Маршрутно- квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категории сложности.
Судья маршрутной квалификации _______________________________
Штамп МКК
Екатеринбург, 2014
Проводящая организация : Уральский Парусно-Туристский Клуб «Паруса Урала».
Место проведения: Казахстан, Карагандинская область озеро Балхаш.
Дисциплина |
Категория |
Протяженность |
Продолжительность |
Сроки проведения |
Парус |
Третья |
Авто - 2050 км |
Общая – 14 |
11 - 24.06.2014 |
г. Екатеринбург – г. Приозерск – Карагаш – Гульшад – о. Зеленый – о.Тас-Арал – г. Приозерск – г. Екатеринбург.
Михайлов Сергей Александрович (Екатеринбург, тел. 8902 265 08 65. e-mail: m_s072 (at) mail.ru).
1. Михайлов С.А. 1972 г.Екатеринбург 5 УЛ (Полярный Урал) руковод.
1 РП (Южный Урал, Касли 2009, 2013)
2. Пьянков А.М. 1961 г. Южноуральск 2РП (Обское вдхр.) рулевой
3. Пеев М.Б. 1962 г. Снежинск 1УП (Юж.Урал, Касли) завхоз.
4. Поскотин И.В. 1970 г. Екатеринбург 1УП (Юж.Урал, Касли) завснар.
5. Пульников Р.Г. 1970 г. Камышлов 1УП(Юж.Урал, Касли) рулевой.
6. Пульников М.Г. 1972 г. Екатеринбург ПВД (Белояр. Вдхр.) матрос.
7. Павлов А.В. 1978 г. Екатеринбург 1УП (Юж.Урал, Касли) матрос.
8. Головин А.Б. 1962 г. Пермь 2РП (Белое море) рулевой.
9. Головина Т.А. 1964 г. Пермь 2УП (Белое море) матрос.
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способ передвижения |
11-13.06.14 |
1-3 |
г.Екатеринбург – г.Приозерск |
2050км. |
авто |
14-15.06.14 |
4-5 |
Сборка катамаранов, пробные выходы. |
5 |
парус |
16.06.14. |
6 |
г.Приозерск - Карагаш |
35 |
парус |
17.06.14. |
7 |
Карагаш - Гульшад |
60 |
парус |
18.06.14. |
8 |
Гульшад – о.Зеленый |
55 |
парус |
19.06.14 |
9 |
о.Зеленый – г.Балхаш – о.Зеленый (полудневка) |
7 |
парус |
20.06.14 |
10 |
о.Зеленый – о. Тас Арал |
100 |
парус |
21.06.14 |
11 |
о.Тас-Арал - г.Приозерск |
45 |
парус |
22.06.14 |
12-14 |
г.Приозерск – г. Екатеринбург |
2050 |
авто |
Балха́ш (Балка́ш; каз. Балқаш) — бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (послеКаспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр в мире. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоновата.
Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейн и расположено сразу в трёхобластях Казахстана: Алматинской, Жамбылской и Карагандинской. К северу от озера раскинулся обширныйКазахский мелкосопочник, к западу простирается Бетпак-Дала, а на юге располагаются Чу-Илийские горы, пески Тауку и Сарыесик-Атырау.
Балхаш лежит в наиболее глубокой части обширной Балхаш-Алакольской котловины, которая образовалась в результате пологого прогиба Туранской плиты в неоген-четвертичное время и впоследствии заполнилась песчанымиречными отложениями. Котловина входит в систему разломов Джунгарского Алатау, в которых также расположены озёра Сасыкколь, Алаколь и озероЭби-Нур (за Джунгарскими воротами). Эти озёра являются остатками древнего Ханхайского моря, некогда занимавшего всю Балхаш-Алакольскую впадину, но не соединявшегося с Арало-Каспийским бассейном.
Площадь озера Балхаш составляет примерно 16,4 тыс. км² (2000 год), что делает его самым крупным из озёр, целиком расположенных на территории Казахстана. Балхаш лежит на высоте примерно 340 м над уровнем моря, имеет форму полумесяца. Его длина составляет примерно 600 км, ширина изменяется от 9—19 км в восточной части до 74 км в западной. Длина береговой линии составляет 2385 км. Полуостров Сарыесик, расположенный примерно посередине озера, гидрографически делит его на две сильно отличающиеся части. Западная часть (58 % общей площади озера и 46 % его объёма) относительно мелководная и почти пресная, а восточная имеет бо́льшую глубину и солёную воду. Через формируемый полуостровом пролив Узынарал (каз. Ұзынарал — «длинный остров») шириной 3,5 км вода из западной части пополняет восточную. Глубина пролива составляет около 6 м.
Климат в районе озера является пустынным. Средняя максимальная температура июля составляет около 30 °C, января — около −14 °C. Осадков в среднем выпадает 131 мм в год. Относительная влажность воздуха составляет 55 % — 60 %. Ветры, сухой климат и температура приводят к высокой скорости испарения воды — в прохладные годы годовая испаряемость составляет 950 мм, а в засушливые достигает 1200 мм.
Средняя годовая скорость ветра около 4,5 — 4,8 м/с, причём в западной части озера преобладают северные ветры, а в восточной части — северо-восточные. Ветер вызывает на озере сильное волнение (высота волны может достигать 2-3,5 м), в западной части наблюдается постоянное круговое течение, направленное по часовой стрелке.
Число солнечных дней составляет 110—130 в год, энергетическая освещённость — 15,9 МДж на м² в день. Балхаш принадлежит к числу тёплых, хорошо прогреваемых озёр. Температура воды на поверхности озера изменяется от 0 °C в декабре до 28 °C в июле. Среднегодовая температура западной части озера составляет 10 °C, восточной — 9 °C. Озеро ежегодно замерзает, и лёд обычно держится с ноября до начала апреля, причём сход оледенения с восточной части происходит с задержкой на 10—15 дней.
Ехали до Приозерска каждый экипаж в своем режиме, так как все машины разные и стиль вождения разный. Рома Пульников собирал свой экипаж в районе Сысерти они уехали часов в шесть утра, мы в итоге выехали из Екатеринбурга 9.00, нас на трассе возле Снежинска ждал Максим Пеев. Часов 11.00 экипаж был в сборе и мы не спеша двинулись в сторону Южноуральска. Нас там ждал Алексей Пьянков, наш сотоварищ по команде. Прибыли в Южноуральск в районе 15.00, Алексей нас встретил горячим пловом, чаем и своим гостеприемством, но там пришлось задержаться аж до восьми вечера: ждали еще одну машину из Челябинска. Вот наконец все сборы окончены и мы выдвинулись в сторону Казахстанской границы. Прохождение границы отняло у нас часа два; непонятно много ли это или мало, но я думал будет проще. После прохождения границы поменялись водители и продолжили свой путь по Казахстану.
Утром часов в шесть был разбужен и посажен за руль, парни рулили всю ночь. Не доезжая километров 40-50 до Астаны решили обменять деньги, позавтракать в кафе и заправиться бензином. Раз уж мы в путешествии решили проехать через Астану так сказать посмотреть новую столицу своими глазами потом конечно пожалели так как попали в час пик, но что сделано то сделано. После Астаны наш путь лежал в Караганду где мы планировали в супермаркете закупить продуктов на поход. По дороге купив местные СИМ-карты связывались Ромой он шел около 300 километров впереди нас. А Пермяки только собирались выезжать из дому. Добравшись до Караганды сделали закуп, было непривычно смотреть на ценники в теньге и пытаться перевести в рубли, вообщем плюнули мы на это дело и покупали что нам было нужно и не прогадали, цены были ниже чем в России. Дальше наш путь лежал через город Балхаш где мы решили поужинать от него до Приозерска оставалось 150 километров пути. Прибыли в Приозерск в три часа ночи, где нас дружно встретил экипаж Ромы и остальные участники Чемпионата Мира МАРИНС.
День нас встретил жарким солнцем ласковыми водами Балхаша и песком на котором нам предстояло собирать катамараны. Собирать пришлось не долго к 13-00 солнце пекло как-то неласково, накинули на катамаран тент сидеть под ним и изредка бегать купаться что бы не перегреться. Жара спадала после 18-00 и жизнь и сборка продолжалась. Так продолжалось два дня. К четвертому дню подтянулись Пермяки и команда была в сборе.
День встретили сильным западным ветром, состоялось открытие соревнований и гонки по треугольникам. Ветер показал кто на что готов, пять оверкилей, три мачты, кто погнул, а мы сломали, остальной остаток дня были заняты ремонтом мачты выручили местные ребята, отдельно хотелось поблагодарить Диму Анна и Михаила, остальные суда нашей команды были целы.
С утра отогнали машины на стоянку. Погрузили вещи на катамараны, стартанули 10-00 . По генеральному курсу прошли 35 километров, ходовое время 5-6 часов к 15-00 добрались до мыса Карагаш. Погода стояла отличная, было как обычно жарко. Первыми к месту ночевки дошла «Йолка» во главе с Романом наш «Авось» подошел следом за нами подтянулись Пермяки.
Утро началось как обычно около шести утра место где ночевали было красиво изгибающийся берег к мысу и живописная степь, предстоял длинный переход. На старт вышли в девять утра, за несколько дней пребывания на Балхаше отметили что ветер на озере дует по утрам, а к обеду может стихнуть в плоть до штиля, так что ветерок дул бодренький и практически встречный, шли в лавировку пересекая друг другу курсы. Как писалось выше к трем часам дня ветерок скис к месту ночевки добирались на слабых дуновениях, хорошо что ветер «зашел» и дул попутным курсом. Итог прошли 60 км. ходовое время 12-14 часов.
Позавтракав, пошли готовиться в выходу. Старт был в 9-00. Утренним волнам не предали значения, когда вышли из бухты окозалось Балхаш штормил, даже цвет воды изменился. В который день ветер был встречный, шли крутым бейдевиндом. Да, Балхаш показал свой норов, ветер не стихал и по северному берегу параллельно нашему курсу шла «наковальня» — грозовое облако. Мы шли с грозой, вода можно сказать кипела. Наковальня удалилась и с ней ветер, как не странно к 16-00 пришел штиль и жара, пришлось купаться, а ведь до обеда шли в куртках.
Наш курс лежал к городу Балхаш, а конкретно к острову Зеленый. Итог прошли 55 км ходовое время 11-13 часов, к острову добрались к десяти вечера.
Полудневка, утром был парусный парад участников ЧМ и гонка по треугольникам до обеда, а после сходили до города Балхаш в магазин-киоск пополнит запасы. Прошли порядка 7-10 км осматривали окрестности. Решили отметить вечер борщем, спокойным общением и гитарой.
На фото Максим Пеев, Андрей Головин, Сергей Михайлов.
Наступил десятый ключевой и сложный день стокилометрового перехода, стартанули в 5-00, вышли пораньше что-бы увеличить ветровой день. Вышли из-за острова и попали под попутный ветер. Побежали лихо. Путь лежал на остров Тас-Арал. Ветер раздул приличную попутную волну, решили поставить генакер, где-то на 15 километре пути проморгали порыв который чуть не переломил нам мачту, но путь продолжили на гнутой мачте с зарифленным гротом. Пермяки и Рома с Андрюхой дошли без поломок и проблем, к 18-00 дошли до острова, ходовое время 13-14 часов. После ужина когда спала дневная жара, принялись за ремонт мачты и восстановления краспиц.
Утро наступило тихим и солнечным, чувствовалось что день обещает быть жарким. Старт был дан в 9-00, ветер был попутным но слабее, чем в предыдущий день. В течении дня ветер стихал, а волны нет. Так качаясь на волнах и ловя порывы ветра, мы и двигались к конечной точки нашего мероприятия городу Приозерск. Приозерска достигли около 16-00. Ходовое время составило 7-8 часов по генеральному курсу 45 км. По прибытию началась разгрузка, установка лагеря и постепенная разборка катамаранов. Вечер и пол ночи были в в общении с единомышленниками и новыми друзьями. На следующий день нас ждало награждение и отьезд домой.
День прошел в сборах и купаниях в Балхаше. Впереди было награждение и отьезд.
В отчете использованы фотоматериалы:
Романа Пульникова, Андрея Павлова, Ивана Ляпкало.
Михайлов Сергей
Екатеринбург 2014. (7522)