я (Сергей Максимов) с Диксоном, Юрка (в обычной жизни — Юрий Александрович), тоже с Диксоном, июль 2015 г.)
и Игорь.
Мы с Юркой уже тертые калачи – вместе в мореходке учились и ходили в поход на ялах под парусом на две недели ( после 3-го курса мореходки)
Некоторые прошли пролив Дрейка, другие кругосветку (фото с Юркиной кругосветки).
Плюс к этому, наверное с 2007 года постоянно (пару раз в год) на рыбалке. То он ко мне в Звенигород или на Волго, то я к нему на Оку, на Рязанщину.
В 2014 году в Карелии забросили нас на остров Топозера на десять дней - рыбачили.
Но дел с парусом и швертом практически не имели, в основном на надувнухе и «островном» Прогрессе по делам рыбалки. С Игорем только на Волго выходили один раз.
Диксон – постоянно со мной с его 6 месяцев (июль 2015). Швертбот – Дрескомб логгер 4,8 м самарской постройки 2015 года, со швертом и парусам на уишбонах. Название ГЮЙС, номер Мо93.
За неделею до отьезда отвалился Игорь по одному ему известным причинам (озвучено - по работе), но как потом оказалось и слава богу, так как места в швертботе и квалификации экипажа явно не хватало на троих.
Я готовился можно сказать полгода с приподнятым настроением и удовольствием, но за пару дней до начала, что-то призадумался о возможных издержках во время похода (типа клещей, змей и других неприятностей). Но задний давать было уже неприлично.
Итак 21.07.2017 Юрий прибыл ровно в назначенное им время 12-10.
Погрузились, прицепились, выехали и по Новой риге уперлись в пробку в Новопетровском. Простояли час. Затем пробка в Клину еще полчаса. Добрались до промежуточной ночевки в Новой Ситенке (Валдайский теннисный клуб) где-то около 20-00.
Расположились хорошо, цивилизованно и культурно. Озеро небольшое, тихое. Юрка искупался, Диксон погулял, устроили вечернюю трапезу из доширака под водочку. На берегу озера расположилось тройка палаток (как потом оказалось – приятели или знакомые хозяйки турбазы. Утром подьем в 7, позавтракали кашей, яйцами и сыром (Юрка сьел мои сосиски). Выехали где-то около 0900.Дорога до Карнаволока ( Вознесение) ничем не приметилась, только после поворота с ленинградки на Кириши 3 километра ям и колдобин. Диксона пару раз выгуляли. Заправились уже на Коле.
Приехали к Германовичу в Карнаволок (Вознесенье) 22.07 часов в 16.
Юрий Германович — в прошлом штурман, капитан на рыбопромысловых судах и морских спасателях. Мы с ним после морей (он из Мурманска ходил, я из Севастополя) в одной компании работали более 15 лет. Сейчас Германович от дел отошел, поселился на даче и не раз приглашал меня к себе.
Cпустили лодку на ближайшей турбазе (2 км), с Юрием и Диксоном (2,5 года, 11 кг) на швертботе направились к причалу рядом с Германовичем. Погода – пасмурно, но без дождя. Швертбот практически не управляется по причине отсутствия руля, только мотором Сузуки 2,5 л.с. Уже не помню почему не поставили руль, то ли лень, то ли просто решили так дойти, то ли забыли от радости вида большой воды. В общем – зигзагами кое как дошли до причала. Натянули тент, взяли мотор и к Германовичу на отдых. Принял отлично, у него собака щенок московской сторожевой по кличке Дашка (8 месяцев, 40 кг) так она моего Диксона (и Юрия тоже) просто замучила навязчивой лаской и вниманием.
Он не знал куда деться, потом устроился под столом на участке. И так все время пребывания у Германовича – он или под столом или на 2-м этаже в отведенной нам комнате. Сухой лопает нормально.
Посидели у Германовича за рюмкой чая и отвалились спать.
Наутро ( 23 июля) встаем – дождь то сильный, то мелкий, но все время противный. Делать нечего – надо загружать лодку и готовиться к походу. Таскали часов до 14, все вымокли, хорошо, что Германович дал в аренду для Юрия рыбацкую оранжевую робу, а так бы он совсем вымок. Лодка под борта загружена и тут мы поняли, почему третий отвалился – для него места не было. Чего тут только не было (70% ненужного) и коптильня и стол и рыбснасти и приспособления для очага и целый магазин продуктов.
Тент, над которым я трудился можно сказать полгода, оказался хлипеньким и неудобным, но по крайней мере от дождя вещи закрывал. В общем пока неопытные мы в этом деле были. А Германович (который по-моему КМС по парусному спорту) снисходительно-грустно смотрел на наши сборы, наш швертбот и нашу квалификацию. Хорошо, что договорились обмениваться СМСками 2 раза в сутки 0800 и 2000, помогло очень особенно с прогнозами, так как мои надежды на WINDY впоследствии растворились в отсутствии Интернета. Радио не взяли. Короче прогноза у нас не былj за исключением наблюдения и сообщений Германовича.
Отчалили на моторе где-то в 1500. Идем по Свири, дождь сильно моросит, но настроение приподнятое – началось. Прошли по Свири, далее на север вдоль западного берега Онеги – уже под парусами – ищем где пристать в б. Стеклянной. Берег сплошь каменистый, булыжники, валуны.
Шверт опять заклинило, что в дальнейшем стало одной из причин укорачивания маршрута. Подошли к берегу, а там те же валуны да еще прибой. Обошлось, сумели вовремя вытолкать швертбот и пойти дальше. Предварительно я планировал стоянку в устье р. Коровья – мы там и пристали, но перед этим минут за 15-20 такой дождь влупил, что все стали мокрыми, несмотря на плащи и рыбацкую робу. По-быстрому пристали, схватили тент палатки, взяли Диксона и втроем стояли под тентом пока дождь немного ослаб. Потом установили палатку и отвалились после небольшого ужина сухим пайком с кое-чем согревающим.
Хорошо, что у меня была запасная одежа – хватило и Юрию и для себя. Юрий вроде немного простыл – выпил колдрекс и вставил в сапоги спецвставки для тепла. Конечно — пока мы искали место где пристать он пару раз прыгал в воду и держал швертбот, а температура воды градусов 15-16. За переход прошли около 25 км.
Утро встретило отсутствием дождя и солнышком.
Все зажигалки и спички отсырели, но нас спасла зажигалка от МЧС, подаренная Юрке его сыном (он МЧСник) в составе вечной металлической спички, внутри фитиль (в бензине или керосине) и еще чего-то, от чего появляется искра. Она ( зажигалка) в этом походе не раз нас спасала. Развели костер из полена длительного горения, попили чайку, наверное приняли немного горячительного, немного посушились и часов в 11 отчалили к следующей стоянке. Переход непримечательный – все время под мотором Сузуки 6 л.с. – ветер в морду, шверт не работает, хорошо хоть дождя нет. Прошли мимо причала, где грузили камни на судно Река-море, мыса Чайнаволок, Гиморецкой бухты. Нашли место стоянки — небольшую бухточку с защитой от З, СЗ и С ветров. Причалили и пошли на разведку. Как раз что нам и надо.
Место выходного дня с возможностью добраться на авто (мы пристали в понедельник 24 июля, так что гостей не должно быть). Стоянка неплохая, кругом сосны, сухо. Решили остановиться и следующий день устроить дневку. Прошли около 25 км.
На следующий день слышим взрывы. Похоже в нескольких км какой-то гранитный карьер. Диксон насторожен (не любит петарды, салюты и выстрелы). Подвели итоги пройденного, в общем, по моему предложению решили на Кижи не замахиваться, а укоротить маршрут. Юрка предложил махнуть через Онегу на восточный берег. Делать нечего – будем готовиться. В этот раз 24 на 25 июля спали неплохо, 25 ходили по окрестностям, пытались ловить рыбу на фидер и на спиннинг. Юрка поймал одну на фидер, а потом пообрывал их об каменистое дно. В общем, культурно отдыхали.
Диксон нашел змею, свернувшуюся и отдыхающую на камне, вроде черная, но я не заметил оранжевых пятен на голове, ушли от греха подальше.
Кроме этого, сделали пробный выход на пару часов для хождения под парусом. Все хорошо, но вот без шверта никак против ветра.
26 загрузились и рванули пересекать Онегу (45 км, под мотором, почти штиль, иногда паруса помогали, особенно в конце этого перехода.
Юрка сразу за спиннинг и давай тролить – хотел поймать лосося и закоптить его (не зря же коптильню возим). Но тут не лосось, а Диксон поймался на крючок. Слава богу за ухо, не за пасть. Дело было так – Юрказабрасывает воблера, а Диксон прыг в воду за ним и на тебе – на крючке. Бедняга изо всех сил к нам, глушу мотор, разворачиваюсь и первым же галсом подбираю его за ошейник. Весь дрожит, а на ухе воблер висит. Сначала я хотел выдрать крючок, но не получилось – визжит, да так можно ухо разорвать. Юрка достает свой незаменимый ножик с тысячью возможностей, но пассатижики там слабоваты. Я передаю Диксона Юрке, смещаюсь на корму и достаю пакет с инструментами (которые я дальновидно упаковал все в одном месте и запомнил это место, что со мной бывает очень редко). Беру кусачки и УРА !!! — перекусываю крючок. Потом достал перекись водорода, обработал ухо и отпустил беднягу Диксона в лодку. Он трясется, Юрка берет его в куртку заворачивает и греет.
Настроение у всех отличное – слава богу все закончилось с минимальными проблемами. Даже хотели Диксону серьгу подвесить – как отважному, опытному мореходу. Приняли по этому поводу. Одно Юрия угнетает – рыбалке конец, теперь не половит на троллинг. А эту блесну он выбросил, как невезучую. На подходе к Андомам идем перекрестным курсом двум большим (по меньшей мере 4-х палубным) пассажирским пароходам. Руками не машут – далековато. Ветерок посвежел, поднимаем паруса на помощь мотору. Андома – красные горы, пытаемся причалить справа, но там валуны и мы не причалив отходим, идем вдоль берега, отдыхающих хватает (на машинах).
Идем дальше. Берег песочек. Безлюдно. Пристаем, оправляемся, фотографируемся и определяем, что места для стоянки здесь нет - слишком открыто для всяких погодных напастей.
Идем вдоль берега вниз (на юг), видим комплекс каких-то военно-санаторно-учебных зданий – оказывается учебно-спасательный центр МЧС. Это нам и надо — на северном горизонте тяжелые темные тучи.
Входим в протоку между Онегой и Тудоозером, но там кажется какие-то заграждения.
Решаем причалить к причалу МЧС, я узнавать как пройти дальше. Встречные в гражданском говорят, нет проблем – берите левее. В общем отчалили и зашли в Тудоозеро, ищем место. Подходим к косе, что разделяет Тудозеро с Онежским, а там все очень цивилизованно (места для стоянок, rостровища, столики) и народа вроде нет. В общем причалили и на берег. На берегу пара, как оказалось – местные, в беседке. Лет по 45 – что-то жарят или шашлыкуют. Поговорили – узнали про непредсказуемую погоду на Онеге и что 5 человек из их класса утонули в ней – это нас «взбодрило». Начали ставить большую палатку, вроде поставили, осталось укрепить, но тут резкий шквал снес ее (я еле успел поймать).
Пришлось ее скойлать, найти место с подветренной стороны за косой пониже и потише и установить палатку поменьше.
Не прошло и часа, как начался такой ветродуй с ливнем и молниями прям над нами, что залезли в палатку и про себя надеялись, что ее не унесет и это все закончится. Но не тут то было. Дождь и гроза продолжались всю ночь. Перекусили чем бог послал из пакетиков с добавлением риса на газовой плитке прямо в палатке.
Мой хороший Диксон только к утру успокоился. А я ночью в голом виде (чтобы одежда не промокла) снимал мотор и руль, чтобы их не разбило о возможные валуны или не засосало в песок. Сам удивляюсь своей сноровке и силе в тот момент. За сутки – около 55 км.
С утра 27-го солнышко. Начали устранять последствия грозы и шторма. Лодка наполнилась водой выше пайол. Вычерпывали часа 2.
Вывесили всю мокрую одежду на сушку. Потом решили смотаться за 5 км в сельпо на другом берегу Тудоозера. К нам присоединился гость соседа (живет на косе в плавдомике с собакой и практически со всем удобствами, бензогенератор, солнечные батареи, туалет, душ). К нему приехал какой-то родственник. Вот с ним и отправились в сельпо.
Вернулись на свою стоянку, начали готовить харчо из пакетиков на газовой плитке, потому как все дрова промокли. Соседи из плавдомика зовут к себе на гриль – курицу.
Посидели с ними, потом сьели свой харчо. Потом опять по какому-то поводу зашли в плавдомик в гости, опять посидели, попили и до палатки.
Юрий с соседом успели искупаться в одежде (свалились с мостков, что с берега на домик) и замочить телефон.
28- е. Встаем – туманище беспроглядное, но у нас имеется самая нужная на такой случай вещь – GPS навигатор Garmin78s. Собрались, выходим в туман и по курсу идем.
Часам к 12 распогодилось, виден берег и суда. Настроение (у меня) отличное – надеюсь последний день перехода, скоро цивилизация. У Юрия думаю наоборот – он бродяга, все хочет быть подальше от людей и комфорта.
Когда туман рассеялся подходим ближе к берегу, но почему-то вода стала желтоватой и мутной – е мое – это наверное дно, резко сворачивам на глубину ( очень заметная граница) и движемся дальше. За мысом видим три джипа с надувнухами на прицепах, идем к ним. Вышли, оправились, пару минут переговорили насчет дождей и высокого уровня озера и вперед к конечной точке. Ставим передний парус на помощь мотору. Как уже говорилось настроение отличное, достаем последний (в походе) пузырь водки, кабачковую икру, черный хлеб и получаем удовольствие от природы и разговоров.
Берег приближается.
Подход планировали к 18:00. Так и пришли, причалили у Иваныча (сосед и друг Германыча), забрали мотор, одежду кое-какую и к Германовичу. Он встретил нас радостно и гостеприимно. Был вечер с гитарой, разговорами, песнями. Германович такой концерт закатил! Но я утомился и пошел с Диксоном гулять, а потом спать.
Следующий день (29) заняты подьемом лодки. Спустились к причалу Иваныча. Германович с Юрием на лодке до турбазы, где есть спуск, я на машине туда же.
Подьем лодки нам дался значительно тяжелее, чем спуск. Разными методами и приемами все-таки затолкали ее на прицеп и оставили на турбазе до завтрашнего утра. Вечером не злоупотребляли по причине усталости и завтрашней дороги за рулем.
30-го выехали где-то около 9 ч. Дорога опять ничем не примечательна. В середине дороги Валдайский теннисный клуб сообщил нам, что мест у них на сегодня нет. Решили двинуться в Еремину гору. В Ереминой горе хорошо, пруд.
Собака Дик ( что-то от Лайки) подружились с Диксоном.
31-го выдвинулись на озеро Волго, в п. Селище (там у меня дальняя дача). Решили завезти лодку, привести ее в порядок и оставить там, не тащить в Звенигород. Дорога опять таки есть дорога. Правда чуть с бензином не промахнулись, благодаря местным товарищам заправились на ТНК, а не местной непонятной заправке.
Прибыли часов в 14. Вытащили все из лодки и машины. Юрий занялся лодкой, вычерпал воду, протер, а я по хозяйству – траву косить, делать приборку. Затолкали в эллинг. Потом Юрка заделался поваром и пообещал борщ с тушенкой и др. мясными консервами. Я ни с того ни с сего наехал на него, кроме борща он в котелок засыпал какие-то звездочки с мясом. В общем издержки постоянного пребывания вдвоем начали сказываться. Все оказалось вкусно и сытно.
Остаток дня и следующий день (1 августа) был посвящен сну, балдежу и косьбе.
2-го выехали и прибыли в Звенигород. Мне еще по дороге начали мозги пудрить по работе. Пришлось по прибытии в Звенигород срочно разьезжаться.
Ну вот и весь поход вкратце.
Следующий поход пока не определен, но мне кажется нужно что-то кардинальное сделать со швертом и набраться опыта хождения с ним (швертом) под парусом. Наверное это будет Селигер или Верхневолжские озера — чтобы далеко не тащить швертбот.
Август 2017 г. СМ, ЮС и Д.