Наиболее полное описание лодки см. в предыдущем отчете о плавании 2017 года.
Изменения в снабжении и оборудовании лодки к сезону 2018 г. были невелики.
Перешит карман на стакселе с закруткой, при этом передняя шкаторина сделана вогнутой с учетом прогиба трубы штаг-пирса. Спасибо Владимиру Белоклокову! Морщин стало меньше: при полностью раскрученном парусе их нет, при рифлении скручиванием они появляются. Для крейсерского плавания форма паруса удовлетворительна; дальнейших переделок не планирую.
Установил приобретенный на aliexpress миниатюрный приборчик, мзмеряющий напряжение на батарее, ток нагрузки, отданные ампер-часы и еще несколько параметров, в том числе температуру. Иногда опускал датчик в термоэлектрический холодильник — проверял, как он работает. Понижение температуры по сравнению с окружающей до 15 градусов, как и обещано, но такое охлаждение достигается только после нескольких часов работы.
Купил еще одну солнечную панель, небольшую, на 15 Вт. Специального крепления для нее не делал, да и некуда — просто ставил на борт или в кокпит так, чтобы освещалась получше. В середине ясного дня двух панелей общей номинальной мощностью 45 Вт хватало для работы холодильничка мощностью 36 Вт. (Когда приход энергии больше расхода, т.е. аккумулятор заряжается, идущий в обратном направлении ток зарядки приборчик не видит, показывает 0).
Измерил потребление тока:
Электроприбор | Ток, А |
---|---|
Кормовой (LED) и комбинированный (10Вт) огни | 0,83 |
Топовый огонь (LED) | 0,16 |
Круговой огонь (LED) | 0,12 |
Боковой плафон в каюте (LED) | 0,04 |
Потолочный плафон в каюте (LED) | 0,18 |
Передний потолочный плафон (10Вт) | 0,7 |
Подсветка розеток (LED) | 0,02 |
Эхолот Piranha 150 без подсветки | 0,05 |
Зарядник Robiton при работе | 0,27 |
Монитор видеокамеры | 0,23 |
Холодильник термоэлектрический 36 Вт | 3,0 |
DC-DC преобразователь без нагрузки | 0,02 |
DC-DC + ноутбук ASUS 2015C во время зарядки | 2,7 |
GPSMAP 64 со слабой подсветкой | 0,07 |
Авторулевой Simrad TP10, standby | 0,05 |
Ночная вахта (DC-DC + ASUS в режиме вахты + GPS + AIS + Simrad TP10 + круг.огонь) | 0,8-1,0 * |
* Расчет по суммарному потреблению за несколько часов.
Обслуживание аккумулятора. Ящика у меня нет, аккумулятор стоит в рундуке под койкой открыто. Протечек электролита не было, однако, как оказалось, под крышки с пробками кислота попала. Проверил плотность и уровень, долил воды. Надо делать десульфатацию, под нагрузкой батарея номинальной емкостью 105 Ач садится куда быстрее, чем должна бы. Но это в другой раз.
Иногда в плавании доводится испытать очень приятное чувство. Его предпосылки: все исправно, погода хорошая, GRIB тоже не сулит неприятностей. Имущество на своих местах, не забыто и не потерялось. Голова и тело вспомнили все движения и повадки, шкоты и прочие веревочки как продолжение рук, "на автомате". Ничто не требует ремонта, не заботит необходимость переделок, ни с кем не надо ни о чем договариваться, все хлопоты в прошлом или еще абстрактном далеком будущем. Нигде не болит и даже не чешется .
Легкий ветерок несет лодку, лекий плеск воды ласкает слух. Сиди себе и медитируй, глядя на бегущую воду.
А уж тихой ночью, когда ...пустыня внемлет богу и звезда с звездою говорит... море так же торжественно и чудно как небеса у Лермонтова, да ведь и границы между ними нет. Вселенная говорит прямо с тобой, так жаль, что не понять. Хоть какой-то перевод сделать под силу только поэту.
Но с законами Мэрфи не поспоришь: все это значит, что вы чего-то не заметили!
Обратный путь. Прошел город Кальмар, тихо-мирно иду вдоль берега Эланда. 3 балла в корму, стаксель на "бабочку". Шкотовый угол оттянут распоркой, заменяющей спинакер-гик. При порыве ветра распорка соскочила, стаксель захлопал. Скрутил его, убрал распорку, но почему продолжается какой-то стук?
О ужас, оторванная левая краспица висит на ванте и стучит о мачту!
Дошел до марины Sandvik и занялся ремонтом. Хорошо, мачта невысокая — с помощью лесенки для спасения свалившихся с причала удобно добрался до места аварии.
Порвать оковку из 2-мм нержавейки, это какая же сила нужна?
Излом металла старый, блестит только с краю. Вот чего я не заметил! Не обращал внимания на этот узел, не ожидая от него неприятностей. Наверное, трещинки росли год от года.
И правая краспица висит на волоске — на последнем уголочке.
Харбор-мастер, когда вечером оплату проверял, сказал "you need welding"... Ага, мачту снимать, а тут и своего крана нет, все высверливать и везти куда-то варить.
Обошелся заклепками, до конца похода выдержали.
Сейчас переделываю крепления. Краспицы получат возможность небольшого поворота вокруг мачты, и ее отклонение в нос или корму в зависимости от натяжения такелажа не будет вызывать в узле крепления напряжений.