Дорога прошла легко: карванов фур не было, только одна-другая, куда меньше чем в прошлые годы. Сэкономил, поехав по старинке через Волочек — без проблем! (А на обратном пути, когда спешил домой, поехал по М11 — еще лучше, своих 200 р. новая дорога стоит. Получаешь удовольствие.)
У Торжка все сделано, красота. Но теперь копаются на тверском объезде. Между Питером и Выборгом вдоль трассы кое-где громадные холмы песка, видимо и там будут то ли расширять старую дорогу, то ли строить новую. Границу прошел около 22 ч. быстро, никакой очереди. Переночевал недалеко от Хамины, и с утра в Порвоо.
Как же приятно снова оказаться в Финляндии! Да и денек как по заказу.
Снял тент — с него вовсю сыплется труха, пора выкидывать. Все в порядке, но, конечно, предстоит вагон и маленькая тележка разных дел. За день успел в основном прибраться и разместить большую часть привезеного имущества. Кстати, в форуме КиЯ обсуждалась тема про "завоз барахла в Шенген" — никаких вопросов не случилось (Нива-крокодил была набита битком, еще и дюралевые трубы поперек салона, для штаг-пирса.) Наш таможенник даже ничего не сказал (но отработанным движением прошелся пальцами по крам обивки крыши над дверьми). На обратном пути я спросил, нужно ли декларировать провоз подвесного мотора. Таможня сказала, что небольшой, до 35 кг, декларировать не нужно. Финны, как в большинстве случаев и раньше, просто проигнорировали.
В ближайших планах спуск на воду 24-го (будет общий кран), а там, конечно, зайти в Мери-Растилу в гости к Вилье. Потом двинуться через Балтику и Проливы к Норвегии. Дойти до фиордов, как минимум в район Ставангера, программа-максимум — до Согнефиорда. Как сложится обстановка и позволит время.
Предыдущий хозяин лодки, Аки, после рабочей недели иногда играет на трубе в составе то одного, то другого здешнего оркестра или группы (как понял, для почти все музыкантов кроме одного-двух и приезжающих на гастроли для совместных выступлений музыка — хобби, играют здорово!). Он сохраняет надо мной некоторое шефство, вот и случается здесь иногда и побывать на концерте в перерыве между подкрашиванием, подвинчиванием и прочими лодочными заботами. На этот раз побывал на вечеринке Porvoo Big Band в ресторане "Zum Beispiel".
Поставил склеенный из БЦК новый спрейхуд.(еще от камеры первого катамарана... ткани 30 лет, а как новая). Из обычной плотной синей ткани прослужил 4 года, но в прошлом сезоне, когда сильно заливало, тек ручьями. Держится он на двух тонких дугах. Как они должны фиксироваться я так и не понял, оттягивать веревочками неудобно, мешают. Вставляю посередине гибкую распорку типа латы.
Долго провозился с мотором: не поднимается, ось поворота закисла насмерть. Прошлой осенью последние часы шел по пресной воде, ну и решил что все ОК, чтобы все дополнительно промывать и мысли не было, да и времени. Винтик фиксации газа — та же история, не крутится. Пассатижами р-раз... и пластиковый барашек отломил. Дай думаю старый болт сверлом потрогаю (не то чтобы надеялся сталь из алюминия высверлить, но что-то дернуло попробовать) - а он пластмассовый оказался, весь болтик! И ведь все равно закис. Зато главный сюрприз позитивный: завелась Yamaha легко.
Главное нововведение сезона — стаксель на штаг-пирсе с закруткой, сделанной максимально просто. Надеюсь, такой вариант пригодится и другим владельцам небольших яхт и разных парусных лодок. Вот более подробное описание. По результатам плавания остался очень доволен, хотя, конечно, кое-какие недостатки обнаружились.
Спуск на воду прошел без проблем. Все здешние крановщики, с которыми приходилось иметь дело — очень опытные профессионалы, что называется собаку съели на работах с яхтами. Техника великолепная, вся оснастка имеется. Делается все спокойно, аккуратно, без сучка и задоринки. А вот сам устроил громадную "на старуху проруху": уронил мачту. Слава богу, почти без повреждений, только в алюминиевом шпоре болт разорвал крепежное отверстие.
Как было дело: при установке лишь слегка закрутил талреп штага и не законтрил, рассчитывая поставить нижние ванты и обтянуть весь такелаж через пару минут. Но тут потребовалось освободить место. Завел мотор, отошел к другому причалу и долго там возился. Терпеть не могу растяжку на сваи. Если от них до причала не навешены веревки-перила, одному чертовски неудобно.
Потом надо было пойти расплатиться с крановщиком; пришлось подождать — он был занят спуском следующей лодки; то да се... а такелаж не обтянут, ветерок и небольшая волна есть, все играет, а талреп свежесмазанный... вот и раскрутился. Смотрю — нет мачты! Ужас. Легла топом у кормы, шпор ушел на бак. Центральную часть талрепа не нашел, видимо булькнула в воду. Помчался в магазин, купил новый, но кран уже уехал.
Что делать? Позвонил в Хельсинки Вилье, он предлагает идти к нему под мотором. Мачтовый кран в Пуотиле не работает, но можно использовать мост, был такой опыт. Ну, мост-то и поближе имеется, где улица Aleksanterinkatu (имени царя Александра !) реку пересекает.
Поехал на велосипеде на разведку, а заодно открыл купальный сезон: теплынь, днем даже жарко, в реке вода после обеда уже 18-19 гр. И кран нашелся! В клубе-верфи деревянных лодок, что напротив основной гостевой марины. Потом Аки сказал, что вдвоем смогли бы поставить мачту и вручную, подойдя к причалу повыше в Хамари. С моста тоже ставили мачты, причем тяжелые, на большие яхты. Но не в городе, а с большого моста на остров Эмассало. Ночью, при штиле.
Мачта на месте, ура!
Вчера был первый более прохладный, а во второй половине и дождливый день; сегодня дождя не обещают, но с утра пасмурно и прохладно: когда в 6:30 поднялся, снаружи/в каюте было только 8/11 гр. А позавчера днем — 26/30 ! Первый переход, иду в Хельсинки. Легкий утренний туман рассеивается, выглядывает солнце — денек обещает быть хорошим. Воздух почти неподвижен, под мотором дохожу до островка Фурухолмен.
Вот и причал; как не навестить знакомые места.
А когда оставил позади Толкинен и Эмассало и вышел из-под того самого моста в Свартбэк-фиорд, навстречу подул SSW ветер. Как покажет себя новый стаксель на закрутке?
Разматываю парус полностью. Ветерок свежеет, стали появляться белые барашки: 4 балла. Кренимся, но идем хорошо! Лавировочный угол бывал и получше, но ведь первая проба, первый переход. Надо было делать вогнутую переднюю шкаторину, а то парус получается слишком пузат. Морщит от галсового угла, где больше диаметр трубы в месте крепления; надо будет сместить его повыше. Но все работает! На бак ходить не надо, снятый для замены стаксель приматывать на носу к релингам не надо. Тяну веревку, и парус наматывается на трубу, при этом уходит и лишнее пузо. Красота!
Потом ветер ослабел, а фарватер повернул направо, западнее — большую часть пути хорошо прошел одним галсом. Но вот и поворот, узкий проливчик и за ним большой залив с мостом метро и шоссе. Слева лес мачт — Пуотила. Проскочил мимо причала, где спускают и поднимают лодки; повернул назад — ага, вот и Вилье машет рукой! Приятно снова встретиться. И Хельсинки теперь не такой уж чужой город.
Спуск "Эгира" на воду назначен как раз на завтра, так что приму участие в еще одном открытии парусного сезона.
Но долго засиживаться в гостях не стал: прогноз на редкость удачный, спокойные ветра от E-NE, никаких катаклизмов в обозримой с помощью GRIB перспективе не предвидится.
Мери-Растила осталась за кормой.
2 балла с востока, к полудню все еще иду потихоньку мимо Хельсинки и Эспоо. Над морем летят большие стаи птиц, но далеко, не понять — утки ли, гуси, еще кто-нибудь. Понемногу проясняется, а ветерок свежеет. Здесь уже не искупаться, в море вода только 10 градусов, воздух 13.
Что-то стало клонить в сон, неужели начало укачивать? Впрочем, поднялся сегодня рано, так что простительно.
Уже недалеко от маяка Порккала, начало пятого. Только собрался заняться обедом — появляется большой белый катер с надписью Customs: таможня.
Прошел мимо, вернулся. Так, от меня чего-то хотят.
По радио — кто-откуда-куда. Говорят, надо паспорт проверить. (Потом мужики сказали, что не поняли, как так: и финский флаг, и российский. С морской практикой у таможни как-то не очень оказалось). Волну там уже раскачало; был бы у них РИБ — не проблема, а к этой бандуре опасно подходить. Говорят, идти за ними. Зашли за остров, вывесили пару кранцев — спускай парус, подходи. Мое дело маленькое, слушаюсь. Чуток проносит, им бы дать ход, легко подцепили бы. Нет, стоят. Мужик говорит — кинь конец. Кинул, он тянул хило, стало разворачивать, веслом-багориком не дотянулся. Я инициативы не проявляю, думаю может им это дело надоест? Нет, говорят иди за нами на станцию костгарда.
Тьфу. Совсем зашхерились, тишина, жара. Стоит у причала пограничный катер — чалься сюда. Тут уже сам на моторе подошел.
Посмотрели три богатыря паспорт...
Регистрацию на лодку тоже показал. Спросили — а на другом борту номер тоже есть? А как же.
По собственно таможенным делам никаких вопросов. Говорю, раз тут у вас тихое место, можно постою немного, чайку попью. Один пошел спрашивать у начальства. Долго ходил, видимо далеко-о. Я тем временем успел и чаю попить, и перекусить. Оказалось можно, только на борт военного катера нельзя забираться, к которому пришвартован.
Пожелали мне счастливого плавания и поехал я дальше, хотя конечно был соблазн там в затишке переночевать. Но ветер попутный, раз уж пошел, пойду дальше. Часа три не меньше все это заняло; по моему, мужикам просто было скучно, а так все вроде как служба.
Погода действительно оказалась как никогда благоприятна для перехода на Готланд: устойчивый СВ, 3-4 балла, давление держалось на 1024-1028 кПа. Тем не менее, не сказать что долгий переход (двое суток плюс еще день) прошел совсем легко. Еще не адаптировался к качке, хоть и небольшой: донимала сонливость; все больше так и подремывал на коечке, доверив руль Симраду.
При хорошей погоде в открытом море приятно и спокойно идти, не надо быть все время начеку, как в шхерах. И почитать можно, и поесть спокойно, и вздемнуть. И ремонтом заняться: обнаружил, что не идет зарядка от солнечной панели и нашел обрыв в разъеме. Коррозия. Вместо специальных разъемов, которые помнится были недешевы, надежнее всего оказались простые трубчатые стыки или скрутка плюс изолента.
Суда встречаются редко; вот на полосах разделения движения они иногда идут одно за другим. Вот и держусь в сторонке, севернее. Сначала на запад-юго-запад, а потом вслед за полосами поворот к югу. Днем, когда был в каюте, озирался по таймеру через 20 минут. Постоянную ночную вахту нес АИС, и каждую ночь было по сигналу. Тревога у меня настроена на сближение менее чем до 0,2 мм в пределах 15 минут. Первый раз можно было и не суетиться, отвернул больше с перепугу да спросонья, а вот в 2:45 31-го пересечение курсов действительно выглядело неприятно.
Днем, когда солнышко и штилеет, и вовсе приходится снимать все шкурки, а как дунет ветерок — брр.
Хотел было дойти до Blase, где можно остановиться у музея известняковой фабрики, но получилось, что пришел бы туда лишь лишь под утро 1 июня. До Лаутерхорна на Фэро поближе, повернул туда, и в 22:20 встал у знакомого причала. Вот и сделан первый большой переход: 469 км, 61 час 19 минут. День, несомненно, этапный ;-)
Наутро заглянул в библиотеку — вот это да, книга Ирвинда прямо на столе лежит, которую оставил тут два года назад! Кстати, надо постараться на обратном пути зайти в Вестервик и заглянуть к нему.
Значит, кто-то в руки брал... Приятно.
Переночевать в Лаутерхорне стоит, как и раньше, 120 крон (если яхта длиннее 12 м - 220), плюс 10 за горячую воду в душе и 30 за электричество; мне оно пока ни к чему, а вот в душ бы неплохо. Утром появился харбор-мастер, взял 15 евро и выдал три 10-кроновых монетки сдачи — ура, теперь можно и в душ! Ветра нет, спешить некуда. Ушел только в двенадцатом часу.
Неспешный, совершенно курортный переход. То штиль, то легкий восточный ветерок; волны нет, с берега Готланда веет теплом. А вот водичка-то за бортом прохладная!
Западный берег Готланда покрыт сосновым лесом, во многих местах красивые обрывы известняковых скал. К Висбю подошел в 21:50. В марине еще пусто, в разгар сезона было бы битком. Отметить прибытие в столицу Готланда решил в одном из кафе на набережной. Вечер удался.
Висбю очень приятный городок, единственный минус — магазин всякого лодочного имущества у черта на куличках, в нескольких километрах от старого города. Нашел хозяйственный. Clas Ohlson недалеко от ворот Oster port (веревочка понадобилась).
Была мысль попробовать сделать тут выход из шенгена. Спросил в марине — да, пожалуйста, несите паспорт. На следующий день, 2-го, сделал все дела и около 16 ч. пошел выписываться. Спрашиваю (дежурит уже другой человек) — ОК! А днем портовая полиция подходила, и их российский флаг под краспицей заинтересовал. Тоже проверили паспорт, одобрили экспедицию и пожелали удачи. Ну, думаю, раз кому следует уже в курсе, вот и поставят штемпель. И чуть было не украсился мой паспорт еще одним игрушечным штампиком как прошлогодний. Заподозрил, что он как-то маловат. Лодочка, надпись "Висбю гастхамн", как-то так. Даже для даты поля нет.
Харбормастер говорит: полякам и немцам мы этот ставим, но раз нужен пограничный — это в полиции. Дальше еще интереснее. Показывает на карте где полиция, пешком довольно далеко. И, видя мою разочарованную физиономию, добавляет:
— Бери машину, бесплатно! ( у них там же прокат).
— Tак у вас они наверное с автоматами, а я на ручной привык.
— Не проблема, есть шкода такая-то, ручная.
Дернулся я было за правами, но... почесал репу и честно говоря струхнул. Незнакомая машина, да вокруг этого городка, да застряну там у полицаев, да как бы чего не вышло. А мне осталось только швартовы отдать, и так уже дело к вечеру идет.
Поблагодарил и отказался от прогулки на "Шкоде", решил черт с ним, остаюсь в шенгене.
Ветер попутный, три балла в корму. Прогноз отличный. В 16:40 отдал швартовы и пошел дальше.
Снова береговые обрывы Готланда
Вечереет... вот и солнце садится. Вокруг уже только море. Ветер NNE 3 балла, иногда 4. Попробую пойти в Хаммерхамн на Борнхольме, знакомое место. До мыса Hammerodde 336 км. Ближайшая цель — южная оконечность Эланда, а там будет видно по обстановке.
Ночь прошла спокойно. Ясное утро; на горизонте виднеются далекие суда.
Низкий берег Эланда не разглядеть; так, что-то... рефракция.
Во второй половине дня Эланд виден уже хорошо; выхожу к Kleinboote. 16:40, ровно сутки в пути — 181 км! Чуть-чуть не хватило до 100 морских миль. Теперь буду держать на маяк Sandhammaren недалеко от Казеберги; на Борнхольм решил не заходить: пока ветер попутный, погода прекрасна и идется легко и с радостью, надо двигаться вперед. Но на закате ветер стихает, и всю ночь болтаюсь почти на месте. Хорошо, что не дошел до полосы движения, суда идут далеко.
Утро 4-го: штиль. В 6:20 чуть-чуть потянул SE, но лишь на полчаса. 9:40 — 1 балл, 1 км/ч. Так и полз на отдельных дуновениях до полудня, потом не утерпел, час шел на моторе. И опять такая же история. На северо-западе небо заволакивает, похоже, что там собирается гроза. Неужели накроет в том же районе, как в 13-м? Но барометр не падает. 18ч — пока пил чаек; упало несколько капель; тьфу-тьф, этим дело и ограничилось, грозы не было.
В семь наконец-то пришел ветер с NE, поехали. Стало поддувать, через час уже 4 балла. На всякий случай взял первый риф и немного подкрутил стаксель, но дальше ветер ослабел, и снова пошел под полными парусами.. Будет третья ночь в море после выхода из Висбю. Небо на западе совсем прояснилось, закат чистый.
Росчерк.
5.06 4:20. Повернул к Фальстербо. Прошел 374 км, до канала еще 77. 8 часов — прохожу мимо Истада. Солнышко, 3 балла в корму. Раздувает; после полудня приходится рифиться, дует уже на 5 баллов. В 14:40 зашел за молы на входе в канал. Балтика позади! А водичка-то здесь, в Campingbugt, 16 градусов! Ну и контрасты.
В северном конце канала подъемный мост, который открывают для яхт на несколько минут каждый час, первый раз в 6:00 и последний в 22:00, кроме 8 и 17 ч., когда на шоссе часы пик. Повезло: подошел как раз вовремя. В 17:35 прошел под Мостом через Эресунн.
Ну, пожалуй пора бы и остановиться! Около шведского острова Вен дважды стоял на якоре, но после такого славного перехода можно и в марину пойти.
Ven, Backviken. 514 км, 77 ч. 14 мин.
А вот вид на марину с высокого берега.
Марина Backviken небольшая и недорогая, 100 крон, причем даже с электричеством. А вот для душа нужны монетки, тут требуются по 5 крон. Сюда довольно часто ходит рейсовый паром "Uranieborg" из Ландскруны (на фото его причал слева). Заинтересовавшись странным названием парома, уже дома узнал, что здесь находился замок-обсерватория знаменитого датского астронома и алхимика Тихо Браге. Ураниборг и означает замок Урании, музы небес.
Поднялся по дороге наверх (спелые земляничины на склоне) и обомлел: в жизни не видел такого количества велосипедов!
Домик посередине — контора проката, за ней еще множество великов.
Кроме обычных двухколесных, есть и тандемы нескольких конструкций, в том числе для взрослого и ребенка, и трехколесные, и несколько электрических. И ни одного человека. Но смотрю, подъехала дама в форме и ставит велик в ряд, видимо на его место. Спрашиваю — неужели тут бывает столько народу? — Да, велосипедов иногда не хватает!
Попутный ветер 3 балла, отличная погода. Вперед! Уйдя из Баквикена в 9:57, в 16:20 обогнул мыс Куллен и вышел в Каттегат. Солнышко, тепло: 23 градуса. Паруса бабочкой, ход 10 км/ч. К вечеру ветер немного зашел, идти в бакштаг стало еще лучше, просто песня. Совершенно не хочется уходить куда-то к берегу и останавливаться на ночевку!
Еще один закат в море.
Ночью ветер, не меняя направления, усилился до 4-5 баллов. В полночь взял риф на гроте и зарифил стаксель — все это, не снимая щиток и не вылезая из рубки! Достаточно высунуться из люка и, конечно, опустить спрейхуд. В 1:50 стал сигналить АИС, немного отвернул от встречного. В 3:30 навстречу прошел паром, заодно "разошелся" и с маяком Fladen. Стало уже светло, скоро восход. Погасил огни. В 5 прошел грузовик с буквами LNG на борту; в 7:30 нас догнал паром Stena Scandinavia, который проходил достаточно безопасно, но пока я раздумывал, не стоит ли все-таки вылезти в кокпит к авторулевому и принять вправо, обозначив "уступание дороги", Stena отвернула чуток левее, объехав козявку подальше. Спасибо! Да, в Проливах море не пустует. Но сколько-то и подремать удалось, так что самочувствие в порядке.
На этот раз за сутки "Салация" прошла 212 км, или 115 морских миль. Это у нас с ней рекорд! К середине дня были недалеко от городка Mollosund, где и решил остановиться: отсюда уже будет удобно пересечь Скагеррак. Нашел марину только по навигатору: городок на берегу пролива выглядит как сплошная стена домов, гавань спряталась в заливчике с узким входом. Пришвартовался в15:20 .
Mollosund
Отсюда 8 июня ушел в Норвегию. Прогноз обещал днем до 6 баллов от NE (выходит, галфвинд) с ослаблением к вечеру. В общем, так все и было. Утром полный штиль, вышел на моторе в 7:17, выбрался из пролива и час болтался на выходе из шхер на зыби, оставшейся еще от вчерашнего ветра. Потом поехали. В 9 пришел дождевой заряд, ветер стал усиливаться. Взял два рифа. ереход получился трудный, до 6 баллов не сахар хоть и хорошим курсом, укачало. В 18 ветер стал слабеть, пошли мягче. В 19 отдал рифы и раскрутил стаксель, а еще через два часа ветер скис полностью.
Уже отлично вижу гористый норвежский берег, да так и завис в 40 км от него. Самое поганое дело штиль на волне после сильного ветра: лодка мотается, паруса хлопают, гик летает, все лязгает и грохочет, приходится подвязывать... Пытался ловить какие-то дуновения; одно время потянул чуть-чуть.встречный NW. Без толку. Только утром пошел ветерок...
Перед восходом.
В 6:20 9-го отдал якорь в маленькой закрытой бухточке. Норвегия! В справочнике это место помечено как Skarveseth.
Теперь можно и на боковую, а то в эту штилевую ночь отдохнуть совсем не пришлось.
Проспал до полудня, а потом устроил себе выходной: дневку. Ночью было прохладно, в 6 утра только 6 гр. В 7 уже 10 (из облаков иногда и солнышко выглядывало), ветер восточный и довольно свежий, давление стабильное - 1012 кПа. В восемь двинулся в путь.
Шхерное плавание — совсем другая история. Ночью стоишь спишь, укрыться всегда можно, если что. Идешь и глаз радуется островам, домикам, встречным яхтам, маякам. Но все время надо быть начеку, даже когда вокруг просторно и можно подключить авторулевой.
Сначала шел шхерами, с 11 часов морем. Ветерок ослабел; парусность полная а ход 6 км/ч. Потеплело до 16 гр. Прошел мимо Арендала и Гримстада; пожалуй уже можно и остановиться на ночевку. Недалеко знакомая по прошлым походам "зеленая стоянка" Auesoya, иду туда.
И снова маяки, скалы, острова... 10-го остановился рядом с островом Helgoya, на котором оставлены как исторический памятник немецкие оборонительные сооружения времен войны. Наблюдательный пункт в бункере, траншеи, позиции артиллерии и ПВО. Видимо, этот форт охранял подступы к батарее Вара с огромными корабельными пушками, которые добивали почти до середины Скагеррака.
Остановиться здесь можно в двух местах. Узкий пролив севернее о. Helgoya со входом с востока приводит к маленькому причалу, глубина у которого около метра, но носом встать можно. Отсюда идет дорога на гору ко всем сооружениям; есть туалеты, стоит пара грилей. Это стоянка Stora Kalkholmen. Обычно здесь и останавливался (в этом году тоже, на обратном пути). А сейчас решил зайти в Olavssundet к западу от Helgoya — пролив между этим островом и соседним, узкий на входах c севера и юга и образующий большую абсолютно защищенную лагуну посередине.
Но народу тут оказалось, как селедок в бочке! Суббота. У причала места не нашлось, но и колец на скалах тут хватает.. "Припарковался" рано, в обед. Весь день до вечера в этой закрытой "луже" гоняли чьи-то мальцы на тузике, визжали. Но пришел вечер, и стало тихо. Вода здесь оказалась теплая для этих мест: утром 15, к вечеру 16. А вот воздух холодный. Днем на солнце теплынь, а ночью выстывает до 5-6 гр.
12-го дошел до Линденеса. Стоянки у маяка нет; ближайшая (марина Lillehavn) в 3 км с восточной стороны мыса. Но у маяка есть небольшой заливчик, этакая щель в скалах, а там старый причал. Каменные глыбы и обломки обтесаны и соединены где бетоном, где проржавевшими железыми скобами. Висит пара покрышек, стоит небольшой РИБ. Мы останавливались здесь еще на Гринде в 2009 г; заходил и в 14-м на Салации. Яхта побольше просто не поместится, да и глубина там метра полтора (есть небольшие приливы-отливы; разница уровней всего около 20 см, но течения уже заметны).
Работающие на маяке люди относятся очень благожелательно, остановиться переночевать — без проблем. Вот и зашел, захотелось снова побывать в этом географически примечательном и просто полюбившемся месте.
Привязываю лодку, а метрах в 15 столик и там три тетушки не то закусывают, не то уже убирают чашечки и т.п. И вдруг одна из них подходит, говорит "велкам" и протягивает... каравай свежего хлеба. В жизни не получал такой замечательной награды, чуть не до слез. Потом наверху видел прицеп с микро-пекаренкой, видимо кто-то из них там работает. А другие занимаются водорослями, рядом стояли ведра с образцами.
Маяку на Линденесе несколько веков, и он по-прежнему несет свою службу. Правда, похоже, что теперь основная его функция — быть главной достопримечательностью туристического центра. В здании центра работает кафе (есть интернет), в кинозале крутят на нескольких языках интересный фильм, рассказывающий об истории маяка и этого края Норвегии, есть музейно-выставочный зал.
В отдельном домике выставок развернуты две экспозиции. Одна из них постоянная: памяти "Палатии", немецкого парохода, на котором погибла почти тысяча советских пленных вместе с охранниками (англичане топили немецкие транспорты...), вторая меняется. Сейчас застал видеоинсталляцию "Identity of the soul". Пять больших экранов, на которых что-то происходит, — море и маяк, летит чайка, люди в пустыне, встает Луна над развалинами, — иногда разные кадры, иногда одна картина, снятая одновременно в разных ракурсах, масштабах, ином цвете. Иногда действие перетекает с одного экрана на другой. Музыка. Слайд-видео-шоу, доведенное, пожалуй, до совершенства. Впечатление сильное, но о чем это? Увы, понять невозможно, говорят по-норвежски. Хорошо хоть есть пояснение на английском: прочитал, что сделано по стихам Генрика Ибсена и палестинского поэта и писателя Махмуда Дарвиша.
Палестина... Ассоциация однозначна: ООП, Хамас, безумные толпы, черные фигуры, лица, искаженные ненавистью и фанатизмом. Но вот портрет члена руководства ООП (заодно и лауреата Ленинской премии мира): мягкая улыбка, вылитый Билл Гейтс. Хм... Говорится о его романе "Солдат, мечтающий о белых лилиях" — о том, как встречаются два друга, оказавшихся на шестидневной войне по разные стороны. Как им теперь разговаривать? Хотел прочитать, не нашел перевод. А ведь и для нас эта тема теперь злободневна. Но при чем здесь Ибсен, какая связь?
Эх, хоть и поздновато, надо что-то делать с культурным уровнем — то ли расшИрить, то ли углУбить... Зато на ютубе видео нашлось (да не одно).
...В рассказе еще впереди обратный путь и город Гримстад, где жил Ибсен.
Вернее, на северо-запад, как идет норвежский берег. Ближние окрестности тоже немного знакомы, в 14 г. доходил до Фарсунда, в прошлом году был в Листахавне. Дальше новые места. Снова хороший ветер! 3-4 балла от NE, с берега. Когда день 13-го июня склонился к вечеру, ветер стих;.сначала полчаса, а потом еще час с 19 до 20 шел на моторе. Финишировал в 20:45 в Gyarhavn, пройдя за 12,5 часов 95 км. Стремиться сюда стоило! Уютная бухта, большой причал, есть все, что нужно лодочному человеку на "зеленой стоянке". А это что такое? — невысоко над землей на прочных канатах растянуты сети. Кольцо — вход? Точно! Батут не батут, тарзанка не тарзанка, а тоже для ребятишек, полазить.
На следующий день вышел в 8:25; море спокойное, 2-3 балла с SW, иногда откуда-то появляется зыбь. Думал, что за Линденесом будут такие же скалистые берега, но они вскоре кончились; здесь берег низкий, много пляжей, иногда фермы. Вода 13 градусов. Ход невелик, займусь рыбалкой! Размотал пилкер, который использую не для вертикального блеснения, а как дорожку — тащу за собой. И вскоре вытащил небольшую рыбку, треску. Обрадовавшись, закинул снова, и теперь попались две здоровых, другого вида. Потом на форуме КиЯ подсказали: сайда. Оставил себе только одну самую большую, и то получилось три "рыбных дня".
Этот переход вышел поменьше, 66 км. В 18:45 остановился, на этот раз в марине Танангера. Мариной владеет соседний отель Hummern. Стоянка недорогая: 100 nok (для яхт до 40 футов), причем включая и электричество, и душ. Все есть, только до магазина надо пройтись минут 15. Пропою оду жизненным (сантех) удобствам. То что они есть (даже на какой-нибудь островной стоянке) и обычно не просто чистенькие, а такие что зайти приятно — это тут норма. Но теплый пол в душе — нет, это уже перебор! Вот есть же места, где лозунг "все для блага человека" сделали не пустой фразой.
Отсюда начинается сильно изрезанная часть норвежского берега, который поворачивает к северу, а потом исеверо-востоку. В первом глубоком заливе с множеством островов находится Ставангер (по норвежским меркам крупный город и порт). Чтобы попасть туда, остается только повернуть "за угол" на восток. Фактически, Танангер — город-спутник Ставангера. Но сейчас в город не пойду, обогну его и отправлюсь посмотреть на знаменитый Люсефиорд. А потом, наверное, потихоньку и обратно. Появилось ощущение, что на этот раз хватит; идти еще дальше, в Берген, уже не тянет. Вряд ли стоит надеяться, что и на обратном пути ветра будут так же благоприятны, лучше пусть останется некоторый запас времени.
15-го получился небольшой переход, 35 км. Ветер скис; мимо порта Ставангера прошел на моторе и вскоре остановился на острове Lindoy. Здесь огромный причал; остров напротив города и, наверное, в выходные здесь бывает много народу. При мне подошел красивый кораблик с прямым вооружением и большой компанией, но остановился только ненадолго. По соседству целое поле для спортивных занятий; на лужайке рядом стояло несколько палаток — молодежь, явно организованная. Все огорожено проволочными заборчиками, как здесь обычно делают на овечьих выпасах. Стоит стенд с информацией об острове; здесь действительно есть овцы, и уже очень давно размещается социальный детский центр, который как понял был в разные годы и домом для сирот, и для трудных подростков, и санаторием, и школой-интернатом. Наверное, ребята были как раз оттуда.
Почти весь следующий день — штиль. Можно считать, получилась дневка, хотя все же перешел на новое место; ночевал уже вблизи Люсефиорда в тихом закрытом заливчике. Зато починил автохолодильник, при включении которого стал срабатывать автомат защиты. Виноват оказался штекер прикуривателя, в котором отломилась тонюсенькая пластиковая пластиночка, разделявшая боковой пружинный контакт с центральным плюсовым. Замыкание происходило на внешнем конце встроенного предохранителя! (Потом еще один штекер выходил из строя, такая вот ненадежная деталь, хотя, казалось бы, проще только гвоздь. Дать бы таким конструкторам лопаты в руки и послать канавы копать, а не штепсели конструировать... )
Пейзажи вокруг становятся живописнее. Низкие берега повышаются; горы становятся все ближе к воде.
И вот впереди открывается Люсефиорд. Здесь довольно оживленно, узел дорог, все время ходят паромы. Через сам фиорд переброшен мост . Яхта, парус, соленая вода — но уже не море! Какое же это море, клгда вокруг каменные громады. Можно в бинокль разглядывать ручьи, бегущие по склонам вниз, и деревья, бегущие вверх к облакам. Фиорд уходит дальше, за поворот, но он непохож и на реку. Река в горах — совсем другая история. Больше всего фиорд оказался похож на горное озеро.
День сегодня пасмурный, утесы прячутся в облаках. На вершине какого-то из них на высоте 600 м находится знаменитая площадка Прекейстолен — Кафедра. Периодически проходят в ту или другую сторону катамараны с туристами из Ставангера; еще один такой же кораблик останавливается кое-где у причалов, видимо, выполняя функции общественного транспорта.
Хотел было дойти до местечка Люсеботн в самом конце фиорда, но дальше нависали совсем плотные и, похоже, дождевые облака. Сменившийся ветер задул навстречу, и я повернул обратно.
На следующем снимке на стене утеса отчетливо виден каменный портрет сурового хозяина здешних мест. А если приглядеться, левее можно увидеть еще и двух... Нет, даже трех троллей!
Кто под Кафедрой живет ?
Причем, когда смотрел на сами скалы, ничего не замечал! Наверное, глаз останавливается на деталях и не охватывает всю картину.
Переночевал на якоре в заливчике недалеко от выхода из Люсефиорда, а днем перешел на еще одну островную стоянку рядом со Ставангером — Tingholmen. Хорошее местечко!
Вот и центр Ставангера. Здесь обозначена марина... и это — все? Всего один причал на несколько лодок; впрочем, и на нем свободные места. Оказалось, основная часть марины расположена не в глубине залива, а около музея нефти. Там же находится и сервисный блок, возможно, поэтому желающих стоять в центре немного. Большая марина подальше, но в центр города оттуда далековато добираться, через мост. Здесь стоянка дорогая: для маленьких лодок, до 15 м длины, 200 nok. Ну и градация. Да еще 100 за электричество, нет уж, обойдусь. Впрочем, на другой день оказалось, что в этом же заливе швартуются та-а-кие boats...
Выйдя на набережную, обратил внимание на отлитые в бронзе... следы ног нобелевсих лауреатов Премии мира. Казалось бы, за лауреатство не ступни, а другие части организма должны отвечать? С другой стороны, не зря говорится "как потопаешь, так и полопаешь". Разобрал надпись: на фото оказались следы пяток вице-президента США при Клинтоне Альберта Гора. Стало любопытно, за что же он нобеля получил? Вики все знает:
...за работу по защите окружающей среды и исследованиям по проблеме изменения климата. Известный метеоролог Уильям Грей охарактеризовал теорию, за которую Гор получил премию, как «смехотворную». Со своими выступлениями по защите климата Гор объездил несколько десятков городов мира. По просочившимся в прессу сведениям, его гонорар за часовую лекцию на тему сохранения окружающей среды достигает отметок до 100 000 долларов.
Вот это я понимаю, топает!
В ближайшем сувенирном магазинчике купил значок: российский и норвежский флаги, как сейчас у меня под краспицами. А то одинаковые носатые и бородатые викинги и тролли made in China уже надоели.
Тут не стоянка где-нибудь в шхерах, ночью тишины не дождешься: клубы, дискотеки — народ гудит! А часов с 5 утра начинают гудеть какие-то подметалки и мусоровозки, причем такое впечатление, что проезжают они раз пять не меньше. Потом рядом раздались удары по мячу, свистки и крики. Выглянул: пляжный волейбол! Как раз рядом с причалом насыпана песчаная площадка, и по ней скачут босиком девчонки. Приятное зрелище, конечно, но ведь дождик моросит и всего 10 градусов! Погодка тю-тю.
В порту новости еще интереснее: пришвартовались два громадных парома, экскурсионные катамараны теперь еле пробираются к своим причалам, гудят подрульками.
А мне тут делать больше в общем и нечего. Съездил на велике в супермаркет Rema1000 у автостанции. Распознавшая мое происхождение соотечественница за стойкой турбюро подсказала, что он тут самый дешевый. Да и ушел в середине дня снова в Танангер: люблю знакомые места! Этакая петля получилась бодрый фордак (в море 4-5 баллов, временами с дождичком), потом лавировка. Из экономии в марину не пошел, переночевал у причала вдоль мола. Тоже замечательно.