Жизнь под парусом. Путешествие на катамаране по Выгозеру

Первоисточник: http://fialka15465.livejournal.com/596.html

Путешествие на катамаране по Выгозеру

В июле-августе группа туристов из г. Харькова совершила путешествие на надувном разборном парусном катамаране в Республике Карелия по  озеру Выгозеро. Место и сроки похода определялись с учётом опыта прошлых походов, сроков отпусков, финансовых затрат.

Состав группы

Сучков Константин - руководитель.

Солодков Александр - капитан

Лейба Ольга  - зав управлением (рулевой)

Филенко Алла - завхоз

Дульнев Виктор - завснабрыб

Репина Наталья - зав по медицине

Марусова Анна - зав по воспитательной работе

Сучкова Наталья  - зав картографии и хронометрии

Песчанский Женя - участник              Марусов Артём - участник

Перебрав все возможные пути перемещения из г.Харькова до г.Сегежа решено было ехать на личных автомобилях (ВАЗ 2106 и FORD TRANSIT). Данный вид транспорта, с учетом наших вещей и катамарана, вес которого 350 кг, оказался дешевле поездки на поезде в 3-и (три) раза. Учитывая размеры катамарана и объём  автомобилей, в количестве вещей мы себя не ограничивали, конечно, в разумных пределах. Палатки, спальники, тенты, столы, кастрюли и т.д. - всё, что обеспечивало наш быт, взяли по максимуму.

Но рыболовных принадлежностей, по-моему, было всё равно больше.  Особенно понравился разборный мангал. Собрал, поставил, чуть-чуть дров  и кухня готова. От ветра защищён, готовить удобно (не надо наклоняться), перевернул в воду и следов костра нет, в пожароопасных местах хоть в воду ставь.

Продукты покупались и упаковывались в Харькове. Это создало некоторые неудобства в плане уменьшения жизненного пространства в автомобилях, но  по приезду в г.Сегежа не было необходимости бегать по магазинам в поисках и покупке продуктов. Хотя, учитывая, что мы были на автомобилях, и могли свободно перемещаться от места стапеля к магазину, некоторые продукты можно было купить в супермаркете. Цены немного отличаются от наших, но в общем он (супермаркет) такой же как и везде. Спиртные напитки дорогие, а посему использовался продукт в концентрированном виде.

Перемещение на автомобилях, каких-то супер проблем не создало. О таможне много говорить не будем. Но на будущее приняли к сведению, что  все документы помогающие пройти таможню (полученные при регистрации похода в МКК), необходимо  подавать в Управление таможни за месяц. Помогут они (документы) или нет, не знаем. У нас документы были на руках, Жигули грузопассажирский, и проходил таможню на грузовом терминале вместе с фурами.

Что существенно задержало группу на границе по времени, но не охладило пыл попасть в Карелию.

Автомобильный маршрут, а это 2000 тысячи километров, был разбит на три дня, так как было всего 2-а действующих водителя

 Ночевали в палатках. Места ночёвок предварительно определялись по  Google Map (снимки из космоса). Мы ночевали в местах: под Серпуховом  (54о58/24,11// С   37о20/43,41//В)  асфальтовая дорога,  и рядом с мостом (59о20/56,69// С   31о46/19,13//В), дорога по полю, но в дождь выехать можно.

При не знании местности, в темноте, найти место ночёвки для трёх палаток, недалеко от трассы и желательно у реки, с возможностью выехать при любой погоде, практически не возможно. Только чисто случайно. На обратной дороге, чтобы не ночевать рядом с очистными сооружениями, мы выехали из г. Сегежа под вечер. Предварительно знали, где будем ночевать, но рабочие при ремонте дороги перерыли съезды к реке, и поставили на них  на ночь технику. Достаточных размеров  площадку, под наши палатки, мы случайно нашли по темноте  примерно через 3-и часа. При этом продвинулись по дороге всего лишь километров на 50. Съезды есть, но это к деревням или лесовозные дороги, есть ли там места стоянок не известно. В Карелии озёр много но,  не зная пути подъехать к ним трудно, особенно в темноте.

На всём автомобильном маршруте старались ехать, не нарушая скоростного режима, с соблюдением всех знаков. При данном способе движения, движешься с общим потоком, меньше обгонов и торможений,  и меньше устаёшь

Где-то под Тулой

А главное никто из ГАИшников не тормозит. Стоят они, как и везде, на «проблемных» участках. Почти во всех населённых пунктах  на въезде и выезде висят видеорегистраторы, «всевидящее око», иногда они стоят автономно в «чистом поле».

Автомобильная эстакада  для ремонта, на трассе есть только под  г Белгород, следующую обнаружили за городом Вышний  Волочек, но после 12-ти километровой пробки «пролетели» её очень быстро, а дальше в посёлке Кириши на развилке. На трассе «Кола» их в достаточном количестве.

А вот с заправочными станциями за 50 километров до  Медвежьегорска и далее до Сегежи проблематично, то есть, их вообще нет. Прекрасные, обалденные пейзажи, а заправок нет, может, когда закончат ремонт дороги, где-нибудь и появятся.

О г.Сегежа в интернете написано много, но в  реальности, всё написанное не может передать запах, который там есть. Судя по всему, местные к нему привыкли.

Визитная карточка г. Сегежа.

А так-же Сегежа - это и прекрасно оформленная клумба у церкви

И звонница.

Сборку катамарана производили, по рекомендации местных жителей, на север в 2-х километрах от города. (63о46/26,01// С   34о19/43,69//В)

При сборке работа находится всем.

Как оказалось, недалеко от очистных сооружений. В тот раз нам повезло, ветер был не в нашу сторону.  Как говорилось выше, при разборке катамарана с направлением ветра не свезло.

Хотя местные жители в это время там успешно ловили рыбу.

И вот он счастливый миг, машины на стоянке, груз распределён, экипаж на борту, в заливе полный штиль, и мы на двигателе успешно … фальстартуем. Через 300 метров об пенёк срезаем шпонку двигателя. В будущем выяснили, что в пеньках все берега озера, в связи с тем, что озеро «заливное». На наше счастье это был первый и последний пенёк для катамарана, что нельзя сказать о блеснах,  которые цеплялись  в течение похода за них  постоянно, если на них не висела рыба. Замена шпонки заняла 10-15 минут, время никто не засекал, так как все были в эйфории, и мыслями уже на острове Белая гора, что в 10-ти километрах от места стапеля. Снова прочь от берега, с ходу рвём рыболовную сеть, наматывая её на винт, и как раненый зверь вырываемся на просторы водохранилища.

Немного ветра, чистый винт, водные просторы, куда идти не понятно вообще, и только GPS-ка показывает  направление  и расстояние до цели,  что совсем не соответствует тому, что видишь в реальности.  И тут понимаешь, что шампанское, припасённое с Нового года, для Карелии нужно пить здесь, на этом месте!

Запуск харьковской пробки в Карельское небо.

Кстати, GPS классная штука для этого водохранилища, остовов много, более 500, визуально налагаются один на другой, да и расстояние на глаз воде определить проблематично. В дополнение к GPS рекомендовали бы посещение маяка на о.Городовой. С него при хорошей видимости и в бинокль  можно сориентироваться о дальнейшем маршруте визуально.

о.Городовой с высоты полета катамарана.

.

Подъём на маяк достаточно экстремален, но вид обалденный.

Дальнейшие две недели маршрута пролетели как четыре дня.
День привыкали, день переходов от одного рыбного места к другому, под палящим солнцем Карелии. На вопрос, где так обгорел, можно было смело отвечать, в Карелии.

Прекрасный пляж, но за границей песка, почти сразу болото.

Суровые будни в Карелии, ни отдохнуть, ни тебе книгу почитать. Вахта за вахтой!!!

Красивые пни и корни торчащие из воды по всему озеру, а под  водой их гораздо больше.

Ещё день полного кайфа, и день слёз, в виде осадков сверху и намотанных соплей на кулак, что вся эта сказка заканчивается.

Места стоянок определялись из рекомендаций друзей ранее здесь побывавших, по отчётам из интернета, и необходимости набрать километраж для категорированного похода.
Чтобы понять и исследовать всё водохранилище, необходим срок куда более длительный, чем наш поход. Но то, что узнали мы,  выкладываем в дополнение к уже существующим в интернете описаниям.

Не вдаваясь в хронологию нашего путешествия .
о.Большой нас не  впечатлил ни в плане рыбалки, ни стоянки. Возможно, не хватило времени.  Переночевали на берегу, на песке, с восточной стороны в небольшой «подкове». (63о49/56,13// С   34о24/18,85//В) На берегу имеется «лёжка» (навес), возможно, охранников рыболовных сетей. Но когда мы были,  никого не было. В пределах видимости находится деревня, что и объясняет, как мы думаем, наличие навеса.

Стоим на берегу, в лесу площадок под палатки нет.

Остров Белая гора, начало, середина и окончание, наверное,  всех маршрутов. Как писалось в других отчётах, место отдыха сегежан, кто имеет плавсредство. Это как у нас парк им.Горького, ЦПКИО и прочее, что у кого есть. Правда, отдыхают они в одном месте, на поляне средних размеров, волны туда не достанут при любом раскладе. Кострища, каркасы под навесы, мусорная яма, всё в одном месте, на западной стороне у косы. Мы стояли под навесным каркасом в середине подковы. (63о42/51,04// С   34о29/12,61//В)  Перед нами, думаем, стояли недели две люди приплывшие сюда на надувном матрасе, и каждые два часа заказывающие пиццу и напитки, но так как были на матрасе, мусор с собой забрать не смогли, а спички у них отсырели, добывать огонь из пенька их не учили.

Стоянки на острове в прибрежной зоне, восток и запад на песке, север на камнях (гальке), южную часть не исследовали.
 Для рыбалки лучше всего стоять по восточной стороне, там в 20-ти метрах три внутренних   озера. У нас самое уловистое получилось южное озеро, оно самое большое, щуки и  окуня, на нём  выловили и несколько килограммовых окуней. среднее - самая большая щука,  узкое и длинное, в него возможно затащить катамаран, северное - так, чтобы не расслаблялись, несколько щук

Улов северного озера

Здесь и катамаран перетащить можно.

На северном  оригинальный плавучий остров, который в будущем разрастётся на всё озеро, и оно станет болотом, но думаем, это будет не скоро.

По плавучему островку и прогуляться можно.

Проблема западной стороны - отсутствие дров, сосны есть, а сухостоя нет, сожгли, наверное. В центре острова возвышенность с красивым белым мхом.

Как и везде, есть грибы и  ягоды

Сбор ягод дело утомительное

Но вкусное!

Остров у о. Васькин, прекрасная часовня, обалденные каменные плиты, уходящие в воду. (63о39/37,82// С   34о32/46,30//В)  У нас к таким местам ездят  свадебные кортежи,  и наверное правильно, что там нет мест стоянок.

Путешествие по каменной плите и её осколках.

С такими-то якорями да на Выгозеро, Витя его решил примерить к Фраму,  отговорили.

Часовня на острове.

О. Васькин нами, в силу погодных и временных условий исследован не был. Но стоянки на нем видели, можно сказать даже очень цивилизованные. Причал, ступеньки, домик, что там,  нам не известно.

о.Койкинский,  своеобразный в ландшафтном и природном  плане.

Мест причаливания мало.

Тропа, как гребневый маршрут в горах.

По форме, как в детской песочнице.

Стоянок мало, по паре штук на восточной и западной стороне,  но наверное лучше всего стоять там где стояли мы, достаточно большая лагуна на южной оконечности. (63о42/20,73// С   34о48/53,57//В)  Никакой ветер не помешает.

Лагуна.

С рыбой получился «прокол», не знали, как ловить на открытой воде. Но грибы и ягоды собирать ума много не надо, бери ёмкость и греби, пока рука не устанет.

Грибное и ягодное место.

А если ещё и ноги не стёрты, то на небольшой косе в середине острова, есть кустарники с суперпризом, а проще малинник. Если повезёт не пропустить вечернюю зорьку, как и на любом острове, узнаете, что такое клюёт на червя. Поклёвка каждые 5-7 секунд, главное в этот момент не пропустить  ужин, слишком уж увлекает и детей и взрослых.

Рыбалка - дело увлекательное,

Для души и тела.

Дополнительный шаровый продукт, бальзам на душу завхоза.

Рыба разношёрстная, и ей всё равно кто закинул крючок, ребёнок или взрослый. На этом острове увидели змей, гадюк. Нас они пугались больше чем мы их, но всё же напомнили, что по лесу нужно ходить в сапогах.

На о.Ершовка  о стоянках на южной стороне ничего не знаем. Но с северной стороны есть прекрасная лагуна, закрытая от ветров и с «типично Карельским» пейзажем. (63о34/47,11// С   34о52/10,64//В)

О.Ершовка.

Такой закат в Карелии особенно ценен.

Песок в центре, каменные валуны по краям, если бы еще не брёвна, которыми «усыпаны» все берега водохранилища, можно сказать, что это идеальное место. Правда при шторме с северо-запада возможно волны достанут палаток, но это должен быть хороший шторм, с высотой волны в полметра, и строго с северо-запада.

Именно на этом острове мы учились ловить рыбу с открытой воды.

Но и здесь поняли, что пней в водохранилище много.  На острове, как и на о.Койкинском  видели змей, были экземпляры которые грелись на берегу на камнях.

Остров  Бабий. Два острова, соединенные между собой мелким перешейком.

Хорошая стоянка прямо у перешейка, наполовину спрятанная в кустарнике и деревцах. (63о32/14,33// С   34о48/02,54//В)  По погодным условиям не исследован нами, шел дождь, и был сильный ветер.

При дожде навес никогда не помешает.

Остров между о.Коньков и о.Погост. Небольшой островок 250 на 70 метров. Отличная стоянка с навесом, достаточно большая поляна, с деревьями и кустарником. (63о25/44,07// С   35о12/51,48//В)  Отличная рыбалка как на этом, так и на близлежащих островах. Прямо на стоянке под водой яма, глубину не проверяли, но местные говорят, что приличная.

Под двигателем в любую сторону, независимо от направления ветра.

43

После очередной рыбалки.

Совместный труд в очистке рыбы ускорял время её приготовления.

Кстати,  в этом районе, недалеко находится  пос. Валдай, и моторная лодка сюда «долетает» за полчаса. Соответственно рыбаков и отдыхающих в  этой акватории повышенное  количество. Но насколько мы поняли, отдыхающие чаще располагаются на материке, и на лодках облавливают острова. По ощущениям, островок можно назвать, как бы «домашним». На нём можно надолго «зависнуть».

О. Чаежнаволок у мыса Чаежнаволок. Стоянка на острове одна, посредине острова на южной стороне. (63о27/41,10// С   35о16/47,13//В)  Встать можно как на берегу среди кустарника, так и на поляне, немного в глубине острова. О рыбалке сказать ничего не можем, не хватило времени, хотя с берега среди водорослей на воблер выловили несколько  небольших судачков.. Вечером пришли, утром ушли в пос. Валдай  за пивом, свежим хлебом, продуктами и электричеством для телефонов, GPS, планшетов. Людей попугать, размерами катамарана, себя показать. В общем, в цивилизацию.

Валдайские элинги.

Не знаем как на других островах, но этот запомнился тем, что на поляне среди травы есть дождевой червь. Своего, привезённого из Харькова, мы благополучно «выпустили» на волю в озеро за два дня до этого. А червяк, ведь это мелкая рыба на сушку, а главное рыбалка, везде и всегда. Не всё ж большую рыбу тягать. Иногда приятно и маленькую подёргать.

Сушка рыбы в Карелии дело трудоёмкое, всё в зависимости от погоды.

Ну вот, обо всём, что узнали, рассказали. Хочется отметить, что описаны только те стоянки, на которых можно устроить днёвку, по мелочам не разменивались. Иногда мест стоянок много, а иногда не знаешь где и причалить.


47

То брёвна, то камыш с болотом, то камни

С комарами нам тоже повезло, за время нахождения на водохранилище ни разу не пользовались репеллентами. Только на берегу у г. Сегежа, да там загрызли. Так и привезли эту кучу мазей домой, но её наличие необходимо, как говорится, запас палубу не порвёт.

 Надеемся, что наш материал будет полезен тем, кто соберётся путешествовать по Выгозеру.