18.07, 10:30. Подхожу к Бергену. Вот и заливчик, по сторонам которого стоят яхты, некоторые в два борта. Иду все дальше, а свободного места нет. В самом конце нашлось местечко! Иногда хорошо, что лодка маленькая, а наготове есть большой кранец (шар был отловлен в прошлом году около Fair Isle).
Марина в Бергене не самая удобная: высокий причал, увешанный автопокрышками, да и маловато места. Собственно, в качестве марины используется старая часть порта. В качестве утешения можно предположить, что к этим же причалам швартовались ганзейские купцы. Цена стоянки тут от 200 крон. Это центр города, рыбный рынок — перекресток всех туристических путей. Естественно, много зевак. Кто, откуда, куда, зачем. Россия? Ах! Финляндия? Ох! Потом уже прятаться стал. Удобства в соседнем здании, WIFI отсутствует — надо идти в информационный центр. Более удобная точка нашлась через дорогу, в валютном обменнике. |
Где-то читал что Берген — "столица дождей" и норвежцы из других мест говорят, что у бергенцев на ногах перепонки между пальцами . И правда, весь день 18-го моросил дождик, а до этого за все время плавания всего пара дождей.
Долго занимался легализацией: надо снова получить въездной штамп в Шенгенскую зону. Пошел в полицию, но, в отличие от Швеции, городская норвежская полиция пограничными вопросами не занимается. Офицер проверил документы и сказал, что надо обратиться в полицию при аэропорте. Нет, раз вы пришли на яхте в Берген, откладывать "прописку" до Ставангера нельзя. Объяснил, как добраться: проще всего на "бюбанене", остановка недалеко. Я заверил, что сейчас и поеду.
Bybanen — удачный гибрид трамвая с электричкой и метро. Интересно, что на городских улицах рельсы у него трамвайные, а на открытых участках и когда идет по своей полосе рядом с автомобильной дорогой — железнодорожные. Комфортабелен, катит довольно быстро. Билеты надо приобретать в автоматах заранее, в вагоне билет купить нельзя. Я этого не знал; выручил попутчик-норвежец: я отсыпал монет, а он заплатил за билет со своего смартфона. А на обратном пути в аэропорту меня попросили помочь, брал билеты для семьи, у которой возникла какая-то проблема с картой при оплате. Как говорила бабушка Удава, "Воспитанная мартышка передаст банан товарищу!"
Полицию в аэропорту пришлось поискать, зато въездной штамп поставили без всякой волокиты и вопросов. Наверное, из городского офиса предупредили, что должен появиться такой-то персонаж. Думал, что Салации крылышки приделают, но в аэропорту оказался наготове и морской пограничный штамп, с корабликом.
Над Бергеном поднимается несколько возвышенностей, ближайшая — гора Флойен. Поездка на нее на фуникулере Флойбанен — "обязательная программа" каждого туриста. И в самом деле интересно. Весь город на ладони, вертолет стрекочет внизу. Нижняя часть горы застроена, на этом участке есть несколько промежуточных остановок. На одной из них сошла женщина с сумкой и тележкой — видимо, использовала фуникулер как городской транспорт. Правда, дороговато для частых поездок, но возможно для жителей есть какие-то абонементные билеты (поездка в два конца стоит 95 крон). На горе, кроме ресторана и прочих киосков, устроена зона отдыха с разными спортивными развлечениями, но до нее я не добрался.
Берген, марина.
Bybanen.
Вид с горы Флойен.
Брюгген. Как не сфотографироваться!
Городские тени.
Главная бергенская достопримечательность, объект культурного наследия Юнеско — Брюгген. Эти деревянные домики с общим фасадом присутствуют здесь везде и во всех видах: на магнитиках и сувенирах, маечках и пр., даже на уличном люке.
Купил себе медаль с домиками, как с Линденеса, теперь две будет. Всего их что-то около десятка с изображением главных норвежских достопримечательностей. Утверждается, что продаются только в соответствующих местах. Внутри Брюггена то же, что и в старину: ...как в ГУМе: торжище в каждом закоулке.
Большой город — всякая публика. Сидит черно...одежный парень, на вид вполне дееспособный, клянчит. Тьфу. А вот уличные музыканты, они все-таки больше музыканты, чем попрошайки. Часть городского колорита. В конце залива с мариной у них самое "козырное место", все время кто-то играл. Причем видимо есть договоренность о разделении времени: один подошел, предыдущий кивнул и сдал вахту, ушел куда-то еще.
Саксофонист понравился, хорошо играл, знакомые мелодии из фильмов, к романсам. Наверное, русский. А вот перед ним был еще один, тот явно "наш". Но именно попрошайка: бомжеватый, в какой-то рванине. Может, специально на жалость работал. Наяривал на баяне подряд "Катюшу" и иногда "Подмосковные вечера". Руссо туристо здесь полно...
Ушел из Бергена в 13 часов 19-го. Что тут еще делать? По музеям не ходок, не было определенной цели. Конечно, можно бы... но больно дорого, да и ближайший, ганзейский, оказался закрыт. Лучше больше времени провести на море, посмотреть еще какие-то места. (Располагающим временем и желанием стоит купить в инфоцентре специальную карточку для посещения музеев, проезда и еще каких-то услуг, с ней экскурсии обойдутся намного дешевле).
До вечера успел одолеть с полсотни километров. Прошел большой остров Huftaroy, на южной стороне которого есть несколько глубоких заливов, и зашел в один из них. В какой-то поселок в глубине залива ходит паром, а в бухточке недалеко от входа заброшенный рыбацкий причал. Со склона стекает ручеек; лучшего места для ночевки и не надо.
Заброшенное рыбацкое становище: причал, сарай, стрела с лебедкой — доставать из лодки ящики с рыбой. У причала мелковато, но подойти можно. Сделал оттяжку на торчащую с краю стрелу, чтобы цеплять за камни. |
На следующий день остановился у поселка Mosterhamn. Он имеет давнюю историю, это одно из первых в Норвегии мест, где жители приняли христианство. В поселке есть марина, но мне туда ни к чему. Тихая якорная стоянка лучше: после бергенской суеты и многолюдья в одиночестве лучше. Тем более, завтра приду в еще один город, Хаугезунд.
В поселке есть марина, но я останавливался неподалеку на якоре. |
Место, где переночевал у магазина Batcenter. Есть тут конечно и марина, и еще какие-то стоянки, и вообще весь город — сплошные причалы. |
Еще проходя несколько дней назад в сторону Бергена, приметил магазин Batcenter (лодки, моторы и пр.). Остановился в затончике у стенки причала, видимо относящегося к магазину. Пошатался, посмотрел на всякие штукенции. Дорого тут все, масло для редуктора про запас не стал брать, а запасную свечу еще одну взял, надо. И резиновые колечки-прокладки нашлись. Спросил у продавца, можно ли здесь и переночевать. — ОК, но только до понедельника (дело было в субботу), утром в понедельник место нужно. А мне и до воскресенья хватит.
Хаугезунд мне понравился. Выстроенный по берегам узкого пролива город — сплошной причал для яхт, катеров и прочих плавсредств всех видов.
Владея базой в проливе, в старину можно было контролировать морской путь с юга на север (который и дал название стране). Конунги викингов знали толк в этом деле, да и теперь функция не утрачена, в Хаугезунде находится один из центров норвежской береговой охраны.
Здесь правил Харальд Хаарфагр, который затем смог объединить под своей рукой все области Норвегии. Недалеко стоит монумент в его честь, к которому я и отправился на велосипеде. Поставили монумент в конце 19 века. Собственно, здесь и лежит король. Где-то здесь... место определили по описанию в сагах. На каждом из столбов вокруг центрального высечено название области, которые и составили вместе страну Норвегию. Некоторые и сейчас есть на картах, например Vestfold, другие незнакомы.
По-английски прозвище короля Fairhair, у нас его зовут Харальд Прекрасноволосый. Лучше бы более сурово: Харальд Волосатый, чай не барышня! К основателю Норвегии (и одной из его барышень) мы еще вернемся, когда снова попадем в Танангер.
Приехал, вожусь на лодке — кто-то окликает с причала. Сосед со стоящей рядом моторной яхты. Держит пакет: вот, из магазина, не хотите перекусить за компанию? Я хоть и тоже чего-то прикупил, от угощения отказываться не стал, с удовольствием уплел простецкий хотдог. Познакомились. Мужику 41 год, зовут Тор ( — Но я не агрессивный, как тот Тор, с большим молотом. В случае чего могу, но лучше мирно все решать!)
В городе есть, как он сказал, очень маленькая квартирка, а летом живет на лодке с 14-летним сыном и собакой. Лодка довольно большая, стальная, голландской постройки. Вот только двигатель надо ремонтировать, очень дорого. Так что пока яхта заменяет дом, а на рыбалку ходят на надувнухе (она болталась тут же). Сказал, сколько стоит аренда места (забыл, но более или менее по-божески).
Узнав, что я из России, улыбнулся: — Как бы мне найти русскую жену! Норвежские девушки интересуются только тем, много ли у тебя денег.
Что уж у него за обстоятельства... мне мужик сам в сыновья годится. Теплое впечатление оставила эта встреча.
Воскресенье, 22.07 С утра штиль. Начался отлив, течение на юг — отлично, Salhusstraumen проскочу. Ближайшая цель Avaldsnes, церковь св. Олава. Это рядом, дойду под мотором. Но сначала с удовольствием продефилировал по центральному проспекту... то есть, проливу Хаугезунд. Каких только лодок и судов тут нет. Как раз проходили "Дни гавани", и на многих судах были подняты флаги расцвечивания.
Утро 21 июля.
Остановка в Хаугезунде; вид с моста.
Домики не хуже чем Брюгген.
Памятник конунгу Харальду.
Рядом на холме стоит раннехристианский крест.
В гостях у Тора.
Здание береговой охраны
Путь по Хаугезунду.
Смущало, что никакой стоянки на карте не обозначено, только якорное место. Ладно, надую лодку. Хотя странно, уж какой-то причал в норвежском населенном пункте должен быть. ...Там весь берег залива оказался сплошными причалами. В конце одного из них нашлось местечко, чтобы причалить на несколько часов, никому не мешая. |
Каменная церковь построена в 13 веке, деревянная, которую собственно и поставил Olav Tyggvason, правнук Харальда Прекрасноволосого, еще на 250 лет раньше. А еще раньше здесь было культовое место силы с камнями-менгирами, из которых уцелел один, 7-метровая каменная игла, стоящая теперь наклонно у северной стены церкви.
В путеводителе камень назван Virgin Mother's Needle — Игла Богородицы. Причудливо... христианство и древние культы. С камнем связана легенда: как он коснется церкви, тут и настанет Судный день. И якобы служители культа в простые старые времена следовали принципу "На бога надейся, а сам не плошай!" — отбивали от обращенной к стене стороны камня кусочки, дабы отсрочить Суд.
Церковь Олава оказалась в строительных лесах, что дало редкую возможность проинспектировать Иглу, благо воскресным утром ни рабочих, ни церковных людей еще не было.
Церковь действующая; когда шел обратно, навстречу к церкви проехали две машины, и вскоре над Авалдснесом поплыл колокольный звон. Если бы задержался, можно было и на внутреннее убранство посмотрть. Но не возвращаться же.
Кирка св. Олава.
Salacia стоит у конца причала. Недалеко суда на приколе; похоже, ждут ремонта.
Вид сверху.
Игла Богородицы. А ведь похоже на то, что конец камня "обгрызен". До конца света осталось 5 см.
Проход к бухточке за о. Kilholmen.
Встречный голландец.
23-24 июля не спеша приближался к Ставангеру. Участники Tall Ship Race должны прибыть в город после совместного перехода (этот переход был не гонкой, а cruise in company) до 12:00 26.07, значит, подходить будут в основном 25-го. Но еще с утра 24.07 заметил на горизонте большие прямые паруса: первый из толшипов!
Вечером, когда я стоял на якоре у острова на краю пролива, ведущего с севера к Ставангеру, в сторону города прошел Cristian Radish.
Может быть, он и был виден с утра далеко в море.
Утром 25-го двинулся к городу и я. Хотелось найти местечко в марине и быть недалеко от центра событий.
Сразу пошел к основным причалам городской марины у музея нефти. В 16-м году стоял у причала в самом конце залива Viken, но туда решил не соваться, ведь там будет центр всего фестиваля (потом видел, что этот причал переместили и использовали для служебных катеров).
Местчко нашлось у стенки за "пальцами". Путь туда загораживал тузик с большой черной яхты —- попросил, его отвели на другой борт, протиснулся вручную. Пошел к автомату платить — смотрю, объявление: извините, гавань закрыта с 12 ч. 25.07 до вечера 29.07, т.е. на все время фестиваля. Хм. Тогда расставаться с 200 кронами лучше обождать, мало ли что. Помылся в душе, нашел интернет, съездил в магазин и на заправку. В общем, сделал все дела. Тем временем марина действительно опустела, яхты ушли. Осталась соседняя черная (они ждали сменный экипаж) и в углу пара местных моторок. Стали заходить первые толшипщики: датчане, питерская Акела.
Как еще в Висбю было велено, передал Акеле привет от Дорадо. Потом появился портовой катер и выгнал моих соседей, а также катер с большим семейством, подошедший в секцию напротив. Я наблюдал за этим процессом со скамеечки у причала, к яхте не подошли. Решил, что не тронут, ведь на мое местечко вряд ли кто будет претендовать. К тому же старпом Акелы Анастасия Подобед показала план расстановки, по которому толшипские яхты занимали только сторону, обращенную к городу, противоположная должна была остаться пустой (яхты большие, длинные — наверное, не смогли бы разворачиваться для швартовки в противоположные секции).
Но вечером, когда забрался в лодку, тот же катер выгнал и меня. Нет-нет, гавань закрыта, никому нельзя, уходите. Мало того!
Попытался зацепиться за западный берег метрах в 300 от стоянки для Седова, нашел разрыв между какими-то причалами метров 20, там даже лесенка была и здоровенное кольцо. Растянулся веревками, а то все волны от судов мои. Выгнали и оттуда, изверги. Мол, здесь еще территория порта, низзя! Сказали уйти на остров (там большая марина, но добираться в город по мосту неудобно) или еще дальше. Ушел. Причал у каких-то летних домиков с надписью Welcome to Stavanger и правда оказался гостеприимным. Рядом сидела небольшая компания, звенели бокалами, смеялись.
— Можно тут остановиться на ночь? Махнули рукой: можно.
Что поделать, раз с праздника жизни мелочь пузатую вымели метелкой, надо где-то пересидеть два дня со встречным ветром. С утра пойду в Танангер, там и пережду.
Утром 26-го то с 1-2 баллами, то болтаясь без хода (течение немного выносило) повлекся на выход, наблюдая, как в город идут участники TSR.
Марина у музея нефти опустела.
Пришла АКЕЛА. Старпом командует швартовкой.
Участники TSR идут в Ставангер,
Пошли крупные корабли, среди них наши: изящный Мир, огромный черный Седов, красавец Крузенштерн. Индиец со строем матросов на реях. Штандарт прошел вдалеке под берегом, гордо тормозясь верхними парусами. В море видно есть ветерок, вдали видны все новые паруса. Проникся: разместить такую огромную флотилию тяжелейшая задача.
...А я снова пришел в Танангер и нашел причал в стороне от марины, где и простоял до 1 августа.
Конечно, было несколько обидно оказаться в стороне от толшипского празднества. Но, изучив путеводитель и карту, решил, что и тут можно устроить себе программу даже получше. Недалеко два интересных места: монумент "Мечи в камне" в честь объединения Норвегии и музей авиации в Суле, около ставангерского аэропорта. Да ведь и сам Ставангер рядом, приеду на велике в заключительный день TSR, посмотрю на парусный парад. На следующий день, 27-го, отправился по самому дальнему маршруту: к мечам.
Монумент стоит на месте одной из битв войны за объединение Норвегии, связаной с упоминавшимся выше конунгом Харальдом.
Как утверждает путеводитель вслед за сагами и прочими легендами, в деле объединения Норвегии в единое государство не обошлось без женщины.
Харальд, который был весьма любвеобилен, воспылал страстью к некоей Гиде Эйрикдоттер, т.е. дочери соседнего конунга Эйрика. А та дала ему от ворот поворот, сказав, как несколько позже Мордюкова в старом фильме "Председатель": — Хороший ты мужик, Харальд, но не орел! Вот будешь королем всей Норвегии, тогда буду твоя.
Ну что тут скажешь... у старого товарища еще по катамаранам было такое любимое присловье: — Бабы... (небольшая пауза) — страшшные звери!
Харальд и повелся. Мало того, дал зарок не стричься, пока не завоюет Норвегию и Гиду. Так оно все и произошло: навалял будущему тестю и другим соседям, Норвегия была объединена, Гида слово сдержала и нарожала королю кучу детей, а самому Харальду понравилось ходить волосатым. Так и вошел он в историю как Haarfagr — Прекрасноволосый.
Рядом с монументом место отдыха и песчаный пляж. Погода хорошая, солнышко светит. Вдали от моря на отмелом пляже вообще теплынь и красота. На фоне грозных мечей загорали и плескались взрослые и детки; я тоже продолжил купальный сезон .
На следующий день думал съездить в музей авиации, но пока вернулся обратно к лодке, изрядно устал. После долгой поездки на велосипеде ноги с непривычки болят. Завтра надо отдохнуть, иначе послезавтра в Ставангер уж точно не доберусь.
Пока отдыхал, погода стала портиться, давление упало с 1016 мбар утром до 1013 в 13 ч. и 1007 в 20 ч. С моря накатила темная туча, налетел шквал, полил дождь, несколько раз громыхнуло.
29-го к вечеру, когда должна стартовать вторая гонка TSR на Харлинген (в Голландию), прогноз обещает усиление ветра от S-SE до 5-6 баллов, а ночью и до 7. А ведь три дня назад на это время прогноз был штилевой! Но утром и весь день погода отличная. Ноги отошли, снова кручу педали.
Подкатил к инфоцентру, звоню Анатолию Кулику: он должен быть на Седове с парусной школой, которую там проводят. Отвечает, и чувствую, с ходу не поймет, кто это и что такое Спрашиваю, где ты? — и тут вижу: вот он, Палыч — стоит, мобилу держит! Очень приятно было встретиться, жаль что мельком. Я дочапал туда на своем велике в одиннадцатом часу, а отход судов был назначен на 12. Всем седовцам было приказано быть на борту заранее.
Оказалось, Анатолий только что прилетел в Ставангер с фестиваля пиратской песни на Камчатке. Показал фотографии в телефоне. Ну и ну, такой бросок это не с корабля на бал, а наоборот и на пол-Земли круче.
На Седове оказался и Константин Кулябин из Екатеринбурга, с которым когда-то вместе участвовали в Верхневолжской регате. Тесен парусный мир!
Попрощались, и пока оставалось время, пошел в собор послушать богослужение, которое входило в программу TSR. Понятно, там уже не было зкипажей судов, они готовились к отходу. Но полный зал, все как-то душевно, хотя со слуха понимал лишь отдельные слова (к тому же речь звучала то английская, то норвежская).
Служба была экуменическая, то есть совместная. Вели ее епископ(ша) Anne Lise Adnoy и англиканский капеллан Peter Hogarth. Заодно покрестили младенчика, Томас-Александром.
Иногда все вставали и начинали подпевать. И тут соседка, симпатичная девушка с крестиком, видя что я молчу, повернула ко мне программку с текстом и показала пальцем, где надо петь. Тут уж отступать некуда. Пение — это было бы очень сильно сказано, но рот открывал. И свечку потом поставил.
Такое дело...
Как-то так: Христос, твой голос воды слышат, покорна слову, ярость сгинет.
|
Полдень. Яхты и корабли начали выходить в море. Играет музыка, развернуты флаги, народ на берегу и команды обмениваются приветствиями. На Седове курсанты стоят строем, взмахивая белыми фуражками. Красиво!
Штандарт порадовал. Он отходил от набережной уже под занавес, когда акватория стала посвободней. Подняли паруса и пошли! Почти все, даже яхты, выходили под двигателями, лишь один-другой небольшой парусок кое-кто нес для вида. (Залив узкий, лодок всяких со зрителями уйма.) А со Штандарта к испугу и восторгу зрителей еще и бабахнули пару раз из своих реконструкторских пушек. До этого кто-то тоже стрелял, но слабовато, а у Штандарта пальба реальная.
Участники TSR ушли в море, но к ночи погода действительно испортилась. Наутро с удивлением увидел у длинного причала несколько толшипских яхт. В чем дело, что случилось? Сказали, что из-за плохой погоды старт перенесен на день. Открыл marinetraffic — батюшки, даже крупные суда, вчера хорошо стартовавшие, развернулись и идут назад. Общая отмена.
Если уж такие яхты застряли в Танангере, мне сам бог велел сидеть ровно и не рыпаться. Да и куда там, сильный встречный ветер. Так и просидел еще два дня, колдуя над GRIB'ами — когда же смогу уйти.
Фарватер к порту, мол и бухта Танангера. Вечер 30 июля.