться, покупали и тарелки с кружками, и магнитики. Рассказы калининградцев о большом, выборе яхтенной одежды и демократичности цен подтвердились. Народ солидно прибарахлился. Я тоже не остался в стороне, приобретя яхтенную и флисовую куртки и непромокаемые штаны за очень умеренную цену.
Оставалось докупить продукты и пополнить запас топлива. Приобретение продуктов оставили на следующий день, а с топливом пришлось повозиться. Как выяснилось, заправляющий рыболовные суда бункеровщик в воскресенье не работает. Канистры в руки — и на корень мола. Сотрудник ресторана вызвал нам такси. Таксист, изучавший в школе русский язык, понял наш эсперанто с полуслова. А вот тащить полные канистры по молу больше километра...
Вечером прогулка по променаду, где основная развлекуха пиво и рыбные продукты. Пиво хорошее, рыба свежепойманная в огромном ассортименте продаётся во множестве плавучих ресторанчиков и просто плавкухнях. Запах стоит специфический. Атмосфера разлагающая. А завтра в поход.
Утром пробежались по городу, довершили все купеческие дела, запаслись продуктами. Подъехал весёлый дяденька на велосипеде, мол-то длинный, взял 14 евро за стоянку и пожелал счастливого пути. С тем и отошли. Направление — Киль, Кильский канал.
Забыл отметить, что мы заменили радиолокационный отражатель, разбитый в предыдущем переходе. Мачтолазом выступил Николай, неоднократно ранее покорявший мачту Юлии.
Погода на начальном отрезке пути до Киля не благоприятствовала, дули сильные западные и северо-западные ветра. И когда ход в бейдвинд падал ниже четырёх узлов, «Юлия» опять превращалась в моторную яхту. Парус и мотор работали примерно поровну. Самая характерная особенность этого участка маршрута — множество ветрогенерароров в море. Они располагаются большими полями не только у берега, но и далеко в море. Карты у нас не откорректированы с 2000 года, а просвещённая Европа, борясь за экологически чистые источники электроэнергии, понастроила за это время мириады ветряков.
Ночью все поля прекрасно обозначены проблесковыми огнями и видны издалека, но на фоне множества различных береговых и других огней было затруднительно рассмотреть знаки, обозначающие границы ветрогенераторных полей, что усложняло прокладку оптимального маршрута движения. Кроме уже действующих полей были и строящиеся, акватория которых охранялась судами охраны. Из одной такой акватории нас выперли, удлинив путь к каналу.
Судоходство не было напряжённым, видимость была хорошей и каких-либо сложных ситуаций не возникло. В Кильский залив заходили в ночь. Ещё раз убедились в полезности электронной картографии. Разобраться ночью в акватории полной всевозможных огней... Требовалась бы непрерывная прокладка. При входе в залив разошлись на встречных курсах с большим числом рыбаков, выходящих на ночной лов. Рассмотреть их заранее не удалось, т.к. их бортовые огни светили менее ярко, чем светофоры и габаритные огни машин.
Но вот, как говорится, усталые и довольные мы подошли ко входу в канал. Справа от входа есть небольшая марина, где с трудом нашли место. Душ, туалет, вода и электричество присутствовали. Были в марине и наши соотечественники: яхта «Нева» из Питера возвращалась домой. Пообщались, было приятно. Утром приехал дяденька на велосипеде, взял 12 евро и также пожелал счастливого пути. В начале девятого отшлюзовалось первое грузовое судно, затем второе и стали пускать нас, маленьких. Всего набилось четырнадцать яхт. Впереди нас зашла норвежская яхта с флагом регаты ARC, они держали путь на Канары, где в ноябре им предстоял старт трансатлантической регаты. В дальнейшем мы не раз встречали яхты участников ARC, в основном английские. Капитаны яхт потянулись в офис, чтобы оплатить проход канала. Проследовал по натоптанной тропе и заплатил 23 евро. Сам процесс шлюзования прошёл без осложнений, перепад высот несколько метров. Ворота открылись и маленьких выпустили первыми. Яхты, выстроившись в кильватерный строй, пошли в канал.
На переход по каналу у нас имелись планы по ремонту стакселя, который разошёлся по шву. Само плавание по каналу довольно монотонно. Можно созерцать живописные окрестности и уютные домики по берегам. Движение нельзя назвать интенсивным. Все яхты двигались гуськом, держась правого берега. Поставив одного вахтенного, команда получила возможность отдохнуть. Особенно воспрянули духом наши «неваляшки», ведь лодку не качало и их не...
Идиллия. Интересным показался паром в виде лифта, расположенного под железнодорожным мостом: он не создает помех проходящим судам.
Около 16 часов подошли к выходу из канала. 40 минут пришлось ждать подхода двух небольших пассажирских паромов, за которыми мы вместе с тремя яхтами зашли в шлюзовую камеру. Через минут двадцать мы вышли в устье Эльбы, и началось в плавание в приливно-отливной зоне. Мы это сразу почувствовали по несоответствию скорости движения прилагаемым усилиям. Целью был технический заход в Куксхафен. Основное — пополнение топлива, закупка хлеба и.т.д. Правда, мой польский приятель не советовал заходить в Куксхафен, говоря, что там вредный и злой хафенмастер.
В марину зашли в 21.40, всё закрыто. Заправка дизельным топливом автоматическая при входе. Приложив некоторые усилия и пластиковую карту VISA, сумели залить две канистры и добить бак. Попытка добыть хлеб в закрывающемся ресторане закончилась приобретением полного целлофанового мешка различных неликвидных булочек. Снабжение осуществил дружески настроенный польский товарищ, «засланный» на работу в Германию. Деньги взять отказался, за что был приглашён на рюмку чая. Ближе к полуночи был отловлен злобный хафенмастер, пришедший спускать флаг марины. Оказался вполне коммуникабельным, но очень большого размера. За 10 евро был получен доступ к туалету и душу, а также, за дополнительную плату, возможность подключения к электричеству и воде по спец. карте. Пошёл дождь, поляк не пришёл. Ужин и все отбились.
Как только начало светать, около семи утра, вышли из Куксхафена. Маршрут был проложен оптимальным образом, «облизывая» берег. Северное море встретило нас свежей погодой, но волна была небольшая и мы могли двигаться под парусом со скоростью более 5 узлов. Температура забортной воды была 19,5 градусов. Выяснилось, что никто из находящихся на борту ещё не купался в Северном море. Легли в дрейф, и мужской состав экипажа порезвился в водах этого водоёма, соблюдая при этом все меры предосторожности. Купание здорово тонизировало, и было принято на ура предложение опробовать все водоёмы по пути следования. Разумеется, где тёплая вода, нет сильных течений, опасных рыбок поблизости и.т.д., и.т.п.
Но хорошие инициативы часто сходят на нет, и не только в яхтинге.
Ещё созерцая плавно меняющиеся пейзажи в канале, Лена, находясь в хорошем расположении духа, во время обеда предложила тост: За весёлую волну! Все дружно с аппетитом выпили. Вот весёлая волна и пришла… сразу за весёлым ветром. Они веселили нас с большей или меньшей интенсивностью до конца похода. Больше всего веселили Лену, как автора здравицы. Она, этакая эгоистка, предпочитала веселиться в одиночку в кормовой каюте, разделяя веселье лишь с Николаем, когда он был свободен от вахты. Вторым неумеренно веселящимся был Виталик, съевший все корабельные запасы нелюбимой им морковки, так как мама всё на ней готовит. Справедливости ради надо сказать, что Виталик по честному делился с весёлой волной и выбрасывал уже разжёванную морковку на шкафут, откуда её сразу слизывыла его подружка.
Пришла расплата и за недостаточное уважение к стихии, к встрече с которой надо готовиться. При первом же самопроизвольном перебросе гика шкот зацепился за ручку приоткрытого иллюминатора и выдрал его, разломав на несколько частей. Дырка в корпусе, дождь, брызги…
За время, которое пришлось потратить на заделку дыры, в корпус попало немало морской влаги. Если учесть, что штормило весь оставшийся период, и верхняя вахта была мокрой, то понятно, что до конца похода мы находились в среде повышенной влажности. Все это не сломило дух экипажа и утром 20-го августа мы зашли в марину Адмирал, что на подступах к Амстердаму.
Весёлый ветер, весёлая волна и результат халатности.
Погода солнечная и ветреная. Поставив всё на просушку, поехали в город. В это время Амстердам принимал международную регату Tall Ship Race, и по такому поводу планировались грандиозные праздники. Среди участников были и наши парусники Крузенштерн, Седов, яхта Акела. Была даже договорённость с Алексеем Чегуровым встретиться. Однако... Заклинило… Всей командой поехали на автобусе в центр, свято веря, что едем в центр Амстердама. Город очень понравился. Обошли магазины, посидели, покурили, пива попили. А вот знакомых мест найти не смогли.
Лена искала музей восковых фигур, мы музей секса и квартал красных фонарей. Ранее был в Амстердаме два или три раза транзитом, и удавалось по полдня посвятить изучению города. Купили карту — вроде всё то, а не то. Спросили даму с собачкой, она долго смеялась и сказала что нам нужно в Амстердам, а мы в Гарлеме!
Сели на электричку и в усечённом составе (Саша потерялся и вернулся на яхту отдыхать от Амстердама) через полчаса были на месте.
Смешанные чувства вызывает этот свободный город… Это отдельная тема. Ворох мыслей и эмоций в голове — разбегаются, не собрать. Здесь надо быть, и я хочу ещё в Амстердам. Туристов много, велосипедов стало больше со времени моего последнего посещения. На вокзале четырёхярусная велопарковка, квартал красных фонарей стал районом, образовался квартал голубых огоньков. Обошли центр, купили сувениры, посетили музей секса и пошли в район красных фонарей. Заведения только открывались, персонажи занимали места в зажигающихся витринах, лица множества туристов излучали интерес.
Светились лица и у молодых моряков с Крузенштерна, идущих впереди нас. Звонкий голос, на русском языке обращаясь из окна второго этажа заведения, приглашал моряков в гости, за недорого — 35 евро. Весёлые девчонки так хотели общения с соотечественниками, что скинули цену до 35 рублей — очевидно, совсем бесплатно не позволяла професиональная этика. Халява. Но то ли природная скромность, то ли репутация, необходимая для карьерного роста, или ещё что, но девчонкам обломилось.
Так и прошёл день, успели вернуться на лодку на последнем автобусе.
Да и ещё яркое впечатление от этого живого и бурлящего города. Огромное количество мусора на улицах, причём мусорные кучи подпирают ресторанные столики, расположенные на тротуарах. Запахи пищи и разлагающегося мусора чувствуются одинаково ярко.
Это оказался не Амстердам, а Гарлем.
Пополнив с утра запасы продовольствия в местном китайском магазине и заправившись топливом и водой, в 13 часов вышли из марины Адмирал.
Naina: А я с командой попала в Амстердам в понедельник. Мы тоже потащились в район красных фонарей. Горы мусора и коробок от «Столичной», вонь писсуаров и пустые витрины. Потом выяснилось, что в понедельник у девочек выходной, это день вывоза мусора с улиц. Поэтому все узкие улочки района были завалены. Обломилось моим мужикам :)
Velli – vell: Амстердам один
из моих любимых городов. Не знаю, за что люблю, наверное потому, что был первым
из забугорных. В 1993 первый раз приехал. Тогда Квартал был раза в три большим.
В следующем году обещали его прикрыть. В смысле не будет квартала красных
фонарей. Местные бузят о закрытии и правительство пообещало закрыть. Сами голландцы
не любят Амстердам, жить в городе непрестижно. Город эмигрантов. Пахнет травкой
и к вечеру многовато мусора. Полно негров, приторговывающих наркотой.
Но, тем ни менее, город имеет
свой шарм, лицо, не похожее на другие города. Париж также имеет свое лицо, но
почему то он мне не так приглянулся, как Амстердам. И, конечно же, каналы
вносят свой определенный калорит. Но больше двух дней присутствия, город
начинает "давить". Хочется в тихие и уютные городки, такие как
Энхьюзен, Валендам и пр.
Я не совсем понял, где вы стояли «на подступах к Амстердаму» Ну не в Харлеме, это точно! Как вы там очутились, я не понял. Скорее всего, стояли в гавани г. Эймуден. Здоровенная такая бестолковая неуютная марина. С моря зашли в аванпорт и сразу перед шлюзом нырнули направо. Правильно?
Так точно. Называлась марина Адмирал, если я правильно помню. А в Харлеме мы оказались, поехав на автобусе, как нам казалось в центр, т.е. Амстердам.
Упустил из повествования эпизод общения с береговой охраной, которая, в частности, выполняет функции пограничного и таможенного контроля. На подходе к Амстердаму на встречных курсах разошлись с голландским судном береговой охраны, с которого нас запросили данные о принадлежности судна, количество людей на борту и маршрут следования. Получили ответы и долго выясняли наш позывной, не удовлетворяясь ответом, что он просто «яхта Юлия».
Ну, разошлись и разошлись. Через минут сорок, как мы поняли это то время, которое им понадобилось для подготовки досмотровой команды, корабль береговой охраны вернулся и лёг в дрейф на расстоянии 7-8 кабельтовых. Они спустили с борта досмотровый РИБ, и он направился в нашу сторону. Мы легли в дрейф и отстегнули кормовые леера, чтобы службе было удобнее подниматься на борт, но это оказалось излишним. Нас попросили дать ход, после выполнения команды они подошли к нам с подветренного борта. Юлия приняла двух служащих береговой охраны.
Старший занялся проверкой документов, второй досмотром. У нас проверили паспорта с визами и документы на яхту и право управления. Всю лодку досмотрели тщательнейшим образом, поднимали пайолы, открывали все рундуки, простукивали ёмкости, ознакомились с содержанием всех сумок. Поинтересовались, в утвердительной форме, идём ли мы на праздник регаты Толл Шип? Все действия досмотровой команды были вежливы, предупредительны и профессиональны, что не могло не вызывать уважения. Сделав свое дело и пожелав нам счастливого пути и хорошего праздника, голландцы убыли на свой корабль. Небольшая задержка в движении с лихвой компенсировалась встречей с «интересными людьми».
Velli – vell: Я имел дело кост гардом с ними прошедшим летом. Почему-то позывной для них является важным пунктом. Он не может быть «яхта Юля», позывной прописан в радиолицензии. Вот если лицензии нет, это проблема. У меня была на старого хозяина оформленная. И я не понял, о чем говорит полицай, потому как слово «позывной» на английском у них звучит как-то странно и незнакомо. Но костгардовец сам нашел в моей папке документ и показал мне номер позывного. И еще сказал, что он у меня прописан на радио. Досмотр делали и у меня. Они и у местных делают, кто заходит из офшора. Но это скорее «для галочки», мол такая работа. Читаю с удовольствием, так как маршрут мне интересен. Просьба указывать места стоянок, проблемы захода в марины, цены стоянки и интересные места «для посмотреть».
Не совсем понял, почему долго заходили в Эймуденовскую марину? Там с моря заход в авантпорт, который прикрывает ветер. Даже если ветер северный, дизель должен выгребать в любом случае. А марина там никому не нравится. Дорогая (2,5 евро за метр) и бестолковая, неуютная.
Для тех, кому нужно идти в Амстердам, рекомендую пройти шлюз (бесплатно, он находится сразу за аванпортом), войти в канал и стать у стенки за шлюзом с правой стороны. Бесплатно. Становиться нужно ближе к шлюзу, там суда тормозят и нет волны. Кому нужна марина, идти вниз по направлению к Амстердаму (до него миль восемь) и смотреть марины. Если есть время дойти до центра, стать в марине Сиксхафен. Напротив вокзала, с левой стороны по ходу. Там большими буквами будет надпись. Марина тесная, но уютная. В центре города, и 1.5 евро за метр. Переправа на пароме бесплатно, паром рядом, пять минут пешком.
При подготовке к походу много читал об опасности столкновения из-за напряжённого судоходства в Английском канале. Основную часть пути мы шли вне судовых ходов, пересекая их лишь в местах выхода из портов и перемены направления движения. При хорошей видимости расхождение не представляет сложности ни ночью, ни днём. Однако в тумане, при нулевой видимости, находиться на судовом ходе мягко говоря некомфортно. Такая ситуация складывалась у Юлии в 2008 году на Балтике у Таллина при пересечении судового хода на Хельсинки. Мы ничего не видели, только слышали, как где-то рядом проносились большие суда. Хотелось гудеть, свистеть и.т.д. А сильнее всего хотелось радар. Но на нашем пути во Францию туманов не было и погода была вполне парусной.
В субботу море казалось более «заселённым» из-за рыболовных любительских судов. Они выходили на банки, где и ловили рыбу; в основном, по данным визуальной разведки, скумбрию. Попробовали испытать рыбацкое счастье и мы, поставив спиннинг с воблером. Несмотря на критические замечания части экипажа, минут через пятнадцать на борт был поднят первый сарган. Ура, первая моя океаническая рыба! За второй поклёвкой сразу последовала вторая, но рыба сошла, оборвав ценный воблер. Не усмотрев горячего желания экипажа заняться приготовлением рыбы, приготовил её сам. Рыба по-капитански удалась и всем понравилась. Любопытные кости у саргана, зелёного цвета.
В первую французскую марину Boulogne-Sur-Mer, в дальнейшем Булонь, мы зашли к вечеру 22-го августа. Несмотря на недетское время, наиболее молодая и активная часть экипажа ушла в город на разведку. Остальные ограничились знакомством с мариной и организацией ужина. Рядом стояло дайверское судно и малолетние члены его экипажа ходили по причалу с подводным ружьём и стреляли здоровенную кефаль или лобанов, добыв таким способом около десятка рыб. Увиденное запало в память. Вернулись Виталик и Саша, ходившие в разведку. Саша рассказал, как к нему приставал негр, извиняюсь, афроамериканец, или нет, афроевропеец. Совсем запутали с политкорректностью… Так вот, он активно и живописно требовал денег на празднование исламского праздника рамадан — ??? Ничего не получив, удалился. На знакомство с Булонью у нас был целый день. Город понравился. Из наиболее запомнившегося — огород на центральной площади старого города и французская выпечка, круасаны и.т.д. Багет не черствеет в течении 3-х дней.
Повсеместно встречающиеся памятные знаки в честь Наполеона. Высокий уровень приливов и отливов.
Закупили продукты, заправились топливом. Заправка проходила экстремально. Подойти к топливному причалу можно только в среднюю и высокую воду. Ветер был очень свежим и, несмотря на страховку с причалов, Юлия получила небольшую царапину гелькоута в районе кормы по правому борту.
Погода беспокоила, и с благодарностью принял приглашение с немецкой 50-ти футовой яхты подняться на борт для ознакомления с прогнозом. На этой комфортабельной яхте путешествовала немецкая чета. Содержание и оборудование лодки вызвало уважение и понимание, к чему надо стремиться. Прогноз не обрадовал, но было принято решение на выход с отливом. Вышли ночью после двух часов. Штормило всё время перехода до Шербура.
Не могу не упомянуть. За навигацию 2010 года нас с пристрастием досматривали два раза. Первый раз, упомянутый выше перед Амстердамом голландцы; второй раз, с французской элегантностью, в Булони. Днём на причал к лодке пришли четыре французских таможенника в составе трёх мужчин и одной женщины. Попросили предъявить лодку к осмотру. Сопротивление оказано не было.
Старший из них стал проверять документы, двое осуществляли досмотр, а дама заняла выгодное для наблюдения положения и все время досмотра цепким взглядом сопровождала все передвижения экипажа. Чувствовался класс муштры. Досматривали тщательным образом и долго, на небольшую яхту полчаса я считаю много. В конце досмотра к процессу присоединился и старший офицер, его очень заинтересовали карты ГУНиО 90-х годов со старыми прокладками. Объяснили, что это резервный вариант на случай выхода из строя электронной картографии, а прокладки старых пользователей были сделаны много лет назад, вроде осознал. Человек весьма приятный, с очень добрыми глазами, как у Ленина в бане из анекдота… Его интересовало — куда идём, кем работаю я и члены команды, когда пойдём обратно, что это за орехи на штурманском столе, и.т.д., и.т.п.. Как и при первом досмотре, всё было очень вежливо и предупредительно. Досмотр внёс разнообразие и нам понравился. Далее досмотровая команда проследовала на английскую яхту, где пробыла не меньше времени, чем на нашем борту.
Naina: На траверзе Булони нас тоже потрошили... даже в косметичку залезли, но очень аккуратно. Команду выгнали в кокпит. Потом пригласили кока, но пошла я, дабы не на пальцах объясняться. Попросили показать шкафы на камбузе и трюм. В трюме гора ржавых банок без этикеток. Костгард отпрянул, но видать должностная инструкция сильнее. Спросил «что там?» Отвечаю: мясо, рыба, молоко... в смысле тушенка - сгущенка. Открываю банку с селедкой, даю ему вилку... На этом досмотр закончился.
Да, помню свои обязательства более детально освещать технические моменты путешествия и в частности финансовую сторону.
Вопрос с финансированием бал решён следующим образом. В период планирования были примерно рассчитаны затраты по каждому переходу и поделены на число участников, это и был размер солидарного взноса. Сюда входило питание, топливо, оплата стоянок, оплата прохождения шлюзов. В перечень продуктов питания входил и слабый алкоголь (пиво, вино). Крепкий алкоголь приобретался по желанию и потребностям членов команды самостоятельно, надо отметить что недостатка в нём не было. На этапе Гданьск — Брест (Шербур) солидарный взнос составил около 400 евро. Текущие затраты не переход немногим превысили собранную сумму в основном из-за расходов на топливо и нерационального приобретения продуктов. Мы себе ни в чём не отказывали, да и питание приобреталось качественное, недешёвое. Учёт расходов вёл, но по пришествии в пункт назначения всё в корзину. Пришёл к решению на следующие походы определять члена команды, ведущего судовую кассу по приходу и расходу.
Вообще в следующих походах буду тщательней фиксировать всё в вахтенном журнале, чтобы богаче была именно информативая составляющая.
Двадцать третьего ночью, воспользовавшись отливом, вышли в Шербур, который должен был стать предпоследним пунктом захода. Погода была нерадостная, штормило не по-детски всё время перехода. Весёлая штормовая ночь выдалась с 23-го на 24-е. В Шербур зашли во вторник днём. Экипаж был сильно измотан, не у всех даже хватило сил сразу сходить в душ. В основном вокруг нас стояли английские и французские яхты. Англичане приходят в Шербур за продуктами, мы неоднократно наблюдали, как на лодки идёт загрузка коробок с вином и сыром, а также другой снедью.
Рядом с нами стояла яхта с корпусом из бетона. Её хозяин Малком, в дальнейшем Велкам, отставной военный моряк, ходит в одиночку уже много лет, он с радостью делился с нами опытом. Велкама мы пригласили на ужин, в который плавно превратился поздний обед. Сначала англичанин вёл себя стеснительно и через каждые полчаса ходил на свою лодку откачивать воду, однако, через некоторое время, тёплая дружеская обстановка на борту Юлии позволила ему раскрепоститься и проявить себя. Вечер прошёл великолепно под свист ветра в вантах. У части экипажа хватило сил на ночную прогулку по Шербуру, хотелось больше посмотреть, ведь тратить время на стоянку не планировалось. С утра непогода разгулялась с новой силой, на берегу переворачивало мусорные баки и срывало рекламные щиты. Экипаж, уставший от штормового перехода и ударного ужина, накануне идти в море не хотел, прямо об этом не заявляя, но по косвенным признакам это было видно. Пришёл «змей-искуситель» Велкам, принёс карту погоды, по которой и с его слов было понятно, что только самоубийца пойдёт в море. С Бискайского залива шёл сильный шторм. А у нас впереди ещё 184 мили до Бреста. Сходил к капитану марины, уточнил погоду, запросил по телефону Чижова Диму на предмет её же.
Были просмотрены варианты маршрута под прикрытием островов с возможными местами укрытия… Учитывая все факторы, понимая, что существенно усложняю переход третьего этапа, все же принял решение оставлять лодку в Шербуре. Принятое решение всегда верно, потому что оно принято. Как шаг, делающий изменение невозможным, пошёл и оплатил месячную стоянку за 372 евро (12 в сутки).
Однако анализировать свои решения никто нам не запрещал, дабы в будущем они были ещё вернее. Результаты анализа показали, что принятие решения лучше было отложить до «точки невозврата», а пока время было на отдых экипажа и изменение погоды, можно было подождать её у моря. Таким образом, у нас образовалась масса свободного времени которое мы решили посвятить знакомству с Шербуром и Парижем, ведь лететь нам надо было из столицы Франции.
Ну, надо заканчивать со вторым этапом. В Шербуре мы были два с половиной дня и три ночи. Замечательный курортный город с богатой историей. Вход со стороны моря начинается с большого аванпорта ограждённого молом с двумя проходами. Каждый проход защищен двумя серьёзными фортами, сразу понятно — не беззубый городишко. Это верно и по сей день: в городе находится центр атомного кораблестроения Франции, колыбель подводного атомного флота. Территория огромного завода примыкает непосредственно к марине. Интересно, что в гугле спутниковое изображение территории завода размыто, тогда как в марине чётко видна каждая яхта. В этом смысле любопытство, уже не профессиональное, удовлетворено не было.
Зато есть в Шербуре другое чудо, где мы смогли «оттянуться»: океанографический морской музей. Очень много интересного, мы провели там полдня и времени не хватило, тем более не хватит времени на описание в рамках нашего повествования. Для меня основным экспонатом стала одна из первых французских атомных подводных лодок «Редутабль», в переводе «Грозный». Будете в Шербуре, рекомендую посетить, если на экскурсию на завод не пустят. Шучу… А в остальном всё как положено в курортном городе. Проминад, казино, кафешки, много арабского фастфуда. Понравились устрицы: очень недорого и много, с вином сытно и вкусно. Магазинчики — чудо, с набором свежайших качественных продуктов. И опять же Наполеон.
Большая и удобная центральная марина с полным набором сервисов. Контроль за яхтами на стоянке осуществляется двумя дамами, рассекающими акваторию на РИБе. У них два обхода, утренний и вечерний. На берегу в кафе свободный допуск в Интернет, однако чашечку кофе для приличия мы брали. Французские прогнозы погоды, вывешиваемые в офисе и предлагаемые в распечатанном виде вместе с графиком приливов и отливов, мне показались не совсем чёткими и имели некоторые расхождения с погодными сайтами. Прямо в марине несколько яхтенных магазинов, цены умеренные. Предвосхищая прелести пересечения Биская, в сентябре для повышения автономности закупил три канистры для дизельного топлива.
Понаблюдав, как английские тинейджеры ловят с причала кефаль и вспомнив французских парубков в Булони пошёл и приобрёл подводное ружьё. При первом взводе оружия оборвалась резинка, вернулся и мне без вопросов и чека заменили на другое. Полчаса охоты и экипаж обеспечен свежей рыбой. А вот законно это или нет — не знаю, надо этот вопрос для себя просветить.
Время в Шербуре как будто приостановилось. Всё рвались и стремились вперёд, а тут затык. Ветер спал… Циклон не дошёл… Но времени мало, да и за стоянку заплачено. Третий этап завершён не в планируемой точке. Но впереди день в Париже. Поезд отходит утром и через три с половиной часа мы должны быть в столице Франции. Хотелось в Парижжжж… :)
Кстати, забыл сообщить, что за время второго этапа с 13 по 25 августа, от Гданьска до Шербура, Юлия по генеральному курсу прошла 944 морских мили. На прохождение до Бреста оставалось четверо суток, но остановил прогноз на жестокий шторм, который потом отчасти сбылся, были перевёрнутые мусорные баки и сорванные рекламные щиты.