Но начнем с мест, посещать которые и тем более останавливаться там нельзя, в том числе привязывать лодку к берегу и даже становиться на якорь вблизи него.
Это:
К.Федоров рассказывал, что в плавании 2001 г. в Швеции они однажды остановились в отсутствие хозяев около дома на острове и даже поставили на лужайке палатку. Появившиеся на следующий день хозяева вызвали полицию, и несмотря на выяснение обстоятельств и развернутое застолье, штрафа избежать не удалось. Возможно, причиной было не только "вторжение", но и шустрая корабельная собаченция, которую на стоянках отпускали побегать, а это строго запрещено. Собака — только на поводке.
Под запретом открытый огонь: вне специально отведенных мест — никаких костров. К тому же нельзя и самостоятельно собирать дрова, даже валяющиеся вокруг сухие ветки. На стоянках как правило есть костровые места с лавочками, запасом дров, топором, решетками или целым грильным агрегатом.
В сухое лето и там огонь может оказаться под запретом, например, так было в 2018 г. И это было не просто объявление: дров не завозили, на грильных решетках висели замочки.
Иногда можно увидеть, как на гладких прибрежных скалах около строя лодок располагаются отдохнуть на твердой земле их экипажи с грилями-чемоданчиками, которые возят с собой. И люди довольны, и природа цела. Если бы разжигались костры, вместо красивого леса, скал, травки и цветочков вокруг была бы выжженная земля.
В малонаселенных местах изредка попадаются и обычные рыбацкие кострища из камней. Если уж очень хочется посидеть у огня, а заодно что-нибудь поджарить или сжечь мусор... пару раз мы так и делали.
Марина или гостевая гавань предоставляет место для стоянки лодки на защищенной акватории и различные услуги, как минимум воду, туалет, душ, мусорные контейнеры, электричество, ... может быть, WIFI, кафе, магазинчик, стиральная машина, сауна, беседка с грилем, игровая площадка для детей, заправка (часто только дизель), откачка септик-танков, услуги по ремонту и хранению лодок,... прокат велосипедов, каяков, машин, кемпинг, апартаменты, ресторан, бассейн...
Марины бывают самостоятельным бизнесом, иногда частью сети. Более скромные гостевые причалы может поддерживать ресторан, кемпинг, местная коммуна и пр.
Цена стоянки в марине для небольшой лодки в среднем 15-20 евро в сутки. Минимум 10, максимум 30-35, но мы в такие места не ходим. "Небольшой" считается лодка где длиной менее 9 м, где - менее 12,
Встречаются и другие варианты градаций оплаты: по ширине стояночного места, по численности экипажа; бывает также, что цена для всех одна. Может иметь значение сезон: в середине лета цены выше (а в мае бывает и денег отдать некому, хотя и туалет открыт, и вода в кранах есть). Какой-то общей системы нет, порядки везде свои.
За электроэнергию часто требуют еще 4-5 евро, где-то подключение входит в общую стоимость. Иногда в душе могут потребоваться местные монетки, без таковых горячей воды не будет. Отдельно оплачивается стирка, изредка и откачка септик-танка.
Как правило, оплатить стоянку можно картой или в специальном автомате, или в офисе марины, или в соседнем магазине, или на ресепшн кемпинга, при котором устроен гостевой причал. Автомат или сотрудник выдаст чек, коды для дверей санблока и пароль wifi (если они нужны), а также "парковочный билет" в виде карточки или наклейки, которую надо поместить на лодке на видном месте.
Встречаются маленькие марины, оплатить стоянку в которых можно только наличными (в Швеции также через шведскую систему мобильных платежей). Обычно это уютные, недорогие и полезные в плавании места, не хочется подводить людей которые их обустраивают. Имейте на такой случай местные кроны или евро.
В некоторых больших маринах даже короткая остановка днем платная, и сотрудники за этим присматривают. Можно зайти на заправку, залить воду — но чтобы задержаться более чем на час, надо платить.
Если пришли куда-то поздно вечером, когда все закрыто, переночевали на свободном месте ни к чему не подключаясь, а с утра пораньше снова в путь — можно не сильно беспокоиться об оплате, это в порядке вещей. Конечно, если появился сотрудник марины и попросил плату за стоянку, придется раскошелиться.
Имейте в виду, что далеко не всякая увиденная вами лодочная стоянка открыта для гостей! Не меньше, а может быть и больше марин обслуживают только постоянных клиентов, арендующих места на весь сезон. Если на стоянке кто-то есть, вас скорее всего предупредят, что остановиться тут нельзя. Да и выход на берег с причала может оказаться закрыт на замок.
Часто марина занимает лишь часть гавани и причалов, остальные места арендованы хозяевами местных лодок. Обращайте внимание на указующие знаки и цветные марки непосредственно на стояночных местах: зеленая марка - свободно, красная - занято.
Удобнее всего понтонные причалы с "пальцами" — торчащими в стороны от понтона металлическими балками с плавучими пластиковыми емкостями на концах. Тут есть и рымы, часто и причальные концы. Надо лишь направить лодку в свободную ячейку и погасить скорость, чтобы не стукнуться форштевнем о причал. Навал на соседей исключен.
Другой частый вариант — вдоль причала стоит ряд буев. Тут уж заранее вывешивайте кранцы! За кольцо буя надо зацепить карабин (удобнее крючок на длинной рукоятке); затем подойти носом к причалу и привязаться, затем выбрать прицепленный к бую кормовой конец, чтобы он оттягивал нос лодки от причала. Уфф. Вдвоем особых проблем нет, в одиночку приходится суетиться. А если боковой ветер?
Но хуже всего — сваи. К счастью, этот вариант редок, в скандинавских странах сваи применяют больше не в маринах, а на местных стоянках. Здесь места у причала делит ряд вколоченных вдоль него свай. Поскольку привязывать корму приходится с двух сторон к двум сваям (одна из которых при этом норовит своротить выступающую за линию борта солнечную панель) - суеты еще больше. На постоянных стояночных местах владельцы обычно протягивают от свай к причалу канаты-перила, тогда швартоваться почти так же удобно, как между "пальцами".
Швартовка бортом к причалу (alongside) применяеся там, где свободное место у причала не позволяет ставить яхты перпендикулярно, или для самых крупных судов. Такой вариант бывает более дорогим.
По сути та же марина, но частная, только для своих. Бывают клубные стоянки где-нибудь в шхерах, на арендуемом клубом месте. Причал, беседки, гриль, сауна, туалет. А то и целый клубный дом. Может быть надпись "Private", или в объявлении на стенде или стене дома сказано, что место принадлежит такому-то клубу и указаны телефоны контактных лиц. Если кто-то есть, вам могут разрешить остановиться, могут и не разрешить. Если никого нет, а стоянка очень нужна, помните что вы тут не хозяева, а незваные гости.
Специальные места для гостей и обслуживание не предусмотрены, зато можно переночевать бесплатно. Спросите первого встреченного человека, можно ли тут остановиться на ночь, вам все подскажут и помогут. Например, как-то стоял на выделенном причале большого экскурсионного парусника, который ушел на несколько дней; в другом месте стоявший на причале мужчина сказал: — Вообще-то тут все места бывают заняты, давай швартуйся ко мне (у него там стояла даже не лодка а некий плавучий причальчик с какими-то ящиками).
Такие места бывают расположены в одной гавани с гостевой стоянкой — осмотритесь и решите, куда свернуть. Если свернете в марину, там конечно скажут - велкам, да-да, кафе, сауна, места для гостей здесь! ;-)
Например, длинная стенка с шинами вместо кранцев. Остались от местного порта, который активно работал в прошлые годы. а теперь тут иногда стоит какая-нибудь шаланда, служебный катер или вот приблудная яхта.
Только не встаньте к причалу, к которому подходит местный паром или рейсовый катер. Обычно такие места легко опознать, или кто-нибудь скажет, что здесь останавливаться нельзя. Или можно, но с другой стороны, или только до такого-то времени, когда придет катер.
В годы войны, той самой или последовавшей холодной, тут была артиллерийская позиция или стояла воинская часть. Потом военные ушли, а добротный бетонный причал остался. Пример - Blewser Haken недалко от Арконы, несколько мест под Карлскруной.
Но если место удобное, долго оно пусто не бывает. После ухода военных с о. Isosaari напротив Хельсинки там появился ресторан и зона отдыха с экскурсиями по военным сооружениям, а стоянка яхт у старых причалов теперь платная и недешевая.
В Норвегии не раз встречались заброшенные рыбацкие стоянки. Наверное, не смогли рыбаки конкурировать с предприятиями по рыборазведению. Валяются остатки каких-то буев, ящики для рыбы. Кран с ручной лебедкой, цепи... все проржавело; лодочный сарай с провалившйся крышей, старыми канатами и снятым с кормы лодки деревянным рулем...
Пользуясь такими причалами, вы действуете на свой страх и риск: где-то может торчать железяка, доска окажется сгнившей и т.п. Но обычно для временной стоянки все более чем приемлемо. Такие места с их запустением и следами прошедшей жизни по-своему притягательны и располагают к спокойствию и философским рамышлениям :-)
Если вам пока не нужны ни душ, ни вода, ни wifi — лучше всего останавливаться именно в таких местах: ближе к природе и ничего платить не надо. В принципе, природной стоянкой может послужить любой свободный подветренный бережок с приглубым подходом в приглянувшемся заливчике.
Но в основном под Naturharbor подразумевают места уже не девственно природные, а специально выделенные для лодочного народа. Обычно они в некоторой степени благоустроены: есть туалет, баки для мусора, костровое место с дровами, иногда стол с лавочками. А иногда (но редко) пресная вода, общедоступная сауна или что-нибудь еще.
Обустраивают и поддерживают такие места местные муниципалитеты (коммуны), а также специальные организации: в Финляндии Pidä Saaristo Siistinä ry , в Швеции Skärgårdsstiftelsen. Эти стоянки часто расположены в природных заказниках и национальных парках.
Отдаете с кормы якорь и привязываетесь к причальным кольцам на скалах, деревьям или камням. Кое-где может быть и причал или пирс.
Понравилась формулировка, приведенная на стенде с ниформацией на одном из шведских островов:
Про собак и костры уже было говорено. Стоять на стоянке заказника или в палатке на одном месте по идее разрешено двое суток, но если надо еще — никто не выгонит. Единственный известный мне случай такого рода имел место на о. Malkasaari в Хельсинки, который имеет статус городского парка.
Знакомая пожилая чета "русских финнов" (и не они одни) много лет жили там летом день за днем, держали палатку и всякое имущество, кровати с матрацами и пр., даже кажется тузик для рыбалки был. В общем, летняя дачка, какие целыми шанхаями возводятся у нас летом на берегах Волги.
(Фото Вильё45: зимнее укрытие летнего домика :).
Но власти добрались до райского местечка и произвели зачистку: всех выгнали, а палатки, столики, лавочки и пр. снесли. С предупреждением, вежливо, но выгнали. Парк все-таки!
Это мы тоже проходили, и с огромным удовольствием. Вы получаете сочетание загрантуризма с настоящим морем, свободным от бюрократии: приписки к причалам, разрешений, инспекторов и пр. Места при этом обжитые, есть связь и возможность обратиться за помощью. В шхерных районах можно прекрасно ходить хоть на байдарке или легком катамаранчике (постоянно встречаются каякеры), а захотел в открытое море — вот оно, за крайними островами.
В качестве места старта-финиша, где можно собрать лодку и оставить машину, удобны те же марины, а еще больше — прибрежные кемпинги. Часто они бывают объединены. Наметьте в интересующем вас районе несколько таких точек на случай, если в одной что-то не получится.
Как правило, место для ночевки в палатке найти можно. Но бывает — сплошные частные домики вокруг, или такие каменюки, что даже пятачка для палатки нет. Поэтому очень хорошо, если лодка будет приспособлена для ночевки на борту. В первых походах на Сполохе (Ветер) и тримаране Grinda (ФГ 18) мы ночевали в палатках, но однажды, под г. Вааса на Ботническом заливе, так и не нашли места для лагеря и переночевали на лодке. С того случая постепенно вообще отказались от палатки, разбивая береговой лагерь только на дневках.
На том же Ботническом встречались острова с маленькими домиками, даже скорее сарайчиками. Как-то колебались, приставать ли к такому острову: он был удобен для остановки, а другие места, где можно было бы поискать стоянку — далеко. Дело к вечеру. Но домик!
Пристали в сторонке; пошел посмотреть, есть ли хозяева. А это оказался домик для всех, кого он сможет выручить. Кровати, спички, соль, какая-то крупа... Как у нас на Белом море, только не бревенчатая избушка, а бытовка. В шведских заказниках бывают домики-прибежища для туристов (öppen bod, overnattingsstuga), но очень редко. Гораздо больше мест, где маленькие домики сдаются в аренду (vandrarhem).
Файл с координатами стоянок можно загрузить хоть сейчас, а книгу заказать по e-mail.
Имея на лодке книгу, вы и без доступа к Интернету и включения компьютера сможете сориентироваться, куда лучше идти на стоянку.
Конечно, надо не полениться и самим пошерстить Интернет по выбранному району. На месте можно найти разные туристские схемы и буклеты, в некоторых маринах продаются или раздаютcя бесплатно журналы с описанием марин страны или некоторого района, определенной сети; в книжых магазинах продаются атласы подробных карт. В Швеции, например, книги Hamne Guide — солидные, объемистые и недешевые издания с подробным описанием как марин, так и всех прочих мест возможной остановки. Не всякая яхта вместит полный набор таких книжищ по шведским побережьям. :-)
На доступных онлайн (например, с помощью программы SAS Планета) картах Navionics вполне достоверно нанесены даже береговые туалеты и причальные кольца. Но на 17-м уровне. Чтобы смотреть карты в таком масштабе, надо знать, где искать. При этом значки стоянок на менее подробных слоях часто указывают непонятно куда (или явно не туда, а где-то рядом).
Ну, а теперь...
На этот раз после 6-летнего перерыва — снова вдвоем! Без далеко идущих планов и ночных переходов, свободное семейное гуляние в свое удовольствие.
Здесь будут описаны места, в которых мы останавливались. Если они уже включены в Справочник — привожу скриншот из книги, а затем дополнительные фото и впечатления.
Побывал тут в прошлом году, местечко понравилось — решил снова зайти. Мы ведь не спешим, перед заходом в Хельсинки можно сделать маленький кружок на восток. Остров Byön, закрытая со всех сторон бухта, причал, кольца на скалах и буйки. Стоянка бесплатная; есть туалет и костровое место с грильной решеткой. От Porvoo и нашей стоянки в Hamari ходу сюда полдня; пришли 3-го июня и провели тут следующий день. У меня были заботы по лодочному хозяйству (не шла зарядка от основной панели через контроллер и не горел якорный огонь), да и ванты надо было подтянуть посильнее. А Надя вытащила удочку, и ее энтузиазм обеспечил первую походную уху.
...В экономике кроме всяких хитрых показателей есть один и попроще: так называемый индекс биг-мака. Для социологии надо бы внедрить такой критерий здоровья общества, как индекс сортира. Учитывающий наличие, доступность и состояние этих самых заведений. Показатель уважения местных властей к достоинству граждан и этих самых граждан друг к другу.
В Финляндии и скандинавских странах с этим все обстоит хорошо.
Стоянка бесплатная. No garbage service означает что здесь (кстати и в Bockhamn тоже) нет баков для мусора, его надо забирать с собой.
Основной причал.
Пляж на западном берегу острова, недалеко от стоянки.
И снова в Мери-Растиле у коллеги Вилье. Все бы хорошо... несколько дней стояла просто жарища, вода в Мери-Растиле нагрелась до 21 гр, в рубке днем было за 30.
Если нет сильного ветра, над городом иногда летают воздушные шары.
...Когда собрались уходить, мотор не завелся. Ремонт (повреждена свечная резьба) отложили на будущее, решив купить новый мотор. Если кто-то окажется в такой же прискорбной ситуации, в Хельсинки лучше всего посетить Seppälä OY — фирму, занимающуюся ремонтом, обслуживанием, а также продажей подержанных подвесников. Адрес Tuulilasintie 14, телефон 0407365115. Район Tattarisuo, около аэродрома легкомоторной авиции, откуда когда-то стартовал героический Матиас Руст. Запутанные проезды, куча автосервисов и всяких мастерских. Прямо как у нас где-нибудь "в гаражах". Еле нашли, несмотря на помощь Вилье, который там уже бывал, и Бориса и Любы З., благодаря которым решилась проблема с поездкой.
При продаже после ремонта дают гарантию на сезон. 2-тактных подходящих и там не нашлось (а бензина уже много было разведено), и в итоге был куплен довольно свежий 4-тактный 5-сильный Меркюри. Увы, без генератора, а на нашей старой Ямахе он хорошо помогал. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Забегая вперед: гарантия не потребовалась. При небольшой разнице в мощности новый мотор тянул лодочку как-то поживее, особенно на малом газу, трещал несколько тише, а главное — действительно оказался гораздо экономичнее.
На надувных Сполохе и Гринде Suzuki DT 2,2 потреблял около 10 л топлива на 100 км, Yamaha 4AS на Салации — под 20. Ну так все-таки полторы тонны везти надо, а не 300-400 кг! Однако у 4-тактного Меркюри расход вернулся к 10 л. (Это результат не какого-то теста, а эксплуатации в конкретном плавании. Иногда шли в штиль, иногда в лоб против ветра, но чаще одновременно под мотором и парусами или одним из парусов, просто чтобы идти побыстрее в слабые ветра.)
Еще одна особенность, связанная с бензином: прочитал в инструкции к мотору, что для длительного хранения надо добавлять к топливу специальный стабилизатор. Дело в том, что в Скандинавии бензин разбавляют спиртом, вот и пишут, что де такой бензин при хранении поглощает атмосферную влагу, окисляется, а потом может засмолить топливный тракт и потребуется чистка. Как бывшему химику, мне это несколько удивительно: смесь углеводородов со спиртом в герметично закрытой емкости должна храниться вечно без каких бы то ни было изменений. Но бог знает, каких в бензин еще понапихано антидетонационных и прочих присадок, да и топливный тракт с остатками горючего не так уж герметичен. В общем, стабилизатор Sta-Bil был куплен и незадолго до завершения плавания добавлен в последнюю канистру. Благо, требуется его совсем немного.
Поскольку вышедшую из строя Ямаху возить с собой смысла не было никакого, вернулись в Порвоо и оставили ее там, а потом еще раз зашли в Мери-Растилу. Останавливались на о. Furuholmen — любимое местечко недалеко от нашей стоянки в Hamari, можно сказать в устье реки Порвойоки.
Типичное хозяйство бесплатной стоянки в муниципальной зоне отдыха: гриль, навес, дровишки, мусорка. Дальше по тропинке туалет, с другой стороны островка песчаный пляж с еще одним туалетом, лавочками и пр. Есть еще несколько кострищ.
Еще одно издавна любимое местечко. Бесплатная муниципальная стоянка. На схеме подход показан верно (можно зайти и с юга, со стороны основного фарватера), а вот в Navionics стоянка указано не совсем верно: примерно там находится грильный павильон, баки для мусора и туалет, а вот причал — у восточного берега, куда подходят треки и где действительно много камней.При западном ветре за островом тихо и хорошо, но в выходные мест у причала всем желающим может не хватить.
Причал Stora Brando.
Павильон с очагом.
Гуляем по острову и вспоминаем. Мы были тут вдвоем на "Гринде" в 2007 г., тогда это была самая дальняя точка плавания из Хамины.
Следующий переход (15 июня) получился несколько утомительным. После стоянки Хельсинкского парусного клуба Ormholmen на острова и проливы опустился туман. Сверху просвечивает солнце, но вокруг ничего не видно. Перед выходом фарватера в большой залив за Порккалой отмечена стоянка Stora Träskö, не остановиться ли, пока рассеется туман? Подошли — да, за островками тихо (а так встречный западный ветерок подошел уже к 4 б.), стоит катерок, но очень там узко и кругом сплошные каменюки. Окажется мелко или вообще не понравится — не развернуться, и на якорь негде встать.
Отошли немного назад и у подветренного берега острова Storlandet спокойненько заякорились.
Передохнули, перекусили, я так даже соснул часок. К трем часам туман в основном сдуло, и пошли одним галсом против 4 баллов через Поркалансельку. К вечеру зашли в Barosund.
Ни магазин, ни бензин были не нужны. Прошли мимо.
Двинулись дальше, выбирая место для дневки: в заливе за одним из островов, по словам коллеги Вилье, хорошая рыбалка. Когда-то я тоже заходил туда, но так и не смог узнать место. В каком-то другом заливчике мы встали было слишком близко от домиков, и нам сказали: — Вам не нужна помощь? Если нет, просим отойти еще на 50 м подальше. Метры мы считать не стали и ушли на свободный бережок. За искомым островом А (щиты с буквами стоят со стороны фарватера) место тоже оказалось населенное, и в конце концов устроили стоянку на якоре за маленьким островком. Правда, рыба тут не ловилась.
Остров А.
На дневке.
Дальше интересно было взглянуть на удобно расположенную рядом с фарватером стоянку на острове Blåbärskar, о которой узнал на forum.katera.ru.
Нашли легко, точка указана верно. Но стоянка оказалась клубной, яхт-клуба NJK (Nyländska Jaktklubben) и имеющей свое собственное имя: Munkshamn.
Туалет, домик с каким-то хозяйством. Поскольку мы были незваными гостями, останавливаться не стали (да и была еще только середина дня). В принципе, можно наверное договориться о стоянке. Интендант гавани Harri Silvonen, тел. 0400 608766, почта munckshamn@njk.fi.
А мы прошли еще немного и остановились на острове Fladalandet.
Подошли с фарватера с восточной стороны, там где на схеме цифра 1. На самом деле глубина побольше, но двигаться надо медленно и осторожно: пролив узкий, зацепить камни легко. Подходы с запада острова лучше, там более приглубо, широкие каменные плиты с кольцами. Рядом костровое место и туалет. Но, понятно, при западном ветре там было бы неуютно. Южные подходы не смотрели.
На острове действительно есть озеро немного выше уровня моря, заболоченное и заросшее камышом. В лагуну около места нашей стоянки не зайти, мелко. Зато на входе в нее отлично ловилась рыбка! Специально зашли сюда еще раз на обратном пути... но, увы, вода цвела и рыба ушла.
Удобная хорошо защищенная марина. Трудно миновать ее, идя на Аланды или обратно. Изменений нет... почти. Продовольственный магазин стал совсем маленьким киоском, делящим одно помещение с лодочным (масла, кое-какие части, веревки и т.п.). Цена стоянки по-прежнему 15е, но... за электричество извольте еще 5, да теплая вода для душа еще еврик. Обычно ночую у высокого берега в 200 м к югу от марины или на якоре, или ткнувшись носом к так и недостроенной за много лет купальне (если осадка больше моих 1,25 м, к мосткам не подойти).
Швартоваться к северной стороне пирса, южную просят не занимать: туда подходит катер организации с эмблемой "тюленья морда", которая заведует мариной. Сюда тоже заходили дважды.
И сюда заходили дважды. Все как было: крохотный магазинчик, заправка, кемпинг со всем что полагается. Вот WIFI поймать не удалось. Cтояли не у платного причала, а рядом на якоре: 22 евро не лишние.
Интересное место: уединенный остров, маяк. В этом году появилась табличка, что теперь здесь заказник, Nature Reserve. Гулять просят только по тропе, птиц не беспокоить и обращаться к сотрудникам птичьей станции которые все покажут. При нас никого на острове не было, но, судя по журналу на маяке, место посещаемое. Иногда с интервалом дня 2, иногда дней 10. Есть туалет и сауна. Вода дождевая, накачивать надо ручным насосом, труба к которому уходит куда-то в камни.
К берегу можно подойти только в точку где мы стоим (см. фото), если осадка не больше нашей — 1,25 м. Это место и вся бухта открыто для северных ветров.
В ночь ветер как раз должен был смениться на северный, и с утра мы думали уйти. Но еще до смены ветра с севера пришла волна, и стоянка у берега на каменистом мелководье сразу стала не только неуютной, но и опасной. Так что "с утра" получилось раненько: в 2:30 24 июня отвязались, подняли отданный с кормы якорь и отправились дальше. В Швецию.
Логшер уже на горизонте. Встретим рассвет в пути...
Утренний лесовоз.