План устроить на Балтике встречу одиночников и семейных экипажей в формате Jester Challenge некоторое время обсуждался в кают-компании "Катеров и яхт", но в итоге набралось лишь трое участников, двое из которых по разным обстоятельствам собраться стартовать не смогли .
Жаль. Одновременное прохождение заданного маршрута несколькими яхтами со своими вариантами тактики было бы и отличной школой, и приятной возможностью познакомиться с коллегами вживую. По-моему, принципы Джестера подходят для организации такой встречи лучше всего: вместо конкурентной составляющей спортивных регат они делают упор на самостоятельность, ответственность, практику в мореходном искусстве. Конечно, еще интереснее была бы встреча с участниками из других стран, но.... нет, Петька, языков не знаю (с).
Нужны местные инициаторы, которые могли бы опереться на помощь клубов в местах старта и финиша. Но интересно ли это, допустим, финнам или шведам? У них и без того много регат и клубных встреч в разных городах, вокруг того и этого острова, для спортивных или крейсерских яхт, деревянных лодок и т.д. и т.п.
Для Baltic Challenge предполагался маршрут от Хельсинки до Висбю. Дальше четких планов не было, а намерения были снова двинуться к Норвегии, уж очень нравится побережье, да и вообще страна. В конце июля в Ставангере очередной Tall Ship Race, можно зайти. А там и Берген недалеко, где еще не был. Правда, все это только если удастся обойти 90-дневный лимит визы, а то времени не хватит.
SALACIA была спущена на воду 31 мая. Старт Baltic Challenge намечался на 12 июня, так что можно было не спешить. Побывал на нескольких стоянках. Обновлю данные в справочнике, а тут можно и фотографий побольше прицепить.
Буду приводить скриншоты карт Навионикс из SAS Planet. Белая стрелочка (курсор) на рисунке указывает точку, для которой в строке состояния внизу выведены координаты. Фиолетовые отметки марин и стоянок в Навиониксе со своими стрелками часто показывают место не совсем истинное, скорее где-то рядом. Тонкие неровные красные линии — это мои треки.
Naturharbor, т.е. специально отведенное для лодочного народа место бесплатной стоянки на природе. Закрытая со всех сторон лагуна с узким входом, причал, кольца на скалах, много буйков. Есть туалет и место для гриля. Правда, в этом году из-за ранней жары и суши разведение открытого огня было запрещено полностью, даже в специально отведенных костровых местах. Висели предупреждающие надписи, а многие грильные мангалы даже были закрыты замочками. |
Подход к проливу с юга.
Причал.
Хозяйство.
Naturharbor. Сейчас не останавливался, но был тут несколько лет назад. За это время сделали причал и поставили буйки, раньше были только обломки старого и несколько свай. При северном или южном ветре можно встать у берега напротив, в проливе между островами. |
Причал у острова Brokholmen.
Это не стоянка, но тоже полезное место: слип и небольшая парковка со свободным доступом. Есть небольшой причал для использования при спуске или подъеме лодок. Ночевал на якоре в заливе у слипа. |
Причал и слип.
Парковка. Домик общего пользования: можно посидеть, переждать дождь, перекусить.
И снова гостеприимная Мери-Растила: дружеские встречи и разговоры, поход за харчами, мелкие лодочные работы.
Поскольку тут и выяснилось окончательно, что затея с Baltic Challenge не получается, ждать 12 июня резона не было, и утром 8-го двинулся дальше. Более или менее попутного ветра не хватило даже пройти Хельсинки, дальше все время лавировка. Вода 7-9 гр., ветер холодный. Дошел до знакомого местечка:
Naturharbor. При западном ветре за островом тихо и хорошо, но народу много: вечер пятницы. За мной, когда уже спал, пришла еще одна яхта и прицепилась к тому же бую; следующий катерок встал уже носом к берегу. Подходить сюда надо осторожно, рядом камни. |
Причал Stora Brando.
9.06. Картина та же, что и вчера: с утра ветер около NW, потом заходит на SW, и опять галсы. Уже недалеко отсюда Порккала, где в прибрежные шхеры вдается примерно 15-километровое открытое пространство. Можно пересечь его по фарватеру к Баросунду (Barosund), узкому и прямому проливу, часто напоминающему реку. Второй вариант — держаться мористее и идти открытой водой; в итоге оба пути приводят в район острова Юссаре (Jussaro).
Выбрал открытый путь: ветер слабый, волны нет, а в Баросунде при встречном ветре неизбежно пришлось бы идти под мотором.
С юго-запада натягивает облака.
К вечеру снова подошел к шхерам и в 19:08 отдал якорь у какого-то островка (Traskoren).
Смотрю, на камне кольцо — подошел, выбрался на берег.
А там недалеко стоит желтый щит с надписью: насколько понял, рыбалка и охота запрещены, заповедник. Ну и ладно, даже отвязался от кольца, на якоре переночевал.
На следующий день не обошлось без мотора: южнее острова Jussaro, среди множества скал и островков застал полный штиль.
Маяк на островке Sundharun.
На ночевку зашел в островки восточнее полуострова Ханко. На берегах вокруг домики, но никого не видно. Солнце садится.
11.06. Ясно, солнышко, штиль. А вот на следующие два дня прогноз обещает бодрый северный ветер 5 б, с ним можно долететь до Готланда. Решаю занять "стартовую позицию" западнее, но не уходить на основной аландский фарватер, поскольку выйти с него в море через решето из островов, островков, мелей и отдельных камней можно лишь в нескольких местах. Подходящее место остров Morgonlandet западнее Ханко. Там отмечена возможная стоянка, заодно и посмотрю новое место.
Пока почти штиль, иногда приходят дуновения с юга, иногда иду под мотором.
Над Ханко приметно высится Красный Великан - скорее всего, водонапорная башня.
На подходе к финишу несколько раз слышу гулкую ружейную пальбу, разок вижу вдалеке у соседних островов моторку.
Несколько напрягся: кто и по кому палит? Cезон не охотничий, может кто развлекается? В месте, где отмечена стоянка, бухточка и странное причальное сооружение: треугольник из свай, обутых в шины. Рядом стоит моторка, людей не видно. Наверху какое-то явно искусственное сооружение, похоже времен войны. Увы, ни к сваям, ни к кольцам неподалеку не подойти, мелковато. Встаю на якорь. Перекус, отдых.
Через полтора часа в сторону Ханко ушли две моторки. Теперь остров в моем распоряжении! Накрапывает дождик, но все же надуваю Стефу и высаживаюсь на экскурсию. И хорошо, что не поленился.
С западной стороны острова в маленькой бухточке есть причал и буек, но и там глубина на глаз не больше метра, на яхте не подойти. На острове два интересных объекта: памятник времен войны — финский артиллерийский НП и гостевой дом охотничье-рыболовного клуба HUSJF, в котором при необходимости может с комфортом переночевать довольно большая компания. Ночлег стоит 15 е. |
Текст на табличке:
На Моргонланде находилась финская группа координации огня, которая после упорного сопротивления 16 июля 1941 года была захвачена в плен. Для шестерых людей незначительное событие в ходе войны стало наиболее трагичным моментом в их жизни. П-Л.Ахлблат
Вернулся из плена только Арви Нюман, остальные погибли в лагерях для военнопленных. |
Дом охотничьего клуба открыт для гостей. В нем все, что надо для жизни: двухъярусные кровати с одеялами и подушками, дровяная печь, кухня со всем оборудованием и даже кофе, радио, телевизор. Объявление с телефонами; сказано, что за ночлег в доме надо уплатить 15 евро. Журнал для визитеров —- целый том в кожаном переплете. Записался.
Принял прогноз на следующие дни, и он вынуждает поменять план. Попутный ветер будет только завтра, 13-го слабые переменные ветра, а потом опять юг и ЮЗ, да 6 баллов!
До смены ветра на Готланд не успеть. Раз так, пойду как в прошлом году: на запад до Svenska Hogarna, а там можно пересидеть и посмотреть, что будет дальше.
12-13.06. Утром прошел мимо маяка Бенгшер, за который в начале войны было целое сражение, так как с маяка можно было наблюдать за советской военно-морской базой. Маяк финны отстояли.
Ветер северный, свежий. В основном полный бейдевинд. Хорошо что 4 балла а не 5, но все же переход оказался утомительным. К вечеру рифился, да и укачало. Вечером и ночью был уже в судоходной зоне, включил АИС и поглядывал, два раза расходился с судами. А на следующий день солнце и тишина. Потихоньку двигался на запад... а с полудня совсем штиль, до финиша в 14 ч. на о. Storon последние 10 км доехал на моторе. И до конца дня штиль.
До Готланда не хватило бы около 100 км, так и штилевал бы посреди моря в ожидании мордотыка. 14.06. Стою. Дует и правда с юга, но по свежему прогнозу и факту пока толькь 3-4 балла а не 6. С утра дождь, потом ясно, ветер усиливается. Гуляю по острову.
В узком заливе (Yttre hamnen) есть маленький причал и кольца на камнях. Туалет, ящики для мусора. Второй залив немного западнее (Ynre hamnen) мелководнее, в нем стоят местные лодки. На острове стоит дом, живут несколько человек. Закрытый в прошлом году лесами маяк починен и покрашен, на него можно подняться. |
——>
Какой же шведский остров без старинных пушек! Но каменное кресло между ними стоит только здесь.
Неожиданное открытие — змеи. В прошлом году не видел ни одну, а в этом, пока дошел до маяка, штук шесть! Попадаются ужи с желто-оранжевыми пятнышками, но больше гадюк. Облюбовали именно тропу — еще бы, каменные насыпи в распадках между глыбами, покрытые утоптанным дерном и мхом, для них идеальное обиталище. Подобрал палку и стал постукивать по земле на ходу, но и это не очень помогает. Большинство змеюк прячется и так, а особо наглые и палки не боятся, убираются не сразу, с достоинством. Еще и шипят. Присмотревшись, стал замечать множество норок, там и сям лежит сброшенная кожа или мелькнет исчезающий хвост. В одном месте увидел целый змеиный клубок. Брр.
Вечером, вернувшись с прогулки, наблюдал подход большой шведской яхты с экипажем из двух пожилых яхтсменов и столь же почтенной дамы. На подходе они несколько раз цеплялись за камни, но все-таки нашли дорожку и смогли встать носом к причалу, не сидя на киле. Сказали, что осадка у них 1,8 м.
15.06. Дует юго-запад, стою. Занялся хозйственными делами: поаккуратнее свернул надувную лодку, разобрал правый кормовой рундук и просушил концы.
16.06. Вперед! Примерно в 120 км к югу лежит уединенный остров Gotska Sandon, от которого уже недалеко до Готланда. Однажды проходил мимо, теперь хочу зайти.
Встречный ветер прекратился, но увы — совсем. Утром был даже попутный ветерок, но быстро скис, и переход получился в основном моторным.
Слышал тут по эстонскому Радио 4 день или два назад передачу про засорение морей пластиком, не то ООН не то G 7 озаботились — глобальная проблема! И пожалуйста — вижу какой-то буек, дай думаю подойду, вдруг что полезное. А это пластиковыйнадувной шарик -"сердечко". Сбросил ход, хотел отловить ради уборки мусора. Никак: нитка с багра соскальзывает. Так и уплыло сердечко оживлять пейзаж дальше, пока не попадет на какой-нибудь берег.
На ходу под мотором ночью никакого отдыха: в резонирующем корпусе лодки мотор гремит и трещит разными тонами гораздо сильнее и неприятнее, чем снаружи. Так, только полежать и покемарить. Но утром, когда показался остров, приободрился: новое место всегда интересно.
Низкий песчаный остров, покрытый сосновым лесом. Национальный парк. Причалов и стоянок нет, в зависимости от ветра можно подойти и стоять на якоре с любой стороны. Остров населен: есть дома, место для кемпинга, вода, мусорные баки (у маяка), туалеты, сауна. |
Домик слева — сауна, добро пожаловать. Дальше ангар для какой-то техники. Техника тут своебразная: плавсредство в виде саней, монструозный трейлер. Дороги — глубокий песок. Прямо планета Дюна. В шлепанцах невозможно идти, застревают. Лучше уж босиком.
После пешей экскурсии пошел на Готланд. Уже под парусом; ветер потянул с юга, потом зашел к востоку. Под конец у Готланда ветер с острова стал шквалистый, пришлось рифиться. Пришел в знакомое место: Blase, где музей переработки известняка.
Музей, кафе, дизельный поезд на известняковый карьер, кемпинговая площадка, туалеты на месте. А вот гостевой причал кажется заброшен. Во всяком случае, коробка где были розетки теперь пуста. Кто решит сюда зайти — внимание! — не пытайтесь войти в гавань между молами, как положено. Подход только снаружи, с ЮВ стороны. На входе в старую гавань мель (на молу висит плакат со стрелкой направо). Душа и интернета здесь нет (в принципе, около домика с надписью "библиотека" видна сеть, но с паролем, а спросить было некого). |
При ЮВ ветре стоять неуютно, волна лупит в борт. Решил перейти в глубину залива в Kappelshamn. Недалеко, но мокро: вдувало на 5 баллов, да еще шквалы. Хоть волна и маленькая (разгона нет), поливало брызгами все время. Грот не стал распаковывать, шел под мотором и частично раскрученным стакселем.
Это не марина, а fiskehamn, гавань для местных лодок. Арендованные места оборудованы сваями. Специальных гостевых мест нет, можно встать где-нибудь к стенке. 100 крон. Есть туалет, вода, электричество. В 400 м по дороге на юго-запад кемпинг, где можно воспользоваться душем (20 крон).
|
Прогноз на следующие дни не радует: ветер юго-западный, точно навстречу. Завтра, в понедельник 18.06, 4-5 баллов, во вторник до 6. Но и стоять несколько дней в Капельсхамне не хочется. Решил назавтра перейти в следующий небольшой залив у деревни Irevik и там постоять на якоре под защитой берега.
Место красивое, но стоянка оказалась не лучшей. То и дело налетали ветровые плюхи, срывающиеся с высокого берега. Ночь с 18 на 19-е была тихой, хотя прогноз обещал до 5 б. с ЮЗ. Задуло только уже под утро; проходила полоса облаков с дождем. Подумал: при таком раскладе можно было под мотором ночью спокойно дойти до Висбю, чем днем ломиться в лоб против свежего ветра.
Принял свежий GRIB. 20-го усиление ветра до 6-7 баллов. Но самое неприятное, ветер зайдет на запад. Защищенность стоянки ухудшится, ветер и волна начнут заходить в залив.
19.06. Погода хорошая, ясно, ветер свежий. И в конце концов ветер достал: якорь пополз. Камень, рельеф дна такой: от береговой известняковой кручи и пляжа дно понижается уступами, ступенями. Стою на глубине 5,5 м, а в стороне берега недалеко вижу дно, там уже мель. Потащило не к берегу, а дальше в залив, но запас всего несколько сотен метров, и приехали: пляж. Потравил якорный конец, отдал второй якорь. Больше не тащило.
Как быть? Дальше усиление до 6-7б, запад. Что если ночью сорвет с якоря? Но ведь прошлой ночью было тихо, хотя прогноз этого не показывал. Решил так: если к ночи будет стихать — пойду. Можно и не до Висбю. В 4 км не доходя есть еще марина Flundreviken, там посвободнее наверное будет. Ну а если обстановка в море не понравится, остановлюсь в соседнем заливе в марине Lickershamn.
Вечером ветер и правда ослабел, как и вчера. Шквалики перестали беспокоить. В 21 ч. снялся с якоря (по Москве, часы не переводил. Здесь 20 ч.) На всякий случай сразу зарифился, но в море оказалось вполне неплохо, ходовая погода: 4 балла, только иногда порывы до 5, волна меньше метра. Рулю сам, без Симрада, идется весело. Можно даже бросить руль: лодочка умница, при таком балансе парусов — два рифа на гроте и стаксель подкручен — сама идет как надо.
Прошел Ликерсхамн, остановиться желания не возникло: полет нормальный. А как пройду мыс, дальше при таком ветре можно будет идти одним галсом, совсем хорошо.
Так и получилось. Вот только, когда солнце село, ветер стал не стихать, а усиливаться. Не сразу, постепенно. И когда понял, что ненормально, ушел уже слишком далеко, чтобы возвращаться. Раздуло метров до 12-15, волна двухметровая, потом появились валы и метра 3 наверное. Во всяком случае с гребня в ложбину смотришь — ох, страшная яма. Стаксель скрутил до платочка в метр. Лодка вела себя отлично, иногда било гребнем конечно, или когда вниз падали с волны, но не валяло.
Тут уже укачало, но переносил легче, чем обычно. Не в плане симптомов, тут до пустого хрипа, но думать о том какое несчастье эта морская болезнь некогда было. Рулил, скрючившись на дне кокпита за рубкой, чтобы меньше поливало. А когда и тут брызгами обдавало, вода казалась чуть ли не подогретой! (а было+16...) Думки конкретные: подветренный берег вот он, рядом.
Понял, что в марину поближе, куда хотел пойти, соваться нельзя. Место незнакомое, мало ли что там, а при таком навале второй попытки не будет. Надо тянуть в Висбю, там ворота широкие, мол волну загородит, и место знакомое. А то хоть ночь и светлая, издали много не разглядишь.
Зашел, пришвартовался в 4:15.
Сейчас, задним числом, думаю: правильно сделал, что ушел. Раз якорная стоянка ненадежна —неизвестно еще, что бы там ночью при сильном ветре приключилось. А вот что не остановился в Ликерсхамне — ошибка, одна из самых серьезных в моей практике. Эйфория подвела, когда после долгих сомнений и колебаний вышел на переход и порадовался, что неплохо идется.
Проснулся, развесил штанцы и прочую амуницию сушить. А после позднего завтрака, в полдень где-то, голоса: наши, "на флаг" подошли! Питерская яхта DORADO. Замечательная вышла встреча, тесен мир. Столько историй, столько общих знакомых, гитара.
Рассказали, что с ними приключилось — не поверил бы! Дораду не пустили на Борнхольм, в Аллинге. Серьезно так, не обычные костгард: военный корабль. У датчан там что-то такое происходило типа фестиваля за демократию. Да-а... а мы обижаемся когда улицы перекрывают.
Рядом с Дорадой стояли поляки, "Кетос". Им в то утро повезло меньше: Вячеслав рассказал, что яхту притащили спасатели и удивлялся, что ванты заметно болтаются а они их не трогают. Поляки весь день сушили барахло и возились с генуей на закрутке: разворачивали, несмотря на ветер, опять сворачивали, снимали парус со штагпирса. Потом взялись и за талрепы.
Марина в Висбю расширилась за счет соседней секции "barkasen", где стояли рыбацкие лодки. А вот Шкоду на час бесплатно больше не дают. Стоянка для яхт длиной не более 8 м — 170 крон в день, с электричеством еще 55, душ 10. На причалах висят объявления с призывом экономить воду, мыть лодки нельзя. На Готланде не хватает пресной воды. При регистрации выдают карточку с паролем для подключения к wifi сети Telia на один день. Мой ноут дружить с этой сетью отказался наотрез, подключался к интернету в городской библиотеке. Около нее интересная парковка для велосипедов: столбики с металлическими шляпками, защищающими седло от дождя. Пустячок, а приятно.
21-го Дорада вчера ушла на Стокгольм, несмотря на неважную погоду. Рассчитали так, чтобы по максимуму использовать попутный ветер, а следующее усиление поймать по минимуму. А я буду стоять, пока не сменится встречный ветер.
По центральной старой части Висбю приятно прогуляться в любую погоду.
Много руин старых церквей. В действующей главной кирке св. Марии все как положено: прекрасный интерьер, скамьи, свечи, витражи... а сразу за входом обнаружилась картина, мягко говоря, неканоническая: лубочное изображением Троицы с прорезями на месте ликов Бога-Отца и Святого Духа. За Отцом приставлен стульчик, чтобы и ребенок мог забраться и просунуть свою мордашку.
Как в стародавнем советском парке культуры фанерный "командир на лихом коне" с дыркой для лица и фотограф-шабашник. Теперь бывают "Фото с президентом".
Церкви здесь не только храмы, но выполняют и функции центров культурной жизни. В кирке можно увидеть выставку картин, книг, детских рисунков; как-то в Истаде и на рок-концерт попал. По-моему, это хорошо. Да и вообще, обстановка в протестантских храмах нравится. Но тут... Для развлечения детей, прививки спокойного, обыденного отношения к вере? Нет, эта "инсталляция" не лучший пример, как ни крути — кощунство. Спасибо хоть Христа не тронули.
Позитив: развалины собора св. Николая не оставлены в таком качестве, а превращены в концертный зал.
22.06 Ну и ночка. Даже в марине мотает и трясет, швартовы скрипят, ванты свистят, фалы стучат. С утра всего 8 градусов, второй раз за плавание включил печку. Ветер треплет флаги, валяются опрокинутые стенды и сломанные ветки, на улицах никого. Как там DORADO в море? (нормально прошли, что значит грамотный расчет перехода).
А во второй половине дня снова пришло лето. Давление выросло с 1002 до 1006 мбар, выглянуло солнышко, ветер утих, потеплело. Кафешки и бары выставили столики для появившейся публики. Завтра наконец сменится ветер, пора собираться! Следующая остановка — Эланд.