Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.
Вот и состоялось наше очередное путешествие. На этот раз я был один, вернее, нас было двое: я и Селена.
С 1 по 13 июня мы совершили поездку в Карелию,на Онежское озеро. В рамках этой поездки было совершено семидневное ознакомительное плавание по Озеру, а также была напряженная сухопутная часть.
Водная часть путешествия включала в себя проход по Кондопожской губе, пересечение Большого и Малого Онего с выходом на восточный берег — всего около 270 км пути. Попытаюсь обо всем этом рассказать.
Для тех, кто забыл или не знает про крошку Селену, напомню ее предыдущие походы:
Заканчивая прошлогодний отчет, я немного слукавил, когда сказал, что не знаю следующий маршрут. Он был очевиден. Добрался до восточного берега Ладоги — до Онежского озера осталось недалеко. Дорога протоптана. Но! С самого начала я побаивался этого водоема. Север Ладоги уютен и безопасен своими шхерами. Всегда можно при ухудшении обстановки нырнуть меж островов и там переждать. Онего не такое. На карте водоема сразу бросается в глаза длинные и относительно узкие заливы — губы.Это подразумевает, что ветра разгоняются в них как в трубе, а наличие препятствий в виде небольших групп островов делает ветер порывистым, дерганным, с неожиданной сменой направления.
Еще можно добавить серьезные препятствия в виде хаотично разбросанных в воде крупных камней и каменистых отмелей — луд.Зачастую расположение этих луд трудно предугадать: могут идти не в продолжение острова, а перпендикулярно, причем ничем себя не выдавая. Нарывался на такое: обнаруживал каменистую мель уже когда по ней перо руля "отработало". Огромную помощь оказали морские (навигационные) карты Онеги, скачанные с САС-Планеты. Но восточного берега на них не было, там я и нарывался.
Насчет убежищ. Отдельные группы островов могут и не быть безопасными. Длинные, узкие и каменистые.
Вот это все я видел по картам и описаниям на форуме. И все это мне внушало уважение и некий трепет перед водоемом.
Возник вопрос — а где же сбрасываться? Нужно первоначальное укрытие: спустить, вооружить лодку и немного на ней походить,"набить руку" после зимнего перерыва. Тоже проблема. Восточный берег с поселком Шальский вполне подходил, но не с кем связаться и обговорить.
Западный берег — сразу напрашивается Петрозаводск. Есть яхт-клубы. Можно заранее созвониться. Но уж больно открытая Петрозаводская губа: прижмет с озера и просидишь на берегу отпуск. И еще одна "проблема". Вы только не смейтесь! Я никогда не швартовался к причалу и не умею этого делать, никогда не стоял в яхт-клубах. Мою лодку и так встречают с долей иронии и недоверия, а если бы я метался на ней по акватории яхт-клуба, круша все на своем пути, все были бы в шоке от такого постояльца. Петрозаводск мне совсем не подходил. Стал искать базы отдыха на берегу. Нашел две подходящие в Кондопожской губе: одна в поселке Янишполе, в крохотной и абсолютно защищенной бухточке. Но оказалось что у них негде оставить машину на хранение. Другая база в поселке Суйсари. Готовы принять. Есть слип, охраняемая стоянка, место тоже защищеное. Ну вот уже и зацепочка есть. Только вот целая губа остается позади — как то неправильно.
И я прибегнул к помощи нашего форума. Обратился за помощью к нашему коллеге-яхтсмену из Кондопоги с ником Лев Николаевич. Он и "в миру" Лев Николаевич Портяной, капитан яхты "Госпожа Разлука". Вот так и познакомился с хорошим человеком. Он сразу же откликнулся. Сказал, чтобы я приезжал к ним в город и что все вопросы помогут решить. Так я нашел еще одно место для базирования, которым впоследствии и воспользовался.
Итак, место начала плавания определилось. Маршрут тоже примерно прикинут. Хотелось дойти до кижских шхер или даже до восточного берега. Ну а в целом просто походить по Озеру вот так — один на один.
И Онего позволило мне это сделать.
Общий трек.
Путешествие планировал на июнь. В связи с сухопутной частью выезд был назначен на 1число. 2 июня приезд на место, 3-го свободный день для подготовки лодки. 4 июня мне нужно было быть в Петрозаводске, ну а в понедельник 5-го — в плавание на неделю! Вот такой расклад и ни шагу в сторону! Начал отслеживать прогнозы погоды. Не радовало! Днем не выше 8-9 гр., а ночью +2+3гр. И дожди. Бррр!!! Похоже, не только лето запаздывало, но и весна не очень торопилась. Хорошо хоть лед сошел! Набрал с собой теплых вещей.
Как обычно в последний месяц подготовочная суета. Все казалось что-то не успеваю. Из полезного: подготовил два места под солнечную панель. На корме сделал специальную стойку под нее и для перевозки мачты. Второе место на рубке, между поручнями, впереди входного люка. Провел проводку с обеих мест в рубку к электроблоку. Сделал два якоря. Один — данфорт "непотеряйка" (рабочий получился) и Курбатова (вызывает сомнение). Оба около 3-х кг. Что-то, как обычно, не успел, но это все второстепенно.
Отдельно про картографию. Говорил выше, что очень помогали морские карты, залитые в Гармин.
Прибор в очередной раз поиздевался надо мной. После прошлого похода я все-таки сумел с ним справиться и соединил архивные треки. Но,просматривая карту Онежского озера, с удивлением обнаружил что на ней нет ни одного острова, кроме о.Суйсари, а только коренной берег. Название острова пишет, а контуров нет. Я в легком шоке! А как же по нему идти? На Ладоге все показывает, а на Онеге нет ничего. Обратился в службу тех.поддержки Гармин. Ответили,что он вроде должен показывать, но не обязан, а карту они могли бы мне продать.
Скачал с "САС-Планет" морские карты центральной части озера хорошего разрешения. Но восточного берега не было. Файликов получилось много, а прибор принимает только около 50 штук. Пришлось немного подредактировать и записать на две карты памяти. Получились западная и центральная части карты. В процессе движения менял их местами. Дополнительно подробные топо и спутниковые карты были в навигационной программе в планшете, но он на ходу бестолков: на солнце ничего не видно и воды боится.
Вот кратко о подготовке.
На этот раз поехал через Москву. Через нее путь короче и по городам петлять не нужно. Ну а МКАД как нибудь переживем.
Рано утром разбудил спящую у себя в гараже Селену, погрузил оставшееся имущество и в путь! Буквально через 40 км проехал атмосферный фронт, начался дождь.И он не прекращался практически весь день.
Встреченные ремонты дороги сильно не задержали, прицеп вел себя идеально и к 15 часам я подъехал к Москве..Ведущий Авторадио радостно вещал, что МКАД стоит и в Люберцах и в Химках, пробка 7 баллов. Медленно полз под дождем, лавируя среди чадящих фур. Два часа полз до Химок. После съезда на Ленинградку свои пробки. Тем не менее, к 22часам я проехал 950 км.и оказался под Выдропужском (нравится мне это название).
Так как ехал один, то гостиницы отпадали. Разложил заднее сиденье и там устроил спальное место. Под утро окоченел, всего +3 гр..До меня стало доходить, куда я еду и что сопли могут быть не только в жидком но и в твердом состоянии. Завел машину, отогрелся и в путь. После съезда с М10 на Волхов наконец-то пошел первый летний снег. Хоть и недолго, но впечатлило!
И еще мне посчастливилось здесь проехать по интересному месту, тщательно сохраняемому местными властями в первозданном виде. Это место называется "в хлам убитая дорога". Отрезок небольшой, всего 3км. Но зато какое качество!!! Если вы жалуетесь на дороги в своем регионе, рекомендую посетить этот аттракцион. Незабываемо. Мне даже первой передачи было много, так и ехал на полувыжатом сцеплении, причем прицеп жил своей жизнью. Асфальт хаотично изрезан огромными трещинами с резкими кромками, обочины практически нет. Я в восторге!!!.
Ну а в целом дорога прошла хорошо.
После Лодейного поля заметил что изменился пейзаж. До этого лес был зеленым, а потом листва стала исчезать, пока совсем не исчезла! Почки только набухали и леса стояли голые. 2 июня в 17часов я проезжал Петрозаводск .На спидометре 1700км. Оставалось совсем немного.
Еще до поездки, когда созванивался со Львом, он дал мне телефон своего товарища-яхтсмена. Зовут Владимиром. У него своя земля на берегу залива в городе и он готов был меня принять. Созвонился с ним, ну и я на месте. Познакомился с Владимиром . Яхтсмен, но своей лодки нет. Постоянный участник регат в Карелии в составе экипажей других лодок. Даже зимой не забывает парус, занимается кайтингом .Свой участок вместе с друзьями-яхтсменами потихоньку превращает в небольшой яхт-клуб. Длинный крутоватый спуск, отсыпанный щебнем, выводит к ровной площадке перед водой. Берег заделан бетоном и укреплен металлом. Получилась не совсем еще готовая причальная стенка. С краю этой стенки сделан слип из бетонных плит. Здесь же у воды на берегу стояли три яхты: две спортивные с длинными килями и "Госпожа Разлука".
В Кондопоге еще не наступил сезон. Я приехал его открывать!
Владимир предложил переночевать у него,но не хотелось напрягать хозяина.Вдвоем мы спустили Селену на воду. Я кое-что перегрузил из машины и под мотором отправился за город на ночевку.
Немного был не в себе от окружающего. Усталость от дороги, пасмурное небо, холодный ветер, накрапывающий дождь и голые деревья — все это производило мрачное впечатление. Еще какие-то пеньки торчали из воды. Забился в небольшой залив, растянулся вдоль берега и стал готовить лодку к ночевке.
Постарался успокоиться (хряпнул немного колдовства, не забыв поделиться с озерными богами) — вроде пока все по плану. А что будет завтра, то и будет.
Ночь прошла нормально. Под утро на улице было +3гр..Спал в спальнике в тонком термобелье и носках — не замерз. Нужно было еще шапочку одеть. Утром долго возился с завтраком, а потом с лодкой — налаживал быт. В планах на сегодня сходить на лодке к кондопожской церкви на другом берегу залива, примерно километра 3. Привыкнуть управлять лодкой одному, потом вернуться на базу. К церкви шел под парусом, пробуя разные комбинации парусности. Пристал к берегу возле самой церкви. Никого нет .
Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1774 году уже на закате деревянного зодчества. С тех пор не перестраивалась, но несколько раз в советское время реставрировалась..Летом, по православным праздникам, в ней проводят службы. А в обычное время это музей.
Хорошо, что никого не было. Я присел на ступени, прислонился к шершавым старым бревнам и загляделся вдаль, ,думая о своем. Было о чем подумать-завтра предстоял тяжелый день.
Возвращался обратно под мотором — ветер был встречным.Погода чуть наладилась. Вместо сплошной облачности-разрывы в облаках, проглядывало солнце. Иногда налетала серьезная тучка и даже со снежной крупой или градинками.
На берегу меня уже ждали. Лев пришел заниматься своей лодкой, заодно и со мной повидаться. Он помог мне пришвартоваться. Ну вот теперь и с ним познакомились! Разинув рот, я рассматривал его лодку, а он с сомнением косился на мою. Залезли по приставленной лестнице к нему на лодку. Лева занимался в машинном отделении движком, а я с удивлением рассматривал лодку. Неужели он эту махину построил сам?! Да, сам!
Потихоньку завязался разговор. Когда люди что-то делают своими руками, всегда тема для разговора найдется. Моя лодочка хоть и поместилась бы у него в кают-компании, но тоже требует внимания и постоянно чего-то на ней делаешь .Я даже представить не могу на Левиной лодке масштаб работ!
Потом Лев предложил съездить к нему домой на ужин, потом устроил небольшую экскурсию по городку. А потом сходили в гости на Селену. В общем, вечер прошел хорошо! Лев пообещал ,что к моему возвращению из плавания спустит на воду "Госпожу Разлуку". Вот тогда и посидим на ней, за столом. На том и расстались.
Подъем в 5 утра. Позавтракал приготовленным с вечера компотом, собрал необходимые вещи и в путь. Мне нужно было быть в Петрозаводске не позднее 8 часов утра. Приехал даже раньше. Нашел где встать в центре и немного отдохнуть до 8 часов.
Пора раскрыть цель поездки и серьезное отношение к ней.
Если заглянуть в мой профиль на форуме, то в графе" интересы" можно увидеть всего два слова. За этими словами скрываются два огромных, ярких мира: мир путешествий и мир бега. О своих путешествиях я вам рассказываю здесь. В этот раз сошлись вместе два моих увлечения. Бегать я начал довольно поздно, в 45лет. В 47 лет пробежал первый марафон, в 49 лет первый раз вышел на сверхмарафонскую дистанцию.
Зимой, просматривая на беговом портале календарь забегов, обратил внимание, что в Петрозаводске 4 июня проводится Первый Петрозаводский марафон. Я не устоял перед искушение, поэтому и сдвинул поездку на начало месяца. Заранее прошел регистрацию, оплатил стартовый взнос. Осталось только в день старта получить стартовый пакет. Ну и чтобы ничего не случилось. Но без этого ведь никак ! Дней за десять, на даче, у меня сильно прострелило поясницу. Хочу добавить,что бегать я начал уже с определенным багажом болячек. Самая любимая из них — остеохондроз шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника. Так что иногда такие сюрпризы случаются... Жене пришлось делать мне укол, gотом мазью отмазывался. Удалось немного восстановиться и даже сделать "длинные работы" Но все равно беспокойство было. Двое суток за рулем и холодные ночевки тоже здоровья и сил не прибавили. В общем было о чем подумать перед стартом.
Организовали хорошо! Нашлись спонсоры, активисты, подключилась администрация города — получился городской праздник спорта. Где нужно, ГАИ перекрыло движение. Было много волонтеров. Ну а нам бежать! На полумарафон вышло 150 человек, на марафон чуть меньше 50. С трассой правда намутили: много поворотов, смена покрытия, ощутимый подъем и встречный ветер на набережной. И так 4 круга.
Тем не менее прошло все замечательно! Из 40 марафонцев-мужчин,16 место.А в моей возрастной группе первое. Время на финише 3ч.38мин. Для незнакомой трассы с такими выкрутасами очень даже ничего! Остался доволен! Спонсоры поставили бани- бочки для участников забегат— с удовольствием попарился!
Но на этом сухопутная часть не заканчивается. Есть продолжение.
Еще дома продумал, как интересно провести оставшуюся часть дня. Всякие памятники рассматривать неинтересно, просто гулять по городу тоже. И так около 4 часов бегал по интересным местам. Нашел в интернете ссылку, что в Петрозаводске есть Морской историко-культурный центр "Полярный Одиссей". Нашел его сайт, почитал — лучше для посещения не придумаешь! Ну где я еще смогу посмотреть и потрогать настоящие, как в старину, парусные корабли. Раз были в Петербурге на экскурсии — специально ездили смотреть на "Штандарт". Я по нему налазился с таким удовольствием!
Нашел, где находится центр. Заранее об экскурсии не договаривался. Думал, просто с берега посмотрю, поснимаю. На берегу стояло недостроенное судно, а у причала покачивались НАСТОЯЩИЕ парусники. Пока я их рассматривал подошел мужчина и поинтересовался, что я хотел. Как оказалось, он капитан поморской ладьи "Святитель Николай". Пригласил на борт. Спустились в кают-компанию. Очень уютная. Подвесные столы, даже камин есть! Угостили чаем, поговорили, рассказали друг о друге. Девушка-экскурсовод устроила мне небольшую экскурсию по палубе,мрассказывая о судне.
Я не стал их надолго отвлекать — готовили суда к навигации. Да и мне пора было возвращаться. Поблагодарил за чай, извинился за нежданный визит и попрощался. Возвратился на базу, приготовил ужин и немного отдохнул. Потом пришел в гости Владимир, угостил пивом. .Просидели, проговорили до полуночи. Он рассказывал о походах на Белое море, о парусных регатах. О чем-то спорили, обсуждали. Я даже не ожидал,что день так удачно и хорошо может пройти!
Ну вот я и закончил все земные дела (в смысле сухопутные). Пора к дальним островам на горизонте. Завтра в плавание!
После полуночных разговоров встал поздно, около 8 часов. Пока прособирался... Вышел в 10ч. Под мотором миновал порт и потом уже поставил паруса. Небо в облаках. Проглядывает солнце .Ветер рваный, юго-западный, 4-5 м.с,в порывах до 8-9 м.с.. Полный бейдевинд, галфвинд. Грот зарифил на одну полочку. Пока не знаю как пойдет: первый раз один. Отсутствие второго члена экипажа ощутимо. Хорошо волна небольшая: 0.1-0.15м.
Лодка разгонялась до 9 км/ч. Когда слишком кренило, пробовал пересаживаться на комингсы палубы и откренивать, но лучше было приводиться или потравливать гика-шкот, сразу лодка выравнивалась. Потихоньку пообвыкся, почувствовал лодку, немного успокоился. Температура воздуха днем не превышала +8гр.
С хорошим ходом прошел почти всю Кондопожскую губу. Даже исхитрился на ходу перекусить.
Чуть не доходя острова Юлькин ситуация стала меняться. Появилась волна с озера и ветер зашел оттуда же. Пришлось идти в лавировку. Целью была северо-западная оконечность о. Суйсари, там две глубокие и узкие губы. Одна так и называется Глубокая, а вторая почему-то без названия. Про них подробно рассказывал в теме про Онежское озеро на форуме коллега Лев Николаевич.
Я наметился в безымянную. Пока лавировался — интересные наблюдения. На открытую воду уходишь — ветер холодный, без запаха, а когда к острову приближаешься, ноздри наполняет теплый, с ароматами леса, воздух. Очень резкий контраст!
Возле острова ветер и волна стихли. Убрал паруса и завел мотор. 18 ч. вошел в губу, осмотрелся и пристал к берегу. Вышел на берег немного размяться. Природа только начинала просыпаться от зимней спячки.
Не зря ветер порывистым был: менялось атмосферное давление, погода улучшалась!
Итак, первый день заканчивается. Пройдено всего — 42.5 км. Из них под парусом — 38 км..
Подъем в 7 часов. Заметил, что на утренние дела уходит полтора часа. Нужно улучшать! Погода замечательная! С выходом не стал торопиться. Занялся закруткой стакселя — плоховато работала. Затем установил на рубку солнечную панель, здесь ей и место. Только чуть повыше поднять нужно будет.
В 9.30 вышел под мотором. Обогнул северный мыс о.Суйсари и решил протиснуться между островом и узкой ,длинной скалой Интересное место, но без нужды туда лучше не соваться. Узко, в воде упавшие деревья. Вышел на большую воду. Поставил паруса. Несколько раз сменил галс, чтобы подстроиться под ветер.
Ветер слабый 2-3м.с, юг-юго-запад. Скорость лодки тоже небольшая - ок. 4км.ч. Прошел маяк Березовец, справа остались Шардоны. Я на просторах Большого Онего. Где-то там, на горизонте, в дымке моя цель — пролив Пиче-Сельга, но до него несколько часов пути. Пригодилась китайская игрушка — по ней и держал направление.
Над озером ни облачка. Все облака размазаны вокруг по горизонту. Температура около +8-9 гр. Возле пролива встреча. Разошлись параллельными курсами. .Жаль не знаю кто это, попросил бы мое фото под парусом: ни разу не видел себя со стороны.
К 18 часам вошел в пролив под мотором. Насчет камней и фарватера не знаю. Там рыбаки сетей понаставили и руководили моими действиями: "Ты туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет, больно будет". Прибился к крохотному островку в камышах третья ночь 1.jpg . В шхерах жарко +22-25гр.,за переход лицо обветрело и загорело.
За день пройдено всего — 41 км, под парусом 30 км..
Сегодня придется помоторить. В шхерах не до паруса. Заготовил с запасом смесь для движка и вперед.Осторожненько,не высовывая нос на фарватер .А не то... раз... , или еще хуже, "Метеор". Вне фарватера свои "прелести": то камни, то мели, то сети. Места пошли обжитые. Плыву, никого не трогаю. А моторчик потихонечку глохнет и ход теряется. Не пойму в чем дело. Пытаюсь его завести и не могу провернуть. Оказывается, веревок нахватал. Пришлось моторчик снимать и веревки срезать. Беспокоился о проходе под ЛЭП, но с моей мачтой вполне безопасно.
Неожиданно быстро вышел на южную оконечность о. Кижи. А что дальше? Высаживаться на него особого желания не было — лодку оставить не на кого. Да и слоняться по острову среди туристов не хотелось. Обошел его с юга и попал в небольшой заливчик напротив главной достопримечательности.."Припарковался" к плавающему бревну и пообедал с шикарными видами .Чуть правее одетые в национальные костюмы артисты исполняли для туристов старые песни.
Время было около 12 часов. Впереди еще половина дня! На картах северо-восточнее Кижей есть группа мелких островов Уймы. Интересно было посмотреть на них. Завел моторчик и отправился дальше. Прощайте, Кижи.
Кстати о моторчике. Стал вызывать беспокойство: cбрасывает обороты. Ползунок газа или воздушной заслонки подвигаешь-вроде восстановится. Стал даже глохнуть. Снял его, проверил свечу, слил из карбюратора немного смеси (может, грязь скопилась). Проще говоря, "по колесам постучал, лобовое стекло протер". Завелся. Поехал дальше. В самые дебри островков не полез, ,прошел краем. И вот я вышел в Малое Онего. Ветер Север-северо-восток , 3-4м/с, волна небольшая. Прикинул скорость и расстояние до восточного берега — вполне реально. Подальше от берега волна увеличилась: 0.4-0.5м, ветер 4-5м.с. Грот зарифил — так спокойнее.
Хорошо прошел!
Чуть не доходя до берега ветер скис, а волна осталась. Под мотором не очень! Да и в навигаторе уже карт не было. Периодически заглядывал в рубку на планшет. Вышел на губу Каттаси севернее скалы Пертище. При входе к губу интересный объект: Конь-камень. Торчит над поверхностью воды огромная глыба. Не хотелось бы с тем конем повстречаться! Зашел в губу и забился поглубже. Дно песчаное, редкие камни и поваленные деревья. На берегу дикий лес. С озера доносился шум прибоя и доходил накат. Пейзаж дополняла старая разбитая лодка.
Ну вот и восточный берег Онего!
Пройдено всего: 40.5 км, из них под парусом: 20 км..
Проснулся рано от тихого и равномерного постукивания в борт. В иллюминаторы ничего не видно. Пришлось вставать .Как некстати биотуалет оказался полным. Нужно будет и им заняться. Работа на утро определилась. Кто стучался ко мне, тоже нашелся: прибившееся на волне бревно. Переделал все дела и в путь. В планах возвращаться к западному берегу через южную оконечность о. Б.Климецкий. Вышел на озеро. Погода солнечная, ветер с берега и чуть севернее, 3-4 м.с..Поставил паруса бабочкой и в путь. Но не надолго. Подальше от берега ветер скис. Слева по борту маячили острова Унойские уймы. Вспомнил что писали на форуме о о.Лукостров и церквушке на нем. Решил посмотреть На гармине этих карт не было — плохо! Посмотрел на планшете и потарахтел на моторе. Ох уж эти каменистые отмели! Прохожу северо -восточную оконечность Лукострова на малых оборотах. Все ровненько, и вдруг перо руля затарахтело по камням. Резко ухожу в сторону .В воде видно каменистую гряду!
А какой замечательный внутренний заливчик у острова.Глубина 1-1.5,песчаное дно-эдакая большая песочница! Там наверное в июле хорошо. Иду дальше. Проходя южный мыс острова боковым зрением ловлю что-то такое в лесу. Присматриваюсь — нашел!
Да, это она. Подходов не видно, лес. На всякий случай обошел остров с юга. Там опять каменная гряда! На другой стороне южного мыса поляна и на ней большой дом. Судя по всему нежилой. Церкви не видно. Вернулся на восточный берег мыса, там и пристал к берегу. Вода чистейшая, так и манит к себе. Прогретый на солнце лес источает аромат сосны. Углубился в заросли, и буквально метров через 30 натолкнулся.
Церковь Илии Пророка и Трех Святителей построенная в 1793 году. Позади колокольни еще одно здание ,но в гораздо худшем состоянии. Рядом захоронения. Некоторые могилы не заброшены — приезжают родственники. Захоронения не позднее 60-х годов прошлого века. В помещении колокольни в углу прибит небольшой столик и на нем в целлофане лежат молитвы. Все это огорожено остатками забора, или даже стены из бревен,но все сильно обветшало. Видно, что стены ограждения были усилены квадратными срубами, как в крепости. Грустно было видеть эту разруху. А ведь когда-то кипела жизнь! Пошел обратно к лодке. Неожиданная встреча на тропинке! Поздоровались и аккуратно разошлись друг с другом (а кто это был?)
Время уже 13 часов — пора собираться. Пообедал и вышел в озеро. На воде рябь, потянуло ветерком до 5-6 м.с. Поставил паруса и вперед. Солнечно,но прохладно. Сидел укутавшись: как говорится, "жар костей не ломит".
Ближе к Климецкому ветер зашел в корму-развернул паруса бабочкой.bВетер все тише. В заливе Конди около 5 вечера окончательно стих. Много камней и луд! Хорошо на Гармине уже карта появилась. Пошел под мотором. Сначала целился на мыс Широкий Наволок . Пока тарахтел под мотором, справа, в глубине залива Конди, на берегу видел церквушку. Далеко,но она под солнцем светилась белым пятнышком. Решил утром сходить к ней.
Сменил курс на мыс Кавин нос и порулил в губу Старый монастырь. Слева у в хода в губу старое затонувшее судно. Зашел поглубже в губу и встал у берега на якорь. Дно-каменная плита с разбросанными камнями. Вода чистая.
19 часов. Все, Переход закончен. Пора отдыхать!
Пройдено за день 48 км, из них под парусом 31 км.
История южных окраин о. Б.Климецкого тесно связана с историей Климецкого монастыря. Он был основан Ионой Климецким приблизительно в 1520 г. в месте, которое на картах называется "урочище Клименницы". Окрестные земли были подарены царем Иваном Васильевичем монастырю. Исконные земельные владения у монастыря были в Нятиной губе. С востока эту губу прикрывал мыс Кавин Нос. Согласно преданиям на этом мысу был небольшой монастырь. Потом братия перешла в Климецкий монастырь. Позже в описаниях на этом месте была часовенка св. Николая. На старых картах этот мыс назывался Старый монастырь. Видимо, это название и перешло на губу.
Этот заливчик мне понравился. Солнечное утро, сосны на берегу, чистая прозрачная вода.Тянул с отходом. Немного поэкспериментировал с якорями. Угораздило меня якорь Курбатова сделать! Немного улучшил рифление грота. Теперь заднюю шкаторину можно подтягивать с обоих сторон гика. Пора выходить .Под мотором до той церквушки, которую видел вчера, минут сорок.
В путь, в урочище Конди. Залив был как зеркало
Подходы к берегу тяжелые Каменные мели. Хорошо что уровень воды повыше и погода спокойная. На спутнике хорошо видно отмели. А вот кусочек морской карты.
Пришлось сменить тактику подхода. Поднял перо руля, развернул мотор на реверс и на малом газу кормой продвигался. Внимательно следил что впереди — если что, то сразу мотором отруливал.
Урочище Конда не менее старое чем Климецкий монастырь. По писцовой книге 1563-1566 гг., на юго-восточном побережье острова находилась деревня Конда (мой город-Пенза основан в 1663г.). Позже указывалось ,что в ходе Ливонской войны разорению подверглись и отдаленная деревня Конда и Климецкий монастырь. Но, судя по всему, деревня была не монастырской. В более поздних писцовых книгах указаны три монастырские деревни: Рокса, Осиповщина и Нятина Губа.
Интересно: какая-то деревушка на отшибе и вдруг каменная церковью.Явление довольно редкое в краях, где много леса и развито деревянное зодчество.
Церковь Параскевы Пятницы построена примерно в 1849-1862 гг. Расположена необычно: практически у самой кромки воды. Сейчас находится в плачевном состоянии. Она практически потеряна! От деревни тоже ничего не осталось — все запахано, даже кладбище при церкви.
Дошел под мотором до южного мыса острова. В проливе потянуло попутным сквознячком 2-3 м.с. Поставил паруса бабочкой — ход примерно 4-5 км.ч. На траверзе урочище Клименицы. На берегу видна бурная деятельность. Чем именно занимаются не знаю, приставать не стал: слишком суетно.
Часа через полтора ветер исчез. Полный штиль. Вода превратилась в голубое зеркало, горизонт в дымке. Солнце припекает. Обветренное и загорелое лицо начинает шелушиться, больно. Приходится устраивать "маски-шоу" Тарахчу под мотором и развлекаюсь как могу: слушаю радио; разговариваю с Селеной; свесившись за борт, наблюдаю, как бежит вода.
Боялся ,что при пересечении судового хода могу нарваться на "рычащее исчадие ада" — Ракету (или Метеор). От них рев на все озеро. Повезло — не встретил!
К 17 часам подошел к Шардонам. Прошелся между островов — довольно заселенные. Капитальные домики с верандами. У одного из них причалена большенькая лодка с мачтой и парусами. На другом острове тарахтит возле дома бензоагрегат. Так и засыпал под его тарахтение.
Нашел крохотную бухточку и растянулся меж берегов. Сошел на берег, немного побродил. День заканчивается.
Пройдено за день 45 км, под парусом 7.5 км.
Опять поспать не дали! Совсем водоплавающие распоясались. Сделал утренние дела и вышел в озеро. Вот кто вечером гремел и лязгал железом! Немного помоторил, гоняясь за ветром. Потом он сам меня поймал с кормы. Расправил паруса и пошел к проливу Суйсари. Позади остались Шардоны. Мне почему-то вспомнилось (кто постарше ,должны помнить — "Карнавал")
Мне приснилось, что я лечу по волнам без парусов
В мир лазурных блесток, в мир счастливых слез, и земных цветов.
И волны звенят, сливаясь в волшебный сладкий стон.
Впереди земля, вижу остров я, словно сказка он.
Я никогда не видел такого чуда:
Бархатный холм в океане — как горб верблюда.
Музыка льется нежно из ниоткуда,
Нет вокруг никого.
Нет на острове том дверей, нет замков и нет границ.
Лишь шумит листва, неба синева, пенье райских птиц.
Он в море стоит, как будто большой цветной газон.
Нет там мудрецов, нет там дураков, нет военных зон.
Сколько прожил я, но встречаю такое в первый раз.
Солнца яркий диск надо мной повис, словно ананас.
Но нет двух чудес, без которых не мил мне белый свет:
Здесь любимой нет, здесь гитары нет,
Значит сон мой — бред.
До свидания сон!
На фордаке втягиваюсь в пролив. Ветер 2-3м.с ,скорость достигает 7км.ч.. Проскочил не задерживаясь поселок Суйсари. При таком ходе могу быть вечером в Кондопоге. Но рановато. Погода хорошая — солнце. Кружусь между островами, отрабатываю разные курсы, работу с парусами, рифление — в общем, развлекаюсь. Попробовал в действии плавучий якорь. Тормозит. Потом пошел под парусом вдоль берега, заглядывая в бухточки. В одной, на Комострове, и остановился. .Так себе бухточка, глухая, вода темная. Ну мне по берегу не бегать. Хотя пришлось залезть на уступчик — связаться с домом (внизу связи не было).
У меня сегодня печаль! Как обычно ,включил навигацию на планшете утром. А вечером обнаружил бездыханное тельце планшета в рубке. Помер на этом переходе! Жаль! А ведь совсем молодой был, в мае год исполнился. Тогда же и гарантия закончилась! Тело не стал по морским традициям,предавать воде, а повез на родину. Вскрытие показало,что у него отказали мозги. За ужином помянул рано ушедшего. А я на него надеялся, там были хорошие карты закачаны! Да и денег жалко!
За день пройдено всего: 33 км, из них под парусом: 29 км.
С утра ветер неустойчивый. Немного прошел под парусом,потарахтел немного под мотором.Прошел вдоль неприступных берегов острова Соколий. В отместку за утро на Шардонах переворошил все чаечное общежитие на каком-то мелком островке. Затем заглянул в большой залив у поселка Янишполе. Там уже получше задувало. 4-5 м.с, встречный. Прошелся в лавировку. Можно подвести итог: при ветре 4-5 м.с и полной парусности лавировочный угол 65 гр. На 8 км.лавировки — 4 км по генеральному курсу.
На выходе из пролива с о. Нигриш ветер стал неустойчивый и затих.Чувствовалось изменение в погоде. .Жарко, стали появляться крупные кучевые облака. Со стороны Петрозаводска доносился далекий рокот — только грозы не хватало. Ветер уже было ловить бесполезно, да и база недалеко. Стал убирать паруса, пока сухие, и прочее ненужное снаряжение. Плавание подходило к концу. Под мотором пошел к городу. С запада появились тучи посерьезнее, и пошла гонка — кто быстрее. Уже видно базу. На причале меня встречает Владимир. Я хаотично мечусь под мотором, он меня с трудом ловит и помогает ришвартоваться. И мы уже под начинающимся дождем бежим к дому. Успеваем! Ливень даже не пошел, а врезал! Со шквалистым ветром и мелким градом. Озеро как будто говорило: поигрались и хватит!
Все ! Плавание закончилось!
За день пройдено всего: 25 км, из них под парусом:10 км.
Можно подвести итог. за 7 ходовых дней было пройдено 270 км, из них под парусом165 км.
Израсходовано: воды 15 л, бензина15 л, газа 3 баллончика (по 220 гр.)
Плавание закончилось. Дождь закончился. .Стали подходить ребята: пришел Лев с другом-яхтсменом Олегом, подошел Михаил, владелец двух спортивных яхт. Он готовил их к спуску. Общими усилиями мы подняли Селену из воды. Я стал готовиться к дальней дороге: закрепил лодку, уложил снаряжение, проверил прицеп. А потом, как и было обещано Львом Николаевичем, мы собрались на "Госпоже Разлуке" за общим столом. На фото в центре — наш коллега по форуму КиЯ Лев Николаевич, справа Владимир, слева Олег. Мы подняли чарки за наше знакомство, за мое возвращение из плавания, за наши будущие походы и за Удачу!
Вот таким мне запомнилось озеро. А еще осталась в памяти та полуразрушенная церквушка, белеющая в лучах вечернего солнца на дальнем берегу.
Ну а пока, 'кипаж яхты "Selena " желает всем попутного ветра и семь футов под килем!!! До новых встреч!!!