Валентин Филиппов



    Каждый раз, когда в присутствии друзей или знакомых я начинаю рассказывать о Черкассах и о походе Черкассы – Днепропетровск слушатели задают мне один и тот же вопрос на который я не могу ответить или дают мне один и тот же совет который застаёт меня врасплох – «Почему я не написал об этом или почему бы мне об этом не написать?!». Что я и сделал.
Итак, уважаемый парусный народ и любознательный читатель устраивайтесь удобнее и читайте.

Зачем ты привёз сюда свою колымагу,
или приключения Винни Пуха двадцать двенадцать



Собрались за столом у Бога все божьи мастера
Вот бы и мне туда за стол
Куда входного не купить
А яств от оборотов всех миров не оплатить
Ты слышишь, ангел мой, о чём прошу у Бога

Теперь уже не могу точно сказать – каким образом ко мне прилетела весть о Чемпионате Мира 2012 в Черкассах по парусному туризму – кажется тогда мне позвонил Саша Дикий и спросил, как выстрелил - в упор: «Собираюсь ли я участвовать в Чемпионате Мира?!.» Каждый кто оказался бы на моём месте и, находясь в неведении об этом Событии, и как я теперь понимаю: главном событии года, понял бы – что это за вопрос. Помню только, что эту мысль я воспринял исключительно спокойно, без тревог и сомнений в собственных силах. Тогда, в конце зимы 2012, подумалось ещё и о том, что будь это не только Чемпионат Мира, а даже Чемпионат Межпланетный то такая же уверенность и спокойствие меня б не покинули: сообщество Днепропетровской парусной федерации и уникальная акватория Днепра – хорошее сочетание для совершенствования. Именно тогда и подумалось – неужели я так развился?!..

От такой шальной мысли мурашки зашевелились в районе моих пяток, затем неспешно пробежали вверх к самой макушке и таким же образом неспешно ушли в пятки. Участие в  любых соревнованиях (как и участие в  ЧМ2012) для меня не есть главное. И причина здесь простая - в Положениях о соревнованиях вверху никогда не увидишь - Утверждено: Создатель и, вряд ли, я бы приехал в Черкассы только для этого.  Кроме того катамаран «Винни Пух» есть турист и мешать своим присутствием  определять лидера не в моих правилах. С другой стороны  в одном только ЧМ2012, как и в любых иных соревнованиях для меня (с моей точки зрения) – не было харизмы.  А между тем время шло.

Вирус «ЧМ2012» прочно внедрился в моё сознание и начал свою конструктивную работу, предлагая аргумент за аргументом в свою пользу.  Скажите любознательный читатель и парусный народ – кто не хотел бы побывать на празднике жизни среди друзей и просто красивых людей-единомышленников?!  Наверное таких не найдётся и я не был исключением.  А что касается целей и задач ЧМ2012, изложенных в Положении о соревнованиях , так они были настолько просты и понятны, что приглашали к созданию высокоуровневого коллективного продукта под названием ЧМ2012 каждого: будь это грудной ребёнок, никогда не видавший обнажённого паруса и не имеющий представления о том – что есть бейдевинд вообще и штормовой бейдевинд, в частности  или седовласый аксакал, чудом уцелевший в очередной парусной катастрофе. Поэтому не могу в этом рассказе не повторить их, эти цели и задачи:

Цели и задачи ЧМ2012:

Когда же к этим двум сверх убедительнейшим аргументам добавилось моё давнее желание пройтись экспедицией по самому большому водохранилищу Украины (2252кв. км!) затем вернуться на базу в строящийся олимпийский парусный центр «Сич»(председатель Вячеслав Дидык) г. Днепропетровска, пройдя, при этом, через два шлюза (Кременчугский и Днепродзержинский)  я понял, что в такой затее она, эта самая  харизма, и присутствует.

От осознания того, что мучительный этап «Быть иль не быть?!» позади стало как-то сразу  легко и я приступил к следующим важнейшим этапам подготовки – следовало решить вопрос с ресурсами: финансовым, временным, командным и подготовить материальную часть. С финансами решилось на удивление просто – Андрей Чистиков, директор фирмы «Укреврокровля» согласился оплатить все расходы, если на парусах будет его реклама. Оля Чистикова, жена Андрея взяла на себя хлопоты по работе с дизайнерами и в течение 1,5 месяцев (с учётом отправки грота в Киев в мастерскую В.Кириенко – тел. 0674658874 0445302301) всё решилось. И решилось неплохо – лучше,  чем я предполагал. И эту рекламу можно увидеть на фото, которые будут иллюстрировать опус.

Материальная часть катамарана «Винни Пух» несмотря на то, что всегда производила удручающее впечатление для непосвящённых и была загадкой, находилась в рабочем состоянии, даже для такого статуса соревнований - помните, как в сказке о Буратино: «…пациент больше жив, чем мёртв…».  К этому следует добавить буквально следующее – когда в 2008 году Игорь Крыгин организовывал 1-ый «Кубок Днепра» и впервые увидел катамаран «Винни Пух»- главное судейское судно?! - под толстым слоем  глиняной пыли, мирно дремлющий на деревянных стапелях-подставках со спущенными баллонами, то подумал, что жить ему, Игорю Крыгину(кандидату физико-математических наук и видавшему всякие парусные виды), с момента выхода на воду осталось бы минут пятнадцать-двадцать, не больше. С тех пор прошло уже больше 4 лет и все, слава богу, живы. Кстати сказать – глиняная пыль, как и вообще любой сор прекрасно защищает материальную часть от разрушительных атмосферных воздействий. Когда были решены вопросы с финансами и материальной частью грех было не найти время.

И время нашлось – мой партнёр «по бизнесу» Данилыч (фото слева) согласился в моё отсутствие прикрыть меня своим трудоучастием.  А вот с командой пришлось повозиться. В конце апреля – начале мая у всех всегда много хлопот. А если к этому добавить то,  что весь парусный мир в нашем регионе готовит корабли к спуску на воду и, при этом, всегда испытывает дефицит в квалифицированных членах команды то не трудно понять что это действительно так. Поэтому свою затею мне пришлось разделить на части: ЧМ2012 и экспедиция Черкассы-Днепропетровск.

Экспедицией заинтересовался мой давний, проверенный в самых тяжёлых осенних холодных походах, друг Вова Остриков (бывший банкир и в юности страстный поклонник дальних лыжных походов). А вот с командой на ЧМ2012 вопрос оставался открытым. Я продолжал звонить по друзьям. Ответ был стандартный – мы подумаем. А между тем корректные сроки подачи Заявок истекали. Ехать же в Черкассы - и там не поучаствовать в ЧМ2012 было бы полным абсурдом.

Неожиданно раздался звонок из Киева и Лота Меркулова (Слободян) мило проворковала в трубку что они  с Серёжей (фото слева) подтверждают свое согласие на участие в ЧМ2012 и берут с собой собаку породы Родезийский Ричбек по кличке Бридж. Стараясь сохранить самообладание и понимая, что родезийские ричбеки скорее сожрут капитана, чем станут работать на шкотах я согласился.

Вообще удивительный, компанейский, походный, непредсказуемый человек эта Лота и очень полезный - в совместных походах («Кубок Днепра-2008», «Кубок Днепра-2009», Днепродзержинское водохранилище), когда Лота ещё была свободна, на её воркование вечером собирался весь юный мужской контингент и наперебой угощал всякими вкусностями. И я бы не отказался! Это и было, видимо, причиной того, что Лота никогда утром не завтракала, а только сладко потягивалась, проворковав: «Доброе утро!» чем здорово удивляла тех, кто не знал – в чём причина такого её поведения. И в этот раз Лота приятно удивила, продолжая подтверждать свой высокий непредсказуемый статус. Но не будем о прекрасном.

После такой важной новости грех было не заявиться на ЧМ2012, тем более что у меня давно руки чесались сделать это. Разумеется пришлось немного слицемерить и не показать в Заявке Ричбека Родезийского. Совсем скоро прилетел ответ Сергея Кравченко о том, что Заявка принята и пожелание - хорошо подготовиться и без приключений добраться. Надо отдать должное Сергею – он как в воду глядел.

Примерно за неделю до выезда в Черкассы, когда уже «Винни Пух» был в собранном состоянии, обязательный Саша Бережной строго в назначенное время подогнал свой «Дафик» и вывез упаковки к месту сборки (на фото слева - А.Карцев и А.Бережной на «Кубке Днепра - 2008»), Лота сообщила - что Ричбека Родезийского не будет. И это была новость хорошая. А за два дня до выезда прилетела новость плохая: голос Лоты мило проворковал в телефонном аппарате, что Серёжа заболел и что мы, наверно, не поедем. Я уже не помню, что говорил, помню только - что не кричал. И что на следующий день Лота сообщила, что они с Серёжей едут.

Да, тернист путь капитанов. К этому следует добавить и то, что в день погрузки – вечером 27апреля вдруг пропала мобильная связь всех операторов. Я тогда ещё не знал по какой причине - в городе произошла серия терактов, все дороги были блокированы. И мобильная связь тоже, которая восстановилась только поздней ночью и погрузка производилась не в 17-00 27апреля, а в 01-20 28 апреля. К 17-00 27 апреля на велосипеде приехал помочь с погрузкой неунывающий Витя Бондарев и, никого не обнаружив, мирно укатил обратно.  Но кто знал, что так всё случиться. Конечно же, грузиться при свете налобных фонариков хуже, чем в светлое время, тем не менее всё свершилось. Самое трудное в этом – было беспокоить на ночную погрузку друзей, но на то они и друзья.

Ночью подъехали мой брат Саша и Коля Лопатин, мы вместе ходили по Заполярью, и помогли с погрузкой.

А утром приехал Лёня- водитель.  Дорога к неизвестному коротка и вот уже мы в Черкассах на центральном городском пляже «Ривьера». Лота и Серёжа приехали сюда из Киева одновременно с нами. Поближе к урезу воды пробиться  не удалось и мы общими усилиями нежно поставили «Винни Пух» на лужайку. Везде царит атмосфера праздника и доброжелательности.

Исключением была фраза: «Зачем ты привёз сюда свою колымагу?», которой встретила прибытие катамарана одна дама, по известным причинам имеющая о парусном туризме поверхностное представление и одинокий голос которой, как и следовало того ожидать, затерялся в общем гуле признания высоким обществом  креативности «Винни Пуха», чего я и ей искренне желаю.

Но вернёмся к Черкассам - к полудню 29 апреля катамаран мирно почивал на лужайке и был готов для участия. Незаметно пролетело время заявок, обмеров, сдачи стартовых взносов, других организационных мероприятий и вхождения  в образ суперменов (волей или не волей приходится себя так ощущать, особенно тогда, когда вдруг попадаешь под пристальное внимание корреспондентов, простых горожан и участников ЧМ2012). И ещё хочется рассказать об одном забавном случае, произошедшем на городском пляже «Ривьера». Жители Черкасс Саша и его спутница Женя пляжились напротив катамарана «Винни Пух». Но кто бы мог подумать, что Сашу раздирало на части любопытство от желания спросить - зачем мы приехали, зачем всё это и что это нам даёт, когда на весеннем пляже и так здорово.

И Саша не выдержал – подошёл и мы начали разговаривать. Когда Саша задал свои главные вопросы, а я ему ответил: «Что есть жизнь, а есть праздник жизни и мы на этот самый праздник жизни успели»  с Сашей произошла какая-то странная метаморфоза – он вдруг заулыбался. Заулыбался такой тихой и просветлённой улыбкой, какой только улыбается человек, который либо вдруг лишился рассудка, либо неожиданно для себя стал обладателем каких-то особых тайных знаний. И в таком просветлённом состоянии он, Саша, и находился, пока не покинул пляж.

…Поздно вечером я обратил внимание на трёх рослых парней, которые направились к «Винни Пуху». Пляж был городской, время позднее, у воды я один, а  в руках у парней была пластиковая бутылка с неизвестным горячительным напитком.  Поэтому из осторожности я слегка приостановил их своим окликом: «Пароль!». Парни слегка возмутились. Я понял - что это свои и ответил за них: «Саратов! Ладога! Проходи!». Их дружный смех не оставил и тени сомнения в том, что это были не только свои, но ещё и петербуржцы. Впоследствии, когда мы познакомились ближе и выпили по глотку разбавленного спирта, стало известно - что они с катамарана «Кайфун» (фото слева, капитан А.Королёв) и пришли получше рассмотреть «Винни Пух» со светящимся топовым огнём.

Парни - грозные с виду, оказались ужасно хорошими, милыми и «добрыми внутри» - побольше бы таких. …А на рассвете 30 апреля одна из лодок приобрела статус «Летучего Голландца»: ночью поднялся уровень воды и какой-то катамаран, с неубранным гротом и без команды, пришлось отлавливать на довольно значительном расстоянии от базового лагеря. Черкасский городской пляж «Ривьера» оказался местом и других приятных и полезных встреч - о всех сразу не вспомнишь, но о знакомстве с жителем Черкасс Павлом Яценко не могу не сказать, т.к. Павел оказался не только хорошим высокоуровневым человеком, но и хорошим разработчиком сайтов и помог мне открыть сайт «Шёпот звёзд»: whispersstars.webnode.ru. Сообщаю контакты Павла Поликарповича Яценко - knestay (at) gmail.com, +380638775267

Но вернёмся к гонкам. Время расплаты неотвратимо приближалось. Почему расплаты попробую пояснить. 30апреля – это серия коротких гонок по треугольнику и на эту гонку все выходили налегке, оставляя всё лишнее на попечение групп поддержки. У меня  такой поддержки не было и с учётом того, что по Положению оргкомитет не несёт ответственности за пропажи, а «Винни Пуху» ещё предстоял поход, то на всякий случай всё снаряжение было уложено по-походному, т.е. находилось на лодке.

Разумеется «Винни Пуху» в смысле призовых мест и так ничего не светило, а в таком ракурсе не светило вообще, за исключением грамоты «За волю к победе». Что и случилось: в первой гонке лодка не уложилась в контрольное время. Не видя особого смысла в следующей гонке по треугольнику - мы подошли к берегу. Лота и Серёжа мирно пляжились в шлёпках под лучами ласкового апрельского полудённого солнца, но тут моё внимание привлекли действия Игоря Крыгина. Находясь в группе поддержки и присматривая за снаряжением и провизией, он энергично жестикулировал, подавая знаки, чтобы мы немедленно приняли участие в очередной гонке.

«А почему бы и нет?!» – подумал я, развёл в стороны руки, как Игорь Блохин за несколько секунд до супер гола, и под «YAMAXA 2» мы подошли к старту, заглушили мотор и ушли в гонку. Лота и Серёжа продолжали мирно пляжиться в шлёпках, пропагандируя парусный туризм как семейный вид активного отдыха на «отлично», но в этот раз в контрольное время мы уложились, несмотря на то, что встречное течение и штилевой закатный бейдевинд на финише - тяжёлое испытание. Да и Главный судья Сергей Продайвода, оценив нашу достойную, но бесперспективную борьбу в смысле финишировать в отчаянии махнул красным флагом, принимая финиш. Да, это был славный «супер гол».

О Черкассах 2012 достаточно информации в интернете, поэтому я не буду изощряться в деталях. Хочу только обратить Ваше внимание, любознательный читатель и парусный народ, что результатом этого высокоуровневого коллективного продукта, по моим скромным подсчётам, являются сотни Гбайт фото, видео-информации и впечатлений, зафиксированных и не зафиксированных в рассказах. И, конечно она, эта информация иногда будет пополняться новой, доступной широкому кругу. И доказательством высказанной мысли есть мой скромный опус, а точнее вклад в наше общее дело, дополняющий этот самый высокоуровневый продукт некоторыми новыми деталями.

Был тихий и тёплый вечер - приближался второй день: маршрутная гонка Черкассы – с.Сагуновка.  Парусный народ потихоньку готовил лодки к следующему этапу:  собирался, устранял поломки и расслаблялся. Всё шло как обычно. Вдруг ко мне подошли ребята из Макеевки и попросили завезти на необитаемый остров, где наслаждались волей и весенней рыбалкой два водителя,  харчи и водку им на четыре дня. Так как у меня был мотор, а на Днепре штиль и до острова было далековато и вечерело, грех было не согласиться подставить плечо и увидеть радость двух человек при виде сумок с долгожданной провизией.

Надо отметить, что  приехали мы вовремя: весенняя рыбалка шла полным ходом и от этого, а может ещё от чего полные лица этих новоиспечённых островитян  приобрели необычно красный цвет и издалека напоминали два горящих огня светофора – один огромный, а другой поменьше. Эту картину дополняло ещё и то, что эти огни, точно как в книгах  для детей, широко улыбались, искренне радуясь нашему прибытию. Я  немного прошёл вдоль острова, чтобы оценить обстановку – не мираж ли это? Это был не мираж.  И когда  всё свершилось, а выход на воду есть всегда неизвестность, и мы благополучно вернулись в базовый лагерь, меня пригласили поужинать.

Так как все были заняты подготовкой, то накрыть для меня, в знак благодарности, стол поручили Серёже, который удивительно напоминал  Карлсона, только без штанов с подтяжками и пропеллера. Было уже темно и в Макеевском полосатом бело-синем шатре не было света. Серёжа Карлсон лихо хлопотал по хозяйству - восстановив работоспособность налобного фонарика, он окунул тарелки в бак с какой-то мутной жижей и  использованными другими тарелками, протёр какой-то тёмной тряпкой и, не сполоснув чистой водой, начал насыпать ужин – горячий картофель с тушёнкой. Пока он гостеприимно делал это, я мучительно, не подавая вида, размышлял – есть с такой тарелки, или нет.

Надо мной нависала реальная угроза заражения всеми известными и неизвестными кишечными инфекциями. А между тем Серёжа Карлсон, словно герой из доселе неизвестной истории продолжал соблазнять меня своим гостеприимством: со дна какого-то баула была вытащена на свет божий особая водка и нежный, булькающий звук наполнил пространство шатра. Отступать было некуда и, презрев все каноны санитарной гигиены, мы выпили за дружбу Макеевки и Днепропетровска.  Да, воистину - пути господни неисповедимы. Утро следующего дня принесло новый сюрприз – на берег пришла Лота  (Лота и Серёжа ночевали в своей машине на автостоянке) и сообщила, что Серёжа заболел и не может принять участие в маршрутных гонках.

Несколько позднее подошёл Серёжа. У него действительно был сильный насморк и его участие в дальнейших мероприятиях исключалось. Почему-то я воспринял эту новость спокойно. Может быть ещё и оттого, что Серёжа в смысле квалификации скорее напоминал юнгу, чем  водно-болотного парусного волка международного класса. Кроме того Лота оставалась в команде – Серёжа великодушно отпустил её в поход. Вдвоём мы уже ходили, и особых проблем у нас никогда не было. Оставалась небольшая моральная не комфортность: мы заявились на участие втроём, но её благополучно решил Серёжа Кравченко и дал добро на гонку в составе 2 человек  без пересчёта гоночного бала, тем более что мы на что-то особенное и не претендовали.

Серёжа, муж Лоты, пожелал нам удачи, попрощался  и мы с Лотой отошли от берега. Стартовую линию пересекли без особых проблем и ушли на маршрут – Черкассы – село Сагуновка (28км). Чтобы не испытывать судьбу я вооружился «кэтом» и дополнил его штормовым стакселем. Весна и начало лета – период активной атмосферной конвекции. Тот, кто внимательно слушает сводки погоды и новости связанные с ними иногда может обратить внимание на сообщения о сломанных весной двух тополях  в районе Черкасс (и это без листьев!) или о металлических  незакреплённых балках перекрытий, которые вдруг начинают сыпаться на головы беспечных строителей, сметенные налетевшим ниоткуда секундным вихрем и т.п.  Надо отметить, что под таким вооружением мы и прошли, за редким исключением, все остальные этапы. Но вернёмся к 1 мая.

Погода была чудесная, ветер не встречный и, мы, в то время когда регата производила манипуляции со своим парусным гардеробом и отслеживала заходы ветра, наслаждались спокойным яхтингом. Лота прекрасно справлялась с ролью хранительницы походного очага: вовремя подкармливала меня бутербродами. Кроме того у Лоты было много и других занятий и озабоченностей – роль папарацци, подготовка к сдаче экзаменов по вождению авто и др.

А между тем регата постепенно удалялась и, как тому и положено быть, скрылась за горизонтом. Нас окружило величие и безмолвие жемчужины Украины – пресного моря: Кременчугского водохранилища. Был запрет на ловлю рыбы и рыбацких лодок, с их суетливой и шумной вознёй, не было. А майские жуки, которых в это время года было в достаточном количестве, нас не раздражали.

Вдруг у правого берега, от которого мы были на значительном расстоянии,  я заметил какое-то движение. Это была резиновая лодка с мотором,  в которой находилось человек пять. Черкасские корсары – мелькнула тревожная мысль. Я убедился, что арсенал при мне и  приготовился отдать жизнь за даму, но черкасскими корсарами оказались дружелюбные голопузые местные жители, наслаждавшиеся первомайской щедрой поляной. Целью их непредвиденного вояжа было только одно - узнать: «Что это было?» Видимо неожиданное появление ниоткуда величественной парусной армады (более 70 лодок!), которая во всей своей красе безмолвно пролетела у них на виду и скрылась за горизонтом, произвело на них сильнейшее впечатление.

Волей неволей мне пришлось выполнять роль пресс-секретаря регаты по связям с общественностью и объяснить им - что это был 1-й Чемпионат Мира по парусному туризму. Восхищение их этим не закончилось. Они ещё долго кружили вокруг катамарана «Винни Пух», фотографируя нас и слепя своими обнажёнными круглыми животами. Да, всё- таки неплохо, что мы шли под штормовым стакселем – иначе кто бы им рассказал всё это. А между тем солнце катилось к вечеру, ветер стихал, а регаты не было видно. И только, когда мы применили средство наблюдения – бинокль с сеткой, то увидели стоянку – лес из мачт, проглядывающих сквозь прибрежную растительность.

На расстоянии примерно с километр ветер совершенно прекратился и мы, в тщетном ожидании какого-нибудь дуновения,  замерли на водной глади. Тревоги по поводу ночёвки у нас не было, ибо катамаран «Винни Пух» был полным походным терминалом и прекрасно ночевал в любых укрытиях, в том числе и на воде.  Совершенно неожиданно со стороны походной стоянки вышла моторная резиновая лодка – Юра Мессан, начальник спасательной службы регаты почему-то решил нас спасти. «Да Вы тут балдеете!» - воскликнул Юра, когда подъехал и увидел, что у нас всё в порядке и даже есть мотор и добавил - «Можете подходить под мотором, всё равно Ваши старания никто не оценит».

Я не стал напрягать спасательную службу и мы через 7-10 минут подошли к стоянке. Вообще я не сторонник нарушать микроклимат состоявшейся компании и хотел найти место для стоянки более дикое, но Лота указала на это. Здесь уже были три катамарана из Луганска. Возле костра хлопотала какая-то миловидная дама – она жарила рыбу. Рыбы было в достаточном количестве. «Лихие ребята, если уже успели и наловить рыбы» - подумал я. Мы перезнакомились и, вскоре, всё прояснилось – рыба была в корзинах на судейской яхте. И рыбы было на всех. Надвигался  вечер и посылать Лоту за рыбой, а потом готовить мне не хотелось.

У самого же меня сил заниматься этим не было, как и вдохновения. Поэтому решили обойтись малым: я попросил место у костра для чайника, а остальное в виде бутербродов у нас было. Но дама оказалась на удивление гостеприимной и предложила жареную рыбу, а Серёжа – её спутник, водки. Отказываться было нельзя и я, с удовольствием поглощая предложенную еду,  размышлял о загадке походного туристского гостеприимства. Эта тема всегда меня напрягала, т.к. в поход, чтобы не перегружать катамаран, берёшь самое необходимое и по минимуму, кроме того водку, как и другие спиртные напитки я никогда не возил за исключением противошокового в бортовой аптечке (в виде медицинского спирта).

Быть гостеприимным сегодня – это означало лишить себя самого необходимого походного завтра, которое никогда неизвестно каким  будет. Бегать  же по дворам и докупать продукты во время похода - было не в моих правилах. Возможно, поэтому я и предпочитаю походы в ограниченном составе. Правда есть ещё одна немаловажная причина, которую  можно понять, если внимательно прочитать страничку http://parusa.narod.ru/bib/papers/2011/dnepr/index.htm .

Но вернёмся к нашему вечеру. Даму звали Юлей. И это была дочь Виктора Феденюка, безвременно ушедшего в иной мир во время похода в районе северо-западного Крыма в прошлом году. Факт этой неожиданной встречи настолько потряс меня, что я нахожусь под впечатлением оного и сейчас, когда пишу эти строки. Ночь с 1-го на 2-ое мая преподнесла очередной сюрприз: сквозь дремоту я услышал какой-то посторонний шум и выглянул из каюты. Картина была написана ночным банальным маслом: поднялся уровень воды, катамаран Юли и Серёжи приобрёл способность перемещаться и его, ночным бризом, навалило на топляк с остряками. Начался процесс разрушения поплавка.

Вообще меня всегда поражала та беспечность, с которой многие капитаны оставляли свои лодки на ночь. С моей точки зрения - это следствие отсутствия полноценного якорного оборудования. И в этот раз я убедился в этом. А так как палатки луганчан были поставлены подальше от уреза воды, а все знают - как крепок сон отужинавшего туриста то, конечно, никому не было дела до грозящих серьёзных неприятностей. Кроме того ночной бриз сильно шелестел прошлогодним сухим камышом, заглушая все посторонние шумы. Я никогда не трогал не свои вещи – тем более катамаран, поэтому, несмотря на то, что будить Серёжу было опаснее, чем поднять из берлоги в самый лютый мороз медведя, сосущего лапу, мне пришлось сделать это.

Вместе мы откорректировали ситуацию. Заодно немного подтащили и «Винни Пух». Лота спала в каюте и тот факт, что пришлось немного подтащить катамаран вместе с Лотой,  ещё больше рассердил Серёжу. Такую сердитость он и сохранил до выхода на воду 2 мая. Вероятно, мне следовало бы его не будить. Кто знает?! Следующий этап маршрутной гонки - с.Сагуновка - о.Веремеевский - о.Жовнино (юго-вост.мыс) - приблизительно 31 км особых сюрпризов не предвещал. «Винни Пух» нашёл своё место последнего, не грозил отобрать у соревнующихся чемпионское золото и всегда подходил к стоянкам, не создавая проблем спасательной службе.

Старт прошёл спокойно и мы отдались воле Создателя и Кременчугского водохранилища. О стартах следует сказать следующее: в документах, регламентирующих гонки, почему – то предпочтение отдавалось старту с берега и финишу на берег. А это, как правило, провоцировало спешку при отходах - подходах и, как следствие, создавало угрозу разрушения поплавков. И, конечно же, не вдохновляло на участие. И, надо отдать должное организаторам, которые исключили такой подход:  все старты – финиши происходили в нормальный способ, т.е. путём пересечения створа на воде. Итак, мы пересекли этот самый створ и ушли в гонку. А между тем регата уходила за горизонт и через 3-4 часа скрылась.

Ветер был не встречный, не сильный и мы с Лотой  наслаждались величием и весенней красотой самого большого водохранилища Украины – Кременчугского. Чтобы управлять в таких условия  лодкой особых премудростей не требовалось и я поручил это Лоте, а сам прилёг вздремнуть. Надо сказать мне это удалось и, приблизительно через час, открыв глаза, я имел радость наблюдать на горизонте регату. Вечерело, ветер по-прежнему был не сильный,  не встречный и у меня появились силы и вдохновение поставить вместо штормового стакселя - стаксель №3, что я и сделал.

Вода, обтекая лодку, зашумела громче. Через час мы заметно приблизились к группе количеством 12-15 лодок, а ещё через час, когда эта группа попала в штилевое пятно и дружно остановилась, пытаясь выиграть друг у друга миллиметры, мы и настигли их. Благо, сквознячок, который дул у берега в наши паруса способствовал этому.  Правда, мы не финишировали – нам это было не надо?!  После мне звонила Ольга Залознова из судейской бригады и спрашивала: «Где Вы?». А когда узнала, что мы завершили этап без финиша и уже на стоянке, то была крайне удивлена этому обстоятельству.

Была реальная возможность обойти все эти лодки. …День 3 мая был днём  коротких гонок по треугольнику и особенно не запомнился, за исключением следующего: погода была прекрасная, всё шло, как обычно: весёлая толчея на стартах, подтверждающая высокий уровень участников, манипуляции с парусным вооружением и спокойный финиш. На одном из  стартов на левом галсе я довольно близко приблизился к лодке, которой должен был уступить. Причём приблизился сознательно, т.к. имел в запасе коронный поворот «Винни Пуха» через фордевинд с одновременным перекладыванием румпеля на ветер и выносом стакселя на ветер тоже. Это поворот вокруг собственного шверта  с очень малым радиусом циркуляции и, конечно же, его должны были бы все знать. Но неожиданно для себя я услышал возгласы удивления: «Смотрите! Смотрите - как они поворачивают!»

Конечно, приятно было это слышать на Чемпионате Мира, но почему бы о таком повороте не знать и другим?

…Итак «Винни Пух» стабильно, без поломок приходил вместе с  последними и, в основном боролся с лодкой «Космос-1» Саши Бакулина. Правда борьбой это назвать было трудно: на полных курсах на «Космосе-1» всегда находился тот, кто стоя держал в руках или на импровизированном гике  шкотовый угол стакселя. Как правило это был Витя Воронин. «Винни Пух» же шёл как всегда – под штормовым стакселем  и таких манипуляций, как  на «Космосе – 1» не производил.

Тем не менее успех был переменный. Если к этому добавить и то, что корпусам «Винни Пуха» было почти 25 лет - то такие результаты смело можно назвать неплохими. К вечеру погода начала меняться и организаторы предупредили всех, что возможен шторм. Как правило, команды ставили свои палатки перед обрывом выбитым волной и, поэтому, вся регата - за не многим  исключением, в спешном порядке занялась переносом бивуака на коренной берег, т.е. на обрыв и одновременно наблюдать, как катамаран «Альпиро» летал на шквалах. И это наблюдать было здорово – за кормой «Альпиро» клубился каскад водяных брызг, и, вероятно, адреналин у капитана и шкотового лился рекой.

Огорчило лишь то, как «Альпиро» подошёл к берегу – при растравленных шкотах  «Альпиро» просто вбил свои корпуса в прибрежный песок. Вероятно адреналин у команды иссяк, а других способов подхода к берегу, чем такой капитану было не ведомо. Но вернёмся к надвигающемуся шторму.  «Винни Пух» так же принял это сообщение к сведению: и то, как клубились и чернели на закате тучи и посвистывал ветер в вантах; и то с какой тщательностью организаторы обошли каждую лодку – предупреждая о шторме не позволяло сомневаться в обратном. Поэтому, мы вынесли лодку из воды и я вдавил все три якоря в песок - на торчащий из песка рог двурогого якоря надел и привязал пластиковую бутылку.

Установил и дополнительное заземление, зарыв в песок свободный неизолированный конец медного многожильного провода. Надо сказать, что дополнительное заземление я беру с собой всегда, но ставил его всего раза три.  Палатка – каюта находилась на катамаране и, поэтому, в переносе её на коренной берег необходимости  не было. Вид у «Винни Пуха», приготовившегося к шторму таким образом, был брэндовый. Дополнял картину светящийся топовый огонь и, наверное, поэтому или по каким-либо другим причинам - например из-за вынужденного двойного переноса палаток, желающих посмотреть на такое диво этим  штормовым  вечером была особенно много.

Смотрели и с коренного берега. Вечернюю коллективную уху  из большого казана, как и коллективный борщ из общего казана в Черкассах мы пропустили. Зато пришли на коллективный костёр с песнями. И не напрасно: как доказательство привожу текст песни, которая вызвала большое оживление и всех порядком  развеселила, а, также текст, которой меня неоднократно просили передать.

Исполнитель Дима Овсянников - победитель  1-го Чемпионата Мира по парусному туризму в классе 13, катамаран «Бруно», Санкт-Петербург.  Далее цитирую Диму: «…Песня, написанная одной моей знакомой.  Называется:

Конечно, были и другие - не менее хорошие песни и, тем более исполнители, но это уже тема  отдельного философского диалога.  О том, что шторм был - мы узнали только утром, 4 мая, когда проснулись и увидели, что волны пытались утащить «Винни Пух». Ветер же здорово потрепал тент над каютой: сквозь сон я почувствовал несколько сильных ударов, но они не вызвали тогда у меня значительной тревоги, так как тент я всегда крепил резиновыми  амортизаторами, да и корпуса катамарана выполняли такую же роль.

Делились впечатлениями о ночном шторме и представители, чьи палатки находились над  обрывом – шторм сорвал несколько палаток и пытался укатить их вместе со спавшим внутри народом вглубь заповедного острова. Полагаю, что мне досталось меньше лишь по той причине, что этот обрыв, хотя и не высокий, создавал некий подпор и дополнительно гасил ветровую динамику: наиболее свирепые шквалы  пролетали над обрывом  и пытались «слизать» своим дьявольским языком, расположенные там палатки вместе с их обитателями. 4 этап «о.Жовнино – с.Васютенцы» маршрутной гонки (27 км) начался с весёлого приключения на старте, когда неожиданно для меня, и, наверное,  для других – идущих правым галсом, слева левым галсом и немного ниже по ветру на значительной скорости появился катамаран «Бруно» и его капитан Дима Овсянников нарушая

самое главное Правило парусных соревнований: «… ЧЕСНЕ ВІТРИЛЕННЯ
Судно і його власник мусять змагатися згідно з загальновизнаними принципами порядності і чесної спортивної гри…»

вдруг взорвал тишину погожего весеннего утра близ заповедного острова Жовнино своими истошными криками: «Все круче к ветру! Никого не пропущу! Дорогу подветренному?.. Никого не пропущу!». Я немного привёлся; размышляя над тем – нанизать или не нанизать нахала на свой бывалый бушприт, а после поджарить на огне справедливости, но любовь к петербуржцам воспитанная с самого детства, а Дима был петербуржцем, победила. И я лишь легонько подтолкнул «Бруно» левой передней лапкой «Винни Пуха» к заветной стартовой линии.

Совершенно неожиданно моё внимание привлёк катамаран слева. Что-то необычное таилось в его облике: с максимальным  клиренсом в своём классе, идеально отлакированным швертом с прямоугольными по всей длине передней и, особенно, задней кромками (изготовил шверт один учёный физик?!) и  распластавшейся по палубе командой катамаран уходил в бэйдевинд.

Я поспешил отвести глаза от такого некреатива и окунулся в созерцание гонок. Ветер был встречный, но не сильный и в течение нескольких часов «Винни Пух» находился в центре регаты. Совершенно неожиданно для себя я  обнаружил, что несколько лодок  совершенно не идут в бэйд?!  Но вскоре ветер стал полнее и регата, манипулируя парусным гардеробом и людским ресурсом, начала уходить за горизонт. Катамаран «Космос-1», который здорово поотстал, не замедлил применить своё секретное оружие – Витю Воронина, который стоя держал шкотовый угол стакселя на руках. Чудес не бывает и у самого финиша «Космос-1» настиг и обогнал нас.

Место, где мы остановились – а это был пляж вблизи села Васютинцы,  оказался  занят. Это были его постоянные коренные обитатели – муравьи, которые в ласковых лучах вечернего солнца спешили завершить свои дневные дела. Нам с Лотой они особо не досаждали, потому что «Винни Пух» стоял у самой воды, где было сыро и прохладно, остальным же от этих резвых насекомых досталось под первое число. Следующий день 5 мая завершал серию маршрутных гонок гонкой село Васютенцы - о.Муравьиный – г.Черкассы» (30 км) и особо ничем не отличался. Ветер вначале был слабый, не встречный а, затем,  зашёл и заметно усилился. Лодки, у которых был плохой бэйдевинд, здорово поотстали и вынуждены были подрабатывать моторами, если они у них были.  «Винни Пух» под штормовым стакселем боролся с двумя лодками: «Космос -1»

и жёлтым жестко-корпусным тримараном «Весёлый» А.Юданова из Смоленска, но перед самым финишем уступил им первенство. Уже на стоянке я узнал, что несколько катамаранов из-за поломок («Дикий ветер» - Саша Дикий: поломка рулевого управления; «Седьмое Небо-2» - Серёжа Мельничук: поломка мачты и, возможно, ещё кто-то) этот этап не завершили. «Винни Пух» же прошёл все дистанции Чемпионата мира, а это приблизительно 140-145 км по прямым гоночным линиям, без поломок и, конечно, это радовало. Кроме того приближалось время похода Черкассы – Днепр. А это ещё 275 км, если считать по прямым линиям судового хода.

Надо ещё отметить и то, что погода явно благоприятствовала проведению ЧМ2012 – ни дождей, ни опасных усилений ветра во время плаваний не было. Немного волновали стоянки, потому что это, как правило, были эрзац – площадки, открытые с трех сторон всем ветрам и, поэтому, отполированные штормами - я предпочитаю стоять в местах,  защищённых от вероятности таких воздействий и, кроме того, на воде, чтобы лишний раз не обдирать нижнюю часть корпусов о берег.

Вечером 5 мая состоялся завершающий этап ЧМ2012 – награждение участников ценными подарками, медалями и грамотами. Лота на этом торжестве не присутствовала, т.к. из Киева за ней приехал Серёжа и вскоре, когда ещё было видно, они уехали. Действо подведения итогов было весьма трогательным и проходило при свете зажжённых фар авто. Как было сказано выше - участие в любых соревнованиях (как и участие в ЧМ2012) для меня не было главным. Грамота «За волю к победе» нам не светила – мы были не последние и, поэтому, для меня было полной неожиданностью решение Гоночного комитета о вручении команде катамарана «Винни Пух»  подарочного сертификата фирмы «Романтик».

И этот трогательный факт был подтверждением того, что с задачами, изложенными в Положении о ЧМ2012 в разделе «Цели и задачи» мы справилась на «отлично» а, также, подтверждением  всеобщего признания - за что мы искренне благодарены Гоночному комитету и всем участникам.

Утром 6 мая, когда я готовился отчалить без Вовы Острикова (преданный парусной культуре «до мозга костей» Вова, который должен был прибыть в Черкассы из Днепропетровска,  вдруг зафорсмажорил и оказался в больнице под капельницами) раздался стук в каюту. Это юный гонец от  макеевских парусников пришёл за  спичками. Через некоторое время вернуть спички пришёл Сергей Мельничук.

Тихое утро 6 мая 2012 года так и шептало о том, что пришли трогательные минуты прощания. Спиртное я не возил, поэтому  достал противошоковое (медицинский спирт) из бортовой аптечки и из мензурки для промывки глаз мы осуществили культ прощания, поблагодарив друг друга за приятные минуты общения и выразив надежду на возможную встречу в будущем. Несколько позже я пришёл попрощаться с парусниками из Донецка. Пока ожидал Олю Дмитрук, а мы разминулись, т.к.  решили прощаться друг с другом одновременно, мы с Игорем (Крыгиным) успели немного потарахтеть и глотнуть водки из 250 граммового пузыря.

К, сожалению,  всех не запомнишь и со всеми не попрощаешься. Я снялся с якорей и ушёл в сторону Черкасского яхт-клуба «Парус», где Организаторы регаты обещали в мой «СУДДІВСЬКИЙ КВИТОК СУДДІВ ВФУ З ВІТРИЛЬНИЦЬКОГО СПОРТУ” поставить памятную печать, что они и сделали и за что им искренняя моя благодарность. И лицемерия здесь нет, потому что с самого начала (в Заявке на участие) я предлагал на общественных началах свою помощь в судействе ЧМ2012. Пока ожидал носителей подписей и печати, стал невольным свидетелем громкого диалога между яхтсменами клуба. Они были крайне удивлены тем обстоятельством – цитирую: «… как это туристы – парусники ходят, если у них ничего нет…».

И эта фраза ещё раз подтверждала тот факт, что мы принадлежим к элите парусной культуры. Выходил из Черкасского яхт-клуба под мотором, разволновался и, не заметив справа стояночный буй, чуть было не пропустил его между корпусов – вовремя отвернул влево. Ровно в полдень, 6 мая 2012 года на траверзе Черкасского яхт-клуба я поставил паруса и двинулся вниз по Днепру. Так начался 2 –ой этап приключений «Винни Пуха» двадцать двенадцать.



28 января 2013 года

(Продолжение следует).

Для тех, кого более подробно интересует информация об этих приключениях, сообщаю контакты:
0954173786    0676351702        udg514f (at) i.ua  udg514filippov (at) gmail.com

Сайт управляется системой uCoz