"Selena" снова в пути. Онежское соло.

Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Сергей Жиленко

"Selena" снова в пути. Кемь-Соловки

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

А.С.Пушкин

Кто-то еще только собирается в путешествие, готовится, надеется, мечтает. А у меня путешествие уже в прошлом. Остались воспоминания. Воспоминания о море, ...о солнце....о ветре и брызгах соленой воды в лицо...о песчаных пляжах  и соснах на берегу... о старых каменных стенах дальних скитов.

Маленькое путешествие на маленькой лодочке в удивительный мир Беломорья.

Итак:

Кемь-Соловки

В прошлом году, когда возвращался из Чупы и проезжал Кемь, появилась мысль, что я вернусь сюда. Осталось только подождать год.

Небольшие доработки по лодке. Убрал раксы со стакселя. Штаг пропустил по передней шкаторине стакселя и оставил закрутку. Сделал носовые релинги — стало удобнее работать на носу, безопаснее. Добавил в кормовые рундуки блоки плавучести. Общий объем блоков стал 220 л. Пришлось заниматься лодочным мотором и прицепом. Ну и по мелочам.

Беспокоило место сброса и подъема лодки. Перечитывал отчеты о путешествиях из Кеми на "жестких" лодках — легче не становилось. Пологое илистое дно и большие площади осушки. Да еще и машину где-то пристраивать. Все сводилось к Рабочеостровску и ООО "Причал".

Пришлось прибегнуть к соцсетям. В "контакте" нашел страничку "Подслушано Кемь " и написал о своей проблеме. Вы знаете, неравнодушные люди откликнулись! В личной переписке указали возможные места слипования и предложили оставить машину у себя. Спасибо, Кемь!!!

Итак, у меня было несколько мест на примете.

Старт из дома назначен на 2.06. Как обычно две недели максимум.


До Кеми 2000км.

Дорога уже известна по прошлому году. Выезжал из дома так же, в обед. В Кемь должен приехать тоже в обед. По графику приливов максимальная вода вечером. Есть время осмотреться. Прогноз погоды обещал в Кеми дождь на весь день, но к вечеру и последующие дни улучшение. Со связью не стал заморачиваться, оставил билайн. В Кеми интернет билайн есть. Погоду посмотреть на ближайшие дни хватит. Ну а потом назначены крайние сроки выхода на связь. В пути, по возможности, СМС с кем-нибудь передать.


Традиционное фото выезда.

Немного об этом.

Это старый советский герб города Пензы, утвержденный в 1964 году (практически мой ровесник). Со снопами и так все понятно. Ласточка символизировала стремительность в развитии и достижении высоких результатов. А ободочек, наверное, загадка?

В 60-70гг промышленность города быстро развивалась. Было много заводов и НИИ, связанных с точным приборостроением и электроникой (многие заводы работали на оборонку). Одним из флагманов промышленности был часовой завод. Может, кто из старшего поколения помнит часы "Заря "? Так вот, ободочек на гербе это часовое анкерное колесо!

Когда-то и мы с Леной работали на этом заводе вплоть до его развала в первой половине 90-х.

Едем дальше.


Только Ярославская область у меня потерялась. Плохие дороги в Ивановской области. А руководство Гаврилов-Яма вообще приговорить надо !

В Вытегре остановился у магазина автозапчастей — перегорела лампа ближнего света. На выходе из магазина меня отановил мужчина: — Это случайно не та Селена?

Ну да, та самая. Оказался коллега по форуму — Кондрат Николай Иванович, капитан фолькбота "Pamela" из Вытегры. Немного поболтали, но ехать надо. Вот такая неожиданная встреча. 04.06. в 11.30 подъехал к Кеми. С приездом!

В город не въезжал ,пошел по объездной. У меня были варианты в районе Вегеракши, Бабгубы, Кедроручья и ООО Причал. Вегеракшу проехал, а следующие места осмотрел. Машину оставлял на окружной и пешком находил нужное место. Периодически начинающийся дождь не давал расслабиться. В общем, все не очень хорошо. Большие площади осушки и илистое дно!

Доехал до конца. В Причале дно песчаное. Я в сомнениях. Поехал обратно, еще раз посмотреть. И все это б.... под дождем. Нужно было принимать решение.

Промахнуться нежелательно: следующий прилив через 12 часов. Склонялся к "Пристань". Стоянка машины рядом, осушка песчаная. Выезд тяжелый: крутоват и сразу в сторону. Зато место ходовое, можно помощников найти. Решил — ООО Причал. Я с ними связывался весной по электронной почте. Узнавал расценки. Ответили быстро, не отмахнулись. Машина с прицепом — 300р.сутки.

Остановлюсь на слиповании подробнее. Может, кому пригодится. Сам искал такую информацию.

Сначала просто на машине попробовал. В гору нормально. Внизу мокрый песок, потом, перед подъемом, полоса сухого песка и на подъеме опилки. Попадаются камни, деревяшки, внизу битое стекло (чуть заглаженное морем).

Я сейчас фото приведу, а потом продолжу.

Общая карта заливчика, место сброса подробнее. Виды на место сброса при отливе от подворья Соловецкого монастыря. Ориентир — вишневое авто на берегу. Ну и само место слипования.


Не стал с лодкой спускаться вниз. Машина на верху ,а прицеп на лебедке стал потихоньку сползать вниз. Колеса вязнут в сухом песке. Кое-как спустил до приливной зоны. Дальше поверхность почти ровная и колеса зарываются в рыхлый песок. Очень плохо. Пришлось лебедку заводить за камни и сарай со стороны моря и тянуть к воде. Затащил как мог дальше. Подождал прилива и с трудом сбросил лодку на воду. Наконец-то получилось!

Прицеп лебедкой вытащил наверх и отогнал машину на стоянку. Потом сходил за водой. Рядом есть колонка. Вода на вид не очень, но под кипячение пойдет. Купил в магазине еще немного питьевой воды. Стал готовить лодку.

Дома планировал уйти в ночь, но сейчас решил идти утром. Немного расслабился после сброса и сразу был наказан подлетевшим дождем. Азбука — спустил лодку на воду — ставь сразу тент! Даже если светит солнце!

Позже вечером погода стала налаживаться. Над водой пошел туман. Начинался отлив. Утром с очередным приливом в путь. Пора спать.


Утро прекрасно. Солнечно. Еще вечером засек, где максимальная вода. Делаю утренние дела и наблюдаю за водой, чтобы вовремя отчалить. Лодка готова.

Вода поднималась, поднималась, да и встала, немного не доходя до моей отметки. А лодка и не шевелится.

До меня стала доходить вся комичность и трагичность положения. Вечером Селена, уже на осушке, приняла на борт оставшуюся часть балласта 40 кг, запас воды почти 40 литров и 40 литров топлива. Мне бы, дураку, ее оттянуть от берега, а я ушами прохлопал! Вот она с утра и не осилила. Я попытался ее расшевелить, но не осилил. А вода стала потихоньку уходить.

Замаячила перспектива провести здесь весь день. Я заметался. Сбегал к машине за тросами и лебедкой. Стал  стягивать лодку в море волоком. Немного получалось, но и вода шла следом! Перспективы нерадужные: или глаза из орбит вылезут, или пупок развяжется! В самый пик моего подвига на берегу показались трое молодых ребят. Они молча наблюдали за мной. Потом со словами "Мы знаем, каково это лодку сбрасывать, давай поможем" ,спустились вниз. У первого упершегося глаза из прищуренных стали круглыми — он не ожидал от маленькой лодки такого веса.

Совместными усилиями мы все же стащили Селену на воду. Я чуть не прослезился от чувства благодарности и от натуги. Ребята махнули рукой в ответ и пошли дальше. Ну что тут скажешь! Еще раз спасибо, Кемь!

Все! Мы свободны! Ветер из губы. Селена спокойно идет без парусов. Попозже поставил паруса. Ветер запад 2-5м.с.

На воде прохладно, анемометр показывает с ветровой поправкой до +6гр. Где-то около 14 ч. ветер иссяк. Дальше под мотором. Иду в губу Сосновая. Сама губа для плавания не очень! Много мелких островков, каменистых осушек. Зато рай для нерп — лежат на камнях, подремывают. На восточном берегу заброшенное поселение Ново-Сосновское. На него и держу направление. Ухожу правее. Там по карте крохотный заливчик Не прогадал! Песчаное дно с мелкими камешками. То что нужно для меня

До этого поселка можно добраться по грунтовой дороге через Секирную, Савватьево. Но дорога дальняя и местами плохая — заболочена.


Рядом с лодкой небольшая дамба и дорога.

В самом поселке старенький дом для временного проживания, старый деревянный амбар и остатки каменного амбара, колодец (воду не пробовал) и старенький полуразвалившийся причал.

Место замечательное! Тихо, спокойно. С удовольствием бродил по окрестностям. Нашел чью-то челюсть

За день пройдено 53 км.

Утро солнечное, но прохладное:+13. Лодка в росе, хорошо, тент от нее защищает. Встал пораньше, боясь опять попасть на осушку. Дно очень пологое, а вода быстро уходит. Переделал все дела и в путь. На Анзер. При выходе из губы неожиданно нагрянул контроль:

Птаха деловито проверила стаксель,подергала клювом шкоты и перелетела на корму. Промахнулась мимо румпеля и присела мне на кисть. Посидела,подумала и все же проверила рулевое. Удовлетворенная проверкой улетела-можно идти. Ветер южный. Скорее всего его остров и следом пролив подкручивают. Но меня устраивает.

На просторе ветер идет порывами. То стихнет до минимума, то толчок до 7-8 м/с. Зарифил грот. Все равно держит в напряжении. Солнце в дымке. Температура воздуха на порывах опускается до +3. Немного нездоровится — продуло наверное (а может, адаптация). Одел все что мог. На горизонте показался Анзер.

С Анзерского пролива чуть добавило: волна ок. 0.5-0.6м, ветер в порывах до 9м/с. Хорошо толчки были кратковременны. Я потравливал гика-шкот и чуть приводился — Селена успевала выйти с крена. С первого раза в бухту никак не получалось, пришлось в лавировку. Со второго захода как раз в точку.

Думал в заливе спокойнее. Но расслабиться не получилось. Небольшие порывы ветра сохранились, да еще отлив, вода уходит. Быстро оглянулся оценить ситуацию. Осушка каменистая, везде ветер достает. Страва на мысу постройки спасательной станции. Перед ней на якоре спасательный катер. Людей не видно.

Прикинул ,что в крайнем случае зацеплюсь за катер. Не теряя хода, завел мотор и убрал паруса. нужно идти в следующую часть залива. На форуме писали, что первый пролив проходим даже по низкой воде — попробуем. В проливчике заметное течение от ветра и уходящей воды. На дне лопухастые ламинарии. Они обмотали винт и из контрольки стал вырываться пар. Заглушил мотор и откатился назад. Чуть погодя завел мотор — вроде нормально, и опять в пролив. В общем, со второго раза прошел. То же самое: ветер, камни и только в конце у подветренного берега песчаная осушка. Все, пришел.



Осмотрелся. Здесь уже были жильцы. На большом камне вальяжно развалился заяц... правда, морской. Толстая седая туша с большими светлыми усами. А в далеке на камешке грелась изящная нерпочка, как русалочка. В воде увидел толстую звезду — надо же так себя запустить!

Сплошная идиллия. Литоральные пейзажи. Идиллию вечером нарушил грозный рокот грозы на северо- западе. Нам достались от нее только порывы ветра. Пришлось несколько раз переставлять лодку, пока она не успокоилась на песке.

Хорошо такое встретить на доброй, мягкой осушке, а не в открытом море — подумал я подремывая и поуютнее завернулся в спальник.


Пройдено 32 км.

Утром, по полной воде, решил сходить в третью часть губы, к скиту.


Пролив вечером, на малой воде.

Тихонько под мотором просочился в самый конец губы и наконец пристал.


Свято-Троицкий Анзерский скит основан в 1619 г. прп. Елеазаром Анзерским. До этого в 16 в. здесь находились монастырское усолье и церковь во имя святителя Николая.

Хочу сразу сказать ,что большую часть информации почерпнул на замечательном сайте СОЛОВКИ.ИНФО . Поэтому я не буду переписывать оттуда, а просто дам краткую информацию.

Когда подходил на лодке, видел на берегу небольшую группу людей. Потом они пропали и пока я был на берегу, никого не видел. Походил, посмотрел, заглянул в часовенку. У озера Святое небольшая зона отдыха.

Скоро отлив — пора.

Перешел в первую часть губы. Рассмотрел спасательную станцию. Тоже место старое. Рыболовная тоня на этом месте известна с 16 в., а в 1874 г. здесь была открыта спасательная станция. Она и сейчас свои функции выполняет. На якоре возле нее стоит спасательный катер.

Под легким ветерком вышел из губы. Но это был фантом. Я слышал, что бывает идеальный шторм. А сейчас был идеальный штиль. На небе ни облачка, на воде ни складочки, ни легчайшего дуновения ветерка.

И так весь день. Крейсерская скорость под мотором 7 км/ч. На входе в Анзерский пролив встречное течение, скорость упала на 2 км/ч. Странно, но в самом проливе встречное течение не ощущалось.

Очень соблазнительно светился вдалеке храм на Голгофе. Была мысль туда повернуть. Но храм находится в глубине острова — не хотелось лодку надолго оставлять.

Тарахтим под мотором дальше. Наметил в обход о. Бол. Муксалма и к дамбе у Южных Железных Ворот. Конечно, было бы здорово зайти в губу Долгая, но это минимум день. Обогнул острова и вышел прямо к Муксаломскому рифу. Ну....интересное место!

Не хотел бы я оказаться здесь в свежую погоду! Но погода была замечательная и я сделал то, за что наказывают непослушных детей (да и взрослых): попер прямо через мели. Очень большие зоны каменистых осушек! И еще рай для нерп. Мало того, и между каменистыми островками очень мелко и отдельные камни под водой. И леса ламинарии вперемешку с песчаными полянами. Не удержался, заглушил мотор и немного пофотографировал под водой.

Пока занимался фото, меня окружили около десятка любопытных нерп. Я не стал дожидаться разборок в стиле "А ты кто такой? вали отсюда!", завел мотор и свалил.

После пересечения каменистых мелей встретился с другим явлением. При полном штиле и спокойном море, по нему текла настоящая река с довольно четкими границами. Она состояла из небольших волн, водоворотов и сулоев. Скорость передвижения вместо 7 км/ч упала до 2.5 Шел отлив и вода из Онежского залива стремилась в море. Она натыкалась На Соловки, отмели возле Муксалмы и, стараясь их обогнуть, превращалась в реку. Что же здесь творится в непогоду?!

Пересек вброд и реку. На горизонте о. Мал. Муксалма с поселком. Ну а мне дальше, к Железным Воротам.


Собственно говоря, я хотел заночевать у дамбы. Поэтому меня интересовала хорошая осушка в том районе. На спутниковых снимках видны небольшие заливчики. Но когда приблизился, вид не очень. Много камней. В один все же ткнулся, издалека смотрелся неплохо. Вблизи оказалось,что все покрыто толстым слоем ила. На отмели я спрыгнул с лодки и ноги по колено погрузились в ил. Придерживая голенища сапог руками (чтобы сапоги не потерять), я завел швартовы за камень и добрался до берега. В заливчике пекло — солнце жарит серьезно.

Вышел на дорогу к дамбе. Местами она выглядела вот так


Обход рядом по такому же болоту. Наконец появилась дамба. Перед ней дорожный знак ,запрещающий движение авто, ввиду ее ветхости. Вряд ли авто до нее доберется! Видны следы от велосипеда. 7.jpg .

Серьезное сооружение! Но без него раньше никак. На о. бол. Муксалма были монастырские молочные фермы. Монахам приходилось на лодках и плотах преодолевать пролив шириной около километра. В нем много каменистых отмелей и сильные течения. Кстати и проливы назвали Железными из-за узости и сложности фарватера. Поэтому в середине 19 в. пролив перекрыли каменной дамбой, оставив несколько проходов для лодок. Строительство продолжалось около 20 лет. В дальнейшем проходы уменьшили, оставив небольшие арки для хода воды.

Походив по дамбе, я вернулся к лодке. Меня такая ночевка не устраивала. Ну ,может быть, в крайнем случае. Прошелся на тихом ходу вдоль берега,изучая его в монокуляр. И нашел! Крохотный круглый островочек, с таким же крохотным песчаным пляжиком в окружении камней. Ну просто — "чудо остров". Пляжик защищен от ветра и волны с моря островочком.Заселен чайками и утками. Да!... О такой утке я вспомню за рождественным столом! В прибрежной траве много утиных гнезд с яйцами.

В общем, лучше места не придумаешь.


Все. За день пройдено 47 км.

Ночью хорошо задувало, но к утру стихло. Сегодня должен дойти до монастыря. Я слишком сильно прижимался к берегу, поэтому путь показался сложноватым. Большие каменистые отмели. Шел переменно и под мотором и под парусом. Была мысль заночевать на Заяцких островах, но хорошо, что не пошел.

Пролив Печаковская салма шел при попутном ветре на стакселе. На 16 канале изредка велись переговоры.

Решил и я обозначиться. Ответили: Соловки, Радио-1. Поинтересовались кто я, где нахожусь и куда направляюсь. Немного поговорили. На этом я и успокоился. За островами увидел большую яхту, выходящую в море. В оптику название не рассмотрел. Острова, прикрывающие с юга судовой ход стояли почти стеной. Усмотрел как оттуда вынырнула моторка-туда и направился.

Буквально просочился по отмели на судовой ход и пошел в гавань Благополучия.


Все как-то быстро. Раз и в бухте! А дальше куда? Почти на холостых оглядываю берега куда можно приткнуться. Бухту пересекает деревянный парусник под старину. Я за ним. Он пристал к причалу у большого амбара, а я рядом на песок. У экипажа поинтересовался, где можно припарковаться маленькой лодочке.

Познакомился с экипажем парусно-моторной яхты "Святой Петр " — почти точной копией государевой яхты 1693г. Они же сотрудники Соловецкого морского музея и члены Товарищества северного мореходства. Так я и очутился на Сельдяном мысу. Мне подсказали и показали, что на другой стороне базируется большая парусная яхта и мне было бы удобнее встать там. Я перегнал Селену на указанное место. Яхты там пока не было, ее я видел на подходе. Переоделся полегче и пошел на берег осматриваться.


Очень жарко, +30гр.

Чуть позже показались паруса и я вернулся к лодке. Рядом стояла большая яхта "Моряна". Познакомился с хозяином . Зовут Василий. Яхту построил сам. 14 м. Швертбот. С плоским днищем. Шверт 1.5т. И очень многое на лодке сделано своими руками! Даже паруса пошиты самим, на простой машинке, без возможности расположить их полностью на плоскости. И это не первая лодка. До этого строил несколько ,чуть поменьше. Я чуть ли не в шоке!


Он построил ее за 3 года! Проект собственный.

Посидели у него на лодке, поговорили. Жара и духота - неспроста. Вечером все это разродилось хорошим дождем с сильными порывами ветра. Под них я и поужинал.



За день пройдено 24 км.

Какие бы у меня не были первоначальные планы, посещение гавани Благополучия в них входило. А дальше в приоритете было посещение Морского музея и еще одна тема. История Соловков огромна! Даже за несколько поездок сюда не узнаешь и малой толики. Много чего сплелось в тугой, неразрывный жгут — и хорошего и плохого. И вот в этом жгуте веков и событий есть тоненькая ниточка, всего-то на несколько лет. Но она стала неразрывной частью Соловков.


Привет, мальчишки!

МАЛЬЧИКИ С БАНТИКАМИ

Соловецкая школа юнгов.

Идея школ юнгов (или по современном — юнг ) для 20 столетия не нова. Еще при Петре начали создавать эти школы для подростков. Да и сам он через эту должность прошел. В начале 20 в. в Кронштадте была школа юнг. Туда принимали подростков 16-18лет и обучали по специальностям :рулевые, сигнальщики, минеры, машинисты.

Была школа в Севастополе. В советское время, в 1940г. была организована школа юнг на острове Валаам. Война все изменила! Курсанты школы патрулировали на судах Ладожское озеро.

В начале осени по приказу командования отряд, созданный из учащихся школы, около 200 человек, был переброшен к Невской Дубровке. Принято считать, что в живых из них осталось несколько человек.

Всех оставшихся из Валаамской школы перевели в блокадный Ленинград,на Васильевский остров. Там они продолжили обучение.

В мае 1942 года было принято решение о создании на Соловецких островах школы юнг. Принимались подростки 15-16 лет. Но конечно же ухитрялись приписать года и поступить в школу. Яркий пример - 14 летний Валентин Пикуль, автор автобиографического романа "Мальчики с бантиками". А были и еще моложе! Обучение велось по 9 специальностям в том числе боцманы, радисты, сигнальщики, мотористы, электрики. Очень требовались флоту специалисты. Первый год войны вывел многих из строя. Зачастую потом на кораблях юнги были грамотнее многих бывалых матросов и даже проводили обучение в экипажах. Все это хорошо написано у Пикуля. Всего было 3 военных выпуска. Из 4111 выпускников более 1000 погибли.


Памятник погибшим.

Семерым присвоено звание Героя Советского Союза.

Школа была организована при Учебном отряде Северного флота на Соловках1.jpg . Это здание сейчас гостиница. Но основное обучение было в Савватьево, в 12 км от кремля. Там им пришлось многое делать заново, прежде чем приступить в занятиям

Мне предстояла поездка в Савватьево.

На следующее утро я взял в прокате велосипед и отправился по лесной дороге. Здесь не заблудишься. На редких развилках указатели. После ливней дорога иногда преподносила сюрпризы. Но 12 км.- расстояние небольшое. Дорога проходит мимо горы Секирная. Первая остановка. И неожиданное знакомство.

Мужчина со спутницей, тоже собираются подниматься на гору к скиту. Разговорились. Сергей оказался родом из Пензенской области, моим ровесником. Пишет для альманаха "Тарханы". Здесь их сопровождает знакомый на машине. Он работает лесничим. Познакомился и с ним. Александр. Он и был нашим негласным экскурсоводом. Он уже знал про маленькую бело-синюю лодочку. Поднялись на гору.

Храм выполняет еще и функцию маяка. И на форуме говорили, и Александр подтвердил,что в скиту установлена р.станция, но постоянного контроля эфира монахи не ведут. Их кстати и видно не было.

Спустились и договорились встретиться в Савватьево.

Я приехал чуть раньше. Осмотрелся. В скит не пошел. Сергей сказал что требуется разрешение.

На краю поляны установлен большой стенд, посвященный истории скита. Была там информация и по моей теме. Сам корпус скита использовался под учебные классы, а жилье мальчишкам пришлось делать своими руками. Недалеко в лесу ,у озерца, они расчищали лес от деревьев и камней и рыли большие землянки.

Сделали таким образом большую столовую-кухню и жилые кубрики человек на 50 каждый. Если учесть что камней там хватает,то их труд впечатляет. И только осенью приступили к занятиям. Кстати, должность юнги была официально введена во флоте в октябре 1942г., но уже в 1943г. отменена.

Я думаю ,что это не коснулось курсантов школы ,потому что они поступали на флот уже на определенные должности. Обучение длилось 9-11месяцев. Потом экзамены и принятие присяги. Даже форма для них толком придумана не была. Им выдавали вместо нормальных лент на головной убор, бантики из ленты. Потом уже, при зачислении на корабли, они от них избавлялись.

И еще интересный факт. После окончания войны юнг долго не признавали ее участниками . Они были несовершеннолетними, а факт принятия присяги почему-то в послевоенное время скрывался. И только в 1985 году они были признаны ветеранами войны.


Сейчас есть хорошие сайты ,рассказывающие о соловецких юнгах: 45pobeda45.blogspot.com, sy-museum.ru/page и пр.

Я даже пытался найти уроженцев Пензенской области. Нашел!

Солодов Виктор Алексеевич, 02.10.1927 г.р. Вот только где именно родился я так и не узнал. Когда ему было 7 лет, его отца, председателя колхоза, убили кулаки и семья переехала к деду в Саратов. Вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом. Он юнга второго набора. Потом служил на севере. В 1944 г. их корабль потопили и он долго плавал в ледяной воде, но выжил! После демобилизации в 1950 г. вернулся в Саратов и проработал учителем 51 год. Он известный ветеран в городе. Заслуженный учитель РФ, мастер спорта по классической борьбе. Был председателем Саратовского областного совета юных участников войны. Вот такие юнги!

Через небольшое время подъехал Александр. Он подробно рассказал как добраться до нужного мне места. Я бы сам ни за что не нашел! Мы попрощались и я уехал по нужной дороге. Скоро от нее отошла неширокая дорожка, ведущая к месту проживания юнг. И вот я на месте. Видна неширокая аллея, обрамленная валунами, отходящие от нее котлованы землянок и остатки деревянных перекрытий. Буквально рядом берег небольшого озера. Здесь же небольшая, уже нынешняя зона отдыха для уставших путников.

Время не щадит. Скоро здесь совсем ничего не останется. Только память. Эта школа и эти мальчишки уже вплетены в тугой жгут истории Соловков.

Я поехал обратно.

И все же память о юнгашах сохранилась не только в памятниках и табличках. Возле Кремля на берегу бухты есть музей посвященный им.


На заднем фоне павильон, в котором расположен музей.

Кроме представленных экспонатов там демонстрируется интересный документальный фильм о Соловецкой школе. Будете в тех краях не поленитесь,посетите музей. А лично мне запомнилась ученическая тетрадь одного из курсантов. Какой ровный и красивый почерк !

А моя жизнь на Соловках продолжалась. Я уже говорил, что поселился на Сельдяном мысу. Можно сказать случайно, но точно! Место очень интересное. Не хотелось бы копировать из интернета чужие статьи, поэтому вкратце. Мыс прикрывает бухту Кремля с запада. Собственно он и делает ее удобной и защищенной. Почему Сельдяной ? Монахи ловили сельдь на мысу, там ее и разделывали. Но застраиваться и капитально осваиваться он стал довольно поздно (по сравнению с историей монастыря). Примерно в 18 в. появились Такелажный амбар, Амбар для хранения м ремонта морских судов, Амбар для хранения ворвани и салотопенный завод, Амбар для смоления канатов.


Уже в конце 19 в. на оконечности мыса появилось здание "Биологической станции Соловецкой обители " . Оно очень гармонично вписалось в окружающее.


По центру Такелажный амбар. Справа здание Биостанции. Между ними виден торец Амбара для хранения судов. Слева виден сам Соловецкий поселок.

Такелажному амбару немного не повезло . Он не сохранился в первоначальном виде. Это уже поздняя реставрация.

Все остальные постройки дошли до нас в более-менее первоначальном виде. Жилых домов на мысу очень мало. Поэтому, находясь на нем, как будто погружаешься в прошлое! Вот в таком месте я поселился.

Я еще раз хочу сказать ,что в своем отчете не привожу подробных исторических сведений. Чтобы у тех , кто заинтересовался, была возможность открывать этот мир самим! Да и не хочется чужие труды переписывать. Все есть в свободном доступе в интернете. А вот о чужих трудах дальше.

При посещении Соловков я планировал побывать в Морском музее. И при входе в бухту ,вслед за яхтой "Святой Петр ",и потом по подсказке его экипажа, я очутился на Сельдяном мысу. Буквально в нескольких шагах от музея. И я туда постоянно наведывался. Доброжелательность ,открытость и живой интерес к посетителю — первое, с чем я столкнулся при входе. Вход свободный. Официальное открытие сезона должно состояться на следующий день, но никто не препятствовал посещению. Девушка -экскурсовод расспросила обо мне и с удовольствием отвечала на мои вопросы. Позже вечером я опять забежал к ним и попросил отправить домой СМС. В общем, если доведется опять попасть на Соловки, я теперь знаю куда приткнуться.

Я не избалован музеями. Бываю, но в крупных, государственных. Набор артефактов разных эпох и тематик. Они конечно тоже ведут научную работу, но для большинства посетителей она неизвестна.

Здесь же это не просто музей, как здание для хранения артефактов. Он как бы "живой" Здание, где он расположен — Амбар для хранения лодок восстановлен усилиями сотрудников музея. Да и весь Сельдяной мыс под их опекой. Экспонаты собраны усилиями сотрудников. Яхта "Святой Петр" построена по инициативе и с участием их же. И это не лодочка для катания туристов, а серьезное экспедиционное судно, на котором сотрудники Морского музея ходят в научно исследовательные экспедиции. Музей посвящен освоению Севера.

А теперь о людях, на которых все это держится. "Товарищество северного мореходства (ТСМ) — Архангельская региональная общественная организация, созданная на Соловках в 90-х годах по инициативе Сергея Васильевича Морозова... "

Я уже давал ссылку на сайт . Еше раз повторю: http://solovki.info/ . Не поленитесь, поройтесь — найдете много интересного!

На следующий день я пошел на официальное открытие. Батюшка отслужил молебен перед корабельным иконостасом. Затем сотрудники представляли новые экспозиции ,делились планами на этот год. Был представлен новый выпуск альманаха "Соловецкое море ". Бывает же так: первый раз здесь, а столько интересных встреч и знакомств.

Ну и конечно же сам Кремль! Нашел время и по нему побродить. Знаете, осталось двоякое чувство. Впечатляют масштабы и монументальность!

И многочисленный... ремонт. Снующие везде рабочие с ведрами и кистями, строительные леса, не дают настроиться на нужный лад. Мне сказали, что в некоторых местах былое великолепие красок упростили до белого. Но... без ремонта никак.

Спросил у проходящей мимо женщины в платочке : "А действующие церкви есть, или только музеи кругом?"

Она показала под арку напротив главного входа. Я прошел бы мимо и не заметил. Невзрачная часовенка, окруженная монументальными стенами. Кто бы мог подумать, что это и есть тот кирпичик в основании!

А потом я устроил экскурсию в своем стиле: прошелся там, где туристов не водят. Туда еще не дошел запах краски и белил. Там пахло сыростью и плесенью прошедших эпох.

Ну а нам с Селеной пора в море.


Сходил попрощался с Василием,помахал рукой и затарахтел под мотором с краю судового хода. Связался с "Соловками.Радио 1 " . Они со смехом ответили -"видим ,видим суперяхту Селена ". Поинтересовались куда иду и пожелали удачи.

А шел я на Заяцкие острова. Расстояние небольшое, поэтому паруса ставить не стал.


По курсу остров Большой Заяцкий.
В монокуляр видно табунчик туристов, идущих от лабиринтов.


Свято-Андреевский скит.

Правее большой причал с двумя пароходиками. Я потихоньку их обошел,в надежде найти песочек у берега. Но все в камнях. Не знаю есть ли дальше в проливе нормальная осушка. Хорошо ,что сюда ночевать не пошел. У большого причала сбоку есть маленький, для маломерок. К нему и припарковался



Сошел на берег.

Большой Заяцкий очень интересное в историческом плане место. Его еще люди каменного века обжили.

Об этом свидетельствуют каменные лабиринты. Их я не увидел. Меня смотритель не пустил без билета. А скит рассмотрел. Удивительно ,но все постройки оригинальны и с давних времен. Трудно было поверить, что церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного построена в 1702г. по указанию Петра I и при его участии. Рядом на берегу первая на Белом море каменная гавань, построенная еще в 16 в.Согласно легенде здесь был утвержден Андреевский флаг.


Собрался уходить. Пожилой мужчина-смотритель стал отговаривать. Дескать, на море становится ветрено и на такой лодке (как-то он по своему ее назвал) нельзя выходить. Подошел к капитану пароходика. Он посмотрел в интернете прогноз. На сегодня 6-7м/с,после обеда порывы до 13. На завтра усиление, в порывах до 15 м/с. Подумал: проскочу до Кузовов. Завтра совсем не вариант, а ночевать здесь не хотелось.

И вышел в море.


На горизонте Кузова.

Ветер юго запад, 4-5 м/с. Малооблачно, волна небольшая. Хорошо шел. Правда, волна потихоньку уваливала. Почти облизал острова Топы. На Кузова уже не выруливал. Стал взбрыкивать блок питания в рубке — периодически отключался. Что-то ,где-то окислилось, а навигатор от него питается. Пришлось вытащить из фото батарейки и вставить в Гармин.

В принципе курс выводил на Рабочеостровск, но я переборол соблазн и сменил галс на Кузова.

Время послеобеденное — пора всех приключений. Игривые "облачка - белокрылые лошадки " потихоньку превратились в лошадей, потом в хмурых слонов и юго-запад затянуло. 6-7 м/с и курс меня устраивали.

Фронт надвигался. До убежища не успеваю. Уже видны серые потоки дождя между тучами и морем. Но совсем по горизонту светлая полосочка, значит этот фронт неширокий. Стал готовиться — зарифил грот, прибрался на палубе и задраил люк, натянул непром, да от усердия порвал на коленке.

Было видно, как темная полоса на поверхности моря быстро приближается. Пошли ветровые толчки 7-8м.с. Анемометр стал путаться: то 9 покажет, то 2 м/с. Скорее всего, вихревые потоки с грота его в замешательство привели. Я пока еще выруливал.

А потом просто надавило около 10 м/с с дождем! Стало кренить. Растравил гика-шкот и даже сдернул со стопора грота-фал, пытаясь хоть как то помочь Селене. Шверт я еще раньше подобрал. Стаксель растравить не успел.

Селену придавило. Градусов на 45. Стаксель-шкот от нагрузки закусило в стопоре. Я не мог дотянуться до него — боялся лодку окончательно завалить. Вот так вот просто!

Как мышонка лапой к полу придавили! Селена не осилила подняться. А ветру не хватило мощи завалить ее окончательно. А мне, дураку, не хватило ума предотвратить это. И мы зависли на какое то время в неопределенном положении. Была мысль, что пора перебрасывать ногу через комингс кокпита,чтобы успеть выйти на борт. Но до этого все же не дошло.

Хватка стала ослабевать и Селена потихоньку выровнялась. (Если честно, не на публику, мне до сих пор не по себе при воспоминании).

Привел в порядок мысли и снасти. Постарался успокоиться. Опять поставил паруса. Но наступило затишье. Юго-запад сплошь затянуло — подходил основной фронт. Ждать больше нечего, завел мотор и к островам. Немного не успел. Боковой ветер около 10.5 м/с с дождем. Но под мотором уже проще.

Протиснулся между о. Вороньими и Немецким Кузовом. Напротив избушки неплохой пляжик.

Но сегодня не мой день. Осторожно пытаюсь подойти задним ходом и сразу же наваливаюсь на камень. Раздается треск! Мотор и регулируемый транец сыграли как рычаг и фанера не выдержала —треснула в месте крепления пантографа. Оттащил лодку. Осмотрел мотор и трещину. Мотор вроде цел, трещина выше ватерлинии. Ушел в другое место, залив с юга на Немецком кузове.


Ткнулся в песок и на берег.

Немного мутило после дневного перехода и прошедших событий.


За день пройдено 43 км.

Еще при входе в этот залив обратил внимание, что на берегу стоят несколько палаток. Ожидал встретить катамаранщиков, но никаких плавсредств видно не было. Когда парковался, подошел молодой человек, предложил помощь и пригласил к костру. Чуть позднее, когда немного пришел в себя, отправился к их стоянке. А место в этом заливчике было замечательное. На избушке, про которую говорил выше, закреплен стенд — "Государственный природный заказник Кузова". Эта территория относилась тоже к нему. Место красивое.


Большой песчаный пляж. Полянки, березки, чистенько. Установлены навесы со столами, лавками и оборудованными кострищами. Деревянный чистый туалет. В углу пляжа родник.

У костра, под навесом, несколько молодых людей — парни, девушки, есть и семейные пары Познакомились. Я рассказал откуда взялся, а потом они пояснили что здесь делают. Какая-то фирма в Кеми организовывает отдых на Кузовах для желающих. В заливе установлен палаточный лагерь, в нем продукты питания и все необходимое.

Здесь живет гид-инструктор (парень, который подходил ко мне).

Группы привозят и забирают на катере. Люди собираются из разных городов через сайт в интернете. Живут по нескольку дней, сами готовят на костре. Инструктор ходит с ними на экскурсии по острову. Лес на дрова рубить нельзя. Дрова привозят с большой земли или собирают на берегу то что морем принесло. Вот такой еще вид отдыха есть. С их слов, все места в группах на сезон уже расписаны.

Гулял по окрестностям, сидел с ребятами в лагере, ходил с ними за дровами... Хорошая, общительная молодежь. Кстати, чуть повыше подняться — есть билайн. Позвонил домой.

Кузова красивы! И виды на море с них. Залив довольно большой и ветер все же доставал Селену. Тент нещадно трепало, а швартовы потихоньку ползли. И только в отлив лодка спокойно стояла.


Вечером и ночью хорошо задувало. Утром стало еще хуже. О выходе не могло быть и речи. Теперь я понял что это такое, "ждать у моря погоды". Ветер чуть сменил направление и с силой выгонял воду с верховьев залива. Было похоже на быструю порожистую речку. Только к вечеру стало стихать. Нужно было готовить отход. До полуночи переставлял Селену за отливом, чтобы утром пораньше сняться.

А кстати, подробности про Кузова перед поездкой не изучал и в этот заливчик попал интуитивно. Не прогадал. "Сидение на Кузовах " на этом заканчивалось.

Атмосферное давление пошло на поправку. Вечером небо окончательно очистилось. Температура утром была +7гр. В 9.30 попрощался с ребятами и отчалил.


Прощайте, Кузова. Курс на Рабочеостровск.

Ветра практически нет. Иду под мотором. На ровном море преодолел еще одну волнистую речку. Селену даже немного потрясло. Все же чудной район для плавания!

На горизонте Рабочеостровск. Теперь главное — достойно подняться. Подошел к берегу незадолго до полной воды. Все нужно быстро делать! Бегом за машиной и прицепом. Прицеп вниз, к воде. Потом из лодки все тяжелое на берег — часть балласта, бензин,остатки воды. Cнял мачту. И уже на полной воде загнал прицеп в воду, как можно дальше. Моих болотных сапог не хватило. Да и черт с ними — не сахарный,не растаю. Со второго раза завел лодку, вроде ровно встала. И чуть вытащил прицеп с лодкой из воды. Все.


За день пройдено 24 км.

Стал ждать отлива. Плавание закончилось.


Общий маршрут плавания.

Подождал когда вода уйдет подальше. Изначально была мысль тянуть прицеп вверх ручной лебедкой или поискать машину посерьезней. Походил по плотному мокрому песку и решил попробовать сам. Загнал машину вниз, пристегнул прицеп и, с небольшого разгона, ...раз, и наверху. 10.jpg В конце подъема ,передние колеса немного землю взрыхлили. Удивление и огромное облегчение: море меня отпустило!

А дальше-сборы. И вот мы готовы к дальней дороге .


Два товарища по путешествиям — "Кашак" и "Selena ".

Кто-то еще только собирается в путешествие, готовится, надеется, мечтает. А у меня уже в прошлом. Остались воспоминания. Воспоминания о море,.. о солнце,.. о ветре и брызгах соленой воды в лицо,.. о песчаных пляжах и соснах на берегу ...о старых каменных стенах дальних скитов...


И о поклонных крестах ,молчаливо смотрящих в морскую даль...

Маленькое путешествие на маленькой лодочке в удивительный мир Беломорья.

Экипаж яхты "Selena " желает всем попутного ветра и семь футов под килем! Удачи !!!

post scriptum

Разрешите представить по подробнее мою лодку. Она это заслужила.

Яхта "Selena " — крейсерский швертбот класса "пико".

Длина 4.2 м., ширина 1.8 м, высота борта на миделе 67см. Набор корпуса продольно-поперечный с обшивкой фанерой 6 мм и оклейкой стеклом. Плоское дно, два швертовых колодца с простейшими фанерными поворотными швертами. На дне наклеены три продольных бруска с алюминиевой защитой от стирания. Поворотное перо руля. Свинцовый балласт 100кг. (40 кг - быстросъемные). Блоки плавучести -220 л. (не путать с отсеками плавучести).

Вес голого корпуса на этапе строительства - пр.150 кг.

Парусное вооружение дробное, бермудский шлюп. Общая площадь парусов 9.5 кв.м. Грот с двумя полками рифов. Стаксель на закрутке. Высота мачты над рубкой - 5.4 м ..Стоячий такелаж - одна пара вант и штаг .

Вспомогательный мотор Меркури 2.5 л.с., 2 такта, короткая нога.

Электрооборудование: два гелевых аккумулятора 9 и 18 Ач (так получилось), солнечная панель30 Вт, электроблок коммуникационный, переходники и зарядники для гаджетов

Якорно швартовое снабжение: 3 самодельных якоря разных конструкций весом ок. 3,5 кг. каждый (вес недостаточный), 3 плавучих якоря разных размеров и конструкций, общая длина швартовых 90 м.

Навигация и связь: Гармин -78 разлочен и перепрошит, с картами района плавания, бумажные карты нужного района, р.станция с морским диапазоном (не морская) в защитном чехле, смартфон в чехле с офлайн-картами района, путевой магнитный компас и резервный, анемометр Skywach Meteos, метеостанция Sunroad fr 500.

Сигнально-спасательное снабжение: спасжилет и обвязка с фалом для пристегивания на палубе. Комплект пиротехники (к сожалению нет парашютных, есть попроще), конец Александрова, звуковой горн, на рации есть сирена, свисток. Для важных вещей и одежды - гермомешки.

Кухня: газовая горелка с цанговыми баллончиками в изолирующем кожухе с дополнительной рубашкой. Одна кастрюля нужного диаметра. Два термоса разных объемов. В этом плавании лодка приняла на борт около 38 л. питьевой воды, из них в штатные места 35 л, 40 л. топлива, из них 25 л. в штатных местах.

Ну и запас продуктов на 10 дней. Можно и больше, только меню спланировать.

А теперь небольшая фотоэкскурсия.


Общий стояночный вид с тентом.

Вид с рабочего места в нос.

Вид с рабочего места в корму.

Ахтерпик-горюче смазочный отсек. Рабочая канистра 5 л, литровые емкости с готовой смесью 4 шт, масло и пр.

Боковой рундук к кокпите - карманы на крышках, резиновым жгутом притянута дополнительная канистра 10 л. Штатно две канистры по 10 л. лежат ниже, под днищем кокпита. Ну и еще одна на 5 л. Остальное место в рундуках - швартовы, якоря и пр.

Кухня (подсмотрел у коллеги Г.Ш.), простенько из старых кастрюль, но очень эффективно.

В рубке, вид вперед. Второе спальное место по необходимости -симметрично.

Рубка, вид в корму. По центру ящик для воды. Справа кухонная сумка и по мелочи, слева мои спальные принадлежности в походном положении - спальник и подушка в герме прикрыты матрасом. Матрас из пенополиуретана. В рубке бортовые вставки тоже пенопластовые.

Боковые рундуки - продукты.

Передние рундуки возле пиллерса - канистра с водой 10 л и рядом пристегнут балласт 20 кг. Второй рундук симметрично.

Рундук-стол по центру - одежда, аптечка, по бокам на перегородке закреплены аккумуляторы.
На крышке рундука карман для карт и прочей письменности.

На стенках рубки у входа полочки для гаджетов и пр. Там же дополнительная розетка 12в.

Все рундуки в рубке закрываются на быстросъемные ременные пряжки.

В труднодоступных для вещей местах ,уложены блоки плавучести из пеноплекса. Но их можно даже в походных условиях достать оттуда.

Под мотором крейсерская скорость 8-9 км/ч, под парусом доходила до 8 км.ч..

Испытанные погодные условия: ветер до 10.5 м/с, волна до 1 м.

Ну вот, вроде ничего из крупного не забыл.