УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ ПО ЛАДОГЕ

Ладога 2012

Почти учебно-тренировочное плавание

(Приозёрск:       пляж Тихий – Монтосари – о. Вехкамо – Терву – Кейхясниеми – Паяринсари – Кухка – Сависалонсари – Котатсари – Хепосари – пляж Тихий)


21 июля – 4 августа 2012 г.

Отчёт о мероприятии

Автор-летописец:
Виктор Белоозеров
systemling@narod.ru

Москва, 2012

 

Оглавление

Организация путешествия.

Карты.. 3

Экипажи и суда.

1. Флагманское судно. 3

2. Штурманское судно.

3. Спонсорское судно.

4. Судно поддержки.

5. И примкнувшее к ним  судно

Вахтенный дневник «Катафея».

21 июля, суббота. Москва

22 июля, воскресенье. Стапель.

23 июля, понедельник. Переход на Монтосари.

24 июля, вторник. Днёвка на Монтосари.

25 июля, среда. Переход на о. Векхамо.

26 июля, четверг. Экспедиция в Терву. 12

27 июля, пятница. Переход на Кейхясниеми.

28 июля, суббота. Вокруг Кухки.

29 июля, воскресенье. День ВМФ.

30 июля, понедельник. По шхерным протокам

31 июля, вторник. Днёвка.

1 августа, среда. Бросок на Хепосари.

2 августа, четверг. Возвращение на пляж Тихий.

3 августа, пятница. Антистапель.

4 августа, суббота. Отъезд.

Путешествие закончилось!

Приложения:

Таблица переходов.

Статистика ветров и курсов.

Описания стоянок.

Пляж Тихий.

Остров Монтосари.

Остров Койонсари.

Остров Вехкамо.

Мыс Кейхясниеми.

Залив Сурсалми.

Бухта Земляничная.

Протока Килпиенсалми.

Острова Луокионсарет.

Остров Хепосари.

Конец.


Организация путешествия

Наше путешествие сложилось как семейный выезд в пампасы с дополнительной задачей приобщить молодое поколение к природе и парусу. Организатор мероприятия – Володя Гуськин, через которого связаны остальные соучастники. Что же касается меня, то я в какой-то момент заявил просто Гуськину, что мой экипаж также плывёт с ними… Он, немного поюлив с ответом, наконец сообщил, что «начальник транспортного цеха» дал добро – мы поместимся в грузовик. Этот «начальник транспортного цеха» – Николай Агафонов – уже который год обеспечивает выезд команды на воды. Он силами собственной фирмы предоставляет грузовик для перевозки всего снаряжения (катамаранов и прочего имущества) к начальной точке путешествия и вывоз из конечной точки. В этом году это был грузовичок «Porter» с шофером Гией (Рамази) и его женой Натальей, которые приехали из Тулы, забрали груз в Москве (в гараже на Тёплом Стане), довезли его до пляжа на берегу Ладожского озера, прождали там две недели нашего путешествия (познакомившись при этом со всеми завсегдатаями пляжа), и отвезли наше имущество обратно в Москву.

Николай Агафонов имел при этом собственный интерес: он вывозил свою семью. Вернее: он позволял своей жене с дочерью провести приятное время на природе в хорошей компании. Жена Николая – Наталья Агафонова (замечательная женщина, «русская красавица», корабль на ходу остановит) – многолетний участник парусных мероприятий, организуемых Володей Гуськиным, и нынешнее путешествие – очередное из них. С Натальей и Николаем путешествует их дочь Анна, 16-ти лет, которая также может считаться ветераном парусного спорта, поскольку неоднократно сопровождала Наталью в её плаваниях. Но сейчас она впервые идёт «самостоятельно», во главе своей семьи как рулевой нового катамарана «ветер 3М», который Николай только что подарил жене. Это будет первый выход и катамарана. А Анна берёт с собой и свою подругу соседку Машу (она постарше, 18 лет). Маша парусами ещё не занималась, но будет. Она девушка спортивная, в этом плавании будет практиковаться как шкотовый на большом катамаране Гуськина.

Но в поход Гуськин берёт два катамарана. Второй – бывший «альбатрос» по имени «Гусь» – он отдал в руки старого туриста-парусника Лёвы Натанзона, который будет воспитывать в походном духе двух внучек – Дашу и Наташу (13 и 11 лет). Лёва поставил на «альбатрос» классическое бермудское вооружение на 8 кв. м., но говорит, что будет рифиться и внучек не утопит. А в походе он будет главным штурманом, у него есть GPS-навигатор, сведения о причальных точках на маршруте, и лично он уже плавал в этих местах. А ещё Лёва был король на костре. Никому не удавалось развести костёр и его поддерживать, потому что он был всегда в лучшем виде Лёвиными стараниями.

Силовую поддержку нашего флота обеспечил экипаж Сажиных. Андрей и Татьяна – опытные туристы-сплавщики во цвете лет, но на парусном катамаране («ветер 2М») они имеют незначительный опыт плавания. Свой экипаж они усилили товарищем по сплавам Николаем Гоглевым, который будет снабжать компанию рыбой. А Татьяна, я надеюсь, снабдит нас профессиональными фотографиями J. Но за что мы действительно благодарны Татьяне – это за её энтузиазм в приготовлении три раза настоящего узбекского плова, а также за выпечку пирожков и блинов.

Пятый экипаж – мы с Юлей на старом славном «Катафее», на котором мы плаваем уже лет двадцать пять. Свою главную общественную задачу я вижу в написании этого отчёта. А в походе на меня смотрели как на капитана-инструктора, который должен учить неопытных хорошей морской практике, чем я заниматься ленился. Мы с Юлей тоже уже плавали здесь и тоже имеем навигатор. Но наши воспоминания – более древние, чем у Лёвы, а навигатор “Garmin eTrex 10”, который я приобрёл незадолго до путешествия, приводит меня в исступление (никому не советую его покупать, несмотря на дешевизну). Впрочем текущие координаты он показывал довольно аккуратно.

Принимая во внимание задачу тренировки необученных парусников и обкатки новых катамаранов, план путешествия состоял в плавании по популярным шхерам западного берега Ладожского озера без стремления попасть на Валаам. Что и было сделано. Детали плавания описаны далее в дневнике катамарана «Катафей».

Карты

Пройденный путь показан на картах (нажмите и увидете):
южная часть , средняя часть, северная часть.

Карты Гугла нашего района можно посмотреть здесь.

Полномерные фотографии имеются у авторов. Просите – и дастся вам. В отчёте использованы главным образом фотографии летописца с добавлениями от адмирала и Татьяны Сажиной.

Экипажи и суда

Здесь сведены формальные данные об участниках путешествия и их судах:

1. Флагманское судно

Тип: самоделка по классической московской схеме, паруса – бермудский шлюп 10 м2.

Особенности: односекционные баллоны – БЦК в оболочке ПВХ.

Имя: «Большой гусь»

Регистрация № М 295-1

Шкипер и рулевой: Владимир Гуськин – адмирал нашей флотилии.

Шкотовый в походе: Маша Квеладзе.

2. Штурманское судно

Тип: бывший «альбатрос». Каркас альбатросский, баллоны узкие веретенообразные, скленные Шандыбиным по заказу Гуськина. Вооружён бермудским шлюпом около 8 м2.

Имя: «Гусь».

Регистрация № М 295. В походе не парусе ЩМ 4.

Шкипер (владелец): Владимир Гуськин.

Рулевой в походе: Лёва Натанзон – главный штурман флотилии.

Команда: Лёвины внучки Наташа и Даша Шейдяковы – юнги.

3. Спонсорское судно

Тип: «ветер 3М» последней модификации. Вооружение – обычный для «ветров» шлюп с уишбонным гротом, 10 м2.

Особенности: Прекрасные баллоны новой конструкции с поднятыми носами и опущенной кормой. Жёлтый верх, чёрный низ.

Имя: ещё не определилось, может быть «Весёлый».

Регистрация № М 815. (На парус ещё не нанесён).

Шкипер: Наталья Агафонова (согласно регистрации). Она же шкотовый.

Рулевой в походе: Анна Агафонова.

Надзирающий спонсор: Николай Агафонов.

4. Судно поддержки

Тип: «ветер 2М», с менее продвинутыми баллонами. Паруса – 10 м2, уишбонный шлюп.

Имя: не окрещён, что не правильно.

Регистрация №  М 682

Шкипер: Андрей Сажин, он же капитан и рулевой.

Первый помощник: Татьяна Сажина

Матрос на все руки: Николай Гоглев

5. И примкнувшее к ним  судно

Тип: самоделка, одна из первоначальных конструкций парусных катамаранов, собранный на коленках по проекту и руками Виктора Дзюбы со товарищи. Вооружение – бермудский шлюп 8 м2.

Особенности: высокий клиренс, сетчатая палуба, тросовые стрингеры, «ветровские» баллоны первоначальной конструкции.

Имя: «Катафей»

Регистрация № М 22, но на парусе М 145 (парус остался от катамарана доброй памяти Альберта Осекина).

Шкипер и рулевой: Виктор Белоозеров – летописец.

Первый (и последний) помощник: Юлия Косарская – моя жена.

И что удивительно: при сравнительной разношёрстности судов наша флотилия безо всякого напряжения и специальных мер шла идеально кучно, никто существенно не отставал и не вырывался вперёд. И каждое судно имело свои моменты и возглавлять группу и замыкать её, в зависимости от обстоятельств ветра и курса.

Вахтенный дневник «Катафея»

21 июля, суббота. Москва

Сегодня мы ещё в Москве, но наши мысли и вещи уже в пути, стремятся к Ладожским шхерам. Своего «Катафея» мы проверили (собрали и разобрали) у Гуськина на даче и Володя отвёз его в гараж Сажиных в Тёплом Стане. «Катафей» с дополнительным походным имуществом упаковывается в 6 мест: корпусные балки (пенал 2 м, 20 кг), рангоут (пенал 1.8 м, 15 кг), короткие элементы (упаковка на поняге 1.5 м, 30 кг), мягкие части (круглый мешок 25 кг), личные манатки (рюкзак 15 кг).

Фото: Шесть упаковок «Катафея» + маленький рюкзак на спину.

В этот же Сажинский гараж были заранее сложены и остальные катамараны. В пятницу (вчера) из Тулы приехал грузовик «Porter» от Колиной фирмы, и Гуськин с Андреем на него погрузили все упаковки и отправили в Приозёрск, чтобы завтра встретиться там с народом на железнодорожном вокзале.

Весь же народ налегке (с минимальными рюкзачками) едет сегодня вечером в Питер поездом № 52 отбытием в 21:20. В Приозёрске теперь московские поезда не останавливаются. Далее мы поедем на автобусе.

Мы все уже следим за погодой, которая нас ждёт на Ладоге. Прогнозы обещают разное. Поэтому мы с интересом наблюдаем, что здесь, как только поезд двинулся, пошёл дождь. Шёл он правда не долго и подарил радугу в заходящем солнце.

Поезд отошёл вовремя. Проводники – мужчины. Обслуживание обеспечивают, но не навязчиво.

Мы с Юлей едем как баре на нижних полках в купе плацкартного вагона, а остальные почему-то взяли билеты на боковые полки в соседнем вагоне. Попрощавшись с народом, испивши кефира, засыпаем в 22:30. В вагоне чисто, но жарко. Ночью дважды проветривался в сортире, там тоже чисто, есть мыло и бумага, можно открыть форточку. Однако спалось хорошо.

Парадоксальная удача случилась: Гуськин зачем-то взял полномерную лопату и поручил её везти нам. Так я положил её поперёк купе так, чтобы она перекрыла зазоры между полками и стеной, и подушки у нас с Юлей не проваливались под полку. Впрочем этого эффекта можно добиться и иначе, если положить на щель свёрнутое одеяло.

22 июля, воскресенье. Стапель

В 4 часа ночи проводники расталкивают весь народ. Народ выстраивается в очередь в туалет, но она благополучно проходит за 30 минут.

5:08. Рассвет. Сухо. Поезд останавливается в Питере. Мы дожидаемся на платформе, когда выйдет Коля, и бежим за ним на привокзальную площадь, где нас уже ждёт белый «мерседес» (миниавтобус), заказанный заранее.

5:30. Все разместились в автобусе и поехали через Петербург на север к Приозёрску. Очень клонит ко сну, но я успеваю оценить Питерскую архитектуру: сплошные ухоженные фасады вдоль улиц, разделённые на дома особенностями оформления.

Через два часа спокойной езды по хорошему, но узкому шоссе (преимущественно 2 полосы) мы доехали до Приозёрска и даже дальше, но вовремя вернулись к вокзалу, где сразу Коля узнал свой синий «Porter». Теперь двумя машинами едем на север, проезжаем посёлок Бригадное©, но не переезжая мост через р. Тихую, возле автобусной остановки и столбика «325 км (от Мурманска)» в соответствии с рекомендациями отчётов поворачиваем направо по асфальтовому ответвлению. Асфальт доводит нас до сворота направо к турбазе Министерства обороны. Но нам туда не надо. Нужно ехать дальше уже по грунтовой дороге, оставляя слева домики садовых участков, сначала «Ягодка», затем «Полянка» (есть соответствующие вывески). К этому моменту дорога становится достаточно ухабистой, и городской автобус «мерседес» просит пардону. Его мы отпускаем, а сами пешком сворачиваем от «Полянки» направо к озеру, и действительно выходим на небольшой пляжик в заросшей лагуне, где могли бы собираться 1 – 2 катамарана. Мы с Юлей уже были готовы ставить палатку, но оказывается, что адмирал дал команду стоять на месте и ждать (жаль, что не все об этой команде знали). Он определил, что это место не похоже на рекомендованный обширный пляж и пошёл искать его. Нашёл довольно быстро и повёл компанию туда. Надо не сворачивать возле «Полянки», а идти (ехать) дальше прямо по основной лесной дороге до упора, пока она не выводит на место, которое пропустить нельзя. Несмотря на серьёзные ухабы наш «Porter» туда благополучно доехал.

Добрались мы сюда к 8:00. Удивительно рано. Координаты по моему навигатору: 61o05.211’N 30o04.895’E §. Назавтра после коррекции координаты стали: 05.207 04.893
а из отчётов выписано: 05.500 04.900

Это где-то на полкилометра (три кабельтова) севернее, но там пляжа нет. Там устье реки Тихой, из отложений которой этот пляж видимо и образовался. Наше место я буду называть «пляж Тихий».

Здесь действительно большой песчаный пляж, окружённый хвойным лесом, с видом прямо на остров Бурнев. Это популярное место отдыха, имеются остатки всяких бивачных сооружений (кострища, скамейки, мусорные кучи, …), но сравнительно чисто (чище, чем на конаковской Отсыпке). И несмотря на выходной день почти никого из живых отдыхающих нет – вставай, где хочешь. Отдыхающие приехали на автомобилях позже, рыбачили, купались, надували моторки, но к вечеру почти все машины уехали. Наши экипажи забронировали себе места среди деревьев и кустов, но прежде всего стали собирать катамараны.

В лесу много черники, вдоль автодороги попадается земляника и малина. Дети нашли некоторое количество грибов – подберёзовики, лисички и свинушки. Их мы съели в каше за ужином. Дров – более чем достаточно: в лесу какой-то бурелом, много сухих недопиленных стволов и веток.

После разгрузки «Portera» оказалось, что Лёва уже развёл костёр и кипятит чай. Так что в 9:00 был коллективный перекус с чаем. Я было вырубил колья для костра, но они оказались не нужны (и даже бесполезны). Мы готовили еду на замечательном таганке, который можно было поставить в любом месте, и костёр под ним не требовался большой. (А колья забивать было бы по большей части невозможно: везде скальный грунт только прикрыт небольшим слоем почвы).

16:00. Обеденный перекус.

18.00. Я закончил сборку «Катафея» и поставил паруса. Остальные катамараны тоже собраны или близки к этому.

20:00. Торжественный ужин по случаю начала путешествия. Гречка с тушёнкой и выпивка с огурцами. Шофёр Рамази питается самостоятельно, но угощает коллектив из 5-литровой бутыли самогоном из березового сока (очень вкусно).

21:30. Укладываемся спать. У меня в сумке термометр показывает 20˚С, но по ощущению – градусов 15, не жарко. Весь день провели в московской одежде, где погода была такая же.

Пока мы ехали из Питера, было ясно, безветренно и в меру тепло, но подъезжая к Приозёрску, въехали под серую тучу, и пошёл уверенный дождь. Однако, пока искали место, дождь кончился и установилась прекрасная погода с температурой около 18˚С и ветром 2 балла с разных сторон. Утром и вечером – полный штиль.

При подходе к этому пляжу с моря он может быть виден недостаточно отчётливо, но хорошим ориентиром служат два белых маячка, установленных на мысах к Юго-Востоку от пляжа. Эти маячки образуют судоходный створ через Руотсисарские луды. Ближний из маячков находится непосредственно около пляжа, через небольшой залив. Без градусной сетки на карте место пляжа можно определить по следующим компасным пеленгам ориентиров:

На ближний маячок                                    63˚

На навигационный буй                  55˚

На о. Руотсисари                              50˚

На восточный край о. Бурнев        14˚

На западный край о. Бурнев          333˚.




23 июля, понедельник. Переход на Монтосари

Ночь была прохладная, штиль. С севера наползала новая туча, но дождя не было. Роса была незначительная.

6:30. Я проснулся и встал. Пасмурно, сухо. Ветер с берега (ЮЗ), в море 3 балла. Температура в палатке 16˚С.

Завтрак и сборы заняли время до полудня. Намечаем генеральный курс: идём вдоль берега на север, пока Лёва не приведёт нас на хорошую стоянку.

12:00. Выход. С севера надвигаются сизые слоистые облака, но солнце пока просвечивает.

«Катафей» и «Гусь» возглавляют флотилию. На просторе залива Лехмалахти (который ведёт к посёлку Берёзово) порывы ветра усиливаются до 5 баллов. «Катафей» испытывает некоторые трудности управления из-за люфтов в рулевом устройстве. Поэтому иду без стакселя. Курс – левый бакштаг, иногда галфвинд.

13:00. Пройдя острова Безлесные, в ветровой тени решаю подождать главные силы. И вовремя! С изумлением наблюдаю, как катамаран Агафоновых спокойно выходит из-за острова, и у него тут же плавно улетает вбок мачта. Кричу Лёве, который оказался рядом, про аварию и направляюсь на помощь, задумав буксировать к наветренному берегу (благо что берег недалеко и прикрывает ветер). Агафоновы сами начали грести к берегу. Мой первый подход был неудачным: мы зацепились под водой швертом за ванту, навалили, но буксирный трос не завели. Новый подход произошёл благополучно, Коля принял буксир, и мы начали буксировку. Однако сперва надо встать на надлежащий курс (бейдевинд) и приспособиться к управлению, когда тебя буксируемое судно дёргает в разные стороны. Как только это удалось, Коля вдруг выпускает буксирный конец: оказывается, он его не задал за корпус, а в руках держать не хватило сил. Я обиделся, и видя, что они снова начали грести и гребля идёт успешно, решил предоставить им возможность добраться до берега самостоятельно.

Мы пристали к крутому булыжниковому берегу острова Слитный, заросшему лиственным лесом. Лагерь ставить здесь нельзя. Координаты: 07.543 02.854

Прошли примерно 3 мили за час. Скорость 3 узла, или 5.4 км/ч.

Разбираемся с агафоновской мачтой. Оказалось, что не выдержал самодельный удлинитель вант-путенса, который пришлось поставить из-за того, что штатные ванты оказались коротки (претензия к «Тритону»!§). Больше ничего не сломалось. Ремонт не сложен, заменяем путенсы.

Нет худа без добра. Обедаем с горячим супом. Ветер прежний западный (здесь почти не дует, но в море – 5 баллов). Пасмурно, слегка моросит. Мы одеты с расчётом на холод, поэтому всем тепло.

16:15. Выход. По моей инициативе все зарифились. Идём дальше через проливы, оставляя о. Большой Чёрный по правому борту. Пересекая залив мыса Сахатниеми, получили крепкий ветер 5 баллов от ЮЗ – ЗЮЗ. Хорошо, что это не круче галфвинда. Волна чувствительная, но не больше, чем мы привыкли на Волге: ветер – от берега, и волна не успевает разбежаться.

17:00. Обогнув полуостров Кярмеламениеми, увидели вроде бы желанную бухту с памятной скалой, под которой мы с Юлей стояли лет двадцать тому назад, ещё на байдарке «Колибри». К бухте пришлось лавировать по узкому кривому проливу.

17:20. Высадились в восточной части полукруглой бухты к каменисто-травянистому берегу. Координаты: 10.068 01.581

Теперь прошли ещё около 3 миль, т.е. скорость та же – 3 узла, или 5,4 км/ч.

В западной части на небольшом пляжике стоит большая группа на гребных лодках, но в данный момент там народа было мало, и после они шумели не очень. Обследование места показало, что это не та бухта, о которой мы думали, но всё равно хорошая. Определились, что это – небольшой остров Монтасари, а вожделенная бухта – дальше на север, через протоку на берегу большого острова Кильпола. И там и тут стоят похожие скалы с отвесной стенкой.

На лавировке у Агафоновых опять ЧП: вывернулась из креплений рулёжка, и они долавировали опять на вёслах. Снова претензии к «Тритону» по конструкции, которая допускает такое. А у Лёвы оторвалась фаловая дощечка от старого стакселя, так что он подошёл на одном зарифленном гроте.

Палатки ставим на высоком берегу среди деревьев. Катамараны подвытащены на булыжники в хорошо закрытой бухте. Начали ремонтные работы.

Дров на этом острове мало, но нам хватает. И с собою был запас берёзовых поленцев из Тулы.

Погода до вечера сохраняется прежняя: пасмурно, временами слегка моросит. Ветер подкис, хотя и дует, но паруса и тенты не треплет. К закату появились солнечные просветы. В палатке температура 18˚С. По визуальной оценке на просторе ветер всё-таки 5 баллов ЮЗ.

Отбой где-то в 23:00. Заснул хорошо и спал без просыпа.

24 июля, вторник. Днёвка на Монтосари

6:30. Я проснулся. В 6:45 встал.

7:00. Гуськин погнал девушек на рыбалку, и случился массовый (но не всеобщий) подъём. Погода сохраняется вчерашняя. Ветер ЮЗ до 5 баллов в море. В лагере ветер тихий. И весь день так и дуло.

9:00. Кончили завтракать последние рыбаки. Из их рыбы сделали уху на обед.

Основное занятие на сегодня – ремонтные работы. Надо катамараны привести в состояние, когда они не будут преподносить нам неприятных сюрпризов. Агафоновым рулёжку крепко стянули талрепами и привязали бантиком J (см. фото ниже). Лёва пришил обратно фаловую дощечку стакселю, прошил шкаторины грота, завинтил фиксирующие болты в мачте. Мне Гуськин усилил крепление румпеля. А себе он сделал несколько мелких усовершенствований, в числе которых восстановил талреп оттяжки шверта с контргайкой (вчера в пути талреп развинтился). Только катамаран Сажиных стоял спокойно и не требовал забот.

12:00. В небе появились просветы, и сплошная облачность сменилась грядами слоисто-кучевой, которые дают возможность светить солнцу.

16:00. К обеденному времени температура поднялась до 20˚С. Я разделся до шортов.

17:00 – 19:00. Испытания отремонтированных судов. В этот период «Катафей», «Большой гусь» и «ветер» Агафоновых со своими экипажами совершили прогулки по заливу Сукмылахти и вокруг острова. Мы с Юлей на «Катафее» подошли к заливу со скалой на берегу Кильполы у мыса Котканиеми, но определить, где именно мы стояли в древние времена, не смогли. Тут что-то за эти годы изменилось. Помнится, там был пляж, а сейчас его нет. И люди теперь стоят не под скалой, а в сторонке.

Погода сохраняется до вечера: t˚ = 20˚С, ветер ЮЗ до 5 баллов, перемежающиеся группы облаков. Вёдро.

23:00. Отбой.

25 июля, среда. Переход на о. Векхамо.

Ночью я наблюдал, что на небе – облачность, и ветер прежний. Роса незначительная.

6:00. Я проснулся и встал. В палатке t˚ = 21˚С. Облачно с прояснениями. Ветер в море потишал – ЮЗ, 3 балла.

6:30 – 7:30. Моросит дождь. Лёва с Гуськиным приступили к готовке завтрака.

Завтрак прошёл организованно и быстро.

10:00. Мы уже готовы к выходу.

10:25. Выход. Ветер 2 – 3 балла ЮЗ. На открытой акватории получили лёгкий бакштаг с ветром 3 – 4 балла от ЮЗ. Солнце – в пелене лёгких облаков. «Катафей» вышел, оставаясь зарифленным, но когда мы отстали, я отдал рифы, и в конце концов мы оказались в первых рядах.

12:25. Добежали до Койонсари и, оставляя острова Лотсарет слева, а Райпалуодот справа, высадились на ЮгоВосточном песчаном пляже Койонсари, к востоку от высоты 51,0 (по карте). Швартуемся при ветре в галфвинд 3 балла от ЗЮЗ. Координаты: 16.640 07.823

От Монтосари мы прошли около 6,6 миль (12 км) за два часа. Скорость 3,3 узла (6 км/час).

Здесь обширный и широкий песчаный пляж, за ним – светлый сосновый лес, почти без подлеска. На песке играют кучки голых детей. В лесу кое-где стоят свободно палатки. У берега стоит пара моторок. Пляж смотрит на ЮВ и прикрыт от моря островами Райпалуодот и цепочкой луд, но при серьёзной непогоде этого прикрытия может оказаться мало.

Мы осмотрели лес, раздали нашим и чужим детям печенья и побежали дальше. Наша цель – найти стоянку на востоке Лауватсари.

13:15. Выход. Правый бакштаг с ветром 3 балла от ЮЗ. На уровне Лауватсари ветер существенно затухает, и мы огибаем восточную оконечность острова с ветром 1 – 2 балла, то заходящим на левый галфвинд, то отходящим до фордевинда, то вовсе скисающим. Напротив оконечности Лауватсари – маленький остров Векхамо (Так и не удалось разглядеть на карте правильное написание этого названия). Здесь нас привлёк пологий бережок, обращённый к западу, который образован гладкими бараньими лбами, и на него хорошо высаживаться.

15:30. Обследование показало, что это – удобное место стоянки. От добра добра не ищут, и мы тут закончили свой дневной путь. Координаты: 17.037 15.100. По этим данным мы прошли ещё 7 миль за 2,25 часа, т. е скорость прежняя – 3 узла, или 5.5 км/час.

Катамараны вытащены на пологую каменную плиту. Лагерь разбит на макушке округлого бараньего лба, окружённого кустами. Площадка почти свободна от травы и мха – чистый камень. От лагеря тропа ведёт вверх по пологому склону на лесистую верхушку острова. Остров разрезан двумя узкими заливами, открытыми в Ладогу. В них также можно найти стоянку, но у нас лучше. Однако в заливах вода теплее и можно купаться. К северу от нас на острове стационарно стоит большая компания, лагерь которой имеет выход как в вершину одного из указанных заливов, так и во внутреннюю протоку между шхерами. При их лагере имеется оборудованный деревянный сортир. Условия в сортире мы не проверяли и с его хозяевами не знакомились. На втором из заливов острова обнаружились метки регаты “Better Together” 2012 года. Что именно означают эти метки, не понятно, наверно это контрольные пункты соревнования по ориентированию. В лесу довольно много черники, попадается земляника. Дров мало, но найти можно. Со всех сторон нашей стоянки хорошие места для рыбалки. Рядом с лагерем за кустами обнаружилось живописное круглое озеро (диаметром 20 м) чёрного цвета с белыми лилиями.

Координаты места палатки такие: 17.031 15.111

Это почти не отличается от места причала (6 саженей к северу и 5 саженей к востоку), что подтверждает верность его определения.

Погода стала ясной и жаркой. Ветер либо скисал до штиля, либо дул 1 – 2 балла с юга.

Пока мы стояли, у нас побывали посетители с моря. Сначала пристала моторка и попросила позволения позвонить мобильником с наших скал. Затем пришёл на моторе большой парусный тримаран, чтобы выгулять собачку. Вечером – 20:30 – мимо прошёл на север катамаран СП 122 с четырьмя на борту.

Андрей и Коля Гоглев ловят окуньков и плотвичек. Гуськин и Юля их чистят, Лёва разводит костер, и Татьяна жарит. Остальные их едят.

К закату гряды кучевых облаков густеют, и постепенно с ЮгоЗапада приходит сплошная слоистая облачность.

23:00. Пошёл дождь. Отбой. Ветер 3 балла ЮЗ.

26 июля, четверг. Экспедиция в Терву.

Ночью шёл дождь, но в некоторый перерыв мне удалось погулять.

6:30. Дождь.

7:30. Дождь.

В лагере ветра нет. В море 2 – 3 балла от Юга – ЮЗапада.

8:00. Дождь. Я проснулся, но вылезать не хочется. Температура в палатке 22˚С, тепло.

От дождя установили три тента, и костёр развели под тентом в кустах. Ревизия продуктов показала, что жаренье рыбы и Татьянино приготовление пловов не обеспечено достаточным количеством масла. А также кончилось пиво. Решили снарядить экспедицию в магазин.

12:00. Кончился затянувшийся завтрак. Продолжается дождь с перерывами. Ветер 2 балла ЮЗ. Слоистые дождевые облака 100%.

12:30. «Три чудака в одном тазу пустились по морю в грозу»: Гуськин, Андрей и Лёва на Сажинском катамаране отправились в экспедицию к посёлку Терву за покупками. Они успели вылавировать из пролива на простор и скрыться за мысом Лавуатсари, как кончился ветер. Стал штиль и стоял у них до вечера. Опытные сплавщики имели хороший шанс проявить свою квалификацию в гребле.

Тем временем в небе над лагерем появились просветы и выглянуло солнце. Стало жарко. Все разделись до шортов. Ветер дул на 2 балла от ЮЗ.

16:30. Пришла туча от СЗ и опять пошёл дождь, сильный, не не долгий. Ветер при дожде сменился на СЗ, 1 – 2 балла, а после дождя скис совсем. Штиль. Дым от мусорного костра, который раскачегарил Коля Гоглев, стоит высоким столбом.

18:00. Вернулась экспедиция с маслом и пивом. Им пришлось грести 20 км (!?) и обойти Лавуатсари со всех сторон.

Штиль продолжался до ночи с дуновениями до 1 балла с разных сторон.

23:00. Отбой. В зените – чистое небо, северный горизонт – чистый, на южном – сплошние слоистые облака. Однако, ожидается холодная ночь.

27 июля, пятница. Переход на Кейхясниеми

Спать было хорошо. Ночь была ясная и безветренная. Температура в палатке 16˚С.

7:00. Проснулся. Ясно. Ветер в лагере 1 балл, в море 2 балла, от СЗ.

7:30. Общий подъём. Завтрак и подготовка к выходу.

Пока завтракали, ветер скис совсем. Мёртвый штиль с дуновениями от Юга и Востока.

11:00. К выходу готовы. Дана команда отходить. Генеральный курс – на север.

11:30. Отходим со слабым ветерком (1 -2 балла) от ЮВ. Длинный контргалс в море, поворот, и благополучно прорезаемся впритык с островам Палосарет. Далее получаем ветра правого галса – от бейдевинда до бакштага. Слабый ветер 1 – 2 балла неустойчив и гуляет от Юга до Востока. Правим на мыс о. Кюнсари, курс СВ. Навигатор показывает скорость около 3 км/ч.

13:30. Перед маяком Лоукионсарет Гуськин сворачивает к берегу, и все мы пристаём в узкую щель, открытую к морю. В этой щели стоять нельзя: бухта открыта с моря, а среди береговых кустов лагерь ставить негде. Но при имеющейся спокойной погоде пообедать можно. К югу от нашей щели стоит домик с причалом, его хозяин сдаёт дачникам со снабжением по воде. Беседовали с проживающим там мужиком. Координаты щели: 19.092 19.296

От стоянки прошли около двух миль к северу и двух миль к востоку, всего – 2,8 мили за два часа. Скорость продвижения по маршруту – около 1.4 узла, 2.5 км/ч.

15:00. Выход с ветром 1 – 2 балла от Востока. Над озером небо сначала чистое, постепенно заполняется кучевыми облаками.

16:00. Курс – СВ. Ветер – ЮВ, 1 – 2 балла, правый галфвинд.

18:00. Обогнув мыс о. Кюнсари, вошли в залив, ограниченный с севера мысом Кейхясниеми (остров Кярпясенсари). Осмотрели окрестные берега. «Катафей» пристал к пологим лбам южного берега залива, но это оказались мокрые и наклонные камни, где ставить лагерь не удастся. Координаты: 21.194 21.603

Пока мы обследовали мокрые скалы, откуда-то из западных проток вышел большой катамаран с одним рулевым. Он покрутился вблизи нас и ушёл обратно. Больше мы его не видели и не видели его стоянки.



Нашли возможным остановиться только в первой бухте мыса Кейхясниеми. Там с моря виднеется домик в лесу и удобный пляжик. Стоявшая там моторка ушла, а другого народа не видно. Пристали в сторонке к западу от пляжика к каменисто-травянистому берегу (вполне удобно). Оказалось, что тут целый посёлок рыбацких балаганов, но народа действительно – никого и довольно чисто. Разбиваем бивак на лесистой террасе. Дальше террасы – крутой взлёт на скальную гряду, поросшую неоднократно горевшим лесом (несгоревшие деревья довольно высокие, разделены полянами густого подлеска). Видневшийся с моря пляж мы использовали по назначению – купались, особенно наши дамы. Координаты: 21.507 21.416

Неожиданно к нам приехала моторка и встала впритык к катамаранам. Но моторщик к нам вопросов не имел. Он приехал к своему бунгалу починять рыбосушилку. Рассказал, что это его основное занятие для пропитания. Не ясно, почему он подошёл к нашему лагерю, а не к пляжику.

20:00. Небо очищается от кучевых облаков, но с юга надвигается пелена слоистых.

28 июля, суббота. Вокруг Кухки

Ночью – штиль, без осадков. Роса не обильная.

5:40. Проснулся. Мёртвый штиль. Облачность 90% высококучевые. Комаров мало. Разбудил меня моторщик, который в 5:00 завёл лодку и уехал.

6:30. Облачность ушла на восток, но отдельные пятна остаются. Штиль. Температура в палатке 19˚С.

8:00. Общий подъём.

9:00. Потянул бриз с Востока. Приехала и уехала ещё одна моторка, но подходила к пляжу.

10:00. Выход. Ветер 1 – 2 балла Восток.

10:40. Вылавировали из залива и пошли генеральным курсом вокруг Кухки. Затем планируем внутренними протоками возвращаться на юг (Прошла половина отпущенного нам срока). Идём на север курсом фордевинд. Значит – ветер Южный, 2 балла.

Пройдя через острова Рискеасарет, пошли курсом ЗСЗ в бакштаг, наблюдая прекрасные пляжи в глубине заливов Кухки. В прошлые времена здесь уже доводилось стоять... Сейчас мы также завернули во второй глубокий залив – Папиниеменселькялахти (!?).

12:00. Пристали к западному краю песчаного пляжа. Пляж обширный и пустой. Эти бухты конечно не пустуют, но найти место можно. Так в нашей бухте стояли три катера, по берегу ходила пара рыбаков, а в прибрежном сосновом лесу можно было увидеть две палатки, которые оставляли достаточно места для лагеря любого размера. При заходе в бухту мы лавировали против ветра ЮВ 2 – 3 балла. Координаты: 22.915 19.608

12.30. Выход в дальнейший путь. Солнечно, перистые облака 10%.

Курсом на Запад левым галфвиндом / бакштагом вошли в залив Сурсалми и упёрлись в протоку, заросшую высокой травой. «Катафей» дошёл до травы, а главные силы уже повернули назад. Но Гуськин лихо пытается вкрутиться в протоку между кустов травы, но застревает, пытается грести, майнает грот. Мы тоже идём назад и высаживаемся на стоянку на западной стороне островка при входе в Сурсалми, чтобы ждать, когда Гуськин выберется из травы. Здесь вполне можно жить. Стоянка оборудована всевозможными бивачными приспособлениями. Место для пяти экипажей найдётся. Постояльцев нет. Стоянки напротив на Паяринсари тоже есть, но сейчас заняты. Координаты: 23.760 16.035

Однако Наталья  привозит команду адмирала идти без него вокруг о. Паяринсари, а он пробьётся через траву и будет ждать на той стороне. Я засомневался, что мы теперь его когда-нибудь встретим, и предложил пробиваться через траву вслед за адмиралом. Если он пройдёт, то мы пройдём тоже. Если нет – то мы все будем вместе решать проблемы. А так – можно разойтись навсегда. Однако народ решил выполнять команду адмирала…

14:00/:30. Пошли на встречу с Гуськиным вокруг Паяринсари. Курс СЗ, фордевинд. Ветер 1 – 3 балла ЮВ.

С севера Паяринсари отделяется от о. Орайтсари узким, но чистым от травы проливом. Пройдя его, получили галфвинд от Юга 3 балла. Затем, огибая Паяринсари, свернули в длинный прямой пролив, где получили лавировку против ветра от Юга с порывами до 5 баллов. Здесь с радостью увидели Гуськина, который поджидал нас возле правого берега. Но он не дал приставать, а повёл дальше.

15:15. Мы вскоре высадились в небольшой травянисто-каменистой бухточке около могилки местного парня (См. фото), напротив о. Коттосари. Здесь стоять нельзя, но пообедать можно. Однако у Агафоновых опять ЧП. При лихом подходе к берегу они прорезали скулу баллона чуть ли не на полметра. Бараньи лбы позволяют тут организовать и обед, и ремонтную мастерскую (но для бивака здесь места нет). Достаём клеи и заплатки, Лёва зашивает рану нитками, не снимая баллона с корпуса (это была бы полная разборка катамарана). В результате приклеили на чёрную подводную часть баллона красивую синюю полосу, которая придаёт корпусу дополнительную стремительность J.

17:30. После обеда нас на «Катафее» послали на разведку предполагаемого места стоянки, которое я увидел в бинокль дальше к югу по протоке на левом (восточном) берегу.

18:00. После несложной лавировки против ветра 3 – 4 балла от ЮЮВ мы высадились в тихой травянистой гавани, где были удобные для причаливания бараньи лбы как раз для пяти судов. Возле берега места мало, но на лесистой террасе среди хвойных стволов мест для палаток – неограниченно много. С воды это не видно, и поэтому видимо место не пользуется популярностью. На берегу был замечен только один след небольшого костра, мусор почти отсутствует.

19:30. По рации указанные обстоятельства были доложены главным силам, и вся флотилия собралась здесь для ночёвки. В нашей бухте – совершенный штиль. На берегу обнаружилось изрядно земляники. Я буду называть эту стоянку Земляничной. Координаты: 22.382 13.914 высота 6

На террасе возле палатки навигатор показывает: 22.366 13.950 высота 13

(20 саженей к югу, 20 саженей к востоку и 7 метров вверх – всё вполне правдоподобно).

Заклеенный баллон у Агафоновых всё равно течёт. В пути его пришлось подкачивать. Осмотр показал, что в продолжение основного пореза идёт царапина, через которую воздух просачивается. Ставим вторую заплату. Тоже красиво J. После этого баллон уже не тёк; как новый!

Вечер был солнечный. Перистые облака – 30%. Штиль.

23:15. Отбой.

29 июля, воскресенье. День ВМФ

Спал без просыпа.

7:00. Проснулся, встал. Пасмурно 100% высококучевые облака без осадков. Штиль. Роса не обильная.

7:20. Пошёл слабый дождь.

8:30. Дождь кончился. Завтракаем. Проверяем заклеенный баллон. Собираемся в путь.

12:30. Выход. В небе погромыхивает. В воздухе дымка. Облака слоистые 50%. Ветер 1 – 2 балла, Юг – ЮВ.

13:30. Спустившись от стоянки на юг, вошли в узкую протоку на запад между мелкими островами и приткнулись напрво к концу острова ждать Сажиных, которые пошли обследывать тупиковый залив, отделяющий полуостров Рисмусари (?) (когда-то бывший островом) от основной Кухки. Стоять здесь нельзя. Главные силы приткнулись в травянистой бухточке на противоположной стороне протоки.

В протоке мы получаем с предстоящего плёса существенные порывы ветра. Мимо на большой скорости снуют надувные моторки, прошёл чужой жёлто-чёрный «ветер 3М» под парусами, но на моторе, с четырьмя парнями.

14:00. Адмирал сходил за Сажиными и теперь все собрались вместе. Идём дальше. На плёсе получили лавировку против ЮгоВост. ветра до 5 баллов. По мере продвижения к концу плёса ветер тишает. «Катафей» идёт во главе, обходит чужого «ветра», который вырубил мотор на плесе, далее идут наши «ветры», и замыкают процессию Лёва с Гуськиным. Обидевшись, что мы их достали и обошли, чужой «ветер» опять врубил мотор.

15:00. Приткнулся в траву к бараньим лбам, чтобы подождать наш арьергард (Я потом еле выкарабкался из этой травы). Здесь оказалась симпатичная стоянка, но на одно судно и с кривыми площадками. Это место на южном берегу острова, который лежит сразу за протокой, уходящий на восток. Координаты: 21.143 14.557

15:30. Наши «ветры» нашли за следующим островом пологие бараньи лбы, хорошие для обеденного перерыва, и все собрались там. Напротив, подальше пройдя в протоку, обнаружилась прекрасная стоянка. Но мы обедаем здесь. Координаты:20.939 15.034 высота 3

Судя по карте, мы стоим на протоке Килпиенсалми, которая разделяет о. Памолансари (на севере) от о. Сависалонсари (на юге). Западное устье протоки представляет собой узкое бутылочное горлышко, перегороженное лудой (видно на фото), но пройти можно.

16:00. С запада заходит грозовая туча, гремит. Ветер тут с Юга 3 – 4 балла.

16:30. Быстро бежим через протоку на облюбованную стоянку.

17:00. Мы не успели толком поставить лагерь (Мы-то с Юлей успели поставить свою палатку, это же надо бы делать и остальным), как начался дождь, сначала не сильный. Мужики однако растянули большой тент, и вся компания имела возможность пережидать под тентом грянувший вслед за этим мощный ливень. Потом пошли шквалы со всех сторон, главным образом с запада, силой до 6 баллов (в море наверное 7 баллов). Молнии сверкают, гром гремит, иногда очень близко. Никаких неприятностей, кроме промокшей одежды гроза не принесла. Лёва жарит костёр под тентом.

21:00. Ливень перемежался периодами несильного дождя и к этому времени всё кончилось. Туча ушла, открыв живописный закат в лохматых розовых облаках, но в целом облачность 100%. Праздничный ужин. Я поднял флаги расцвечивания по случаю дня ВМФ, но они не развиваются, поскольку ветра не стало. Стал штиль. Греметь перестало.

23:00. Отбой. Погода всё та же. Координаты нашей ночёвки: 20.910 15.147 высота 11

Внизу на причальных плитах навигатор даёт: 20.922 15.110 высота 0

30 июля, понедельник. По шхерным протокам

7:00. Проснулся.

7:20. Встал. Штиль. Тепло. Сыро. В палатке 22˚С. Небо ясное. Дымка, лёгкий туман.

8:00 – 9:00. Завтрак. Солнечно. Ветер 1 балл с Востока. Удалось приятно побриться.

12:15. Объявлен выход каждому по готовности. И мы выходим первыми. Генеральный курс – на юг протоками. Выходим из горла протоки попутным ветром 2 – 3 балла, но за первым же поворотом – штиль. Ветер видимо Восточный (0 – 2 балла). Мы принципиально не гребём и остальные, гребцы, нас обходят. Первым идёт Лёва ЩМ 4. Оставляя о. Сависалонсари по левому борту, дошли до Т-образного перекрёстка с островком посередине. Стремясь на юг, Лёва оставляет этот островок по левому борту, но протока, обтекающая о. Котатсари с запада и ведущая на юг к Мюкримюсенсари (п-ов Терву), кажется непроходимой. Из-за этого мы имели хороший сеанс учебной лавировки в узком канале против ветра 3 балла с Востока.

С затихающим неустойчивым ветром идём на юговосток, пользуясь благоприятными порывами, и огибаем о. Котатсари. Протоку на юг от него мы не обнаружили; видимо она заросла. Выходя из шхер на простор, мы совсем потеряли ветер, и даже на «Катафее» пришлось немного погрести, чтобы взять курс на юг. Идём довольно далеко позади, остальные скрылись за мысом Кототсари. Но тут потянули порывчики (1 балл с Востока) и мы перестали грести и  довольно быстро догнали остальных. От ЮВ приходит заметная зыбь (до 40 см) и лодки неприятно качает, что мешает ловить штилевые порывчики. На лудах шумит прибой.

Оставив по правому борту острова Сирнитсансари и Харьюсари, флотилия кучно вошла в лабиринт островов у берегов о. Мюкримюксенсари и рассыпались по разным углам искать место. Места есть, но многие заняты. Гуськин подошёл к правому берегу сразу при входе в залив, но другие не сочли это место привлекательным. «Катафей» направился к южному берегу, где просматривались пологие поляны, занятые постояльцами только с одной стороны. Но там оказалось довольно болотисто и не уютно. Сажины прошли вглубь залива, где присмотрели удобное местечко и просигналили всем подходить.

19:00. Пока подходили к Сажиным, пересекали залив, на нас ливанул грибной дождик из маленькой лохматой тучки.

Место стоянки представляет собой небольшой остров, отделённый от большой земли уютной полукруглой протокой. Стоянки белого человека имеются и в протоке и на внешней стороне, обращённой в залив. Мы остановились на внешней стоянке. Она прикрыта от основной Ладоги островами. Впрочем, между ними имеются достаточные проходы, чтобы в случае непогоды сюда доходило бы волнение и ветер, хоть и с уменьшенной силой. Две стоянки на противоположной стороне острова в протоке защищены полностью, но там на одной стоял рыбак, а другая была уж очень завалена артефактами. У нас же были только следы от костра и развалины бунгала, которые мы использовали как дрова. Естественных дров здесь тоже достаточно. Урез воды здесь идёт по кривым и булыжниковым лбам, но они достаточно пологи и позволяют почти полностью вытащить катамараны. А на внутренних стоянках можно найти подобие каменных пляжиков.

К сожалению у меня почему-то не сохранились достоверные координаты этой точки. Должно быть что-то около 17.75’C | 15.40’B, но на карте это место я увидел только с помощью адмирала Гуськина. ;) .

Отбой как всегда в 23:00.

31 июля, вторник. Днёвка

Ночь была тихая (штиль). Без осадков, но с росой.

6:00. Юля встала и пошла собирать чернику (В такую-то рань! Неслыханное дело!).

7:40. Я тоже проснулся.

8:00. Я встал. А Юля собирает чернику!

Штиль. Слабая дымка. Обильная роса. В небе отдельные перистые облака. Облака плывут и бриз тянет с ЮЗ. Зыбь с озера не приходит, шума прибоя не слышно. Тихо.

9:00. Народ встал, и Лёва как всегда сделал завтрак.

На небо стала натягиваться сплошная облачность – светлая, с отдельными тёмными пятнами, из которых моросят редкие капельки. Однако они не мешают даже писать этот дневник под открытым небом. Ветер в море 1 – 3 балла от ЮгоЗапада. В нашей гавани штиль.

12:00. Стало капать посильнее, но солнце через облака светит и греет.

Из полезных дел я могу отметить, что я завалил «Катафея» и поправил что-то снизу.

17:00. В море раздуло до 5 баллов от ЮгоЗапада. Облака однако бегут с Юга.

К вечеру небо очистилось. Ветер прежний 4 балла. Коля сообщает, что давление повысилось.

Достижение дня: мы и Наталья сварили черничное варенье. У нас получилось 3 литра (7 бутылочек). А мужики и дети наловили  много рыбы. Жарила – Татьяна.

22:30. Отбой. Ветер не стихает. Небо ясное, с отдельными перисто-слоистыми облачками. Температура в палатке 21˚С.


1 августа, среда. Бросок на Хепосари

7:30. Общий подъём. В лагере штиль, в море 2 балла, ЮЗ. Небо всё в перьях. Температура в палатке 18˚С.

8:30. Завтрак. Перевернули котелок с кашей, но почему-то все наелись.

9:00. Дует ЮЗ 1 – 2 балла. Облачность стала 100% - высокая. С Юга надвигаются слоистые облака.

10:00. Выход в лавировку. 1 – 2 балла.

За островами идём длинными галсами против ЮЮВ ветра 2 – 3 балла. В небе высокая сплошная облачность, солнце просвечивает. Она обрывается голубым просветом на полнеба. А за просветом надвигается с юга гряда сплошных низких облаков.

Обогнув острова Полосарет, идём одним галсом в крутой бейдевинд прямо на мыс Куркиниеми.

13:00. Около мыса Кортениеми ветер скис и стал гулять от Востока до Запада через Юг.

14:30. Дойдя до устья залива Кочерга, высаживаемся на гладкие бараньи лбы для обеда. В глубине длинного залива просматриваются занятые стоянки туристов, и мы туда не пошли. Координаты: 13.764 04.973

А облачный фронт с юга надвигается! Мы здесь не прикрыты ни чем.

16:00. Надевши непромоканцы, бежим с обеденных скал с намерением укрыться от непогоды на о. Хепосари (это не далеко – за ближайшим мысом). Сбежали как раз вовремя: огибая мыс Куркиниеми, получили встречный шквал до 5 баллов от ЮЗ. Лавировка и длинный галс к северной части Хепосари.

17:00. Приземляемся в бухте на плитах северовосточного берега Хепосари. Координаты: 13.718 02.942

Агафоновы пришли гораздо позже: у них на шквалах выхлестнулся стаксель-шкот, и стаксель пришлось убрать.

На Хепосари, говорят, все места заранее расписаны и заняты, но в натуре народу совсем не много. У места, где мы пристали, тоже оказался хозяин, который в одиночестве ожидал прибытия на выходные большого корпоратива на ялах (35 человек). Он любезно позволил нам остановиться на ночёвку. Благо места здесь много. Дров тоже много; надо лишь отойти немного вглубь острова.

Тем временем пошёл конкретный дождь, но мы уже давно в непромоканцах, а палатку удалось поставить посуху.

Ужин – у костра под общим тентом запиваем глинтвейном, который сварила Наталья.. Посиделки затянулись до полуночи.

24:00. Отбой. Дождь кончился.

2 августа, четверг. Возвращение на пляж Тихий

Ночью дуло с ЮЗ, в лагере на 2 балла, а в море, наверно, на 3 балла. На небе светили яркие светила: с юга – Луна, с севера – Венера и Юпитер (?).

7:00. Мужики все встали. Лёва как всегда кочегарит костёр. Завтрак назначен на полдевятого. Ясно, ветер ЮЗ 1 – 2 балла, в море 3 балла. Сильная роса, с палатки каплет.

8:30. Начинается завтрак. В лагере ветра почти нет, но сосны шумят и облака бегут. Значит в море ветер дует. Мы с Агафоновыми берём рифы.

11:30. Выход с лёгким фордевиндом. Обогнув Хепосари, получаем бейдевинд переменной силы от 3 до 5 баллов ЮЗ (Лёва говорит о 6 баллах).

14:00. Добежав до Кярмеломениеми, приткнулись к скальному островку. Оказалось, что мы проскочили намеченную стоянку на о. Монтосари. Возвращаемся назад в залив Сукмылахти и осматриваем местность. Стоянки оказались заняты. Решаем искать стоянку дальше к югу, поближе к базе.

Сажины подошли к берегу в районе мыса Сахатниеми, но ничего хорошего там не нашли. Дальше все суда разбрелись по островам залива Лехмалахти. Мы приткнулись к крутому кустистому берегу островка между о. Беличий и о. Большой Чёрный. Координаты: 08.075 02.345

Здесь бивак ставить нельзя и вокруг ничего подходящего не просматривается. Сажины ушли куда-то вглубь Лехмалахти, и связи с ними нет. К нам присоединились Агафоновы и Гуськин. Наконец Лёва привёз известие, что Сажины как будто нашли стоянку, и мы было собрались идти к ним. Однако Сажины, видимо соскучившись, покинули своё место и присоединились к главным силам. Возвращаться обратно они не захотели (видимо стоянка была не столь уж хороша). Тогда решили идти прямо на базу и там постоять лишний денёк. Однако на открытых просторах раздуло до серьёзных барашков; и хотя у нас в укрытии тихо, Коля Агафонов считает, что ветра слишком много. От ЮЗ но небу идут валы кучевых облаков, несущих шквалистый ветер. Решили погодить с выходом до вечернего затихания. Но к 17:00 ветер не стихает, хотя облака немного поредели. Решили пустить вперёд нас с Сажиными на разведку боем, а остальные ещё подождут и посмотрят на нас.

17:50. Мы с Сажиными вышли, держа курс в бейдевинд на белый маячок неподалёку от Тихого пляжа. Он был виден с нашего стояночного острова и был гарантией того, что мы близки к цели.

Выйдя из укрытия, мы получили ветер 5 баллов, а пройдя острова Безлесные, и все 6 баллов ЮЮЗ с крупной волной. Однако мой «Катафей», с зарифленным гротом, держит желаемый курс. А Сажины идут с полным гротом, но им приходится видимо сильно травить паруса, так что они идут наравне с нами, не уходят вперёд, но и не отстают. Вобщем  плавание было, хоть и напряжённое, но не создававшее действительных трудностей. По мере приближения к цели, к берегу и к вечеру ветер тишал, волна улеглась, и к пляжу мы вынуждены были лавировать против слабых дуновений с берега. А в открытом море дутьё продолжалось.

19:00. На берегу нам аплодировала толпа зрителей-автомобилистов и приветствовал наш шофёр Гия. Автомобилисты вскоре разъехались, и мы поставили палатки в лесу на удобном для разборки судов месте.

20:30. Подошли основные силы нашей флотилии. Замыкал Лёва, который почему-то шёл недостаточно круто и вынужден был закладывать контргалсы. Они тоже шли с достаточно крепким ветром, и он не затих до самой ночи.

Корабли вытащены до леса и начата разборка.

24:00. Отбой. Однако, проявились заметные комары, которых раньше не было.

3 августа, пятница. Антистапель

6:30. Я встал. Небо ясное с перистыми облачками. Здесь штиль. Тепло. В море 2 -3 балла.

Такая погода продолжалась весь день, но в море, видимо, раздуло до 4 – 5 баллов ЮЗ.

Благополучно и неспеша разобрали и упаковали все суда. Коля связался по телефону с автобазой и подтвердил заказ на микроавтобус завтра к 10 ч.

Вечером с севера поползла сплошная облачность, и после 21:00 ветер в море скис до нуля.

4 августа, суббота. Отъезд

Ночью было тихо и сухо. Роса незначительная.

6:00. Меня разбудил начавшийся дождик, но упало только несколько капель. Тем не менее накрыл плёнкой упаковки с катамараном.

В небе сплошные слоистые облака, но солнце просвечивает. Здесь штиль, а в море дует ЮЗ, не более 2 баллов. В палатке температура утром (ночью) 19˚С.

8:00. Все встают. Завтракаем. Сворачиваем лагерь. Загружаем всё в «портер», оставляя с собой только необходимое на один день в поезд до Москвы. Временами моросит, но не значительно.

9:30. Прощаемся с Гией и его супругой и отправляем «портер» в Москву. Завтра утром наши жители Югозапада его разгрузят и «портер» отправится домой в Тулу. Экипажи пешком идут по лесной дороге до асфальтового шоссе, где в 10:00 мы встречаемся с заказанным автобусом. Ведёт автобус общительная интеллигентная дама, которая перебралась сюда откуда-то из Сибири (Алтая?), потому что Петербург – это город её мечты.

В полдень мы на Московском вокзале, сдали в камеру хранения рюкзак и обошли весь центр города пешком. Пошли по Лиговке и Литейному проспекту до Невы. Зашли в Летний сад, где переждали ливень в кафе. На той стороне Невы прошли через Петропавловскую крепость, где я сделал единственную фотографию. И вернулись к вокзалу по Невскому проспекту к 20:00. Поезд наш отправлялся, в 21:20. Привезёт он нас к открытию метро.

Путешествие закончилось!

Итоги

Поставленные цели выполнены. Новички приобрели опыт парусного путешествия в комфортных условиях. Ветераны вспомнили «былые дни и битвы, где раньше рубились они». Желавшие похудеть похудели (Наталья, Маша и Аня сбросили по 3 кг, Николай Агафонов – 5 кг). Нежелавшие худеть поправились и окрепли духом. Ели – на 120 рб в день на человека.

Погода была хорошая: тепло, и дожди не раздражали. В памяти остались солнечные впечатления. И в этом и в предыдущем моём плавании по этим местам ветер был преимущественно южных направлений. Видимо это нужно учитывать при планировании походов.

Суда показали себя с хорошей стороны: плыть можно. Если это новый, но обкатанный катамаран (Сажиных), то и проблем нет никаких. У новенького судна Агафоновых, который только из магазина, как обычно в первом серьёзном испытании проявляются слабые места, к ремонту которых нужно быть готовым. Старые катамараны требуют постоянного ухода, но при этом оказались вполне надёжными. Ходовые преимущества новых катамаранов над старыми не обнаружены.

Приложения:

Таблица переходов

Дата

Где

Сколько

Время

Погода

22 июля

Пляж Тихий. Стапель

0

-

 

23 июля

Переход на Монтосари

6 миль

12:00 – 17:20. Ходовое – 2 часа

Ясно. Ветер до 5 баллов, бакштаг

24 июля

Монтосари. Ремонт. Местный выход.

1 миля (?)

-

Переменно. Тепло.

25 июля

Переход на Векхамо

13 миль

10:25 – 15:30. Ходовое – 4 ч 15 мин.

Ясно. 3 балла. Бакштаг

26 июля

Экспедиция в Терву (катамаран Сажиных)

10 миль

12:30 - 0 18:00

Переменно. Штиль. Гребля

27 июля

Переход на Кейхясниеми

7 миль

11:30 – 18:00. Ходовое – 7 часов

Ясно. 1 – 2 балла. Галфвинд

28 июля

Вокруг Кухки

8 миль

10:00 – 20:00.

Ясно. Все курсы и все ветра.

29 июля

По шхерным протокам

3 мили

12:30 – 15:30

Ясно. Ливень. Лавировка. 2 - 5 баллов.

30 июля

Выход из шхер

5 миль

12:15 – 19:00

Ясно. Лавировка. 0 - 2 балла.

31 июля

Днёвка

0

-

Переменно. Ветер.

1 августа

Переход на Хепосари

11 миль

10:00 – 17:00. Ходовое – 3ч30 мин

Переменно. Все курсы и ветра.

2 августа

Бросок на пляж Тихий

9 миль

11:30 – 20:00

Ясно. 5 баллов. Бнйдевинд.

3 августа

Антистапель

0

-

Ясно. Тепло.

4 августа

Отъезд

0

-

Переменно

Итого

 

72 мили

 

 

Статистика ветров и курсов(doc файл)

Описания стоянок

Здесь приведены описания стоянок, которые мы рекомендуем по нашему опыту последователям. Описания взяты в основном из дневника «Катафея» с малыми добавлениями.

Пляж Тихий

Песчаный пляж в полкилометре к югу от устья р. Тихой.

Координаты: 61o05.21’Nord, 30o 04.89’ Ost

Здесь действительно большой песчаный пляж, окружённый хвойным лесом, с видом прямо на остров Бурнев. Это популярное место отдыха, имеются остатки всяких бивачных сооружений (кострища, скамейки, мусорные кучи, …), но сравнительно чисто (чище, чем на конаковской Отсыпке). И несмотря на выходной день почти никого из живых отдыхающих нет – вставай, где хочешь. Отдыхающие приехали на автомобилях позже, рыбачили, купались, надували моторки, но к вечеру почти все машины уехали. Наши экипажи забронировали себе места среди деревьев и кустов, но прежде всего стали собирать катамараны.

В лесу много черники, вдоль автодороги попадается земляника и малина. Дети нашли некоторое количество грибов – подберёзовики, лисички и свинушки. Дров – более чем достаточно: в лесу какой-то бурелом, много сухих недопиленных стволов и веток.

Сюда от Приозёрска нужно ехать по шоссе на Мурманск до посёлка Бригадное, но не переезжая мост через р. Тихую, возле автобусной остановки и столбика «325 км (от Мурманска)» нужно повернуть направо по асфальтовому ответвлению. Асфальт доводит до поворота направо к турбазе Министерства обороны. Но туда не надо. Нужно ехать дальше на север уже по грунтовой дороге, оставляя слева домики садовых товариществ, сначала «Ягодка», затем «Полянка» (есть соответствующие вывески). Здесь дорога становится достаточно ухабистой, от легковушек требуется повышенная проходимость. Пляж открывается справа от дороги, где она даёт извилину. Не заметить это место трудно.

При подходе к этому пляжу с моря он может быть виден недостаточно отчётливо, но хорошим ориентиром служат два белых маячка, установленных на мысах к Юго-Востоку от пляжа. Эти маячки образуют судоходный створ через Руотсисарские луды. Ближний из маячков находится непосредственно около пляжа, через небольшой залив. Без градусной сетки на карте место пляжа можно определить по следующим компасным пеленгам ориентиров:

На ближний маячок                                    63˚

На навигационный буй                  55˚

На о. Руотсисари                              50˚

На восточный край о. Бурнев        14˚

На западный край о. Бурнев          333˚.

Остров Монтосари

Координаты: 61˚10.07’ Nord, 30˚01.58’ Ost.

Небольшая закрытая бухта с травянисто-булыжниковыми берегами, имеется песчаный пляжик.

Этот маленький остров расположен в заливе Сукмылахти, впритык к северу от полуострова Кярмеламмениеми. Отделён от коренного берега узким кривым проливом, в который и обращена бухта, удобная для стоянок. Берег бухты образует невысокий обрыв. Над ним – смешанный лес с удобными площадками. Хоть буха и не велика, здесь могут располагаться две большие группы, не мешая друг другу. К западу от бухты – характерная высокая скальная стена, заметная с моря. Дров здесь мало.

Похожее место есть и севернее, на южном берегу мыса Котканиеми (о. Кильпола), но в этот раз оно нам не приглянулось и было занято.

Остров Койонсари

Мы здесь не ночевали. Останавливались в точке с координатами: 61˚16.64’Nord, 30˚07.82’Ost.

Остров окружён обширными песчаными пляжами, где всегда стоит народ, но и для новых постояльцев место найдётся. За пляжем – чистый прозрачный лес. Дров мало.

Остров Вехкамо

Координаты: 61º17.04’Nord, 30º15.10’Ost.

Пологие скальные плиты на мысу маленького острова возле восточной оконечности о. Лауватсари.

Стоянка рекомендуется не на самом мысу, а на плитах немного вглубь пролива. здесь как раз размещаются пять катамаранов, место защищено от моря мысом и обращено на запад к узкому проливу. Лагерь следует разбить на макушке округлого бараньего лба, окружённого кустами. Площадка почти свободна от травы и мха – чистый камень. От лагеря тропа ведёт вверх по пологому склону на лесистую верхушку острова. Остров разрезан двумя узкими заливами, открытыми в Ладогу. В них также можно найти стоянку, но у нас лучше. Однако в заливах вода теплее и можно купаться. Кроме нас на острове стационарно стояла большая компания, лагерь которой имеет выход как в вершину одного из указанных заливов, так и во внутреннюю протоку между шхерами. При их лагере имеется оборудованный деревянный сортир. Условия в сортире мы не проверяли. В лесу довольно много черники, попадается земляника. Дров мало, но найти можно. Со всех сторон нашей стоянки хорошие места для рыбалки. Рядом с лагерем за кустами обнаружилось живописное круглое озеро (диаметром 20 м) чёрного цвета с белыми лилиями.

Мыс Кейхясниеми

Координаты: 61º21.51’Nord, 30º21.42’Ost.

Травянисто-булыжниковый берег с небольшим песчаным пляжем, обращённый в шхерные проливы.

Это первая бухта с южной стороны мыса. Тут целый посёлок рыбацких балаганов, но народа – никого и довольно чисто. Встать лучше не на пляже (где есть вероятность прибытия хозяев балаганов), а подальше в бухту, приткнувшись к траве. Бивак – на лесистой террасе. Дальше террасы – крутой взлёт на скальную гряду, поросшую неоднократно горевшим лесом (несгоревшие деревья довольно высокие, разделены полянами густого подлеска). Видневшийся с моря пляжик мы использовали по назначению – купались, особенно наши дамы. Дров здесь много.

Залив Папиниеменселькялахти

Здесь мы не ночевали. Обедали в точке с координатами: 61º22.91’Nord, 30º19.61’Ost.

Обширный пляж в глубокой круглой бухте.

На северовосточном конце о. Кухка есть две удобные и живописные бухты с песчаным пляжем. Эти бухты конечно не пустуют, но найти место можно. Так в нашей бухте стояли три катера, по берегу ходила пара рыбаков, а в прибрежном сосновом лесу можно было увидеть две палатки, которые оставляли достаточно места для лагеря любого размера.

Залив Сурсалми

Здесь мы тоже не ночевали, высаживались в точке 61º23.76’Nord, 30º16.04’Ost.

Этот залив отделяет Кухку от о. Паяринсари и имеет травянистую протоку на запад. По берегам залива есть места стоянок, но они в основном были заняты. Нашлась свободная на маленьком острове в начале залива. Стоянка небольшая, наши пять катамаранов, пожалуй, и не поместились бы. Место не замусорено, но мусор сложен вблизи неприятными кучами. Берег обращён в проливы и закрыт от непогоды с моря.

Бухта Земляничная

Координаты: 61º22.37’Nord, 30º13.92’Ost.

Травянистая бухта с бараньими лбами для причаливания.

Бухта находится на западном берегу о. Кухки. Она открывается в межшхерные проливы и обеспечивает защиту от всех ветров. Возле берега для лагеря места мало, но на лесистой террасе среди хвойных стволов мест для палаток – неограниченно много. С воды это не видно, и поэтому видимо место не пользуется популярностью. На берегу был замечен только один след небольшого костра, мусор почти отсутствует. На прибрежных полянках было много земляники, которую мы всю съели.

Протока Килпиенсалми

Координаты стоянки: 61º20.92’Nord, 30º15.13’Ost.

Протока разделяет о. Памолансари (на севере) от о. Сависалонсари (на юге). Западное устье протоки представляет собой узкое бутылочное горлышко, перегороженное лудой (видно на фото), но пройти можно. Высадка на пологие и гладкие бараньи лбы острова Памолонсари. Со всех сторон узкие межшхерные протоки, и защита от непогоды обеспечена. По берегу вокруг – крутые откосы, заросшие кустами и лесом. Наверху – луга, которые раньше видимо возделывались. Место очищено от мусора, имеется железная жаровня и стол с тумбочкой. Нам повезло, что мы место застали свободным от постояльцев.

На другой стороне протоки, на мысу северной оконечности острова Сависалонсари удобное место для временной остановки на гладких бараньих лбах. Там именно мы и обедали, пока нас не прогнал надвигающийся шторм.

Острова Луокионсарет

Приблизительные координаты: 61º19.05’Nord, 30º18.00’Ost.

Остров в центре лабиринта островов. На некоторых картах он показан как мыс о. Котатсари.

Среди островов Луокионсарет есть разные места стоянок, но многие заняты. «Катафей» направился к южному остову, где просматривались пологие поляны, занятые постояльцами только с одной стороны. Но там оказалось довольно болотисто и не уютно. Сажины прошли вглубь залива, где присмотрели удобное местечко и просигналили всем подходить.

Место стоянки представляет собой небольшой остров, отделённый от большой земли уютной полукруглой протокой. Стоянки белого человека имеются и в протоке и на внешней стороне, обращённой в залив. Мы остановились на внешней стоянке. Она прикрыта от основной Ладоги островами. Впрочем, между ними имеются достаточные проходы, чтобы в случае непогоды сюда доходило бы волнение и ветер, хоть и с уменьшенной силой. Две стоянки на противоположной стороне острова в протоке защищены полностью, но там на одной стоял рыбак, а другая была уж очень завалена артефактами. У нас же были только следы от костра и развалины бунгала, которые мы использовали как дрова. Естественных дров здесь тоже достаточно.

Урез воды здесь идёт по кривым и булыжниковым лбам, но они достаточно пологи и позволяют почти полностью вытащить катамараны. А на внутренних стоянках можно найти подобие каменных пляжиков.

Остров Хепосари

Координаты стоянки: 61º13.72’Nord, 30º02.94’Ost.

Маленькая бухточка среди каменных плит северовосточного окончания о. Хепосари.

На Хепосари, говорят, все места заранее расписаны и заняты, но в натуре народу совсем не много. У места, где мы пристали, тоже оказался хозяин, который в одиночестве ожидал прибытия на выходные большого корпоратива на ялах (35 человек). Он любезно позволил нам остановиться на ночёвку. Благо места здесь много. Дров тоже много; надо лишь отойти немного вглубь острова.

Остров представляет собой каменные поляны с редким, неоднократно горелым лесом. К урезу воды спускаются во многих местах пологие скальные плиты в многочисленных излучинах берега, где которые удобно высаживаться. Лагерь ставится на горизонтальном верху этих плит. От ветров здесь спасает положение острова в глубине залива Лайкаланлахти и наличие перед главным островом нескольких малых островов (Пиени Хепосарет).

Конец

Автору можно написать на адрес: systemling@narod.ru


© На некоторых картах посёлок Бригадное нанесён на левом берегу р. Тихая, но на местности щиты начала и конца посёлка установлены на дороге до выезда на мост, которого мы и не видели.

§ В дальнейшем, указывая координаты, я не буду писать градусы (они всегда 61 и 30 соответственно), а также апостроф минут и буквы N и Е (в другие полушария мы не попадём).

§ «Тритон» - фирма изготовитель катамарана.