Яхта и оборудование

Яхта

Яхта модели Sunwind 20 приобретена в Финляндии в 2011 г., год выпуска 1980 (по данным предыдущего владельца). Получила имя SALACIA в честь морской нимфы и богини спокойного моря Салации, супруги бога морей Нептуна.

Модель разработана как семейный крейсер (family cruiser) норвежским конструктором Тордом Сунденом (Tord Sunden) в 1970 г. и первоначально выпускалась в Норвегии под маркой Sagawind 20. Затем производство было передано на финскую верфь Nykra OY, где яхта выпускались до 1981 г, когда ее сменила модель Sunwind 20 МКII, имеющая надстройку другой формы и увеличенный объем рубки.

Основные данные:

Водоизмещение1,6 т
Киль600 кГ
Материал корпусастеклопластик
Длина полная6,0 м
Длина по ватерлинии5,5 м
Ширина2,45 м
Осадка1,25 м
Длина мачты8,45 м
Вооружение7 / 8
Грот9 кв.м, 2010
Генуя12 кв.м, 1995
Стаксель 1около 9 кв.м, 2010
Стаксель 2около 4 кв.м, 2012

Стаксель 2 пошит С.Новицким, им же сделана вторая полка рифов на гроте. Зарифленный грот имеет площадь около 6 кв.м. В штатный комплект входит и спинакер, но у меня его нет.

Наружное оснащение: релинги, лесенка для купания, кранцы, багор.

Имеется 3 якоря. Основной 7-кг Данфорт с 3 м цепи 10 мм и 35 м стропы на вьюшке (очень удобное устройство). Крепится на кормовом релинге, после отдачи якоря якорный конец можно притянуть карабином к носу лодки, таким образом, вся работа с якорем ведется из кокпита. В качестве запасного оставлен примерно такого же веса ранее использовавшийся на яхте складной якорь SeaGrip с двумя лапами в виде лемехов со своим канатом 15 м, третий якорь - Данфорт поменьше, 20 м. Запасной конец 40 м.

Для стоянки с использованием буев служит конец с крюком на длинной ручке, имеющим откидную защелку. Им удобно цеплять буй за кольцо.

Тузиком служит 3-х местная надувная лодка Intex, приведение которой в готовность и укладка занимают по 20-30 минут.

Яхта очень остойчива и, по моему скромному опыту, имеет высокую мореходность. Как недостаток по сравнению с надувными многокорпусниками отмечу валкость на стоянке. Вернее, на гладкой воде лодка остойчива как домик на суше, но небольшая зыбь или волны от прошедшего катера сразу вызывают раскачку, то затухающую, то заставляющую держаться, чтобы не свалиться с койки.

Двигатель

Подвесной мотор Yamaha 4 л.с., двухтактный, 1995 г., с электрогенератором.

Внутреннее оборудование

В яхте предусмотрено 4 спальных места. Длительное плавание будет комфортным максимум для двоих; "семейное крейсирование" — для родителей с двумя детьми.

Установлен керосиновый отопитель-калорифер мощностью 1 кВт, занимающий 20 см длины передней койки левого борта, которая обычно используется для хранения парусов. При работе он потребляет 0,1 л керосина в час и 300 мА (вентилятор), для запуска в течение 2-3 минут нужен ток 5 А. В холодную погоду штука весьма приятная; минут за 20-30 нагревает каюту от 4 - 10 градусов до 20 - 23, что позволяет раздеться, поужинать и, покумекав в тепле с компьютером и картами, забраться в спальник.

Камбуз

Имевшаяся на яхте спиртовая плитка была заменена газовой туристской, работающей от сменных баллончиков 470 г. Благодаря тепловым экранам из двух кастрюлек расход газа очень мал: в этом плавании утром 7 июня у меня кончился газ в баллоне оставшемся с прошлого года, а поставленный новый прослужил до вечернего чая 12 июля. (Дня два из этого времени пользовался электрокипятильником). Никакого подвеса нет, но те же кастрюльки надежно держат чайник или варочную кастрюлю при крене, а снаружи все хозяйство прихвачено стропой.

Длительная варка не используется (варились яйца да пару раз уха из пойманной рыбы), обычно используются продукты, не требующие варки (хлопья гречки, пшенки, овсянки, картофельное пюре и др.).

Имеется штатная моечная раковина с ручным насосом, подающим питьевую воду из бутыли, установленной в "трюме" под лесенкой. Раковина у люка — удобное место для хранения чего-нибудь, что должно быть под руками, в том числе и на ходу (бутылка с водой, бинокль и т.п.), поэтому сохранял ee чистой и посуду там не мыл, разве что ополаскивал иногда фрукты-овощи. Вода хранится в 5- и 10 л пластиковых бутылях.

Гальюн

Есть маленький биотуалет. Гениальное изобретение, но лучше использовать его минимально: процедура не слишком удобна (оно конечно, захочешь — раскорячишься... (с)), да и очистка затруднительна. Во многих маринах имеются вакуумные установки для откачки септик-танков, можно использовать их, надевая на конец шланга наконечник от бензиновой канистры. Фу. Специальные места для слива биотуалетов попадаются редко, если тут же находится стоянка для автокемперов.

Ключ к увеличению ресурса этого агрегата — использовать его только для серьезных дел и того, что отторгает организм. Бумажки можно свернуть поаккуратней и отправить в мусор, а помочиться - в отдельную пластиковую банку с плотной крышкой, которая опорожняется за борт. На стоянках, естественно, используются береговые удобства, а в море — по словам А.Эванса, "единственное преимущество одиночника", то бишь поганое ведерко в кокпите.


Head office.

Электрооборудование

Жидкостная батарея глубокого цикла номинальной емкостью 100 Ач (располагаемая емкость 40-50 Ач) заряжается от 30 Вт солнечной панели через контроллер, можно также подключить напрямую (через диоды Шоттки) зарядку от генератора мотора. Делаю это редко: хватает и солнца.

Потребители: навигационные огни и внутренние светильники (все кроме красно-зеленого огня переделаны на светодиоды), авторулевой, эхолот, компьютер, зарядка различных мелких аккумуляторов через универсальный зарядник Robiton Smart Charger Plus (очень удобен, рекомендую!). Инвертор на 220 даже не брал.

Днем контроллер обычно находился в режиме поддерживающего заряда, а после ночного плавания с длительным использованием компьютера переходил в такой режим в середине дня.

Приборы

Основная навигация: Garmin GPSMap 60.

Ноутбук Asus EEE PC 1225. Win7 Starter, Open Office, Garmin MapSource, Open CPN, SAS Planet с заранее кэшированными картами, SeaTTY.

АИС Advansea работает с внутренней антенной под подволоком. Имеет интерфейсы NMEA и USB. Подключал к ноутбуку с Open CPN. Менее чувствителен, чем прибор от DigitalYacht (суда обнаруживались на расстоянии до 10-13 миль, чего вполне достаточно), зато не вышел из строя.

Связь: основной и запасной мобильный телефоны, спутниковый Thuraya, ручная рация ICOM (использовалась только на прием), приемник Degen, микро-муз.центр Qumo (SD, USB). Метеокарты принимал однажды, чтобы убедиться в работоспособности системы. Практическое использование целесообразно только при невозможности получения GRIB: прошлый век. Хлопотно, неудобно, для локального прогноза неинформативно. Смс-ки от myroad: несколько раз выручали. Но приходили не всегда и, опять же, по сравнению с GRIB малоинформативны. Есть желание выработать формат "нано-гриба" для передачи через смс данных по нескольким точкам на требуемое время, что могла бы делать и своя береговая команда.

Мобильный интернет (мегафон модем от megafonnw, мегафон и билайн через телефон). Все это иногда работало. Через пень-колоду и дорого. По выдаваемым модемом сообщениям понять в чем проблема невозможно. Поддержки считай нет, одно "спасибо, что вы нами пользуетесь". Добраться до специалиста и получить толковый ответ реально только при обращении по e-mail - замкнутый круг. В общем, проблема остается, ей надо уделять больше внимания и лучше готовиться. Очевидный выход — местные модемы, но это хорошо, если ходить в пределах одной страны. Заводить 4-5 штук и дорого, и мозг окончательно вынесет.

Фотокамеры: Samsung NX 10 и Panasonic Lumix DMC FT10 (водоупорная, ей снималось и видео). Нареканий нет.

На этот раз вышла из строя только флэшка на 16 Гб, с чего-то решившая больше не опознаваться как диск, а стать "планкой памяти".

Эхолот Humminbird Piranha 150. Хороший прибор, главное прочный оказался! Три раза слетал кувырком, сбитый шкотами, счастье что не за борт. Врезать в стенку рубки видимо придется, чтобы не торчал на своем креплении.

Авторулевой румпельный Simrad TP 10, он же Сима и Семен Семеныч. Замечательная штука, развязывает руки. Но доверять ему вахту можно не всегда. Сбивает с толку название - не авторулевой это, а только подруливающее устройство. (Вот странно: чип GPS, которые теперь куда угодно суют, вряд ли так уж сильно дороже магнитометрического датчика, почему бы не использовать? Нет, от компаса работает. Соответственно, случайно пронеся мимо намагниченную отвертку, я был сильно удивлен поведением Семеныча и яхты, пока не сообразил, в чем дело. )

Комментарии.

  1. Авторулевой не может провести лодку по заданному пути, он лишь возвращает ее на некоторый магнитный курс. Если лодка отклонилась, на заданную линию движения она не вернется. Например, на порывах ветра лодка приводится. АР через некоторое время возвращает ее на курс, но теперь лодка движется в стороне от первоначальной линии движения. Когда ветер неровный, этот сдвиг будет раз от раза возрастать. Соответственно, в открытом море АР хорош, а если сбоку от намеченного пути есть препятствие — вполне может "вырулить" на него.
  2. АР неспособен вести лодку в острый бейдевинд, не хватает ни реакции, ни мозга. При заходе ветра он пытается удержать направление и отрабатывает на привод, в результате лодку переваливает на другой галс. Так как ветер несколько гуляет по направлению, приходится настраивать АР на самый полный курс, теряя градусов 15.
  3. Имеется регулировка скорости реакции АР, она работает, но, например, когда надо резко переложить румпель, а потом подстроить курс точнее, АР сделать этого не может. При установке высокой скорости АР только напрасно дергает румпель туда-сюда, заставляя лодку идти по синусоиде. Настроить его с учетом инерционных характеристик лодки и условий движения нельзя. В совсем слабый ветер явная синусоида (хорошо видная на гладкой поверхности) получалась и при самой слабой реакции АР, так как лодка реагировала на перекладку руля медленно.
  4. Управление курсом в режиме АР осуществляется короткими или длительнымм нажатиями на кнопку "вправо" или "влево". Короткое — сменить курс на 1 градус, длинное — на 10 градусов. Но это установка задания. Куда для его выполнения следует повернуть румпель, АР решает сам по своей внутренней логике, видимо, с учетом предшествующих событий. Как правило, поворот идет в нужную сторону, но бывает и наоборот! Обычно это недопустимо. Бывает удобно (оно и надежнее) отключить автомат, вручную теми же кнопками положить лодку на новый курс и снова включить автоматический режим.
  5. Ручной режим тоже бывает полезен: лодка просто идет с закрепленным рулем, а его положение можно удобно и точно регулировать без всяких резинок и веревочек. Паруса в балансе — так и едем.
  6. При отклонении от курса АР постепенно наращивает корректирующее отклонение руля и ждет, что лодка начнет возвращаться на заданный курс. Если в это же время на нее действуют другие, более мощные силы, заставляющие продолжать нежелательный разворот, она и будет разворачиваться куда не надо. В результате возврат на заданный курс займет большое время или вообще не состоится: лодка долго будет идти с переложенным рулем куда не следует. Максимальное отклонение руля АР не обеспечивает в силу ограниченного хода штока.

Как пример, (см. также в рассказе) опишу неприятную ситуацию при расхождении с судном LISA LEHMAN.

  1. Чтобы пройти за кормой встречного судна, авторулевому была дана поправка 20 гр. влево. При этом лодка оказалась на фордевинде, обезветрившийся стаксель неприятно полоскался.
  2. Когда суда сблизились на встречных курсах и прежний курс яхты с запасом проходил уже за кормой теплохода, авторулевому была дана поправка 20 гр. вправо, чтобы вернуться на нужный курс. Яхта начала приводиться.
  3. Стаксель наполнился, яхта накренилась, и ее стало приводить сильнее (возможно и волна "помогла"), вымпельный ветер усилился, что усилило крен и приведение. В результате поворот составил не меньше 45 гр., и яхта пошла наперерез теплоходу.

Проспав секунд десять (куда же он рулит и когда отвернет?) скинул шток АР и крутнул румпель, повернув влево... навстречу теплоходу, рулевой которого, видя это безобразие, тем временем резко повернул направо, уступая дорогу! Я, конечно, быстрее разворачиваюсь (ведь "Лиза" 90 метров длиной) — снова вправо и поехал дальше... С того раза при расхождениях румпель у Семеныча стал отбирать.


Кольца проведены через 1 км, векторы движения судов показывают ожидаемую позицию через 15 мин.

Тем не менее повторю: при всех недостатках это замечательное устройство, без которого одиночное плавание намного тяжелее. Приобретать старшую модель TP20 имеет смысл, если яхта будет оснащаться сетью, интегрирующей АР с датчиком ветра (TP20 может рулить и по ветру) и другой навигационной электроникой.