Одиночка по Балтике

Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Александр Танский

Одиночка по Балтике

Итак, все началось ранним майским утром в яхт-клубе Варнемюнде, куда я доехал часам к 5 утра. Пока ждал капитана порта, успел немного пройтись по набережной в старом рукаве Варнова, где стоят рыбацкие кораблики. Потом, когда немного рассвело, прошелся до причала, где швартуются круизные лайнеры. Конечно, выглядят они исполинами, особенно, по сравнении с "Геммой", но все же я смотрел на них без зависти. Подумаешь - плавучий отель, где всей романтики - посидеть в ресторане на палубе и увидеть море метрах в 30 внизу.


В Варнемюнде особо не фотографировал - в первый день не заладилось с погодой, да и готовился к плаванию, а во второй, после неудачного старта, было тоже не до того. Первый день в Дании был пасмурным и хмурым. Моросил дождь, на море лежал густой туман. Став у причала в марине Гедсера (при этом освоив "скандинавскую" швартовку в узких пеналах носом в причал), вдоволь искупавшись в душе и приведя себя в человеческий вид, я собрал велосипед и поехал на разведку по селу. Душа пела - наконец-то я в Дании. Теперь оставалось только с этой Данией поближе познакомиться.

Я проехал по украшенным флагами улочкам Гедсера, нашел магазин, заправку, заехал в паромный порт, побродил немого по берегу моря в поисках янтаря и поехал в строну маяка. К сожалению, ни там, ни в последующем - в других местах мне не посчастливилось найти "слезы солнца", о чем безумно жалею. Ну да и ладно! Будет повод еще раз поехать на Балтику.

По дороге к маяку наткнулся на могилу Прав Человека, а в одном из двориков меня встретила пара веселых скелетиков на старинном катафалке. Весело и оптимистично началось мое путешествие.


У маяка пришлось развернуться, потому что заморосил мелкий и очень неприятный дождик, потому пришлось возвращаться на лодку. По дороге заехал в магазин, отправил коллегам открытку и взял бутылку местного пива на пробу. Пиво оказалось вполне себе неплохим на вкус, хотя в Дании немецкий Закон о чистоте пива не действует, и туда бодяжат все, что ни попадя - сахар, стабилизаторы, консерванты и прочую ересь, за которую немецкого пивовара давно утопили бы в собственном пойле.

К вечеру погода немного наладилась, и на ужин у меня было мясо на гриле, заранее купленное в Варнемюнде, с картофельным пюре и пивом. Божественный выдался ужин! Кстати, о гриле - в марине большая площадка для гриля со многими очагами очень удобной конструкции. Кругом столики и места для отдыха. И так -- по всей Дании. Как минимум - по тем местам, где я побывал. Все-таки там очень многие вещи делаются для людей. Казалось бы, в Германии тоже должно быть так - а шиш! Специальные места, где можно бесплатно поставить палатку и переночевать - пожалуйста! Столики и места для костра и гриля на берегу моря - пожалуйста! Где такое можно найти в Германии - не видел, хотя, возможно, еще не везде побывал.

Но зато за немецкие детские площадки гордость возникала. Датские все-таки не дотягивают по уровню...

Следующий день обещал быть теплым и с утра относительно солнечным, потому я основную прогулку по деревне наметил на следующий день.

На следующий день наконец-то выглянуло солнце. Было довольно тепло, и я взял велосипед и объехал всю деревню. Деревня оказалась маленькой, но уютной. Домики небольшие, скромные. Дворцов не наблюдал, однако даже самые обычные дома были украшены со вкусом. Штор или занавесок на окнах практически нет. На окнах во многих домах стоят всевозможные инсталляции на морскую тематику. Особо понравилась очень детально проработанная двухмачтовая шхуна в одном окне - сам бы с удовольствием поставил такую же на подоконник... Село оказалось таким же маленьким, как и домики там. Всю деревню удалось объехать за буквально полчаса. Во всем Гедсере только порт, магазинчик, заправка, школа и детский сад. А также - довольно большой стадион. И, тем не менее, ощущалась какая-то свобода и та знаменитая датская расслабленность, как ее сами датчане называют "хюгге". Хотелось просто бродить по улочкам, дышать морским и лесным воздухом, ароматом весенних цветов и цветущих деревьев, что я и делал. Затем снова поехал к морю, посидел на берегу, понаблюдал, как в порт заходит паром, выкурил трубку. Кстати, это была единственная возможность покурить доброго датского табака.

Я долго еще сидел на берегу, наблюдал за рыбаками, смотрел, как лоцманы проводили какие-то учения в море, а ближе к вечеру заправил бак и резервные канистры на местной заправке. Цены по сравнении с немецкими несколько выше, но все равно еще терпимые. Не Швейцария...

Я еще до начала плавания опасался, что Дания окажется такой же, как и Швейцария - с угрюмыми и нелюдимыми жителями, основной задачей которых будет раздеть тебя до нитки и выдоить, как можно больше денег. Все-таки тоже протестантская страна. Ан нет, слава богу, мои опасения не оправдались. Забегая вперед, скажу, что датчане оказались очень приятными в общении, радушными, гостеприимными и бескорыстно помогали в трудных ситуациях. Вечер подарил потрясающий закат при полном безветрии.

На следующее утро я вышел на Клинтхольм.




Ночь выдалась прохладной и безветренной, потому путь до Клинтхольма лежал в тумане. Слава богу, что на том участке БЖП не шастали, но все равно я старался держаться берегистее. Перспективы столкнуться в тумане с какой-нибудь шальной яхтой или рыболовным ботом меня не радовали, поэтому приходилось периодически дудеть в туманный горн. Никогда бы не подумал, что этим музыкальным инструментом мне так часто придется пользоваться. Стоял практически полный штиль, и паруса были бесполезны. Шел на моторе. По спокойной воде расстояние до марины Клинтхольма в 33 мили удалось пройти за 6,5 часов на среднем ходу. Лодка делала в среднем 5 узлов, что было очень даже прилично.

Клинтхольм открылся где-то с мили и встретил меня сырым и неприветливым туманным утром. Яхт в марине практически не было - стояло несколько немецких корпусов, пара англичан и голландцы. Видно, все-таки не сезон... Так что "Гемма" ошвартовалась бортом у деревянного причала, скромно примазавшись к большим и крутым яхтам. Сам Клинтхольм представлял собой небольшой хуторок на отшибе с яхтенной мариной и небольшим рыбацким портом. Маленькая лавчонка и гостиница да пара домиков с туземцами - вот и вся обстановка. Я попытался на велосипеде добраться до ближайшей цивилизации, но нагрянувший дождь этому помешал. Пришлось возвращаться в порт. Когда дождь утих, я бродил по пустынным песчаным пляжам, заходил в рыбацкий порт. А еще там проходили съемки какого-то немецкого детектива, так что удалось немного пообщаться со съемочной группой из Мюнхена. К сожалению, на сами съемки попасть так и не удалось - народ ждал подходящей погоды.

А так - предавался хюгге, бродил по берегу, думал над тем, как и что написать о путешествии. На ломаном английском общался с местным населением. К своему великому позору, ангельский язык я изрядно подзабыл - немецкий почти полностью вытеснил его из головы. А датчане в большинстве своем по-немецки не говорят. Хотя странно - датский язык намного ближе к немецкому, чем к английскому. Понять, что говорят датчане по-датски, было просто невозможно. Создавалось ощущение, что они набрали в рот горячей картошки и что-то пытались произнести. Как я ни старался, выделить членораздельные слова из их речи так и не удалось. По звучанию датский напомнил мне южнонемецкие или даже швейцарские диалекты ("подумать только - тоже Пират, а какая разница в судьбе..." ).

Тем не менее, с руками и ногами, на дикой смеси немецкого и английского, порой прибегая к помощи Великого Гугля, удалось расспросить местную бабушку, где можно найти янтарь. К сожалению, янтарь в тех краях тоже отыскать не удалось, но бабушка объяснила где и когда его вообще может выбросить из морских пучин. Показала водоросли, которые обычно находят там, куда выносит янтарь... Но дело было даже не в янтаре, а в общении с жителями другой, совершенно незнакомой мне страны. И это было здорово!

К вечеру снова заморосило, но очередная порция мяса на гриле и крепкий чай придали мне сил и желания продолжать путешествие. Уходить на Копенгаген предстояло глубокой ночью, чтобы к полудню уже быть в городе. (Cмысл ночных переходов - чтобы успеть днем осмотреться на местности. Все равно нормально отоспаться не получалось.)


Дорога до Копенгагена выдалась долгой тяжелой и утомительной. Шел то на моторе, то под парусами, часто в густом тумане, что даже в 5 кабельтовых ни черта не было видно. Туман то рассеивался, то снова сгущался. Путь пролегал по трассам БЖП, потому приходилось часто дудеть в туманный горн и идти по запаху дизельного выхлопа, чтобы не напороться. Пару раз покачивало на волне от прошедшего мимо БЖП, который ничем себя не выдал. В самом лучшем случае удавалось наблюдать пароходы в нескольких милях от меня. Пытался закинуть удочку с блесной, но поклевки так и не дождался.

Вскоре показались ветряки перед Копенгагеном. Наконец-то дошел до поворотного маяка и пошел мимо аэропорта Каструп. Это было совершенно потрясающее зрелище, когда из тумана внезапно выныривает туша самолета и идет практически над самой мачтой на посадку.

Когда аэропорт уже был на траверзе, туман начал потихоньку рассеиваться, и город открылся. Открылся большой мусоросжигательный завод, на котором устроена летняя горнолыжная трасса из какого-то пластика. Кому интересно - можете посмотреть на Тубике. Я собирался там разок прокатиться, но потом все же обломался. Затем показался круизный терминал Лангелиние с огромными лайнерами.

Зайдя за мыс, я ошвартовался в каком-то порту. Оказалось, что не там, куда я шел. Меня занесло в рыбный порт, так что после некоторых переговоров с обитателями порта я все-таки выяснил, что тот порт, куда я направлялся, лежит в паре сотен метров дальше. Пришлось снова отдавать швартовы и идти до яхтклуба Kalkbraenderhavn напротив центральной ТЭС.

Там я все-таки нашел место, несмотря на то, что практически все гостевые причалы были заняты. Уставший и голодный я решил сначала поесть и немного дарвинизироваться - то есть превратиться наконец-то из обезьяны в человека - помыться, побриться и причесаться.

К сожалению, душ в марине включался только, если в него кинуть монету в 5 крон - это на наши местные рубли получается где-то 70 копеек. Но, к великому сожалению, у меня не было ни копейки туземной валюты. Пришлось обратиться с целью размена к местной жительнице, которая подарила мне 10 крон и не взяла с меня ни копейки. Было очень стыдно, но, как я ни предлагал взамен 2 рубля еврами, она не взяла. Наверное, мой вид со щетиной, нечесаной бородой, в русской тельняшке и рыбацких буксах (непромокаемых штанах) был настолько жалок, что милостыню я честно заслужил.

Помывшись и приведя себя в порядок, я занялся лодкой. Именно тогда я обнаружил, что коврик в каюте становился все мокрее и мокрее, а из канистр с питьевой водой не просочилось ни капли. Я до этого наивно полагал, что проблема - в протекании канистр. Когда открутил переборку, выяснилось, что лодка течет, и в трюме набралось литров 5 воды. Мать-перемать! Воду откачал ручной помпой, высушил междудонное пространство тряпками и снова закрыл переборку. Перспективы на этот счет были удручающими...

Несмотря на неутешительный прогноз, предвещающий в ночь усиление ветра и дождь, я отправился на разведку в город. Очень радовало, что недалеко от марины находится заправка - за время перехода от Гедсера до Гагена я спалил практически весь бензин, потому что в Клинтхольме заправки не было.

Город был серым и довольно мрачным на первый взгляд. Но интересные картины на домах придавали ему шарма. Сначала я заехал в Kastelet - небольшое укрепление, действующий военный гарнизон, где расквартированы солдаты Лейб-Гвардии Ее Величества. Было интересно увидеть датских солдат в необычном блеклом камуфляже, черных беретах и с американскими М-16 на плече.

Я обошел укрепление, полюбовался старинными пушками на валу и большой ветряной мельницей в голландском стиле на холме, а затем поехал в сторону центра. Центр, а особенно центральная набережная, оказались очень живописными.


Я ездил по мостам вдоль каналов, рассматривал старинные корабли, пришвартованные в Новой Гавани или Nyhavn, заехал в город в городе - квартал Христианию - колонию хиппи и растаманов, живущую по своим законам, где разрешена конопель, и где ошиваются неформалы различного пошиба. Эх! Где я был лет 25 назад, когда носил хайр и кучу фенек на обеих руках?!

Сейчас, конечно, это было просто забавное место, куда я уже пришел, как в музей. Конечно, никакой травы я там не покурил, да и не очень-то тянуло. Но при очень большом желании, наверное, мог бы себе это позволить.



На выходе из Христиании зашел в дёнерную (для жителей столицы - закусочная, где продается шаурма, для жителей Поребрик-сити - шаверма). Местные турки совершенно не понимали немецкий, зато, как оказалось, вполне сносно говорили по-русски. Так я попробовал местной ша(у)(ве)рмы. По сравнении с немецкой она была все-таки немного вкуснее. Ну и общение на русском тоже запомнилось. Уже темнело, и усиливался ветер, потому пришлось возвращаться на корабль. На следующее утро день обещал быть теплым и солнечным, потому было решено переночевать, а поутру отправиться в большую поездку по городу.

К позднему вечеру погода окончательно испортилась, но ночью над Копенгагеном бушевал порывистый ветер, который и разогнал к утру все тучи. Наконец-то вышло долгожданное солнце, а с ним появилась надежда на долгую прогулку по Копенгаену на двух колесах. В который раз не пожалел, что взял с собой своего алюминиевого друга. Путь сначала лежал в порт и на центральную набережную. По дороге увидел посольство России и даже умудрился сфотографировать на память табличку и русский флаг, за что был выруган в матюгальник вахтером, зато на чистом русском языке. "Все нормально, свои!" - ответил я, и на этом инцидент был исчерпан. В дальней чужой стороне даже ругань на родном языке звучала, как музыка.


По дороге сфогографировал еще пару зданий, посмотрел, насколько небольшие квартиры в датской столице, и насколько, в принципе, скромно и без излишеств они обставлены - благо, занавесок на окнах почти нигде нет. Машины тоже не блещут роскошью. Бальших чорных жыпов, как ни старался, не встретил. Очень много французских авто.

Вскоре я доехал до англиканской церкви святого Албана и большого фонтана Гефион, возле которых во второй раз в Дании услышал русскую речь. Оказалось - туристы из Бреста. Было здорово пообщаться по-русски, причем для обеих сторон. На прощание мы пожелали друг другу хорошего путешествия и дружбы между народами.


Оставив ненадолго велосипед, прошелся до небольшого, но очень уютного парка Лангелиние. Недалеко от парка среди цветов стоит памятник принцессе Марии Орлеанской, которая, несмотря на свое французское происхождениие и плохой датский, была и, вполне возможно, до сих пор остается очень почитаема датчанами.

Дальше двигаюсь направо в сторону площади Ларсена (Larsens Plads) - по сути, большую набережную. Серая каменная набережная здорово контрастировала с яркой зеленью других кварталов, а уже успевшее набрать силу солнце довольно здорово припекало. Проехал мимо художественной галереи, рядом с которой возвышается довольно странный и очень эклектичный монумент, издали напоминающий какую-то египетскую царицу на троне.

Табличка гласит, что ее зовут не Просто Мария, а Королева Мария - эдакий монстр Франкенштейна, слепленный из различных тел, наций и историй. Что хотел этим сказать автор, до сих пор остается загадкой, ибо Дания не слишком преуспела на пути мультикультурализма, в отличие от той же соседской Швеции.

Чуть поодаль от галереи, практически напротив царского дворца, ошвартовалась чья-то очень пафосная моторная яхта под британским флагом. До Eclipse ей было далеко, но вполне возможно, что какой-то из собутыльников тамошних принцев просто приехал перекинуться в бридж с хозяевами дворца.

В тени пафосной яхты скромно приютились роскошные марсельные шхуны "Мира", "Лилла Дан" и "Хальмё". Нет, это - не корабли-музеи и не кафе, как в песне Юрия Аделунга, а действующие парусные экскурсионные суда. Конечно, ходят они, в основном, недалеко и недолго, но бывает, что и в недельный рейс можно отправиться на таком кораблике. Я бы - с удовольствием. Но не судьба...

Я поехал дальше в сторону Нового Порта. Солнце так удачно светило на старые деревянные корабли, к которым у меня особо трепетное отношение, что не удержался и сделал несколько снимков на стенку. Повешу на работе, чтобы долгими зимними вечерами вспоминать тепло и яркие краски датской столицы.



Самое интересное, что, когда никуда не торопишься, время течет очень медленно, и не поймешь, сколько уже прошел, проехал и просто просидел на берегу, любуясь городом и морем. А оно дотянулось и приблизилось к обеду, и я заглянул в ресторан Toldbod_ поскольку там было очень много народу, причем - местных. А это верный признак хорошего заведения. Посмотрев на меню, решил впервые в жизни попробовать лобстера - а то как же - прожить 2/3 жизни и ни разу не съесть лобстера?

Сказано-сделано. Половина лобстера с овощами и картошкой и бутылка пива стоили мне почти 50 евро, но хрен уже с ними! Зато сопричастность к местному населению и их расслабленность. А лобстер? Ну, обычный рак, только большой и чуть пожестче. А про местное пиво я уже писал ранее.

После обеда было решено найти все-таки пресловутую русалочку. Побывать в Гагене и не сфотографировать Русю? Это было бы просто преступлением! А потому я развернулся в сторону Лангелинии, где, как объяснили мне туземцы, ее можно найти по толпе китайцев, японцев и прочих азиатских туристов. Самое интересное, что именно таким образом я ее и нашел. Бедная Русалочка... Облепленная со всех сторон селфистами да и просто туристами, затертая во всех избранных местах до зеркального блеска... Каждый норовит на нее залезть и обнять, ловя свои минуты славы под прицелом фотокамер. Еле дождался буквально 17 мгновений, чтобы запечатлеть ее. Одну. Без ансамбля... Конечно, освещение было уже не самое лучшее для съемки, но галочка в повестке дня уже стояла.

Теперь едем по старому городу в сторону Королевского парка. Казалось бы, практически сердце столицы, а дома - как в каком-то селе. Буквально бараки. Не хватало только кур, копошащихся в пыли, и откормленного свина в тени под забором. Отдельно понравился угол Kronprinsessengade и Krokodillegade - прямо история про Доктора Джекила и Мистера Хайда.


Королевский парк оказался очень красивым и ухоженным. В центре расположена Королевская сокровищница, где хранятся ценности датской короны. Внутрь я уже заходить не стал - пусть королевские сокровища останутся без моего внимания - само впечатление от этого путешествия стоило всех сокровищ замка Росенборг. Но сам замок снаружи я все-таки снял.

Затем решил вернуться обратно в Лангелинию, поближе к морю. Мое внимание привлек очень необычный шум - шум самолетных винтов, совсем рядом. Но рядом - только порт... К причалу подруливал настоящий живой дикорастущий гидросамолет! Это стало сенсацией. Увы, до этого мне никогда в жизни не доводилось видеть гидросамолеты в их естественной среде обитания. На картинках, в музее - да. Даже модели запускал. Но чтобы так, живьем - ни разу. Как выяснилось, этот самолетик летает над городом и катает экскурсантов.

Я долго стоял, любовался им, смотрел, как там работает съемочная группа с какого-то телевидения, наконец дождался, пока все пассажиры займут свои места, и самолетик запустит моторы и отойдет от причала. Даже снял это все на видео. Как раскручивал пропеллеры, как отплывал. Одного только снять не удалось - как он взлетел. Я думал, что он прямо там и оторвется от воды, а он уплыл куда-то за мыс и взлетал уже в открытом море. Жалко... Зато сфотографировал царскую яхту из-за забора этого, с позволения сказать, "аэропорта".


"А не отправиться ли в гости к Ее Величеству, королеве Маргрет?" - подумал я и отправился. У входа во дворец меня встречали гвардейцы в медвежьих шапках и красных мундирах... Как бы не так! Это вам не бифитеры из Туманного Альбиона. А потому мундиры на них были какого-то совершенно серобуромалинового цвета, которые дополняли небесного цвета штаны, сабли и совершенно не пришей кобыле хвост - заокеанские М16. Странно, что во всем королевстве не нашлось более подходящего церемониального оружия, тем более, что оно у них исключительно декоративное, а место под магазин закрыто пластиковой нашлепкой.

И, в отличие от британских стражников, местные солдатики были на редкость живыми. Улыбались, расслабленно похаживали возле своих будочек, даже, иной раз что-то вякали в адрес многочисленных туристов. Одних ближневосточных товарищей, которые уселись напротив дворца и стали что-то жевать (к сведению, Рамадан еще не закончился!), вежливо по-английски попросили встать и найти себе другое место для трапезы. Одним словом - Дания...

Было уже 3 часа, а я все стоял под дверью Амалиенборга, но Ее Величество так и не вышла на балкон и не пригласила меня войти. Какой необязательный человек! Что ж, пришлось ехать дальше и осматривать город.

Для меня стало очень удивительным фактом наличия в Копенгагене метро. Хотя, ели учесть, что в Ленинграде метро есть, то почему бы ему не быть в Гагене? И все-таки как-то непривычно.

Заехав уже подальше от центра, купил магнитики себе, маме и сестре, отправил открытку на работу - обязательная программа каждого путешествия.

Потом еще долго колесил по городу, заехал на кладбище, но могилу Андерсена так и не нашел. Зато нашел памятник ему на одноименном бульваре.

Все-таки, Гаген - красивый город, очень зеленый и в то же время какой-то яркий разноплановый. Где сочетаются старинные постройки с необычными граффити на всю стену, где узкие улочки и совершенно деревенские пейзажи спокойно соседствуют с широкими проспектами. Примерно таким, только еще пафоснее и наряднее я представлял себе Ленинград и, как ни странно - Ригу. К сожалению, пока не удалось побывать ни там, ни там, но еще треть жизни впереди...

И это - тоже Гаген, как ни странно. Что обозначает эта вывеска в бедном квартале - ума не приложу.

См. тут. Прим. ГШ

В поисках пива, отличного от Туборга и Карлсберга заехал в большой супермаркет а Нёрребро. Разговорился с работником отдела, который очень хорошо говорил по-немецки, ибо оказался австрийцем. Он помог мне выбрать пару бутылок аутентичного эля, но больше мы обсуждали австрийские мотоциклы.

После долгих поездок начала болтаться левая педаль. Увы, большой набор инструмента остался на корабле, а тот разводной ключик, который был с собой, проблему решить не мог. С просьбой о помощи на диком суржике английского и языка глухонемых обратился в ближайший веломагазин, который уже закрывался. Тем не менее мне был вручен нужный торцевой ключ на 14, и дальше уже ехал нормально.

Да, у меня образовалась небольшая проблема - умудрился забыть дома единственную кастрюлю, которая обычно жила на лодке, но которую я перед самым плаванием помыл и не кинул в ящик с припасами. Покупать новую кастрюлю не хотелось, потому заскочил по дороги в какую-то лавку старьевщика. Старый дед - хозяин лавки по-английски не говорил. По-немецки - через пень-колоду, буквально пару фраз. Я попытался объяснить ему, что мне нужна небольшая кастрюля, чтобы варить, и показал ему на собачью миску, - "Такая, примерно" Он очень долго рылся по своим ящикам и наконец откопал довольно внушительных размеров кастрюлю, литра на 3. "20 крон" - сказал он.

Я ответил, усиленно помогая руками: "Мне бы поменьше..." -"10 крон" - был его ответ. Я осмотрел кастрюлю и подумал, что фиг с ним, нехай будет большая. Вдруг поймаю большую рыбу, так будет в чем варить уху. Датских крон у меня в наличии не было, потому расплатился евро. В итоге, за полтора евро стал обладателем отличной кастрюли из нержавейки с толстым медным дном. Самый полезный сувенир из Дании...

Вечерело, и мой путь лежал уже в сторону марины. Мне предстояло еще залить канистры и бак, чтобы рано утром выйти в сторону Мальмё. Это удалось сделать довольно быстро, благо, заправка была недалеко от порта.

В пятницу, 24.05 прогноз предвещал до обеда хороший и солнечный день, а после обеда - усиление ветра и дожди, потому вышел из Копенгагена пораньше, где-то часа в 3 ночи, чтобы встретить рассвет на море и насладиться неторопливым ходом под парусами. Ветер как раз этому способствовал. Поставил все паруса, которые тут же наполнились ветром и понесли меня в сторону Швеции. Море было спокойным, а ветер ровным. На горизонте светился огнями ночной Копенгаген, но сам город отделен от моря портом и закрыт всякими неживописными сооружениями, вроде электростанции и мусоросжигательного завода, а потому фото ночного Гагена особой красотой не блещет.

Дальше "Гемма" шла мимо мелких островов в Эрезундском проливе - сначала мимо острова, на котором расположено укрепление Middelgrundsfortet. Как раз из-за острова показался большой круизный пароход - грех было не сфотографировать.

Следующим островом, встретившимся на пути, был небольшой островок, на котором в годы войны стояла зенитная батарея. Будь погода чуть получше, а лодка - без течи, с удовольствием сплавал бы на этот остров на экскурсию. Пошариться по укреплениям и бункерам понравилось мне со времен прошлого путешествия по северному морю, когда мы со старпомом бродили по подземельям Хельголанда. Возможно, в следующий раз обязательно туда загляну.

Мимо плоского, как блин, острова Saltholm (остров Соль по-датски) проходил совсем близко. Был отлив, и глубина у северной его оконечности не превышала метра, потому, когда запищал эхолот, а шверт начал временами скрести дно, пришлось его поднять. Так прошел буквально с полкабельтова, затем глубина увеличилась до приемлемых величин, и дальше уже шел без проблем. Я в одном из своих сообщений назвал Сальтхольм островом, на котором стояла обсерватория Тихо Браге, за что дико извиняюсь, поскольку она стояла на острове Вен, который лежит значительно севернее. И туда я тоже не удосужился заскочить, хотя и запланировал.

Рассвет над Эрезундом выдался на славу! Еще не рассеялась утренняя дымка, и из предрассветных туч еще не показались полностью индустриальные ландшафты шведского берега, а солнце уже взошло во всей своей красе.

Я подходил к Лимнхамну - большой марине южнее Мальмё. С правого борта вырисовывался Эрезундский мост - огромный автомобильный и железнодорожный мост между Данией и Швецией. По дороге я размышлял о том, почему датчане так не любят шведов, хотя и соседи давние, и не враждуют уже давно, и языки похожи... Наверное, именно из-за этого и не любят. А мост все-таки общий построили. Политикам на заметку...

Лимнхамн оказался довольно дрогой мариной, хотя мне ее рекомендовали, как самую демократичную в округе. Стоянка до 10 метров - 230 крон (23 рубля нашими), что было даже дороже, чем в Дании. Интернета и электричества нет, зато шикарный душ и санузлы, отделанные мрамором, - в полном твоем распоряжении совершенно без ограничений.

И, тем не менее, найти в ней свободное место оказалось довольно нелегким делом. "Пеналы" для крупногабаритных кораблей были свободны, а для такой мелочи, как "Гемма" нашлось всего 3 свободных места. Как оказалось, шведы любят маленькие лодки и катера, и у причала стояло много всякой мелочи до 26 футов. Пришвартовался я рядом с каким-то фолькботом. Наконец-то увидел его вживую. И не "пико-" а вполне себе полноразмерный.

До самого города пришлось педалить где-то 6 кило по побережью. Швеция в плане архитектуры разительно отличалась от Дании. Кругом была сплошная стройка. Где-то ломали старые здания, а рядом, как грибы, уже росли новые и совершенно современные конструкции из стекла, бетона и камня. Мальмё расширялся и расстраивался. Пляжи - огромные, с полностью бесплатной инфраструктурой, туалетами, купальнями, спортивными площадками для самых различных видов спорта, начиная от пляжного волейбола, и заканчивая американским футболом. Но больше всего поразило огромное поле для выгула собак. Живут же, гады! Теперь стало понятно, откуда у датчан такая неприязнь к восточным соседям.

Несмотря на солнечный день, было ощутимо прохладно, а температура воды не превышала 11 градусов. Тем не менее, отчаянные молодые шведы купались и в таких условиях. Моржи, наверное. Или лоси...

Балтика. Невероятных цветов и оттенков!


Впереди, как маяк, возвышался небоскреб, официально обзываемый "закрученный торс" (Turning Torso), но для меня он был и остается "кукурузиной"

Развилка привела меня к дилемме, почти, как того витязя на перепутье: куда поехать - в порт или в центр? Решил поехать в порт. Доехал только до паромного, который оказался весьма скучен и неживописен.

Что меня поразило в Мальме, так это общественные станции самостоятельного ремонта велосипедов. Стоит такая железная конструкция с козырьком и "рогами", на которые можно повесить велосипед, а в ней насос и прикованные тросиками (не иначе, как от русских туристов) ключи различного калибра, отвертки... У нас одна такая станция есть в городе возле Института техники и экономики, но она постоянно закрыта, а ключи нужно просить у вахтера. А тут - пожалуйста, пользуйся совершенно свободно.

От порта все-таки поехал в центр по вантовому мосту. Мимо старого маяка, какого-то древнего парохода..


Центр города оказался той еще эклектикой, где здания 19 века тесно соседствуют с современными небоскребами. Но что-то в этом мне не нравилось. Не хотел бы я жить в таком городе. Городе без лица...

Население - разное. Истинных арийцев немного. В основном - выходцы из северной Африки и арабских стран. Но попадались белокурые шведки, длинные, как жердь, и тощие, что твоя селедка.

Что разительно разнило Швецию от Дании - так это практически полное отсутствие шведских флагов. В соседней Дании флаги висели буквально на каждом углу, а тут - только в марине. По всему городу так и не увидел национального флага. Странно...


Старый город сохранился, практически, только на рыночной площади, хотя я, честно говоря, не успел объехать и четверть города. Куда ни глянь - магазины, магазины, магазины... Бутики, лавочки, огромные моллы. Шведы куда-то спешат, что-то скупают, стоят в диких очередях на распродаже каких-то шмоток. Очередь в какой-то одежный бутик напомнила мне о временах открытия в Москве первого Макдональдса. Молодежь носится по городу на прокатных электросамокатах - быстро, удобно, и не надо париться с зарядкой. Бросил севший - взял новый.


На площади Густав-Адольфа (Gustav-Adolfs torg) стояли накануне выборов в Европарламент агитационные палатки всех мыслимых и немыслимых партий, где активисты за что-то агитировали, проводились опросы, раздавали листовки. Мда-а... Это - не Дания с ее "хюгге". Но фонтан на этой площади мне понравился.

Я оставил велосипед на площади и пошел пешком. На одном из каналов проходили какие-то необычные соревнования, типа "веселых стартов". Экипажи надувных лодок отчаянно боролись за победу, а народ с берега поливал их из водяных пушек. Напоминаю, что температура воды была около 11 градусов, но это никого не смущало. Лоси-с...

Вдоволь набродившись по кварталам, естественно, купив магнитики и отправив открытку, я снова оседлал своего двухколесного друга. Те кварталы, где удалось побродить, ничем особенным не отличались. Сплошь арабские лавочки, магазинчики, довольно современные, хотя и не очень ухоженные здания.

Красивое граффити на одном из домов.

В Мальмё много парков. Мне удалось побывать только в одном - Lördagsplan. Там-то наконец я увидел расслабленных туземцев. Группа арабов оживленно играла в петанк, какие-то школьники кормили лебедей у пруда, а на лавочке поодаль сидели 2 бомжа с пивом и явно шведскими физиономиями.

Проехав дальше, натолкнулся на скульптурную композицию: мальчик с гусями (Нильс что ли?), рядом с которой расположилось живое гусиное стадо. Гуси на людей не обращали ни малейшего внимания, и, даже подойдя почти вплотную к птицам, мне не удалось прервать их полуденный сон.

Старая мельница в парке.

"Садок вишневий коло хати..." Не пойму, я еще в Швеции или на ридний Украине?

Пришло обеденное время.Перекусил жареной рыбой собственного улова и бутылкой пива в одной из забегаловок. Очередь - минут на 20, сплошь из шведов. Цена больно укусила - почти 20 евро за фастфуд. Пиво - пенистое, простите за латынь...

Вскоре небо потемнело, погода испортилась, и мне пришлось возвращаться в порт. К большому сожалению, весь город посмотреть не удалось - видно, еще не успел заразиться шведской суетливостью, да и природа подсуропила. Дождь застал меня уже практически на подъезде к Лимнхамну, и собирал велосипед на причале я уже изрядно промокшим. Усилился ветер, а мне предстояло ночью выходить на Клинтхольм.

За ночь дождь прекратился, но усилилось дулово, и развело невысокую, короткую, но, тем не менее, неприятную волну. Еще после прихода в Мальме, уже стоя у причала, я попытался поймать на приемник метеофакс. Понятное дело, при наличии интернета такие извращения особо никому не нужны, но самому было интересно - получится или нет. Не получилось. Факс принялся, но картинка съехала и нарисовалась тремя частями, сдвинутыми лесенкой. Принимал с помощью SeaTTY. Видно, надо будет еще потренироваться и изучить программу поподробнее.

Потому посмотрел прогноз по Windity на ветер и волну и немного успокоился. У меня было довольно большое окно, когда ветер несколько стихал. Зато ждала другая засада: мой до этого верный и надежный Железный Майк (особенно надежный после ремонта и переборки в Ростоке), вдруг сказал, что дистанционка сдохла, от слова совсем, и управлять теперь им придется исключительно кнопочками на тушке. Хреново-с...

Ладно, думаю, приду в Клинтхольм - посмотрю, что там за проблема. Напряжение на ПДУ подается, все светится, только пищит, что нет соединения. Error - и все. Скорее всего - где-то проводок оборвался. Без ПДУ тоже можно идти - благо, сам Майк работал, но неудобно - не выставить предварительный поворот, не сразу сориентируешься, на какую кнопку жать - на самом автопилоте отчего-то они были перепутаны, хотя на пульте все работало, как надо.

Ну что ж, пошли так...

Вышел на моторе, паруса не ставил, поскольку дуло прямо в нос. Ночь была ветреной, пасмурной, но видимость была хорошей. Шведский и датские берега светились огнями. Подсвечивался мост, и ярко горели буи на фарватере перед и за мостом. Красота... Я прошел под мелким пролетом - много чести для такого кораблика проходить по фарватеру. Дальше шел вдоль шведского берега до Фалсьтербу, а затем повернул на запад на Клинтхольм.

На переходе особых происшествий не было, шел точно по проложенному маршруту, только поправлять курс на автопилоте было непривычно и неудобно. Море несколько успокоилось, а часам к 6 утра появились проплешины в тучах.

Я подходил к белым утесам Клинтхольма. Какая это красота! Даже на фотографии на передать величество белых скал, поросших лесом. Издали казалось, что это горные тролли пришли к морю напиться - в очертаниях утесов то там то тут проскакивала довольная тролльская мордочка. Под одной из скал стояла яхта под немецким флагом, а другая шла вдоль берега. Я тоже подумывал о том, чтобы остаться на якоре под защитой скал, но туза у меня не было, а высадиться на каменистый берег даже с моей осадкой не хотелось. Потому было решено идти дальше до марины и пережидать надвигающуюся непогоду у причальной стенки - береженого бог бережет...



Вдоль скал медленно скользил экскурсионный кораблик "Discovery Klintholm" - старый кеч, переделанный из какого-то рыболовного суденышка. Мачты на нем - исключительно декоративные. Кораблик возит туристов из рыбной гавани Клинтхольма до утесов и обратно. Наши с ним пути разминулись. Я пошел дальше на запад в сторону порта мимо галечных пляжей и высокого берега, на котором ярким желтым пятном выделялся маяк. Не знаю, почему, но я очень люблю маяки и ветряные мельницы, потому пользуюсь любой возможностью, чтобы их запечатлеть.

Одинокие домики стояли на берегу в достаточном отдалении от маяка и друг от друга. Интересно, как это - жить в таком доме, вдали от цивилизации, особенно - зимой, или когда штормит, и из дома никуда не выйдешь? Но, будь я социопатом, все сокровища мира отдал бы за такой домик.

Я уже подходил к марине, когда меня догнал, попыхивая выхлопом старого дизеля, "Discovery Klintholm". На палубе за столиками сидели, в основном, пожилые люди. Мы поприветствовали друг друга, и капитан дал гудок на прощание. Я ответил ему туманным горном.

Когда "Гемма" вплыла в марину, небо уже в достаточной степени очистилось, ярко светило солнце, и только "кошачьи хвосты" перистых облаков да порывистый ветер напоминали о предстоящей непогоде.

Пришвартовавшись, я пошел оплачивать стоянку, снимая по дороге такой неприветливый и угрюмый при первом знакомстве хутор, который в свете солнца заиграл совсем другими красками.


Снова зашел в рыбный порт, посидел на пирсе, познакомился поближе с "Дискавери", полюбовался видавшими виды и изрядно потрепанными рыбацкими лайбами, на некоторые из которых было просто жалко смотреть - гнутые антенны, ржавчина на бортах, отодранные доски от палубы, дырявое ведро, водруженное на выхлопную трубу... И, тем не менее, эти трудяги еще пашут море своими изъеденными солью форштевнями.


Фотография старого морского волка

На обед был суп из пакета, сваренный в новой кастрюле. Затем был неукоснительно соблюден закон Архимеда, особенно после длительного и утомительного перехода.Уже через пару часов нагнало тучи, и усилился ветер, и из разверзнутых небесных хлябей на землю полил дождь - холодный и совершенно осенний. Дуло по морским меркам не сильно - анемометр показал 5 баллов на порывах (около 15 -18 узлов), но волны перекатывались через волнолом. Выходить в такую погоду было бы неразумно с моей стороны, хотя несколько немецких яхт ушли в море. Они - большие и крутые, им можно. А мне оставалось только задраиться в каюте и отсыпаться. Заодно решил посмотреть, что там с пультом от Майка случилось. И действительно - оторвался сигнальный провод. Хорошо, что взял с собой тестер и небольшой газовый паяльник. Запаял - и все снова заработало. Ура!

Весь следующий день лил дождь. Ни по окрестностям прогуляться, ни в переход отправиться. Обидно. Перед дождем забыл открыть шпигаты, потому в кокпит набралось изрядное количество дождевой воды. Пришлось немного поработать помпой, чтобы добраться до шпигатов, не снимая куртки. Прогноз предвещал прояснение и заход ветра немного на запад при той же силе, что меня устраивало. Решил не идти на Гедсер и стразу рвануть на Росток, поскольку расстояние от Клинтхольма до Ростока было не больше, чем до Гагена.

Ночью еще шел небольшой дождик, но ветер дул по-прежнему, в среднем узлов 12, только несколько зашел на запад, откуда ему преграждал дорогу берег, потому волна в бухте здорово уменьшилась. Уже можно было идти... Пока шел на юго-запад паруса не ставил - все равно ветер в морду, а, когда завернул за мыс и повернул к югу, уже расправил стаксель и кливер.

Где-то в половину второго ночи вышел прямо на Варнемюнде, несмотря на сильный встречный ветер, и к полудню уже стоял в гавани.

По прогнозам был ветер с порывами до 6 баллов, но, когда выходил, анемометр показывал где-то 12 узлов. Да, волна била в борт, да, забрызгивало, но уже часам к 7 небо немного разошлось, и выглядывало солнце. Уже на подходах к порту здорово вдуло (я намерил 27 узлов на порыве, но из них 5,3 были моими), но ни ветер такого масштаба, ни волна, не могли положить "Гемму" под одним кливером. Поскольку дуло, и оно смотрело почти прямо в лоб :), шел на моторе, и развернул кливер только, когда южный ветер немного зашел на запад, а я слегка повернул к югу.

Все равно, несмотря на волны и ветер, идти было приятно и интересно. В зоне разделения движения наблюдал странную штуку - огромную чашевидную конструкцию на подпорках, которую на понтонах тащил довольно мощный морской буксир. Они были довольно далеко, так что даже в 7-кратный бинокль было тяжело разглядеть подробности. Но буксирный трос был чуть ли не в полмили длиной. Что бы это могло быть? Я назвал про себя это сооружение "ковчегом" и все ждал, что нам удастся немного сблизиться, чтобы разглядеть детали. Но быстро пересек зону, а им там было тяжело тащиться по такому морю, так что назначение данного сооружения так и осталось загадкой всего путешествия..

Лодку удалось поднять только к 6 вечера, ибо там проводилась регата, народ усиленно тренировался, и весь слип был заставлен швертботами разных калибров.

Выехал в обратный путь уже в 7, но так и не осилил его за один этап - пришлось пару часов поспать на трассе, поскольку глаза слипались, несмотря на ударную дозу крепкого ядреного кофе.

В 10 утра. Гемма уже стояла на своей стоянке, а я пошел домой отсыпаться за все путешествие, и только недавно проснулся. :)

В общем, путешествие удалось, несмотря на погоду, поломки и потери. В итоге я остался очень доволен,несмотря на паршивую погоду. Оно того стоило...

Треки здесь. (Непонятно, каким образом съехал трек перехода из Гедсера в Клинтхольм. Не могу ничего исправить.)

Надеюсь, что в следующем году получится еще куда-то вырваться. Будут новые лодки, будут новые путешествия...