(Первоисточник в кают-компании КиЯ).
Под занавес лета решил осуществить желание сезона 2016 - прокатиться по Днепру от Киева до Ржищева, чтобы своими глазами увидеть неоднократно описанные яхтсменами песчаные горы-острова и церковь бывшего села Гусинцы, расположенные у левого берега Днепра, на участке Витачев - Ржищев.
Порылся в метеопрогнозах, результатом стало решение стартовать 21 августа, два дня идти под попутно-боковым и возвращаться снова же под попутно-боковым северо-восточным.
Первое разочарование в точности прогноза возникло как только лодка вышла из Десенки в Днепр, в районе Гидропарка. Путь от Метромоста до моста Патона, протяженностью в два километра, преодолевал в два же приема, минут сорок. Ветер крутил от попутного до встречного и стихал до штиля, наконец установился встречно-боковым, что заставило задуматься об опережении прогноза действительностью на сутки-двое.
В конце-концов, бейдевиндом вместо бакштага двинулся по генеральному курсу. После Патона оставалось пройти ещё два моста, под каждым из которых лодку мог поджидать очередной ветровой сюрприз, что и произошло в районе последнего, Южного. Сначала, как и положено, пошли прижимные потоки, своего рода аэродинамическая труба, потом всё резко стихло и лишь рябь от средины реки до противоположного, правого берега Днепра, указывала, что ветер выключили не везде и, возможно, не насовсем. Кроме Бутузика вправо сразу же ринулись ещё две яхты. Так тройкой, выискивая ветровые дорожки на волнующейся от катеров и моторок воде, дошли до Жукова острова, где одна яхта ушла в залив у правого берега. Продолжили ход вдвоем, двигаясь почти с одинаковой скоростью, хотя частая смена курса для уклонения от волн моторников увеличивала отставание Бутузика от лидера.
На подходе к разливу Днепра в районе Украинки, где ширина акватории Каневского водохранилища (водно-водорослевой поверхности "саргассового моря") достигает 4-5 км, оценив запас времени, решил идти не по фарватеру, а напрямую, по кратчайшему пути, и заночевать поближе к левому берегу. Ветер немного подвернул на боковой, двигаться стало легче, галфвиндом, в безшверцевом режиме, что особо ценно для акватории обильно покрытой зарослями водяного ореха, кувшинками и прочей растительностью. Хорошо, что вездесущие рыболовы, прорезая заросли своими ПВХшками, оставили следы в разделяющих чистую воду зарослях. Используя эту "нить Ариадны", добрался почти до северного берега акватории, окаймленного дамбой. На ней, прямо на наклонной бетонной поверхности, кучковались автомобили рыбаков и, как позже выяснилось, охотников.
К берегу, куда вели несколько относительно чистой воды дорожек, приближаться не стал, чтобы не мешать оживленному движению по этим "трассам", а бросил якорь, забравшись в заросли камыша, идти в которые даже у не совсем трезвого рулевого мысль не возникнет. Здесь меня, за ужином, ожидал сюрприз, началась довольно частая ружейная пальба, которая напомнила, что сезон охоты уже открыт. Прикинул, пробьет ли дробь на излете, стоящий в горизонтальном левентике парус и забрался в каюту, предварительно выкурив оттуда летающую живность, уверенный в том, что фанера точно уж задержит свободнопадающую дробь, хотя и не устоит под прямым выстрелом забухавшего охотника.
Посмотрел отметки на GPS трекере. За день пройдено 53 км, всё по генеральному курсу, без особой лавировки.
Утро порадовало слабой тягой с северо-запада, чем не замедлил воспользоваться, отложив завтрак на время до прохода "саргассового моря". Для поиска выходов на чистую воду использовал даже бинокль, взбираясь на банки кокпита в позе Колумба, высматривающего Индию, хотя, как мне кажется, помогла не техника, а наглость, с которой я упрямо рвался по генеральному курсу, игнорируя фарватер. Кое-где пролазил сквозь кордоны кувшинок исключительно на вёслах, там же, где был благоприятный ветер, прорезал их под парусом, либо в комбинации парус-весла.
"Саргассы" в основном закончились на линии Кийлов-Витачев, т.е. в месте сужения русла реки до полутора-двух километров. На траверзе с.Стайки, двигаясь всё так же, под левым берегом, "по куширям", в которых теперь были достаточно большие, широкие протоки, завидев слева по курсу лодку рыболовов, свернул к ним чтобы уточнить возможность прохода по одному из рукавов и заодно местоположение. С рукавом не соврали, а указывая на виднеющуюся ниже по течению песчаную гору обозвали её Лысой, ввергнув мои мозги в когнитивный диссонанс.
Следуя установившейся в сети топонимике и карте местности, получалось, что остров Святой Эмилии, а заодно и Генеральский я уже проскочил, хотя они тоже песчаные и совсем не таких уж маленьких размеров, чтобы прошмыгнуть мимо них и не заметить. Остановившись в конце концов на завтрак, ткнулся в камыши дышлом-бушпритом, чтобы не бросать якорь, и восстановил ориентировку по GPS, который вопреки утверждению местных жителей (а может и не совсем местных) указывал, что белеет по курсу таки Эмилия.
Хотя, для местных, наверняка все эти кучи песка имеют одно название - Лысая гора. Подойдя поближе к острову, не стал следовать вдоль его западного берега, обращенного к фарватеру, а обнаружив на северной оконечности живописную протоку, нырнул туда. Наглость не подвела и в этот раз, хотя через километр-полтора пришлось поработать веслом, освобождаясь из кувшинок, в которые влетел почти на чистой воде. Так, под парусом, двигаясь по протокам по наитию, прошел Генеральский остров, от которого свободная от водорослей протока ведет к Акациевой затоке и Лысой горе.
Подойдя к этой грандиозной куче белого песка, спускающегося крутым откосом к воде, где копошились люди и стояла пара моторок, что только подчеркивало высоту Лысой горы, свернул в протоку, ведущую к церкви в Гусинцах. У самой церкви два причала для лодок. Вытащил Бутузика носом на береговую отмель между ними, вооружился камерой, дензнаками для свечей и пожертвований и впервые за последние 30 часов ступил на твердь земную.
Заночевать решил на Генеральском острове, а возвращаясь к нему, заскочил с экскурсией на Лысую гору. В отличие от крутого, песчаного склона на суше, дно у оголенного от растительности берега мелкое, пологое. Пара моторок с семейными экипажами из Ржищева, находящегося на противоположном берегу Днепра, и приличного водоизмещения пластиковый блин — лодка под огромных размеров Хондой, таскающая из Ржищева же туристов, всё ещё стояли у берега. Причалил и полез с камерой вверх по склону к установленному на макушке "горы" кресту, полюбовался действительно живописными пейзажами Днепра как вверх, так и вниз по течению. Ветер срывал с вершины песок и казалось странным, что он здесь ещё есть. Вскоре, уже будучи на Генеральском острове, обнаружил что песок с Лысой горы очень мелкий, просто пыль. И эта пыль, набившись в объектив камеры, препятсвует открытию-закрытию шторок, пришлось устранять неисправность методом потряхивания-постукивания-продувания.
Спустился с вершины, и не заходя в Акациевую затоку, направился к месту ночлега. Остроты хода не хватило чтобы пройти от Лысой горы к Генеральскому одним галсом, пришлось заложить контргалс и выбраться на прямую дорогу к нескольким стоянкам на покрытом соснами и дубами островке.
В это время, под Лысой горой нарисовался яркий, с ядовито-зелеными парусами катамаран. Сразу же показалось странным его поведение - многочисленные тыкания влево-вправо там, где мне понадобился всего один контргалс. Наверное "прокладка" совсем плохая, подумалось, когда уже пришвартовавшись к острову и забравшись в сосновую рощу на его макушке, увидел что катамаран таки выполз на чистую воду и повернул в Акациевую затоку.
Имея достаточно времени до отбоя, внес разнообразие в "спартанское меню" и побаловал себя горячей картошкой с баночкой сайры и свежими помидорами, извлеченными из-под пайола. Печурка на баллоне "дихлофоса", угнездившаяся на пайоле кокпита, быстренько отварила картофель и вскипятила воду для чая.
Трекер зафиксировал дневной ход - 30 км. Попытка посмотреть свежий прогноз окончилась неудачей - нет сети провайдера для карточки смартфона, а менять её на работающую, из телефона, желания не возникло.
Утром ветер практически не изменил направления, задувал с северо-запада, т.е. по руслу Днепра. О том, чтобы идти под парусом вчерашней дорогой, по куширям, не было и речи, замучаешься лавировать в протоках между сплошным ковром травы и водорослей. В нескольких сотнях метров от острова, в утренней дымке разглядел катамаран, паруса были убраны, капитан явно вышел на утренний клёв. Подошел, познакомились, поболтали о том, о сём, о подводной охоте, парусах, рыбалке. Оказалось, что в Акациевой затоке "гнездо" у трёх катамаранов, стоят там несколько дней, на лето базируются в Ржищеве, и вчерашний ядовито-зелёный тоже оттуда. Понятным стало и его вчерашнее, необычное маневрирование - заклинил блок шверта, а капитан (Полина) твердо решила наперекор всем невзгодам дойти как есть, без ныряний и купаний.
У капитана ката в смартфоне была правильная СИМка, прогноз обещал постепенный поворот ветра к востоку. Окрылённый такой перспективой стартовал на фарватер, где несколько галсов от берега до берега, упираясь то в мергелевые горы, то в болотистые острова, шел в мордотык. Ветер усиливался, и если на первом галсе редкие одиночные волны шли бурунчиками, то через час-полтора бурунчики уже не надо было высматривать, как и длинные, пенные полосы вдоль линии ветра, они были везде. Зато к этому времени ветер таки стал подворачивать, галс стал длиннее контргалса в два, потом в три раза, и наконец, можно было идти галфвиндом, без шверца. Но эта радость тут же омрачилась падением скорости ветра, который после прохода о.Шаланского, последнего перед разливом "саргассового моря", был выключен.
Намотав 26 км на галсировании, продвинулся по курсу на 15 км, а следующие 15 км пошел под мотором, иногда помогая ему парусом (или наоборот). Через "саргассы" снова пошел напрямую, насколько это позволяла конфигурация проток. Якорь бросил в 5 км выше Украинки, рассудив, что при плохой погоде смогу укрыться в яхтклубе Стугна, спустившись по течению и ветру. Так оно и получилось, к утру ветер размотал свинцово-серые волны, которые вместе со встречным же течением, представляли прекрасную возможность для мазохистского лавирования.
В клубе Стугна, куда прибыл утром под сильным попутным ветром, работая одним лишь веслом и рулем, встретили, поставили на гостевую стоянку, и лодка на три дня стала местной достопримечательностью, будоража народ необычностью вооружения.
Вызволение Бутузика со стоянки запланировал на 28 августа, прогноз обещал боковой ветер. На стоянке обнаружил лодку в том же состоянии, что и оставил несколько дней тому назад, поставил парус, мотор и отчалил в направлении Киева. Вскоре стало ясно, что прогноз вещь хорошая, но не всегда точная. Помогая парусом мотору и наоборот, пошел вверх по реке, с остановками на чай и т.п.
К вечеру встал вопрос о месте для ночевки. Потыкавшись в различные заливы, и не найдя там желаемого покоя от снующих до ночи мотоциклов, катеров и запаха фекалий от плавающих ресторанов типа "поплавок", плюнул на всё и выставив на шкот рейка белый огонь, под мотором пошел в следующий по пути яхтклуб - Киевский крейсерский клуб в заливе Берковщина. Стал на гостевую стоянку, тут же был приглашен на борт яхты, внимание капитана которой привлек ещё несколько дней тому, гарцуя бейдевиндом по Днепру в сторону Украинки. Ещё до причаливания заметил, что закончился сезон комаров, зря одевал толстые носки и закрытый спортивный костюм, "кровосиси" пропали как класс. По этому поводу не стал поджигать выкуриватель в рубке и завалился спать. За ходовой день прошел 33 км, практически все под мотором.
Утром, на попутном ветре, усиливающемся по ходу движения, быстренько преодолел оставшиеся до стапеля 14 км, плотненько позавтракал, по привычке на воде, и вытащив Бутузика из Десенки, потолкал его к месту хранения.
Итого, за пять ходовых дней прошел 170 км, из них 48 под мотором. Вот чего уже не ожидал от мотокосы, так это того, что она способна на подобный подвиг. И это, несмотря на то, что в одном из эпизодов причаливания, у берега навалил лодку на ногу моторчика, чем загнул её в бублик. Выправил, подогнул, затолкала ещё лучше.