Белое солнце Мезени

Алексей Чверткин

Белое солнце Мезени

Маршрут: г. Мезень – о. Моржовец – Горло Белого моря – г. Архангельск

Протяженность 500 км.

Участники:


Люба – баталер, фотограф, разведчик, рулевой, команда, биолог, эколог, преподаватель сольфеджио.


Лёша – капитан, штурман, бард, идейный автор этих приключений, автор дневника


Катамаран (Кат, он же «Биг вжик», он же «Ясон», он же по документам «Одиссей», он же «Судно в 36 узлов»). Он, конечно, тримаран на вязках. Но как-то сложилось, что я его в этом походе называл катамараном. Не принципиально.

Из характеристик:
- деревянная, местами металлическая рама связана огромным количеством узлов; - в качестве вязок – жгуты Эсмарха;
- 3 баллона, транец – «Красное солнышко»;
- паруса – Новицкий;
- мачта, шверт, рулевое весло – «Бенн Ганн»;
- палуба – фанера покупная на месте – 10 мм.

Средства продвижения заданным курсом:

Дневник похода (записывался каждый день)

День №1 - 8 июля

Вот оно и началось – наше путешествие-экспедиция на север.

Сейчас еду в плацкартном вагоне, гляжу в окошко на чистое солнечное небо. А сегодня с утра во время загрузки в машину, подвоза вещей на Ярославский вокзал и погрузки в поезд, мы подверглись глобальному дониточному промоканию посредством многочасового ливня. Огромное спасибо Ленке (жене) и Пашке (брату), которые помогли добраться с вещами до вагона. Пашка ещё и грузчиков оплатил – 10 тысяч.

Отдельно отмечу, что моя манера собирать и упаковывать вещи приводит моих родных в суеверный ужас! Да, есть у меня такое – упаковывать продолжали по всей протяженности пути. Люба подъехала уже к вагону. В вагон пробились без проблем, не смотря на гору вещей: у нас куплено 4 места на двоих. Заняли всё купе в плацкартном вагоне. Раскидали вещи по 4-рем полкам. Плотненько мы в поход ходим! С сумок вода льёт вниз. Я лёг, завернулся в простыню, и она немного высушила мою одежду. Надеюсь, походную норму дождя мы отработали. Ведем светские беседы. Едим. Как всегда, не верится, что поход начался!

Груз над головой возвышается до самого потолка, а внизу свободно – забавное зрелище. Ночью на станции было столпотворение: всем городом провожали шестерых ребят в армию. Плакали. Обнимались. Очень трогательно.

На завтра какие-то немыслимые планы. Получить пограничные пропуска, выгрузиться (на всякий случай из поезда), закупить еду, закупить фанеру, батарейки, полиэтилен, винты – в Леруа Мерлен. Закупить бензин, купить 2 канистры, и т.д. Договориться с машиной до Мезени и 8 часов туда ехать. Как всё успеть!?

День №2 - 9 июля

Нечеловеческими усилиями духа мы вытащили вещи из поезда, по очереди съездили к пограничникам, потом я заказал машину на 17-00 за 18 тысяч. Потом, узнав у таксиста, что в Мезени нет нормальных магазинов, мы долго, до приезда машины дозакупали всё возможное: в основном продукты, и кое-что в хозтоварах. По приезде машины, закупили 2 канистры и бензин.


Наша ноша

Выехали из Архангельска в 17-30. Приехали в Мезень в 4-00. Красоту дороги опишу завтра. Сегодня мы приехали к месту причала парома из Каменки. Нашли фиговую лужайку у кустов. Я в лужах от осушенной реки набрал 3 бутылки воды, вскипятили, попили чай. Поставили палатки. Теперь другое дело! Хотя всё это делалось в туче комаров! Настроение поправилось – с плотного уныния - до конструктивной радости. Сейчас в палатке пишу. На часах 6-00. Осушка. Думаю, есть часов 5 до приезда машин. Мы в 30 метрах от дороги, где будут перевозить лес! Спокойного дня! П.С. Позвонил на родину.

День № 3 - 10 июля

И вот настал утро-день 10-го июля. Жара, комаров нет. Полчища слепней! Воды в реке Мезень нет. Сходил по дну направо. Там причал парома. Буксир и паром стоят на дне. Встретил катамаранщиков на Куликботе. Четыре парня идут в сторону Канина носа. Рассказали нам про скорую встречу с пограничником-бетменом на квадроцикле и с квадрокоптером. Ждём встречи.

Ветер постоянно в лицо, к 13-00 сильный. Сосенок или других деревьев для стрингеров нет! Есть высокий, но неподходящий кустарник. Принимаю такое решение: из рей пока сделать стрингера и идти на моторе вперёд до места с сосенками. Но чем дальше от города, тем лучше. Естественно завтра в вечерний прилив, то есть в максимальную воду. При начале отлива, ну, вы поняли. Люба пошла в Мезень за водой и вином. 8-) Моряки мы или нет!? 8-)

Вот и ночь своими солнечными лучами встречает нас. На улице жуткий холод. Завтра вечером попробуем покинуть это уютное, но людное место. Практически собрали (кроме баллонов) моторный вариант ката. Долго выбирали место для фанеры. Какой-то вариант придумали.

Позвонил начальнику штаба (Ленке) про погоду. Очень подробно Ленка рассказала, но я ничего не понял. Вроде без штормов, но… короче, надо уходить из реки, тогда будет понятней. Правда потом надо будет доделывать кое-что в кате. Но решили, что главное – свалить отсюда.

Приходили сегодня погранцы. Вежливые джентльмены. Обменялись телефонами. Перед выходом им позвоню. Вечером душевно с командой поговорили. А днём ещё и вина выпили. А какой вкусный был обед!!! Вообще-то день неплохой. До завтра. Только очень холодно. Придется спать в спальнике.

Цитата дня: Команда: «Вот за это я и не люблю водные походы!»

День №4 - Утро-день 11-го июля

Время полной воды, день солнечный. До отхода 12 часов. Рама катамарана лежит на берегу. Там прилив такой высокий, что наполовину рама плавает и плещется. Ничего! Пусть привыкает к воде. У меня возник хитрый план. Баллоны привязывать к кату, когда вода полностью уйдет. Тогда привяжем баллоны прямо на дне реки 8-). И когда ночью вода придет, то останется вскочить на судно и вперёд! Собираю вещи.

Люба пошла в Мезень. Чую весело сегодня будет! Традиционно после первого выхода - все вещи мокрые. Стараюсь действовать на упреждение.

Цитата дня: Местных рыбаков удивляет и веселит мой каламбур, что у меня судно в 35 узлов!

День №5 - Ночь 11-го на 12-ое

Это был эпический день. План был таков: в 2 часа ночи должна быть максимальная вода и (внимание) начинаться отлив. Здесь это имеет ключевое значение. Собираемся, разбираем вещи. Люба съездила в Мезень – надолго. Я перед отходом связался с домом и дал сообщение погранцам. Течение в реке было встречным вплоть до 2-00. И я подумал, что есть время часов до 3-х. Пока встречное течение остановится, пока будет небольшой промежуток без течения.

Но тут вдруг в 2-02, брошенная мною палочка поплыла направо – к морю. Атас! Буквально на глазах вода стала уходить. И все выходы кроме одного уже закрыты – нет воды. Никто из команды не верил, что мы успеем выйти. А я верил! Быстро соорудил палубу. Накидали на нее вещи. Мотор без бензина прицепили. Вскочили, вёсла в руки. И почти без нытья матроса стали грести вдоль берега по последней неосушенной протоке к кораблям.

И успели! Успелиии!!! Только мы вышли – ворота захлопнулись. Мы успели вырваться из ловушки, из-за которой мы потеряли бы 24 часа. Долго приноравливал мотор – разбирался с винтом. В результате у меня включился такой режим, когда воду хватает и при моем высоком транце. Ревет громче и подходит для мелководья. И вот мы пошли.

С отливом скорость была очень приятной. Правда из-за сильных течений и управления непосредственно мотором (руль пока не установил) судно несколько раз разворачивало и приходилось описывать круг, а затем возвращаться на курс. На одном баке в 1,2 литра мы прошли 15 км! Когда прошли планируемые 25 км, где на берегах был отмечен лес, стали искать место стоянки с лесочком – для тенька и стрингеров. (Погода была жаркая, ветер слабый).

В бинокль смотрел места, но ничего хорошего. Кругом мели. Присмотрели впереди и чуть правее высокий берег. Подходим на попутном течении. Там оказалась гора из грязи, подход из грязи – еле спас сапоги. И потом течение стало уходить вправо по кругу – а море слева. И мы подумали, что сие – прилив начался. И так по кругу он нас понес в сторону леска на горизонте, где мы думаем есть ручей. Но тут мышеловка захлопнулась.

Это был отлив. И вода сначала ушла у нас впереди, а потом и сзади. Мы крепко сели на мель. Что ж мы будем ждать прилива. Должен он начаться уже скоро. Выпили вина, заели семечками. Люба часик поспала. Потом, примерно через час вода стала прибывать. И нас дальше понесло. Кстати, в ту же сторону, как и при отливе.

Включив мотор, пришлось проявить бдительность, чтобы течение нас не пронесло мимо нужного места стоянки. Попали на берег, на который можно было выйти. Из острой гальки, чтобы кат не дубасило о берег, пришлось мне держать его, пока вода не стала максимальной. В том числе и стоя в воде по пояс. Очень устал и немного подмерз. В целом, берег производит гадостной впечатление. Избушка на горке в лесочке. В соседней избушке – местные биологи, приехали рыбаки.

- Шо твой Крещатик! Но, главное, есть пресная вода! В этом году чую, будут с этим сложности. Из плохого – охренительная туча слепней. Даже местные говорят – такого никогда не было! Представьте, летает вокруг вас туча мошки. Только это не мошка, а слепни и оводы!

Причалили мы утром часов в 14-00. Ночь я не спал. Люба на кате поспала с часик. В жуткую жару на солнцепеке без тени тенька отправился спать в палатку. До этого пообедав прекрасными щами!!!

Вот сейчас проснулся, часов в 20-21. У меня утро – у Любы вечер. Слепни сменились мошкой.

Произнес за чашечкой кофе пламенную речь ободряющего характера о возможных перспективах. Прямо тебе Троцкий на броневике! Подействовало! Настроение улучшилось.

По плану здесь надо пару дней достраивать кат. Но в этом слепневом аду долго быть не хочется. Сейчас буду планировать завтрашний переход. Обещают солнце и штиль. Надо выйти из губы и найти хорошее место для дневки. С лесом. Безлюдное! Засим иду в палатку пить кофе. Солнце сейчас нырнет за горизонт.

Стоит также отметить, что из-за огромного количества работы и комаров, мошки и слепней, плюющих на любые средства отпугивания, получить от происходящего удовольствие очень трудно. 8-)

Местечко здесь, конечно, аЦЦкое. То рой слепней, который в жизни не видели. То тучи комаров. А вечером (светлым, а не как вы представили 8-) рой мошки. Можно одуреть от неё. Сижу в палатке, жду когда закончится. Сейчас в палатке сжег антикомариную пластинку. Так мой туристический коврик желтого цвета стал черным от упавшей мошки.

День №6 - Утро 13-го

(10 утра подъём)

Сейчас 14-00 и можно перевести дух после неожиданных приключений. Я ходил наверх. Там леска немного и начинаются болота с недозревшей морошкой. Моя задача была - найти три относительно прямые палки 4 м. Лесок там полутундровый – долго искал что-то прямое, ноги промочил в болоте, а морошка незрелая. Время это заняло много, поэтому (и не только поэтому) выходить будем ночью.

О чудо! Подул ветерок и ад слепней и мошки превратился в райское место, немного напоминавшее берега Горла Белого моря. Только горка поменьше, а наверху плато из небольшого лесочка и болота Карельского типа. Сегодня в 14-00 или в 2-00 ночи выходим.

Объявил приказ полкам: пока хорошая погода и обещают штиль выходим и стараемся выбраться из воронки Мезени. В идеале дойти до мыса Харин Нос на мысе Карговском. Это 25-30 километров. Но там на пути мель. Думаю, посадим на неё кат. Но что важно. Надо найти место, где мы готовы устроить 2 дневки на доделку ката (его парусной части). Пока идём из реки – паруса не нужны. А там уже будут необходимы.

Задачи полкам: пополнить запасы пресной воды. Попробовать выйти на якоре. Проверить узлы ката после колбасенья в прибойных волнушках.

А, чуть не забыл. Приключение вышло такое. Вода, как нас и предупреждали, стала на приливе активно прибывать и изрядно поколбасила наш кат. И даже пришлось переносить вещи и оттаскивать мою палатку. Это хорошая проверка для элементов конструкции катамарана. Сейчас пойду проверять. Ибо короткая злобная волна в борт показывает многие недостатки. Сейчас вода стала уходить, и я вздохнул спокойно.


Волна целится в палатку

Для ката приходилось прокладывать на берегу дорожку поудобнее между коряг. Так что немного подустал. Команда к данной ситуации отнеслась спокойно. +1балл.

День №7 – 14 июля

Ночь не спал, уже день следующий. За эту ночь ушли из адского места мошки и слепней. Нас хорошенько потрясло в прилив днём на стоянке, а также на переходе. Внимательно следил за струей мотора – слишком высокий транец. Попробовал якорь – мешок с камнями – держит хорошо. Долго искали, где бы встать. Эти края не предусмотрены для турья. Либо берег отвесный, либо болота.

Нашли место с огромным количеством следов медведей. Увидели стадо оленей. Долго в море на якоре ждали окончания прилива. Якорь со второй попытки сумел вытащить. Течение не меньше 10-15 км\час. Чуть не сломало нас о якорный канат. Остановились чуть дальше. Следы медведя, запертый скалами и приливом обезумевший от мошки олень. Надеюсь нас не прикончит медведь. На тебя, Господи, уповаю! Спаси и сохрани! Аминь. Дневной сон.

День №8 – 15 июля

Дневной сон закончился на следующее утро. Судя по отливу, часов 8- утра. Это я смачно притопил. Но я сутки не спал, так что норм. Как мы и мечтали – ушли из населенки, где рыбаки, биологи, пограничники нам изрядно надоели. И пришли в места весьма дикие. Вокруг одни олени да медведи. Слепни не в счёт. Попутчица моя в душе биолог и на практике биолог. И очень рада наличию живности. А я реально переживаю по вопросу медведей. Но, как успокоили меня, медведи нас видят и слышат и не придут.

В 50 метрах от моей палатки лежал какой-то полураненый олень. На солнце со слепнями. Надо пойти посмотреть, удрал ли он с отливом. А то придут медведи его задирать. Рыбаки на прошлой стоянке говорили – когда их собака съела нашу колбасу. «Вы прячьте сало с колбасою, а то придут медведи, разворотят вещи, съедят сало и уйдут». Да ну его в баню это сало!

Короче, вчера дошли, как и хотели по плану до мыса Харин нос. Не могли найти нормальной стоянки. Спустились с течением вверх (прилив) по реке на полкилометра.

При этом течение было такое, что не могли вытащить якорь из воды. По ощущения км 15 в час. Как в горной реке. Мы стояли на месте, но при этом мчались по волнам. Думали резать веревку, чтобы не поломало конструкцию. Но мне было жалко рюкзак и камни. Дождался ослабления течения и вытащил с трудом. И вот теперь мы на берегу, где проведем по моим данным ещё 2 дня.


Олени справа по борту!

Поменяем стрингера на деревянные и поставим мачту со швертом. Вообще вчера была проверка ката на прочность. Норм. Всё в порядке. И в прибойных волнах, и в море при боковых и попутных волнах и в течение. Но главное испытание – это мошка, слепни и комары. За свою жизнь такого кошмара ещё не видывал. Причина – жара.

День подходит к концу. Поменял 1 стрингер на деревяшку и подготовил шверт. То есть снимал баллон, обтёсывал палку, привязывал палку, привязывал баллон. Долго, но зато криво! 8-) Палки кривые, как … кривые! В идеале: завтра днюем, а послезавтра в 2-00 следующего дня выходим.

Люба нашла в лесу Озеро пресной воды! Ура!

8-й день путешествия, а стапель продолжается. Правда во время стапеля прошли 70 км. Но хочется закончить с этим делом. Едим мы, конечно, по-царски! Ещё хлеб есть. Овощи, щи на обед, салаты. Кофии гоняем со сникерсами. В перерывах лузгаем семечки.

Прилив на стоянке тоже большой – тоже почти доходит до палатки. Впервые в походе развели костер! Это круто! Пахнет дымом! Начал скучать по родным.

По Елисейке, по Генриетточке, по Ленусе, кошке Бэльке, маме с папой. Даже по братцу Пашке слегка. Елисейка, сыночек мой, мне даже приснился! Немного здесь тяжеловато. Эта часть Белого моря тяжела. Не даром этот поход 5 к.с. Я теперь прекрасно понимаю, в чем это заключается. Ночевать реально можно только в реках. В других местах обрывы, а перед ними, заливаемый морем пляжик. Чтобы выйти из рек, надо дождаться начала отлива. Это либо 14-00, либо 2-00. В 14-00 дует северный, то есть встречный ветер. Сильный. То есть выходить ночью.

У всех берегов даже рядом с реками большая отливная зона. То есть планируем так - выхожу в 2-00, иду с течением, но всё вокруг мелеет. То есть через 3 часа (в 5-00) будут везде отмели открываться. Уходить дальше в море большой охоты нет. Ветер, естественно, встречный. То ли садиться на мель и ждать прилива. То ли… одно из двух. На парус у меня надежда в Горле Белого Моря. Надеюсь, хоть там будет попутный. Про Моржовец – молчу. Куда какие течения – не понять. … Ещё эти комары! На руке нет живого места. Какая-то пытка. Такого ада никогда в походе не было. Даже на Кольском. На прошлой стоянке было хуже. Но здесь комаров тоже хватает. Время от времени забегаю в палатку спасаться. Хорошо, что мои со мной не пошли. Было бы их просто жалко.

День №9-й - 16 июля.

Проснулись рано. Часов в 7-8. От хрюканья оленей.


Олени в стиле ретро

Поснимали оленей. По планам сегодня последний день сборки – завтра скорее всего ночью выходим.

Очень жарко, очень много слепней. Народ ропщет. Хочет идти в море. Но мой вердикт – завтра ночью. Ибо ещё доделки я не готов выдерживать. Приехали ненцы на крутом квадроцикле-вездеходе. Они пасут эту отару.

Я, желая поздороваться, неудачно наступил на камушек. В результате на мизинце ноги наполовину содрал ноготь. Оказал себе первую помощь. На предложение команды промыть рану водой из лягушачего пруда, сказал всё, что подумал и взял питьевую воду. Срубил пару деревцев, обстругал. Вот сейчас жду 14-ти часового прилива, когда кат должен быть на всех баллонах. После этого буду снимать баллоны и ставить новые стрингера. А там и до мачты пол дня. Команда тяжело переносит жару, ещё тяжелее слепней.


Заглянул в карман палатки

И уже на грани срыва. Звучат реплики, что больше на Белое Море не пойдут. Ощущение от слепней, что находишься внутри улья. Гул стоит невозможный! И так тяжело и ад кромешный от слепней. Так ещё и уныние в полках. Объясняю же. Пока воды много, не могу снимать баллон с ката. Пока баллон не сниму – стрингера не поменяю. Пока стрингер не приделаю – рею не соберу, к стрингерам мачту на баллоне не прикреплю. Лишь бы насекомые дали возможность поработать над катом.

Перед сном того же дня. После начала отлива, который был, кстати, в 15-30, слепни потихоньку исчезли, так как солнце зашло за лес, создав нам тень. Пообедав, я дождался, когда все баллоны будут на земле, и как коршун кинулся чинить и исправлять – строить. Люба пошла на озеро, заодно и за водой, а я чинил, пока не появились комары (в среднем количестве).

Вернулась Люба и настала пора ужинать. В результате осталась одна мачта (наполовину сделана) ванты и паруса. Сделал вариант фанеры. В конце дня слышали за мысом штормовой ветер. Видимо юг. У нас тишь. И на море, которое видно – тишь. Вот как здесь ходить? Вообще не понятно! Совсем другой тип моря. Отталкиваться от течений и ветров. Видимо вместе они ещё и сулои создают.

Небо затягивает. Несмотря на прогноз ненца – 10 дней жары – чуем пахнет дождем. Завтра дострою и буду наслаждаться природой похода вне зависимости от маршрута. Хотя вот со стоянками здесь беда. Где вставать? В реках? А если рек нет? Дотягивать до неё? А мели? Садиться на них в отлив и ждать прилива?

Но хотя бы из-за оленей сегодняшний день удался! Конечно мы все были из-за слепней на грани безумия! И это не пустые слова! Это была изощренная пытка. Но теперь мы решили – в такие минуты всё бросаем, запираемся в палатках и спим. А то можно реально умом тронуться от боли и омерзения. В палатке сладкий запах раздавленных слепней.

Зато едим мы по-царски! Отлично пошли семечки! В течение дня: пюре с тушенкой, салат из овощей, настойка лимонная. Прэлесть!

День №10 -17 июля.

Оленей ненцы увели, а слепни остались. Завтракаю вплотную у костра (в таком случае слепни меньше пристают). При 30 градусах в тени. Прогреюсь этим летом до костей. Сегодня ночью выходим. Ванты к мачте приделываю в палатке. Кусок мачты туда затащил.


Кат, водичка, палаточка

Ночью прилив стучался ко мне в палатку. А я спал и не открыл путнику. Жара и слепни, слепни и жара. Когда будет дневной максимум воды, то солнце скроется за лесом. Слепни пропадут. Тогда будем ставить мачту. Перед выходом (в 3-4 утра) думаем поспать малость. Куда дойдем - мало понятно. Идти будем на моторе. Паруса можно попробовать чуть-чуть. Осталось на сегодня: 1) немного подвязать правый баллон 2) Подвинтить винты у степсов мачты 3) Завязать несъезжающие резинки – чтобы степс мачты не ездил по горизонтальной трубке 4) Зафиксировать вёртки 5) Закрепить мачту с вантами. С меня льёт пот – все листы дневника в пятнах.

День №11 - 18 июля

(с 3-00 утра до дня-вечера)

Ух, как качает мою палатку! Но я всё-таки попробую совладать с пером и вкратце описать сегодняшние приключения. Когда мы подсчитали, во сколько прилив, то поняли, что спать осталось 3 часа. Подъем на 2-30. Настроение мрачное. Но надо отсюда уходить. Все работы по катамарану делались в перерывах между едами слепней и комаров.

Но комары – это не беда! Слепни – беда! Но вот проснувшись, и сделав перекличку (в разных палатках ночуем), посмотрев на полное отсутствие воды, поспали ещё пол часа. Но затем вышли, и начались сборы.

Фанера лежит по- другому, и вещи надо укладывать по-другому. Развернули кат, чтобы прибой был в морду. Впереди бросили якорь. Якорь – это вещь! За 20 минут до начала отлива были готовы. И мы отплыли.

Из-за сильно накаченных баллонов, мотор не хватал воду. И мне пришлось сидеть на нем верхом. А рулить пришлось учиться Любе. Подгоняемые разудалым матерком капитана, вышли из реки. Через час-другой подул попутный ветер, и я решил: пора проверить сборку парусного вооружения. На зарифленном гроте шли с приличной скоростью. Очень понравилось! Все системы в нормальном состоянии! Ура, товарищи!

Шли долго и прошли сегодня по курсу 50 км. Искали, где высадиться. Всё-таки в этих краях только устья рек спасают. Вошли в реку Койду. Увидели деревню Койда. Встали напротив. Местечко идеальное! Песочек, лесочек, пляжик! Очень устали, но супер довольные. Парусному туризму УРА!!!

Пассажир на кате стал матросом. Я могу наслаждаться пейзажами, то есть иногда отдыхать. Завтра планируем зайти в деревню Койда по следующим вопросам: подзарядить мобильный, узнать о течениях в Моржовецкой салме. Отчитаться у погранцов, попытаться связаться с Родиной. Какое блаженство - без слепней! Мы сегодня молодцы! П.С. Солнце жарит, у меня обгорел бок. Плечи – давно, а вот бок - от отражения в воде.

День №12 - 19 июля

Сегодня встали в 10-00. И задача на сегодня – сходить в деревню, купить кое-что и послать весточку на Родину. Ещё думаем о погранцах, о всяких вкусняшках. Решили, не дожидаясь прилива, пойти по берегу. Благо мостик через 1-ю речку я нашел. Оделись в приличное (кхе-кхе) и пошли. Дорожка после мостика со следами машин и мотоциклов быстро исчезла. И мы уперлись в ещё одну реку с кисельными берегами. Только вместо киселя – грязь.

Представив себе, на что мы будем похожи после такой переправы, мы вернулись домой ждать прилива. Приготовили обед. Газ экономили – я кочегарил у костра. По полной воде вскочили в катамаран (разгруженный по такому случаю) и погребли, а потом врубили движок. Почему-то я не захотел причалить к центральному пирсу – проклятая скромность! А причалили к краю села. Развернул кат, кинул якорь. Тут увидели - к нам навстречу идет мужчина. Пограничники не дремлют – подумал я. Но оказался это довольно приятный мужчина лет 50 с хвостиком.

Он сторожил ГСМ и разрешил нам поставить технику на подзарядку в своей сторожке. Рассказал, что его снимали в фильме Люди воды, зовут Яков. Показал нам местный ещё советский завод по переработке тюленьего жира. Вообще-то рассказ не для слабонервных. Вот их и прикрыли из-за негуманного обращения с животными.

Люба как любитель животных стала высказывать свои радикальные взгляды. Яков явно расстроился, ведь он проработал всю жизнь в данной отрасли. Я позже попросил Любу не говорить о политике с местным населением, а то получим, и они будут правы. Мы прошли 3 км в сторону поселка, уже опасаясь, что вода уйдет. Люба покупала всякие вкусняшки, типа пива, а я ничего не хотел, кроме телефона. Я думал о том, как обрадуется Ленуся моему звонку. Но почта была закрыта, карточек на телефон ни у кого не было. Напрашиваться в дом не было времени. И мы пошли к кату. Я был очень расстроен.

Но «моя радость была бы не полной», если бы кат остался на воде. Нас встречал Яков у сторожки. Он сказал, что вода уходит. Мы схватили свои подзарядки и пошли быстро к кату. Яков (добрая душа) нас догнал и сказал, что покажет короткий путь. Когда мы примчались к кату, он стоял в 20 метрах от воды на берегу, весь сухой. Мы всё-таки решили толкать его к воде. Яков тащил сильнее всех. Неимоверными усилиями мы дотянули кат до воды. Пожал крепко Якову руку, поблагодарил и поехали на моторе. Но метров за 100 до берега увидели, что чайка на воде… стоит.

Там вода ушла чуть не на 1/3 реки. Но в этой стене грязи мы увидели воду шириной метров 5. Мы пошли туда под мотором. Это оказалось впадающая в реку речка прогрызла в илистом дне глубокий каньон. И мы по нему сначала на моторе, а потом и на веслах прошли метров 80-90. Сильно петляя. Это было прикольно – ширина уже была 3 метра, а вокруг нас возвышаются илистые стены. Наконец мы застряли по габаритам, я бросил якорь. И мы вылезли в жижу и пошли по ней пешком к нашему лагерю. Уже совсем недалеко.


Найдите катамаран

Да вот же он

Вот он, родимый!

И вот картина! Из отливной зоны торчит мачта с реей, а кат в каньоне, прорытом речкой. Прикол! У меня от таких приключений настроение улучшилось. А вот Люба узнала, что у неё батарейка от фотика не зарядились. И осталась всего одна начатая батарейка. С учетом важности для Любы прогулок по берегу и фотографирования всего интересного – этот момент критичен.

Приготовили ужин. Сейчас на часах 24-00. В 4-00 подъем. В 5-00 по плану вода и выход в море. Хотим попасть на остров Моржовец. Это 35-40 км зато по открытому морю. Если только сильный ветер северный не даст этого сделать. Устраивает либо штиль, либо лёгкий восток. Юг тоже подойдет. Если завтра не будет погоды для перехода на остров Моржовец, то мы обговорили, что ещё один день ждем и повторяем попытку, а потом пойдем на мыс Воронов, и в Горло Белого моря. По поводу погоды – на выходных обещают дождь. Вот так вот. Сейчас, кстати, задувает. Видимо север. Завтра посмотрим. Адьёз.

День №13 - 20 июля (пишу 21 июля)

Встали в 4-00. Начали собирать вещи. В какой-то момент я увидел, что кат выплыл (всплыл) в речке (появился весь), хотя вокруг была отливная зона. Значит вода приходит (сначала заполняет речки, а потом большую реку. Собираем вещи – каждая секунда на счету. Когда воды стало побольше, я пошел с веслом к кату, прощупывая дно веслом. Но кат снесло течением на длину якорной веревки 2-3 метра. И под водой образовалась невидимая пропасть в виде речки. Я не хотел слишком мочить себя в Белом море в 4 часа утра - ещё прохлада. Поэтому вышел на берег, по мостику обошел речку и зашел к катамарану сзади.

Но там веслом на ощупь обнаружил ещё одну подводную речку, так что пришлось даже немного проплыть, замочив кофту и бороду. Но результат достигнут – кат спасен. Дальше молниеносные сборы – и через полчаса кат загружен и по полной воде мы выходим. Как всегда – сначала на веслах, потом на моторе.

Даже при полной воде большую часть выхода из бухты закрывала мель. Я сидел грузом на моторном баллоне, а Люба рулила. Ветер, конечно, северный - встречный, но несильный. Берем курс на север и чуть правее. Но вскоре замечаем, что нас очень сильно сносит налево. Течение отлива – 4-5 км\час. Наша скорость была 8 км\час.

Пришлось держать значительно правее, чтобы попасть на остров Моржовец. Люба уверенно рулила, а я тоже уверенно научился сидеть балластом на баллоне. От самой деревни Койда до Моржавца 40 км. Мы вполне уверенно шли. Ветер был четко встречный, но слабый. И течение, казалось, нам помогает. Шли мы шли и пришли. На горизонте увидели белый маяк и остров. Причаливать как всегда долго. Причалили у обрывистых песчаных скал на пляжике. Почва под ногами очень приятная, много прикольных цветных камешков. (Дно напоминает Черноморское побережье). Но нет тени. И жуткая жара.

От скал и земли жарят потоки горячего воздуха. Мы приготовили обед и окончательно спарились. Видели следы собаки. Но поскольку нам говорили, что на маяке никто не живет, мы по полной воде пошли к деревушке с маяком, исходя из следующей мысли: под маяком есть тень от маяка Там и поставим палатки. Долговато шли вдоль острова против уже приливного течения. И наконец-то пристали на песчаном пляжике. Мы думали, что если собаку бросили, то она обречена на гибель, и это очень огорчало Любу. Но на берегу мы увидели человек 5 и 3-х собак, которые шли в нашу сторону. Оказалось, что это погранцы охраняют сей режимный объект. Они были очень (скажем так) бодрого вида и настроения. И я был рад, что с нами в поход не пошла студентка.


Ночной Моржовец

Мы сказали, что у нас есть пропуска, но их мы попозже покажем, когда вещи на берег снесем. Они пригласили нас к себе с документами. Ближе к вечеру, когда мы поставили палатки, начальник заставы Дмитрий приехал за нами на чудо технике – самодельном гусеничном вездеходе. Мы поехали в кузове, где сидели почти вплотную к ревущему открытому мотору. Наглотались облака пыли с улицы. Вся одежда и сумки, не говоря уже про лица и волосы, стали незаметного серого цвета.

После этого нас проводили в избушку, где мы показали документы и вписали свои данные в журнал. Характерно, что предыдущая запись была с тримарана «Корсар» Гуськова, когда он здесь пропорол баллоны. В Бог знает каком году (по моему в 1999 или типа того).

Потом радушные хозяева накрыли стол. Оказалось, что среди встретивших нас, двое – дети губернатора этого острова Дмитрия. У них уже династия из 4-х поколений, живущих на этом острове и следящих за маяком. И старший его сын – Валера – патриот и правильный молодой человек, тоже мечтает продолжить династию. И для этого учится в мореходке. Я, честно говоря, в приятном шоке.

Мы выпили вкусной водочки, закусили колбаской с овощами, и Валера повел нас на верхушку маяка. Там мы осмотрели остров. Очень красиво. Размером с 1/3 Соловков. Много озер с рыбой. После этого мы вернулись на нашу базу. Готовимся к дневке, Люба хочет посмотреть остров, а я хочу подлатать кат и отдохнуть. На завтра договорились снова прийти, посидеть с ребятами. О, чуть не забыл! Валера помог отправить в «Контакте» весточку Лене! Смысл текста был такой: «У нас всё ОК. Жара, много слепней и северных оленей!»

П.С. Я очень рад, что остров обитаем. Здесь постоянный отвальный ветер, и я боюсь, что, не смотря на якорь, наше судно уйдет, а что делать нам тогда – не понятно. А так спокойней. Хотя якорь я придавил бревном. Погоду обещают солнечную ещё неделю. И это хорошо. Слепней здесь нет и мошки почти нет. Комары – это повсюду. Море, берег и всё здесь гораздо приятнее, чем в Мезени.

День №14 - 21 июля (дневка)

Осмотр острова, починяю кат (подклеил заплатку, где баллон мог тереться о транец), подвинтил руль. Вот, лежу на улице, пишу дневник. Кайф! Ветер сильный.


Дневной Моржовец

Сегодня мы уже не смогли бы прийти сюда против ветра. Вот так. Готовлю стаксель и переход. (Вчера вечером слышу будильник пищит, разряжается. Все вещи в рюкзаках перерыл. Оказалась – птичка типа кулик прикалывается). Лечу палец стрептоцидом.

День №15 - 22 июля

Из-за штормового ветра пережидаем здесь ещё день. Этой ночью пойдем. Всё решаю в уме задачку с приливами-отливами. Это шахматы или преферанс парусно-моторный. Где вместо прикупа – течение. Они играют ключевую роль. Пока вижу, что всё несёт в Горло и в открытое море. Там тоже есть берег (Кольский), но через 10-15 часов хода. Мы заточены на 5 часов.

Наконец-то понял главную задачу похода: собрать и попробовать довести до ума кат. Этим займусь после перехода. Переход меня настораживает. Любой вариант заканчивается – и нас унесло в море. Но пока что появилась такая идея: Мы обойдем остров по кругу. И окажемся в точке, откуда удобно стартовать на другой берег. И в случае сноса – попадем на мыс Воронов.

Местные джентльмены дали нам 4 рыбки. Мы съели их на завтрак. Я отдал мальчишке – Валере, спрей от ожогов. Он страдал тем, что обгорел.

Сегодняшний день посвящаю прогулке по острову. И подготовке к ночному выходу. Надеюсь, погода позволит. Вообще-то, обойти остров – это 30 км. Есть одна из идей – обогнуть остров и встать на ночь. Переход 30-35 км – как раз по нам. А там посмотрим на погоду. Сейчас полный отлив. День деньской. А ветра на море сильного нет. Но, по любому, ночью выходим. Вспоминается стояние войск Наполеона перед Березиной. Когда все опустошенные и уставшие встали на ночь перед пустыми мостами. Большинство из них не смогли перейти через эти мосты на следующий день из-за дикой давки. Надеюсь, у нас будет возможность пройти пролив Моржовецкая салма по хорошей погоде. С направлением течений при приливе так и не разобрался – ничего не понятно.

Результат сегодняшней дневки обескураживает: 1) Собака – рыжий разбойник – упёр и съел целый пакет с колбасой и сыром. С катамарана упер, собака. Перед сном большая туча поперла на нас – может ночью ливануть. Ветер посвежел. Короче, план такой. Завтра уходим по любому. Если ветер не благоприятный – обойдем остров. Если хороший - на переход. Удачи всем нам.

День №16 - 23 июля

Поздравляю с успешным переходом. Особо ничего не предвещало. Встали в 6-00, а в 7-10 уже вышли. Ветер встречный, волна небольшая, встречная, жесткая. Пошли вдоль южной части острова. Но потом стали рулить мористее. Волна меня обдавала по пояс, поэтому очень замерз с первых минут. Рулила Люба, а я пытался разобраться в хитросплетениях течений. По сути, мы вышли раньше полной воды. Поэтому течение нас не сносило в открытое море. Но что будет через час, через два, когда начнется отлив.

Сижу на насесте и жду – лишь бы моторчик хорошо работал. Часа через 3-4 показались очертания берега. Нас заметно сносит течение. Где-то 4 км/час. Но за 5 часов перехода – это 20 км. И мы на мыс не попадаем. Пришлось это учитывать и держаться левее. И в результате всё было ОК и через 5-6 часов хода мы подошли к высокому мысу Воронов, где увидели домики.

Сразу понятно, что военных. Стоят уж больно ровненько. Явно туда не нужно ходить - какой-нибудь важный объект. И мы пошли дальше. На берегу через бинокль разглядели две черные точки, которые передвигались вдоль моря - скорее всего рыбаки. Но вдруг спереди оказалась сплошная мель. Чтобы обойти мель пришлось брать мористее. После поворота в сторону моря, я решил посмотреть в бинокль на 2-х человек. И увидел, что они машут руками. Понятно – погранцы.

Мы развернулись и пошли обратно. Пока не сели на мель. До берега было ещё с пол километра и я пошел по колено в воде. Пограничники представились, я объяснил, что у нас пропуска. Мы вернулись к кату. Я написал объяснительную. Они очень долго по рации выясняли, кто я откуда вышел. К слову, они с берега нам громко кричали и даже пускали в воздух ракету. Но мы не видели и не слышали. Наконец, они сказали нам до свидания, и традиционное – как вы не боитесь… Спросили, не тримаран ли «Поло» у нас? Я сказал, спасибо за комплимент. И подумал – легенда жива!

Потом лейтенант сказал, что предупредил директора совхоза в городе Мегра, что мы туда придём. В бумаге написал, что мы отходим и здесь стоять не будем. Но потом я пожалел об этом - когда ещё будет полная вода?! Пограничники ушли в свой городок, а мы вышли на песчаный берег. В прилив там большая волна и я экспериментировал с якорем. Люба предлагала остаться там на ночевку, но я ведь дал пограничникам честное пионерское слово! Что уйдем оттуда. Люба сходила на разведку. Нашла недалеко хорошее место. Идём туда. Место хорошее со столиком и домиком. Только открытое море.

Пришли. Кат поставил на якорь. Надеюсь, не разломает. Выпили за переход! Я сильно волновался из-за течений. Вот, например, в Горло течет вода во время отлива. Вот и думай тут.


А здесь тропою кочевой…

Перед самым сном прошлись олени перед нашей опушкой. Пастух – ненец – говорит, что здесь орудует волк. Поэтому у него на боку висит небольшой ножик. Что-то чем дальше – тем веселее. Это просто в мире животных и в мире течений. Через день, говорят, дожди будут. Завтра надо подготовиться. Буду строить тент не катамаран. А то всегда первый дождь – катастрофа. Мы молодцы! Встали около 7-00, а сейчас 2 часа ночи. Пора спать. П.С. Как бы кат не разобрало прибоем. Все пересечения сделали, можно и обитаемостью заняться.

День №17 - 24-е июля

Начало. Встал во время большой воды – кат качается на волнах в правильном положении. Вау! Грамотно я его на якорь поставил. Конечно, здесь не дело в прибое лодку ставить. Я уверен, что мы первые, кто здесь это делает. Это было часов в 7. Лёг обратно спать с мыслью, как будет вести себя везти при отходе воды и при наличии волн.

Проснулся в 10-30. Вода ката лишь слегка касается. Кат на мели стоит идеально! Это место причаливания – главный косяк данной стоянки. Теперь всё идеально. Думаю, как и обещал себе, после пересечения помою голову. С завтра обещают дожди. Попробую сегодня подготовиться. Мимо нас с «понтом под зОнтом» прошло стадо белух. Хороший знак! Значит, мы на Белом море.

Посчитал – прошли 225 км. Сделал подсчет газовых баллонов – 17 штук, тушенки – 17 штук (в том числе 3 большие). Дней осталось где-то 16 штук. Проехал по пляжу тракторист… на тракторе. Сказал, что в пятницу обещают 18-20 м\сек. Вечером сегодняшнего дня попробую соорудить палатку и спальное место на кате. Бензин решил попробовать поставить сзади у рулевого под рукой.

Палаточка вышла уютненькая. Сейчас в походе посмотрю нужные размеры. А в дальнейшем надо будет склеить настоящую палатку из материала потолще, поплотнее, чем обычный тент. В конце дня посидели, попили чайку в избушке. Попел свои и чужие песни на 4-х струнной гитаре. В домике даже стало уютнее. Меня сравнили с Ломоносовым по числу таланов. Это я люблю, когда меня хвалят . До завтра. Завтра выходим в море и по плану - дойти до поселка Мегра. Но если дождь не внесет свои коррективы.

День №18 - 25-е июля

Встали в 6-00 - 6-30. Сегодня отходим от избушки в 9-30 – 10-00. С большой водой. Но до этого произошло знаменательное событие. Я решительно взялся за крейсер – разместил бензин и другой груз сзади, у мотора, положив там 4 фанерки. Так мы освободили откренивающего. Также разместил там якорь. Потом я на случай дождя и прохлады создал палатку со спальным местом с ковриком! Йессс! У нас крейсер.

Когда вышли на воду – сразу почувствовали разницу. Теперь один рулит, а другой полностью свободен. Хочешь – спи, хочешь – приборы смотри, хочешь – еду готовь, хочешь – ешь! Ещё в такую погоду загорать можно. Единственное «но» – у нас нет пресной воды. Так – пара кружечек. Пополним запасы на месте.

Сегодня план – дойти до Мегры. И зайти в реку. В пятницу по словам тракториста – штормовой ветер. И мы шли, стараясь не пропустить поселок Мойва. На пол сегодняшнего пути. Но всё-таки его пропустили, я заметил, где он теоретически мог бы быть. И мы шли, и шли. Моторчик хорошо углубили и у меня сухой зад – нонсенс!

Так мы часам к 16-00 пришли к поселку Мегра, точнее к тому месту, где впадает река Мегра. Была осушка. Попили чайку с ветчиной на берегу. Поднялся на песчаный 3-х метровый барьер, а там… живописнейшая картина: красивейшее озеро, лодочка, горка, домик вдали, катерок. Ляпота. Впервые в жизни пожалел, что я не художник.

После этого я долго с удовольствием купался, проводя катамаран по реке в «озеро». Это заняло часа 2. Дно было с ямами, а глубина иногда в метре от берега составляла 1,5 метра. По озеру погреб. Не хотелось включать движок. На берегу мы пошли к владельцу катерка. Он подтвердил прогноз на пятницу 18-20 м/с, добавив – это когда палки летают… Хорошо, что мы прикрыты бухтой. Завтра дневка с закупкой вино-пиво-хлебо продукции. А после завтра - шторм. Так что надо думать.

Логично переждать в бухте. А как Вы думаете? Завтра, чтобы успеть в магазин, надо встать в 5-00. А сейчас уже 1 час ночи. Прошли мы сегодня хорошо, как планировали – где-то 50 км. Вообще попадаем во все места запланированных стоянок. Это хороший знак для данных мест. Я очень доволен и переходом, и жаркой погодой, и палаткой и грузом на кате. И место для стоянки ОК. И даже лучше – очень красиво! И магазин, и укрытие. Пока!

День №19 - 26 июля

Сегодня дневка с посещением деревни Мегра. Помня наш сложный заплыв в предыдущей деревне, я решил, что дойдем по полной воде до домов, и я останусь оттаскивать кат, а Люба идет в магазин.


Вид с горки на Мегру (деревня прямо и направо)

Так и сделали. Сегодняшняя полная вода ушла на магазин. )) Купили водку, пива, кваса и хлеба батон с вафельками. Погода пока не дождливая. Но уже небо затягивает. Опять нас предупредили об ураганном ветре на завтра. Если что – у нас хорошее укрытие. Дальше такое укрытие будет только в Нижней Золотице. Но надеюсь, что сменится ветер. Диалог с местным рыбаком. Команда: «Обещают сильный ветер, капитан боится выходить». Местный рыбак: «Правильно делает».


Вид с горки на Мегру (выход в море прямо и направо)

Будет теперь из чего делать наш любимый коктель – вода, сахар, лимон и немного водочки.

Лезу в палатку. Палатка ходит ходуном. Начинается штормяка. Ветрюга даже в нашем заливчике. Укрепил палатку как мог. Но у неё передняя дуга сломана, так что криво и ненадежно. Но если что – рядом есть полусгнившая изба-землянка. Рядом с ней есть место в яме, где ветра почти нет.

У Любы резервный вариант - пойти к домикам рыбаков. Их сейчас нет. И за их домиками явно нет ветра. Но этот вариант на 300 метров дальше. Но более приятный. Но главное – прямой угрозы жизни нет.

Вот сегодня был у меня момент. Я пошел на гору сделать видео округи. Долго взбирался, - тяжело было из-за карликовых берез, которые мне по пояс, но не дают двигаться. На обратном пути пошел набрать воды (2 бутылки) и увидел большое озеро и маленькое. Над большим взлетали встревоженные чайки и были готовы защищать от меня свои гнезда. Я тогда пошел к малому. Там было перед озером болотце. Я сделал шаг и… провалился в болото по грудь. Благо, в руках было весло (я его всегда беру с собой – медведей отгонять).

Я стал, держа весло горизонтально, опираться на него и улегся на бок, и вылез. Потом со словами «Да пошли на фиг эти чайки!» Пошел к большому озеру за водой. Малость перетрухнул. И был похож на доктора Мортимера из фильма Собака Баскервилей «Пропал Снуппи, сгинул на болоте!» Так что мне это прочистило мозги, дало адреналину.

Вообще, нагулялся по тундре. Сегодня рыбак нас угостил рыбой. Килограмм 5-6 дали. Кумжа, сиг и т.п. Сегодня Люба приготовила половину – с трудом съели под пиво! Класс! На завтра огромная рыбина осталась. Денек не плохой! Пополнили продовольствие, дождались шторма. Нагулялись.

Глупо говорить о том, что Люба ходила гулять в тундру. Каждая стоянка – это её 3-4 часовая прогулка, а то и две-три. Всегда разведает и приносит воду. Что, естественно, не важно, а критически важно. Спокойной, надеюсь, ночи. Замуровал палатку так, что дождя нет. Слышно, как фал бьется о мачту – звенит. Значит кат рядом - не унесло. Смущает другое – шторм, вроде, должен быть с севера, а сейчас юг дует. Если это не шторм, то извините. Что же тогда будет шторм. Пока.

………

Ночь. Вот и разразилась буря. Сначала дул Юг. Мы закрепили палатки, и они выдерживали. Потом ветер стих и начался дождь. Тут тоже всё ОК было. А под утро ветер зашел на запад и так задуло, что палатка гнулась. Люба сказала, что при таком ветре на Полярном Урале у нее дуга палатки сломалась. Мы выскочили из палаток. Люба свою собрала и, переложив некоторые вещи ко мне, пошла к рыбачьим домикам. Чтобы в тени этих домиков поставить палатку. Я свою перетащил к Землянке, у которой присмотрел ямку, где ветер поменьше. Замерз малость. Вот посмотрим, что будет дальше. Палатка трепыхается, но не так критично, как раньше. Удачи нам! Вышел посмотреть на море – еле вышел, ветром сносило. Море черное и белое от волн. Да, погодка, однако...

День №20 - 27-е июля. Шторм и катастрофа!

Ещё с вечера начало вдувать. Но дул Юг. А шторм будет с севера. Из-за усиления ветра изгибов наших палаток, мы решили подготовить запасные варианты, на случай ухудшения обстановки. Я нашел местечко в яме у Землянки. А Люба в качестве резерва взяла домик рыбаков. За которыми будет тень от ветра. И вот ночью вдуло.

Реально вдул Север. Палатки гнулись и хотели сломаться. Где-то в 7-00 Люба вышла из своей палатки и сказала, что при таком ветре на Приполярном Урале у неё сломало дугу палатки. А сейчас у её дорогущей немецкой палатки дугу погнуло. И она идет на запасной вариант. Я с ней согласился, поскольку вдувало не по-детски, иногда поливало ливнем. Я оттащил, не разбирая, свою палатку в яму у Землянки. Это помогло. Люба свою палатку разобрала и понесла к домикам. Затем, когда я убрал все вещи в палатку и закрепил её, Люба вернулась и сказала, что домик открыт никого нет, и она заночует в доме. ОК.

Мы договорились, что в 10-00, через 3 часа будем завтракать в доме. Я поставил будильник. Палатку гнуло, но не ломало. И я заснул. Когда проснулся в 10-00 подумал, что Люба ещё спит и ещё поспал до 12-00. Когда я встал – на улице жуткий холод. Я взял мешок с едой, осмотрелся и обомлел – почти по середине озера плыл наш кат, увлекаемый штормовым ветром и слегка удерживаемый якорем.

Он направлялся прямиком к выходу из бухты. Что я подумал – трудно описать. Я схватил весло и бросился бежать до мыса. Вскоре я понял, что торопится нет смысла – я обгоняю кат. И был шанс, что он подойдет поближе к мысу. Выход из гавани был буквой Г (Г-образный направо). Но сейчас был отлив. Значит ветер подгонит кат к дальнему высокому берегу, который у выхода из бухты, а отлив – по скорости равный течению горной реки аккуратненько выведет его в открытое море и прощай все надежды. Тут я решил перехватить кат до того, как он подойдет к скалистому берегу. Я разделся до плавок, взял весло и пошел в воду.

До ката было метров 40-50. Когда я вошел по грудь, то понял, что при такой ледяной воде я до ката живым не доберусь. Я вышел, подумал, оделся и понял, что есть шансы на любой исход. Прибойные волны и ветер могут не дать кату выйти из бухты. В любом случае, жизням нашим ничего не угрожает, а если я полезу в воду – реальная угроза жизни. Остальное я оставил на волю Божию.

Понял, что не смогу смотреть, как медленно теряю судно, и пошел обратно к домикам рыбаков. От домиков до мыса было 40 минут тяжелого шага по гравию. Далеко и тяжело. Я пришел в избушку и сообщил Любе новость. Я обещал написать об этом в судовом журнале и держу слово: «Люба в критической ситуации вела себя мужественно и не было ни тени паники или уныния». Мы продумали варианты действий на случай спасения ката и на случай другой. Надо ждать полный отлив и если кат ещё не ушел в море, то шансы есть.

Полный отлив был часов в 16-00. Поэтому мы подкрепились. Ближе к 16-00 мы пошли на косу. Ката долго не было видно, и мы думали, что всё пропало – ушел в ревущее море. Я вспомнил все молитвы, объяснял высшим силам нашу позицию. Наконец, появилась точка на другом берегу озера. Кат крепко сидел на мели! Мы спасены! Теперь можно что-то предпринять. Ещё был час до конца отлива – мели обнажались и на выходе из бухты полоса в метров 20 глубокой воды. Я решил плыть. Взять в герму тёплой одежды и с ней проплыть эту ледяную дорогу.


Палатка в окопе

Я вернулся с косы к палатке, собрал герму и пошел, напевая что-то трагически-героическое. Дорога в каждую сторону 40 минут. И по дороге на подвиг, меня догоняет мотоциклист. Он говорит, что видел мой кат, типа «унесло?» и тут же предлагает перевезти меня на лодке на тот берег. Вот спасибо! Мы похоже окончательно спасены! Потом я узнал, что это Люба увидела этого рыбака-мотоциклиста и попросила его помочь мне.

И вот через пару часов рыбак перевез меня к деревне – на другую сторону реки. А оттуда я уже пешком шел до ката. Вот ты где, беглец! Там был сильный ветер. Я укрывался в палатке на борту. Палатка не доделанная, поэтому импровизировал. Долго ждал прилива, замерз. Уже сумерки. Плохо видно.

Наконец, с неимоверными усилиями с помощью якоря, отошел от берега. И пошел на базу. Вдруг канистры с бензином связанные друг с другом по одной рухнули за борт – в воду. Я рулю к берегу уже на косу. Вылавливаю канистры и пытаюсь отойти от берега. Из-за навального ветра не получается, и я веду кат по пояс в воде. Очень холодно.

Около километров 2-х иду. Встретил Любу, и она идет готовить чай с чем-то. Наконец дошел. Привязал кат к столбу и якорю. Не уходи теперь! В доме попили чай со вкусной настойкой. Мы спасены! Кат спасен! Ура! Закончили эпопею в 24-00. А как Вы отдыхаете на дневках?

Понимаю свою вину. Плюс события: борьба за жизнь палатки, борьба с ветром и с холодом отвлекла. Не думал, что в закрытой бухте возможен ураганный ветер. Ночью он дул с Юга. Это было безопасно. Утром уже с Севера. Всё это меня ввело в заблуждение и спровоцировало эти приключения. Слава Богу! Слава Николаю Чудотворцу! Спасибо! Но сил потратил много! Всё!

День №21 - 28-е июля

Думаем сегодня вечером выходить. Но на море сильный ветер днем, например, сейчас в 16-00. Всё море в барашках, хоть и попутных. Не думаю, что к вечеру утихнет. И главное, что утихнув ночью, не разгуляется часам к 12-13. Хотя нам важно, чтобы часов эдак до 10 было спокойно. Короче, надо подождать: солнце светит, ветер на суше сильный, но не штормовой. Палатку не сносит, а только колбасит. Поели жареной рыбки. Спасибо рыбакам! И Любе за готовку.

Так, решил сегодня выходить в ночь. Ветер поутих. Пока попутный. Поглядим. В 23-30 начали сборы. В 24-00 выходим. Надо утеплиться – холодновато. Проверил элементы и узлы у ката.

……..

Сейчас 00-30. Прилив почти полный. Oба под вечер имеем бледный вид и не геройский. Завтра днем, надеюсь будут условия. Хочется отсюда уйти, но сегодня в холод и плохую видимость не хочется. Ещё вспоминается вчерашнее, в том числе, как канистры с бензином в сумерках в воду попадали. Да ещё как берег в упор не увидел. Нет уж, лучше завтра - по светлому.

Если не выйдет – тогда уж по любому в ночь пойдем.

День №22 - 29-е июля

Ну, ё моё! Ветер сменился на встречный! Надеюсь, не слишком раздует. В 13-00 придет вода. Готовимся выходить. Сколько можно здесь стоять! Куда течения при приливе и при отливе – так и не понял!

День №23 - (переход 29-30) 30-е

Ну, братики мои! Мы сделали это! Прошли как запланировали 90 км. Вышли в 13-13-30. И шли день и ночь. Сначала было трудно выйти из бухты – шли по полной воде. Сначала нас поколбасило на выходе из бухты в прибойных волнах, особенно на отмели. Дальше шлось тяжело, потому что вот он настал момент, когда попутный отлив стал встречным! И мы шли иногда 3,5 км/час. Ночью при луне мы прошли Инцы. Прекрасный освещенный маяк под луной.


Инцы под луною

После этого (а это мы прошли 51 км) на просьбы команды по поводу остановки на Инцах твёрдо, но мягко отказал. На ухищрения не поддался )). И пошли на Золотицу. Это ещё 45 км. Жуткий-прежуткий холод. Хочется спать.


Холодный переход

Но уже попутное течение! Как не понять! И дальше долетели с ветерком, потратив в 2 раза меньше времени, чем до Инцов.

Причалили на песочке, где я был 14 лет назад, но об этом завтра! Мы молодцы! Маршрут делаем! Ура капитану! Ура команде! (Сейчас 8-00, мы причалили в 6-00)

День №24 - 30-е июля

В принципе мы пришли 30-го. После суточного неспанья приготовили кофе и хотели выспаться (по крайней мере я хотел). Но тут пляж - проходной двор, а точнее шоссе. Каждые 20 минут кто-то проезжает. Либо на уазике, либо на квадрацикле. Подъехал местный «олигарх» на митсубиси. У него магазин в городе, большой катер. Я не поспал и часа.

Отказываться было нельзя. Мы сели к нему в машину - он был с девушкой и с её мужем, лежащим в багажнике. И повез нас на экскурсию по городу. Показывал свои владения. Потом его встретила у порога дома жена. Oтчитала его и тычками -подзатыльниками загнала в дом. Чтобы он помог дочке с домашним заданием по математике! (Женщины! Что вы с нами делаете! )

А уж потом он угостил нас бутылкой красного вина, и мы все хорошо выпили у наших палаток. Всей компанией хорошо пообщались. Но сна нет. Хотим отправить весточку на родину, а Люба подзарядить технику. Стоять здесь лишний день не охота. Поэтому, вздремнув часок, отправились пешком в Золотицу. Там у нас ощущения противоположные:

Я – Ух ты! Какая у них классная техника! У всех либо квадрик, либо что-то другое 4*4. У лодок моторы 15 - 50 л/с. У катеров 200 л/с. В поселке полно людей, много детей. Жизнь бурлит. Не то, что 14 лет назад. У жителей есть телефонная связь с большой землей в каждом доме. Все рыбачат. На домах всех участников ВOВ красные памятные таблички.

Люба - Столько мёртвых домов! Развалившихся и заброшенных. В огороде трава у всех растет по пояс – лень покосить. Позвонил домой! Ура! Услышал милый голосок женушки! После вчерашнего перехода настроение бодрое. Но больше 90 км делать не хочу. Oчень ночью холодно. Распланировал 50-ти километровые переходы. Надо будет последить за течением. Перед сном за течением посмотрел. Не всё понял. Но вроде бы завтра в 10-00 должно быть или в нашу сторону, или без течения. Посмотрим. Пока так: подъем на 9-00, выход в 10-00.

День №25 - 31 июля

Пишу в палатке в темноте. А где Вы читаете? А! Понятно. Сегодня мы сделали переход из Золотицы в сторону. Всё-таки с течениями ничего не понятно. Я столько палок в море покидал! Что … много, короче. В общем, в 12-30 вышли в море. Причем, из-за большой глубины у берега, как всегда встречного ветра и приличной накатной волны, мне пришлось из воды врубать мотор и джигитом впрыгивать в отъезжающий состав.

Нас уже прилично достали проезжающие на квадриках и на мотоциклах рыбаки. Не дом – а проходной двор! И мы поехали по бушующим волнам. Я долго думал: идти ли нам в сильный встречный ветер с приличными волнами или пойти ночью. Но, вспоминая про дикий холод и ночные галлюцинации - миражи, предпочитаю суровую реальность, хотя бы видимых волн. Где мы можем по жаре окунуться и нам ничего не будет.

Первая вахта была в самые волны, и Люба честно исполнила свой долг. Мотор громыхал громче обычного. Когда настала моя вахта, я повернул его немного и всё нормализовалось. Затем мы шли хорошо и быстро. Мы прошли скалы, которые я помнил, - пирамиды. Шли мы уже прилично долго, и я уже думал, что все неприятные места мы пройдем. (В отличии от похода 14-ти летней давности, воды в море на пол метра – метр больше. И места моих бывших стоянок погребены под слоем воды. И вода доходит до скал вплотную).

И когда был уже виден мыс, после которого мы по плану должны искать место стоянки (ведь уже вечереет) мы заметили падение скорости вплоть до 2 км/час. Идём против сильного течения. До мыса км 10-15. Так что их 6-7 часов идти? Пристать невозможно – скалы вплотную к воде. Ближайшая стоянка сзади – почти весь путь обратно делать.

Тут идею предложила Люба, за что ей благодарность в приказе! И большое человеческое спасибо. Oна предположила, что вплотную у скал течение может быть меньше. Я сказал, давай попробуем. И действительно! Мы как будто соскочили со встречного течения, и наша скорость возросла до 5,5 км/час. А это совсем другое дело! Когда мы были от маяка на расстоянии 3 км, стало солнце садиться, и нам захотелось на берег.


В сто тысяч солнц!..

Нашлось подходящее, забавное место с галечным полом, с домиком и электрическими столбами, с колодцем и тучей плавника. Oстановились, поели. На мысу не очень далеко маяк. Люба завтра пойдет к нему. Лес – чаща непроходимая. Домик открыт. В случае дождя - зайдем. В результате сегодня прошли 50 км. Неплохо, неплохо… Встали перед мысом… Катамаран привязал к якорю + к половине дров на поляне + к моей палатке. Сейчас 1 час, надо идти спать ложиться! Oбщий привет!

День №26 - 1 августа

Утром увидели, что кат на месте и стоит, как надо. Начинаю разбираться в якорных делах. На улице жара и попутный ветер, а мы стоим на мели. К тому же дневка. Люба пошла к маяку – 4-5 км. А я проверил паруса и увидел несколько небольших дырочек – потертости от винтов на мачте. Ё-моё! Жалко! Дома запломбируем. Чувствуется, что и кат, и люди подустали. Мотор чуть разболтался в месте крепления к транцу. Надо винт подтянуть. Рулевое весло – немного свернулась лопасть – надо подправить. У моей палатки сломана дуга. У Любиной дорогущей немецкой палатки штормом погнуло дугу. А ещё не конец похода. Ещё 2 перехода. Надо сейчас отдохнуть, чтобы потом собраться духом! Пора вводить резервы на атакующем фланге. А где их взять?

Пришла с прогулки до маяка Люба, наше общение меня рассмешило и приободрило. Всё пытаюсь разобраться с приливами-отливами. В 19-00 корабль стоит на воде и прекрасно качается. «Я владею, как Гарри Поттер, магией расширения денежного пространства» - сказала про меня Люба, узнав, в какое количество кружков ходят мои детки на зарплату доцента . Дай Бог завтра хорошую погоду. И дойти до острова Мудьюга. Подъем в 9-00, в 10-00 выходим.

День №27 - 2 августа

Встал около 6-00, чтобы подкачать баллоны, пока они на берегу. Лёг спать и уже не заснул. В 9-30 встал – катамаран качается на волнах. Очевидно, вода прибывает – в начале или середине своего прибытия. А брошенная палочка проплыла направо – как при отливе! Какого! Убей, ничего не понимаю!

Ещё прикол. Вчера дул попутный, а сегодня угадайте какой? Угадали!

………….

Пишу в палатке на ощупь. Поскольку темно. Надеюсь не на вчерашних записях пишу. Подробно напишу завтра. Но сейчас скажу, что ещё никогда со времен Наполеоновской битвы при Маренго ситуация не менялась таким решительным образом. А триумфальный момент не превращался в битву за выживание себя, катамарана, вещей и людей. Только завтра смогу сказать, со знаком + или – прошел сегодняшний день. Но мы сделали всё, что могли и даже больше. Мы молодцы и герои. А дальше – на всё воля Божья! Аминь!

………..

(Описание сделано 3-го августа событий 2-го августа).

Встал ночью, когда вода ушла и подкачал баллоны ката. Ведь, когда встанем – кат будет на воде и это сделать будет тяжелее. В результате наблюдений за водой и плывущих в противном направлении палочек, вышли в море в 11 часов. Включили «железный фордак» и пошли. Отгребать не получилось нормально, так что врубал мотор из воды и опять лихо запрыгивал. Начали идти вахтами по заправке. Но вдруг я заметил, что после огибания мыса… нет, этого не может быть! Ветер перестал быть встречным, а стал вполне себе боковым, но слабым. Итак, мы подняли грот и шли под ним и мотором.

Но ветер усилился, и вот мы уже лихо жмем под одним парусом. Нагрузка на руль увеличилась – надо будет сместить шверт поближе к корме. Так мы шли довольно долго. Но в какой-то момент перед очередным мысом за деревней Козлы ветер стал скисать и появилось волнение на море. Старались идти поближе к берегу, но, чтобы обогнуть мыс, надо было идти против ветра, уже слабого. Короче – парус убрал. И вовремя.

Волнение всё усиливалось. И вскоре при слабом, а иногда не очень сильном ветерке, волны сзади и сбоку (с моря) выросли до 2-х метров. Это были лихие, но приятные моменты. Никто из рыбаков, естественно, в такую погоду не шел по морю. Только у берега сети снимали. Лишь бы критиковать чужие суда. В такую волну главную опасность представляли мели, которые превращались в белую гряду пены, на которую обрушивались волны. Причем это было довольно далеко от берега. Особенно там, где в море впадают реки.

А мы всё шли и шли. Поскольку влияние течений здесь не большое, мы шли с хорошей скоростью. Спокойно принимая боком довольно крупные волны – они были покатыми. Явно на Кольском был шторм, а это его отголосок. Когда была моя вахта при огибании мыса Куев – там было уже жестковато. Но в крайнем случае мы могли выброситься на берег в любом месте. Даже там, где были отвесные скалы внизу белели маленькие пляжики, где мы могли спасти свои жизни.

Мы стали подходить к островам Голые Кошки, на каменный берег которых обрушивался могучий накат, когда волны на море стали совсем весёлыми. Отдельные достигали 2,5 – 3 метров и главное, перестали быть пологими, а вполне себе вертикальными с обрушивающимся гребнем белой пены. Ветер, повторюсь, не был сильным. Но уже вечерело, и ситуация уже перестала быть веселой, хотя угрозы жизни не было. (Мы в крайнем случае могли пытаться выброситься на Голые Кошки, катамаран бы при этом естественно разбивался бы, но мы с гермой вещей могли бы выбраться на берег).

Больше всего меня волновали моменты заправки, когда мы были беззащитны перед волнами. Мы шли вдоль этих «кошек» и искали дыру между островами. Дыру небольшую мы увидели, но перед ней, метров за 100 проходила белая пена рифов, о которые бились волны. И нам только не хватало потерять мотор в такой ситуации. И тогда я заметил, что полоса рифов идет по дуге и не доходит до второго острова, а заканчивается немного мористее его, но с некоторым нахлестом. Тогда я сделал маневр Ушакова в битве при Калиакрии, а позже Нельсона, которые прошли своими кораблями между берегом и стоящим на якорях турецким флотом.

Дойдя практически до второго острова, мы резко повернули налево и пошли практически в обратном направлении между берегом и белой полосой рифов в сторону появившегося маленького просвета между островами. Как бы залезли за шкирку рифам. За рифами волна уже сменилась на волнение от течений. И мы аккуратно, не задев отмели, прошли в узкую протоку между островами в огромный залив между Мудьюгским островом и Архангельским берегом. Всё это было сделано так красиво, а главное своевременно, что я не выдержал и закричал на весь мир что-то типа «ЮУУУ! ХООУУУ!»

Даже Люба, не склонная хвалить ни себя, ни капитана, сказала одобрительное «Мастерство не пропьёшь!».

В заливе было мелко, но начался прилив. Мы уточнили по карте, где находимся. В этих островах легко запутаться, что я и сделал. Затем на палатке (попутный ветер) и на моторе дошли до берега острова Мудьюга. О-оо!!! Это был крутой переход! И с парусами, и с волнами и т.п.

Местечко было чудесное! Большая песчаная коса, потом песочек с травой, а потом Карельский лес, но без камней. Сосны, мох растет.

Но день не на такой ноте закончился.

Неспроста рыбаки срочно убирали сети. Надвинулась туча! Всё небо абсолютно черное! И только два белых глаза смотрят сверху …


Тяжелый взгляд Судьбы!

И начался шторм, перешедший в ураган. И ливанул дождь. Даже в этой закрытой гавани ветер был такой силы, что я, максимально закрепив кат, до конца не был уверен в его безопасности. Да что там не был уверен! Ночью, сделал всё, чтобы кат не унесло. Я, лежа в палатке и слыша рев ветра, был уверен, что либо 200 килограммовый кат перевернет, либо порвет ветер веревки. Но с катом я мысленно попрощался! Палатки же стояли в лесу и были в безопасности. Но мы молодцы! Прошли за световой день 50 км, не стушевали перед волнами.

День №28 - 3 августа

Утро показало, что всё в порядке! На воде отголоски шторма! Кат на месте! Цел и невредим! Уррраааа!!! Ну, ребята, вчера был какой-то ужас! Явно было штормовое предупреждение. Рыбаки по всему нашему вчерашнему маршруту убирали сети. Но в прошлый раз нас предупредили три раза о шторме. А в этот раз мы не встретили никого перед отходом и за день до этого.

И… это оказалось хорошо! Ведь мы потеряли бы 2 дня. А так мы прошли 50 км, остановились в идеальном месте. Где из-за отголосков шторма вынуждены делать дневку. А мы и так хотели здесь погулять по острову. Короче, всё вышло идеально! Ветер постепенно смещается к югу. На небе снова синее небо! )) Лежу на мхе! Комаров нет! Слепней нет! Мошки нет! Рай! Сейчас только с пресной водой надо разобраться. А то её тоже нет.

День провели в брожении по острову, плюс готовка сыроежек, плюс отдых на ещё тёплом местами солнышке. Под вечер стало темно и холодно. Задул сильный, холодный юг. Надеюсь к утру всё стихнет. Хочется свалить завтра в 10-11 часов по полной воде. Нам бы 2 денька погоды. Завтра дойти 25 километров до Лапаминок. Но это надо ещё дойти. Нужна погода! Очень!

День №29 - 4 августа

Уж был денёк! Я, конечно, предчувствовал, что 25 км до Лапоминок звучит как-то расслабляюще и ждал трудностей. Но этого я не ожидал. Началось с того, что вода в 11-00 не дошла в своем максимуме до катамарана метра 2. И нам пришлось его стаскивать груженый, так как мы этого не ожидали, а разгружать времени не было – вода ушла бы. Потом мы пошли по Сухому рукаву. Не делайте этого! Обходите Мудьюг снаружи! Внутри везде ловушки.

И мы не могли в зарослях травы найти проход. Очень долго. Всё вокруг начало мелеть. И где обходить маленькие острова вообще не понятно. К тому же намотали сети на винт, долго выпутывался, нас сносило обратно течением, уже темнело, вода предательски уходила. Капитан психовал! Было прикольное моменто, когда мы сели на мель и хотели проводить судно. И уже начали вести его, идя в воде по колено вооон к той дырочке между островами, метрах в 50 от нас.

И тут между этой «дырочкой» и нами проплывает океанический лайнер! Расстояния на море запутаны. В результате ещё на судовом ходу моторчик, видимо из-за смены масла, начал барахлить. Я выходил из себя. Высказал команде много лишнего в момент недостаточной расторопности на судовом ходе. «Срочно возьми руль!» - «Я вот хотела сделать кадр на фотик» - «Пип, пип, пип…» До этого ещё на мотор намоталась сеть. Короче, полный привет!

Но мы дошли до Лапоминок. И встали в её, видимо, середине. Начинаем разбираться. Завтра антистапель. Связался с Ленусей. На завтра билетов нет. Видимо, пока на понедельник в 15-15. Придется быть здесь лишний денёк. Место людное – масса лодок. Завтра воскресенье. Народ обещает, прибывать к 6-00. Все хвалят наш переход. И говорят, что мы – романтики! А мы такие и есть! До завтра!

День №30 - 5 августа

Стоим перед ржавой огромной бочкой. В 6-00, к счастью, никто не приехал. Но в течение дня народ ездил на лодках. Все восхищаются нашим походом. Рассказывают о своих путешествиях. Интересно слушать, но надо не забывать при этом разбираться-собираться .

Удалось 95-й бензин продать по цене 92-го, даже дешевле. Зато все довольны. Местный пожилой джентльмен, бывший моряк, объездивший 60 стран, с удовольствием взял в подарок нашу фанеру, палки, деревяшки и др. Угостил нас рыбкой сушеной. Вообще, люди здесь приятные. После долгих размышлений отказался от Деловых линий.

Ленка в Москве (по согласованию с Любой) купила нам на двоих 4-ре билета в плацкарт. Все верхние. Других не было. Скорее всего нас встретят в Москве. У нас, навскидку, на двоих: 7 рюкзаков, 3 длинных упаковки железа, 2 больших гастробайтерских сумки, и так, по мелочи – гитара, 2-3 небольших рюкзачка. Как завтра взлетим? Не представляю.

План такой: Архангельск вроде бы тупик – это раз; на боковых есть, где железо положить. Все рюкзаки подъемные и можно нести, как рюкзаки - даже с мотором. К минусам можно отнести… количество вещей.

Ну, вот. День подходит к концу. Удалось сделать невозможное. Разобрать всё за 1 день, да ещё упаковать все вещи. Хожу и повторяю: «Ай, да Лёшка, ай да молодец!» Ведь если с разбором ката Люба помогала, то с упаковкой она не могла уже помочь. И честь сделать сие пала на меня! Пока Люба гуляла по поселку, я упаковал ВСЁ!!! И хвалю себя я тоже сам!

Ай, да Лёшенька, ай да молодца!! Завтра будет непросто. Но одна из мыслей похода – может быть и главная: Для успеха твоего дела надо сегодня сделать то, что должно. А про завтра не переживай. Завтра просто тоже сделай то, что должно. И ты достигнешь цели. Такая вот мудрость.


Наш адрес: деревня Лапоминка, за бочкой

Ну и думы, и размышления с разговорами о роли семьи и родственников в жизни. Тоже очень поучительно. Этот поход – определенная черта, за которой новые походы и новые подходы. Это отчетный концерт меня и катамарана. После которого по другому надо строить все путешествия. Это нечто новое и интересное! И это здорово! А ещё здорово, что сделали почти невозможное: пройти северную «пятёрку» - эталон, скажем мягко необычной командой. Мы оба сделали всё, что могли в рамках своих физических и психических возможностей. И прошли намеченный маршрут. Мы молодцы!!!

День №31 - 6 августа

Ну, вот опять сделали невозможное )) Два человека и гора вещей совершили подъем в 8-00, приняли утренние процедуры и, погрузившись в газель, потряслись по расческе-грунтовке до Архангельска. С 11-00 мы в городе сходили по очереди покушали, потом просто так походили вокруг вещей. Разрешили вопрос с электронными билетами. Люба очень расстроилась из-за большой потери в деньгах при покупке электронного билета. Но нам повезло в другом: во-первых, платформа оказалась №1, в результате чего меня не придавило грузом. Во-вторых, нумерация оказалась в нашу пользу, так что мы опять-таки живые… более менее. Проводница сделала попытку высказать своё мнение о наших вещах, но попытка была мною пресечена. Итак, мы в поезде едем, УРА!!!

Поход близится к концу. В голове жужжат Мезенские оводы, воют Мегорские ветра, рокочут Куёвые волны! Это надо было в такую бодягу влипнуть! Братец-Пашка покатится со смеху! Женушка-Ленуся назовет меня героем! Сынулька-Елисейка расскажет мне новые свои сказки! Доченька-Генриетточка приготовит свой вкуснейший творожок! Кошечка – Бэлька будет смотреть на меня влюбленными глазами! Мама с папой будут очень рады встрече! УРА! Я – счастливый человек!!!

Конец дневника.

Послесловие

Наверное, в момент, когда я получил информацию, о том, что третий человек не пойдет с нами в поход, появилась новая Вселенная, в которой я сказал: «Ну, ребята, я же не дурак, идти вдвоем в такой поход! Поход отменяем!» Но наша Вселенная, в которой я пошел в этот авантюрный поход, мне нравится больше. К тому же сейчас зима, моя нога, травмированная в результате похода, зажила. 15 кг веса потерянного в походе - я набрал. Психологические травмы вызывают больше смех, чем слёзы.

А значит, до новых путешествий! До новых приключений!!!