Утром в каюте 7 градусов — лето! Вышел из Фрейзебурга в 8:57. 4 балла с SW, от волны пока защищает берег. Основной стаксель, грот с одним рифом, идем 9 км/ч. Курс на восток, до маяка Линденес 536 км.
12 ч. Заметен снос к северу, это течение. Ветер стал потише, началась болтанка и рывки паруса.
14 ч. Скорость всего 3-4 км/ч. Видел только одно судно, на севере. Похоже, оно стояло на месте. Самочувствие не идеальное: подремал, но снова сонливость и некая заторможенность — видимо, понемногу укачивает. Съел пару таблеток драмины.
15:30. Пошел свежий южный ветер, взял два рифа на гроте. Не только свежий но и холодный, даром что южный. Вижу первую платформу, это Buzzard Oil. Позади 44 км, впереди 496.
19:15. Отдал рифы: 2 балла, а волна пошла большая, отдельные до 3 м. Привязал шкот к стойке релинга, чтобы гик не перелетал. И якорь привязал, чтобы не соскочил с крючка от болтанки.
20:15. Опять 2 рифа! Теперь вдуло с N-NW, авторулевой перестал справляться, начало приводить. Крупные волны явно неадекватны, приходят издалека. Вода 11°:, в каюте столько же.
21 ч. За 12 часов прошел 77 км, осталось 465.
23:20 АИС поднял тревогу — судно. Надо же, не хватило места в море. Пришлось сманеврировать, а то и в самом деле была опасность попасть под него.
4:20. Подозрительно сильно полощутся паруса. Выглянул — основной стаксель пополам! Спустил.И ветра -то не было сильного, 4-5б. Ну, может какой порыв ночью проспал. Курс то полный бакштаг, то фордак — на фордаке стаксель трепался за гротом, видимо, это ему на пользу не шло. Под гротом с 2 рифами даем 10 км/ч.
9 ч. Час назад принял через Турайю свежий GRIB. На сегодня и завтра без изменений: завтра затишье, ближе к Норвегии усиление до 6 б. с севера. А вот послезавтра NW уже 7 баллов, надо бы успеть до этого. Пройдено 179 км, немного не хватило до 100 миль за сутки. Конечную точку перенес поближе, на Prestoy. 352 км.
9:30. Начало стихать. Полез на нос, убрал порванный стаксель и поставил маленький. Отдал один риф.
11 ч. Отдавал риф и заметил, что вылезает палец в креплении гика к вертлюгу. Заводного кольца нет. Исправил. 194 / 339.
Около платформ встречаются странные суда, похожие на домашние туфли: «носок» и голая палуба.
Платформ много, торчат этакие «заводы на курьих ножках», высокие трубы с пламенем наверху. Ночью сияют огнями.
17 ч. Так мы далеко не уйдем. Завел мотор, ход вырос с 4 до 8-9 км/ч. Занимался ремонтом паруса: начал пришивать по разрыву стропу, благо разрыв прямой, от самой передней шкаторины до задней. Но не доделал, устал. При качке долго заниматься такой работой плохо.
19 ч. Ветер совсем скис, волны выгладились, но мотор все равно держу опущенным как можно глубже, иначе хватает воздух. Снова появились дельфины, провожают. Приятно видеть живое море.
21:15. Выключил мотор. Тихо, красота. Но, увы, парус дает лишь 3 км/ч. 260 / 274 км, почти полпути.
Второй закат в море.
4:30. N 3-4 б., вода 10°. 7 км/ч, 299 / 236.
7 ч. Раздуло до 5 б., взял первый риф. Носовой люк хоть и задраен наглухо и паз вокруг него затыкал пенкой — капает, да и с основного люка в углах подтекает.
9 ч. Идем хорошо, 330 / 204. Но вот самочувствие так себе, поганенькое.
10 ч. Второй риф, пошли более спокойно. Спрейхуд тряпочный вообще прошибает, как старые палатки в ливень, а тут потоки. С окошек кое-где стало капать... Оказалось, и по бортам где-то вода сочится через закрытый резиной стык палубы с корпусом. Сам как выбрался наружу — непромоканец мокрый. Постепенно в лодке становится все мокрее, нехорошо!
12 ч. Тяжело. Отовсюду течет.
15:50. Кажется, ветер стал потише, ход 8-9 км/ч. Съел сухарик. До этого с утра было только яблоко, но оно не задержалось. Совершил подвиг: полез в кокпит и развернул панель на солнце. Солнце в дымке, но заряжать будет.
.......
4:50 26-го. Финиш в Listahavn.
Комментарии проспавшись:
Хуже всего угнетение, потеря дееспособости. Только лежать бы. И страх, мысли всякие лезут в голову: а если еще какое заводное кольцо... а если авторулевой... а если грот... и т.д. и т.п. А лодка справляется, идет себе, час за часом. На душе и легче. Курс галфвинд — полный бейдевинд. Ветер развел регулярную волну, она хоть и солидная, метра два, но нет неприятной толчеи. И крен-то небольшой, спускать грот или маленький стаксель никакого смысла нет: для ветра 6-7 б. парусность нормальная. Вот иногда мы получали неслабые удары гребней — это неприятно. Чтобы компьютер не улетел, прижал его между бортиком стола и пиллерсом.
В общем, после прихода смотрел на это безобразие с берега: не пошел бы в такое море, в эти волны и барашки. А идти-то можно, не так страшен черт. Вот если бы только собственную мореходность повысить. А то беру GPS и не могу надписи различить, напрягать глаза надо, чтобы сфокусировались.
Точку прихода переносил. Сильный ветер несколько приводил, в итоге вышел севернее Фарсунда, ближе к Listahamn. Смотрю, там удобный прямой вход с моря, туда и пошел.
Последние день и ночь было не бодрствование, не сон, а маята и дрема. Уже недалеко от берегов подняла опять АИС-ка. Смотрю, сразу 4 судна идут! Рассвет уже, вылез и до финиша рулил ручками. На этот раз маневров для расхождения не понадобилось. Судно, на которое был сигнал, проходило в пределах заданного расстояния, но безопасно.
Переход вышел 527 км за 67 часов.57 минут. Надо же, время как у Лейфа, который шел во Фрейзи, только дальше, из Бергена.
В Листахамне большая огороженная молами гавань. Я подошел к первому же причалу с кранцами из шин, где стоят рыбаки. Дальше на север внутренний фарватер внутри гавани идет к стоянке Боргхед, но я и до ближнего причала еле дополз против ветра на полном газу. Встал на свободное место и завалился спать. Часика через три встал, грею чайник. Вижу, подъехал мужик, стал заниматься чем-то на соседнем кораблике. Вышел, спрашиваю:
— Не проблема, что я тут встал?
— Никакой, стой!
— Спасибо!
— Откуда пришел?
— Шотландия.
— Ого!
— Ветер сильный...
— Да, дует сегодня.
— А мусор тут можно выкинуть?
— Вон контейнер.
— А туалет есть?
— Нет, здесь нет.
— Ладно, у меня в лодке есть.
Вот и поговорили. :) Приятно все-таки, что нас тут уважают! Гляди, подвозют, гляди, сажають... :) (с) ...и место постоять дают, и даже денег не берут!
Потом сходил пешком до северной стоянки — там понтон, только он тоже весь занят рыбаками. Все обычные сервисы имеются, цена за ночевку 200 крон, что с лодки, что с кемпера (рядом стоянка). На халяву разок воспользовался удобствами, благо не заперты, и за 104 кроны получил в «хамн-киоске» кусок мяса с картошкой и салатиком: вышел второй обед после вчерашнего разгрузочного дня. День прихода, он же и отдыха.
Тишина. Ясно. В 7:40 покинул гостеприимный Листахамн и двинулся к Линденесу. Иду под мотором; так как иногда чуть-чуть подтягивает и ветерок, паруса тоже поднял: грот и геную, которую раньше почти не использовал. Площадь ее 12 кв.м (основного стакселя около 9). Но практически тянет один мотор. Скорость 7,6-8 км/ч.
С юго-запада пришел фронт высоких слоистых облаков, чуть потянуло оттуда... нет. В 12 обогнул Линденес. Вскоре убрал паруса: то встречные 1-2 балла, то штиль.
Линденес в штиль.
Обогнул мыс и вскоре встал в бухточке на о. Våre, пройдя 40 км под мотором. По пути подошел посмотреть западную бухту, в глубине которой стоят летние домики с причалами. Место красивое, но стоять у чужих домиков ни к чему. Вокруг острова есть местами совсем узкий, но достаточно глубокий проход.
——>
Остров Våre, подход с W
——>
Западная бухта.
Обхожу остров с юга.
Вот и восточная бухта, знакомая по прошлому году: каменный причал, гриль, столы для пикника, чистенький и удобный сортир — что еще надо для счастья? :).
Потом на катере пришла компания: мужчина, двое женщин и четверо или пятеро мальчишек лет так с 8 до 12. Юные викинги сигали с причала в воду и барахтались, а водичка-то всего 13 градусов.
Попикниковали и укатили Вечер, что-то вроде и дуло чуть-чуть, но навстречу, и дождичек. Лежу в каюте. Можно сказать, полудневка вышла. Хорошо. До дождя успел промазать силиконом стык резинового уплотнения с палубой, надеюсь ликвидировать «бортовое» протекание.
Дальше так и шел по прошлогодним стоянкам. Переходы получаются примерно такие же, глядь — знакомое местечко уже недалеко. Приятно.
28-го день в основном парусный, получилось много лавировки. Под конец шел и на моторе, еще и против течения замучился лавировать. Туда-сюда, а толку мало. Надо сказать, что течения у здешних берегов тоже заметны, несмотря на то, что высота приливов тут всего 20-30 см. Дошел до острова Helg-øya, на котором в память о войне сохранены немецкие оборонительные сооружения.
Маяк Ryvingen.
Домик в протоке. Идиллия.
Эту часть норвежского побережья называют Sørland — Южная страна. Шхеры населены довольно плотно, везде по берегам проток и заливов летние домики и маленькие поселочки. Но есть и множество Naturharbors — мест для остановки катеров и яхт, часто с баками для мусора, грилем, иногда и туалетом.
——>
Причал на Helgøya. Отсюда дорожка ведет в гору, к бункеру и артиллерийским позициям.
Вид сверху на внутреннюю бухту острова. Это как раз и есть одна из «зеленых стоянок» (Naturharbor).
С севера и юга в нее ведут два узеньких прохода.
29-го дальше на восток, то под парусами, то под мотором. С утра шел дождь, но постепенно прояснилось, выглянуло солнышко. По пути выудил необычную рыбу: саргана. Зацепился за крючок жабрами — случайно или крутился рядом с мушкой из любопытства, на свою беду. Кости у него... зеленые! А на вкус рыбка как рыбка.
Остановился на якоре в еще одном знакомом месте, Avesøya. В глубине бухты здесь прекрасный «детский» песчаный пляжик, но подойти к нему ближе можно только на тузике. В нескольких местах можно встать носом к скалам, как тут обычно и делают.
Маяк на острове Oksøy.
Скоростной паром на подходе к Кристиансану (Kristiansand).
Сарган.
——>
Стоянка в бухте острова Avesøya.
30-го зашел в городок Гримстад (Grimstad) на заправку: много приходится моторить. В середине дня над берегом погромыхивала первая гроза, которую видел этим летом. Дождик был потом и тут, а гроза до нас не дошла.
Гримстад.
Маяк Homborsund.
Маяк Torungen.
Маяк Yttre Møkkalasset (не действующий).
——>
На ночевку встал на якорь вот в этом месте, в хорошо защищенном проливчике.
Но только за чайник взялся, прямо рядом моторка прошла, сбавив ход, вскоре другая не сбавляя пронеслась. Что их тут черт носит? Так и не отдохнешь. Красивый открытый катер подходит, малым ходом идет в сторону маленьких причалов в глубине заливчика. Наверное, там и домики. Двое, похоже муж с женой. Остановились рядом, и мужик говорит: вон там, за поворотом недалеко отличная стоянка, а тут нельзя стоять, все время лодки ходят.
Ясно, оказался я посреди «народной тропы»: зная дорогу, местные жители срезают несколько сотен метров по сравнению со штатным фарватером. Спасибо, говорю, я тогда вот за эту скалу к берегу отойду (рядом большая плоская плита лежит, видно что за ней тоже глубоко). Там никому не помешаю и меня не будет качать. ОК! Мужик нажимает кнопку, здоровенный мотор урчит... и не заводится. Раз, другой, третий. Что-то подкручивает. Без толку. Гляжу, уже весла достает.
Я тем временем выбрал якорь, дергаю свою Ямаху — а она еще не совсем остыла, и, как назло, с первого тычка: тыр-тыр-тыр... Подъезжаю к ним: давайте, говорю, держитесь за борт, к причалу подъедем. Замахал руками, нет-нет, не надо, что тут ехать! Дама улыбается. Так они и погребли к причалу копаться там дальше. Минут через пять мотор взревел, выхлопом весь причал окутался. Завели! Заглушили и пошли в свой домик.
Ухожу в Швецию. По полученному вчера прогнозу утром ветер северный, 5-6 б., потом переход на W 3 б. Во второй половине дня севернее моего пути ветер останется слабым, а южнее усилится к ночи до 5 б. В общем, ветер попутный. Расстояние около 130 км. Далековато, но при раннем выходе есть шанс к ночи дойти до шведской стороны Скагеррака.
Стартовал в 6:28. Погода хорошая: небольшие облачка, попутный ветерок от NE, всего-то 3 балла. Полный грот и генуя, ход 7 км/ч.
——>
Норвежский берег постепенно удаляется.
Ясное утро над Норвегией бывает очень красиво. Воздух необыкновенно прозрачен до самого горизонта, а сразу над ним начинается нежная и такая же прозрачно-чистая голубизна, без обычной белесой дымки. Сегодня как раз такой день. К 10 часам прошел 25 км, осталось 106.GPS показывает расчетное время подхода к марине Smögen севернее Люсечиля (Lysekil) 23ч. Давление повысилось со 1007 утром до 1010, ветер такой же по направлению, посвежел до 4 б.
14 ч. Последние два часа ветер все слабел и наконец совсем скис. Пришлось завести мотор.
17 ч. Снова под парусами, но теперь идем правым галсом,: ветер SW. Скорость 4-6 км/ч, расстояние 70 / 64; расчетное время подхода съехало на 7 утра. 19 ч. — дело пошло бодрее, 86 / 47 и 0:30.
Пришвартовался в марине в 1:10, т.е. уже 1-го августа.
Неплохой переход получился, спокойный, но... уже перед самым входом в марину чуть не угробил лодку, посадив на камни. Луна полная светит, все огни на месте, и все равно плохо в темноте подходить. Пока возился, спуская грот, зазевался и чуть не врезался в берег. Место было прикрытое, волна не плещет, не слышно. Внимание после целого дня на воде видимо уже не лучшее. Слава богу, взглянул на GPS: иду прямо в берег! И только когда уже отвернул — увидел камни, громоздящиеся чернотой метрах в 30.
Поднявшись утром, побродил вокруг. Рядом ряд новых домиков, не то отель, не то таунхаусы. Забор, что-то еще строится. Сама марина с удобными причалами, но не обнаружил рядом... решительно ничего не обнаружил. Ни удобств, ни конторы, ни объявлений. Даже бачка для мусора нет.
Отдал швартовы и поехал в Люсечиль. Это городок побольше и, как написано на noon site, порт входа, там все дела и сделаю.
——>
У причала марины Smögon.
Шпиль стоящей на холме кирки виден издалека, это высшая точка Люсечиля.
Здесь есть марина и рыбацкая гавань (Fiskehamn), цены в них одинаковы: 200 крон за день плюс 50, если надо подключить электричество. В марине три секции, каждая имеет собственный проход в брекватере. Для гостей предназначена средняя, у входа в нее так и написано: Guesthamn.
Первым делом надо отметить прибытие в Шенген (в норвежских шхерах усилий по этому поводу не предпринимал). В конторе марины сидят двое девчонок и парень, видимо студентов привлекают на лето. На стоянке прописался без проблем, но слова passport control и shengen visa повергают их в ступор. Раз так, спрашиваю где тут полиция. — Полиция сегодня закрыта, выходные.
Отдохнул, с удовольствием покатался по городу, прошелся по магазинам первый раз после Фрейзебурга. И полицию нашел: откроется только в 11 в понедельник.
Живут же шведы! Есть конечно какая-то дежурка по телефону 112, на двери указан еще один телефон для обращеий: 11414. Звоню (оказалось, код страны набирать не надо). Излагаю — нет, это не компетенция полиции. ??? Потом уже сообразил, по-видимому неверно задавал вопрос: need open my visa again; мне же не открыть визу надо, а только въездной штамп поставить. Ждать полдня еще и в понедельник не резон, утром ушел и двинулся дальше, к Гетеборгу. Большой город, уж там разберемся.
Переночевал на якоре в шхерах.
На основном галсе шхуна шла быстрее, но на поворотах и коротких контргалсах (дело было на довольно узком фарватере) безнадежно отставала,
несмотря на то и дело доносившийся зычный шкиперский голос, отдававший команды. Потом завели железный фордак: надоело мучиться.
Поселок в шхерах, пролив вместо улицы. Прямо «воронья слободка»!
А вот и автобус.
Прихожу в Гетеборг, в ближайшую с моря марину Langedrag. На причале мужик помог пришвартоваться. Спрашиваю про passport control. Говорит, есть такое дело. Вон в башенке контора, туда.
А там история повторяется. Ребята начали звонить куда-то, долго, видимо в разные места. . Один повергает в ступор уже меня, спросив почему (why?) я приплыл в Швецию из Шотландии. Я не врубаюсь. Тогда он стучит по клавиатуре, и комп говорит по-русски: «отпуск». Слава Гугле-транслятору.
— Yes! Пенсионер я, все лето отпуск. Действительно, веская причина! :)
Потом мобильник передают мне, и уже в нем раздается русский голос, притом женский и приятный. Голос спрашивает, что у меня за виза и что за проблема. Оказывается, они дозвонились до посольства России в Стокгольме! Объясняю, что проблема — отметить повторный въезд в Шенген, чтобы находиться тут легально.
— А, так вам только entry stamp нужен!
— Да! Объясните им, пожалуйста, видимо меня не понимают.
Возвращаю телефон. Один из парней убегает и скоро возвращается с коробкой.
— Entry stamp!
Ну, слава богу. Шлеп... Вижу что-то штамп больно здоровый и красивый, с короной... Прибыл в Королевский яхт-клуб, лодка, число, подпись харбора.
— Это пограничный штамп?!
— Нет, нашего клуба...
Ну, молодцы. И как они недавно опять хотели русскую подводную лодку поймать, когда надводная третий день сдаться не может! Слегка уже озверев, спрашиваю: есть телефон КОСТГАРДА ? Да.... Звони! Очередная серия переговоров. Кажется, наконец в точку.
— Обещали перезвонить, подождите на лодке. Через час захожу опять. — Сказали, приедут. В общем, полдня там проторчал. В конце концов приехали серьезные парни, в форме и при оружии. Поставили еще один, правильный штамп. Про то, что не удалось в Люсечиле проштамповаться, рассказал, претензий не предъявили. Про норвежские берега молчал, да и какое шведам дело до Норвегии. В общем, легализовался.
Еще три с половиной часа спокойного плавания, и остановился на ночевку в маленькой бухточке, ровное дно которой заросло красивой зеленой травой. Глубина всего 1,7, из них полметра травы — как раз до киля. Испытал видеокамеру в подводном режиме, и сам первый раз искупался! Вода 17°. Вот и лето пришло... третьего августа.
На малой глубине трава впереди была видна и через камеру, только вот на солнце в мониторе вообще ничего не видно, его приходится прикрывать.
Ясный рассвет, солнце встало в 5:40 — уже попозже... Ветер SE, встречный, свежий. Сначала долго шел одним галсом, потом и лавироваться пришлось. Раздуло до 5 баллов. На обед встал у подветренного берега, народ загорает на камушках и пляже. И тут сорвало с якоря, надо же! Маловато вытравил якорного, а там видимо плита, и глубина рядом. Якорь и сполз. Пришлось переставиться поближе, на глубину 3,7 м. Вечером встал не доходя Варберга, на штатном якорном месте, тоже под берегом. 4 балла, иногда сильные порывы. Но как приятно: ветер теплый!
Ночью прошел дождь, утро туманное и сырое. Стартую в 6:10. Сегодня у нас W-SW, то галф, то бакштаг, 4 балла. Красота! К полудню подстихло, зато прояснилось. Давление выросло с утра на 4 ГПа, до 1020, а ветер во второй половине дня стал крутить, зашел на юг и скис. Но уже повернул к марине Grotvik, 15 минут под мотором и швартуюсь. 18:15. Дальше в глубине залива город Holmstad.
Маяк на мысу Tyludden. Катерок ныряет в волнах.
Свободных мест немного. Марина имеет два бассейна, но второй доступен только для моторок: путь в него проходит под мостиком. Кемпинг. А вот интернета здесь нет.
6-го очередной этапный день: поворачиваю из Каттегата в Зунд.
Скалы и маяк мыса Куллен (Kullen).
За мысом ветер становится встречным, надо лавироваться, но... это горе, а не лавировка. Смотрю на GPS и компас: магнитный курс 120, а фактический 90! Встречное течение. Кое-как добрался до марины Höganäs. Тут есть заправка, взял канистру бензина для пополнения израсходованного запаса.
Несколько дней как заметил, что у меня оторвался от мачты фонарик топового огня: сначала висел на одной стороне, а теперь и вовсе повис на проводах. Но работает! Попробовал добраться до него, поставив лодку у высокого причала — не получается, высота маловата и накренить лодку не выходит. Скорее всего, фонарь сбил колотившийся об него при сильном ветре спинакер-фал, да и задняя шкаторина генуи при смене галса часто за него цепляется.
На следующий день продвигаюсь дальше на юг, по-прежнему сильно мешает встречное течение. Пока хоть как-то получалось, шел под парусом; пересек Зунд, уйдя к западному берегу. Но ветер ослабел, и когда после поворота на другой галс поехал назад, завел мотор. 5 км/ч, значит, 2-3 съедает течение. Потом скорость упала до 3,7. Стараюсь идти ближе к берегу, прибавляю газ. 4,2. При этом течение совершенно незаметно, никаких внешних эффектов нет.
Включился ветер, но, увы, лишь на 20 минут, а дальше большую часть пути так и пришлось идти под мотором.
Вот уже и замок Кронборг. Другие яхты тоже идут на юг под моторами. Вот большая тащит на буксире две маленьких — точно утка с утятами.
Остров Вен.
На ночлег остановился в марине Barsebäckshamn. На берегу ресторанчик, в котором вечером, похоже, сконцентрировалась вся здешняя жизнь. А вот магазина не нашел, хоть и прогулялся по деревеньке из конца в конец.
Утро туманное...
Промышленный пейзаж.
Тишина.
В 20:05 зашел в хорошо знакомую марину Истада. Мы с Салацией снова на Балтике. Однако, опять этапный день!
В канале Фальстербо пришлось давать моторчику полный газ, чтобы преодолеть встречное течение. А за каналом неприятное зрелище: вместо чистых морских вод за бортом появилась зелень. Беда, цветет море.
Истад. Как не зайти в кирку Св. Марии, не поставить свечку в Круг Света. Смотрю, там много военных моряков, и морячек тоже. В основном молодежь, похоже, курсанты. Флаги всех скандинавских стран и Финляндии. Оказывается, только что закончилась месса Samnordisk, специально для морских кадетов.
Взял «программку» с молитвенной шпаргалкой... и увидел слова, поразительно совпавшие с настроением разлуки.
Psalm 730
May the road rise up to meet you.
May the wind be always on your back.
May the sun shine warm upon your face.
May the rain fall sofly on your fields,
Until we meet again, may God hold you,
May God hold you in His hand.
Сколько не искал потом в сети — не нашел. Узнал, что библейских псалмов только 150 или 151, в зависимости от системы счисления, а у лютеран, с канонической точки зрения, и вовсе не псалмы, а гимны. Возможно, российские лютеране до этого псалма или гимна еще не добрались. Поэтому для тех, кто совсем не в ладах с чужим языком, пока так:
Пусть долгий путь приведет нас к встрече,
Пусть в спину твою всегда дует ветер,
Обогреют лицо твое солнца лучи,
На поля твои мягко сойдут дожди.
Пока мы не вместе, да хранит тебя Бог,
В Его добрых ладонях всей жизни срок.
......
9-го с утра по магазинам; выхожу только после обеда, в 14:45. В шесть прошел Казебергу, к ночи рассчитываю прийти в Скиллинге (Skillinge). Ветер сначала попутный NW 2-3 б., потом штиль, за ним подул уже SE, потом и еще крутил, но лавировать не пришлось. Последние полчаса на моторе, и в 22 ч., когда уже сгустились сумерки, зашел в Скиллинге. В марину не пошел, свернул направо в рыбную гавань, увидев, что там много свободного места. Там же стоит несколько парусников побольше, видимо для катания отдыхающих.
Подошел рыбак, сказал, что видел как я развернулся и спросил, не зацепил ли я их сеть. Сеть стояла уже перед самой гаванью, цепочка верхних поплавков тянулась к берегу. Не зацепил, заметил, хотя сначала подумал — не чайки ли это сидят. Сети обычно глубоко стоят, только их концы отмечены флажками.
Переночевать здесь? Да пожалуйста. Тут стоит «Klara Marie», но она не придет, далеко ушла.
Стоянка в Cкиллинге.
Марина и ресторан здесь же, по соседству..
10-го вышел в район Карлскруны, к Garpahamnen, где тоже был в прошлом году. Но в гавань на этот раз не пошел. Вечер тихий, встал на якорь под западным берегом острова S.Bollo, недалеко от маяка Переход немаленький, 107 км.
11-го первая половина дня парусная, а с 15:30 пришлось все чаще подключать и мотор. Днем было тепло и даже жарко, 25°: Вода — 18. Где вода, а где не то суп, не то кисель: в Кальмарсунде ужасное цветение.
Над границей тучи ходят хмуро...
А здесь — мирная идиллия.
Маяк Garpen.
Семь часов, дело к вечеру. Недалеко стоянка Bergkvarа, иду туда. Молы отгораживают довольно большую акваторию, видны причалы и многочисленные лодки... но какой славный причальчик справа от входа!
Конечно, свернул сюда.
Девушкам фотка тоже понравилась, но они вскоре упорхнули, и я остался в привычном одиночестве. Красота. Оказалось, здесь находится большой кемпинг со всеми полагающимися удобствами, при нем и марина. Здесь же местные стоянки. А вот заправки топливом нет.
Причал, у которого я остановился, поставлен рядом с большим шатром для грильно-шашлычных процедур. Прекрасно тут переночевал.
На пляже кемпинга стоит небольшая прыжковая вышка. Идеальный стенд для ремонта оторвавшегося фонаря! На следующее утро пораньше, пока прыгуны спали, отдал швартовы, пробрался через местами мелкий и каменистый проливчик к пляжу (тут-то и пригодилась подводная камера) и отремонтировался. На радостях искупался, вода 18 градусов и чистая, без зелени (странно: дальше от берега снова пошли кисельные поля).
Через час уже двинулся в путь. Следующая остановка в Кальмаре, надо заправиться горючкой. Заправка оказалась на специальном причале напротив входа в порт, в марину идти не надо. Взял 35 литров, должно хватить до конца плавания.
После Кальмара шел у Эланда, а не вдоль материкового берега, как в прошлые годы. Понравилось больше — здесь приглубо и чисто, а не мели и россыпи камней. Берег — лес, длинные пляжи, отличные места для отдыха. Около шести зашел в марину Bergholm, но там не понравилось: дорого, 180 крон. Новый роскошный отель, гостевые причалы прямо у его подъезда.
Время еще раннее, пошел дальше. Через 25 км марина Sandvik. В 19:40 ветер окончательно умер, но теперь топливо можно особенно не экономить. В 21:50 прибыл на место. Слева от входа стоят на буйках более крупные яхты, справа понтон, там разные лодки помельче. Места есть, все в порядке.
Вот и Blue Maiden, Синяя Дева, показалась на горизонте.
——>
Гавань Sandvik.
Место оказалось неплохое. Есть все обычные сервисы, wifi, кафе, ресторанчик, рыбный магазин. В поселке, в 200 м от гавани, обычный магазин и заправка.
На краю поселка в бывшей мельнице разместился ресторан и еще какие-то заведения. Лошадь — увы, не лошадь. Макет.
На следующий день, 13-го, не спешил: вволю отоспался, прогулялся по поселку, зашел в магазинчики. На сотню крон хорошо берут подкопченая макрель и здоровенные рыбные котлеты. :) Ветер есть, правда, встречный, северный. Но ничего, полавируемся. Задача несложная — подойти поближе к северной оконечности Эланда, чтобы на следующий день оттуда двинуться на Готланд. Жаль, что на этот раз не зайду в Вестервик посмотреть, как дела на «верфи» Свена, но путь открытым морем намного быстрее шхерного, а уже хочется домой. Да еще и на устройство лодки на зимовку потребуется время.
Все пошло по плану. Лавировка шла туговато. К полудню ветер засвежел до 4 б., иногда приходили и порывы. Надоело рулить, бросил румпель на резинке... а лодка даже веселее пошла. :) В бейдевинд при устойчивом ветре и небольшой волне хорошо идется без авторулевого, на резинке или с рулевым в режиме standby, т.е. с фиксированным румпелем. Подвинув его, в некоторых пределах можно курс задать, и дальше лодка сама по ветру рулится. Но если, например, пересел в каюте на другую койку — баланс нарушится и поедем не туда, придется выбираться наружу и брать власть в свои руки.
Заночевал около марины Byxelkrok на якоре. Сунулся было в саму марину — удобных понтонов с «пальцами» нет, надо оттягивать лодку к буйку. Вечер тихий, вышел и рядом, еще под прикрытием мола, прекрасно переночевал на якоре.
Снимок с моей якорной стоянки: швартуется прогулочный парусник.
Осталась позади северная оконечность Эланда. Виднеется маяк Ölands Nörra Udde.
Иду на Готланд. Вышел со стоянки в 6:18. Позавтракаю по пути. Пока на моторе. Холодно: 8°, вода 13 — конец купаниям :( Немного отошел, и появился ветерок с востока, пошел под парусами. Правда, удается держать КК только 35-40° а для выхода на Висбю надо 65. Потом ветер заходил в разные стороны, то немного усиливался, но не больше 3 б., то совсем скисал, и тогда снова шел на моторе. Посреди моря тоже встречались «кисельные» поля зелени.
Вслед за большим немецким парусником подхожу к Висбю.
Вход в порт.
Повернул направо, где у меня была отмечена точка стоянки и виднелись мачты. Оказалось, здесь частная стоянка, а марина для гостей находится в дальнем, северном конце гавани. Надо будет исправить в справочнике.
Марина Висбю. Стоянка стоит 165 кр., пицца с пивком в одном из многочисленных заведений — 170.
Городок понравился. Улочки, закоулочки, маленькие домики, отельчики, ресторанчики и прочие заведения. В старом городе не увидел даже двух одинаковых зданий.
——>
——>
После вечерней прогулки.
При готовке завтрака кончился второй новый газовый баллончик (к электричеству здесь не подключался). А всего-то — третий, считая немного начатый в прошлом году. Очень экономична моя плитка из двух кастрюлек! Вышел из Висбю в 11:05. В море 4 балла, ветер восточный, с берега. Иногда с наветренного берега приходят неслабые порывы; сменил геную на починенный стаксель, получивший имя Рваный. С ним на скорость 8-9 км/ч — хватит мне, зато спокойнее.
Ветер заходил к северу, на NE, и тут уже пошла лавировка. Рассчитывал дойти до пролива Farosund и Лаутерхорна, но к вечеру понял, что засветло не успею. 19:30, вечереет. Белые люди, занимающиеся яхтингом, давно по ресторанчикам сидят, а лодки стоят себе в маринах. В море ни одной больше не видно. А я тут лавируюсь... утомительное это дело! Вот уже и солнце село...
Свернул в залив, где недалеко была отмечена стоянка Bläse, а на берегу виднелись две большие башни — замок, наверное. На входе в гавань, как обычно держа между двумя молами, едва не сел на мель, эхолот предупредил. Вижу справа корявую надпись со стрелкой: Gaste --> — направо, за мол?! Удивился, но куда деваться, повернул. А там, снаружи гавани, действительно причал и стоит одна моторная яхта и одна парусная. 21:50. Финиш.
Вдоль берегов Готланда.
На следующее утро.
Башни сумеречного замка оказались печами для обжига известняка. Этот промысел существовал на Готланде несколько веков, практически лишив остров лесов: топливом служили дрова. Здесь была одна из крупных фабрик, теперь ставшая музеем. Кроме «технологической» части, рассказывающей о производстве извести, в одном из зданий собраны предметы быта 1950-х годов, когда работы здесь прекратились. Вид сельского магазина и жилой комнаты вызвал просто ностальгические детские воспоминания: многое так похоже!
Как у нас... Вот только вместо шведских светильников у нас были лампы с оранжевыми абажурами.
Вид с «кургана», насыпанного из отходов камня.
А поезд вовсе не музейный! На него продаются и компостируются билеты, в 13:00 поезд отправляется через лес к превратившемуся в озеро старому карьеру, откуда когда-то возил известняк для обжига.
К причалу Bläse, подошла еще одна яхта, Albin Vega, на которой оказался русский экипаж: капитан Андрей и его немалая команда, от бабушки и до самого маленького будущего юнги. Всей компанией мы и отправились на железнодорожную экскурсию.
——>
Счастливого плавания!
Пора собираться и мне. 18-го 5-балльный восточный ветер притихнет до 3 б, на 19-е прогноз обещает и отход к SE. Западных ветров все равно не будет: как раз немного севернее центр антициклона. Но на N-NE сколько можно пройду, а там... видно будет. Попаду на Аланды — тоже неплохо.
Утро ясное и тихое. В 6:46 отхожу от причала Bläse. В море ветер постепенно появляется и доходит до 3 баллов. Давление высокое, 1027; водичка прохладная: 12°. Сначала восточный ветер позволяет идти на северо-восток, но с 10 начинает заходить к северу, и приходится поворачивать вслед за ним. Меняю Рваного на геную, пошли чуть поживее. К полудню пригрело, 21 градус. Можно раздеться.
Впереди остров Gotska Sandon. Чтобы обойти его с востока, приходится сделать несколько галсов. Наверное, это самый уединенный и безлюдный балтийский остров. Заповедник, нет никаких домиков и причалов. Видна только радиомачта; возможно, там все-таки обитают связисты или военные.
——>
День уже и клонится к вечеру, а обещанного отхода ветра к югу нет. Золотой закат, ни облачка. Только среди ночи ветер сменился юго-восточным, позволяя идти куда нам и надо: на восток - северо-восток.
20.08. За все время пока встретилось только одно судно, прошло позади. Я его даже не видел, только сигнал АИС. К полудню прошел 200 км, скорость 6-7 км/ч. Но потом ветер стал стихать. Давление еще подросло, 1031 ГПа. В 16:30 увидел маяк Suomen Leijona — маленькая белая черточка на горизонте.
К ночи ветер совсем скис, море успокоилось — штиль. Шел под мотором на восток вдоль Аландов. Южнее целая гирлянда огней — паромы. Какое-то судно прошло и со стороны архипелага, по фарватеру от острова Utö.Августовская ночь темная, но на севере на небе все-таки еще видна чуть-чуть светлая полоска. С других сторон только звезды.
Восход.
Вот уже и знакомый маяк Бенгшер (Bengtskar), недалеко до Ханко. И морское плавание плавно «перетекло» в курортно-шхерное. В отличие от североморского перехода, когда был изрядно вымотан, сейчас как огурчик, да хоть бы и еще пару суток. Но уже ни к чему.
——>
Первая после Готланда ночевка на якоре. Уже в Финляндии.
Потом был не единожды уже описанный и похваленный причал у магазина в Barosund, потом — тоже любимое местечко, Stora Brando. В лесу одновременно уже спелая брусника и еще хорошая черника, такое уж это лето, пришедшее только в августе. Потом — в гостях у Вилье в Хельсинки...
И вот причал у стоянки на Порвойоки.
Финиш!