Шлюзы Хольтенау.
1. Набережная.
2. Яхтенная стоянка у шлюзов.
3. Вид со смотровой площадки.
Проход праздношатающейся публики к шлюзам закрыт. Для желающих посмотреть на южной стороне имеется смотровая площадка, огороженная забором и колючей проволокой. За еврик. Зато паромчик, курсирующий через канал, бесплатный. Малые шлюзы, через которые раньше пропускали яхты и небольшие суда, сейчас закрыты на ремонт, всех пропускают большие.
Прочитал все инструкции, но несколько волнительно — как-никак, первое в жизни шлюзование в качестве рулевого Утром 8-го июня ездил за новым АИС и проверял его, к шлюзам подошел в 12:30.
Мачт с огнями несколько, непонятно какой огонь к чему относится. Сначала были только красные, потом включили белый затмевающийся — сигнал входа. Но ниже на той же мачте и красный горит. Набрался храбрости и спросил Kiel kanal 4: можно войти? Ответ толком не разобрал, только «current position». Ну, значит, «стой где стоишь». Как ветер отнесет, подрабатываю моторчиком. Жду. Тут еще яхта появилась, тоже ждет. Оказывается, сначала надо было пропустить красавца А50, который не спеша разворачивался в сторонке. Потом эти ребята поехали и мне махнули — давай.
В ожидании шлюзовки.
В шлюзовой камере для лодок сделаны низкие плавучие деревянные причалы. Кранцы надо опускать до самой воды.
Лезешь по трапу наверх, там домик, а в нем киоск с кока-колой, мороженым и пр. Там же в кассе покупается «тикет» — билет на проход канала. Это просто кассовый чек. За 6-метровую лодку взяли только 12 е. Теперь остается ждать, когда откроют вторые ворота шлюза. Уровень воды в канале и море здесь одинаков, шлюз как таковой нужен разве что на случай заметного изменениях уровня моря из-за штормовых ветров. Вся процедура вместе с ожиданием у входа заняла час. Ворота открылись, впереди сотня километров канала.
Идти по каналу оказалось приятно. После моря — как будто на речке: берег рядом, птички поют, по дорожкам туристы на навьюченных велосипедах едут и просто народ гуляет. Можно не беспокоиться ни о прогнозе, ни о встречных судах. Парадокс. Громадины потихоньку проплывают совсем рядом, но у них свой путь, у меня свой, с краю — как у пешехода по тротуару. Но румпель из рук не выпустишь: берег близко, можно и въехать.
Узкие участки чередуются с немного расширенными, где стоят ряды мощных свай с кнехтами. Это разворотные места. На канале стоят светофоры, и большие суда пропускают друг друга, поджидая прохода встречного в этих расширениях. Здесь же, выйдя за ряд свай, при необходимости можно остановиться на небольшое время. Ночевать на канале можно в нескольких определенных местах, которые указаны в инструкции по проходу.
Идти по каналу необходимо под мотором, вместе с ним разрешается использовать и паруса. Первый день ветер был встречным, и сначала довольно свежим (стих к вечеру), а на следующий иногда поднимал стаксель, но толку от этого было немного.
«Летучий» паром под железнодорожным мостом.
По реке утюг плывет из города Брунсбуттеля... .
Вечер. Зажглись огни.
Сейчас, в июне, прогулочным судам разрешается движение до 22 ч. Как раз к этому времени дошел до ответвления в канал Гизелау (Gieselau Kanal), до Брунсбуттеля остается 40 км. Здесь разрешена ночная стоянка у причалов перед шлюзом. Чудесное тихое место.
Ночевка в канале Гизелау.
Собак на яхтах путешествует много, а вот вахтенного кота вижу впервые.
В 14:30 9-го зашел вместе с моторной яхтой в шлюз Брунсбуттеля (здесь маломеров шлюзуют отдельно, в старых шлюзах). Сейчас отлив, уровень Эльбы низкий, и нас опускают больше чем на метр. Вся процедура заняла 15 минут.
Останавливаться в марине на канале (до шлюзов) не хотелось, так как была еще только середина дня, да и больно индустриальный портовой пейзаж вокруг. Может, в Альтенхафен, уже за шлюзами, на Эльбе? Или пойти сразу в Куксхафен?
Оказалось, что в Альтенхафен можно попасть только по высокой воде.
Раз так, пошел вниз, но ушел недалеко. Начался прилив, и тут обнаружил, что идущая вполне приличным ходом лодка стоит на месте. Скорость течения около 6 км/ч. Что делать, отошел к пескам северного берега на глубину 5 м, встал на якорь и часика полтора поспал. Дальше глубина падает резко: сразу 1,5-2 м, а там и «ваттовые» пески. Пока отдыхал, вода поднялась на метр с лишним, течение ослабло. Ветерок, напротив, усилился — можно идти дальше.
Этот рыбак чуть не поймал меня своими сачками.
Тихо-мирно лавируюсь справа от фарватера, а он распустил по бортам какие-то сетки и пошел точно по его краю. Постепенно догоняет и явно идет на столкновение! Скрутил оверштаг уже метрах в 15 от него. Оно конечно, люди работают, а я тут кататься понаехал — но хоть бы посигналил.
К Куксхафену подходил вечером уже при отливном течении, таком же мощном. На стрежне стоячие волны. Зашел в первую сверху марину за «американским» причалом, откуда отправлялись трансатлантические лайнеры. Марина маленькая, но удобная. Пришвартовался, наверное, на чьем-то месте. Там были причальные концы и кранцы, но стояла зеленая метка: отлучившийся хозяин не возражает.
Марина Cuxhaven Fährhafen e.V.
Старт в 7:10. Иду слева от фарватера под парусами, но через два часа ветер скисает. Зато хорошо помогает отливное течение. Теперь график движения будет подчинен приливам и отливам. Движение нельзя сказать что непрерывное, но все время в поле зрения видны суда, идущие с моря в Эльбу или наоборот. Под мотором пересек фарватер и ушел в проливы между ваттовыми островами, решив, что так путь на запад к Гельголанду получится более прямым.
Скорость 11-12км/ч. Выключил мотор, и скорость упала до 6 км/ч. Течение. Ветер еле шевелится; судя по воде за бортами, лодка почти стоит и плохо управляется. Болтаться таким образом неприятно, снова завожу мотор. Скоро пожалел, что ушел в проливы: в одном из них глубина вместо ожидавшихся 6-7 м упала до 2... 1,7! (перед точкой 006 на треке). Доверился картам 2009г. Тогда тут был фарватер, а теперь он замыт песком. При этом мощное течение тащит дальше, сулой, отлив в разгаре! Выскочив на глубокую воду, вздохнул с облегчением.
Выключаю мотор: пришел северо-западный ветер, можно идти в бейдевинд.. В 13 ч. уже 3-4 балла, ход 10 км/ч. Через час уже 5! Взял риф, и почти тут же спустил стаксель. Менять на маленький не стал, дойду так.
Первое впечатление от Северного моря: беспокойное оно. Волнуется, даже когда ветер слабый, да еще течения. Наверное, как раз в них причина.
Гельголанд на горизонте
Остров Гельголанд — птица Феникс. Здесь находилась крупная база кайзеровского флота, а потом и гитлеровского. В конце войны бомбежки англичан стерли ее в пыль вместе со всем, что было на этом клочке суши (всего-то один кв. километр). Да там к тому времени больше ничего и не было, жителей выселили на материк. В довершение для уничтожения бункеров и ликвидации огромного арсенала в 1947 тут был произведен самый мощный неядерный взрыв: 7 килотонн. И еще какое-то время скалы острова служили мишенью для учебных бомбежек.
Но потом прежние жители сумели добиться разрешения вернуться на Гельголанд, остров был возвращен Германии. Стали отстраиваться... и на взорванный остров вернулась жизнь. Сейчас тут курортно-туристический оазис, популярный благодаря своей истории и беспошлинной торговле: тут множество магазинчиков дьюти-фри, торгующих спиртным.
Чистенький курортный немецкий городок, как и множество других: сплошные отельчики, магазинчики, ресторанчики, кафе и прочие забегаловки. Но есть и уникальные особенности. Во-первых, городок двухэтажный. Не только в смысле высотности зданий: весь город состоит из нижней части у порта и верхней, на плато. Между ними ходит... лифт! Во-вторых, почему-то тут не любят велосипеды: запрещено. Вот на самокатах — пожалуйста. Но городишко такой маленький, что вытаскивать велосипед и не хочется, приятно прогуляться пешком.
«Набережная» вокруг порта.
——>
Прощай, Гельголанд, прощай, Длинная Анечка!
Увожу на память маленький кусочек красной гельголандской скалы и несколько вкусных бутылочек.
Ушел с Гельголанда утром 11-го. Два дня попутного ветра и хорошей погоды упустить нельзя. Следующую остановку планировал сделать в Norderney, но решил двигаться дальше. Идется хорошо; стоянка, в отличие от Гельголанда, особого интереса не представляет. Надо наверстывать отставание от графика. На входе в Кильский канал оно стало катастрофическим: 21 день. Сейчас 20. Этак и 90 дней шенгенской визы не хватит.
Norderney прошел в 20 ч. Приметна многоэтажная городская застройка, больше такой на соседних островах нет.
Ночь была довольно беспокойной, подремать вышло только урывками. Несколько раз пришлось расходиться с судами, спасибо новой АИСке за предупреждения. Конечно, иду в стороне от основных полос движения, но небольшие суда попадаются и здесь, ближе к островам. Около Боркума уступал дорогу двум судам, шедшим по фарватеру из Ваттового моря.
В 2:40 дунуло со стороны берега, грот перекинуло и авторулевой не справился — пришлось вмешаться, и даже рифы брать. В пятом часу рассвело. Поднял стаксель, попозже и рифы отдал. 10:10 — переход продолжается ровно сутки. 188 км — есть 100 морских миль!
Уплывают назад низкие берега и дюны, иногда покажется маяк или здание гостиничного вида и длинные ряды пляжных кабинок. Иду морем, соваться в проливы резона нет: мели, сплошные осушки. Гиблые места. Глубины могут меняться; как смотрю, и знаки не везде те же стоят, что на карте.
Маяк Эйерланд на острове Тексел.
Подремываю периодически, и вдруг слышу мотор и голоса, подъезжает ко мне РИБ. Голландские погранцы и таможня. Двое мужиков пересели ко мне, спросили кто-откуда-куда. Паспорт, регистрацию на лодку посмотрели, таможня спрашивает: оружие - сигареты - спиртное? Нет - нет - а как же! Предъявлять мои скромные бутыли не попросили, но во все рундуки таможня с фонариком заглянула. Мужики солидные, благожелательны. Спросил, на радаре меня увидели или просто так. Просто так, с катера (стоял поодаль ближе к острову). Пожелали друг другу удачи.
После Тексела решил свернуть на стоянку в Ден Хелден, порт там рядом с выходом в море. Прогноз дает встречный SW — после доброго перехода денек можно и пересидеть.
Вечереет. Подхожу — нет показанного на карте фарватера с латеральными знаками, хорошо хоть желтые по краю мели стоят. Встречное течение, но ветерок бодрый, двигаюсь. А потом вышел в основной канал, а там глубина 40 метров! Ветер стал чуть потише, и я встал. Отливное течение из пролива уже назад сносит! Пересек канал, завел мотор, полный газ — еле-еле ползу, мало 4 сил. Течение около 10 км/ч! Прополз до небольшого изгиба берега, тут какая-то искусственная отсыпка камнями (потом оказалось, городская дамба) и бросил якорь. Поспал до 5 утра, по полной воде без проблем перешел в марину. 2,5 км не смог дойти!
Den Helder, Koninklijke Marine Yacht Club.
Зато оплату одной ночи сэкономил; как говорится, нет худа без добра. Цена здесь — по 2,1е за метр длины лодки + 1,2е за человека. Марина рядом с военным портом, поэтому порядок суров: высокий забор, ворота, камеры. Выйти в город можно свободно, а вот чтобы вернуться в марину, надо доложиться по связи дежурному, который сверяется со списком гостевых лодок.
Рано утром погода еще была хорошая, но прогноз не наврал: стало облачно, ветер подвывает, дождичек периодически. Когда распогодилось, покатался по городу, нашел и супермаркет.
——>
Улицы и каналы.
Дамба, около которой ночевал на якоре. Город в самом деле гораздо ниже уровня моря.
Два дня в основном попутных ветров. 14-го был и штиль, шел под мотором. Получились хорошие переходы, по 100 с гаком км.
Маяки Kijkduen и Fort Kijkduen недалеко от Ден Хелдер.
Северное море бывает и таким.
Курорты у Egmont Aan Zee.
Вход в порт Ijmuden.
К 17 ч. подошел к Ijmuiden, откуда идет канал к Амстердаму. Трубы, заводы, краны... Пойду дальше, через 44 км — Гаага. Сейчас попутный отлив, три балла в корму. Подошел уже в сумерках. Приморский город, огни... Вид куда приятнее, чем промзона, как Ijmuden или следующий порт, Hoek van Holland.
Den Haag, Гаага. Вернее, это приморский район Схевенинген.
Где тут марина, у меня помечено не было, только вход в порт. Сразу за входом вижу стоит группа больших яхт, судя по виду местных, как-то совсем там тесно. Сунулся в бассейн слева — там стоят суда побольше, высокий причал. Дальше узкий канал ведет во второй бассейн, марина там, справа. Сразу гостевые места, и вывеска есть. Но это я уже утром разглядел, а как зашел, смотрю, кто-то там борт к борту стоит, тоже тесно. А слева от входа рыбаки, какие-то еще суда побольше, но причал низкий, удобен, и места свободного много. Благополучно переночевал, а утром ушел... по-английски.
——>
Благополучно переночевал, а утром ушел... по-английски. А марина справа, где торчат мачты.
Конечно, жалко было не посмотреть этот город. Мадюродам, макет всей страны. Суд этот самый международный найти и сказать перед дверями Фффф..., выразив сомнение в справедливости и тамошнего правосудия.
Но на следующий день попутные 4-5 баллов! А на город самый минимум полноценная дневка нужна, две ночи. А больше половины шенгенского срока уже тю-тю, а ведь предстоит и обратный путь!
В общем, рванул и после хорошего дня, правда утомительного (на свежем фордаке рулить в основном пришлось вручную; чтобы пообедать, пришлось брать рифы — тогда Семеныч справлялся) оказался уже в Бельгии, Blankenberge. Зеебрюгге с моря показался сплошной промзоной, краны были видны за 30 км. А вот Бланкенберге — красивый город у моря.
Правда, вход в марину долго не мог опознать, вижу только сваи какие-то торчат. Но все на месте оказалось.
Подхожу к Бланкенберге. Стрелкой показан вход в марину.
Сейчас отлив, в прорытом подходном канале через мелководье (его и ограждают стенки со сваями) глубина 1,7-1,9 м. Мне хватает. Марин тут несколько, все уютно и чудесно. Встал в Royal Scarphaut Yacht Club, цена 12 e.
——>
Отлив. Через 6 часов вода поднимется на 4 метра с лишком.
Спрашиваю, как бы мне выход из Шенгена отметить? Парень, харбормастер, позвонил куда-то и говорит: два варианта, или вы в Зеебрюгге, или пограничники приедут сюда. Надо перезвонить через пару минут и сказать, как вам будет удобно. Конечно, «уж лучше вы к нам», скажем после обеда, а там я и уйду. Звонит— они как раз здесь, заедут через 10 минут. Надо заполнить анкету и, пожалуйста, ваш паспорт. Анкета — кто, откуда, домашний адрес, что за лодка. Сходил за паспортом. Заходят погранцы, все ОК, поставили штампик.
Адью, Шенген.
Вопрос решился так быстро, что я даже не успел сходить в магазин. Спрашиваю:
— It vill be not very criminal, if I go to shop after this stamp? — не будет большое преступление, если я теперь в магазин схожу? Ведь уже с выездным штампом.
Смех.
О господи, спросил бы я что-нибудь такое у наших... Можно, вон, в дьюти-фри сбегаю? Когда быстро и по-деловому работают, уже думаешь: супер. Но чтобы улыбка — никогда. А если таможенная или пограничная дама не в духе, посмотрит — таким рублем подарит, хоть провались.
Знакомство с Бельгией совсем мимолетно.
Ну вот, провиант закуплен, свеча-лампадка в соборе Сен-Рош будет гореть целый день. Посмотреть еще раз, какие куда приливы-отливы, да бензинчика не мешает прикупить (заправка в подходном канале) — и на Рамсгейт.