Первое плавание по Северному морю

Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Александр Танский

Первое плавание по Северному морю
или записки сухопутной крысы

Ну, вот и свершилось долгожданное путешествие по островам Северного моря. К сожалению, из-за нехватки времени и не очень хорошей погоды, в Данию мы не попали, но программу-минимум с ночными парусными переходами по морю и посещением Хельголанда и Зюльта выполнили, а небольшие приключения только добавили адреналину. Как бы то ни было, отпуск удался.

Запланированный одиночный поход не сложился - решил на первых порах не рисковать, а тут и экипаж подвернулся. В путешествие вышли вдвоем - я и мой старший помощник Андрей - старинный друг молодости из Киева, который специально приехал в качестве помощника и фотографа.

Получили массу удовольствий, особенно от природы островов. Все-таки, людям с юга стоит иногда вырваться на севера, чтобы насладиться красотой тамошних мест. Конечно, архитектура, особенно на Хельголанде, тоже достойна внимания, но ехали не за ней.

Естетственно, мы наделали кучу фотографий и отсняли довольно значительное количество видео, так что теперь короткими летними ночами в перерывах между работой буду сидеть и обрабатывать снятый материал.

В ходе плавания выявились как хорошие стороны лодки, так и недостатки подготовки, а также дефекты матчасти, некоторые из которых мы смогли устранить собственными силами, а некоторые вещи пришлось по негодности даже выбросить.

Этап 1. Карлсруэ-Бремерхафен. 6-7.06.18, 648 км

Из Карлсруэ выехали в среду 6 июня в начале одиннадцатого. Ехали без пробок и происшествий, и уже к 7 утра в четверг были в Бремерхафене, где вооружили и спустили "Гемму" на воду.

07.06.18. Бремерхафен

Собрав вещи, мы перегнали кораблик в Рыбный порт, прогулялись по городу, полюбовались кораблями-музеями и посетили местный исторический музей. Было очень здорово, интересно и познавательно, особенно когда смотритель музея привел в действие здоровенную паровую машину, снятую с какой-то доисторической паровой землечерпалки. Побродив по Бремерхафену, мы вернулись на яхту и стали готовиться к отплытию. Первоначально мы хотели переночевать у стенки, а рано утром отправиться на Хельголанд. Но авантюризм и хороший прогноз погоды, а также шило в известном месте заставили нас выйти в ночное плавание, не дожидаясь утра.

Как ни странно, но в последнюю минуту перед отплытием мне удалось договориться с эхолотом, до этого напрочь отказывающим работать (см. тему про Ассоль в разделе парусных яхт). Для этого пришлось из верхней части пластиковой бутылки соорудить колпак, засунуть в него датчик и с помошью герметика и кольца микропористой резины приклеить колпак к днищу лодки. Далее в него с помощью шприца было залито небольшое количество воды - и вуаля! В дальнейшем нареканий в работе эхолота замечено не было. Все плавание он работал безотказно, оберегая нас от мелей. Консоль крепления эхолота пришлось впоследствие перевешивать повыше, чтобы иметь возможность устанавливать вторую створку брандерщита. С бортов при сильном ветре и волнении изрядно забрызгивало, так что каюту в таких ситуациях приходилось держать практически закрытой.


Этап 2. Бремерхафен-Хельголанд. 07-08.06.18, 50,1 мм

Вышли в 20:40. Везер до моря прошли на моторе, потом подняли паруса. Почти до самого острова шли под парусами. Любовались закатом над морем. Стемнело. Андрей пошел спать, а я и Железный Майк несли вахту. Солнце стояло над горизонтом еще часов до 11, так что получалось некое подобие белой ночи. Когда темнота наконец-то сгустилась, стали видны звезды. Яркие и многочисленные - огромная редкость для городского жителя.

Так, засмотревшись на звезды, я как-то упустил из вида навигационную обстановку (тем более, что БЖП по этому фарватеру не ходили, а других яхт в окрестностях тоже не наблюдалось) и довольно поздно заметил, что Майк и течение прирулили лодку к неосвещенному бую. Несмотря на попытки отвернуть, столкновения избежать не удалось, хотя буй и прошел по касательной, оторвав кусок деревянной площадки возле бушприта. С той поры бдели в оба, а то и в 4. Пронесло...

Прийдись удар в борт, - и пришлось бы в июне орать в рацию про майские деньки. И все-таки автопилот рулит. И рулил бы дольше, но мне и Андрею хотелось поуправлять лодкой, так что ночные вахты несли вдвоем, особенно на волнении и при порывистом ветре. В дальнейшем, если будем предпринимать прогулки по морям-окиянам, надо будет придумать все-таки связь автопилота и картплоттера, чтобы держал не только компасный курс, но и мог рулить на точку. Использование мобильного телефона с Навиониксом в качестве карплоттера себя оправдало.

В дальнейшем на этапе приключений не было. Мы любовались далекими огнями, маяками, полями ветряков, стоящими прямо посреди моря... Встретили не менее удивительный рассвет. Миль за 10 до острова ветер скис, поверхность моря стала напоминать озерную, и нам пришлось набить бензин-шкот и так дойти до Хельголанда. Ошвартовались в местной марине в Южной гавани в половину одиннадцатого.


08.-09.06.18. Хельголанд

После короткого сна мы пошли бродить по острову и делать фото на память. Для меня было совершеннейшим шоком, что на территории Хельголанда запрещены велосипеды, и чтобы ездить на велике по работе, например, там нужно получать специальное разрешение в мэрии. С чем это связано - никто не может сказать. По большому счету, ездить на этом скалистом острове все равно можно только на небольшом участке набережной. Некоторые товарищи используют самокаты или скейты. А что - тоже вариант. Все 4 машины на острове - на электротяге.

Мы обошли остров по периметру, но перед этим походили по набережной. Какие же все-таки интересные там деревянные домики, выкрашенные в разные цвета! Затем побывали возле маяка и радиовышки, дошли до скал, где гнездятся северные олуши. Интересные птицы - человека не боятся, охотно позируют перед камерами.

Долго еще ходили по острову, любовались заросшими низким кустарником воронками от бомб, слоистыми отвесными скалами карминного цвета, любовались взлетами самолетов с аэродрома на Дюне - песчаном острове спутнике. Красота-а-а!..

Думали искупаться в проливе между Хельголандом и Дюной, но вода оказалась настолько холодной, что мы быстро оставили эту идею и ограничились только омовением ног. Не сапог, и не в Индийском океане, но все же... :) Русскую речь на Хельголанде слышали всего 1 раз, да и то мельком. Зашли в сувенирную лавочку, прикупили магнитиков родственникам. Я купил себе пачку трубочного табака - благо, он там дешевый и без НДС. Немцы охотно едут туда за табаком, алкоголем и парфюмерией. Можно сказать, что там, поскольку остров является оффшорной зоной, по сути здесь большой дьютифри. Поужинав, мы легли спать, чтобы рано утром стартовать на Зюльт.



Этап 3. Хельголанд-Зюльт. 09.06.18. 43,4 мм

Вышли в 5 утра. Небо заволокло тучами, поднимался ветер с норд-веста. Мордотык. Стало реально холодно, и мы от холодрыги и ожидании дождя надели непромоканцы. Прогноз пророчил дожди и усиление ветра в течение дня. За нежеланием идти в лавировку, спустили парус и пошли на моторе. Где-то на полпути мотор заглох. Что за херня?! Оказалось лопнуло уплотнительное кольцо в штуцере, идущем к мотору. Мотор сосал воздух вместо бензина и глох. Попытки уплотнить штуцер изолентой или силиконом от ремня маски оказались тщетными. До ближайшей земли всего метров 40 (вниз), а до суши - миль 20. В крайнем случае - ставить паруса и сливаться по ветру на юго-восток до устья Эльбы. Андрей предложил использовать Фиксаль в качестве прокладки-герметика. Сработало. Для пущей надежности штуцер был примотан к мотору отрезком веревки. Второе приключение на нашу голову...

Там уже дошли до Зюльта, тщательно прислушиваясь к работе мотора. Шли мимо тюленьих отмелей. В проливе между Зюльтом и Амрумом эхолот показывал рыбу, но, сколько я не забрасывал блесну, клева не было. Да ну и черт с ней, с рыбой!..


В половине пятого мы гордо прошествовали к причалу и ошвартовались в местной марине на Хёрнуме. В марине наша "Гемма" в очередной раз (первый - на Хельголанде) выиграла конкурс на самую маленькую яхту, а развешенные для просушки шмотки и тент делали ее похожей на морскую цыганскую кибитку.

С тентом получилось тоже практически в самый последний момент - его удалось соорудить из старого солнцезащитного полиэстрового тента с двумя дугами. Впоследствии он не раз выручал нас, заслоняя от дождя, солнца и дурного глаза.

Зюльт (Хёрнум) 09-10.06.18

Уладив формальности, мы отправились обследовать окрестности на предмет хлеба и бензина. Хлеб удалось найти в единственном на всю округу супермаркете, а до ближайшей бензоколонки нужно было ехать на автобусе почти через весь остров, да еще тщательно шифруясь, поскольку провоз бензина, да еще в необходимых нам количествах, в общественном транспорте карается строго по закону пожизненным расстрелом на месте (я думаю, что еще со времен Адольфа Алоизыча).

Не мудрствуя лукаво, мы решили взять день отдыха, прогуляться по окрестностям, поснимать красивые виды и в понедельник рвануть в Данию на остров Рёмё через северный Зюльт, а бензином запастись уже там.

Воскресенье подарило нам чудесную погоду - с одной стороны довольно ветрено и прохладно, а с другой - небо с просветами в облаках. Самый класс для фотосъемки. Весь день мы шастали по острову, бродили по ваттам в отлив, любовались песчаными дюнами, верещанником, и зарослями дикой розы. Мы в щенячьем восторге оставляли свои следы на морском дне отливных лагун, и хотелось остановить мгновения, когда выглянувшее из-за туч солнце освещало вересковые дюны и их песчаные склоны.

Мелкий дождик периодически срывался, но он не мог испортить нашей радости. На ужин были свежесобранные на камнях устрицы под туземное фленсбургское пиво. Ради такого стоило тащиться за сотни километров от дома и выдергивать себя из привычной безопасности. Прогноз пророчил ухудшение погоды, барометр падал.

11.06.18 Марина Хёрнум-песчаные банки южнее траверза южной оконечности острова и обратно

По 4,2 мм в обе стороны

Утро встретило нас плотными тучами и порывистым норд-вестом. Анемометр показывал среднюю скорость в 18 узлов с порывами до 20. Тем не менее решили попытать счастья и дойти до Дании. Нужно было сделать длинный галс на юго-запад, а затем - на северо-восток.

Шли под кливером, который играл роль штормового стакселя. Сам стаксель был свернут. Когда вышли на траверз маяка, раздался стеклянный звон - это разлетелся на осколки радарный отражатель на мачте, и осиротевший фал затрепетал на ветру. Паршивая ситуация... А еще раскрутилась на сильном ветру верхняя часть стакселя, несмотря на все попытки замотать его обратно.

Парус полоскал, и мы решили его убрать. А не тут-то было! Фал защелкнлуся в карабины и не давал спустить парус. С горем пополам связал я злополучный стаксель, до которого удалось дотянуться, и принайтовил его к релингу. Волна уже была высотой в метр и даже больше, и встречная, а ветер начинал выть в снастях, а еще прослаб кливер-леер, видно, из-за некачественно законтренного талрепа, так что с учетом наших предыдущих поломок, мы решили особо не выпендриваться и повернуть обратно.

Зато выяснилось, что при сильном волнении лодка не заливается, а всплывает на гребне волны и скатывается оттуда, как серф, несмотря на то, что глиссировать она не должна, и соответствующими обводами не обладает. Недостаток лодки - большой объем кормового рундука, что вкупе с тяжелым мотором, запасами бензина и якорями приводило к ощутимому дифференту на корму, который мы, даже сидя у самой каюты, не смогли адекватно компенсировать. Воду кормой мы все-таки немного тянули, а открытые шпигаты превращали кокпит, пусть даже несильно, из самоотливного в самозаливной.

В итоге решили переждать непогоду на острове, обследовать еще и середину и все-таки пополнить запасы бензина, тем более, что при всех этих маневрах и предыдущих переходах мы попалили изрядное количество топлива. Весь остаток дня провели в лености и еще раз прошлись по округе, пополнили запасы еды, приобрели магнитики и отправили открытки. Вечером - пиво и чай.

Кстати, о чае: у меня накрылась медным тазом французская газовая горелка, висевшая в качестве основной камбузной горелки - прокладка где-то внутри сказала "Ква!" и начала травить газ. Разобрать узел не представлялось возможным, посему волевым капитанским решением горелка была отправлена в страну вечно полных газовых баллонов. Вторая маленькая газовая горелка, заправляемая от "дихлофосных" баллонов тоже начала мочить кони - там, как раз, накрылся зарядный клапан. Как ни бились мы, заставить горелку заправиться и проработать, хотя бы, минут 10 мы так и не смогли.

Так, постоянно заправляя ее понемногу, грели воду для чая, но максимум, градусов до 60. Термос не спасал. Странно как-то получается, что матчасть, до этого верой и правдой служившая и не подававшая признаков внезапной смерти, вдруг начинает мочить и двигать кони, причем одновременно. Не иначе - потусторонние силы или вмешательство злого Рока. :) Чудеса, да и только...


12.06.18 Хёрнум-Вестерланд и обратно.

По 18,5 км в каждую сторону на автобусе

Мы запихали канистры в рюкзаки и поехали на заправку. Заодно поглядеть на "крутую" часть Зюльта, где отдыхает местная богема, Из окна автобуса были видны местные постройки Рантума с соломенными крышами, что никак не вязалось с образом крутого курорта. Но вот автобус въехал в Вестерланд, который уже похож на город. С вокзалом, перед которм стоят странные зеленые скульптуры (что этим хотел показать скульптор - Аллах его знает! Наверное - такой сильный ветер), с отелямии, бутиками и станциями проката машин и велосипедов.

Для ремонта нашей маленькой горелки я хотел попробовать использовать отрезок ниппельной резинки, но на таком продвинутом курорте такого анахронизма не нашлось ни в одной велосипедной мастерской и ни на одном пункте проката. Громыхая рюкзаками с пустыми канистрами мы пошли гулять по Вестерланду. Погода стояла пасмурная и ветренная. Дуло 13-15 узлов с норд-веста - типичный зюльтовский ветер. На набережную мы не попали. Она отгорожена от острова заросшими дикой розой дюнами, а на входе стоят будочки, где добрые тети слупливают с туристов по 4 евро за вход с рыла, независимо от погоды.

Капитализьма, бля... Такой наглости мы не ожидали, посмотрели удрученно на пустые пляжи, на флаги штормового предупреждения (ожидалось усиление ветра и волны) из-за турникета, еще раз измерили ветер и пошли просто бродить по кварталам.

Вышли на бульвар, поели мороженого, несмотря на погоду. И сразу как-то стало на душе светлее после встречи со звериным оскалом капитализма. Затем заправили канистры, водрузили 15-килограммовые рюкзаки с бензином на плечи и пошли в сторону автостанции садиться на автобус до нашего порта. Пока ждали автобус, Андрей решил сбегать на вокзал и поснимать поезда-автовозы, везущие по дамбе Гинденбурга на остров колесный транспорт. Прямого автомобильного сообщения Зюльта с материком нет.

Подошел автобус, а Андрея нет. Уже пора отправляться, а его все нет и нет.. Телефон он с собой не брал, а уоки-токи мы оставили на лодке. В общем, водитель уже закрыл двери и собрался трогаться, когда - бежит... Я заорал, чтобы водитель подождал, - и запыхавшийся старпом ввалился в автобус. Но успел все-таки снять что-то.

До марины доехали без проблем. Слава богу, плотно закрученные канистры не выдали своего содержимого. Вечером отдыхали, ужинали и пили почти холодный чай, готовились к возвращению на Хельголанд. Я нашел запасные уплотнительные кольца для штуцера и заменил фиксаль на нормальное кольцо.

Погода ухудшилась, раздуло, развело волну. Прогноз предвещал сильное волнение и порывистый ветер с единственным окном - в среду, там ветер заворачивал на запад, днем несколько стихал и давал возможность дойти до Хельголанда.

13.06.18. Хёрнум-Хельголанд. 41,3 мм

Вышли в начале шестого. Дождь. Сильный порывистый норд-вест 16-17 узлов. Волна в борт. Грот ставить не рискнули, даже зарифленный, а стаксель лежал снятый и упакованный в лодке. Развернули кливер и завели мотор. Парус и отливное течение быстро погнали нас на юго-запад к Хельголанду, так что удалось достигнуть рекордной для "Геммы" скорости в 9,7 узлов. Лодку забрызгивало. Несколько раз нас пыталось залить, но не получилось - лодке удавалось всплыть на гребень волны, а потом плавно с него скатиться. В такие минуты жалел, что у нас не было шпрайхуда, а каюта не задраивалась герметично. Тогда бы можно было бы попробовать и паруса поставить.

Потом ветер стал понемногу стихать и заходить на запад, но мы уже так хотели поскорее достичь порта, что не стали заморачиваться с гротом. Так на одном кливере и моторе практически долетели до Хельголанда и только перед самой гаванью свернули уже бесполезный против ветра парус. Самое интересное, что даже посреди моря, когда, кроме волн в человеческий рост, ни черта не видно, не было страха. Был азарт доплыть, было любопытство, как лодка поведет себя на очередной волне. Андрей рулил, объезжая волны, как ямы на дороге, так что было интересно, но не страшно. Даже на гопру снимали обстановку (будет время - соберу кино в кучу).

В этом переходе никаких экстраординарных ситуаций не случилось, кроме того, что я где-то в дебрях корабля заныкал свой GPS-логгер, а мой навионикс показывал либо курс, либо скорость, так что скорость приходилось сверять по логгеру Андрея. Придя в гавань в 12 дня, мы завалились спать, даже не пообедав.

14.06.18. Хельголанд

Поснулись, позавтракали, снова прогулялись по острову. Я купил сестре в подарок на день Рождения флакон духов. Мы долго решали, покупать или не покупать ром. Запасы рома во фляжке закончились, а дома никто из нас его особо не употребляет, потому решили не брать, о чем сейчас уже немного жалею. Небо немного прояснилось, и мы сходили в местный музейчик, а также записались на экскурсию по бункерам.

Зашли в продуктовый и купили 2 банки пива, из которых, предварительно употребив содержимое по назначению, соорудили аварийную спиртусю. Советы с Ютуба иногда бывают полезными. Спиртуся работала, как надо, так что мы оказались с горячим чаем и супом. Мы пообедали и решили, что закон Архимеда, когда после сытного обеда полагается поспать, следует соблюдать неукоснительно. Нужно было хорошо выспаться перед ночным переходом, потому что там ветер заходил по прогнозу на юго-восток и стихал, так что нам, чтобы избежать мордотыка нужно было покинуть остров вечером в четверг, несмотря на надвигающийся дождь и все еще сильный ветер.

День прошел в брожении по острову и отдыхе. Сходили на верхний ярус острова, посетили местное кладбище с часовней и маяк. Подготовили лодку к переходу, залили бак, поставили стаксель...

В 4 часа забарабанили по тенту первые капли дождя. К половине пятого, напялив на себя желтые непромоканцы, отчего стали похожими на миньонов, мы пошли на экскурсию по бункерам. Было здорово спуститься в подземелье на добрых 15 метров вглубь острова и окунуться во времена, когда остров еще не был покрыт лунными кратерами от британских бомб.

Экскурсовод Клаус - по совместительству местный спасатель - рассказывал увлекательно и интересно, правда, я не успевал за ним переводить Андрею. Но даже без перевода Андрей радовался возможности побывать в подземелье времен второй мировой и ходил, снимая все без остановки.

Когда экскурсия закончилась, и мы вышли на свет божий, дождь еще лил, а ветер усиливался, несмотря на прогнозы. Мы вернулись на лодку, поужинали. Соседи по стоянке отговаривали нас идти в море в ночь при такой погоде, но это был единственный шанс вернуться до выходных и не опоздать на работу. Так что мы, несмотря на советы и непогоду в 9 вечера вышли в рейс и легли на обратный курс в сторону Бремерхафена.

Этап 4. 14-15.06.18. Хельголанд-Бремерхафен. 51,4 мм

С нами одновременно вышел небольшой каботажный грузовой кораблик на Куксхафен. Несмотря на то, что он шел с грузом, было страшно смотреть, как его колбасит на волнах. Он шатался пьяным матросом, нырял в волны, как в ямы, винт его оголялся, и машина лупила в белый свет, как в копеечку. Нас тоже качало, но волна шла, хоть и высокая, но пологая, потому мы всплывали, как сами знаете что, которое не ходит, а плавает.

Ветер зашел на чистый вест, анемометр показывал 16-17 узлов. Опять шли на моторе, развернув кливер. Уже часам к 10 небо прояснилось и очистилось от туч, а к полуночи и волны утихли Когда ветер и волны начали немного утихать, мы поставили грот и развернули стаксель и пошли дальше в тишине, несомые уже изрядно подобревшим морем. Помня про буи, внезапно набрасывающиеся на проходящие мимо мирные корабли, я пялился в бинокль и осматривал горизонт, Андрей рулил, все еще не доверяя Железному Майку. Сон не шел, несмотря на усталость и общее вымотанное состояние после "американских горок" в первые 3 часа плавания.

Уже перед самым Бремерхафеном мы спустили паруса, поскольку в районе порта запрещено идти под парусом и включили железный фордак. К сожалению, мы пришли в устье Везера слишком рано, так что попали в самое отливное течение. С трудом преодолевая сам Везер, да еще и это течение, уворачиваясь от океанских контейнеровозов, снующих тут и там, делая не больше 2 узлов на максимальном газу, мы продвигались к месту нашего спуска.

Путь от начала порта до нашего яхт-клуба мы проши примерно за то же время, сколько шли от Хельголанда до устья Везера. Но мы торопились. Нам предстояло еще просушить шмотки, разгрузить корабль, вытащить его из воды и привести в транспортное состояние. Да и просто выспаться перед дорогой. Когда мы подошли к самому шлюзу, наступил полный штиль, и спустился густой туман. Мы ползли дальше, когда к нам пошел полицайский катер. Я натерпелся страху больше, чем за все предыдущие переходы. Какие там, нафиг волны и ветра!

Но полицаи лишь поинтересовались, куда мы идем и посоветовали держаться подальше от фарватера, где нас мог перехать какой-нибудь БЖП, посколько новым отражателем мы так и не обзавелись, за неимением возможности его приобрести ни на Зюльте, ни на Хельголанде. В тумане мы шли, дудя в туманный горн. И это был первый раз, когда я им воспользовался. Но теперь знаю, что он не зря валяется на полке.

Шлюзование и переход до яхтклуба Вульсдорфа прошло без эксцессов. Туман к тому времени уже успел испариться под жарким утренним солнцем.

В четверь десятого мы ошвартовались у причальной стенки яхтклуба. Голодные, уставшие, мокрые, грязные, но дико довольные... Морская часть путешествия завершилась, и нам предстояла еще долгая дорога домой.

Поспать удалось совсем немного. Почти полдня до самого вечера разгружали и разбирали лодку. Уже часам к 8 все закончили, оставили лодку на лужайке перед клубом и поехали в Бремерхафен - заправиться и попрощаться с городом. Еще раз прошлись по Рыбному порту, зашли в центр, посетили Новую гавань с историческими кораблями, которые все еще остаются на плаву, в отличие от кораблей-музеев. Наделали еще кучу фотографий. За лодкой вернулись только в 10.

15-16.06.18. Бремерхафен-Карлсруэ. 648 км

В начале одиннадцатого, поужинав и выпив приготовленного на спиртусе чая, мы выдвинулись в сторону дома. Первый час еще было ничего, но потом меня начало дико клонить в сон. На ближайшей стоянке я умылся холодной водой. На какое-то время меня это взбодрило, но через полчаса я понял, что дальше так дело не пойдет. В машине ощущался стойкий запах бензина. В итоге мы заехали на стоянку, забрались в лодку и проспали до утра. В 5 проснулись и продолжили путь. Запах бензина в машине не выветривался, сонное состояние накатывало периодически. К 11 добрались до города и поставили лодку на место.

Когда вернулись домой, выяснилось, что запорный клапан в штуцере мотора не работает, а я закрыл вентиляционное отверстие в баке. В итоге бензин расширился и вытекал из бака. В итоге практически весь поддон в багажнике оказался залит бензином, так бесславно погиб мой любимый подводный фонарь-прожектор. Его стекло было буквально съедено бензином. По счастливой случайности мы не взлетели на воздух, и больше из наших вещей ничего существенно не пострадало, однако стойкий химический запах из машины так и не выветрился. Странный какой-то бензин наливают на Эссо, что он воняет толуолом и еще какой-то совершенно не бензиновой хренью.

В общем, несмотря на все приключения и потери, мы остались довольными, что осуществили свою мечту, старые сухопутные крысы попробовали моря на вкус, поняли, что теперь без него жизнь уже не та будет, и собрались в следующем году тем же экипажем в ту же Данию но уже с другой стороны - через Балтику. Не мытьем, так катаньем...

Огромное спасибо всем, кто помог нам осуществить нашу мечту, помогал толковыми советами и предупреждал об опасностях, а также поддерживал добрым словом.

...

Да простит меня капитан за наглость и нарушение субординации, но вставлю и я свои 5 коп.

Я - Андрей, старпом и матрос в одном лице

Изначально хочу поблагодарить капитана за предоставленную возможность выйти в море! Это фантастика! До этого только гребные суда и то на закрытых водоёмах и только теоретические познания в области моря и паруса но надежда была...

Не соглашусь с капитаном, что погода была не подходящая. Погода была замечательная, а вот мы недостаточно готовые к таким, довольно простым, условиям в море.

Для меня было фантастическим открытием узнать как мотыляет лодку когда волна идет в корму! Теперь понимаю что лучше в борт... более прогнозируемо Надо отдать должное лодке - очень мореходна и проста в управлении; простить столько моих ошибок - это самый главный, наверно, подарок за все путешествие.

C горестью смотрю на привезенные фото и не могу найти ничего стоящего. Пока вот, хоть как-то приятно глазу...