Матюгин Андрей 1956 г. р. Опыт хождения под парусом - с 1985 г;
Андреева Анна Алексеевна 1991 г. р. опыт - второй поход.
«Нестор Махно» - в девичестве бывший Альбатросом.
Вооружение: грот – 7 м; стаксель – 3,5м; штормовой грот – 3м; спинакер – 6,8м.
Задачи похода: Хорошо и много походить под парусами; (в прошлом году поход на Ладогу пришлось свернуть досрочно после попадания в Ладожский ураган 29.07.2010 в результате поломки гика, а затем и ремонтного гика. обучение матроса; Показать матросу Онегу; посетить Кижи, по возможности – Бесов Нос, найти и привезти онежских аметистов; испытать большой воздушный змей (3.5м ) сшитый матросом с намерением использовать его в качестве тягового от верхового ветра.
11:00 Прибыли на станцию Медгора. Оказалось у них тут давно коммунизм, причём довольно развитой - багажное отделение работает всего с 13 до16! Фантастика – мечта всего советского народа! Стали ждать. Закупили продукты.
12:40 Получили кат. Всего за 400 р. доехали на частнике до воды. Причём он помог нам в погрузке-разгрузке и потом ещё привёз 2,5 литровку бензина для нашей горелки. заправки в городе всего две и они – на разных концах города.
14:00 Началась сборка на берегу
22:40 Отошли от пляжа
23:55 Бакштаг. Сзади отличный вид на закат, портовые краны и Медвежью гору (впоследствии оказавшуюся - горой Лысухой!) Идем уже час. Максимальная скорость 12,5 по прибору. Держим курс на о.Сосновец. Вдувает. Это чувствуется всем тем забытым чувством с ночного шторма 29.07 2010. На Ладоге. Обгоняем волну. Белая ночь. Светло как в 8 вечера.
Пройдено: Медгора – о. Сосновец – 26 км. (расстояния приводятся по прямой, без учёта лавировки, поисков и др. маневрирования)
3:20 Добрались до о.Сосновец. Уже, кажется, рассвет. Довольно непривычно видеть рассвет, там где вроде и не кончился закат…И мырешили разжечь костер, вскипятить водички. Остров радушно принял нас закончившимся ветром и окружившими нас кустами черники. Здесь замечательная песчаная коса и рассвет на горизонте. Сегодняшний день мы планируем пробыть здесь, довести всё до ума на катамаране, выспаться и отдохнуть. Рассчитываем на отличную погоду.
12:00 Проснулась, прогулялась, выпила кофейку, пошел дождь.
14:00 Дождь кончился, сварили рис. Съели рис, пошел дождь. Посидели в палатке, почитали книгу «на байдарке».
18:30Вышло солнце. Пошли купаться, за одно и помылись.
19:00 Уничтожаем скоропортящиеся продукты. СВОБОДА! Наслаждаемся свободой. Наконец-то это свершилось – вырвались из суеты будней, из душной Москвы… даже не верится.
С утра занимались катамараном. Поставили новое, увеличенное перо руля.
17:10 Отвалили с острова. Держим курс на Юго-Восток.
(Картошка на обед была отменная! Жареная, с лучком… песня!)
23:40 Прибыли на м.Ажепнаволок (N62’39 E034’53)
Хорошее место, песчаный пляж. Отметили ровно половину проходящего лета и отправились спать.
Пройдено – 17.5км, Всего – 43,5 км
13:20 Сидим в палатке, проходим яхтенную теорию. Половину не поняла, но жутко интересно! На улице моросит дождик.
18.37 Поспали. Распогодилось, но поднялся ветер. Целый день мы провели на мысу, и уже очень хочется отправиться дальше.
Время неумолимо течет, как и вся вода, что нас окружает. Прочли уже до конца книгу «на байдарке», а это только 4 день! Как писалось в этой книге, количество человек в походе должно начинаться с числа 3 и больше. Но как было единогласно высказано на нашем борту, что никто не нуждается в общении еще с кем-либо посторонним. Душа отдыхает.
Пройдено – 0
5:00 Погода, казалось, была создана для отхода, но мы проспали до 10:00, а в это время как раз таки вдуло так, что поначалу я подумала, что отход снова откладывается. Но нет!
12:20 Ловким движением ноги запрыгнули в нашу посудину и понеслись рассекая волны и плотный ветер.
15:40 На воде началась гроза. Зашли в высокий камыш за о. Речной , накрылись пленкой, решили подремать. Научилась спать наперед, даже когда не хочется –оказывается очень полезное умение.
16:45 Гроза ушла. Держим курс на о.Хед. Ветер попутный.
Перед грозой успела испугаться и помыть голову, спрыгнув с катамарана. Дно было ужасным на ощупь!
20:15 Наконец, прибыли на Хед. Сначала подумали, что никого нет вообще, что было странным, по словам капитана. Позже оказалось, что там были несколько человек – тётки, бабушки, внуки…, которые ожидают своих 20 друзей на следующий день. Нашли место, поставили палатку, сварили по царской порции макарон и отправились на маяк! Сбылась мечта идиота. Я побывала на маяке. Вечером, как обычно было всю неделю, поднялся ветер. (Точнее усилился). Волны бушевали и мы, не надеясь на хорошую погоду, почитав Веллера, легли спать. Я, на удивление, заснула хорошо и быстро. Что говорить? Макароны и мягкий матрас творят чудеса...
Пройдено – 43,5 км . Всего – 87км.
Проснувшись в 11:00 обнаружили, что ветрища, который обычно встречает нас с утра, будто бы и не было вообще. Светит солнышко, небо практически ясное. Прибоя нет и стоит тишина, от которой звенит в ушах.
12:50 Отошли от берега. Ветерок слабый, солнце жарит. Загораем на ходу, которого почти нет.
16:50 Дошли до деревни Кузаранда. Пополнили запасы провизии. Лакомимся таким давно забытым вкусом шоколада.
17.10 Выползли из кустов камыша и прочей фигни, встали на ветер. Держим курс на легендарные Кижи.
20:40 Попали в штиль. Методом зажигания бензиновой горелки на борту вызвали ветер, только он почти не вызвался… ну – хоть кофейку горячего попили, а то в термосах «береговой» кипяток – давно остыл!
23:15 Мы всё еще болтаемся в штиле и молим ветер подуть теперь таким способом: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч! Дунька в парус нам скорей, чтобы стало веселей!» - результат аналогичный. Так и идём от одной ряби к другой… интересно: вода за бортом и дальше к горизонту почему-то кажется… твёрдой как каток или застывший свинец… сейчас бы встала и – пошла…
00:55 Идем потихоньку. Капитан спит – служба идет. Спать? Никак нет! Тишь, гладь, а на горизонте сливаются вода и небо. Виднеются вдали огоньки проходящего мимо судна. Делать нечего, нужно рулить. Слушаю музыку и слежу за пауком, который ведет себя как дурак, ползая вверх-вниз по ванте (Хотя, возможно, это отвлекающий маневр). Держу курс. Вода на юге сливается с горизонтом - довольно необычное, какое-то космическое зрелище…. Смотрю в телефон, как в зеркало заднего вида. Нахожусь в хорошем расположении духа и желудка. Еще бы! После батона свежего хлеба!...Всё еще идем на Кижи. Через 3 часа рассвет. А пока короткая, северная, белая ночь.
4:30 Произошёл странный природный феномен. К продолжавшемуся долгие часы штилю неожиданно пришла большая волна. Начала бессовестно качать нас, а ветер всё не включали. Вот как это потом описал капитан:
Столкнулся этим летом на Онеге с новым для себя необычным явлением. Может кто из гидрологов, океанологов, коих здесь есть, подскажет механику энтого дела, как такое возможно. В ночь ос 18 на 19 июля шли мы с Хеда с тем чтоб к утру дойти до Ямки. Но немного просчитались с с ветром - уж больно рано и на долго его выключили. В конце концов от ряби к ряби где-то в 5 утра на траверзе где-то между Тамбицами и Типиницами, км в 3-5 от западного берега стали выходить из залива в собственно Онегу. Стояло всё что было: и грот и стаксель и убогий мой спинакер но толку мало - еле тащились бакштагом км 2-3 не больше от ряби к ряби....И тут с юга, с тёмной стороны, сначала послышался неясный шум. Потом всё громче и отчётливей. Смотрю туда в бинокль - тёмная полоска по горизонту, вроде приближается... А кругом тишь, небо ясное... Мой матрос спрашивает - там что,вода куда- то сливается? Но я ж с ума пока не сошёл - куда она может сливаться?! Шум нарастает, переходит в грохот, тёмная вода на глазах приближается. Быстро убираем спинакер, закручиваем стаксель. Уже невооружённым глазом видны волны, большие, с частыми белыми барашками... напряглись... а мы стоим на зеркале и вёслами на всякий случай разворачиваем Нестора навстречу волне. Тревогу сменяет удовлетворение - ну наконец-то "поедем"!
Наконец волна достигает нас. Метр-метр двадцать, отдельные до полутора, (но не длинная), барашки, шум.... качает - всё нормально, но хода нет! Повёл носом туда - сюда, поставили стаксель - стоим! И тут только допёр: ветра-то нет!
Закурил - Штиль! Дым над головой вправо-влево от качки болтается... -Зыбь! Аж зло берёт.. Как динаму прокрутила!
Ну и пошли по этой зыби на вёслах как идиоты, под скрипящим перекидывающимся туда-сюда гиком по прямой к ближайшему берегу, зашли за какой то мысочек, заякорились и дрыхли часов до восьми... Но какова зыбь - никогда такой не видел за 24 года, правда по морям никогда не ходил - всё Онега, Ладога да нижняя Волга.
Чувствуя себя беспомощно, приняли решение зайти за большой деревянный причал, поспать и переждать это безобразие. Заснули в 5 утра, проснулись в 8. С берега пацанчик с мамой живенько изучали нас, будто были в зоопарке. Но всё же потом, заметив, что мы проснулись и зашевелились маман пригласила на завтрак – значит не такие уж мы дикие и страшные. Что-то там со сгущенкой. Слово, которое мы благополучно забыли, видимо, испугало каждого из нас в глубине души, и мы вежливо отказались, сказав, что нужно продолжать путь.
8:40 Мы уже бороздили залитое ярким утренним солнцем море. Идем на Кижи.
12:00 Подошли к берегу отдохнуть. Проспали 1,5 часа.
13:40 Вышли в путь.
13:55 Был замечен первый в нашем путешествии одинокий парус, движущийся встречно-параллельным курсом, но очень далеко и на сближение мы не пошли.
19:30 Нашли маленькую стояночку недалеко от Волкострова. Думали найти аметисты, но видимо не судьба… …в этот раз .Вдруг где-то глубоко в сумке заверещал телефон…. а мы уже и забыли как это бывает. К хорошему быстро привыкаешь. Заработало ФМ-радио Петрозаводска – достаёт вышка на Кижах. Типичная картинка: « … Прослушайте прогноз погоды. Спонсор прогноза… далее длинное и подробное обозначение спонсора… - на градуснике у нас за окном 28 градусов.» всё! Прикольно.
На этом кусочке суши, где мы решили остановиться, было столько сначала слепней, а потом комаров, что мы выли от злости. А кушать хочется же. Нажарили столько картошки, что в пору было звать гостей. Поели, помылись. Постелили матрасы в катамаране. Все очень устали от почти двухдневного перехода и все легли пораньше. Все, кроме местных комаров. Они, казалось, работали всю ночь. И даже ни тюль, ни спрей не был им помехой… (тем более, что палатку не на берегу, не на борту поставить мы не удосужились!
Погоды стояли великолепные, а когда мы заканчивали расправляться с ужином – у комаров видимо был пересменок. И мы решили, что мы их окончательно победили, наивные…
Пройдено 66,2км . Всего - 153,2 км.
9:30 Я с удовольствием поспала бы еще, но душное палящее солнце светило именно на меня, а лосины, тельняшка и спальник отлично греют и сохраняют тепло…Пришлось встать. Немного болит голова от духоты. Да к тому же хрен разденешься. Комары всё еще жаждут моей крови.
12:40 Отбиваясь и отмахиваясь, быстренько отвалили с этого «гостеприимного» местечка. Даже в экстремальной ситуации никому не пожелаю туда забрести!
Погода ясная, ветерок в морду, естественно.
Идём таки на Кижи. …в который уж раз. На западном берегу Волкострова, напротив Кижей встречаем наконец коллег по счастью – в маленьком загубочке стоит весь расцвеченый российскими флагами ветер! Подошли, легли в дрейф на траверзе ветра. Поздоровались , перекинулись парой фраз и вперёд! Оказалось – ребята из Смоленска, уже заканчивают поход. Отсюда , от Кижей – в Петрозаводск и на поезд… Нам, слава богу , ещё не скоро…
14:30 Нарезая безумные галсы доползли до о.Кижи. Зашли в продуктовый магазин «Shop» в местной деревеньке Ямка. Ну прямо таки столичный супермаркет! Выпили холодненького пивка с мороженным и я отправилась в музей.
Всё обошла, посмотрела, изображая иностранку. Понравилась большая «летняя» церковь. Устала, зажарилась и вернулась к борту. В это время Капитан, заболтавшись с дедком-художником прозевал ворон, которые запрыгнули в кат и расклевали пакет с только что купленной едой! К счастью, пострадал лишь пакет c вегетарианским борщом.
Пройдено 6 км. Всего – 159,2 км.
17:40 Отвалили с Кижей. Ветер в морду. Хотели заехать на один остров недалеко взять котеночка. Эх… мама домой не пустит! А было бы круто иметь дома Онежского кота!
Гречневая каша, заваренная в термосе на крайний случай – это такая приятная неожиданность! Очень порадовала весь экипаж своим вкусом с различным наполнением. Кому тушенка, а кому помидоры. Прозвонились наконец друзьям - экспедиция из трёх альбатросов и ветра, которая по времени должна была вот-вот стартовать из Кондопоги – отменилась – что-то у них там не срослось и они пошли из Твери в Дубну… Алекс с котом – едет , а до Жеки, как ни старались - так и не дозвонились , не до СМСились…
22:50 Заехали на островочек, зарядили кипяточек и решили пойти в ночь. Но ни тут то было! Выключили ветер. Часа три мы тащились по зеркально-гладкой водичке по, ставшему позднее нам ненавистным, горлу. Видели любителя посветить фонариком и слышали любителя повыть. При полной тишине на многие километры мы начали орать песни. И вот наконец в 4 утра мы вышли в открытое море. Впереди каких-то 18 км и – мыс Чажнаволок. Восход и ширь и даль! Я на руле. Хочется спать, но надо рулить. Капитан начал читать книжку, но от этого захотелось спать ещё больше. Глаза неумолимо закрывались, подло заставляя отклоняться от курса. Потом я заснула окончательно и походу дела вдуло ого-го как! Но руль уже был не у меня…
7:20 Продрав глаза после глубокого сна, поняла, что мы уже подходим к месту назначения - бухта Улитка. Прибыли, надули матрасы и завалились спать пря мо в тенёчке под деревьями. Утро было ясным. У нас днёвка!
И ни одного комара! Пройдено – 38,4 км. Всего – 197.6 км.
16:00 Сварили отличную картошку, отдыхаем. Жара! Купаемся!
11:00 Проснулась от того, что к нам пришли нежданные гости. Посреди показавшейся тесной Улитки покачивалось, что то огромное, что капитан потом обозвал «торпедным катером»! с двумя крутыми японскими моторами, открывающейся как у кабриолета крышей… и всё забитое упаковками с водой, пивом, канистрами с бензином… Питерские новые русские приехали половить рыбку - три молодых мужичка с пацанёнком и кучей удочек, кресел, палаток, тентов… и другой снаряги… Они активно разгружались, обращая на нас внимания не более, чем на муравьёв. Когда я высунулась из палатки мне вежливо но довольно безапелляционно было заявлено, что нам пора собираться, потому как это их место ибо они здесь уже аж ЧЕТЫРЕ года, как останавливаются на рыбалку…
Вернулась в палатку, растолкала капитана, он выслушав мой рассказ, поворчал- покряхтел, всё время что-то считая на пальцах и ответил сквозь палатку: – А мы здесь останавливаемся уже двадцать четыре! И повернулся на другой бок… К моему удивлению – на этом всё и кончилось. Торпедоносцы оказались неплохими вполне компанейскими ребятами. Но мы поняли, что идилия нарушена и решили всё же отвалить. Нестор Иванович стоял уже гружёный но пошел дождь и загремела гроза. Пришлось отсиживаться с ними за столом под тентом. Отделались арбузом, бананом и бурбоном.
14:50 Небо очистилось, засияло солнце. Мы двинули на Шардоны. Надеемся найти грибов и устроить пир! А завтра - переход через море!!!
Никогда не загадывайте на завтра… За 1-2 км не доходя до Шардон началась Жопа. Сзади нас догоняла огромная фиолетовая, словно медуза грозовая туча. Ветер резко усиливается с порывами до 12 м\с. Волна достигала 1,5 м. Стаксель давно был убран, а ветер, по закону бутерброда дул в морду. Шли самым острым курсом к о-вам. Мачта гнётся и скрипит. С большими трудами дошли до островов. Пришвартоваться не было возможности – бросили якорь сразу в ветровой тени. Обстановка всё же не давала расслабиться. Болтались, как говно на веревке, закусывая бутербродами.
Приняли решение завести по берегу на буксире кат за небольшой выступ, глубже между островами. Для этого отчаянный и бесстрашный капитан ловко выпрыгивает на скалистый берег. Я кидаю ему веревку и быстро поднимаю тяжеленный якорь, полный глины. Вот оно казалось бы получилось, но вдруг ветер меняется на 180 градусов и вдувает с такой же силой в ж… в корму . Оба понимаем, что пережидать нет смысла и надо уходить. . Кэп спрыгивает со скалы по дереву, запрыгивает обратно на борт, быстро отпихиваемся от камней и буквально через несколько секунд мы уже влетаем под голым рангоутом в тихое местечко между островами. Тут нас и настигает гроза. Ливень, гром, молнии…. но мы – уже растянулись в кокпите под плёнкой и потягиваем крепкий кофе с лимоном и кэп с его вечной мятной сигареткой.. Все-таки кокпит- великая весчь!
Вылезли на берег осмотреть остров. Пройдя несколько метров, я понимаю, что под ногами всё движется. Приглядевшись, я увидела, что на земле нет и сантиметра, где ни полз бы муравей. Огромные, красные и кажется жутко озлобленные на нежданных гостей, насекомые! Чтобы не дать им полакомиться моими ногами мне приходилось прыгать и танцевать на одном месте как индеец при ритуальных танцах. Сразу же завопив, я твердо заявила, что ночевать мы здесь не будем и вернулась в катамаран. Где, кстати, муравьёв уже хватало.(Они, как ни странно - потом пригодились… Капитан ещё несколько дней отлавливал их по всему кокпиту и пил с ними кофе вместо уже кончившемуся к тому времени лимона… Как он поясняет – тут главное укусить его раньше, чем он – тебя!) Лежим под пленочкой, пережидаем дождь. Двигаться куда-то дальше никак нельзя – гроза ходит кругами. Но вот уже заурчали животы – пора бы заморить червячка... Капитан вышел на берег с горелкой, скипятить воды и тут ливануло, стеной.
Да, не все мечты сбываются. Уже через пару часов мы ставили палатку на этом ужасном острове.
Пройдено – 10.1 км. Всего – 207 км.
Единственная радостная новость была такая, что муравьи рано ложаться спать и уже часов в 9 под ногами было привычно пусто и лишь иногда пробегали мимо сбившиеся с пути муравьишки-путешественники. А ночью началась гроза с огромным количеством молний и оглушающими зарядами грома. Хотелось поскорее заснуть или проснуться, надеясь, что весь этот скверный остров окажется страшным сном.
(Капитан: Всю ночь Матрос жаловался на муравьёв и боялся молний, которые сверкали так, что в палатке было светло как днем. Кстати – матрос так и не был ни разу укушен ни одним муравьём. Ни каких признаков грибов обнаружить не удалось)
Так что с утра пришлось искать другое место для стоянки. Шардоны, твою мать!!
11:30 С первыми лучами зари мы быстренько собрали вещи и отправились за остров Суйсари в магазин. Но наc настиг безжалостный… штиль, длившийся около 5 часов. Компанию ему составляла невыносимая духота. Всё это время со скоростью черепахи мы ползли до точки назначения, мечтая о холодном пиве и ледяном мороженом. Каждый развлекался как мог: спали, ели, обливали головы из кружек, даже в дополнение к основным парусам развесили большой цветной спинакер… И вот, наконец, под спинакером дошли до деревни, но оказалось, что магазин уже закрыт и наши мечты тут же растеклись на палящем солнце. Почти никто не пал духом и наша команда отважно отправилась дальше по наконец появившемуся ветру.
(Планы много раз менялись, в зависимости от ветра, но сейчас, кажется, мы идём вновь на улитку.)
Прибыли на место назначения. Подкрепились и неудачно попытались подзарядить фотоаппарат у наших новых знакомых – торпедистов из Питера. Решили спать на воде. Вышли в центр западной бухты, заякорились. Ни муравьёв тебе, ни комаров! Засыпали, тихо покачиваясь и медленно разворачиваясь вокруг якоря под бесконечным звездным небом…
Пройдено – 26,3 км. Всего – 334 км.
Р. С.: При входе в западную бухту наблюдали забавную картинку. На одном из мысочков стояли местные рыбаки. Они видимо уже поставили свои сети и теперь отдыхали от трудов праведных у костерка. Когда мы проходили мимо они призывно махали руками и показывали наполненные стаканы… а ещё дальше – метров через триста мы увидели ещё одного из них, который с большим трудом по камням, между деревьями, постоянно падая и снова поднимаясь согнувшись почти пополам вытянув назад руки нес не спине… дверь, неведома откуда взявшуюся на диком бреге ( видимо – для устройства стола). Это - я вам скажу было зрелище – медведь в цирке лучше бы не сыграл!
8:45 Впервые проснувшись так рано, мы быстро попили кофе, собрались и двинули на мыс Широкий наволок. Но выйдя в открытое море, быстро поняли, что поднимавшиеся всё выше и выше волны и крепчавший, а главное – отходивший ветер – нас туда не пустят, или пустят но о-очень не скоро... Немного увалившись, быстро срулили к берегув районе о. Южный и еще долго-долго нарезали галсы вдоль берега, где волна была куда меньше. Снова миллион раз меняли план действий (в этом и заключается прелесть путешествий одним бортом!) и решили, ввиду погоды, войти в горло и направиться в ближайший магазин в Сенной губе.
Но, когда мы до него добрались, он оказался, естественно, закрыт.Тут позвонил Алекс, который с котом Котом, которых мы ни разу не видели, но знали об их существовании и планах из интернета. Пошли дальше попутным ветром. Быстро добежали до Кижей. Вновь любуясь чудесами, созданными руками человека, мы не заметили как огромная синяя туча дышала нам в спину. К счастью, нас она коснулась лишь своим краешком. Сидя под пленочкой в кустах, невольно впитали недолгосрочный дождик.
Почувствовав некую свою безопасность перед складывавшейся погодой, двинули дальше. Но обстановка складывалась неуютная. Ветер вновь крепчал, что вестило о перемене погоды на следующий день. Решив больше не испытывать судьбу в этот день, заякорились у небольшого островка прямо напротив подсвечивавшейся главной пристани острова-музея. Отправились в царство морфея.
Пройдено – 49 км. Всего – 283 км.
3:00 Кэп разбудил восклицанием, что необходимо двигать, пока разгулялась погода. Разлепив глаза, я и впрямь увидела ясное рассветное небо. Мой слабенький организм не смог вынести сего потрясения и вскоре снова отключился. Проснулась я в 6 утра. Неимоверно выносливый капитан всё это время непреклонно рулил в поисках островка с церквушкой, о которой нынче прожужжал мне все уши. (Часовня на о. Еглово)
Вылезли. Размяли кости, находившиеся больше 20 часов в сидяче-лежачем положении, сфотографировались и залезли обратно. Желая догнать наших знакомых, сменяя друг друга, двинули дальше на о.Сосновец (около м. Сухой Наволок).
14:00 Не доходя до Сосновца несколько километров, вдалеке, у западного берега в районе м.Феликсин наволок увидели два катамарана. Понадеясь, что это те, кого мы ищем свернули на них. Но подойдя поближе, поняли, что обознались. У меня ветром унесло шляпу, но хорошо походили в галфинд! Прибор зафиксировал скорость – 20,6 км в час! (под одним гротом) - капитан говорит, что для старичка Махно – это совсем не плохо.
14:30 Пришли на намеченный остров (Сосновец), но вместо знакомых нашли лишь следы от баллонов их катамаранов на песке, что заставило нас продолжить гонку курсом на о.Хед! Решили – раз они идут на север – то мимо парусно-надутой «Мекки» не пройдут! (Прямо какие-то дети капитана Гранта…) Погода радовала глаз. Ветер был прекрасный, а волны потрясающими. Впервые поймала волну, пока капитан дрых.
Втаскивая кат на пляж острова Хед, мы вновь не нашли Алекса и Ко. Поели, отдохнули и уже оставили надежду повстречаться с друзьями, раздумывали ставить или нет палатку на ночь, как тут с севера подошли два тримарана с типичными куликовскими пирамидами, переполненные людьми, с грудными детьми и собаками. От них мы и узнали, что видели похожие катамараны, и главное большого рыжего кота на о.Мег всего несколько часов назад! Какие наши годы!
23:45 Отвалили от Хеда мы уже через 10 минут. Ветер был попутный, но оч. слабый, поэтому какие-то 13 км мы шли, наблюдая красивый закат, целых 2,5 часа.
Подходя к Мегу уже ни черта не было видно. Ночи стали длиннее и темнее, что весьма обременяло ночные переходы. Поэтому, собственно, мы и налетели на мель. Песчаная, еле высовывшаяся из воды, коса, тянущаяся ещё долго под водой – у самой поверхности на восток, в сторону Челмужей ещё метров на 500… не обходите с востока Мегостров тёмными ночами… Далее, подходя к берегу, нас облаяли собаки – два добермана усердно охраняли Янтари, которые мы сначала в предрассветных сумерках приняли за катамараны. И вот наконец мы увидели нужные катамараны на берегу. Все конечно уже спали.
3:00 Стараясь не шуметь, затащились на берег и вырубились, вытянувшись в кокпите.
Пройдено от о. Кижи – 97 км. Всего – 380 км
12:00 Встали, познакомились со всеми. Оказались вполне нормальные ребята. Такая сурово-традиционная туристическо-мужская компания с сильным парусным уклоном. Ну, такие, как представляют походников все обыватели. Устроили днёвку. Под мотором ребята отправились в магазин за вкусностями. Мы зарядили им и свой список.
В ожидании праздника желудка, пошли искать ДОТ. В общем, первые полчаса мне нравилось гулять по лесу. А потом зашли черт знает куда и всё это затянулось часа на 2. Плотно позавтракали черникой, затмившей всё в том лесу. В итоге на другом конце острова нашли бетонные укрепления. Вдоволь запутавшись в вездесущей паутине, отбиваясь от надоедливых комаров и вроде бы без потерь, вернулись в лагерь. Все устали. Но как раз к этому времени приехала еда и питьё! Мой капитан, среди прочего, заказал, ходившим в Челмужи Диме и Саше десяток свежих яиц. Ребята, закупая продукты, не мудрствуя лукаво, покупали всё по списку и складывали в большую картонную коробку… Доехало до Мега аж целых три яйца! Тут пришлось сварганить большую яичницу с луком, чесноком, сыром, колбасой… Говорят – вкусно вышло. Ну и конечно отпраздновали это дело, встречу и знакомство!
Палатку вновь было лень ставить и порешили на том, что я буду спать в катамаране, а капитан постелив матрас ляжет на лесном мху. Засыпая под качку мягкого прибоя, я любовалась звездным небом.
10:00 Встали, поели, нашли жука-плавунца,
отвалили. Решили идти на м. Акжепнаволок, где мы уже были. Полный штиль. Мы вышли первыми, побив все рекорды по сроку готовности к отходу. Но не пройдя и четверти пути, нас догнали наши моторные друзья и взяли нас на буксир.
В общем, болтались 3 часа, как говно на веревке. Два катамарана буксировщиков были сцеплены между собой бортами. Члены команд с грациозной легкостью переходили с Пепелаца на безымянный ветер Алекса по знаменитым абордажным трапам имени его же попить пива, ибо на первом борту был сухой закон.
Пришли на мыс. Поставили палатки, стали обедать. Ближе к вечеру, гроза ходила вокруг до около нас. Поднялся сильный ветер. Такой, что наша палатка просто сложилась. Пришлось даже придавить её бревном. Думали вот-вот должно ливануть. Но нет, продуло и стихло. Мы продолжили пир на весь мир… с дико филосовскими беседами. Кот по хозяйски ходил вокруг и гордо предъявил пойманного мыша.
Пройдено – 30,3 км. Всего – 410 км.
12:20 Вышли первыми с места ночевки в обратную сторону на о. Хед. Мобильность - наш козырь! Мы сначала отваливаем, отгребаемся, ставим паруса и ложимся на курс. А потом уже – распихиваем и крепим груз, одеваемся не переход, подначиваем , всё время медленно травящую правую заднюю секцию баллона, пьём наливаем кофе, закуриваем мятную… Кроме того – стараемся ничего лишнего с борта на берег не выгружать, что бы потом не грузить обратно. Товарищи волочились где-то позади, не из-за тог, что суда шли медленнее а из-за главным образом долгого снятия лагеря, погрузки и отвала. Нам самим очень не нравится этот необходимый обряд и мы решили свести его к минимуму.
18:00 Подходя к Хеду, все борта, кроме нас заныли и решили остановиться на ночь. У нас же было шило в одном месте. Подкрепившись и распределив гречку и кипяток по термосам, мы двинули навстречу приключениям.
Курс был на м. Толстый Наволок. Смеркалось. Становилось всё темнее и холоднее. Ветер усиливался порой до некомфортных порывов. Подвернули к берегу. Шли-шли и заметили впереди огонёк на берегу бело-зеленого цвета. Помигали ему. Нам не ответили. Он всё горел и горел. Мы всё шли и шли на него. А потом, потеряв надежду, свернули с его курса и он тут же замигал. Мне стало не по себе! Версии были различные. Начиная от «там были люди, но на них напал медведь» и заканчивая версией об НЛО. Обстановка нагнеталась усталостью от длинного перехода.
02.32 Пробираясь среди торчащих камней, глядя во все глаза, зашли в траву между двух островков, кинули якорь, спутили парус и заснули.
Праздник! День гика!
Сегодня кончилась колбаса.
Коньяк и ром кончились еще позавчера.
Плюнув на отсутствие праздничных напитков, мы отправились вперед. Ветер свищет, волны (большие) плещут! Но не пройдя и пары километров ломается руль!! Мы сворачиваем с курса в, как нам кажется, тихую бухту. Естественно, она вся «по колено».
13:25 Чиним руль, заливаем кипяток и отваливаем.
14:01 Кажется нашли «пердищи»!
17:00 Пришли в Пертищи. (Отмечено не на всех картах. На каких-то бухта называется м. Каткасинаволок. Искать на восточном побережье).
Пройдено – м.Ажепнаволок - «Пертищи» - 103,6км. Всего – 513,9 км.
Вытащили кат. Волны с бешеной силой бьют о берег. Прогулялись по лагерю. Нас приняли за новичков Людмилу и Алексея (муж и жена), но когда узнали, что это не соответствует действительности, поникли физиономией и попытались поскорей свалить. ( в частности это была женщина с неадекватной улыбкой и безумными от радости встречи глазами).
Вообще, конечно, именно здесь и обитают все каты Онеги. Целый Успенский лагерь тоже здесь
И тут нам в голову пришла мысль, что а бортовую палатку- то мы и не ставили на катамаран ни разу! Поставили, в итоге. Очень даже хорошо и уютно. Отметили это дело ужином. Вспомнили в какую жопу попали ровно год назад. Легли спать. Здорово, но сильный прибой так и не дал уснуть, тогда как Кэп отрубился без задних ног!
15:06 Только отвалили от Пертищ. Идём курсом на посёлок Шальский. Не дошли, решили встать недалеко от него, чтобы с утра попасть в магазин. Нашли место с камнями как на Ладоге и песочком.
С утра шел дождик.
Но уже в 13:00 наш анархистский неудержимый дух не выдержал отсутствие хлеба и мы отправились покорять «город» Шальский ( он же Стеклянный, Оловянный, Деревянный…). Он оказался, наверное, самым многолюдным из тех, в которых мы были.
Пертищи –Шальский – 36 км. Всего – 549 км.
16:26 Все уже закуплено. Небо очищается. Надежда не умирает. Вода закипает. Кофе согревает.
Кэп пошёл заряжать фотоаппарат в магазин, а я, наблюдая за местными жителями и кипятя воду для зарядки термосов, сижу у нашего корабля и начинаю немного скучать по семье. Связи давно не было. Они наверное волнуются. Ну, я на это надеюсь.
Думаю вот что можно делать в таком провинциальном городишке? Разве что встречать и провожать ракеты (или кометы). Вообще, наверное, каждому свое.
Плюнув на все, мы отошли недалеко от Шальского.
Пройдено – 5,5км. Всего – 554,5 км .
Нашли тихое место, не сразу, но нашли. И тут же придались вкусовому изобилию, приобретенному в местом мегаполисе. Пропитанные насквозь свободой и смесью различных напитков, легли спать на матрасах прямо у костра, чем и поплатились. Капитанский матрас прожегся первым и быстро сдулся. Этот факт довольно сильно омрачил мой сон, приходилось дважды вставать и тушить костер, водой и песком.
Хотели встать в 5 утра и двинуть на м. Бесов Нос, но доверились биологическим часам и продрыхли до 10:30.
Заканчивается второй десяток дней нашего путешествия и начинается третья декада.
Связи нет уже около недели и последние надежды, что она вот-вот появится, давно покинули нас. Какими словами нас покрывают родные на Большой Земле подумать страшно, но не вешая свой нос, мы двинули к Бесовому. (13:00)
(Видели анаконду! Что впоследствии оказавшуюся аквалангистом. Все сильно удивились, потому что, наверное, увидеть анаконду здесь было бы логичней, чем аквалангиста в чёрном неопрене.)
Температура окружающей нас среды резко понизилась. Кажется, что я сбилась со счета дней и на дворе уже октябрь.
Две пары ушей, давно не знавшие мыла, ласкаемы только суровым, северным ветром, отправились на юг, подобно птицам.
(рука окоченела писать).
Согревались высоко градусными напитками. Матроса несло на литературное творчество:
«И только тогда, когда становишься деталью катамарана, без которой он никуда не пойдет, начинаешь понимать, что парус –это болезнь, которая передается избранным воздушно-капельным путем при рассказах о прошедшем лете….» ( Р. С. : Примечание от капитана : Видимо от переизбытка полученных впечатлений, Бесов нос у неё каким-то странным образом выпал из описания – бортжурнал надо писать ежедневно и систематически!)
Пройдено Шальский – Бесов Нос – 26,6 км. Всего – 575,7 км
Бесов нос - Андома - 50км . Всего - 625,7 км
Вчера таки мы дошли хрен знает до куда. Андома. Край Света. Край карты. ( Карелии – здесь уже РФ!)
А вечером, когда оставались считанные секунд до приёма, горячих, макарон с кашей, как из ада на нас нагрянули «кришнаиты». Таким жалобно-беспомощным голоском лесбиянки-путешественницы (только что долго целовавшиеся рядом с нами, как они сказали - участницы слёта автостопщиков. Странно – вдалеке от дорог…) попросили нас переправить их через реку. Наш капитан только казался добрым – сурово отрезал: «Завтра! Я голоден и сейчас собираюсь поесть!»
(ну почти так и сказал)
На ночь чёрт дернул выпить кружку чая и я 5 РАЗ вставала и вылезала в безумный холод. Было наверное градуса 3, если не минус…Зубы стучали, глазки были готовы залиться ледышками. В мыслях было одно – «Только бы больше не писать…»
10:00 Меня разбудила аномальная духота в палатке. Казалось, мы умерли и попали в ад. Но нет. Мы были всё еще живы и находились на этом сраном кусочке суши, где напротив через реку ещё вдобавок весь вечер крутили шансон. Просто наступило солнечное утро
11:00 Пришли грустные автостопщицы и наш Капитан, представившийся просто – Харон, предварительно уточнив действительно ли юные девы твёрдо решили переправиться через реку Стикс - без тени улыбки велел им раздеться и оставить все вещи на на этом берегу – там вам всё равно ничего не понадобится, повернулся и пошёл сталкивать судно на воду… а я наблюдала их вытянувшиеся физиономии. Видимо девы ничего кроме расписаний никогда не читали…
Потом кэп всё-таки совершил переправу через реку Стикс. Взамен на этот великодушный поступок, они дали нам со своего телефона с мегафоновским тарифом отправить СМСку родным.
Потом мне поплохело. (от сна на солнцепёке). Мне приснился страшный сон про цунами, ездящий по земле катамаран и черепаху. Мы решили устроить дневку. На обед пожарили вчерашнюю кашу. Обычно ни у кого нет желания её доедать, но тут (с луком и чесноком) она получилась настолько вкусной, что я целую свои ручки.
Проспавши и промаявшись на одном месте, к вечеру на ужин пожарили картошку. С луком, чесноком и приправами снова вышло объеденье.
И подумав, что мне нужны будут калории, чтобы греться ночью, я съела её без зазрения какой-либо совести.
Целый день с нами тусовался чайко-пингвин названный нами Гусиком. Совершенно не дикий. Он очень профессионально косил под инвалида. Прихрамывал на разные ноги, стоял всегда на одной, криво подогнув другую. Вечно подносом капля висит… иногда театрально растопыривал вверх одно крыло.. Мы сначала были уверены в его убогости, подкармливали его всем, что попадалось под руку. Начиная со старого хлеба и заканчивая малиной. А главное он сметал всё и совсем не боялся, подходя буквально на метр. Однажды прилетела ещё одна такая же чайка и опустилась метрах в десяти – так Гусик без лишнего шума и криков, так же деловито прихрамывая, добрёл до неё и просто «выдавив» вдоль берега метров на 30-40 спокойно вернулся обратно! К вечеру он так к нам привык, что Капитан, злоупотребивший его доверием, стал кормить его хлебом, пропитанным коньяком.
Жуя «контрольный» хлеб, он тряс головой и относил очередной кусок прополоскать в воде. Хотели снять на видео сей научно фантастический эксперимент, но Гусик свалил раньше, наевшись (или напившись) до отвала. Покачиваясь и иногда падая на песок, вдруг неожиданно расправил свои почти полутораметровые крылья и и … улетел!
А на следующее утро мы нашли разодранный пакет от хлеба. Гусик оказался редкостной сволочью и удрал с концами даже не попрощавшись. А мы мечтали позвать его с собой…
Дни неумолимо тают, как закончившийся еще вчера, мой последний кусочек шоколада на северном солнце. Сегодня хоть и было теплей ночью, вставать писать всё же пришлось, твою мать! И не раз…Как водиться, в это богом забытом углу – ровно в10:00 меня разбудили две женщины подрулившие на обшарпанном Прогрессе . Когда я выглянула из палатки, первым, что я увидела был большой, крепкий, волосатый пес в железном наморднике, весело и игриво бегавший по берегу и сносивший всё на своем пути.
Ветер изменил северу и начал дуть с юга. Мы стояли в речке, входившей или выходившей в Онегу, но там была намного теплее вода и я даже осмелилась помыться, решив, что такая возможность может еще не скоро представиться.
Уже в 13:00 все термоса были полны, как и наши головы впечатлениями. А в одном из термосов даже впитывала в себя кипяток гречневая крупа, готовясь насытить наши организмы железом.
Вещи томились в полной собранности рядом с родным бортом в ожидании команды «грузиться!». И когда воздух сотрясло сие слово и я начала загружать наши пожитки на корабль, вдруг откуда ни возьмись появилась вторая партия кришнаитов. Мы ускорили темп сборов, во избежании очередных игр в египетских богов. Но они только спросили, когда вернуться хозяева белой лодки.
Ответив многозначительное «скоро», мы подняли парус. Один из кришнаитских братьев вежливо подтолкнул нас и пожелал: «будьте счастливы!» и мы отправились по ветру и волнам. (14:06)
Решив «перейти море» - до южного мыса ост. Большой Климецкий, мы отважно ринулись навстречу постепенно бледнеющей солнечной дорожке. Полный закат светила мы встретили в полной экипировке уже далеко в открытом море.
Ветер медленно крепчал и постепенно заходил. Убрали стаксель. На мне было семь кофт, двое штанов, шапка + спальник + каталитическая грелка. Было комфортно. Постепенно поднялись ТАКИЕ волны, и ветер стал дуть ну совсем в морду, продвижение по курсу стало совсем минимальным. Немного посоветовавшись, решили, что нарезать галсы на такой волне в открытом море и всё сгущающихся сумерках… довольно скучное занятие. И хотя мы прошли почти половину пути, - впереди, судя по прибору было ещё 39 км - решили без фанатизма свернуть на Бакштаг. И полетели…
Казалось, волны были готовы проглотить нас, разевая пасть с каждым новым гребнем. Небо затянуло тучами. Стало совсем темно. Не видно было ничего , кроме огромных гребней, появлявшихся из темноты, да и то - не далее 30-50 м.. А ещё ведь надо не забывать постоянно подкачивать заднюю правого каждые полтора-два часа…
Спустя несколько часом пути по компасу и иногда видимым звёздам, заметили огонёк выныривающий на горизонте , в те моменты когда мы выскакивали на очередной гребень (в отличие от ходовых , красных и зелёных, которых в эту ночь мы перевидали много - он стоял на месте!) Пошли на него. Постепенно становясь всё ярче и ярче он вывел нас из самого ада на Шальский. В Водлу заходили когда уже светало. Я не вытерпела и заснула, поэтому место ночевки мне было неизвестно (4:30)
Переход получился 14 часов 30 минут. Километраж предстоит подсчитать.
Пройдено - 78,8 км. Всего - 704,2 км.
Проснулась я от шума проходящих мимо катеров. Оказалось, что мы стоим на якоре практически посередине проливчика между сушей и островком, где происходит достаточно оживленное движение местных моторок.
Сообщила об этом капитану, его это ничуть не тронуло –«Не пароходы – обойдут!» , ну и я решила тоже спать дальше. Начал накрапывать дождь.
Традиционно в 10:30 я проснулась. Вышло солнце и вообще по сравнению со вчерашней ночью, казалось, мир прекрасен и удивителен. Пели птички, мимо по берегу проходили бычки-коровки, проплывали собаки на лодках. Пошли к пристани. Но зайдя в магазин, нас пырнули в самое сердце местной хладнокровной фразой: «Лето в Карелии кончилось» . (А вот это всё не правда! На вопрос: «-Девушки, Вы ведь местные, всё знаете, скажите, будет ли ещё тепло?» - немолодые уже девушки улыбнувшись ответили: «- Конечно будет! Но видимо уже не в этом году…»
Р. С. Теперь, читатель этой несуразной отсебятины, ты можешь продумать и рассчитать свой отпуск так, чтобы не морозить нос и всё остальное, когда самое время делать заключительные усилия работая над своим бронзовым загаром и теплыми воспоминаниями о лете.
11:45 Вышли в путь. Чуть севернее Шальского встретили два катамарана. Один Кулик, один с самодельными поплавками и рубкой ( московский М712)
Хотели махнуть сразу в Ямку, но нас настиг дождь и штиль. Догребли до Пердищ. Там оказалось всего два катамарана с кучей детей и качелями. Решив, что они не только не нальют, но и не накормят, мы поставили палатку на катамаране и отправились спать.(23:00)
Пройдено – 33,5 км, Всего – 737,км.
11:45 Проснулась. Все утро идет дождь. Но, вроде бы разгуливается и выглядывает солнышко.
Почерпнув у старшего поколения, как правильно тереть бумажку до мягкого состояния, в ход пошла распечатанная мной книга «на байдарке», ибо туалетная бумага кончилась еще вчера.
День не задался как-то с самого утра. Кончилась бумага, магическим образом промокли мои ботинки, а надев пакеты на наги, чтобы не промочить последние носки, оказалось, что пакеты дырявые. Оба.
А нашему Капитану приснилась покойная мама, насупив брови грозившая пальцем. Мы подумали, что пора поворачивать в сторону вокзала. ( Или заканчивать ходить по ночам)
Мы выдвигаемся в Ямку!
Если кто-нибудь спросит меня, что в первую очередь нужно уметь делать на борту, я отвечу – молиться.
В 14:10 мы вышли из Пертищ в Ямку и попали не просто в жопу, а в Жопень.
Несколько часов подряд мы шли под проливным дождем, накрывшись пленкой. Руки ломило от вычерпывания кружкой воды из судна и голову от мысли как долго её нужно еще вычерпывать. Земли не было видно ни с одной стороны. Впереди, сзади, по бокам. Все было затянуто дождливой серостью, а вода была похожа на тяжелый свинец. Неустойчивость погоды зашкаливала. То мы шли под ливнем, то в глаза слепили, продиравшиеся сквозь толстые слои туч, лучи солнца.
То шли по ветру, то против ветра. То скатываясь с трехметровых волн, то разбивая их о поплавки. Моральное спокойствие давно покинуло меня. И как это обычно бывает, перед глазами проплывали самые лучшие моменты жизни.
Долгое время мы шли в жёстких условиях не сворачивая с курса на Ямки. Где-то на горизонте уже виднелась полосочка земли. Но будто что-то не пускало нас туда. Через очень долгое время, обессилившие, свернули по ветру. Куда нас бы это привело мы не знали. Сначала, я подумала, что самое страшное кончилось, но это было ошибочно. Когда ты идешь по ветру с полным гротом, а вокруг тебя в беспорядочном направлении, словно горы, пробегают волны, есть шанс, что ты просто перевернешься через нос. И были такие минуты, и их было много, когда такая трезвая мысль посещала меня. Внутри всё переворачивалось с такой частотой, что не о чем другом невозможно было думать. Но были и моменты, когда нам удавалось оседлать эту волну и как можно дольше лететь вниз, скатываясь с неё на бешенной скорости, как с ледяной горы зимой… и это согревало.
Спустя еще пару часов, подходя к ближайшей земле, определили местонахождение. Мы заходили в залив в Типиницах. Небольшая умирающая деревенька. В надежде, что там есть магазин подошли к берегу. Там была ужасная мель. Вода была по щиколотку. Пока Кэп пошел в поисках магазина, я оставалась на борту, пытаясь собраться с мыслями и высушить все вещи, промокшие насквозь.
Теперь мы хрен знает где, хрен знает насколько.
Пройдено – 29,5. Всего – 767,2 км.
Мы все еще тут. Ветер поменялся с юго-западного на юго-восточный. По закону бутерброда дует точно в рожу, а выходить из глубокого залива.
Неистово отбиваясь от кровожадных насекомых, по пояс сидя в их же трупах, я не могу не думать о теплом доме на большой земле, где смею надеяться меня ещё помнят и ждут.
13:30 Снова пошел дождь. Ветер, кажется, снова усилился и всё глубже вдавливает нас в эту жопу под названием Типиницы. Теперь и я, пока еще здравым и пока еще трезвым, умом понимаю, что у нас сегодня дневка…
(В такие моменты думаешь, что Кулик с рубкой, мотором и непромокаемыми сумками для вещей, не так уж и плох.)
Уезжая в путешествие, я думала только поскорее свалить от цивилизации и вдохнуть полной грудью этого морского воздуха. А сейчас всё чаще думаю о далёкой Родине. Некая невозможность в скором времени оказаться там, где хотя бы ходят поезда, витает в этом спертом палаточном воздухе…
При одном взгляде на то, что творилось за этой прозрачной дверцей палатки, в голове крутилось только: «Твою мать…»
Душу грела лишь собственноручно сооруженная палочка для ушей. (Сквозь ухо?)
Когда сквозь непроглядный слой мышино-серых туч слышался звук самолета, автоматически появлялась мысль, что быть может быть это уже ищут меня ?..
Наблюдали приливы и и отливы около Типиниц.
11:50 Отошли с ужасных мелей. Забираться на катамаран стоя по пояс в воде было довольно забавно. Затем целый час мы лавировали галсами под одном стакселе, выходя их этого сраного горла. Выйдя наконец из него, вместе с попутным ветром на одном гроте обгоняли скорость звука. Выдавая все 13км\ч. Делая прогнозы, что при такой неизменной скорости мы прибудем в точку назначения «Толвуя» уже через 4 часа ( а до неё было около 39 км) мы весело шли, греясь на, давно не дарившем нам столько своих лучей, солнце.
Но около 15 часов дня Матушке Природе должно быть наскучила сия хорошая погода и она продемонстрировала несколько признаков меняющейся погоды. В частности изменился ветер. Будучи ранее попутным, он начал дуть с суши! Не искушая судьбы, и всё еще надеясь вкусить пирожков с грибами и робин гудом на даче, мы быстро обнаружили небольшой, и как оказалось очень мелкий загубок. Встали, решив подождать пол часа и подремать.
Прошедшие 30 минут дали нам ясно понять, что Мать Природа совсем не шутит. Жаждуя увидеть родных и вернуться домой, мы зарифились. Глухо, на вторую полку.
Двигаясь строго по карте, мы преодолевали километр за километром, пока не сломался руль. Кое-как добрались до небольшой деревушки, где у каждого дома был свой небольшой причал.
Жуя последние запасы неимоверно вкусных сушек, я наблюдала как чинится самый важный орган катамарана. Небо было пасмурным и вот-вот собирался пойти дождь. Но ждать было нечего, и приведя руль в порядок мы двинули вперед навстречу судьбе.
Стал накрапывать дождь, все кроме рулевого укрылись под пленкой. Так продолжалось пару часов, пока не начало стремительно темнеть.
Чтобы добраться до Толвуи, нужно было обогнуть мыс Клим-нос и о. Сал и идти еще какое-то время. До темноты мы добрались только до этого Клим-носа. Решили заночевать. Это пляж из мелких камушков, а в паре метров от воды уже начинался лес, где деревья были точно на подбор – все одинаковые и прямые, словно карандаши. Капитан объяснил, что видимо тут когда-то давно был лесной пожар и выгорело всё – поэтому новые деревья все одного возраста.
Пройдено – 56,2 км. Всего – 825,4 км
8:00 Проснулись от традиционно-незакрепленной хлопающей палатки. Светило очень яркое утреннее солнце и небо было необычно ясное. Вскочили и уже в 9:00 отходили от берега, поднимая паруса, подкачивая баллон и потягивая кофе, Это было неожиданно рано для нашего режима и не предвещало ничего хорошего…
Прошло буквально пару минут, как мы оказались на достаточно открытом, не затенённом от ветра берегом пространстве, чтобы прочувствовать всю мощь утреннего разгоняющегося ветра. Зашли под берег, защищавший наше судно от ветра и зарифились. Было принято решение двигаться к островам на противоположной восточной стороне озера, чтобы поменьше болтаться на участках, где возможны сильные порывы.
Еще не дойдя до о. Сал, под одним зарифленном гроте мы неслись с сумасшедшей скоростью. Матча была в привычном её состоянии – гнулась и скрипела. Идя, как обычно, против ветра, мы плюнули и свернули на бакштаг и донеслись до ближайшего по курсу островка, где решили дождаться стабильного ветра. Жить и жрать хотелось всем.
Это оказался - Мудростров. Небольшой, со скудной растительностью и каменистым дном, что не позволяло вытащиться на берег. С трудом причалили с подветренной стороны. Вылезли, сварили рис, пообедали.
За последние дни температура воды оставляла желать лучшего, поэтому о ванне и мечтать нельзя было. А в этот день светило долгожданное солнце и рискнув всем было совершенно омовение. Это всё, что требовала душа!
Наблюдая, как ветер с бешеной скоростью гонит волны, мы тоскливо сидели на камнях и мечтали.
Вскоре всё это надоело. Подбивая капитана идти дальше и крича, что ветер вроде бы успокоился, я уже запрыгивала в катамаран.
Пошли. И поплатились за это. Попав снова в непонятную жопу, скрипя мачтой и зубами, глотая разбивающиеся о борт волны, вновь свернули не по направлению к дому.
Залетели за какой-то безымянный мысок на восточном берегу. Тут относительно тихо но вокруг камыши, и выхода на берег – нет. Мы спаслись здесь не только от бушующих волн и ветра, но и от приближающейся фиолетовой тучищи.
Уже твердо решив переждать всю эту непогоду, кинули якорь. Был отдан приказ спать и ждать. Мне, традиционно, снился дом и семья. Капитан же в полудреме слышал воспевание молитв церковным хором…. Подумали – нас уже отпевают…
То, что вокруг нас не было ни доступной земли, ни сухих дров, нисколько не тревожило нас. Весьма подготовленная команда имела бортовую двухслойную чудо-палатку, которую можно было поставить не вылезая из катамарана, (капитан перед походом долго мучал меня, заставляя её шить – оказалось – не зря!) и горелка на которой можно было приготовить ужин прямо в палатке. Плотно поужинав,заночевали.
Пройдено – 37,4 км. Всего – 860,8 км.
Всю ночь волны били об узкую полоску земли, поросшую редкими соснами, отделяющую нас от Повенецкого залива так, что нам казалось, будто рядом по насыпи безcпрерывно грохочут тяжело гружёные поезда. Да и сон на балках всегда даёт о себе знать… Всегда!
Глядя из палатки, утро казалось спокойным.
Выпив па чашке отборного растворимого кофе (давно уже без сухого молока), пошли на разведку. На вёслах выглянули из-за мыска, который оберегал нас всю ночь и убедились, что продолжить путь всё же стоит, вернулись в камыши и поставили грот. Ставить полный грот не хотелось, в последнее время, никому.
Погода радовала глаз, но не давала расслабиться. Периодически становилось то жарко, то холодно из-за порывов ветра.
Этим утром закончился сахар и последняя зажигалка начала зажигаться с трудом. Такие расклады заставляли весь экипаж надеяться на лучшее. Двинулись в путь…
Через час справа по борту появился длинный песчаный пляж. А на нём (о чудо!) Альбатрос! Не раздумывая, Капитан поворачивает судно по направлению к берегу. Подойдя поближе, оказалось что метров за 50 до берега начинается мель по колено. Несмотря на это, вытащили катамаран на берег. Встретили нас тепло. Пожилая пара и собака. Практикуя Онежское нищенство, Капитан рассказывал байки про наше путешествие в том время, пока я играла с собакой.
Но увы - оказалось, что у них самих последний коробок, который храниться под строгой охраной в непромокаемом пакете. Про сахар спрашивать было бессмысленно…
Распрощавшись, нам предстояло выбраться с мелей.
Вдалеке было видно, как приближаются, по меньшей мере, пять грозовых туч. Несмотря на это мы шли вдоль берега и надеялись, что они нас обойдут. Но не тут-то было.
Раза три мы попадали в мерзкий ливень. Скатываясь с гребня вниз не видно было горизонта. Волны достигали двух метров. Периодично они окатывали нас как из ведра.
Да и дождь не думал заканчиваться. Сидя в прямом смысле в луже, насквозь промокшие, мы стали искать пути к отступлению, Но выброситься на берег, вдоль которого мы шли не представлялось возможным. Изначально в планах было добраться до остова Сосновец. Это был первый остров, на котором мы остановились после сборки катамарана в Медвежьегорске.
Но до него было примерно 30 км. С такой погодой это казалось нереальным.
Включив GPS, нашли мысок, за которым можно было бы остановиться, просохнуть и перевести дух – Орловнаволок.
Наконец добравшись до этого мыса, из последних сил пытаясь не утонуть, осторожно огибали его, стараясь не попасть на коварные подводные камни ….
И тут вдруг…– где-то глубоко в рюкзаках затрезвонили, завибрировали надёжно упрятанные, давно не нужные телефоны ! Появилась мобильная связь, которой не было две недели! – мы вышли на прямую видимость Повенца…
Естественно, все кому не лень стали звонить на оба телефона. После всего, что нам пришлось пережить за последние несколько дней и меня, и Капитана стали отчитывать! Этого я стерпеть не смогла и суровыми морскими словами был послан первый попавший под горячую руку! Им оказался - …папа… Он несколько опешил, но ругать перестал…
Выйдя на долгожданный берег, решили оглядеться. Почти у самой воды стояли два заброшенных дома. Один будто недостроенный, второй пустовал. На втором над дверью двери, висел огромный череп. То ли лошадь, то ли лось – выдвинул предположение Капитан.
Место само по себе было жутковатое, а череп только добавил остроты.
Я сразу твердо заявила – ночевать мы тут не будем!
…Через полчаса мы уже доставали все вещи из катамарана…
Во время собирания дров Капитан нашел десятка полтора грибов, и мы тут же принялись жарить их с картошкой. Пока я занималась ужином, Капитан ушёл в поисках спичек и сахара. Несколько минут спустя, я слышу какие-то вопли. Это Капитан бежит .Издалека я не слышала, что он кричит мне, но он показывал куда-то вверх… я подняла глаза - нас вот-вот накроет неожиданно подкравшаяся грозовая туча!
Это был наш рекорд! За 5 минут мы поставили палатку, разгрузили катамаран и занесли все вещи внутрь убежища, то , что не влезло - накрыли полиэтиленом и привалили камнями! ( а место для палатки нашлось только метрах в15 от Нестора) .Еще успев положить жаренную картошку с грибами по тарелкам и залезть внутрь. Буквально через 2 минуты ливануло так, что казалось палатку разорвёт на мелкие кусочки. А мы в это время уже не спеша лакомились тем, что Бог послал и запивали горячим чаем.
Вечером к нам забрели пара молодых туристов. Капитан, конечно же, разговорился с ними. В итоге его сфотографировали, как колоритного бродягу и дали пачку сахара. Радости не было предела.
Блуждая по кустам Капитан обнаружил в камышах спрятанную большую надувную лодку, явно не рыбацкую . Уже в палатке, видимо под действием грибов, стал разрабатывать коварный план как затопить её на дне залива, а на следующий год приехать и достать.
Позже пришли еще туристы. Это была целая семья, которая каждый год отдыхала здесь и ставила сети. Оказалось, это была их резиновая лодка. План Капитана рухнул.
День закончился интересными рассказами у костра с горячим чаем.
Пройдено – 32,4 км. Всего – 893,2 км.
Надеясь, что сегодня погода будет позволять идти дальше, мы проснулись пораньше. Но то, что творилось на открытом пространстве, не оправдывало надежд. С приказом ждать лучшей погоды мы собирались провести еще один день в этом жутком месте.
Сумасшедшие кусающиеся мухи, которые не отставали ни на минуту, напоминали об наступившем августе, и о том, что пора домой.
Пытаясь хоть как-то разнообразить свой сухопутный досуг, вспомнили о воздушном змее, который хотели запустить весь поход. Достали, развернули, запустили. Были кое-какие косяки в управлении. Стали переделывать. В итоге он полетел! Метров на 50 отпускали его в небо. Тянул он сильно, в какой – то момент руки уставали.
Ветер годился только для запуска змея, и тот – скис.. Ломая голову, что делать дальше и как добраться до дома, мы встречали закат.
На этот день я проснулась от того, что меня будил Капитан со словами «Хочешь домой? Давай вставай!»
За утро он успел не только сходить и договориться с теми туристами, хозяевами лодки, чтобы нас подбросили до города, но и заработал себе собачий укус и порванную куртку.
У нас появилась надежда!
На следующее утро нас обещали довезти до Медвежьегорска.
Поэтому сегодняшний день мы посвятили тоскливой разборке катамарана и сбору вещей.
Вечером отправили собранный катамаран на велосипедах до лагеря туристов..
Водное путешествие заканчивалось, а сухопутное продолжалось.
5.30 утра. Собравшись за 10 минут. Под тяжёлой ношей всех сумок и рюкзаков, мы побрели в сторону лагеря.
Путь пролегал в лесу по берегу озера, и по правую руку сквозь деревья виднелся такой же сильный прибой. Дорога заняла около 20 минут. Было тяжело и грустно, что вот так неожиданно заканчивается поход.
Дошли до места, нас напоили кофе и угостили бутербродами. Потом загрузили в минивэн с прицепом наши скорбные пожитки и вещи части семьи питерцев, тоже отправлявшихся домой поездом и мы поехали.
До города было около двух часов езды. Сначала дорога пролегала так же по берегу. Уезжая прочь мы смотрели на непостижимую синеву, блестевшую на утреннем солнце между соснами.
10:00 Добравшись до города, нас высадили. Поблагодарив наших спасителей, мы отправились на вокзал
Нужно было сдать катамаран в багажное отделение и только потом можно было брат билеты до Москвы.
Но на вокзале нам сказали, что багажное отделение открывается только в час дня.
С этим ничего нельзя было поделать, поэтому мы стали ждать. Капитан купил мне мороженного и оставил с вещами на вокзале. А сам пошел в местный музей.
Пока его не было, различные колоритные пьяницы докучали мне. Солнце уже было не таким палящим и в тени было уже прохладно.
12:00 объявилась заведующая багажным отделением.
Наконец мы сдали его и побежали покупать билеты домой.
Подорожавшие (сезонно) билеты оказались только купейными.
Спустив все деньги на них, мы стали ждать поезда.
14:40 Пришел наш поезд. Уставшие, грязные и вонючие мы залезли на верхние полки чистенького купе.
Нам предстояло ехать примерно 18 часов и мы поспешили завалиться спать. По коридору вагона бегали и шумели дети. Вечно что-то продавали и заглядывали по всем купе.
Но наступил вечер и все дети и взрослые расползлись по своим купе, как муравьи на Шардонах. Стало тихо и спокойно. Мы сладко засыпали в сухости и тепле, но 33 дня в диких условиях стали причиной фантомных ощущений, что по тебе кто-то ползает. Вся команда в целости и сохранности приближалась к ритмичной и суетливой цивилизации, в которой стареешь намного быстрее. А в путешествиях время замедляется, душа молодеет и взрослые становятся теми самыми детьми, ищущими приключения на пустующих островах.